УДК 378.881.116.11 DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-3-319-326
Развитие коммуникативной активности студентов
на занятиях по культуре речи С. Ю. Вылегжанина
Вятский государственный университет, г. Киров
Во введении говорится о том, что коммуникативная активность является одним из факторов успешности учебной деятельности студента, его творческой самореализации в студенческих объединениях. Однако большинство обучающихся первого курса не готовы к ведению диалога и спонтанной речевой активности на занятиях, испытывают сложности в построении монологического высказывания, в групповой коммуникации. Целью статьи является описание педагогических условий развития коммуникативной активности студентов на занятиях по русскому языку и культуре речи. Методами исследования явились анализ научной литературы, наблюдение, педагогическое моделирование и анализ эмпирического опыта. Результаты получены на базе ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет». Выделены и описаны три группы педагогических условий: организационные, психологические и методические. К организационным условиям относятся факторы, касающиеся организации учебного процесса, целеполагания и планирования: выстраивание учебного курса в логике развития коммуникативной активности, вынесение теории на самостоятельное изучение, общение преподавателя со студентами в социальных сетях. Психологическими условиями являются: создание комфортной психологической атмосферы на занятиях, формирование положительной мотивации на развитие коммуникативной активности как качества личности, развитие рефлексивности. К методическим условиям мы отнесли подбор интересного предметного содержания, увеличение доли речевых и коммуникативных упражнений, творческих заданий, использование нетрадиционных методов, игр, использование мобильного видео. В заключении статьи делается вывод о том, что перечисленные условия способствуют развитию коммуникативной активности. Об этом мы можем судить по преобладающим положительным эмоциям студентов, устойчивости их внимания, включенности в работу, увеличении количества высказываний по обсуждаемым вопросам, желанию выступить с сообщением на занятии.
Ключевые слова: коммуникативная активность, культура речи, организационные, психологические и методические педагогические условия.
Development of students' communicative activeness
in speech culture classes s. Yu. Vylegzhanina
Vyatka State University, Kirov
The introduction states thatcommunicative activeness is among competences which enable the student to be successful in his learning and his creative self-realization in student societies. However, most of first-year students are not ready to dialogue or spontaneous speech activity in classes, they have difficulties with monologue building, as well as with group communication. The aim of this article is to describe pedagogical conditions for the development of communicative activeness among students in Russian and Speech Culture classes. The following research methods were used: analysis of scientific literature, observation, pedagogical modeling and analysis of empirical experience. The results were obtained after experiments on the basis of FSBEI HE "Vyatka State University". Three groups of pedagogical conditions were determined and described as follows: the organizational, psychological and methodical ones. Organizational conditions include factors of educational process organization, goalsetting and planning: arrangement of learning course in order to develop communicative activeness, providing independent study of theoretical material, the teacher and students' interaction in social network. Psychological conditions are as follows: the creation of a psychologically comfortable and safe environment in classes, the formation of positive motivation in order to develop communicative activeness as a personality trait, the development of reflexivity. Methodical conditions include the selection of interesting subject content, increase in number of speach and communicative practices, creative tasks, the use of non-traditional methods, games, mobile videos. It is concluded that all stated conditions promote the development of communicative activeness. This is evidenced by the prevailing positive emotions in students, their ability to focus, involvement into work, an increase in the number of speech acts on the issues discussed, their readiness to make a presentation in class.
Keywords: communicative activeness, speech culture, organizational, psychological and methodical conditions.
© Вылегжанина С. Ю., 2019
Введение
Вопросы обучения эффективной коммуникации в настоящее время привлекают исследователей разных научных областей, обсуждаются на страницах популярных журналов, в средствах массовой информации и Интернете. Это связано с изменением форм коммуникации, интересом к тренингам и популярностью прикладной риторики, осознанием важности коммуникативной компетентности и коммуникативной активности в личностном развитии и профессиональном становлении специалистов.
Необходимость развития коммуникативной активности у студентов первого курса связана с тем, что при поступлении в вуз меняется коммуникативное окружение, часто теряются контакты со школьными друзьями, особенно у студентов, для которых город не является родным. Внутри учебной группы складывается новый коллектив, и в изменившейся ситуации студентам нужно быстро адаптироваться. Коммуникативная активность является одним из факторов успешности учебной деятельности студента, его творческой самореализации в студенческих объединениях. Очень важна коммуникативная активность обучающихся на занятиях по предметам гуманитарного цикла, формирующим ценностные ориентации студентов, так как только по результатам продуктивных видов коммуникативной деятельности мы можем судить о достижении поставленных учебных и воспитательных целей.
