Научная статья на тему 'Научные подходы к проблеме формирования коммуникативной культуры младших школьников'

Научные подходы к проблеме формирования коммуникативной культуры младших школьников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
946
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яндукова Т. А.

В статье рассматриваются научные подходы к формированию коммуникативной культуры младших школьников, определены условия, принципы формирования коммуникативной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMMUNICATIVE CULTURE FORMATION OF PRIMARY SCHOOL PUPILS

The article deals with scientific methods of communicative culture formation of primary school pupils. It also pays attention to conditions, principles and means of communicative culture formation.

Текст научной работы на тему «Научные подходы к проблеме формирования коммуникативной культуры младших школьников»

УДК 37.013

Т.А. Яндукова*

НАУЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

В статье рассматриваются научные подходы к формированию коммуникативной культуры младших школьников, определены условия, принципы формирования коммуникативной культуры.

Ключевые слова: младшие школьники, коммуникативная культура, подходы, формирование, принципы.

Проблема коммуникативной культуры является предметом разностороннего научного исследования в целом ряде наук о человеке, человеческих ценностях. Это — философия, социология, политология, психология, теология, лингвистика, медицина, педагогика. В научной литературе нет единого подхода к определению критериев сформированности коммуникативной культуры. Каждая научная дисциплина представляет ее содержание исходя из собственных интересов. Представим суть коммуникативной культуры, учитывая, что в действительности ни одно определение данной категории автономно не существует.

Для философии взгляд на коммуникативную культуру определяется субъектно-объектной природой процесса познания, творчества, преобразования личности и окружающего мира. Коммуникативная культура — вид духовного самовоспроизводства людей, социальных и национальных общностей, всей человеческой цивилизации.

Социология придает коммуникативной культуре смысл своеобразного пульса общества, жизнеспособности. Социологический аспект коммуникативной культуры позволяет все время держать в поле зрения меру состоятельности как социальных институтов, так и их представителей.

Политология обращается к коммуникативной культуре в строгом соответствии с идеей родства политических идеалов, принципов, стремлений. Здесь критерием являются отношение гражданского общества к власти, властным структурам и выработка определенных, строго ориентированных мотивов своего политического поведения.

С точки зрения психологии, коммуникативная культура — выражение родства различных типов характеров, темпераментов, образного и логического мышления, а также способности адаптироваться друг к другу в привычных или неожиданных обстоятельствах.

Теология напрямую выходит на идею коммуникативной культуры, через теологические установки вырабатывается мысль о духовном родстве людей независимо от возраста, пола, социального положения.

Лингвистика обращается к проблеме через набор речевых средств, без которых партнеры окажутся закрытыми друг для друга, коммуникативная культура — способность понять другого через освоение различных компонентов литературной, обыденной речи в устном или фиксированном виде.

* © Яндукова Т.А., 2011

Яндукова Татьяна Анатольевна ([email protected]), кафедра педагогики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Медицина имеет свой взгляд на коммуникативную культуру. Это медико-физиологическая состоятельность людей вступать в общение, воспринимать партнера и исходящую от него информацию.

Педагогика рассматривает коммуникативную культуру как меру способности и готовности отдельных людей, групп и коллективов вступать в контакт и усваивать целенаправленно передаваемую информацию. Это мера организованной деятельности отдельных педагогов и педагогических коллективов в социализации подрастающего поколения [1].

Воспитание общей культуры, формирование коммуникативной культуры продолжаются непрерытно в течение всей жизни и деятельности человека. Наиболее важным звеном в формировании коммуникативной культуры являются школа и другие учебные заведения. Анализ педагогической литературы показал, что данная проблема рассматривается только в высшей школе и вскользь касается начального образования, плохо выстроен категориальный аппарат, идет смешение понятий.

Обычно, когда говорят о коммуникативной культуре, часто приводят расплытча-тые суждения об умениях и навыках. Иногда говорят об умении адекватно воспринимать и анализировать получаемую информацию, а нередко все сводится к совершенствованию навыков речевой деятельности. Базой для точного представления будет процесс коммуникации [2].

