Научная статья на тему 'Методические аспекты формирования универсальных учебных действий в процессе обучения географии в школе'

Методические аспекты формирования универсальных учебных действий в процессе обучения географии в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
622
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ / ОБУЧЕНИЕ ГЕОГРАФИИ / МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS / GEOGRAPHY LEARNING / METHODOLOGICAL TECHNIQUES / PRACTICAL-ORIENTED APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Амвросьева Лариса Валериановна

В статье рассматриваются методические аспекты по формированию универсальных учебных действий в процессе обучения географии в школе. Предлагаются методические приемы широкой направленности коммуникативного, организационного, исследовательского и практического характера для интеграции компонентов содержания географического образования с общеучебными умениями; представлены рекомендации для реализации методических приемов на уроках географии и условий практико-ориентированного подхода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGICAL ASPECTS OF THE FORMATION OF UNIVERSAL EDUCATIONAL ACTIONS IN THE PROCESS OF GEOGRAPHY LEARNING AT SCHOOL

The article deals with the methodological aspects of the formation of universal educational actions in the course of teaching geography at schools. Broad-based methods of communication, organization, research and practice are proposed for integrating the content of geographical education with general learning skills. Recommendations for the implementation of methodological techniques in geography lessons and the conditions of the practical-oriented approach are presented.

Текст научной работы на тему «Методические аспекты формирования универсальных учебных действий в процессе обучения географии в школе»

УДК 372.891

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Амвросьева Л. В. Методические аспекты формирования универсальных учебных действий в процессе обучения географии в школе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 44-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo206/

Амвросьева Лариса Валериановна | kemd53@mail.ru

Методист кафедры естественно-математических дисциплин Калининградский областной институт развития образования Учитель географии МАОУ СОШ № 6 с УИОП Калининград, Россия

Методические аспекты формирования универсальных учебных действии в процессе обучения географии в школе

Аннотация. В статье рассматриваются методические аспекты по формированию универсальных учебных действий в процессе обучения географии в школе. Предлагаются методические приемы широкой направленности коммуникативного, организационного, исследовательского и практического характера для интеграции компонентов содержания географического образования с общеучебными умениями; представлены рекомендации для реализации методических приемов на уроках географии и условий практико-ориентированного подхода.

Ключевые слова: универсальные учебные действия, обучение географии, методические приемы, практико-ориен-тированный подход.

География — одна из школьных дисциплин, на которой у школьников формируется восприятие, основанное на взаимосвязях территориальных природ-но-общественных систем. Результативной основой новой концепции школьного географического образования

является система универсальных учебных действий, ценностных установок и мотивации. Образовательные результаты, которые достигнуты выпускниками современной школы, будут востребованы ими в повседневной жизни.

Современная школа находится в сложном периоде изменения целей образования, реализации ФГОС, основанного на системно-деятельностном подходе. Изучение и преподавание географии в современной российской школе имеет ряд проблем мотивационного и содержательного характера [2, с. 7]. Выстраивание новой стратегии обучения требует от педагога понятия и осознания новых целей и задач, понимания специфики учебно-познавательной деятельности и усвоения содержания географического образования [3, с. 6]. Требуются педагогические исследования в области методики преподавания, новых средств, форм обучения с практико-ориентиро-ванным подходом. Создание навыков применения основных географических знаний в жизни актуально и необходимо

УДК 372.891

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Амвросьева Л. В. Методические аспекты формирования универсальных учебных действий в процессе обучения географии в школе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 44-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo206/

подрастающему поколению для оценки и прогнозирования социально-экономических, природных, экологических процессов окружающей среды, для безопасности жизнедеятельности. В связи с этим целью статьи является рассмотрение методических аспектов формирования универсальных учебных действий в процессе обучения географии в школе.

