Научная статья на тему 'Формирование коммуникативной культуры младших школьников в процессе совместной учебной и внеучебной деятельности'

Формирование коммуникативной культуры младших школьников в процессе совместной учебной и внеучебной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2306
209
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНЫЕ СПОСОБНОСТИ / КОММУНИКАТИВНАЯ АКТИВНОСТЬ / КОММУНИКАТИВНЫЕ СВОЙСТВА / КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА / МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горячев М. Д., Яндукова Т. А.

Продуктивным средством формирования коммуникативной культуры у младших школьников является организация их общения на основе совместной учебной и внеучебной деятельности. В статье рассматриваются факторы, этапы, формы, методы и средства формирования коммуникативной культуры младших школьников в процессе обучения и организации внеучебной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A productive way of formation of communicative culture of primary schoolchildren is the organization of their communication on the basis of joint educational and extracurricular activities is shown. The article presents the factors, stages and methods of forming the communicative culture of primary schoolchildren at school.

Текст научной работы на тему «Формирование коммуникативной культуры младших школьников в процессе совместной учебной и внеучебной деятельности»

*

БО1: 10.18287/2542-0445-2017-23-4-48-51

УДК 37.013

М.Д. Горячев, Т.А. Яндукова

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ школьников В ПРОЦЕССЕ СОВМЕСТНОЙ УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Продуктивным средством формирования коммуникативной культуры у младших школьников является организация их общения на основе совместной учебной и внеучебной деятельности. В статье рассматриваются факторы, этапы, формы, методы и средства формирования коммуникативной культуры младших школьников в процессе обучения и организации внеучебной деятельности.

Ключевые слова: коммуникативные способности, коммуникативная активность, коммуникативные свойства, коммуникативная культура, младшие школьники, формирование коммуникативной культуры.

Рост масштабов информационного обмена в современном обществе определяет необходимость всестороннего изучения проблемы формирования коммуникативной культуры младших школьников, так же как и непосредственное влияние сформирован-ности коммуникативной культуры на социальное развитие личности. В своих исследованиях ученые доказали, что общение, совместная учебная и вне-учебная деятельность младших школьников являются факторами формирования у них коммуникативной культуры, а их организация — результативным средством ее формирования.

Под коммуникативной культурой младших школьников мы понимаем многоаспектное личностное образование, являющееся результатом взаимодействия внутренних и внешних факторов. К внутренним факторам относятся индивидуальные возможности личности, или коммуникативный потенциал, включающий коммуникативные способности, коммуникативную активность, коммуникативные свойства, коммуникативную компетентность. Внешние факторы — это речевой этикет, коммуникативные нормы и традиции, они регулируют общение в социуме. Их совокупность образует коммуникативное поведение [2, с. 262].

На условия воспитания молодежи значительное влияние оказывают социальные изменения. Особую значимость и востребованность обретают социально-педагогические знания, так как в процессе решения педагогических задач необходимо учитывать условия социальной среды, а также роль общения и деятельности человека в новых условиях. Социально-педагогический подход к формированию коммуникативной культуры младшего школьника предполагает согласование коммуникативного потенциала личности и ресурсов социума (семьи, школы, общего круга друзей и знакомых, более широких социальных связей и отношений, включая средства массовой информации).

Формирование коммуникативной культуры младших школьников на основе социально-педагогического подхода осуществляется в соответствии с принципами: культуросообразности (учет специфических особенностей культурных ценностей, традиций и норм конкретного региона); социального партнерства и сотрудничества (равноправие субъектов коммуникативной деятельности, обязательность выполнения норм и традиций конкретного коллектива); единства воспитания и деятельности (формирования коммуникативной культуры в совместной деятельности в атмосфере сотрудничества); преемственности в формировании коммуникативной культуры на уровне поколений и системы образования (учет семейных, школьных, региональных коммуникативных традиций); опоры на коллектив (психологический комфорт, система правил сотрудничества и содружества, организация совместной деятельности); единства личности, среды, деятельности и поведения (организация взаимодействия субъектов в условиях коммуникативных требований социума).

В зарубежных исследованиях отмечается важность вербальной и невербальной коммуникации в жизни учащихся. Так, X. Бэк рассматривает коммуникацию в качестве средства адаптации к социальной среде, обеспечивающего возможность повысить учебные достижения и личные успехи в любой деятельности [5, с. 16]. Ученые отводят важную роль семье в формировании коммуникативной культуры, подчеркивая тот факт, что семейные традиции наиболее сильно влияют на формирование представлений о языке как ценности в области взаимодействия [6, с. 54]. Подчеркивают роль партнерства детей и взрослых, при котором дети получают возможность творческого самовыражения в совместной деятельности, учатся самостоятельно принимать решения, осознают свою уникальность и принадлежность к определенной со-

* © Горячев М.Д., Яндукова Т.А., 2017

Горячев Михаил Дмитриевич ([email protected]), Яндукова Татьяна Анатольевна ([email protected]), кафедра педагогики, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С. П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.