Коммуникация — это процесс взаимодействия людей на основе обмена информацией между субьектом, организацией, культурой, властью и обществом, бизнесом и обществом.

Культура определяется как способ жизнедеятельности человека, исторически определенный уровень развития общества, сил и способностей человека, ступень общественного, умственного и нравственного развития, присущая кому-либо. Частью общей культуры человека является коммуникативная культура [3].

Культура как понятие прошла в своем развитии путь от идей греческих софистов, римских стоиков до воззрения мыслителей ХУШ—ХХ вв. Здесь закручены одной спиралью понимание культуры как общего процесса интеллектуального, духовного и эстетического развития, способа существования или образа жизни и понимание цивилизации как смысла исторического процесса и его достижений: совершенствование нравов, утверждения законности и социальной стабильности. Именно такое единение ценно для понимания коммуникативной культуры.

И. Кант выщеляет понятия «культура умения» и «культура воспитания. Гегель делит культуру на «высокую» и «низкую», «теоретическую» и «практическую». По В. Далю, «культура — обработка и уход, возделывание», образование умственное и нравственное. К. Маркс, Ф. Энгельс говорили о «обработке природы людьми» и «обработке людей людьми» [4].

Ученые выщеляют следующие компоненты коммуникативной культуры: 1) культура речи как способ формирования и формулирования мысли; 2) культура речевого этикета как устойчивые общепринятые нормы общения; 3) культура языка как средство выражения мысли; 4) соматическая культура — культура мимики, жестов; 5) культура мышления [3].

В педагогической литературе встречаются и другие классификации компонентов коммуникативной культуры: культура слушания, культура говорения и эмоциональная культура. Информационно-интеграционный — познание другого человека, способность встать на точку зрения другого, предвидеть его поведение, эффективно решать различные проблемы между людьми. Эмоционально-личностный — эмоциональная отзытчивость, эмпатия, чувствительность к другому, способность к сопереживанию и состраданию, внимание к переживаниям и действиям сверстников. Практи-

Научные подходы к проблеме формирования коммуникативной культуры младших школьников

ко-коммуникативный — владение конкретными навыками и умениями, поведенческими реакциями, умением решать конфликтные ситуации [5].

Коммуникация органично связана с культурой, ее материальной и духовной составляющей. Это два универсальных общественных явления, образующих «коммуникативную культуру», природа которой раскрывается на основе культурологического подхода. С этой точки зрения, коммуникативная культура — гуманистическая направленность индивидуального творчества. Культурологический подход предполагает формирование коммуникативной культуры как важнейшего компонента и феномена культуры русского народа, как средства приобщения к истории культуры и современной культуре своей страны.

Системный подход — концепция самоорганизации сложно структурированных систем, коммуникативная культура является одним из значимых элементов культуры общества. Каждый из внутренних элементов коммуникативной культуры имеет сложное строение: 1) личность человека — индивидуальные и социальные «образующие»;

2) коммуникативная деятельность — сложная мотивационная и предметная структура;

3) предмет коммуникативной деятельности — цель, ее аксиологическое содержание [6].

Деятельностный подход помогает связать коммуникативную культуру в единый

процесс. Наиболее общим и системным является личностно-деятельностный подход, составной частью которого является коммуникативный подход. Цель — умение общаться на языке, формирование у младших школьников коммуникативной компетенции, характеризующейся умением реализовывать речевое намерение, прочным знанием таких элементов, как грамматика, словообразование, освоением иноязычной культуры посредством создания условий иноязычной среды, владением формулами речевого этикета, принятыми в культуре. Речь, таким образом, должна идти о коммуникативном поведении и коммуникативном опыте, т. е. о коммуникативной культуре

[3; 4].

Информационный подход способствует формированию умений искать информацию, извлекать из нее главное, сохранять и воспроизводить. Коммуникативно-ориентированный подход предполагает изучение средств языка в интересах речи, речевое развитие носителей языка, взаимосвязь языкового образования и речевого развитии школьников [7].

