Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ ГЕОГРАФИИ: ПЛЮСЫ, МИНУСЫ И ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ ГЕОГРАФИИ: ПЛЮСЫ, МИНУСЫ И ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1317
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЕОГРАФИЯ В ШКОЛЕ / ПРЕПОДАВАНИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН / ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ / УЧЕБНИК ГЕОГРАФИИ / GEOGRAPHY AT SCHOOL / TEACHING GEOGRAPHICAL DISCIPLINES / GEOGRAPHICAL EDUCATION / INDIVIDUAL APPROACH TO LEARNING / GEOGRAPHY TEXTBOOK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ершова Татьяна Владимировна, Петрова Елена Юрьевна

Приводится критический анализ школьных учебников по географии на соответствие предъявляемым Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования методическим, психологическим, эстетическим, гигиеническим требованиям. Выявлено, что наряду с положительными моментами имеются и отрицательные. Рассмотрен национальный проект «Цифровая школа», в соответствии с его требованиями описаны способы использования в образовательном процессе учебника географии совместно с другими средствами обучения, в том числе и цифровыми. Доказывается, что учебник географии играет важную роль в формировании географического мировоззрения школьников, способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. На основе анализа состояния школьного российского географического образования выявлены пути модернизации учебников географии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ершова Татьяна Владимировна, Петрова Елена Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN SCHOOL GEOGRAPHY TEXTBOOKS: PROS, CONS AND WAYS OF MODERNIZATION

A critical analysis of modern school textbooks on geography is given in the article. The analysis is related to the compliance of the Federal state educational standard of basic General education with the following requirements: methodological, psychological, aesthetic and hygienic. The presented positive aspects of geography textbooks were identified: wellbuilt methodological apparatus; colorful design, the presence of maps, schemes, diagrams, drawings; a system of questions and tasks aimed at organizing independent cognitive activity of pupils through the use of research methods; integration of physical-geographical and economic-geographical branches of geography. The authors of the article revealed the given below negative points in geography textbooks: simplification of scientific geographical information; insufficient description of physical-geographical processes in solving practical problems; lack of connection between the simplified theory of initial courses of geography and practical tasks that are given in Russian exams (the Basic State Exam and the Unified State Exam) in geography; incomplete reflection of the local history approach. Specific examples from existing geography textbooks were provided to confirm the established disadvantages. The national project «Digital school» was reviewed. This project suggests using geography textbooks in the educational process together with other teaching tools, including digital ones. Thus, the geography textbook plays an essential role in shaping the geographical outlook of pupils. In addition, textbooks contribute to the achievement of personal, metasubject and subject learning outcomes. Ways to modernize geography textbooks were defined based on the analysis of the state of Russian school geographical education, namely, the converting textbooks to digital format using interactive applications, videos, demonstrations of experiments and observations, electronic maps and electronic test tasks.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ ГЕОГРАФИИ: ПЛЮСЫ, МИНУСЫ И ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ»

УДК 371. 671. 11:91

DOI 10. 23951/2307-6127-2020-5-30-40

СОВРЕМЕННЫЕ ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ ГЕОГРАФИИ: ПЛЮСЫ, МИНУСЫ И ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ

Т. В. Ершова, Е. Ю. Петрова

Томский государственный педагогический университет, Томск

Приводится критический анализ школьных учебников по географии на соответствие предъявляемым Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования методическим, психологическим, эстетическим, гигиеническим требованиям. Выявлено, что наряду с положительными моментами имеются и отрицательные. Рассмотрен национальный проект «Цифровая школа», в соответствии с его требованиями описаны способы использования в образовательном процессе учебника географии совместно с другими средствами обучения, в том числе и цифровыми. Доказывается, что учебник географии играет важную роль в формировании географического мировоззрения школьников, способствует достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. На основе анализа состояния школьного российского географического образования выявлены пути модернизации учебников географии.

Ключевые слова: география в школе, преподавание географических дисциплин, географическое образование, индивидуальный подход к обучению, учебник географии.

Содержание современного школьного образования определяется достижениями науки, психолого-возрастными особенностями обучающихся, общими тенденциями в социально-экономическом развитии страны и мирового сообщества в целом. Развитие современных информационных систем способствует тому, что научные открытия и изменения в социально-экономическом и политическом состоянии государств практически сразу становятся широкодоступными. Однако школьные бумажные учебники, проходя стадии разработки, апробации, корректирования и издания, со значительной задержкой отражают изменения в социально-экономической жизни стран. Учителям географии приходится адаптировать научный и социально-политический материал под конкретный курс и возраст обучающихся.