циальной группе, изучают границы и правила социально приемлемого поведения, знакомятся со способами сотрудничества, ведения переговоров и разрешения конфликтов [8, с. 8].

Изучение языков в начальной школе рассматривается как возможность формирования коммуникативной культуры в единстве целостного процесса, в котором устная речь, чтение, язык и общение неотделимы друг от друга. В процессе обретения языковых навыков, развития способности использовать язык формируется личностный коммуникативный потенциал ученика [7, с. 38].

Формирование коммуникативной культуры младших школьников осуществляется в учебной и внеучебной деятельности; в ходе бесед, учебных диалогов, дискуссий, микроисследований учащихся, игр; в процессе изучения родного и иностранного языков, чтения как вида досуга, использования медийных средств. Указанные средства использовались на трех взаимосвязанных этапах формирования коммуникативной культуры: при формировании системы коммуникативных знаний и умений; формировании продуктивно-творческого опыта через коммуникативную деятельность; формировании личностно-ценностного отношения к самосовершенствованию коммуникативной культуры. Каждый этап рассматривается как стадия формирования структурных составляющих указанной культуры, а также как системный фактор формирования коммуникативной культуры, захватывающий различные возрастные рамки школьников (с 1 по 4 класс). Особое внимание при выборе средств формирования коммуникативной культуры уделяется тем, которые обеспечивают высокий уровень внешней и внутренней активности учащихся.

Компонентами коммуникативной культуры младших школьников являются: коммуникативные способности (свойство личности, обеспечивающее способность к взаимодействию с учетом коммуникативных возможностей собеседника — языковых, речевых, коммуникативных); коммуникативные свойства (социально значимые, устойчивые особенности поведения личности в общении — эмпа-тия, толерантность, в том числе такт и рефлексия); коммуникативная активность (готовность личности действовать адекватно сложившейся коммуникативной ситуации, исходя из ее инициативы).

Критериями сформированности коммуникативной культуры младших школьников являются: готовность к взаимодействию (умение слушать и понимать людей, оказывать на них влияние, устанавливать с ними хорошие личные и деловые взаимоотношения); готовность к проявлению эмпа-тии и толерантности; готовность к проявлению инициативы в общении.

В процессе формирования коммуникативных способностей можно выделить репродуктивный и творческий уровни. Репродуктивный уровень характеризуется способностью ребенка слушать, понимать собеседника, оказывать на него влияние; устанавливать личностные и деловые отношения со сверстниками и взрослыми по предложенному образцу. На творческом уровне наблюдается способность / возможность ребенка создавать новые и

оригинальные формы проявления коммуникативных способностей (творческий уровень коммуникативных способностей будет достигаться в течение всей жизни). Продуктивными для формирования коммуникативных способностей выступают методы беседы, учебного диалога, дискуссионные, а также медийные средства, обеспечивающие возможность устанавливать контакты с собеседниками посредством социальных сетей.

Коммуникативные свойства представлены эм-патией и толерантностью. Т.И. Пашукова и Е.А. Троицкая под эмпатией понимают эмоции, содержание которых составляют сочувствие, сопереживание, «вчувствование» в состояние другого, «проникновение» в мир переживаний людей, способность представить себя на месте другого [3, с. 197]. Е.И. Касьянова и Н.И. Виноградова рассматривают коммуникативную толерантность как осознанное терпимое отношение к субъекту (субъектам) межличностного общения, взаимодействия, проявляющееся в признании и уважении прав другого на проявление своей индивидуальности [1, с. 31).

Для формирования эмпатии и толерантности используются игровые технологии, технологии проведения коллективных творческих дел, сказко-терапия, встречи с интересными людьми, беседы. Популяризация чтения также способствует формированию коммуникативной культуры младших школьников.

Коммуникативная активность, будучи одной из форм социальной активности, по мнению Д.П. Денисова и В.Е. Огрызкова, выражается в творческом отношении к миру, способности к самореализации, в умении группировать вокруг себя людей и инициативности в коммуникативной деятельности [3, с. 44]. В качестве средств формирования коммуникативной активности выступают игра как одна из наиболее результативных форм проявления инициативны детей младшего школьного возраста, участие в проектах, творческая деятельность. С этой целью организуют мозговой штурм, написание сочинений на заданную тему, инсценировки, создание совместных проектов (например, книги сказок, детективных историй, рассказов путешественников и т. п.), создание школьных СМИ (газеты, журнала, альманаха); общение в социальных сетях (включает обязательное обучение культуре безопасного поведения в Интернете). Они способствуют социальному, эмоциональному и когнитивному развитию детей [9, с. 25].

