Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной компетенции при интенсивном обучении младших школьников иностранному языку'

Формирование коммуникативной компетенции при интенсивном обучении младших школьников иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1247
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕНСИВНЫЕ МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА / СОЦИАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЙ ТРЕНИНГ / КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ / ЭМПАТИЯ / INTENSIVE METHODS OF TEACHING OF FOREIGN LANGUAGE / SOCIAL READINESS / COMMUNICATIVE TRAINING / COMMUNICATIVE COMPETENCE / PSYCHOPHYSIOLOGY PECULIARITIES OF SPEECH ACT / COMMUNICATIVE BARRIERS / EMOTIONAL MOOD / EMPATHY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудина Елена Николаевна

В статье представляется теория и практика применения компетентностного подхода при интенсивном обучении иностранному языку. Представлены результаты эмпирического научного исследования.I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article presents theory and practice of using competent approach during intensive teaching of foreign language. There are demonstrated some results of empirical research.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной компетенции при интенсивном обучении младших школьников иностранному языку»

УДК 802.0:801.3:373.3

Е. Н. Дудина

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПРИ ИНТЕНСИВНОМ ОБУЧЕНИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Томский государственный педагогический университет

Современная общеобразовательная школа ставит перед собой задачи создания условий для развития личности школьника, его самообразования, самопознания, самоактуализации. Традиционная модель образования переживает кризис; разрабатываемый в теории и педагогике школьного образования компе-тентностный подход становится все более популярным, что обусловлено требованиями рынка труда, где необходимы не знания сами по себе, а владение определенными функциями, компетентностями [1-4].

Современное общество осознало необходимость владения английским или другими иностранными языками для участия в экономической, общественной, культурной, политической сферах жизни, особенно это касается областей науки, экономики, международной торговли. Иностранные языки выступают инструментом успешности выпускников в поликультурном, по-лилингвальном сообществе. Формирование коммуникативной компетентности - основное назначение предмета иностранные языки в школе: молодой человек должен быть способен осуществить иноязычное общение с носителями языка, общаться посредством новых информационных технологий, иметь доступ к многообразию мировой культурной и политической жизни.

Родители, заботясь о будущем своих детей, стремятся максимально подготовить их к взрослой успешной жизни и проявляют заинтересованность в их раннем развитии и обучении общению на иностранном языке (ИЯ).

Современный социальный заказ формулирует новые требования к теории и технологии обучения ИЯ. Это, прежде всего, необходимость:

- ускорить (интенсифицировать) процесс изучения ИЯ в период школьного обучения;

- повысить эффективность обучения ИЯ;

- сделать процесс обучения ИЯ лёгким и свободным для усвоения;

- предоставить возможность изучать два, три ИЯ за период обучения в школе.

В соответствии с современным направлением в области образования перед начальной школой ставятся задачи, отвечающие мировым тенденциям развития: новый базисный учебный план (2002 г.) предусматривает изучение ИЯ со 2 класса начальной школы. Интенсификация процесса изучения иностранных языков младшими школьниками является актуальной потребностью. Интенсивные методы обучения ИЯ по-

зволяют достичь высоких результатов, увеличить объём изученного материала и сократить сроки обучения ИЯ. Однако на практике преподавания иностранного языка в общеобразовательной школе происходит использование элементов интенсивной методики при обучении в среднем и старшем звене.

В настоящее время интенсивные технологии активно используются для обучения взрослых иностранным языкам, направлены на быстрое усвоение речевых навыков и простейшей коммуникации. Основной целью курсов интенсивного обучения ИЯ является обучение устным формам общения на ИЯ: аудированию, говорению. В основе этих курсов лежат различные модификации методики Г. К. Лозанова или других авторов. Интенсивные методики преподавания иностранных языков в значительной степени активизируют процессы восприятия и усвоения материальной основы общения, вскрывают новые резервы в мотивации коммуникативных действий и развивают коллективное взаимодействие, имеют живительные силы для методики преподавания иностранных языков [5].

Разрабатывая интенсивный курс английского языка для младших школьников, автором предусмотрено предварительное прохождение пропедевтического курса формирования готовности к интенсивному изучению ИЯ, целью которого является формирование мотивационной, когнитивной и социальной готовности младших школьников.