Еще в середине XIX в. основатель русской научной педагогики К. Д. Ушинский писал: «Научное и педагогическое изложение науки - две вещи разные, и педагоги всех стран деятельно трудятся над переработкой научных систем в педагогические» [1]. Реалии современного мира поменяли задачи педагогики со времен К. Д. Ушинского. Если двести лет назад практически единственным носителем информации для школьников был учитель, то в современном XXI в. учитель сам конкурирует с массовым потоком из информационных сетей. В 20-е гг. XXI в. задача педагога в условиях безграничного моря информации заключается в грамотном направлении обучающихся в русло образования и воспитания. Для этого сам учитель должен не только владеть информацией и хорошо ориентироваться в вопросах современной науки, но и уметь с использованием современных технических возможностей направить обучающихся на решение практических задач.

В процессе создания содержания школьного географического образования используются как теоретические, так и практические методы исследования. Разрабатываемые учебники до утверждения в качестве рекомендуемых Министерством просвещения проходят проверку в общеобразовательных организациях. Проводятся наблюдения в школах, анкетирование обучающихся и учителей, обсуждение содержания учебников в педагогических кругах.

Необходимо определить, обеспечивают ли новые разрабатываемые учебники развитие обучающихся в области теории и практических умений, стимулируют ли развитие познавательного интереса у обучающихся. В результате проведенных опросов, тестирований и обсуждений проходит доработка учебников и они включаются в федеральный перечень на каждый учебный год. На 2020/21 учебный год согласно Приказу Министерства просвещения от 18.05.2020 № 249 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. N 345» [2] для использования в учебном процессе рекомендованы учебники географии пяти издательств: «Дрофа», «Просвещение», издательского центра «Вента-на-Граф», «Мнемозина» и «Русское слово-учебник».

Учебники издательства «Дрофа»:

1) География: Землеведение (5-6 кл.), авторы Климанова О. А., Климанов В. В., Ким Э. В. и др.; под редакцией Климановой О. А.;

2) География: Страноведение (7 кл.), авторы Климанова О. А., Климанов В. В., Ким Э. В. и др.; под редакцией Климановой О. А.;

3) География России: Природа и население (8 кл.), авторы Алексеев А. И., Низовцев В. А., Ким Э. В. и др.; под редакцией Алексеева А. И.;

4) География России: Хозяйство и географические районы (9 кл.), авторы Алексеев А. И., Низовцев В. А., Ким Э. В. и др.; под редакцией Алексеева А. И.;

5) География (10 кл., углубленный уровень), автор Холина В. Н. и др.; под редакцией Холиной В. Н.;

6) География (11 кл., углубленный уровень), автор Холина В. Н.;

7) География (10-11 кл., базовый уровень), авторы Кузнецов А. П., Ким Э. В.

Учебники издательства «Просвещение»:

1) География (5-6 кл.), авторы Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина К. Е. и др.;

2) География (6 кл. для обучающихся с интеллектуальными нарушениями), авторы Ли-фанова Т. М., Соломина Е. Н.;

3) География (7 кл.), авторы Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина К. Е. и др.;

4) География (7 кл. для обучающихся с интеллектуальными нарушениями), авторы Ли-фанова Т. М., Соломина Е. Н.;

5) География (8 кл.), авторы Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина К. Е. и др.;

6) География (8 кл. для обучающихся с интеллектуальными нарушениями), авторы Ли-фанова Т. М., Соломина Е. Н.;

7) География (9 кл.), авторы Алексеев А. И., Николина В. В., Липкина К. Е. и др.;

8) География (9 кл. для обучающихся с интеллектуальными нарушениями), авторы Ли-фанова Т. М., Соломина Е. Н.;

9) География (10 кл. базовый и углубленный уровни), авторы Гладкий Ю. Н., Николина В. В.;

10) География (11 кл. базовый и углубленный уровни), авторы Гладкий Ю. Н., Николина В. В.;

11) География (10-11 кл., базовый уровень), автор Лопатников Д. Л.;

12) География (10-11 кл., базовый уровень), автор Максаковский В. П.

