УДК 37.013
М.Д. Горячев, Т.А. Яндукова*
ПРИМЕНЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ ДЛЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
С СЕМЬЯМИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Статья посвящена актуальной для педагогической науки и практики проблеме формирования коммуникативной культуры младших школьников. Обосновывается необходимость взаимодействия школы с семьями учащихся в ее решении, в использовании для этого медийных средств, ресурсов социальных сетей.
Ключевые слова: младшие школьники, коммуникативная культура, взаимодействие школы с семьями учащихся, социальные сети, применение социальных сетей в работе с родителями учащихся.
Проблема формирования коммуникативной культуры младших школьников является значимой для педагогической науки и практики в условиях расширения сфер применения информационно-коммуникационных технологий. Сегодня она приобретает особую актуальность.
Взаимодействие внутренних факторов — индивидуальных возможностей личности (коммуникативный потенциал: коммуникативные свойства, коммуникативные способности, коммуникативная активность и коммуникативная компетентность) — и внешних, регулирующих общение в данном обществе (коммуникативное поведение: речевой этикет, коммуникативные нормы и традиции) образует коммуникативную культуру младшего школьника [7, с. 80]. В единстве внутренних и внешних факторов заключается социально-педагогический аспект формирования коммуникативной культуры учащихся.
Учеными доказано, что эффективность воспитательной работы с учащимися зависит от взаимодействия образовательного учреждения с семьями школьников, от их микроклимата, социально-психологических связей и отношений, влияния на сферу общения детей за пределами школы. Результативность воспитательной работы с детьми по месту жительства во многом определяется уровнем воспитанности окружающих и особенно близких людей. Повышение образовательного уровня, осведомленности взрослых в вопросах воспитания, создание благоприятной атмосферы в семьях, обеспечение единства педагогических требований в школе и семье способствуют созданию микросреды, благоприятной для развития личности ребенка, в том числе формированию коммуникативной культуры ребенка [5, с. 29].
Младший школьный возраст является оптимальным периодом для формирования коммуникативной культуры в связи с изменением его социального статуса, формированием произвольности и мотивации долженствования учебной деятельности, повышением ответственности за собственную речь, изменением во взаимоотношениях
* © Горячев М.Д., Яндукова Т.А., 2016
Горячев Михаил Дмитриевич ([email protected]), Яндукова Татьяна Анатольевна ([email protected]), кафедра педагогики, Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П. Королева, 443086, Российская Федерация, г. Самара, Московское шоссе, 34.
со взрослыми и сверстниками, формированием социально значимых качеств [6, с. 262]. Необходимо отметить, что семья и ее неоспоримый авторитет оказывают существенное влияние на освоение социального опыта младшими школьниками в целом и формирование коммуникативной культуры в частности.
И.А. Неясова под освоением социального опыта младшими школьниками понимает «восприятие, накопление, обогащение, осмысление, принятие в педагогически созданных условиях знаний о социальных явлениях, социальных умений и навыков, опыта эмоциональных отношений, опыта творческой деятельности» [8, с. 158]. При этом коммуникативная культура будет выступать средством освоения социального опыта младшими школьниками и регулятором социальных отношений, поэтому необходимо целенаправленное ее (коммуникативной культуры) формирование. Можно выделить два направления по формированию коммуникативной культуры: внутри образовательного учреждения и за ее границами — в семье.
В.А. Акимова выделяет несколько моделей взаимодействия школы и семьи, среди них: информационно-консультативная модель, модель разноуровнего взаимодействия, модель партнерских отношений, координационную, модель кооперативного взаимодействия, модель сетевого взаимодействия, модель персонифицированного взаимодействия. Каждая из перечисленных моделей имеет место в работе с родителями в современной школе [1].
Остановимся на модели сетевого взаимодействия с родителями младших школьников как одного из средств формирования коммуникативной культуры детей.
Т.В. Борисова выделяет понятие информационной среды общества как совокупности ресурсов, средств, услуг и условий, позволяющей обеспечить качество жизни населения. В настоящее время невозможно представить общество без информационных технологий, компьютера, Интернета и социальных сетей. Применение информационных технологий в различных сферах общественной жизни привело к изменению традиционных форм коммуникации — Интернет стал площадкой для общения людей. Возможности глобальной сети являются инструментами поиска информации, обучения, выполнения профессиональных задач, общения, а самым популярным сервисом — социальные сети. Это «многопользовательский интерактивный сайт, предоставляющий своим пользователям некоторую социальную среду, в которой происходит общение людей, объединенных общими интересами» [4, с. 220].