Универсальные учебные действия (УУД) представляют собой действия широкой направленности (познавательного,

коммуникативного, исследовательского, практического, организационного, оценочного характера), которые применимы не только в различных предметных областях, но и в обычных жизненных ситуациях [Там же. С. 5]. Под УУД понимаются обобщенные способы деятельности, способствующие саморазвитию и самосовершенствованию обучающегося (А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская, О. А. Карабанова, Н. Г. Салмина, С. В. Молчанова). В Концепции ФГОС выделены четыре блока УУД (таблица 1).

Таблица 1 — Система универсальных учебных действий (составлена по материалам ФГОС)

Система УУД

Личностные

действия

самоопр е деления:

■ действия смыслообрязовапия; действия самооценивания:

■ действия нравственно-этического оиеннванпя

Познавательны«

действия знаково-стшволнческие (i шф орм ацно иные): действия логические (i штеллектуаль ные); действия постановки и решети проблем; исс ледо в ател ь ские действия

Коммув ИКЙТНЙ EäLie

■ действия межличностного общения:

■ действия совместной деятельности;

■ монологическая речь;

■ действия диалогической речи;

■ действия, обеспечивающие личностную п познавательную рефлексию

Регулятивные

действия целеполагания;

■ действия планирования: составление плана и

последов ателъ нос тн действий:

■ прогнозирование;

■ контроль: коррекция:

■ оценка; действия волевой саморегуляции

УДК 372.891

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Амвросьева Л. В. Методические аспекты формирования универсальных учебных действий в процессе обучения географии в школе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 44-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo206/

К универсальным действиям, которые осваиваются при обучении географии, можно отнести умение пользоваться географической картой, современными геоинформационными технологиями, умение ориентироваться в пространстве. В учебном процессе карта может выступать как самостоятельным средством обучения — в качестве источника информации — так и в сочетании с другими средствами. Географические

карты в процессе организации учебной деятельности представлены в школьных атласах, учебнике, контурных картах, рабочих тетрадях, презентациях, СМИ.

Получение новых знаний осуществляется в процессе систематического решения учебных задач. Классификация заданий по формированию УУД разработана в дидактике и методике обучения географии (рисунок 1) [Там же. С. 13].

Рисунок 1 — Классификация заданий по формированию УУД в обучении географии (по Е. А. Беловоловой)

УДК 372.891

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Амвросьева Л. В. Методические аспекты формирования универсальных учебных действий в процессе обучения географии в школе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 44-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo206/

Закономерности, факты, понятия, причинно-следственные связи входят в систему географических знаний в качестве содержательной составляющей учебной деятельности, процессуальная же составляющая — это система учебных умений и действий.

Исходя из предложенной классификации, учитель географии должен планировать урок через организацию деятельности учащихся с различными источниками информации с помощью познавательных задач, учебных проблем, усвоения ценностных установок. Преобразование умственных операций в систему действий составляет основу усвоения знаний. Взаимосвязанная деятельность школьников, практические и умственные действия, логическая последовательность приводит к этапу преобразования умений в способ деятельности.

Рассмотрим методические приемы формирования УУД в обучении географии в работе с учебной и научной информацией, географической картой.

Одним из важных приемов выступает работа с учебником. Учебник — это средство обучения географии с методическим аппаратом (картографические материалы, печатное слово, иллюстрации, рисунки) и согласованным программным содержанием. На основе текста и внетекстовых компонентов создаются мотива-ционные установки, контроль и самоконтроль результатов деятельности.

Как отмечает Е. А. Беловолова, «Необходимо для каждого урока географии проводить отбор превалирующих универсальных действий в соответствии с предметным содержанием» [Цит. по: Там же. С. 50]. Школьная практика при обучении географии носит перспективный характер. Навыки, накопленные на уроках «Окружающего мира», используются учениками при обучении в «Начальном курсе географии», и далее по мере взросления обучающийся должен уметь применять различные источники информации — тематические карты школьного атласа, статистический массив, графики, текст учебника. Кроме того, ученик должен понимать последовательность действий и область применения знаний, уметь использовать эти действия в новой учебной ситуации.