Процесс формирования коммуникативной культуры младших школьников в учебной и внеучеб-ной деятельности включает три этапа.

Первый этап осуществляется в течение первого и второго года обучения, в ходе него формируются коммуникативные знания и умения. Содержание деятельности педагога по формированию коммуникативной культуры включает: формирование представлений о языке и речи, их значении; формирование умений слушать и слышать, отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы по заданной теме; формирование умений наблюдать и контролировать собственное эмоциональное состояние и состояние собеседника; обучение оценива-

нию личностных достижений; обучение приемам знакомства с незнакомыми; формирование стремления находить в собеседнике положительное и принятие его индивидуальности; тренинги межличностного общения, включая использование «волшебных слов»; обучение поведению в общественных местах (в транспорте, магазине, на почте, на экскурсиях, в театре и т. д.); стимулирование к получению дополнительного образования (музыкального, хореографического, спортивного, художественного и т. д.); создание совместных проектов (например, книги со сказками или стихами о социальных проблемах класса, ведение классной странички).

Второй этап (третий класс) посвящен формированию продуктивно-творческого опыта в коммуникативной деятельности. Содержание деятельности педагога по формированию коммуникативной культуры включает: формирование у учащихся умения ставить цель деятельности, составлять алгоритм действий, оценивать ее результативность («легко», «приятно», «трудно», «неприятно», «плохо»; «можно ли посоветовать другим поступать так же»; «я хочу сам так поступать»; «я хочу, чтобы так поступали со мной»); раскрытие сущности «Золотого правила» нравственного поведения («не делай для другого того, чего не хочешь для себя»); знакомство школьников со способами контроля над эмоциональным состоянием; работа над контролем эмоционального состояния «Кувшин эмоций»; разработка правил совместной жизни в коллективе, контроль за их соблюдением, внесение коррективов; «Я и мы»: осознание себя как части общности (семьи, круга друзей, классного коллектива, школы); работа с различными источниками информации, знакомство с правилами отбора и обработки полученных сведений; формирование умения доносить информацию до слушателей, отстаивать личную точку зрения, прислушиваться к мнению окружающих; обмен достижениями во внеурочной деятельности и дополнительного образования — проведение праздников, самопрезентаций, совместных проектов с родителями (например, творческий проект «Кукла», где учащийся от лица собственноручно созданной куклы может рассказать о себе, представить, каким он хотел бы видеть себя).

На третьем этапе (четвертый класс) большое внимание уделяется формированию личностно-цен-ностного отношения к коммуникативной культуре, формированию ответственности за собственную коммуникативную культуру в цепи социальных отношений. Это происходит в процессе знакомства учащихся с понятиями «генеалогическое древо», «я и мои друзья», «я — часть класса, школы», «я — часть своей страны», «я — часть мира»; сравнения коммуникативной культуры школьника с коммуникативной культурой членов семьи, одноклассников, сограждан; развития чувственно-эмоциональной сферы ребенка; обыгрывания и анализа ситуаций, драматизации; участия младших школьников в планировании и организации внеклассных и внешкольных дел; организации коллективных творческих дел, добровольного участия в них; обеспечения самостоятельности детей в со-

ставлении сценариев, распределении ролей, разработке конкурсов, обращении за помощью к родителям, учителям и другим взрослым.

Формирование коммуникативной культуры младших школьников не требует увеличения объема учебной нагрузки для школьников. Разработанная система вплетена в саму ткань образовательного процесса (учебную, внеучебную деятельность детей, работу с родителями, педагогами и т. д.) адекватно целям, содержанию, формам и методам начального образования, учитывая его современное состояние, но не перегружая детей дополнительным учебным временем. Данное условие обеспечивается путем включения в структуру учебно-воспитательного процесса в начальных классах специально спроектированных ситуаций по профилю предметной области, способствующих приобретению учениками знаний, коммуникативных универсальных учебных действий и, как результат, формированию коммуникативной культуры.

Библиографический список

1. Виноградова Н.И., Касьянова Е.И. Теоретический анализ коммуникативной толерантности // Ученые записки Забайкальского государственного университета. 2014. № 4. С. 28-34.

2. Горячев М.Д., Яндукова Т.А. Методика исследования сформированное™ коммуникативной культуры младших школьников // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 11 (133). С. 262-267.

3. Денисов Д.П. Коммуникативная активность учащихся в сети интернет / Д.П. Денисов, В.Е. Огрызков // Образовательные технологии и общество. 2016. № 2. Т. 19. С. 440-451.

4. Пашукова Т.И., Троицкая Е.А. Механизмы и функции эмпатии // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2010. № 585. С. 197-209.

5. Back Heather M., The Effects of Communication Disorders on Social Development (2010). 51 p. [Электронный ресурс]. URL: http://scholarship.claremont.edu/ cgi/viewcontent.cgi?article=1079&context=cmc_theses (дата обращения: 15.07.2015).