Учебники издательского центра ВЕНТАНА-ГРАФ:

1) География. Начальный курс (5 кл.), автор Летягин А. А.;

2) География. Начальный курс (6 кл.), автор Летягин А. А.;

3) География: материки и океаны, народы и страны (7 кл.), авторы Душина И. В., Смок-тунович Т. Л.;

4) География России. Природа. Население (8 кл.), авторы Пятунин В. Б., Таможняя Е. А.;

5) География России. Хозяйство. Регионы (9 кл.), авторы Таможняя Е. А., Толкунова С. Г.;

6) География. Экономическая и социальная география мира (базовый уровень) (1011 кл.), автор Бахчиева О. А.

Учебник издательства «Мнемозина»: География. Экономическая и социальная география мира в 2 частях (10-11 кл., базовый уровень), автор Лопатников Д. Л.

Учебники издательства «Русское слово-учебник»:

1) География в 2 частях (10-11 кл., базовый уровень), авторы Домогацких Е. М., Алек-сеевский Н. И.;

2) География (10 кл., углубленный уровень), авторы Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И.;

3) География (11 кл., углубленный уровень), авторы Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И.

Современный учебник географии - наглядное средство обучения, способствующее освоению основ географической науки и развивающее универсальные учебные действия обучающихся. До внедрения в школьную образовательную практику Федерального государственного образовательного стандарта традиционные учебники географии были ориентированы на знание предмета и их воспроизведение [3]. В связи со сменой знаниевой парадигмы на системно-деятельностную, провозглашаемую современным стандартом образования в качестве основной, меняется весь подход к процессу и средствам обучения, в том числе и к учебникам. Учебник как основное средство обучения должен соответствовать многим требованиям - методическим, психологическим, эстетическим, гигиеническим. Рассмотрим, как отражаются эти требования в учебниках географии издательства «Вента-на-Граф», наиболее часто используемых учителями томских школ.

К методическим требованиям относится целостность содержания, логичность и последовательность его изложения, научность понятий и процессов, разнообразие вопросов и заданий, направленных на активную самостоятельную познавательную деятельность учащихся и т. д. Так, в новых учебниках географии 5-го и 6-го класса (автор Летягин А. А.) [4, 5] после каждого раздела присутствует рубрика «Школа географа-следопыта», где школьникам предлагается самостоятельно провести опыты, наблюдения или сделать модели.

В учебнике А. А. Летягина 5-го класса [4] предлагается практическое задание: составить календарь природы для своей местности, отметив в таблице за определенный период времени погодные явления, состояние водоемов и снежного покрова, состояние деревьев и кустарников, результаты наблюдений за птицами и насекомыми, ход сельскохозяйственных работ. В учебнике по курсу географии 6-го класса [5] школьникам рекомендованы практические задания: 1) ориентирование на местности с помощью компаса и определение азимута; 2) определение географических координат; 3) определение расстояний на местности различными способами («на глаз», шагами, рулеткой).

Примеры проведения самостоятельных полевых исследований в 5-м классе [4]: 1) обучающимся предлагается составить собственную коллекцию горных пород или минералов, дается подробная инструкция по изготовлению хранилища (коробочек) для образцов, а для определения названия рекомендуется пользоваться определителем горных пород и минералов, который доступен в Интернете; 2) определение относительной высоты холма с помощью самодельного нивелира. В учебнике 6-го класса [5] предлагаются следующие задания: 1) определение географической широты своего местоположения с помощью самодельного эклиметра; 2) определение свойств минералов (блеск, цвет, цвет черты, твердость, магнитность).

Примеры проведения опытов в 5-м классе: 1) опыт на доказательство существования атмосферного давления; 2) исследование трех состояний воды (лед, жидкость, пар); вкуса, цвета и запаха воды; плотности (по массе и объему воды); способности воды растворять

соль и газы в зависимости от температуры; 3) опыт, доказывающий, что через разные горные породы (песок, глина, суглинок) вода просачивается по-разному (название опыта в учебнике А. А. Летягина [4]: «Познакомимся с принципом „работы" родника)». В 6-м классе школьникам предложено провести: 1) опыт по выращиванию сталактита и сталагмита с использованием дистиллированной воды и соды; 2) исследование механического состава почвы с помощью почвенного жгута.

Примеры игровых приемов под названиями: «Найди на рисунке контуры животных лесов умеренного пояса»; «Соверши воображаемое путешествие по рекам Волга и Терек от истоков к устьям» [4]. Примеры игр, предлагаемые в учебнике 6-го класса [5]: «Географическое домино», «Картографическое домино», «Кругосветное путешествие на воздушном шаре».