В методике обучения географии выделяют многие виды работы с методическим аппаратом учебника: текстовый компонент (основной, пояснительный, дополнительный текст); аппарат ориентировки (рубрики, условные обозначения); аппарат организации усвоения (система заданий на актуализацию восприятия, систематизацию и закрепление знаний); иллюстративный аппарат (картографический материал, таблицы, портреты путешественников); приложения (словарь, статистический материал, сведения об истории открытий и путешествий) [Там же. С. 71]. При работе с учебной и научной информацией важно усиливать комплексный и страноведческий подходы,

УДК 372.891

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Амвросьева Л. В. Методические аспекты формирования универсальных учебных действий в процессе обучения географии в школе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 44-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo206/

что способствует достижению личностных и метапредметных результатов.

Является важным правильное формулирование образовательных задач урока. Усвоение учебной и научной информации необходимо не только для повышения

уровня эрудиции школьника, но и для осуществления деятельности с помощью полученных знаний. Ниже в таблице 2 представлены примерные формулировки задач урока, которые могут помочь учителю в организации учебного процесса [Там же. С. 47].

Таблица 2 — Отражение формирования УУД в целеполагании учебного процесса (по Е. А. Беловоловой)

Виды УУД Примерные формулировки пядат урока географии

ЛнЧНЙСТНЫе Оценить ситуацию. поступок собственен* деятельность, проаналиифовать опыт; выработать собственную полпгню: приобрести опыт оiношения: осущеспнть профессиональный выбор; клеитнфиннровдть себя; соотнести нравственно-этические понятия, проаналтпровать: соотнести поступки н поведение с кормами морали н этнч); расширить круг интересов

1

Познавательный Выявить особенности приролньк соцн а л ь и о-жоножнчеша процессов (OÖbCkTÖE, ЯЕЛСННЙ); Л'С 1 КИ[ t ПрНЧНННй-СЛ-СДСТЕеННЫС связи; сравнить объекты (территории); вылелггть черты сходства и различия; объяснить; проанализировать: сформулировать суждение; вылелтгть существенные пл и егтс оттрелелнть неточинки необходимой шформатш; построить модель (смоделировать); преобразовать информацию в с*ему, пвшцу; провести наблюдение, составить план по тексту; представить подготовленную информацию в Еще ирезсятащга; сформулировать гипотезу, внегаэга предположение: привести доказательства; классифицировать объекты по признаку, нэйтя ве^оходниуто информацию для решения задач

i

Регулятивные Определить пель деятельности; выстроить пепочку необходимых действий; провести отбор источников географической информации. критически оценить значимость приведенные доказательств; спрогнозтгровать результат деятельности: е ьор р еьтнроват* деятельность с учетом догг\"[ценньп ошибок. оценить результаты собственной деятельности

1

Коммуникативные Сформулировать собственное суждение о пр^однъгс социально-экономически процессах: составить устные м о вологнче схне выскагьгеаЕптя по проблеме лколоппт, жоиомныт территории; сформулировать существенные признаки географических понягш!: оценить, ответы одноклассников; сформ\л1фаЕать арт\"менты н контраргументы

УДК 372.891

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Амвросьева Л. В. Методические аспекты формирования универсальных учебных действий в процессе обучения географии в школе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 44-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo206/

Труд учителя можно правильно оценить, определив уровень его творческого отношения к своей деятельности [4, с. 12]. Организация учебной деятельности с современным учебником географии как средством обучения требует от учителя творческого и систематического подхода.

