УДК 37.013
Т.А. Яндукова*
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫМ УЧЕБНЫМ ДЕЙСТВИЯМ
В статье рассматриваются особенности формирования коммуникативной культуры младших школьников; условия, влияющие на формирование коммуникативной культуры; возможности формирования коммуникативной культуры средствами универсальных учебных действий в процессе изучения учебных дисциплин начальной школы.
Ключевые слова: коммуникативная культура младших школьников, формирование коммуникативной культуры, универсальные учебные действия, коммуникативные действия.
Формирование коммуникативной культуры является объективной необходимостью современной школы, целевая направленность которой связывается с воспитанием личности младшего школьника, которую характеризует не только осведомленность в различных сферах науки, но и современный тип мышления, ответственность и воля в принятии решений в различных ситуациях, толерантность и коммуникабельность. Это приведет к гармонии во взаимоотношениях с окружающим его миром, поможет адаптироваться к условиям современного мира адекватно духовно-нравственным, социальным, профессиональным требованиям общества.
Большинство ученых сходятся во мнении, что коммуникативная культура является структурным компонентом общей культуры личности и представляет собой совокупность таких знаний, умений, навыков, которые позволяют ей эффективно использовать свои психические, физические, личностные качества для решения коммуникативных целей [4]; овладение коммуникативной культурой всегда сопровождается внутренними и внешними изменениями личности, ее сознанием и деятельностью [6]. Деятельностный подход к обучению основан на принципах комплексной реализации практических и образовательных умений и навыков учащихся, коммуникативной направленности, коллективного взаимодействия [2].
Однако недостаточно акцентируется внимание на вопросе формирования коммуникативной культуры учащихся начальной школы. Именно коммуникативная культура, на наш взгляд, может являться условием успешной адаптации личности ребенка к жизни в обществе и поэтому заслуживает всестороннего изучения и анализа.
Младший школьный возраст является оптимальным периодом для формирования коммуникативной культуры в связи с тем, что:
Школьник обнаруживает для себя новое место в социальном пространстве связей и отношений, появляются постоянные обязанности, связанные с учебой. На основе учебной деятельности у ребенка зарождаются предпосылки к теоретическому сознанию и мышлению.
У младших школьников уже достаточно развиты рефлексивные способности, преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу». Ребенок приспосабливает себя к
* © Яндукова Т.А., 2013
Яндукова Татьяна Анатольевна ([email protected]), кафедра педагогики Самарского государственного университета, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.
стандартным условиям, учится действовать в соответствии с традициями и социальными ожиданиями.
На данном этапе развития ребенок способен подавить мотив «Я хочу» в пользу мотива «Я должен», формируется рефлексия. В связи с этим младший школьник учится действовать в соответствии социальным, традиционным, нормативным требованиям общества.
Новые требования, предъявляемые ребенку в отношении речевого развития, вынуждают его взять ответственность за собственную речь и грамотно ее оформлять, устанавливать взаимоотношения с одноклассниками и преподавателями.
Преобразуются отношения с людьми. Учебно-воспитательная работа предполагает изменения во взаимоотношениях как со сверстниками, так и со взрослыми. В.С. Мухина отмечает, что ребенок поднимается на новый уровень поведения и в сферах «ребенок—взрослый», и «ребенок—родители», возникают новые отношения «ребенок—учитель». Именно в начальной школе ребенок неукоснительно принимает новые требования, старается точно следовать правилам, что способствует его социализации, стандартизирует в системе обязанностей и прав.
Формируется произвольность, которая предполагает умение осознанно формулировать цели действия и умение искать, находить методы их достижения, преодолевать трудности и препятствия. Данное психическое новообразование является основой для формирования коммуникативной культуры, направленное на адаптацию, интеграцию и самоутверждение детей в школьной общественно значимой жизни и в обществе в целом.
У младших школьников возникают предпосылки формирования социально значимых качеств, поэтому необходимо заложить основы формирования следующих личностных качеств: контактность, толерантность, эмпатичность и доброжелательность.