Примеры моделирования: школьники по предлагаемому плану создают модели Земли и ее внутреннего строения; модель гномона; модели метеорологических приборов (барометра, дождемера, термометра); модель родника; модель глубинных зон океана (зона дневного света, зона сумерек и ночная зона) с обитателями (рыбы и млекопитающие).

Для формирования интереса к географии в учебниках 5-го и 6-го классов обучающимся после каждого параграфа дается список интернет-ссылок видео, рекомендуемых к просмотру. Опыт преподавания в школе позволяет утверждать, что большинство школьников не обращаются к этим ссылкам, так как всю интересующую их информацию они могут получить через поисковик.

Учебник географии, согласно психологическим требованиям, должен быть отражением научных достижений, с одной стороны, и быть доступным для ее усвоения обучающимися разного возраста - с другой стороны. Следовательно, должен учитываться уровень развития памяти, внимания, мышления и развиваться познавательный интерес к предмету. Для этого в современных учебниках географии научный текст сильно упрощен в изложении. Возможно, это связано с тем, что география как школьный учебный предмет, согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего и среднего образования, перенесена из области наук естественного профиля в область общественно-научных. В п. 11.2 ФГОС ООО [6] в данной предметной области предмет «География» стоит наряду с такими предметами, как «История России», «Всеобщая история», «Обществознание».

Однако упрощение научной информации часто не дает полного понимания того или иного физико-географического процесса и ограничивается только изложением терминов без демонстрации их практического применения в задачах и расчетах. Налицо отсутствие преемственности в освоении материала начального курса географии (5-6 кл.) и заданий Всероссийских проверочных работ и заданий Основного государственного экзамена (ОГЭ) и Единого государственного экзамена (ЕГЭ), которые подразумевают проверку базовых знаний, заложенных в учебниках.

Например, в теме «Движение Земли по околосолнечной орбите» (5 кл., Летягин А. А.) [4] присутствует множество терминов (день весеннего и осеннего равноденствия, день летнего и зимнего солнцестояния, северный и южный полярный круг, тропики) с указанием продолжительности дня и положения Солнца в зените. Из данного описания обучающимся будет очень сложно без помощи учителя выполнить следующее задание ОГЭ: в каком из перечисленных городов 22 декабря Солнце позже всего по московскому времени поднимется над горизонтом: 1) Шалон; 2) Мюнхен; 3) Кошице; 4) Черновцы. В задании дана таблица с указанием городов, их географических координат, средней температуры воздуха и количества атмосферных осадков (в норме) в январе и июле, среднегодового количества осадков [7]. И если приведенные данные о географических координатах необходимы для

решения данного задания, то лишняя информация о температуре и атмосферных осадках может только запутать детей 12-13 лет.

В параграфе «Атмосферное давление» (6 кл., Летягин А. А.) [5] говорится об изменении атмосферного давления с высотой (на каждые 10,7 м давление падает на 1 мм), однако пошагового решения задач (алгоритма) не предлагается. Тем не менее в ЕГЭ приводится подобное задание: определите, какое атмосферное давление будет на вершине горы, обозначенной на рисунке буквой А, если у подножия горы его значение составляет 760 мм рт. ст. и известно, что атмосферное давление понижается на 10 мм на каждые 100 м [8].

Психологические требования в учебниках географии отражаются и в расположении главного и второстепенного материала, системе вопросов и заданий, обеспечивающих связь пройденного материала с новым, что способствует формированию системы географических знаний. Например, в учебнике географии 7-го класса [9] перед каждым параграфом даны вопросы, предваряющие изучение нового материала, а после параграфа - вопросы и задания разного уровня сложности по пройденной теме. Перед разделами дается пояснение, что предстоит изучить, а после - вопросы для обобщения и повторения. Дополнительный текст выделен другим шрифтом на цветном фоне.

При изучении раздела «Материки и страны», наряду с описанием физико-географических особенностей материков, дана экономико-географическая характеристика регионов и стран, что вполне оправдано, так как курс «Экономическая и социальная география мира» изучается в 10-11-м классе, а часть учащихся заканчивают школьное обучение после 9-го класса.

Важным изменением содержания в учебниках географии 8-го и 9-го класса стала интеграция физической и социально-экономической географии. Так, из учебников 9-го класса раздел «Население России» перенесен в 8-й класс и объединен с разделом «Природа». Из учебников 8-го класса изъят классический материал по природным районам России, который теперь изучается совместно с экономическими районами в 9-м классе под названием «Природно-хозяйственные районы».