Однако школьники и студенты привыкли к тому, что большую часть времени на занятии говорит преподаватель, а на лекциях чаще всего -все время занятия [8], поэтому большинство обучающихся первого курса не готовы к ведению диалога и спонтанному самовыражению, испытывают сложности в построении длинного монологического высказывания. Многим мешает страх ошибиться и повышенный самоконтроль, обусловленные такими личностными особенностями, как стеснительность, неуверенность, замкнутость, тревожность, заниженная самооценка, а также недостаток знаний о средствах, приемах, правилах общения. Мы зачастую отмечаем у студентов трудности вступления в контакт, трудности в эмпатии и самоанализе.
Все эти затруднения заставляют преподавателя искать новые средства развития коммуникативной активности студентов, так как только двустронняя педагогическая коммуникация яв-
ляется эффективной. В этом случае активность становится не только средством повышения эффективности учебной деятельности, но и в какой-то мере ее целью и результатом.
Целью статьи является описание педагогических условий развития коммуникативной активности студентов на занятиях по русскому языку и культуре речи, выявленных в процессе педагогической деятельности и в ходе анализа научной литературы по проблеме исследования.
Материалы и методы
Методами исследования явились анализ научной литературы, наблюдение, педагогическое моделирование и анализ эмпирического опыта. Материалами для написания статьи послужили наблюдения, проводившиеся в течение трех лет в процессе преподавания дисциплины у студентов первого курса на разных факультетах Вятского государственного университета.
Результаты, обсуждение
Анализ научной литературы позволил нам уточнить сущностные характеристики и структурные составляющие коммуникативной активности, на которые необходимо воздействовать в педагогическом процессе, а также рассмотреть предлагаемые исследователями пути ее развития.
Коммуникативная активность - часть общей активности, сложное интегральное свойство личности, которое выражает степень потребности в общении, проявляется в готовности личности включиться в коммуникативную деятельность и осуществлять ее наиболее оптимальными способами, направленными на достижение результатов деятельности [4]. В исследованиях ученых пермской психологической школы подчеркивается, что коммуникативная активность интегрирует эмоционально-мотивационные свойства личности, когнитивную и регулятивную функции отражения. С. А. Васюра пишет о том, что коммуникативная активность является результирующей природных, биологических и социальных факторов, выполняет системообразующую функцию в структуре интегральной индивидуальности человека, обеспечивает приспособление человека к социуму, гармонизирует индивидуальность и координирует индивидуально-психологический потенциал человека, воплощает индивидуальность человека в других субъектах
социальной действительности - партнерах по общению. Этот вид активности является ведущим у представителей профессий социономического типа [2, с. 169-170], поэтому подлежит обязательному развитию в образовательном процессе.
Движущими силами коммуникативной активности являются интерес (к предмету общения, к партнеру), потребности (узнать информацию, поделиться информацией, реализовать творческие способности и пр.), противоречия (между имеющимся и необходимым уровнем знаний, умений).
Психологи С. А. Васюра, Н. А. Жемчугова, О. П. Санникова приходят к выводу о том, что процесс повышения коммуникативной активности будет успешным, если актуализирована внутренняя готовность к самоизменениям, сформирована положительная мотивация на развитие коммуникативных качеств и умений [1]. Возрастная динамика структуры общительности, согласно Н. А. Жемчуговой, состоит в постепенном переходе от регуляторно-динамических к продуктивно-смысловым компонентам в качестве ядерных [5]. Таким образом, студенты, в отличие от школьников, становятся более организованными, способными интенсивно, легко устанавливать контакты, быть инициативными, добиваться внимания, осознанно овладевать опытом и средствами общительности.