Особенность социальных сетей заключается в том, что сами пользователи создают и наполняют их содержание. Этот сервис обеспечивает удобство общения в интерактивном режиме, разнообразные формы работы с информацией (текст, графика, звук, видео и проч.), возможность участия в различных сообществах, оперативное оповещение об изменениях в личном информационном пространстве в рамках данной среды и т. д. Нахождение в подобной среде предполагает продуктивность, то есть «результатом пребывания и любой активности в социальной сети является некий продукт: сообщение, перепост, комментарий, отданный голос, решение "вступить в группу или нет", "добавить в друзья или нет" и т. д.» [4, с. 221]. Участие пользователя в выборе социальной сети, в деятельности этого сообщества является добровольным, мотивированным.
Социальные сети объединяют людей в группы и сообщества по определенному принципу. Коммуникативные возможности социальных сетей достаточно широки, в виртуальном пространстве любой человек имеет возможность найти такой круг собеседников, в котором он будет чувствовать себя комфортно. Растет и доля людей, включенных в активные формы социального поведения в сети [2].
Социальная сеть, отмечает О.С. Самсонова, представляет собой платформу, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенный для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений [9].
В.А. Сергодеев определяет интернет-сообщество как особый вид социального объединения пользователей коммуникационныгх сетей и выделяет отличительные особенности интернет-сообществ, такие как: общая цель; регулярное взаимодействие членов группы с целью достижения личных и/или общих целей; наличие общей информации, норм, регулирующих общение в сетевой группе («сетикет»); возможность получения информации в интерактивном режиме и оказание влияния на ее формирование, контроль за поведением членов сообщества [10].
А.С. Воронкин предложил следующую классификацию социальных сетей: а) социальные сети неформального общения; б) социальные специализированные и узкоспециализированные профессиональные сети; в) сети, способствующие профессиональному развитию и построению карьеры личности. Социальные сети выполняют ряд функций: коммуникационную, информационную, социализирующую, самоактуализирующую, идентификационную, функцию формирования идентичности и развлекательную [3].
В рамках педагогического просвещения по вопросам формирования коммуникативной культуры в социальной сети «ВКонтакте» быша организована группа для родителей учащихся младших классов «Вокруг да около океана знаний». С целью сохранения персональных данных группа закрыта от посторонних пользователей. Группа «Вокруг да около океана знаний» имеет определенную структуру: участники, фото-, видео- и аудиоматериалы, документы, интернет-ссышки и т. д. Задача руководителя группы заключается в регулярном пополнении информации для родителей по вопросам обучения, воспитания и развития младших школьников, в том числе и рекомендаций по формированию коммуникативной культуры. Руководитель группы имеет возможность отследить статистические данные сообщества, такие как:
— посещаемость среднесуточное количество посетителей, просмотр разделов;
— охват аудитории — пользователи, просмотревшие записи сообщества на стене или в разделе «Мои новости», пол, возраст, география населенных пунктов, устройства (мобильное устройство, персональный компьютер);
— активность обратная (комментарии, «лайки», участие в опросах).
В группе «Вокруг да около океана знаний» обсуждаются успехи и достижения класса на стене группы, а также индивидуальная программа развития каждого ребенка в личной переписке с родителями, в том числе по результатам внедрения системы формирования коммуникативной культуры. Родители имеют возможность участвовать в дискуссиях и опросах, задать вопросы, получить информационную поддержку.
Родителям младших школьников быши предложены для обсуждения, консультаций следующие темы: «Что происходит с ребенком, когда родительское внимание замещается планшетным компьютером», «9 открытий в воспитании детей», «10 вещей, которым стоит обучить сына», «Воспитание дочери: о чем необходимо помнить», «Разница в воспитании мальчиков и девочек», «Как выглядит счастливое детство без телевизоров, компьютеров и смартфонов», «Реально ли за лето исправить ошибки в воспитании детей — отвечают самарские психологи», «7 советов родителям ребенка-манипулятора», «Как научить ребенка правильно выражать гнев: 4 совета», «Учитесь говорить с детьми правильно», «Правило нужного момента, которое сделает ваше общение разумным и спокойным», «Зачем и что читать ребенку вслух?», «Социальные сети: как ими пользоваться?» и др.
Кроме того, воспитательное значение имеют списки рекомендованной для детей и родителей литературы («100 книг, которые нужно прочитать, чтобы понимать себя и друг друга»), интернет-адреса литературы, доступной для свободного чтения («5 легальных онлайн-библиотек, на которыгх можно читать и скачивать книги бесплатно», «Умные бестселлеры по воспитанию детей для читающих родителей», «Книги Марии Монтессори», «15 книг для всех, кто хочет научиться понимать детей», «Шалва Амонашвили "Памятка для родителей"» и др.).
