УДК 372.891 ББК 74.262.68
DOI: 10.31862/1819-463X-2020-3-59-67
МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ПРЕДМЕТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ
Е. А. Беловолова
Аннотация. Актуальность статьи обусловлена системными изменениями в проектировании и организации деятельности школьников в обучении географии. В соответствии с требованиями ФГОС основное общее географическое образование нуждается в расширении деятельностного потенциала, который может быть обеспечен реализацией современной модели развития предметной деятельности обучающихся. В статье раскрываются основные компоненты модели, которая образована целевым, теоретико-методологическим, содержательным, процессуальным, оценочно-результативным блоками. Также отражены некоторые результаты опытно-экспериментальной части исследования, в том числе на базе научно-образовательных площадок кафедры методики преподавания географии Московского педагогического государственного университета.
Ключевые слова: методика обучения географии, географическое мышление, предметная деятельность школьников в обучении географии, умения и способы деятельности, единство содержательной и процессуальной сторон обучения, обучающие задачи в школьной географии.
MODEL OF DEVELOPING STUDENTS' SUBJECT ACTIVITY IN TEACHING GEOGRAPHY
E. A. Belovolova
Abstract. The relevance of the article is due to systemic changes in the design and organization of schoolchildren's activities in teaching geography. In accordance with the requirements of the Federal state educational system, basic General geographical education needs to expand the activity potential, which can be provided by implementing a modern model for the development of students ' subject activities. The article reveals the main components of the model, which is formed by the target, theoretical and methodological, content, procedural, evaluative and effective blocks. The article reflects some results of the experimental
© Беловолова Е. А., 2020
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
part of the research, including on the basis of scientific and educational platforms of the Department of methods of teaching geography of the Moscow Pedagogical State University.
Keywords: methods of teaching geography, geographical thinking, subject activity of schoolchildren in teaching geography, skills and methods of activity, unity of content and procedural aspects of learning, training tasks in school geography.
В Государственной программе РФ «Развитие образования» (20182025) особое внимание обращено на достижение тех критериев и показателей, которые обеспечивают достижение задачи, поставленной в Указе Президента РФ от 7 мая 2018 г., - вхождение Российской Федерации в десятку ведущих стран мира в области качества образования. По результатам сопоставительных исследований позитивные стороны российской школы наиболее ярко проявляются у выпускников начальной школы, тогда как результаты исследования Р!БД свидетельствуют о неготовности обучающихся 15-летнего возраста к свободному использованию знаний и умений за пределами учебных ситуаций, а также о низком уровне способности решать проблемы в сотрудничестве и самооценке развития своих коммуникативных компетенций.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) декларирует «...активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.» [1]. В Концепции развития географического образования в РФ особое внимание обращается на реализацию деятельностного подхода, позволяющего обеспечить «...формирование практических навыков использования географической информации <...> высокую мотивацию к изучению географии; формирование готовности обучающихся к саморазвитию и непрерывному образованию; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся...» [2]. Именно поэтому достижение предметных и мета предметных образовательных результатов приобретает сегодня особую значимость в географическом образовании. Осмысление школьни-
ками динамично меняющегося географического пространства, овладение географическим мышлением и развитие на его основе функционально значимых умений, необходимых для будущей самостоятельной деятельности в решении жизненных задач, -это те векторы, на которые должен быть направлен процесс обучения географии с учетом результативно-целевой основы ФГОС ООО и показатели качества образования, признанные в мире.
Сегодня школьная география призвана обеспечить овладение такими чертами географического мышления, которые присущи современной функционально грамотной личности, - глобальность, пространствен-ность (территориальность), проективность, комплексность, экологичность, прогностич-ность, конструктивность, рефлексивность. В этой связи обучение географии на уровне основного общего образования предполагает качественное преобразование деятельности школьника, переориентацию методики обучения предмету на ее развитие.