В педагогических исследованиях С. А. Гороховой, Т. А. Карбушевой больше внимания уделяется уровню межличностного взаимодействия коммуникантов и выявлению принципов и условий развития коммуникативной активности студентов вузов, не акцентируется внимание на динамических аспектах коммуникативной активности. С. А. Горохова пришла к выводу, что для своевременного выявления затруднений и оказания помощи студентам в поддержании, инициации и коррекции коммуникативной активности необходимо использовать технологию педагогической поддержки, т. к. она обеспечивает косвенное воздействие на личность, не вызывает напряженности, конфликта, отторжения декларируемых социальных норм и эталонов [3]. Сущностной характеристикой коммуникативной активности как качества будущих учителей Т. А. Карбушева1 считает направленность на другого человека как партнера по совместным действиям, готовность
1 Карбушева Т.А. Становление коммуникативной активности студентов регионального педагогического вуза: дис. ... канд. пед. наук. Благовещенск, 2007. 223 с.
встать на позицию другого человека и оценить свои действия с его позиции.
Перечисленные положения и выводы уже имеющихся исследований позволяют нам описать условия развития коммуникативной активности студентов на занятиях по русскому языку и культуре речи.
Под педагогическими условиями нами вслед за рядом исследователей понимаются субъективные (внутренние) и объективные (внешние) факторы, обеспечивающие достижение поставленной цели, потенциал содержания, форм, методов, материально-пространственной среды [7]. Мы выделили организационные, психологические, методические условия. Безусловно, такое распределение достаточно условно, так как они взаимосвязаны и являются составляющими целостного педагогического процесса, однако необходимо для описания и анализа.
Организационные условия
1. Выстраивание учебного курса в логике развития коммуникативной активности. Ставя перед собой целью развитие какого-либо качества личности, мы планируем определенную последовательность шагов, которая диктуется содержанием и структурой заданного качества или умения. Развитие коммуникативной активности - это не единственная и не основная цель нашего учебного курса, но мы считаем ее важной, поэтому на каждом занятии уделяем внимание ее целенаправленному развитию. Эта сквозная цель реализуется поэтапно: мотивация - инструментальная основа - рефлексия.
Сначала нужно создать атмосферу доверия, настроить студентов на диалог, стимулировать речевую активность и показать значимость коммуникативной активности в жизни человека. Далее продолжить формировать инструментальную основу коммуникативной активности - коммуникативные умения, создавать образ их индивидуального стиля коммуникативной активности, помогать осознавать свои возможности. В конце учебных модулей и всего курса обязательно проводить рефлексию - анализировать, чему они научились, а также ставить задачи на будущее.
2. Вынесение теории на самостоятельное изучение. Мы используем технологию «перевернутый класс», при которой новый материал изучается дома, а закрепляется на практических занятиях. В университете записан видеокурс «Русский язык и культура речи», и видеолекции
и конспекты по теории студенты просматривают дома перед занятием. Кроме того, в открытом доступе в Интернете имеется много материалов по различным темам курса, и преподаватель имеет возможность составить плейлисты с фрагментами видеолекций известных ученых и популяризаторов русского языка (проф. Аннушкин, И. А. Стер-нин, М. А. Кронгауз и др.). Это дает возможность сэкономить время на объяснения на занятии, а также познакомиться с образцами хорошей речи.
3. Выдвигая условие «общение преподавателя со студентами в социальных сетях», мы имеем в виду деловое общение с учебными целями. Это необходимо, потому что изменилась структура общения современной молодежи, общение в соцсети для студентов является одной из основных форм коммуникации. Несмотря на жаркие споры относительно использования соцсетей в учебном процессе, следует признать, что соцсе-ти - это ресурс, средство, которое помогает установить контакт со студентом, общаться с ним на его территории [6]. Для развития коммуникативной активности можно использовать самый популярный ресурс - «ВКонтакте». В соцсети можно информировать, пересылать методические пособия, учебные видеофрагменты и видеолекции, проверять самостоятельную работу и комментировать ошибки, консультировать студентов, помогать им подготовиться к публичным выступлениям. Как показывает наш опыт, общение с преподавателем в соцсети воспринимается как менее формальное, общение на равных, студент испытывает доверие и чувствует себя более свободно, в итоге повышается активность на занятиях.
Психологические условия
1. Создание комфортной психологической атмосферы на занятиях и формирование положительной мотивации на развитие коммуникативной активности как качества личности обусловливается тем, что исходным моментом развития активности является воздействие на по-требностно-мотивационную сферу личности.