Дети не утратили интереса к игре и используют ее для выработки учебных умений. Таки образом, игру можно применять для формирования коммуникативной культуры [3].
Перечислим условия, влияющие на формирование коммуникативной культуры младших школьников:
Организационно-педагогические условия: 1) целостное образовательное пространство, содержащее классные и внеклассные мероприятия; 2) подготовка учебно-материальной базы; 3) создание условий для личностного, коммуникативного и синерге-тического подходов.
Дидактические условия: 1) определение цели формирования коммуникативной культуры; 2) коррекция содержания учебно-воспитательной работы, ориентированная на формирование коммуникативной культуры; 3) использование диалоговых и дискуссионных методов обучения; 4) осуществление контроля и самоконтроля; 5) реализация личностного, коммуникативного и синергетического подходов; 6) организация ситуации успеха.
Психологические условия: 1) позитивное отношение младших школьников к формированию коммуникативной культуры; 2) партнерские взаимоотношения между учителем и учениками; 3) создание условий для психологического комфорта каждого ученика; 4) учет групповых особенностей.
Уроки, построенные с опорой на современные педагогические технологии, открывают возможности для формирования коммуникативной культуры младших школьников. Это возможно в свете развития концепции универсальных учебных действий
(УУД).
В ФГОС представлено четыре вида универсальных учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные [7].
Коммуникативные УУД способствуют обеспечению плодотворного сотрудничества в коллективной деятельности, проявляя толерантность и эмпатийность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учетом ситуации.
Перечислим коммуникативные УУД: умение формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать собственную точку зрения; умение вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила нормативного и традиционного поведения; умение задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других; умение строить монологические высказывания; умение осуществлять совместную деятельность в парах и группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач [5].
Коммуникативные УУД могут выступать в роли средства формирования коммуникативной культуры младших школьников [8]. Рассмотрим, как это реализуется в учебных дисциплинах начальной школы.
Применительно к задачам обучения русскому языку в начальной школе нужно говорить о воспитании языковой личности, владеющей нормами русского литературного языка (нормативный аспект культуры речи), владеющей даром слова, т. е. способной адекватно воспринимать устную и письменную речь, свободно пользоваться словом для формулировки собственных мыслей и чувств в устной и письменной форме (коммуникативный аспект культуры речи), придерживающейся этических норм общения. Обучение общению в устной и письменной форме, в том числе пониманию мысли партнера и стремлению максимально понятно донести свою [1].
Средства формирования коммуникативных УУД: создание ситуации партнерства, делового сотрудничества младших школьников при выполнении различных заданий; обучение созданию текстов различных жанров; сотрудничество авторов учебников и пособий с ребенком через письменный текст, создание ситуаций для общения школьников с персонажами учебника, друг с другом, в семье и школе.
В процессе литературного чтения формируется способность понимать авторскую позицию, отношение автора к героям произведения и отображаемой действительности; осознанная установка на общение с писателем; обеспечение мотивационной стороны; уважение к личности писателя; бережное отношение к авторской идее, выраженное в отборе, интерпретации содержания и придании ему той или иной формы; присутствие ответного коммуникативного акта, проявленного в оценке и интерпретации принятой информации. Обучение планированию, сотрудничеству, координированию действий с партнером. Овладение монологом и диалогом.
В результате анализа и обсуждения математических заданий младшие школьники получают опыт формулирования понятных для одноклассника высказываний, учитывающих, что одноклассник знает и видит, а что — нет. Приобретается опыт задавать вопросы, использовать речь для регуляции действий, высказывать собственное мнение и позицию, контролировать действия одноклассника, использовать речь для регуляции своего поведения, строить монологическую и диалогическую речь.
Изучение окружающего мира обеспечивает повышение опыта культурного общения со сверстниками и взрослыми, в семье и в школе, опыта учебного сотрудничества. Ребенок учится совместной познавательной, трудовой, творческой деятельности в парах, в группе; осваивает различные способы взаимопомощи, осознает необходимость доброго, уважительного отношения между людьми.