Опытно-экспериментальное исследование показало, что до сих пор в организации деятельности обучающихся на уроках географии и во внеурочной работе, построенной на базе географического содержания, доминирует методика, ориентированная на формирование новообразований знаний и зачастую не учитывающая учебные умения и способы деятельности - единое связующее звено предметных и мета-предметных результатов, обеспечивающих развитие деятельности обучающихся. В практике работы школы сохраняется формальный подход к учету содержания предметной деятельности обучающихся, наблюдается однообразие ее профиля. Подавляющее большинство учителей фрагментарно
используют в обучении реальные практи-ко-ориентированные задачи. В результате обучающиеся, владея географическими знаниями и умениями, испытывают затруднения в их применении в ситуациях, выходящих за рамки учебных.
Результаты нашего опытно-экспериментального исследования в определенном смысле нашли подтверждение в результатах Национального исследования качества образования (2018), зафиксировавшего низкий уровень географической подготовки обучающихся. В части проверяемых видов деятельности невысокий процент выполнения школьники продемонстрировали при использовании географической карты и других видов информации (текстовой, иллюстративной), при смысловом чтении и анализе географической информации, при решении практических задач [3]. Это подтверждает нашу позицию об ориентации процесса обучения географии на современную модель развития предметной деятельности школьников, в которой должно быть существенно расширено содержание и качественно изменен профиль деятельности обучающихся, что согласуется с результативно-целевой основой ФГОС ООО.
Под предметной деятельностью школьников в обучении географии мы понимаем деятельность субъекта по решению предметных и личностных задач в процессе изучения объектов, процессов и явлений современного географического пространства, опирающуюся на применение ведущих процедур деятельности. Понятие «предметная деятельность школьников» пока не стало распространенной категорией в методике обучения географии, хотя в других частных дидактиках оно достаточно широко используется. Разделяя точку зрения Т. В. Коростелевой, мы рассматриваем понятия «учебная деятельность» и «предметная деятельность обучающихся» тождественными только в том случае, если каждое рассматриваются как внутренний механизм, регуляция [4]. Их различие обусловлено учетом опосредованного влияния
специфики и средств школьной географии на развитие личности обучающихся.
В нашем исследовании была спроектирована и экспериментально апробирована структурно-динамическая модель развития предметной деятельности обучающихся в изучении школьной географии на уровне основного общего образования, которая основана на общеметодологическом принципе развития. Под развитием предметной деятельности школьников в обучении географии мы понимаем динамический процесс овладения ими функционально значимыми предметно-географическими умениями, проявляющийся в полноте состава, осознанности применения, самостоятельности, обобщенности (переход от конкретного умения к комплексному применению) и характеризующийся качественными изменениями профиля предметной деятельности обучающихся, а также позитивной динамикой мотивации обучающихся к предметной деятельности в обучении географии.
Ведущая идея разработанной модели заключается в том, что развитие предметной деятельности обучающихся при изучении географии должно основываться на единстве содержательной и процессуальной сторон обучения, что приведет к актуализации черт географического мышления и овладению функционально значимыми умениями и способами деятельности, то есть к достижению предметных и мета-предметных результатов основного общего образования. Следовательно, при освоении географического содержания необходимо активное включение обучающихся в различные процедуры деятельности, обеспечивающие качественное изменение профиля предметной деятельности.
Состав компонентов структурно-динамической модели обусловлен логикой и структурой процесса обучения географии на уровне ООО, а также содержанием предметной деятельности школьников. В ней мы выделяем пять блоков (рис. 1).
Целевой блок модели предполагает: во-первых, выделение в качестве одной из составляющих цели основного общего географического образования развитие пред-
Развитие предметной деятельности обучающихся 5-9 классов в изучении школьной географии
Принципы', развития, системности, целостности, связи теории с практикой, открытости, усиления практической направленности обучения, актуализации методологической направленности содержания, усиления деятельностного компонента, последовательности, преемственности, личностной направленности
Рис. 1. Структурно-динамическая модель развития предметной деятельности школьников в обучении географии
метной деятельности обучающихся; во-вторых, подкрепление этого процесса развитием мотивационной основы, которая регулируют эту деятельность.