С первого занятия важно создать атмосферу доверия, поддержки и сотрудничества. В этом помогают педагогический такт, юмор, улыбка, демонстрирующая доброжелательность, опора на интересы студентов.
Формирование положительной мотивации на развитие коммуникативной активности обеспечивается осознанием цели и мотива, поэтому необходимо на примерах (разбор конкретных ситуаций) показать важность коммуникативной активности и ее составляющих в учебной и будущей профессиональной деятельности, подбирать содержание, вызывающее интерес и положительные эмоции в ходе взаимодействия, желание выполнить предложенные задания.
К примеру, на первом занятии мы не даем диагностических работ, а после знакомства предлагаем студентам «тест-вызов», основанный на технологии критического чтения. В первой части задания предлагается познакомиться с интересными фактами о русском языке, культуре речи и риторике и поставить рядом с каждым утверждением знак: «V» - это я знаю; «+» - это новая для меня информация; «-» - я думал по-другому, это противоречит тому, что я знал; «?» - это мне непонятно, нужны объяснения. Приведем примеры (табл.).
Факты о русском языке / Facts about Russian
Факты / Facts Ответы / Responses
1 2
Русский является одним из шести официальных языков в ООН
Все без исключения космонавты обязаны учить русский язык, поскольку на МКС присутствуют некоторые названия, сделанные на нашем с вами родном языке
Создатели кириллицы Кирилл и Мефодий не были русскими и никогда не были на русских землях
Употребление буквы Ё обязательно в книгах с последовательно поставленным ударением, учебниках для детей младшего возраста, учебниках для иностранцев, в собственных именах. В остальных случаях употребление Ё факультативно
Слово «жёлчь» нужно писать с буквой Ё (произносим О под ударением), а в слове «истекший» (год, срок) пишется Е и произносится Э
В слове «толика» (малая толика) ударение падает на 2 слог
В слове «вынуть» нет корня
Окончание табл.
1 2
У глаголов «победить», «убедить» форма 1-го лица ед. ч. отсутствует
Слово «крем» образует форму мн. ч. И. п. с окончанием Ы - кремЫ
Слово «холодина» относится к мужскому роду
В высказываниях «Подскажите, который час?», «Поставьте свою роспись» и «Присаживайтесь, пожалуйста!» есть лексические ошибки
В презентацию не нужно вставлять слайд «Спасибо за внимание»
«Чайник долго остывает» и «Чайник долго не остывает» - это одно и то же
М. Кронгауз, К. Туркова занимаются популяризацией русского языка, в том числе в сети Интернет
К 12-летнему подростку принято обращаться на «Вы»
Важно подобрать утверждения так, чтобы студенты смогли поставить все варианты знаков. Что-то они знают, и это придает им уверенность, что-то заставит улыбнуться, а что-то заведомо их удивит, и они захотят узнать правильные ответы, обсудить эти факты.
Во второй части задания предлагается оценить уровень своих коммуникативных знаний и умений (от 0 до 5 баллов) и определить 3-5 из них, которые хотелось бы развить. Задание выполняется самостоятельно, потом педагог просит назвать предпочитаемые умения (можно под номером в списке, главное - дать каждому возможность высказаться).
2. Развитие рефлексивности является вторым психологическим условием развития коммуникативной активности студентов. Согласно исследованиям психологов, в студенческом возрасте происходит переход к осознанности индивидуальности своего стиля коммуникативной активности. Мы все разные, поэтому у всех разный стиль активности - это базовая установка на принятие себя и партнера, которую мы должны сформировать. В качестве дополнительных материалов для самостоятельной работы (по желанию) можно предлагать тесты, например: «Потребность в общении» - модификация «Оценка уровня общительности (тест В. Ф. Ряховского)», «Тест оценки коммуникативных умений» (умение слушать), «Исследование уровня эмпатийных тенденций» (методика И. М. Юсупова) и другие.
Мы стимулируем развитие рефлексивности, предлагая студентам в конце занятий или модулей оценить свою работу на пятибалльной шкале (подготовка к занятию, правильность выполнения заданий, сосредоточенность на работе, лич-
ная эффективность в достижении поставленных учебных целей), определить, все ли аспекты рассматриваемой темы ясны, что осталось непонятым и как можно решить эту проблему, что мешало выполнить задания лучше, что следует изменить в ходе занятия, чтобы улучшить результаты, описать свое эмоциональное состояние на занятии и его причины и так далее.
