УДК 373.1.02
ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ
© 2012 Гасанова С.Х.
Дагестанский государственный педагогическийуниверситет
Определены условия формирования коммуникативных универсальных учебных действийуучащихся начальных классов.
The author of the article define the conditions of forming the primary schoolchildren’s communicative universal educational actions.
Ключевые слова: коммуникативная личность, универсальные учебные действия, коммуникативность обучения, речевая деятельность, обучениерусскому языку, обучение литературному чтению.
Keywords: communicative personality, universal educational actions, education
communicativity, speech activity, teaching Russian, teaching the literary reading.
Коммуникативная компетентность -это умение ставить и решать определенные типы коммуникативных задач: определять цели общения,
оценивать ситуацию, учитывать намерения партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, быть готовым к осмысленному изменению собственного речевого поведения.
Коммуникативная компетентность предполагает овладение навыками общения, умениями, обеспечивающими решение задач, составляющих суть профессиональной деятельности учителя.
Специфика педагогической
деятельности обусловлена характером главных целей обучения, а именно:
1) вооружение учащихся основными знаниями в соответствующей области (познавательная цель);
2) формирование у школьников необходимых умений на базе полученных знаний (практическая цель);
3) воспитание и развитие учащихся средствами предмета обучения (дидактическая цель).
Учителю следует улучшать морально-этический и психологический климат, формировать обстановку уважения, дружелюбия и доверия к
окружающим, к их культуре, языку, традициям. Это тем более актуально, что несколько лет назад Международной комиссией при ЮНЕСКО выработана программа «О воспитании в XXI веке», где установлены четыре главных принципа образования будущего: научиться жить, научиться знать, научиться делать, научиться жить вместе.
В условиях нашей республики, где проживают представители более чем 37 различных национальностей, последний принцип имеет большое значение.
Коммуникативность обучения (учебно-коммуникативные задачи,
коммуникативное исправление ошибок и т. д.), т. е. общение в обучении как форма взаимодействия - непременное условие обучения русскому языку учащихся.
Специфика учебной дисциплины -русский язык в условиях многоязычия -определяет включение и
дополнительных, собственно
психологических принципов, таких как: коммуникативность обучения,
личностная значимость предмета общения, удовлетворенность ученика ситуацией общения, рефлексивность обучаемого, позитивное переживание учеником успеха общения как фактор подкрепления достигнутого.
Процесс личностного становления ребенка не должен сводиться к развитию отдельных качеств ребенка
(интеллектуальных, физических и
других), поэтому современная
образовательно-воспитательная концепция должна быть основана на комплексном обучении, в котором системообразующую функцию
выполняет развитие коммуникативной личности учащегося.
Следовательно, целесообразно такое построение учебного процесса, которое позволяет соединить процесс обучения с развитием речевой деятельности младшего школьника. Коммуникативность обучения
- непременное условие обучения учащихся-билингвов с применением современных технологий обучения
В связи с внедрением Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения на основе системно-деятельностного подхода была разработана концепция развития УУД (универсальных учебных действий) под руководством А. Г. Асмолова [1] .
Личностный вид универсальных учебных действий обеспечивает знание моральных норм, умение выделить нравственный аспект поведения (работа с текстами воспитательного, морального, нравственного характера); особенности речевого поведения учителя на уроках.
Речевое поведение является одной из составляющих профессиональной
речевой культуры учителя.
Учитель в своем речевом общении использует типовые модели организации речи: беседа и сообщение, рассказ и объяснение, вопрос и приветствие и т.д., которые называются речевыми жанрами. Наиболее значимыми для учителя являются жанры педагогической речи -модели организации речи в процессе обучения и воспитания. Это прежде всего конспект урока, педагогическая рецензия, устная и письменная объяснительная монологическая речь, рассказ учителя, учебный диалог.
Каждый жанр - сложная модель, включающая несколько компонентов. Выбор жанра основывается на реализации задачи речевого
педагогического общения, которую перед собой поставил учитель. Следовательно,
учитель начальных классов должен владеть всеми жанрами педагогической речи.