Переход от изучения географии от физической к экономической объясняет специализацию экономики, характер культуры и быта населения в зависимости от природных условий, в первую очередь географического положения (близость морей и океанов, равнинная или горная территория), наличия природных ресурсов (минеральных, земельных и водных) и климатических условий. Историко-культурные и, соответственно, хозяйственные различия определяют жизнь разных государств. Природа, население и хозяйство - эти три последовательных раздела, которые рассматриваются в отечественной географии [10].

Таким образом, в современных школьных учебниках географии была решена российская вековая проблема противостояния физической и экономической географии. У российских школьников XXI в. будет складываться образец «целостности» географии, что будет способствовать всестороннему изучению отдельных территорий (стран) и мира в целом. Это, несомненно, положительный момент современных учебников географии.

Согласно предъявляемым к учебникам эстетическим требованиям, учебник географии должен быть в меру красочен, а излагаемый текст и иллюстрации вызывать эмоциональный отклик у обучающихся, способствуя формированию познавательного интереса к предмету. Соблюдая данное требование, в учебниках представлено множество карт, рисунков, схем, указателей.

Санитарно-гигиенические нормы и требования, предъявляемые к школьным учебникам, изложены в санитарных правилах и нормативах СанПиН 2.4.7.1166-02 «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования» [11], где сказано, что вес учебников для 5-6-х классов должен быть не более 400 г,

для 7-9-х классов - не более 500 г, для 10-11-х классов - не более 600 г. В нормативном документе указаны также требования к качеству бумаги, шрифтам, интервалам, размещению текста на странице. Рассмотренные учебники полностью им соответствуют.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) [6] описаны требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования: личностным, метапред-метным и предметным. Теоретический материал и методический аппарат современных учебников географии способствуют их достижению. Так, в учебнике географии 8-го класса [12] содержание разделов «Географическое положение и формирование государственной территории России», «Природа России», «Население России», а в учебнике географии 9-го класса [13] разделов «Хозяйство России», «Природно-хозяйственные регионы России», «Россия в современном мире» уже направлено на развитие личностных результатов. Особенно они соответствуют п. 9.1 ФГОС ООО: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной.

Примерами заданий на формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию (п. 9.2 ФГОС ООО) могут являться задания на выполнение опытов, наблюдений в 5-6-х классах, написание эссе, подготовка и презентация докладов и учебных проектов в 7-9-х классах.

Задания рубрик «Школа географа-следопыта» (5-6 кл.), «Школа географа-страноведа» (7 кл.), «Школа географа-исследователя» (8 кл.) направлены на развитие коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности (п. 9.7 ФГОС ООО).

Формирование основ экологической культуры (п. 9.9 ФГОС ООО) заложены в содержании таких параграфов и заданий к ним, как «Природная среда. Охрана природы» (5 кл.), «Природа Земли и человек» (7 кл.), «Природный фактор в развитии России» (8 кл.), разделе «Природно-хозяйственные регионы России» (9 кл.), в частности в параграфе «Экологический потенциал России».

Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира (п. 9.11 ФГОС ООО), отражено в учебнике 7-го кл. при изучении отдельных стран, где дано описание памятников древней и современной культуры; в параграфе «Культурно-исторические особенности народов России» (8 кл.) дана характеристика традиционных промыслов и быта коренных народов России; в параграфах раздела «Природно-хозяй-ственные регионы России» (9 кл.), в которых освещаются природные и культурно-исторические достопримечательности каждого региона, традиционные промыслы проживающих на их территории народов.

Метапредметные результаты обучения достигаются учителями через составление собственных заданий. Например, на умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности (п. 10.1 ФГОС ООО) используются задания на определение темы, цели и задач урока исходя из его названия.

Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач (п. 10.2 ФГОС ООО) можно развивать через групповые форы работы на уроке, проектно-исследовательскую деятельность.

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы (п. 10.6 ФГОС ООО) можно формировать на основе любого параграфа учебника географии, используя при этом вопросы и задания, приведенные как в учебнике, так и составленные учителем.

В учебниках географии присутствует много заданий на умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач (п. 10.7 ФГОС ООО), а также на смысловое чтение (п. 10.8 ФГОС ООО). Они отражаются в вопросах типа «ответьте почему», «проанализируйте и ответьте», «рассмотрите рисунок, карту, схему и ответьте».