В младшем школьном возрасте происходят значительные изменения в межличностных отношениях детей: как отмечает Л. И. Божович, «... возникают коллективные связи, начинают формироваться общественное мнение, требования друг к другу, взаимная оценка» [6, с. 284]. Растущий ребёнок проходит этапы социализации, и важной социальной средой для него является школа. Формируется направленность личности, усваиваются нравственные ценности социума, ребёнок получает опыт проявления новых нравственных чувств и потребностей. Социализация - это процесс, который способствует формированию социально-значимых качеств, ценностей и умений, приобретая которые, ребёнок полноценно ощущает себя в общности.

Социальная готовность к изучению ИЯ проявляется в уровне сформированности отношения к себе как к школьнику, критичность к своим действиям, знаниям, умение найти свои ошибки. Уровень сформи-

рованности отношения к взрослому как к учителю; умение школьника работать самостоятельно, творчески работать в паре, в группе; умение занять социаль-но-одобряемую и позитивную позицию в общении с одноклассниками и педагогом. Особо востребованы при изучении ИЯ коммуникативные умения, эмоциональная выфазительность, эмпатия.

Учебный процесс по формированию социальной готовности можно проводить в форме тренинга. Тренинг, по определению педагогического словаря,

- это интенсивное обучение с практической ориентацией на развитие навыков и освоение участниками нового опыта.

Тренинги имеют различную направленность: тренинг делового общения, перцептивный тренинг, тренинг социально-психологический, тренинг личностного роста и др. Для реализации целей блока пропедевтического курса формирования социальной готовности рационально применять тренинг социально-психологический, ориентированный на использование активных методов групповой работы с целью развития компетентности в общении. Итогом тренинга является формирование социально-психологической компетентности, под которой понимается способность индивида эффективно взаимодействовать с другими людьми и выстраивать межличностные взаимоотношения. Социально-психологическая компетентность состоит из набора умений, которые можно определить как коммуникативные умения:

- ориентироваться в социальных ситуациях;

- адекватно определять эмоциональное состояние партнёра по общению, его личностные особенности;

- проявлять эмпатию к собеседнику;

- выбирать паттерны поведения, соответствующие ситуации.

Базовыми методами тренинга является групповая дискуссия и игра. Тренинги межличностного общения способствуют взаимодействию школьников друг с другом, что обусловливает развитие мышления ребёнка, формирование его когнитивной готовности. Известно, что социальное взаимодействие существенно влияет на эффективность познавательной деятельности младших школьников. Воспитательной целью выбранного метода является не столько стремление изменить социальную ситуацию, сколько сделать её более насыщенной, поликультурной, способствовать самоопределению, формированию умения делать сознательный выбор.

Преимущества тренинговой организации учебной деятельности позволяют педагогу сформировать ученический коллектив, готовый к общению и партнёрскому взаимодействию. Тренинг, как метод активного взаимодействия, способствует созданию положительного психологического климата на занятиях, положительного эмоционального настроя на сотрудничество, на диалог между всеми участниками образовательного процесса. Иностранный язык в такой

ситуации становится не предметом изучения, а средством общения, самовыфажения школьников.

Целесообразно определить следующие задачи тренинга коммуникативности и сплочённости учебной группы:

- создание определенных правил поведения и общения в группе;

- объединение участников общей целью и задачами для дальнейшей совместной деятельности, направленной на изучение ИЯ;

- проведение знакомства в группе школьников между собой и с учителем (даже если ученики уже знакомы, тренинговые упражнения составляются таким образом, что позволяют каждому школьнику раскрыться, актуализировать свои возможности). Следует помнить, что стадия знакомства представляет собой выполнение школьниками ритуала приветствия, дети учатся вступать в разговор, поддерживать, коммуникативно оправданно завершать его. Полученный опыт на последующих занятиях переносится на анг-лоязыгчную основу при изучении темы «Знакомство»;

- создание комфортных условий для совместной работы детей в группе, установление межличностных контактов, благоприятной атмосферы общения; развитие эмоциональной культуры, эмпатии;

- снятие барьеров общения для создания комфортной и безопасной атмосферы в группе;

- снятие трудностей социально-психологических взаимоотношений, тревожности;

- диагностика эмоционального и социального поведения каждого ребёнка методом наблюдения;

- формирование личностных качеств младшего школьника, обучение работе в группе;

- обучение самодиагностике эмоционального состояния;

- диагностика уровня развития коммуникативных умений.

В коммуникативных умениях ведущими являются психологический фактор (чувствительность, отзывчивость, умение оценить эмоциональное состояние другого человека, коммуникабельность) и физио-ло-гический - реактивность (в виде сочетания слабости и лабильности нервной системы и доминирование правополушарных первосигнальных функций). В коммуникативных способностях существен также параметр невербальность-вербальность. Но «удельный вес» этого параметра несколько меньше в коммуникативных, нежели в познавательных способностях. «Ядром» коммуникативных способностей является восприятие и понимание участниками общения друг друга. Эмоции, оценка, экспрессия чужды слову языка и рождаются только в процессе высказывания, живого употребления языковых единиц.