Общение в социальных сетях было продолжено во время очных встреч с родителями учащихся на собраниях, организованных в формате лектория, тренинга, «за круглым столом», вечера вопросов и ответов. Примерный перечень тем: кризис семи лет, психолого-педагогические особенности развития младших школьников, развитие речи и формирование коммуникативной культуры детей, способы взаимодействия и разрешения конфликтов с ребенком, семейные традиции и формы организации досуговой деятельности в семье, особенности взаимодействия с мальчиками и девочками младшего школьного, предподросткового возраста и т. д. Также проводилось анкетирование родителей с целью выявления ошибок и коррекции процесса формирования коммуникативной культуры младших школьников в семье, а также привлечение родительской помощи в организации взаимодействия классного коллектива. Были организованы выставки работ учащихся (в том числе с привлечением школьных СМИ), выполненных в соавторстве с родителями; подготовлены и проведены совместные конкурсы и праздники; поездки на природу; разработаны информационные стенды, памятки для родителей по работе социальных сетей, участию в сетевых группах, проведены их презентации.
Взаимодействие с родителями в специально созданных группах социальных сетей, безусловно, является средством формирования коммуникативной культуры младших школьников. Отличительными особенностями такого взаимодействия выступают интерактивность и мобильность обмена информации, обратная связь, общение и решение проблем ребенка и класса на волне «здесь и сейчас», возможность просвещения родителей по вопросам развития, воспитания и обучения младших школьников.
Библиографический список
1. Акимова В.А. Историко-педагогический анализ развития современных моделей взаимодействия школы и семьи // Вестник Ленинградского государственного университета им. A.C. Пушкина. 2013. № 4. Т. 3. С. 47-57.
2. Борисова Т.В. Условия формирования коммуникативной культуры младших школьников в информационном пространстве // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2011. № 2. С. 5-11.
3. Воронкин A.C. Социальные сети: эволюция, структура, анализ // Образовательные технологии и общество. 2014. № 1. Т. 17. С. 650-675.
4. Горячев М.Д., Горячев М.М., Иванушкина Н.В., Мантуленко В.В. Применение сетевых ресурсов в современном образовании // Вестник Самарского государственного университета. 2014. № 5(116). С. 220-227.
5. Горячев М.Д., Фокина Т.А. Организация социально-педагогической деятельности в школе. Самара: Изд-во «Самарский униврситет», 2005. 132 с.
6. Горячев М.Д., Яндукова Т.А. Методика исследования сформированности коммуникативной культуры младших школьников // Вестник Самарского государственного университета. 2015. № 11(133). С. 262-267.
7. Горячев М.Д., Яндукова Т.А. Социально-педагогический подход к проблеме формирования коммуникативной культуры младших школьников // Воспитательный потенциал инновационной образовательной среды: сб. науч. трудов XI международной заочной научно-методической конференции. Саратов: Изд-во СПОО «Центр «Просвещение», 2015. С. 80-81.
8. Неясова И.А. Психолого-педагогические аспекты освоения социального опыта младшими школьниками в образовательном процессе // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Сер.: Педагогика, психология. 2014. № 3. С. 158-160.
9. Самсонова О.С. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся с помощью социальных сетей // Инновационная наука. 2015. № 7-2. С. 123-126.
10. Сергодеев В.А. Сетевые интернет-сообщества: сущность и социокультурные характеристики [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политоло-
гия, культурология. 2013. № 1 (113). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/setevye-internet-soobschestva-suschnost-i-sotsiokulturnye-harakteristiki (дата обращения: 15.09.2016).
11. Яндукова Т.А. Научные подходы к проблеме формирования коммуникативной культуры младших школьников // Вестник СамГУ. 2011. №1.2 (82). С. 223—227.
References
1. Akimova V.A. Istoriko-pedagogicheskii analiz razvitiia sovremennykh modelei vzaimodeistviia shkoly i sem 'i [Historical and pedagogical analysis of development of models of interaction of school and family]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A.S. Pushkina [Vestnik of Pushkin Leningrad State University]. 2013. No. 4. Vol. 3. P. 47-57.
2. Borisova T.V. Usloviia formirovaniia kommunikativnoi kul'tury mladshikh shkol'nikov v informatsionnom prostranstve [Conditions of formation of communicative culture of primary school pupils in information space]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta [Tomsk State Pedagogical University Bulletin]. 2011. No. 2. P. 5-11 [in Russian].