Теоретико-методологический блок основывается на подходах и принципах развития предметной деятельности обучающихся в школьной географии. В качестве ведущего выступает деятельностный подход, который позволяет рассматривать обучение географии в 5-9-х классах как обучение предметной деятельности, которая приобретает новые характеристики с точки зрения достижения планируемых предметных и мета предметных образовательных результатов.
Разработанная нами структурно-динамическая модель обеспечивается комплексом дидактических и методических принципов: принцип связи теории с практикой (Ю. К. Бабанский, И. Я. Лернер, М. Н. Скат-кин), принцип открытости, принцип усиления практической направленности обуче-
ния географии, принцип актуализации методологической направленности содержания географического образования, принцип усиления в содержании географического образования деятельностного компонента, принцип последовательности, принцип преемственности, принцип личностной направленности.
Содержательный блок модели обладает динамическим характером и включает три основных элемента, конкретизированных в виде доминирующих специальных и универсальных умений в систематических курсах школьной географии. Усложнение и комплексное применение умений в процессе обучения географии обеспечивает включение школьников в различные процедуры предметной деятельности, составляющие ее содержание.
Расширение содержания предметной деятельности школьников в рамках реализуемой структурно-динамической модели обеспечивалось за счет функционально значимых умений и способов действий, ко-
торые составляют практико-ориентирован-ный компонент обучения географии:
• самостоятельный поиск, анализ и использование актуальных источников географической информации - текстовых, картографических, статистических, геоинформационных, космических;
• извлечение, интерпретация, осмысление и оценка географической информации, полученной на основе различных средств и источников, в том числе с помощью ресурсов ГИС;
• применение географической карты для поиска, извлечения, анализа и интерпретации географической информации;
• наблюдение и практические исследования в условиях реальной городской и сельской местности, создание собственных образовательных продуктов на основе этой деятельности;
• описание, анализ и моделирование географических процессов и явлений, прогнозирование их изменений в результате природного и антропогенного воздействия;
• наблюдение за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы своей местности, оценивание качества окружающей среды своей местности, прогнозирование тенденций ее сохранения и улучшения;
• ориентирование в мире современных профессий, в которых основу профессиональной компетентности составляет пространственное (географическое) мышление.
Процессуальный блок модели составляют формы и средства организации предметной деятельности обучающихся в школьной географии, а также приемы организации ведущих процедур предметной деятельности на разных этапах обучения географии. При разработке этого блока мы исходили из того, как учитель организует, «сопровождает», управляет предметной деятельностью обучающихся, зависит результат их деятельности и всего процесса обучения.
Ведущая процедура деятельности предполагает некий процесс решения школьниками задачи географического содержания на основе применения комплекса взаимосвязанных знаний методологического харак-
тера, умений (действий и/или операций), сгруппированных в рамках единого назначения, логической последовательности и относительной законченности. Профиль предметной деятельности обучающегося в школьной географии составляют процедуры функционального чтения, понимания, коммуникации, проектирования, исследования и рефлексии.
Принимая во внимание, что процесс развития заключается в систематичном овладении обучающимися функционально значимыми умениями и способами деятельности в решении как учебных, так и практико-ориентированных задач, нами были выделены этапы развития предметной деятельности школьников, характеризующиеся качественным изменением показателей в овладении предметно-географическими умениями и положительной динамикой в мотивации обучающихся к предметной деятельности. Учет этапности отражает постепенный характер в достижении планируемых результатов обучения и позволяет обеспечивать преемственность в его организации (рис. 2).
Операционально-действенный этап заключается в овладении обучающимися отдельными предметно-географическими умениями и их осознанном и произвольном применении при решении задач географического содержания под руководством учителя.