Методические условия. К ним мы отнесли подбор интересного предметного содержания, увеличение доли речевых и коммуникативных упражнений, творческих заданий, использование нетрадиционных методов, игр, мобильного видео.
Мы не можем сделать развитие коммуникативной активности единственной и главной целью нашей работы и использовать максимально эффективный метод - социально-психологический тренинг, так как содержание курса «Русский язык и культура речи» закреплено в программе и обязывает нас ознакомить студентов с ролью русского языка в современном мире, с формами национального языка, фонетическими, лексическими и грамматическими нормами современного русского литературного языка, коммуникативным и этическим аспектами культуры речи, функциональной стилистикой и практической риторикой, основами деловой коммуникации. Однако в рамках данных тем у преподавателя есть свобода отбора языкового материала и методов и приемов работы.
Содержание является основой педагогических условий, обеспечивает их качественное наполнение и соответствие задаче формирования изучаемых знаний, умений, качеств личности. Если материалы вызывают интерес, то студенты активно с ними работают, обсуждают, высказывают свое
мнение. К примеру, при изучении форм национального языка текст с диалектной лексикой Кировской области предлагается перевести на современный литературный язык, а далее мы обсуждаем особенности вятского говора, причины исчезновения диалектных слов из языка, личное отношение студентов к употреблению диалектных слов. Как правило, студенты из других регионов активно комментируют особенности вятского говора, сравнивают с особенностями произношения в своем родном городе. Диалог продолжается и при рассмотрении просторечия на примере рассказа М. Зощенко «Аристократка». При анализе жаргона как формы национального языка мы используем подборку жаргонизмов в рекламе, собранных Н. В. Угловой [9], обсуждаем правовые и этические аспекты такого употребления. Использование современных аутентичных материалов, находящихся в открытом доступе в Интернете, СМИ, стимулирует активность студентов. Безусловно, студентам интересно работать с языком на материалах изучаемой ими специальности, поэтому при подборе упражнений по отработке языковых норм мы берем тексты из изучаемых студентами отраслей.
Без определенных знаний и умений (умение контролировать и регулировать собственную речь, выбирать соответствующие ситуации тон и манеру общения, грамотно использовать невербальные средства коммуникации, аргументировать свою позицию, правильно воспринимать и понимать партнера по общению, сотрудничать с ним и др.) осуществление коммуникативной деятельности, в которой проявляется коммуникативная активность личности, невозможно, они составляют ее инструментальную основу. Но эти умения можно сформировать только в условиях коммуникативно-ориентированного обучения, диалоговой формы общения, увеличения доли продуктивных видов деятельности, и прежде всего говорения, а также творческих работ с их обязательной демонстрацией. Например, по теме «Фонетические нормы» мы предлагаем составить орфоэпический диктант - связный текст с 30-40 словами, вызывающими трудности в произношении. При прочтении выступающий допускает заранее определенное количество ошибок, а слушатели должны их заметить и назвать.
Положительную эмоциональную реакцию и активность неизменно вызывает прием «Перевод с русского на русский». Например, текст
О. Любченко «Порча хорошего настроения», изобилующий канцеляризмами, мы просим пер е-сказать с помощью нейтральной или разговорной лексики. Такой перевод помогает усвоить особенности функциональных стилей современного русского языка. При объяснении грамматического значения слов мы используем лингвистические сказки Л. Петрушевской, написанные по правилам русской грамматики, но с несуществующими словами. При демонстрации изменений лексических значений слов мы работаем с подборкой выражений, которые 30 лет назад звучали бы очень странно: «Не могу войти в почту», «Положи мне денег на трубу», «Посчитай на телефоне» и другие.