Регулятивный вид универсальной учебной деятельности обеспечивает учащимся организацию учебного процесса.
Речевая учебная деятельность характеризуется целенаправленностью и состоит из нескольких последовательных фаз: ориентировки, внутреннего
программирования, реализации и контроля.
На этапе ориентировки необходимо: 1) оценить правильно коммуникацию; 2)
осознать мотив речетворчества; 3)
определить цель порождения
высказывания.
Данный этап характеризуется не столько лингвистическим фактором, сколько социальным, т. к. возникновение речевой деятельности, прежде всего, обусловлено возникновением речевой ситуации, в соответствии с которой уже определяются и мотив, и цель создания текста.
На этапе планирования
актуализируется механизм синтеза, когда коммуникант при планировании своего текста выполняет две базовые операции: операцию выбора слов и операцию размещения слов, т. е. коммуникант отбирает ключевые слова и располагает их в определенной последовательности.
Познавательный вид УУД включает логические учебные действия.
В данной сфере учатся воспринимать и анализировать сообщения, тексты, использовать знаково-символические средства, строить сообщения в устной и письменной форме; осуществлять синтез как целого из частей (например: из ряда слов - предложения; из разбросанных предложений - текст); строить логическое рассуждение.
Коммуникативный вид УУД обеспечивает социальную компетентность, учет позиции партнеров по общению, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении.
На данном этапе приобретается умение учитывать позицию собеседника, воспринимать и передавать информацию, учатся использовать коммуникативные, прежде всего речевые средства для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическую речь, владеть диалогической формой коммуникации.
С самых первых уроков ребенок включается в конструктивное, предметное общение. Как уже было сказано ранее, учитель формирует у ученика умение отвечать на вопросы, задавать вопросы, формулировать главную мысль, вести диалог, со временем осуществлять смысловое чтение и т. п. При этом учителю необходимо четко объяснять ученику, какое общение принято в семье, школе, обществе, а какое - недопустимо. В учебниках есть задания для выполнения в парах и группах, что позволяет ученикам использовать полученные знания в практических ситуациях.
Предполагается, что результатом формирования коммуникативных
универсальных учебных действий будут являться умения:
- понимать различные позиции других людей, отличные от собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении;
- учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
- формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
- строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
- задавать вопросы;
- использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
- уметь аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- уметь продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
- достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру;
- уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Очевидно, формирование УУД во многом зависит от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их
коммуникативной деятельности, что выражается и в формулировке вопросов, и в точности комментариев учителя, направленных непосредственно на формирование различных видов УУД.
1. Коммуникативные УУД
формируются, когда:
- ученик учится отвечать на вопросы;
- ученик учится задавать вопросы;
- ученик учится вести диалог;
- ученик учится пересказывать сюжет;
- учащихся учат слушать - перед этим
учитель обычно говорит: «Слушаем
внимательно».
2. Личностные УУД формируются, когда:
- учитель задает вопросы,
способствующие созданию мотивации, т.е. вопросы направлены
непосредственно на формирования интереса, любознательности учащихся. Например: «Как бы вы поступили...»;
«Что бы вы сделали...»;
- учитель способствует
возникновению личного, эмоционального отношения учащихся к изучаемой теме. Обычно этому способствуют вопросы: «Как вы относитесь?..»; «Как вам
нравится?..».
3. Познавательные УУД
формируются, когда:
- учитель говорит: «Подумайте»;
«Выполните задание»;
«Проанализируйте»; «Сделайте вывод...».
4. Регулятивные УУД формируются, когда:
- учитель учит конкретным способам
действия: планировать, ставить цель,
использовать алгоритм решения какой-либо задачи, оценивать и пр.
При изучении курсов «Русский язык» и «Литературное чтение» в соответствии с требованиями ФГОС достигаются следующие результаты:
1) навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций.