В ходе обобщающе-действенного этапа школьник выступает субъектом целостного процесса деятельности, то есть может самостоятельно ее организовать: сформулировать цели, определить задачи, отобрать источники информации и средства осуществления действий, спланировать ход решения задач, произвести действия, соотнести результат с целью.
На личностном этапе обучающийся может не только самостоятельно организовать свою деятельность, но и ее отрефлексиро-вать, определить значимость для собственного развития и для выбора образовательной траектории на этапе среднего общего географического образования. Этот этап ха-
"У
Этапы развития предметной деятельности
Качества обученности школьника
Типы обучающих задач
Рис. 2. Связь этапов в развитии предметной деятельности школьников
с качествами обученности
рактеризует сформированность личностного опыта обучающегося, который имплицитно входит во все виды опыта (В. В. Сериков) [5].
Условное разделение процесса развития предметной деятельности обучающихся на этапы позволяет их соотнести с систематическими курсами географии в 5-9-х классах. Начальный курс географии (5-6-й классы) позволяет обеспечить операционально-действенный этап в развитии предметной деятельности обучающихся. Роль учителя направлена на обеспечение овладения обучающимися отдельными предметно-географическими умениями и их осознанное и произвольное применение при решении учебных задач.
Содержание предметной деятельности школьников в курсе географии 7-го класса усложняется и обеспечивается не только одновременным использованием нескольких средств обучения, но и их сочетанием при решении не только учебных, но и прак-тико-ориентированных задач. Семиклассники используют уже освоенные отдельные предметно-географические умения и на их основе составляют характеристики компонентов геосистем, проводят сравнения, выявляют черты общности и различий, составляют комплексные географические характеристики отдельных территорий по плану. Наряду с этим осуществляют само-
стоятельное формулирование цели и определение задач деятельности, отбор источников информации и средств осуществления действий, планирование хода решения задач, соотнесение результата деятельности с поставленной целью. Эти характеристики отражают вовлечение школьников во все ведущие процедуры предметной деятельности и соответствуют обобщающе-действенному этапу в развитии их предметной деятельности.
Курс «География России» (8-9-й классы) - заключительный систематический курс в структуре основного общего географического образования. К моменту его изучения школьники уже овладели значительным багажом предметно-географических умений и опытом их комплексного применения в рамках всех ведущих процедур деятельности. Именно поэтому условно изучение курса географии в 8-9-х классах соответствует личностному этапу в развитии предметной деятельности обучающихся.
Центральным элементом процессуального компонента разработанной модели развития предметной деятельности обучающихся в школьной географии служит комплекс обучающих задач в систематических курсах школьной географии (5-9-й классы). Этот комплекс представляет собой сово-
Таблица
Примеры обучающих задач
Типы задач Примеры
Задачи, направленные на овладение отдельными пред-метно-гео-графическими умениями • «Сайрес Смит опустился на колени и начал отмечать постепенное уменьшение тени, втыкая в землю маленькие прутики. В ту минуту, когда тень от палочки станет короче всего, будет ровно двенадцать часов дня». Как вы полагаете, для каких целей Сайрес Смит осуществил эти действия? Сформулируйте цели его действий, опираясь на знания об ориентировании (6-й класс). • Используя учебник, составьте небольшой рассказ «Литосфера — твердая оболочка Земли», используя следующие термины: оболочка, мощность, материки, океаны, горные породы, минералы, земная кора (5-й класс). • Совершите воображаемое путешествие по Тихому океану вдоль экватора (7-й класс). • Опишите глубины, на которые вы опуститесь для изучения дна океана (7-й класс).