Коммуникативная деятельность, в ее широком понимании, располагает кроме языковых и другими средствами: оптико-кинетической знаковой системой (жесты, мимика, контакт глаз, пантомимика), пара- и

экстралингвистическими системами (интонация, паузы, неречевые вкрапления в речь), системой организации пространства (проксемика, изучающая оптимальные «зоны» для различных видов общения) и времени коммуникации. Можно сказать, что речевая и коммуникативная деятельность в ряде случаев не-расчленимы, протекают как единый процесс. В то же время речевую деятельность можно рассматривать как частный случай коммуникативной. Общим для них является то, что они представляют собой процесс, следовательно, имеют динамику развития, им присущи индивидуальная изменчивость и различия у отдельных людей.

Большинство лингвистов, анализируя вопрос о соотношении языка и речи, единодушно выносят за скобки факт влияния на язык нелингвистических факторов: невнимания, ограниченной памяти, дефицита времени, эмоциональной окрашенности, мотивации, считая это «сверхъязыковым остатком». По их мнению, «сверхъязыковой остаток» следует отнести просто к индивидуальным особенностям использования языка, который не играет сколько-нибудь существенной роли в деятельности общения посредством языка. С точки зрения психологии здесь отмечаются все психологически значимые компоненты, реально сопутствующие функционированию языка, т.е. факторы, не содержащиеся в языковой системе, но обнаруживаемые в процессе речевого общения. Можно сказать, что «сверхъязыковой остаток» представляет собой «коммуникативную надстройку» над собственно лингвистическими средствами. «Коммуникативная надстройка» - это то, что облегчает или затрудняет восприятие и понимание сообщения, создает помеху в канале передачи информации или её устраняет.

Таким образом, необходимо рассмотреть в психологическом аспекте исследования два вида средств общения - лингвистические и нелингвистические, владение которыми в равной степени существенно.

Диалог - классическая форма речевого общения. Поиски путей к повышению эффективности обучения иностранным языкам привели к разработке и использованию в практике обучения интенсивных методик, где в качестве одного из ведущих принципов выступает коммуникативность ситуаций обучения, ситуации подлинной коммуникативной деятельности, в ходе которой непреднамеренно усваивались бы необходимые языковые средства. Основная форма взаимодействия при этом - диалог, полилог (по возможности только на иностранном языке). Предполагается слияние двух процессов - усвоения и применения.

Однако диалог как основная форма речевого общения и взаимодействия партнёров предъявляет им ряд требований, которые помимо языковых трудностей имеют отношения к психофизиологическим особенностям речевой деятельности. К ним относятся:

1) скорость речевого обмена репликами;

2) смена речевых субъектов;

3) содержательность завершенного высказывания;

4) обмен репликами происходит без длительного обдумывания;

5) реактивность ответов и ситуативная их привязанность.

В качестве индивидуальных характеристик, влияющих на успешность коммуникативной деятельности, могут выступать темп деятельности, динамика решения задач, качество и используемые коммуникативные средства (языковые и неязыковые), тип стратегии деятельности, общительность. Однако необходимо отметить, что «общительность», или «коммуникативность», как черта личности отличается от «коммуникативной активности», которая связана с индивидуально-психологическими и психофизиологическими особенностями индивида и проявляется ситуативно в процессе совместного решения различного рода мыслительных, языковых, речевых, коммуникативных задач.

Коммуникативный барьер как затруднение возникает не только из-за таких личностных качеств, как стеснительность, тревожность и т.д., но и из-за несоответствия психофизиологических параметров обучающихся тем требованиям, которые предъявляют, с одной стороны, диалогическая форма речевого общения, а с другой - специфические особенности обучения, создающие субъективную экстремальность условий для части учащихся. В условиях иноязычного общения - это большой информационный поток, превышающий средний объём восприятия, дефицит времени, быстрое протекание речевых процессов, исключающее возможность анализа языковых явлений; дефицит языковых средств при необходимости с самого начала обучения осуществлять коммуникацию; использование приёмов слухового канала подачи информации и т.д., следовательно, роль индивидуальных особенностей учащихся и проблема учёта психофизиологического фактора приобретают особую активность.