К видам работ с учебной и научной информацией по характеру учебной деятельности для формирования познавательных УУД можно отнести:

1) воспроизведение изученного материала с применением методических приемов актуализации опорных знаний по темам «Начального курса географии. 5-6 классы», «Географии материков и океанов. 7 класс» посредством вопросов в начале текста, чтения и пересказа, цитирования, конспектирования информации;

2) логико-структурный анализ с применением методических приемов по делению текста на логические части, выделение главной мысли; работу с текстом по плану; составление таблиц, логико-структурных схем; формулирование выводов, прогностических суждений при работе с научно-публицистическим текстом основных разделов курса социально-экономической географии 9-11 классов;

3) поиск объяснений с применением методических приемов по нахождению в тексте причинно-следственных связей, черт сходства и различия, постановки вопросов, характеристики объектов и явлений; нахождение доказательств (текст, иллюстрация, таблица); практическую деятельность

на основе внетекстового компонента физической и социально-экономической географии; 4) творческую деятельность с применением методических приемов по работе с контурной картой и объектов географической номенклатуры, составление визитной карточки территории, написание стихотворения, подготовка проекта, подготовка к деловой игре и дискуссии, беседе и т. д.

Ниже представлены виды работ с учебной и научной информацией на конкретных примерах.

Примером заданий для работы с методическим аппаратом современного учебника 7 класса, направленных на отработку познавательных УУД, может послужить комментированное чтение параграфа «Климатообразующие факторы».

К видам работ с учебной и научной информацией по характеру учебной деятельности для формирования регулятивных УУД можно отнести обучение алгоритму деятельности. Для этого рекомендуется использование таких методических приемов, как организация работы с форзацами и шмуцтитулами, нахождение информации по условным обозначениям (5-8 классы), выбор источников информации с использованием учебника и энциклопедии, организация сравнения, самостоятельная деятельность школьника с использованием заданий учебника, определение темы и целей проекта (9-11 классы).

УДК 372.891

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Амвросьева Л. В. Методические аспекты формирования универсальных учебных действий в процессе обучения географии в школе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 44-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo206/

Для формирования коммуникативных УУД используются следующие виды работ с учебной информацией:

1) обобщение в учебных ситуациях с применением методических приемов по обсуждению материалов учебника (энциклопедии, научной информации в интернете), обмена мнениями, изменение школьником точки зрения в результате уточнения по материалам учебника;

2) организация речевой деятельности с применением методических приемов по составлению плана выступления, сбору необходимой информации, выстраивание логической последовательности.

В концепции ФГОС достижение личностных результатов имеет приоритетный характер. Для формирования личностных УУД при работе с учебной и научной информацией используются методические приемы по оцениванию информации учебника (энциклопедии), объяснению информации, содержащей ценностные стимулы, по определению правил поведения с подтверждением фактами, объяснение собственной точки зрения.

Является важным направление работы учителя по выявлению возможностей применения приемов смыслового чтения. В ряде исследований (Е. В. Бунеева, Р. Н. Бунеев, С. Г. Воровщиков, Н. А. Лошка-рева, В. Ф. Паламарчук, Д. В. Татьянченко, А. В. Усова, Т. И. Шамова и др.) доказана целесообразность организации приемов смыслового чтения учебных текстов [3,

с. 77]. К примеру, при систематической организации на уроках подобного чтения научно-публицистических текстов по физической и социально-экономической географии школьники постепенно овладевают приемами аналитического чтения с критическим изучением фактов, цитат, с составлением тезисов о природном объекте или явлении, а также приемами предварительного чтения для дальнейшего уяснения темы с использованием справочной литературы.

Важным для формирования познавательно-логических действий является использование приемов тезирования, конспектирования, реферирования, аннотирования. Например, при изучении и осмыслении нового материала учащимся предлагается самостоятельно ознакомиться с параграфом «Особенности формирования хозяйства России» и с помощью информационных листов письменно выполнить задание: «Составьте план ответа, подтвердив каждый пункт плана соответствующим тезисом. Результаты работы внесите в таблицу» [Там же. С. 78].

В 5-7 классах учащимся предлагаются мини-проекты при изучении географии планеты Земля, в 8-9 классах — по изучению природы, населения, экономики России, региональной географии с использованием учебной и научной информации, СМИ. Проектные задания необходимо выстроить в логике деятельности учащихся. Этапы методики организации проектной деятельности представлены в таблице 3 [Там же. С. 122].