Задачи, направленные на овладение опытом организации самостоятельной деятельности • Сформулируйте аргументы в пользу тезисов: Россия — северная страна Россия — морская великая держава Россия — сухопутная страна. Докажите примерами из карт атласа (8-й класс). • Вам необходимо провести социологическое исследование «Оценка уровня услуг социальной сферы жителями вашего микрорайона». Разработайте план ваших действий по проведению этого исследования (9-й класс)
Задачи, направленные на овладение личностным опытом деятельности • Россия входит в число ведущих государств мира по поголовью скота и масштабам производства животноводческой продукции. Однако животноводство в России уступает растениеводству по стоимости производимой продукции. Что необходимо сделать, чтобы изменить сложившуюся ситуацию? (9-й класс) • Вы — режиссер индивидуальных туров. Ваша задача — разработать сценарий квест-игры для младших школьников по культурно-историческим памятникам и природным объектам Европейского Северо-Запада. По результатам работы необходимо провести презентацию (9-й класс)
купность (целостность) учебных задач, различающихся по источнику географической информации, по уровню самостоятельности обучающихся, по форме предъявления и характеру конструкции.
Ядром разработанного комплекса выступают обучающие задачи, которые соответствуют выделенным этапам развития предметной деятельности. Эти задачи позволяют не только отработать отдельные предметно-географические умения, но и применить их комплексно при осуществлении ведущих процедур деятельности.
Среди обучающих задач особую группу составляют компетентностно-ориентиро-
ванные задачи, основанные на применении текстов «новой природы», картографической информации, инфографики, видео- и аудиоматериалов, статистических данных, ресурсов Интернета, содержательно отражающие реальный жизненный контекст. В этой группе видное место занимают задачи на основе краеведческого материала. Примеры задач представлены в таблице.
Оценочно-результативный блок разработанной модели включает два элемента - контрольный и диагностический - и согласуется с требованиями ФГОС ООО к планируемым предметным и метапредмет-ным образовательным результатам.
В заключение подчеркнем: развитие предметной деятельности обучающихся в школьной географии на уровне ООО представляет собой этапный процесс, в котором динамизм обеспечивается прежде всего
процессуальным и оценочно-результативным компонентами. Разработанная нами структурно-динамическая модель доказала свою эффективность в ходе опытно-экспериментального обучения.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. ФГОС основного общего образования. URL: https://regulation.gov.ru/projects#npa= 94555 (дата обращения: 01.04.2020).
2. Концепция развития географического образования в Российской Федерации. URL: https://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250 (дата обращения: 01.03.2020).
3. Национальные исследования качества образования. География. 7 класс. Октябрь 2018 г. URL: https://www.eduniko.ru/metodich-mat-gg (дата обращения: 01.04.2020).
4. Коростелева Т. В. Развитие предметной деятельности учащихся в курсе биологии основной школы: автореф. дис. ... д-ра пед. наук: 13.00.02. СПб., 2007. 38 с.
5. Сериков В. В. Развитие личности в образовательном процессе: моногр. М.: Логос, 2013. 448 с.
6. Беловолова Е. А. Типология умений - содержательная основа развития предметной деятельности школьников в обучении географии // Вестн. Московского гос. обл. унта. Сер.: «Педагогика». 2020. № 1. С. 29-36.
7. Беловолова Е. А. География. Формирование универсальных учебных действий. 5-9 классы. М.: Вентана-Граф, 2015. 224 с.
8. Голубчиков Ю. Н., Горбанев В. А. Современная география в преодолении междисциплинарных барьеров // Изв. Русского Географического о-ва. 2016. № 5. С. 80-90.
9. Давыдов В. В. Содержание и структура учебной деятельности школьников // Формирование учебной деятельности школьников / под ред. В. В. Давыдова, И. Ломп-шера, А. К. Марковой. М.: Педагогика, 1982. С. 10-36.
10. Иванова Е. О., Осмоловская И. М. Теория обучения в информационном обществе. М.: Просвещение, 2011. 190 с.
11. Ильясов И. И. Структура процесса учения. М.: Изд -во Моск. ун-та, 1986. 200 с.