Лица с лабильной и лица с инертной нервной системами по-разному организовывают свою деятельность: инертные чаще пользуются предварительным планированием своих действий, инертные реже, чем лабильные, переключаются с одного вида деятельности на другую. Эффективность деятельности у них существенно различна в разных условиях, при быстрой смене раздражителей или необходимости менять способы действия с материалом инертные оказываются в более невыгодном положении, чем лабильные; инертные вне экстремальной ситуации показывают хороший результат в произвольном запоминании.

Можно выделять языковые способности (способности к иностранным языкам) и речевые. Такое деление определено самой природой овладения иностранным языком - характером языковой системы, её средств и способом их применения в комму-

никативно-речевой деятельности. Ни в одной методической системе этого объединить не удается (два процесса). Наблюдаются различия в вербально-логических и образно-действенных компонентах мыслительной деятельности. Установлено, что не все люди способны использовать теоретические знания, полученные в ходе обучения, на практике. Таким образом, вероятно, существует два вида способностей к иностранным языкам (коммуникативные и лингвистические), которые содержательно различаются.

Такое подробное изучение психофизиологического аспекта коммуникационных умений необходимо для осознания сущности данного явления. Если учащиеся не могут осуществлять свободную коммуникацию на родном языке, испытывая коммуникативные барьеры и трудности, то освоить полноценное, импровизированное общение на иностранном языке они тоже не смогут. Им станет доступным только разыгрывание выученных диалогов, и будет вызывать затруднение свободное речепорождение. Социально-психологический тренинг способствует развитию коммуникативных умений, снижению имеющихся затруднений в общении, установлению партнёрских отношений в группе.

Общение помогает развитию социального интеллекта учащегося. В основе социального интеллекта лежит эмпатия (постижение эмоциональных состояний другого человека), т. е. способность сопереживания, эмоционального резонанса на переживания другого.

Составляющим компонентом социальной готовности является положительный эмоциональный настрой, который очень важен при усвоении учебного материала, так как эффективность учебно-воспитательного процесса при положительном эмоциональном переживании повышается в несколько раз, улучшается запоминание, познавательные процессы работают активнее. Положительные эмоции способствуют усилению мотивации ребёнка к учебному процессу и выполняемой учебной деятельности. Для активного протекания познавательных процессов каждый ученик должен находиться в положительном эмоциональном и комфортном физическом состоянии. Пониженный эмоциональный фон, эмоциональная скованность сдерживают овладение иностранным языком. Памяти свойственно вытеснять негативные воспоминания или нейтральные события, которые не были отмечены большими эмоциональными переживаниями. Поэтому на учителя возлагается задача создания не только положительного эмоционального фона во время занятия, но и ситуации успешности для каждого ученика, необходимо стимулировать положительные переживания учащихся. Однако в процессе выполнения учебной деятельности, продвижения к цели могут возникнуть самые разные эмоции: задача педагога научить детей управлять своим эмоциональным состоянием.

Неотъемлемым качеством коммуникативных умений является эмоциональная выразительность и эм-

патия. Дети общительные, эмоциональные овладевают иностранным языком легче. Эмоции играют значимую роль в человеческом общении. Оттенки выражения лица, жесты дополняют и придают выразительность общению. Эмоции оказывают воздействие на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление, поэтому с первых занятий необходимо проводить знакомство детей с эмоциональными состояниями. Для этого учитель методом актуализации имеющихся знаний знакомит учащихся с каждой из основных эмоций в её графическом изображении. Изучаемая эмоция разыгрывается и демонстрируется учениками, вспоминаются ситуации, когда подобные эмоциональные переживания были в жизни. Данные упражнения позволяют прочувствовать настроения других учащихся в группе, научиться самовыразительности, найти новые оттенки, которые помогут эмоционально окрасить общение. Посредством выполнения упражнений ребёнок учится раскрепощаться, доверять окружающим, быть свободным в общении. В основе данной деятельности лежит обучение детей эмоциональной самооценке с помощью «линейки эмоций».

Разработаны специальные упражнения, в которых особый акцент делается на эмоциональной выразительности, так закрепление выученных стихов с английской лексикой или выражений приветствий и знакомства тренируются с разными жестами, интонацией, мимикой, пластикой тела. Использование на занятии средств эмоционального самовыражения, интонирование лексики помогают ярче иллюстрировать семантическое значение слов. Приобретается новый опыт общения и эмоциональной выразительности, снимается скованность учащихся, атмосфера общения становится благоприятной.