УДК 372.891

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Амвросьева Л. В. Методические аспекты формирования универсальных учебных действий в процессе обучения географии в школе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 44-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo206/

Таблица 3 — Практические работы, выполняемые на основе учебного проектирования в курсе «География Земли» (по Е. А. Беловоловой)

Примеры практических работ

Начальный курс. География. 5-6 классы 1- Ориентирован не на местности и проведение съемки 2. Состав лен не топографических планов местности. 3. Наблюдения за погодой, фенологическими изменениями природы своей местности, изучение и опенка (изменение форм поверхности, строительство водохранилища на реке).

Материки, океаны, народы и страны 7 класс 1-Определение на карте маршрутов путешествий по территории материка и стран; маршрутов экспедиций акваторий океанов. 2.Моделирование размещения материков и океанов через миллионы лет. 3.Оценивание условий и качеств того или иного типа климата для жизни п хозяйственной деятельности населения (нй примере Евразии). 4. С помощью источников географической информации выявление территорий с особо охраняемыми природными объектами (на примере Африки и Южной Америки). 5.Составление и презентация «каталога» стран (на примере Европы и Азии).

Не менее важным методическим аспектом обучения географии выступают педагогические технологии, которые помогают учителю географии и его ученикам в достижении нового образовательного результата. К ним можно отнести технологию проблемно-исследовательского обучения и моделирования, технологию поэтапного формирования учебных действий, а также составление логических опорных конспектов.

В организации учебной деятельности большое значение имеет практическая направленность этого процесса. Для достижения нового образовательного результата рационально использовать технологии эффективной организации процесса обучения: информационно-коммуникативные, проектную, технологию коммуникативно-диалоговой деятельности, кейс-технологию, технологию работы с различными источниками географической информации и др.

Рассмотрим некоторые варианты учебных задач и заданий по формированию УУД в систематических курсах географии.

Используя дополнительные источники информации, ответьте на вопрос: «Есть ли на Земле неисследованные территории?» В ответе придерживайтесь следующей цепочки: ответ на вопрос — примеры — доказательства (5-7 классы) [Цит. по: Там же. С. 136].

В начальном курсе географии в 5-6 классах школьники усваивают понятия «масштаб», «топографическая карта», «географическая карта», овладевают умениями ориентироваться на местности, определять азимут, измерять расстояние, определять координаты географических объектов. При освоении землеведческих понятий на уроках географии в 7 классе школьники учатся читать карту посредством знаково-символических действий. Применение карты основано на

УДК 372.891

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Амвросьева Л. В. Методические аспекты формирования универсальных учебных действий в процессе обучения географии в школе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 44-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo206/

познавательных (знаково-информацион-ных, учебно-логических, исследовательских), регулятивных, коммуникативных действиях. Специфика географической карты как средства обучения заключается в двойственности использования: 1) карта — объект изучения; 2) карта — источник знаний.

К приемам работы с картографическими материалами в школьной географии можно отнести: собственно картографические приемы (построение профилей, диаграмм, графиков, составление картосхем); картоаналитические приемы (определение координат, глубин, высот, чтение карт, обобщение картографической информации, прогнозирование). Часто применяемыми являются приемы по составлению описания и характеристик территории.

Например, при работе с картой «Строение земной коры» у семиклассников формируется представление о границах и направлениях движения литос-ферных плит, конкретизируются знания о расположении сейсмических поясов и закономерностях размещения полезных ископаемых [Там же. С. 82]. В основе методического приема лежат познавательные УУД (чтение и анализ тематических карт, составление характеристик и выводов), регулятивные УУД (использование различных источников географической информации, целепо-лагание, действие по алгоритму, сравнение результатов с текстом в учебнике), коммуникативные УУД (сбор информации, формирование суждения, обмен

мнениями). При описании географических объектов школьнику предлагаются планы описаний, представленных в конце учебников географии, совершение регулятивных действий. Приведем пример задания для овладения картометриче-скими приемами: «С помощью каких карт школьного атласа можно определить плотность населения стран Зарубежной Азии?» Для реализации деятельност-ного подхода целесообразно предлагать задания с исследовательским компонентом деятельности, например: «Используя тематические карты атласа, оцените экономико-географическое положение населенного пункта, где вы проживаете».