Учебники помогают овладеть основами коммуникативной
деятельности, на практическом уровне осознать значимость работы в паре, освоить правила работы в группе.
В учебниках много вопросов, которые начинаются со слов: «Обсуди с другом (или друзьями)». При этом акцент делается на то, что успех может быть только если работать дружно, вместе обсуждать прочитанное и находить общую точку зрения.
Для парной и групповой работы предлагаются, как правило, вопросы нравственного характера: «Какие
качества людей ценит народ? Обсудите с друзьями »;
2) активное использование речевых
средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и
познавательных задач;
3) овладение навыками смыслового
чтения текстов различных стилей и
жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах.
Урок литературного чтения невозможно представить без умения высказывать свою точку зрения на различные положения текста: учащиеся активно участвуют в диалоге в связи с прочитанным или прослушанным
текстом. Им предлагаются вопросы открытого типа, начинающиеся со слов «Почему? Как?» с тем, чтобы дети смогли выразить собственное мнение и выслушать мнение одноклассников. Они используют в диалоге фразы и элементарные нормы речевого этикета. Также в учебниках достаточно часто предлагается обсудить вопрос в группе
или паре; высказать свою точку зрения и т.д. На основе аналогии или текста-опоры учащиеся составляют небольшие рассказы о себе и окружающем мире; описывают иллюстрации к
произведениям и выражают свое отношение к ее героям;
4) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать мнение и аргументировать связь, точку зрения;
5) овладение первоначальными
представлениями о нормах русского и родного литературного языка
(орфоэпических, лексических,
грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения
коммуникативных задач.
Данная задача решается при изучении всех разделов курса русского языка (фонетики, графики, орфоэпии, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса) при обучении написанию изложений и сочинений;
6) логические действия сравнения,
анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым
признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Уже в первом классе ученики распределяют языковые единицы (звуки, буквы, слоги, слова) по определенному признаку, дополняют ряды в соответствии с условным признаком, объединяют, сравнивают, сопоставляют, учатся объяснять, рассуждать,
высказывать свое мнение;
7) овладение учебными действиями с
языковыми единицами и умением использовать знания для решения
познавательных, практических и коммуникативных задач.
Необходимо учитывать возрастные возможности детей, что проявляется в отборе языковых понятий и явлений, которыми дети могут овладеть в силу своих возрастных особенностей; в методах и приёмах, позволяющих овладевать
языковыми единицами и формировать курса, в обогащении словарного запаса и
УУД; в содержании языкового материала его активизации; в развитии культуры
упражнений учебника; в пропедевтике речи на всех ее уровнях.
Примечания
1. Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия. От действия к мысли. М., 2008. 2. Бабайцева В. В. Лингвометодические принципы преподавания русского языка в школе XXI века // Научно-методическое обеспечение процесса обучения русскому языку в школе и вузе: Мат-лы докладов участников международной научно-практической конференции (15-16 марта 2001 г.) / сост. и научн. ред. проф. А. Д. Дейкина, проф. Л. А. Ходякова. М. : МПГУ, 2001. 3. Божович Е. Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. 1997. № 1. 4. Божович Е. Д. Учителю о языковой компетенции школьника. Психолого-педагогический аспект языкового образования. М.-Воронеж, 2002. 5. Гарунов Э. Г. Функции и задачи начальных классов современной школы. Проблемы их реализации в Дагестане // Проблемы и перспективы развития начального обучения. Махачкала, ДГПУ, 2000. 6. Примерные программы начального общего образования. М. : Просвещение, 2010. 7. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования и его реализация в учебно-методическом комплексе «Школа России». М., 2010. 8. Шурпаева М. И. О концепции обучения русскому языку в начальных классах дагестанской общеобразовательной школы // Повышение качества обучения русскому языку в образовательных учреждениях Республики Дагестан. Махачкала, 2008.
Статъя поступила вредакцию 11.02.2012 г.