Использование музыки, разучивание песен, стихов является одним из наиболее эффективных способов воздействия на эмоциональную сферу младшего школьника, их содержание способствует расширению лексического запаса и прочности усвоения ИЯ. Пение улучшает слух, совершенствует произношение. Стихи и песни способствуют хорошей артикуляции, их драматизация рассматривается как активная форма организации учебного процесса, способствующая формированию интереса к предмету. Ролевые игры дают возможность проявить каждому ребёнку свои способности, индивидуальность, творчество.

Особое место на занятиях должно отводиться интеллектуальным играм как источнику эмоционального подъёма, кооперации с членами группы. Интеллектуальная игра способствует развитию этого важного инструмента познания, она ставит целью «... стимулировать дальнейшее общее, культурное, коммуникативное развитие, расширить эрудицию, увеличить знания. » [7, с. 45]. При решении поставленных в интеллектуальных играх задач происходит поиск творческого решения. В качестве интеллектуальных игр необходимо исполь-

зовать различные головоломки, шарады, кроссворды.

На следующем этапе дети самостоятельно разрабатывают подобные задания для всей группы.

Используя карту наблюдения за поведением, методом педагогического наблюдения учитель оценива-

Характеристики групп общения

ет уровень коммуникативных умений и поведение школьников в группе, отмечает динамику изменений. Приведём пример заполненного протокола одной из экспериментальных групп после первого и восьмого тренингового занятия (табл. 1 и 2).

Т аблица 1

на первом занятии, %

Критерий характеристики Выражен ярко и средне Низко выражен Не выражен Низко выражен Выражен ярко и средне

Общительность -замкнутость 30 30 8 24 8

Раскованность -напряженность 20 25 - 25 30

Спокойствие -агрессивность 8 32 32 8

Т актичность -бестактность 30 30 - 20 20

Деятельность -пассивность 30 20 10 10 30

Подельчивость -эгоцентризм 35 15 14 18 18

Г отов. помочь -безразличие 20 20 - 34 26

Сочувствие -злорадство 15 15 20 14 36

Таблица 2

Характеристика групп общения на последних занятиях, %

Критерий характеристики Выражен ярко и средне Низко выражен Не выражен Низко выражен Выражен ярко и средне

Общительность - 80 20 -

замкнутость - -

Раскованность - 50 42 -

напряженность 8 -

Спокойствие - 60 40 -

агрессивность - -

Т актичност ь- 50 38 12

бестактность - -

Деятельность - 68 32 -

пассивность - -

Подельчивость - 68 32 -

эгоцентризм - -

Г отов. помочь - 70 30 -

безразличие - -

Сочувствие - 55 45 -

злорадство - -

По результатам диагностики развития личностных качеств младших школьников, общающихся в группе, видно, что такие качества, как общительность, раскованность, спокойствие, тактичность, активность, готовность помочь и поделиться, сочув-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ствие стали преобладающими. Полностью ушли негативные характеристики, которые выступали барьерами общения, такие, как замкнутость, напряженность, агрессивность, грубость, эгоцентризм, безразличие и др.

Т. А. Кинева. Обновление содержания школьного образования Великобритании в контексте.

После проведения тренинга общения и сплочения группы дети стали комфортно чувствовать себя на занятиях, и комплексы общения не проявлялись.

Во время проведения тренинга экспериментатором создаются условия для снятия психологических барьеров общения. Для учеников, испытывающих затруднения в выстраивании монологов и диалогов, даются дополнительные индивидуальные задания, на-

правленные на расширение запаса слов и тренировку выстраивания монологических высказываний и трансакций в диалогах.

Таким образом, реализация пропедевтического курса формирования готовности младших школьников к интенсивному изучению ИЯ, а именно социальной готовности, способствует формированию коммуникативной компетенции обучающихся.

Литература

1. Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. 2005. № 4. С. 19-27.

2. Востриков А. А. Основы теории и технологии компетентностного подхода в элитной школе. Авторская модель: Монография. Томск: Продуктивная педагогика, 2006. 218 с.

3. Востриков А. А. Основы теории и технологии развивающего способности обучения в школе. Диагностичное прямое развивающее обучение. Практическое человекознание: Монография. ТГПУ, 2007. 230 с.

4. Краевский В. В. Основы обучения. Дидактика и методика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М.: Издательский центр «Академия», 2007. 352 с.

5. Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Интенсивные методы обучения иностранным языкам и средняя школа // Иностранные языки в школе. 1991. № 1. С. 17-22.

6. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968. 464 с.

7. Мандель Б. Р Интеллектуальная игра: на перекрестке научных дисциплин // Педагогика. 2006. № 7. С. 44-48.

Поступила 06.06.2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.