6. Early Learning for Every Child Today. A framework for Ontario early childhood settings. January 2007. 182 p. [Электронный ресурс]. URL: http://www.edu.gov.on.ca/ childcare/oelf/continuum/continuum.pdf (дата обращения 22.03.2016).

7. Primary School Curriculum: Introduction. Dublin, 1999. 80 p. [Электронный ресурс]. URL: https:// www.curriculumonline.ie/getmedia/c4a88a62-7818-4bb2-bb18-4c4ad37bc255/PSEC_Introduction-to-Primary-Curriculum_Eng.pdf (дата обращения: 17.03.2015).

8. Professional Pedagogy for Early Childhood Education. DCCC Publishing, 2012. 76 p. [Электронный ресурс]. URL: https://www.pobal.ie/Publications/Documents/ E0CP%20Professional%20Pedagogy%20for%20Early%20 Childhood%20Education.pdf (дата обращения: 08.08.2015).

9. Programme communication for early childhood development. New York, 2006. 26 p. [Электронный ресурс]. URL: http://www.unicef.org/earlychildhood/files/ programme%20communication%20for%20early%20childhood%20 development.pdf (дата обращения: 21.04.2016).

References

1. Vinogradova N.I., Kasyanova E.I. Teoreticheskii analiz kommunikativnoi tolerantnosti [Theoretical Analysis of Communicative Tolerance]. Uchenye zapiski Zabaikal'skogo gosudarstvennogo universiteta [Scholarly Notes of Transbaikal State University], 2014, no. 4, pp. 28-34 [in Russian].

2. Goryachev M.D., Yandukova T.A. Metodika issledovaniia sformirovannosti kommunikativnoi kul'tury mladshikh shkol'nikov [Methods of investigating the formation of the communicative culture of junior schoolchildren]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University], 2015, no. 11(133), pp. 262-267 [in Russian].

3. Denisov D.P., Ogryzkov V.E. Kommunikativnaia aktivnost' uchashchikhsia v seti internet [Communicative activity of students in the Internet]. Obrazovatel'nye tekhnologii i obshchestvo [Educational technologies and society], 2016, no. 2, Vol. 19, pp. 440-451 [in Russian].

4. Pashukova T.I., Troitskaya E.A. Mekhanizmy i funktsii empatii [Mechanisms and functions of empathy]. Vestnik Moskovskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta [MSLU Bulletin], 2010, no. 585, pp. 197-209 [in Russian].

5. Back Heather M. The Effects of Communication Disorders on Social Development (2010), 51 p. [Electronic resourse] Retrieved from: http://scholarship.claremont.edu/ cgi/viewcontent.cgi?article=1079&context=cmc_theses (accessed 15.07.15) [in English].

6. Early Learning for Every Child Today. A framework for Ontario early childhood settings. January 2007, 182 p. [Electronic resource]. Retrieved from: http:// www.edu.gov.on.ca/childcare/oelf/continuum/ continuum.pdf (accessed 22.03.16) [in English].

7. Primary School Curriculum: Introduction. Dublin, 1999, 80 p. [Electronic resource]. Retrieved from: https:// www. curriculumonline.ie / getmedia/ c4a8 8a62-7818 - 4bb2-bb18-4c4ad37bc255/PSEC_Introduction-to-Primary-Curriculum_Eng.pdf (accessed 17.03.15) [in English].

8. Professional Pedagogy for Early Childhood Education. DCCC Publishing, 2012, 76 p. [Electronic resource]. Retrieved from: https://www.pobal.ie/ Publications/Documents/E0CP%20Professional %20Pedagogy%20for%20Early%20 Childhood%20Education.pdf (accessed 08.08.15) [in English].

9. Programme communication for early childhood development. New York, 2006, 26 p. [Electronic resource]. Retrieved from: http://www.unicef.org/earlychildhood/files/ prcgramme%20commumcation%20for%20early%20childhood%20 development.pdf (accessed 21.04.16) [in English].

M.D. Goryachev, T.A. Yandukova*

DEVELOPMENT OF THE COMMUNICATIVE CULTURE OF PRIMARY SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF JOINT TRAINING AND EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

A productive way of formation of communicative culture of primary schoolchildren is the organization of their communication on the basis of joint educational and extracurricular activities is shown. The article presents the factors, stages and methods of forming the communicative culture of primary schoolchildren at school.

Key words: communicative abilities, communicative activity, communicative properties, communicative culture, primary schoolchildren, formation of communicative culture.

Статья поступила в редакцию 20|X|2017. The article received 20|X|2017.

* Goryachev Mikhail Dmitrievich ([email protected]), Yandukova Tatyana Anatolievna ([email protected]), Department of Pedagogy, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.