Таким образом, в целях формирования УУД в урочной и внеурочной деятельности применяется методика работы с учебной и научной информацией, картографическим и статистическим материалами на основе методического аппарата учебника и других средств обучения.

Итак, комплекс методических приемов формирования УУД в обучении географии включает следующее:

1) методические приемы по видам работ с методическим аппаратом учебника (воспроизведение, логико-структурный анализ, поиск объяснений, творческая деятельность, обучение алгоритму деятельности, организация речевой деятельности, личностно ориентированная деятельность);

2) методические приемы работы с картографическими материалами в школьной географии (картографические приемы, картоаналитические приемы,

УДК 372.891

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Амвросьева Л. В. Методические аспекты формирования универсальных учебных действий в процессе обучения географии в школе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 44-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo206/

приемы ориентирования, составления описания территорий, картографическое моделирование, составление характеристик территорий);

3) методические приемы с реальными географическими объектами;

4) методические приемы со статистическими материалами.

Организация учебной деятельности в сфере внедрения Концепции географического образования возможна только при условии проведения полевых практикумов, учебных экспедиций, использования различных форм музейной педагогики в рамках учебных проектов, функционирования школьных летних лагерей [1, с. 45]. Приоритетным для географического образования является подготовка подрастающего поколения к решению политических, социальных, экономических и экологических проблем, формирование навыков применения основных географических знаний для оценки и прогнозирования социально-экономических, природных, экологических процессов окружающей среды. Школьное географическое образование должно осуществляться в планомерном сотрудничестве с ведущими вузами страны и региона, Русским географическим обществом, предметной ассоциацией учителей географии.

Список литературы

1. Амвросьева, Л. В. Вопросы методики преподавания географии в школе: приемы работы с географической картой [Электронный ресурс] / Л. В. Амвросьева // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования».

— 2019. — № 1 (апрель). — С. 40-46.

— URL: https://koirojournaL.ru/realises/ g2019/1ap2019/kvo106 (дата обращения: 20.05.2020).

2. Амвросьева, Л. В. Калининградская региональная ассоциация учителей географии: проблемы и перспективы / Л. В. Амвросьева // Эффективные модели повышения квалификации педагогов: опыт Калининградской области: Сборник научно-методических статей / Сост. В. П. Вейдт. — Калининград: Изд-во Калининградского областного института развития образования, 2018. — С. 7-12.

3. Беловолова, Е. А. География: формирование универсальных учебных действий: 5-9 классы: Методическое пособие / Е. А. Беловолова. — М.: Вен-тана-Граф, 2015. — 224 с.

4. Рындак, В. Г. Педагогика: Учебник / В. Г. Рындак [и др.]; под общ. ред. В. Г. Рындак. — М.: ИНФРА-М, 2020. — 427 с.

УДК 372.891

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Амвросьева Л. В. Методические аспекты формирования универсальных учебных действий в процессе обучения географии в школе // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2020. — № 2 (6) / июль. — С. 44-54. — URL: https://koirojournal. ru/realises/g2020/3jul2020/kvo206/

Larisa V. Amvroseva

Kaliningrad Regional Institute of the Educational Development Secondary School № 6 Kaliningrad, Russia

Methodological aspects of the formation of universal educational actions in the process of geography learning at school

Abstract. The article deals with the methodological aspects of the formation

of universal educational actions in the course of teaching geography at schools. Broad-based methods of communication, organization, research and practice are proposed for integrating the content of geographical education with general learning skills. Recommendations for the implementation of methodological techniques in geography lessons and the conditions of the practical-oriented approach are presented.

Keywords: universal educational actions, geography learning, methodological techniques, practical-oriented approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.