УДК 376. 5. 022:91
РО!: 10. 23951/2307-6127-2018-3-114-121
РЕАЛИЗАЦИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ К. Д. УШИНСКОГО В СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ГЕОГРАФИИ
Е. Ю. Петрова
Томский государственный педагогический университет, Томск
Проведен сравнительный анализ методики преподавания географии К. Д. Ушинского и современной методики обучения географии. Выявлены черты сходства в изложении географического материала в учебниках по естествознанию XIX в. и современных школьных учебниках географии. В действующей в настоящее время нормативно-правовой документации в сфере образования также отражаются основные дидактические принципы ученого. Доказано, что современная методика обучения географии базируется на основных образовательных идеях К. Д. Ушинского.
Ключевые слова: методика обучения географии, К. Д. Ушинский, дидактическая система, дидактические принципы.
Образование как неотъемлемая часть общественной жизни во все времена находилась в процессе реформирования. Меняется политическая, экономическая, социальная жизнь в мире и в отдельных странах, ускоряется темп информатизации населения, и образование стремится соответствовать происходящим переменам. Но все новое - это хорошо забытое старое, и в нормативно-правовых и методических документах современного российского образования можно увидеть основные линии реформирования образования XIX в. Проводимые в то время реформы были связаны с отменой крепостного права, необходимостью ликвидации массовой безграмотности и социального устройства граждан.
Одним из выдающихся педагогов-реформаторов того времени является Константин Дмитриевич Ушинский (1823-1871 гг.) [1]. Во время работы в Демидовском лицее, Гатчинском Сиротском институте, Смольном институте благородных девиц педагог разработал собственную дидактическую систему, которая легла в основу преподавания школьных предметов, углублялась и совершенствовалась его последователями и актуальна в настоящее время.
Так, многие дидактические принципы, выдвинутые К. Д. Ушинским, находят отражение в современной нормативно-правовой документации в сфере образования. Например, принцип народности в общественном воспитании - «как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями...» [2] представлен в действующем в настоящее время Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (ФГОС ООО) в виде требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования: «...воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества... воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной». А также в «портрете выпускника» (п. 6 ФГОС ООО) «любящий свой край и свое Отечест-
во, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции» [3].
Идея К. Д. Ушинского о всеобщности и доступности образования в современном ФГОС ООО выражается в пункте 4: «Стандарт направлен на обеспечение ... доступности получения качественного основного общего образования» [3].
Педагог также считал, что основной задачей учителя является помочь ученику учиться и найти свое место в жизни. Он исходил из того, что «...следует передать ученику не только те или другие познания, но и развить в нем желание и способность самостоятельно, без учителя, приобретать новые познания» [4]. Данное утверждение описывается в «портрете выпускника» как «...умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного применять полученные знания на практике» [3].
Константин Дмитриевич большое внимание уделял естественной истории (так называлась география), разработал основы методики преподавания географии. В частности, его идея, что начинать изучение географии необходимо с географии родного края и своей страны, формировать географические представления, используя наглядность, поддерживаются и современными методистами, в том числе И. В. Душиной [5]. В собрании сочинений «Детский мир» [6] педагог конкретизирует принцип наглядности: «От учителя зависит оживить серьезный рассказ наглядностью, показывая детям самый предмет с тем, чтобы они, глядя на него, могли не только припоминать прочитанное, но и дополнять его из непосредственного созерцания. ...От того, как ученик наблюдает предмет, зависит правильность мышления, верность выводов». В статье «Кунсткамера» книги «Русская школа» [7] К. Д. Ушинский приводит описание царств природы и советует при чтении текста использовать наглядные средства: «...если дать ученикам образчики земель и минералов, раковин, фигуры или, по крайней мере, картины, изображающие предметы, о которых говорится в этих статьях, и поручить детям привести все это в порядок, то я уверен, что эти скучные в чтении статьи сделаются для детей занимательными».
А вот как использование минералов как наглядных средств обучения приводится в современном учебнике географии 5-го класса (автор А. А. Летягин) [8]: «Начните собирать свою коллекцию горных пород и минералов». При этом обучающимся предлагается составить коллекцию из образцов, найденных на улице или составленных на основе журналов с минералами, продающихся в сети «Роспечать», даны рекомендации для изготовления хранилища для минералов из спичечных коробков.
Данные методические приемы позволяют утверждать, что принцип наглядности - важнейший принцип в обучении географии. Он способствует не только зрительному восприятию предмета, но и систематизации полученных знаний и активно используется учителями географии в настоящее время.
Среди других средств наглядности при обучении географии К. Д. Ушинский широко использовал географическую карту. Вот как проводит автор первое знакомство с Мировым океаном: «Взглянув на карту двух земных полушарий, легко узнать, где нарисована вода, а где земля, или суша. Вода покрывает две трети земного шара и вся вместе называется океаном. Земля составляет остальную треть и расположена посреди воды огромными островами, которые зовут материками и между которыми разбросано множество маленьких островов и островков» [9].
В учебнике географии 5 класса [8] данная тема дается следующим образом: «Поверхность Земли равна 510 млн 100 тыс. км2. Из них 361 млн км2 занимают океаны. Таким образом, только 29 % поверхности Земли приходится на сушу, а 71 % - на океаны. ...Мировой океан - это единое водное пространство, которое окружает материки и острова и обладает общим солевым составом».