Таким образом, проанализированные современные учебники географии 5-9-х классов линии издательства «Вентана-Граф» соответствуют требованиям реализуемого Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, но имеют, по мнению авторов статьи, свои плюсы и минусы. Среди положительных моментов можно назвать следующие:

- грамотно построенный методический аппарат, позволяющий осуществлять связь пройденного материала с изучаемым, мотивировать к усвоению нового;

- красочность оформления, наличие карт, схем, диаграмм, рисунков, таблиц, что облегчает понимание текста;

- система вопросов и заданий направлена на организацию самостоятельной познавательной деятельности на основе применения исследовательских методов;

- интеграция физико- и экономико-географической информации в учебниках 7-9-х классов, что дает понимание первичности физико-географических знаний, на которые «наращиваются» экономико-географические, создавая целостную картину развития регионов России, стран и регионов мира;

- теоретический материал и методический аппарат способствуют достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

К отрицательным моментам можно отнести:

- упрощение научной географической информации;

- отсутствие конкретизации излагаемых физико-географических процессов в практических заданиях;

- отсутствие связи между упрощенной теорией начальных курсов географии и практическими заданиями, которые даны во Всероссийских проверочных работах, ОГЭ и ЕГЭ;

- необоснованное сокращение и упрощение теоретической части в курсах географии 5-6-х классов и значительное увеличение домашних практических заданий;

- недостаточное отражение краеведческого подхода.

Все приведенные отрицательные моменты учебников могут усложнять адаптацию в школе молодых специалистов, которые в сравнении с опытными учителями отлично владеют цифровыми технологиями, но недостаточно хорошо владеют излагаемым материалом по географии.

В современный век цифровизации бумажные учебники в электронном виде вместе с тестами и дополнительным материалом входят в электронный учебно-методический ком-

плект, который представлен на сайте каждого издательства. Также учебники географии дополняются электронными образовательными ресурсами (ЭОР), которые представляют собой список сайтов с различным учебно-методическим (методические разработки уроков, презентации, тесты, занимательные задания), картографическим, учебно-познавательным видеоматериалом.

Постепенно акцент преподавания географии смещается в цифровое поле, и бумажные учебники, хоть и достаточно красочные, значительно проигрывают информационным сайтам и средствам массовой информации. Телевизионные передачи «Семь миров одна планета», «Голубая планета», «Орел и решка», «Мир наизнанку» и множество других, которые доступны в любое время в сети Интернет, расширяют кругозор обучающихся, способствуют развитию познавательного интереса.

Уже более двадцати лет как открылись границы для посещения зарубежных стран для россиян. Появилась возможность путешествовать по миру не только интерактивно с ведущими телепередач или блогов в интернете, но и реально. Таким образом, у школьников формируется образ стран не из сухих фраз учебника, а из собственных наблюдений и впечатлений. У них появляется мотивация узнать больше о тех странах и континентах, которые они собираются посетить или уже посетили.

Цифровизация образования способствовала развитию дистанционных технологий, которые стали особенно актуальны в период пандемии коронавируса в 2020 г. Учителям пришлось адаптировать материал учебников под формат онлайн-уроков, где нужно за 30 минут дать самое основное и организовать процесс самостоятельной познавательной деятельности обучающихся с использованием ресурсов различных образовательных платформ и электронных приложений к учебникам. Все это лежит в русле внедряемого в педагогическую практику Федерального проекта «Цифровая школа» [14], согласно которому каждая российская школа должна быть не только оборудована компьютерной техникой и скоростным интернетом, в ней должна быть создана цифровая образовательная среда, обеспечивающая индивидуальный подход к обучающимся независимо от местонахождения учеников.

Несмотря на указанные в статье недостатки современных учебников географии, они способствуют формированию у обучающихся целостной географической картины мира (при грамотной методической помощи опытных учителей), о чем свидетельствуют победы российских школьников в Международных географических олимпиадах, например победа в личном зачете в 2018 г. Алена Коспанова из г. Зеленограда. Приведем высказывание Алена Коспанова: «Российская географическая школа предполагает обширные знания в различных сферах» [15].

При этом российской географической школе есть к чему стремиться - к победе в командном зачете. За период с 1996 по 2019 г. в Международной географической олимпиаде семь раз в командном зачете выигрывала Польша, четыре раза - Румыния и три победы было у команды из Сингапура.