Перечислим условия формирования коммуникативной культуры: единство терминологии, учет уровня интеллекта, полнота информации, логичность ее изложения, внимание. Уважение предполагает рассмотрение партнера по взаимодействию как равноправного, часть собственного самоуважения и самовоспитания. Особенностью коммуникативной культуры является наличие межличностной обратной связи, предполагающей непосредственный отклик на другого человека, т. е. эмпатия.

В коммуникативной культуре значительное место занимают навыки и привычки. Достигается это систематическим приучением школьников. Непременным условием является единство требований. Способность и стремление детей к подражанию заставляют учителя следить за собой, выполнять все те правила культуры, которые он внушают детям [8].

Вежливость — простая и необходимая форма общения человека с другими людьми. Младшие школьники нередко считают, что вежливыми они должны быть только со взрослыми, и забывают о культуре поведения при общении со сверстниками. Воспитание толерантных взаимоотношений относится к области формирования коммуникативной культуры. Укажем показатели степени социализации: способность принимать на себя ответственность и контролировать свои поступки; навык умения действовать в соответствии с ситуацией; следование правилам, принятым в группе; спо-

собность выражать адекватную эмоциональную реакцию на события; способность понимать других людей на основе овладения информацией [9].

Итак, основные принципы формирования коммуникативной культуры следующие: коммуникативный, ориентирующий на отбор сведений о языке и речи; семиотический, помогающий осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры; системно-функциональный, способствующий осмыслению предназначенности его основных языковых средств для решения речевых задач; этико-эстетический — направленный на осознание изобразительных средств языка, освоение коммуникативной культуры, воспитания чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых ресурсов [7].

При формировании коммуникативной культуры целесообразно учитывать весь опыт, накопленный классической наукой и методикой, и соотносить его с новейшими тенденциями языковой теории и практики, основываясь на принципах системности, научности, преемственности этапов обучения, а также руководствуясь идеей индивидуального подхода к каждой отдельно взятой личности ребенка.

Библиографический список

1. Формирование коммуникативной культуры старшеклассников в педагогической системе общеобразовательной школы URL: http://www.mirrabot.com/work/ work_32146.html (дата обращения: 16.04.2010).

2. Муравьева Н.В., Струнина В.В. Вузовские информационные ресурсы и коммуникативная культура молодых специалистов // Социально-гуманитарные знания. 2007. № 5. С. 242-251.

3. Кривченко Т.А. Коммуникативная культура человека как объект формирования (психолого-педагогический аспект) // Стратегия воспитания в образовательной системе России: подходы и проблемы / под ред. проф. И.А. Зимней. Изд. 2-е, доп. и перераб. М.: Агентство издательский сервис, 2004. С. 253-365.

4. Грехнев В.С. Культура педагогического общения: кн. для учителя. М.: Просвещение, 1990. 144 с.

5. Саломатова О.С. Становление коммуникативной компетенции школьников в ходе практико-исследовательской деятельности // Начальная школа. 2007. № 7. С. 40-43.

6. Аухадеева Л.А. Формирование коммуникативной культуры студентов педагогического вуза // Педагогика. 2007. № 4. С. 63-66.

7. Желтовская Л.Я., Калинина О.Б. Обучение русскому языку в интересах речевого развития и духовно-нравственного воспитания младших школьников // Начальная школа. 2008. № 1. С. 48-54.

8. Бобков Ф.А. Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения школьников: из опыта работы / сост. Ф.А. Бобков; под ред. И.С. Марьенко. М.: Просвещение, 1982. 159 с.

9. Иванова Е.М. Формирование новой культуры отношений // Начальная школа. 2006. № 3. С. 11-15.

Научные подходы к проблеме формирования коммуникативной культуры младших школьников

T.A. Yandukova*

COMMUNICATIVE CULTURE FORMATION OF PRIMARY SCHOOL PUPILS

The article deals with scientific methods of communicative culture formation of primary school pupils. It also pays attention to conditions, principles and means of communicative culture formation.

Key words, primary school pupils, communicative culture and methods of approach, formation, principles, conditions, means of formation

* Yandukova Tatyana Anatolyevna ([email protected]), the Dept. of Pedagogy, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.