3. Voronkin A.S. Sotsial'nye seti: evoliutsiia, struktura, analiz [Social networks: evolution, structure, analysis]. Obrazovatel'nye tekhnologiii obshchestvo [Educational technology and society]. 2014. No. 1. Vol. 17. P. 650-675 [in Russian].
4. Goryachev M.D., Goryachev M.M., Ivanushkina N.V., Mantulenko V.V. Primenenie setevykh resursov v sovremennom obrazovanii [Application of network resources in modern education]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University]. 2014. No. 5(116). P. 220-227 [in Russian].
5. Goryachev M.D., Fokina T.A. Organizatsiia sotsial'no-pedagogicheskoi deiatel'nosti vshkole [Organization of social and pedagogic activity at school]. Samara: Izd-vo "Samarskii universitet", 2005. 132 p. [in Russian].
6. Goryachev M.D., Yandukova T.A. Metodika issledovaniia sformirovannosti kommunikativnoi kul'tury mladshikh shkol'nikov [Methods of investigation of formation of communicative culture of primary school pupils]. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta [Vestnik of Samara State University]. 2015. No. 11(133). P. 262-267 [in Russian].
7. Goryachev M.D., Yandukova T.A. Sotsial'no-pedagogicheskiipodkhodkprobleme formirovaniia kommunikativnoi kul'tury mladshikh shkol'nikov [Social and pedagogic approach to the problem of formation of communicative culture of primary school pupils]. In: Vospitatel'nyi potentsial innovatsionnoi obrazovatel'noi sredy. Sbornik nauchnykh trudov XI mezhdunarodnoi zaochnoi nauchno-metodicheskoi konferentsii [Educational potential of innovative educational environment. Collection of research papers of XI International extramural scientific and methodological conference]. Saratov: izd-vo SPOO «Tsentr «Prosveshchenie», 2015. P. 80-81 [in Russian].
8. Neyasova I.A. Psikhologo-pedagogicheskie aspekty osvoeniia sotsial'nogo opyta mladshimi shkol'nikami v obrazovatel'nom protsesse [Psychological and pedagogical aspects of acquisition of social experience by primary school pupils in the educational process]. Vektor nauki Tol'iattinskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia: Pedagogika, psikhologiia [Vector of Science of Togliatti State University. Series: Pedagogy, Psychology]. 2014. No. 3. P. 158-160 [in Russian].
9. Samsonova O.S. Formirovanie kommunikativnykh universal'nykh uchebnykh deistvii obuchaiushchikhsia s pomoshch'iu sotsial'nykh setei [Formation of communicative universal educational activities of trainees with the help of social networks]. Innovatsionnaia nauka [Innovative Science]. 2015. No. 72. P. 123-126.
10. Sergodeev V.A. Setevye internet-soobshchestva: sushchnost' i sotsiokul'turnye kharakteristiki [Network web-communities: essence and sociocultural characteristics]. Vestnik Adygeiskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriia 1: Regionovedenie: filosofiia, istoriia, sotsiologiia, iurisprudentsiia, politologiia, kul'turologiia [The Bulletin of Adyghe State University. Series 1: Region Studies: Philosophy, History, Sociology, Jurisprudence, Political Sciences and Culturology]. 2013. No. 1(113). Retrieved from: http://cyberleninka.ru/article/n/setevye-internet-soobschestva-suschnost-i-sotsiokulturnye-harakteristiki (accessed 15.09.2016) [in Russian].
11. Yandukova T.A. Nauchnye podkhody kprobleme formirovaniia kommunikativnoi kul'tury mladshikh shkol'nikov [Scientific approaches on the formation of communicative culture of primary school pupils]. Vestnik SamGU [Vestnik of Samara State University]. 2011. No. 1.2 (82). P. 223-227 [in Russian].
M.D. Goryachev, T.A. Yandukova*
APPLICATION OF SOCIAL NETWORKS IN COOPERATION WITH STUDENTS' FAMILIES IN THE PROCESS OF FORMATION OF COMMUNICATIVE CULTURE OF PRIMARY SCHOOL PUPILS
The article deals with the problem of formation of communicative culture of primary school students which is topical for pedagogical science and practice. The necessity of the interaction of school with pupils families in their solution, using of media means, resources of social networks is substantiated.
Key words: primary school pupils, communicative culture, school cooperation with pupils' families, social networks, applying social networks in cooperation with pupils' parents.
Статья поступила в редакцию 21/V/2016.
The article received 21/V/2016.
* Goryachev Mikhail Dmitrievich ([email protected]), Yandukova Tatiana Anatolievna ([email protected]), Department of Pedagogy, Samara National Research University, 34, Moskovskoye shosse, Samara, 443086, Russian Federation.