Таким образом, организация преподавания географии в школе требует совершенствования имеющихся учебников географии с усилением практической части в старших классах, отражением краеведческого подхода, подробным изложением научного материала. Будущее современных учебников географии видится в переводе их в цифровое поле с использованием интерактивных приложений в виде видео, демонстраций опытов и наблюдений, карт, тестовых заданий и др.

Список литературы

1. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Материалы к «Педагогической антропологии». М.: Изд-во АПН РСФСР. 1950. Т. 10. 665 с.

2. Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 14.06.2020).

3. Петрова Е. Ю. Современные технологии в обучении географии: учеб. пособие для студентов пед. ун-тов. Томск: Изд-во ТГПУ, 2018. 124 с.

4. Летягин А. А. География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / под ред. В. П. Дронова. М.: Вентана-Граф, 2014. 160 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Летягин А. А. География. Начальный курс: 6 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / под ред. В. П. Дронова. М.: Вентана-Граф, 2016. 192 с.

6. Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: fgos.ru (дата обращения: 01.06.2020).

7. Сдам ГИА: Решу ОГЭ. Образовательный портал для подготовки к сдаче экзаменов. География. URL: geo-oge.sdamgia.ru (дата обращения: 20.06.2020).

8. Сдам ГИА: Решу ЕГЭ. Образовательный портал для подготовки к сдаче экзаменов. География. URL: geo-ege.sdamgia.ru (дата обращения: 20.06.2020).

9. Душина И. В. География: материки, океаны, народы и страны: 7 класс: учебник / под общ. ред. В. П. Дро-нова. М.: Вентана-Граф, 2017. 317 с.

10. Ершова Т. В. Экономическая и социальная география Западно-Сибирского района: учеб. пособие. Томск: Изд-во ТГПУ, 2015. 116 с.

11. Судебные и нормативные акты РФ. URL: sudact.ru (дата обращения: 23.06.2020).

12. Пятунин В. Б. География России. Природа. Население: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / под ред. В. П. Дронова. М.: Вентана-Граф, 2018. 336 с.

13. Таможняя Е. А. География России: хозяйство: регионы: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / под ред. В. П. Дронова. М.: Вентана-Граф, 2018. 368 с.

14. Паспорт федерального проекта «Цифровая школа». URL: http://sudogda-obrazovanie.ru (дата обращения: 20.06.2020).

15. Ратманский В. Об Алене Коспанове. Сайт г. Зеленограда. URL: https://zelao.mos.ru/presscenter/news/ detail/6846041.html (дата обращения: 22.06.2020).

Ершова Татьяна Владимировна, кандидат физико-математических наук, доцент,

зав. кафедрой географии, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская,

60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]

Петрова Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент,

Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: [email protected]

Материал поступил в редакцию 07.07.2020.

DOI 10. 23951/2307-6127-2020-5-30-40

MODERN SCHOOL GEOGRAPHY TEXTBOOKS: PROS, CONS AND WAYS OF MODERNIZATION

T. V. Ershova, E. Yu. Petrova

Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation

A critical analysis of modern school textbooks on geography is given in the article. The analysis is related to the compliance of the Federal state educational standard of basic General education with the following requirements: methodological, psychological, aesthetic and hygienic. The presented positive aspects of geography textbooks were identified: well-built methodological apparatus; colorful design, the presence of maps, schemes, diagrams, drawings; a system of questions and tasks aimed at organizing independent cognitive activity of pupils through the use of research methods; integration of physical-geographical and economic-geographical branches of geography. The authors of the article revealed the given

below negative points in geography textbooks: simplification of scientific geographical information; insufficient description of physical-geographical processes in solving practical problems; lack of connection between the simplified theory of initial courses of geography and practical tasks that are given in Russian exams (the Basic State Exam and the Unified State Exam) in geography; incomplete reflection of the local history approach. Specific examples from existing geography textbooks were provided to confirm the established disadvantages. The national project «Digital school» was reviewed. This project suggests using geography textbooks in the educational process together with other teaching tools, including digital ones. Thus, the geography textbook plays an essential role in shaping the geographical outlook of pupils. In addition, textbooks contribute to the achievement of personal, metasubject and subject learning outcomes. Ways to modernize geography textbooks were defined based on the analysis of the state of Russian school geographical education, namely, the converting textbooks to digital format using interactive applications, videos, demonstrations of experiments and observations, electronic maps and electronic test tasks.

Keywords: geography at school, teaching geographical disciplines, geographical education, individual approach to learning, geography textbook.