На занятиях по технологии организуется совместная работа в паре или группе: распределяются роли, осуществляется деловое сотрудничество и взаимопомощь. Ребенок учится формулировать собственное мнение и варианты решения поставленных задач, аргументировать их, выслушать мнения и идеи других, учитывать их в соб-
ственной и совместной работе. Дети учатся комментировать и оценивать достижения в доброжелательной форме, высказывать предложения и пожелания, заинтересованно относится к деятельности и результатам работы одноклассников.
Изобразительное искусство обеспечивает возможность тренировать навыки общения в многопозиционных ролях: зрителя, художника, критика, ценителя искусства. Опыт коммуникативных действий формируется в процессе рассуждений о художественных особенностях произведений, об индивидуальных результатах творческой деятельности, в сотрудничестве и создании художественно-творческих проектов; в процессе использования ИКТ и литературы.
На занятиях физической культурой используются методы формирования коммуникативных УУД: планирование, регулирование, контроль и оценка своих действий; взаимодействие и ориентация на партнера, сотрудничество и кооперация; планирование общей цели и путей ее достижения; распределение ролей в совместной деятельности; разрешение конфликтов; адекватная оценка поведения партнера и корректировка действий в достижении результата.
В процессе музыкальных занятий организуется взаимодействие между учащимися: предварительное обсуждение того или иного вопроса перед принятием решения всем классом; объединение усилий при выполнении творческого задания; совместный поиск ответа, требующий догадки; коллективно-распределительная деятельность при работе в группах; проведение заданий, направленных на воспитание привычки прислушиваться к точке зрения одноклассников [4].
Формирование коммуникативной культуры младших школьников в условиях концепции развития универсальных учебных действий обеспечивает возможность:
— повысить коммуникативную компетентность и компетенцию школьников;
— обеспечить коррекцию речевых ошибок;
— овладеть умениями применять полученные знания в области коммуникативной культуры в практической деятельности;
— развить умения создавать связный текст на заданную ситуацией тему с учетом норм русского литературного языка, коммуникативных традиций, умения определять свой круг чтения, оценивать литературные произведения.
Библиографический список
1. Александрова О. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку. URL: http://www.ruscenter.ru/320.html (дата обращения: 12.04.13).
2. Горячев М.Д., Горячева Р.Н. Особенности учебных интересов и мотивов учения школьников // Вестник Самарского государственного университета. 2001. № 1. С. 141-146.
3. Зайцева К.П. Об актуальности формирования коммуникативных способностей в учебной деятельности младших школьников. URL: http://www.emissia.org/offline/ 2011/1552.htm (дата обращения: 27.11.12).
4. Лебедев О.Е. Управление образовательными системами. М.: Литературное агентство «Университетская книга», 2004. 136 с.
5. Оненко Л.П. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования. URL: http://sikachi.ippk.ru/ index.php?option=com_content&view=article&id=196:2011-03-09-22-36-56&catid=96:2011-03-07-19-57-30&Itemid=58 (дата обращения: 27.11.12).
6. Романюк В.С. Формирование коммуникативной культуры курсантов образовательных учреждений МВД: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Казань, 2008. 22 с.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009г. № 375.
8. Яндукова Т.А. Формирование коммуникативной культуры младших школьников средствами коммуникативных действий // Вестник Самарского государственного университета. 2011. № 85. С. 246-249.
T.A. Yandukova*
FORMATION OF COMMUNICATIVE CULTURE OF PRIMARY SCHOOL PUPILS IN THE CONDITIONS OF EDUCATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS
The article deals with the peculiarities of formation of communicative culture of primary school pupils; conditions influencing on the formation of communicative culture; possibilities of formation of communicative culture by means of universal educational actions in the process of study of scientific disciplines of primary school.
Key words, communicative culture of primary school children, formation of communicative culture, universal educational actions, communicative actions.
* Yandukova Tatyana Anatolyevna ([email protected]), the Dept. of Pedagogics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.