При изучении модуля «Риторика» мы используем мобильное видео. Например, на камеру мобильного телефона студенты записывают выполнение упражнения «Зеркало», в котором нужно выбрать известного оратора и произнести текст в его манере. Зрители должны понять, что это за человек. Обычно студенты выступают с речью в аудитории, но некоторые просят записать речь и продемонстрировать на занятии видео. Если не хватает аудиторного времени для прослушивания всех подготовленных речей, мы просматриваем их в соцсети. Возможность перезаписывать, делать монтаж видео важна для тех, кто интересуется блогингом, а также тех, кто хочет сосредоточить внимание на оценке слушателями эффекта от просматриваемой речи и посмотреть на себя со стороны, проанализировать, что получилось, а над чем следовало бы еще поработать.
На занятиях мы используем различные игры и коммуникативные упражнения, которые снижают коммуникативный контроль, создают доверительную атмосферу, вызывают потребность в общении и стимулируют контакт между обучающимися и преподавателем. Их можно проводить в начале занятия для поднятия настроения и активизации общения, в середине, когда нужно сделать перерыв и немного отдохнуть, в конце, когда студенты уже устали или осталось мало времени для изучения нового материала. Например, для осознания необходимости поддержки партнеров по общению, активного слушания рекомендуем упражнения «Влияние группового настроения», «Слушатель», для работы со словарным запасом, богатством и точностью речи -игры «Элиас» (объясни слова), «Одна буква» (объясни слово, используя слова только на одну
букву), «Категории» (объясни слова, перечисляя входящие в группу предметы).
Заключение
Коммуникативная активность является частью общей активности личности. Все перечисленные
Литература
условия способствуют ее развитию. Об этом мы можем судить по преобладающим положительным эмоциям студентов, устойчивости их внимания, включенности в работу, увеличении количества высказываний по обсуждаемым вопросам, желанию выступить с сообщением на занятии.
1. Васюра С.А. Коммуникативная активность студентов: индивидуальные стили, гендерные особенности и способы формирования // Вестник Удмуртского университета. Психология и педагогика. 2006. № 9. С 23-31. URL: https://cyberleninka.ru/ article/v/kommunikativnaya-aktivnost-studentov-individualnye-stili-gendernye-osobennosti-i-sposoby-formirovaniya (дата обращения: 29.01.2019).
2. Васюра С.А. Структура и функции коммуникативной активности в интегральной индивидуальности человека // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 2 (21).
3. Горохова С.А. Проблема развития коммуникативной активности студентов в образовательном процессе вуза : монография. Н. Новгород : НГЛУ, 2005. 95 с.
4. Горохова С.Ю. О соотношении категорий «активность» и «деятельность» в психолого-педагогических исследованиях // Экономика образования. 2013. № 3. С. 112-116.
5. Жемчугова Н.А. Соотношение свойств темперамента и общительности на раннем и позднем этапах юношеского возраста // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2009. № 2. С. 36 -41.
6. Кергилова Н.В., Сазонова О.К. Использование социальных сетей в образовательном процессе вуза (на примере группы «ВКонтакте» «Педагогика и не только») // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 6. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/ispolzovanie-sotsialnyh-setey-v-obrazovatelnom-protsesse-vuza-na-primere-gruppy-vkontakte-pedagogika-i-ne-tolko (дата обращения: 28.03.2019).
7. Клименко Г.А. Типология педагогических условий профессионального самосовершенствования в учебной деятельности // Вестник СГТУ. 2006. № 4 (17). Выпуск 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/tipologiya-pedagogicheskih-usloviy-professionalnogo-samosovershenstvovaniya-v-uchebnoy-deyatelnosti (дата обращения: 21.02.2019).
8. Сараева В.В. Формирование коммуникативных умений студентов вуза // Казанский педагогический журнал. 2010. № 2. С. 22-27. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-kommunika1ivnyh-umeniy-studentov-vuza (дата обращения: 16.03.2019).
9. Углова Н.В. Употребление жаргонных слов в рекламном тексте // Альманах теоретических и прикладных исследований рекламы. 2016. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/upotreblenie-zhargonnyh-slov-v-reklamnom-tekste (дата обращения: 27.03.2019).
References
1. Vasyura S.A. Kommunikativnaya aktivnost' studentov: individual'nye stili, gendernye osobennosti i sposoby formirovaniya [Students' Communicative Activity: individual styles, gender peculiarities and ways of formation]. Vestnik Udmurtskogo universi-teta. Psikhologiya i pedagogika = Bulletin of Udmurt University. Psychology. Pedagogy. Izhevsk, 2006, no 9, pp. 23-31. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/kommunikativnaya-ak (accessed 29.01.2019). (In Russ.).