References

1. Ushinskiy K. D. Sobraniye sochineniy. T. 10: Materialy k «Pedagogicheskoy antropologii» [Collected works. Vol. 10: Materials to «Pedagogical anthropology»]. Moscow, Izd-vo APN RSFSR Publ., 1950. 665 p. (in Russian).

2. Konsul'tantPl'yus [Consultant Plus] (in Russian). URL: http://www.consultant.ru (accessed 14 June 2020).

3. Petrova E. Yu. Sovremennye tekhnologii v obuchenii geografii: uchebnoye posobiye dlya studentov peda-gogicheskikh universitetov [Modern technologies in teaching geography: a textbook for students of pedagogical universities]. Tomsk, TSPU Publ., 2018. 124 p. (in Russian).

4. Letyagin A. A. Geografiya. Nachal'nyy kurs: 5 klass: uchebnik dlya uchashchikhsya obshcheobrazovatel'nykh organizatsiy. Pod redaktsiyey V P. Dronova [Basic course: grade 5: textbook for students of educational institutions. Ed. Dronov V. P.]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2014. 160 p. (in Russian).

5. Letyagin A. A. Geografiya. Nachal'nyy kurs: 6 klass: uchebnik dlya uchashchikhsya obshcheobrazovatel'nykh organizatsiy. Pod redaktsiyey V P. Dronova [Basic course: grade 6: textbook for students of educational institutions. Ed. Dronov V. P.]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2016. 192 p. (in Russian).

6. Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standarty [Federal state educational standard] (in Russian). URL: fgos.ru (accessed 1 June 2020).

7. Sdam GIA: Reshu OGE. Obrazovatel'nyy portal dlya podgotovki k sdache ekzamenov. Geografiya [Pass the GIA: Solve the use. Educational portal for preparing for exams. Geography] (in Russian). URL: geo-oge.sdamgia.ru (accessed 20 June 2020).

8. Sdam GIA: Reshu EGE. Obrazovatel'nyy portal dlya podgotovki k sdache ekzamenov. Geografiya [Pass the GIA: Solve the use. Educational portal for preparing for exams. Geography] (in Russian). URL: geo-ege.sdamgia.ru (accessed 20 June 2020).

9. Dushina I. V Geografiya: materiki, okeany, narody i strany: 7 klass: uchebnik. Pod redaktsiyey V. P. Dronova [Geography: continents, oceans, peoples and countries: grade 7: textbook. Ed. V. P. Dronov]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2017. 317 p. (in Russian).

10. Ershova T. V Ekonomicheskaya i sotsial'naya geografiya Zapadno-Sibirskogo rayona: uchebnoye posobiye [Economic and social geography of the West Siberian region: textbook]. Tomsk, TSPU Publ., 2015. 116 p. (in Russian).

11. Sudebnye i normativnye akty RF [Judicial and regulatory acts of the Russian Federation] (in Russian). URL: su-dact.ru (accessed 23 June 2020).

12. Pyatunin V B. Geografiya Rossii. Priroda. Naseleniye: 8 klass: uchebnik dlya uchashchikhsya obshcheobrazovatel'nykh organizatsiy. Pod redaktsiyey V. P. Dronova [Geography of Russia. Nature. Population: grade 8: textbook for students of educational institutions. Ed. V. P. Dronov]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2018. 336 p. (in Russian).

13. Tamozhnyaya E. A. Geografiya Rossii: khozyaystvo: regiony: 9 klass: uchebnik dlya uchashchikhsya obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy. Pod redaktsiyey V P. Dronova [Geography of Russia: economy: regions: 9th grade: textbook for students of General education institutions. Ed. V P. Dronov]. Moscow, Ventana-Graf Publ., 2018. 368 p. (in Russian).

14. Pasportfederal'nogoproyekta "Tsifrovayashkola" [Passport of the Federal project "Digital school"] (in Russian). URL: http://sudogda-obrazovanie.ru (accessed 20 June 2020).

15. Ratmanskiy V. Ob Alene Kospanove. Sayt g. Zelenograda [About Alain Kospanov. Website of Zelenograd] (in Russian). URL: https://zelao.mos.ru/presscenter/news/detail/6846041.html (accessed 22 June 2020).

Ershova T. V., Candidate of Physical and Mathematical Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Geography, Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061). E-mail: [email protected]

Petrova E. Yu., Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor,

Tomsk State Pedagogical University (ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Russian Federation, 634061).

E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.