12. Лернер И. Я. Процесс обучения и его закономерности. М.: Знание, 1980. 96 с.
13. Селиверстова Е. Н. Развивающая функция обучения: опыт дидактической концептуализации: моногр. Владимир: ВГПУ, 2006. 218 с.
14. Цукерман Г. А. Становление субъекта учебной деятельности // Психологическая наука и образование. 2003. № 2. С. 57-66.
15. ФИОКО - Официальный сайт ФГБНУ «Федеральный институт оценки качества образования». URL: https://www.fioco.ru/ (дата обращения: 01.04.2020).
REFERENCES
1. FGOS osnovnogo obshchego obrazovaniya. Available at: https://regulation.gov.ru/ projects#npa=94555 (accessed: 01.04.2020).
2. Kontseptsiya razvitiya geograficheskogo obrazovaniya v Rossiyskoy Federatsii. Available at: https://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250 (accessed: 01.03.2020).
3. Natsionalnye issledovaniya kachestva obrazovaniya. Geografiya. 7 klass. Oktyabr 2018. Available at: https://www.eduniko.ru/metodich-mat-gg (accessed: 01.04.2020).
4. Korosteleva T. V. Razvitie predmetnoy deyatelnosti uchashchikhsya v kurse biologii os-novnoy shkoly. Extended abstract of ScD dissertation. St. Petersburg, 2007. 38 p.
5. Serikov V. V. Razvitie lichnosti v obrazovatelnom protsesse: monogr. Moscow: Logos, 2013. 448 p.
6. Belovolova E. A. Tipologiya umeniy - soderzhatelnaya osnova razvitiya predmetnoy deyatelnosti shkolnikov v obuchenii geografii. Vestn. Moskovskogo gos. obl. un-ta. Ser.: "Pedagogika", 2020, No. 1, pp. 29-36.
7. Belovolova E. A. Geografiya. Formirovanie universalnykh uchebnykh deystviy. 5-9 klassy. Moscow: Ventana-Graf, 2015. 224 p.
8. Golubchikov Yu. N., Gorbanev V. A. Sovremennaya geografiya v preodolenii mezhdist-siplinarnykh baryerov. Izv. Russkogo Geograficheskogo o-va. 2016, No. 5, pp. 80-90.
9. Davydov V. V Soderzhanie i struktura uchebnoy deyatelnosti shkolnikov. In: Davydov V. V., Lompsher I., Markova A. K. Formirovanie uchebnoy deyatelnosti shkolnikov. Moscow: Pedagogika, 1982. Pp. 10-36.
10. Ivanova E. O., Osmolovskaya I. M. Teoriya obucheniya v informatsionnom obshchestve. Moscow: Prosveshchenie, 2011. 190 p.
11. Ilyasov I. I. Struktura protsessa ucheniya. Moscow: Izd-vo Mosk. un-ta, 1986. 200 p.
12. Lerner I. Ya. Protsess obucheniya i ego zakonomernosti. Moscow: Znanie, 1980. 96 s.
13. Seliverstova E. N. Razvivayushchaya funktsiya obucheniya: opyt didakticheskoy kontsep-tualizatsii: monogr. Vladimir: VGPU, 2006. 218 p.
14. Tsukerman G. A. Stanovlenie subyekta uchebnoy deyatelnosti. Psikhologicheskaya nau-ka i obrazovanie. 2003, No. 2, pp. 57-66.
15. FIOKO - Ofitsialnyy sayt FGBNU "Federalnyy institut otsenki kachestva obrazovaniya". Available at: https://www.fioco.ru/ (accessed: 01.04.2020).
Беловолова Елена Александровна, доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания географии, Московский педагогический государственный университет
e-mail: [email protected]
Belovolova Elena A., PhD in Education, Associate Professor, Methods of teaching geography Department, Moscow Pedagogical State University
e-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию 26.04.2020 The article was received on 26.04.2020