2. Vasyura S.A. Struktura i funktsii kommunikativnoi aktivnosti v integral'noi individual'nosti cheloveka [Structure and function of communicative activity in integrated identity of a person]. Vektor nauki TGU. Psikhologiya i pedagogika = Science Vector of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology. Togliatti, 2015, no. 2 (21). (In Russ.).
3. Gorokhova S.A. Problema razvitiya kommunikativnoi aktivnosti studentov v obrazovatel'nom protsesse vuza [Development of Students' Communicative Activeness in Educational Process in Higher Education]: monograph. N. Novgorod, The State Linguistic University, 2005, 95 p. (In Russ.)
4. Gorokhova S.Y. O sootnoshenii kategoriy «aktivnost'» i «deyatel'nost'» v psikhologo-pedagogicheskikh issledovaniyakh [Correlation between "activeness" and "activity" in psychological and pedagogical studies]. Ekonomika obrazovaniya = Economics of Education, no. 3, 2013, pp. 112-116.
5. Zhemchugova N.A. Sootnoshenie svoistv temperamenta i obshchitel'nosti na rannem I pozdnem etapakh yunosheskogo vozrasta [Correlation between temperament and social skills during early and late adolescence]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo oblastnogo universiteta. Seriya: psikhologicheskiye nauki = Bulletin of the Moscow Region State University. Series: Psychology, 2009, no. 2, pp. 36-41.
6. Kergilova N.V., Sazonova О.К. Ispol'zovanie sotsial'nykh setei v obrazovatel'nom protsesse vuza (na primere gruppy "VKon-takte" "Pedagogika i ne tol'ko") [The use of social networks in educational process of the university (for example, groups "Teaching and not only" in "Vkontakte")]. Sibirskiy pedagogicheskiy zhurnal = Siberian Pedagogical Journal, 2017, no 6. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-sotsia (accessed 28.03.2019). (In Russ.).
7. Klimenko G.A. Tipologiya pedagogicheskikh usloviy professional'nogo samosovershenstvovaniya v uchebnoy deyatel'nosti [Types of pedagogical conditions to provide personal growth in educational activities on a professional basis]. Vestnik of SGTU = Bulletin of Saratov State Technical University, 2006, no. 4 (17), issue 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/v/tipologiya-pedagogi (accessed 21.02.2019). (In Russ.).
8. Saraeva V.V. Formirovanie kommunikativnykh umenii studentov vuza [Formation of communicative skills of University students]. Kazanskii pedagogicheskii zhurnal = Kazan Pedagogical Journal, 2010, no. 2, pp. 22-27. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ formirovanie-kommun (accessed 16.03.2019). (In Russ.).
9. Uglova N.V Upotreblenie zhargonnykh slov v reklamnom tekste [Use of slang words in advertisements]. AJ'manakh teoreticheskikh i prikladnykh issledovanii reklamy = Almanac of theoretical and applied studies of advertising, 2016, no. 1. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/upotreblenie-zhargo (accessed 27.03.2019). (In Russ.).
Статья поступила в редакцию 4.05.2019 г.; принята к публикации 3.06.2019 г.
Submitted 4.05.2019; revised 3.06.2019.
Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
The author has read and approved the final manuscript.
Для цитирования:
Вылегжанина С.Ю. Развитие коммуникативной активности студентов на занятиях по культуре речи // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 3. С. 319-326. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-3-319-326
Об авторе
Вылегжанина Светлана Юрьевна
кандидат педагогических наук, доцент, Вятский государственный университет, г. Киров, ORCШ ГО 0000-0003-4346-2216, syu_vylegzhanina@yyatsu.ru
Citation for an article:
Vylegzhanina S. Yu. Development of students' communicative activeness in speech culture classes. Vestnik of the Mari State University. 2019, vol. 13, no. 3, pp. 319-326. DOI: 10.30914/2072-6783-2019-13-3319-326 (In Russ.).
About the author Svetlana Yu. Vylegzhanina
Ph. D. (Pedagogy), Associate Professor, Vyatka State University, Kirov, ORCID ID 0000-0003-4346-2216,
syu_vylegzhanina@vyatsu. ru