Проведенное сравнение показывает, что Константин Дмитриевич заложил методические основы применения картографического метода в обучении географии и использования географических карт как основного средства наглядности.
Использование моделей и таблиц Константин Дмитриевич описывал так: «Я приносил в класс чучела или картины того животного, о котором намерен был говорить или читать, и раздавал их детям» [6]. Далее задавал вопросы на описание животных разных типов и обитающих на разных континентах, сравнение их внешнего вида и образа жизни. В итоге заполнялась таблица с графами «материк», «класс животных», «отряды», «роды», «виды», «приспособление к жизни в конкретной местности». Попутно при заполнении таблиц изучались и правила орфографии русского языка. Таким образом, применяемый в настоящее время в образовании метапредметный подход, применялся более 150 лет назад.
Подобная практическая работа выполняется современными школьниками при изучении природных зон материков в 7-м классе [10] и природных зон России в 8-м классе [11]. Заполняется таблица с графами «природная зона», «географическое положение», «климат», «почвы», «растительный мир», «животный мир». Данная таблица составляется на основе текста учебника и презентационной демонстрации представителей растительного и животного мира каждой природной зоны. Так, мы видим сходство в применении таблиц и моделей, только на смену чучелам приходят электронные изображения.
Для образного представления материала урока географии педагог использовал стихотворения, при этом советовал разбирать стихотворение по строкам, выделяя главный смысл, что относится к метапредметным навыкам в современной трактовке учебных умений. Разбирая стихотворение «Урожай», приводятся такие вопросы: что называется урожаем? как называется тот год, когда не бывает урожая? что такое туман? что такое заря? [12].
В современном учебнике 3-го класса «Окружающий мир» [13] при изучении темы «Формы рельефа» также приводится стихотворение и вопрос к нему: О каких особенностях холмистой равнины говорится в данном отрывке из стихотворения?
В телеге еду по холмам, Порой для глаза нет границ. И все поля по сторонам, А над полями стаи птиц. Я еду день, я еду два, А все поля, поля, поля.
Константин Дмитриевич адаптировал научные географические знания в соответствии с возрастными особенностями обучаемых, тем самым обосновал принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей обучаемых. Он написал несколько книг, которые долгое время использовались как учебники естествознания в начальной и средней школе [14]. В десяти томах «Детский мир и Хрестоматия» [15] географический материал дается доступно, красочно и с постепенным усложнением. Так, в начальной школе дается информация о шарообразности Земли, полушариях, Солнечной системе, географических оболочках и физико-географических процессах, происходящих в них. Затем приводится материал о мореплавателях (Джеймс Кук, Христофор Колумб, Васко да Гама, Фернан Магеллан), ученых (Н. Коперник, Галилео Галилей, Исаак Ньютон) и их изобретениях. В старшей школе изучаются формы рельефа, история заселения и народы России, зарубежные страны.
Такой же принцип изложения географического материала соблюдается в современной курсовой структуре школьного географического образования. В пятом классе изучаются общие сведения о Земле и ее оболочках, в шестом классе - исследование земной поверхности и географические открытия, в седьмом классе - природа материков, в восьмом классе -
природные особенности территории России, в девятом классе - население России и хозяйственная деятельность, в десятом классе - мировое хозяйство, в одиннадцатом классе -экономико-географическая характеристика зарубежных стран.
Много внимания К. Д. Ушинский уделял работе своих учеников с текстом. При этом он считал, что, обучая школьников навыкам работы с текстом, нужно исходить из формирования навыка чтения и направлять на понимание прочитанного. При этом содержание учебных текстов должно быть научным: «...они заставляют читателя вникать в смысл читаемого, испытывать и возбуждать его внимание» [16].
Навык работы с текстом в современной концепции образования является важным мета-предметным результатом освоения основной образовательной программы основного общего образования. В п. 10 ФГОС ООО он указывается как универсальное учебное действие «смысловое чтение» [3]. По определению А. А. Леонтьева [17], смысловое чтение - это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личност-но-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей.
В программе универсальных учебных действий ФГОС ООО (п. 12.2.1) [3] смысловое чтение обозначено как «осмысление цели и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прочитанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».
В представлениях К. Д. Ушинского чтение - основа понимания окружающего мира. «Дитя, начинающее учиться, должно не только понимать то, что читает, но правильно и зорко смотреть на предстоящий предмет, замечать его особенности, словом - учиться не только думать, но и созерцать и прежде даже созерцать, чем думать». Педагог дает методические рекомендации по смысловому чтению, исходя из собственного педагогического опыта: «Я стараюсь, чтобы дети разрешали вопросы сами, - поэтому иногда приходится уклоняться от прямого вопроса и предлагать детям несколько косвенных вопросов, чтобы навести их на правильное решение прямого вопроса». Например, вопросы, подводящие обучающихся начальных классов к изучению темы «Зима»: почему сегодня так холодно? какое время года называется зимой? когда начинается зима? что происходит зимою с деревьями? [6].
Подобный методический прием можно увидеть и в современных учебниках для начальной школы «Окружающий мир» (3 класс) [18]. Так, при изучении темы «Вода - необыкновенное вещество» обучающимся предлагается ответить на вопросы: приходилось ли тебе наблюдать, как зимой «плачут» окна? как по стеклу стекают капельки воды и откуда они взялись?
Проведенный анализ текстов показал, что изложение учебного материала в трактовке К. Д. Ушинского красочен, но изобилует повторами и отвлечениями, из-за чего текст значительно увеличен в объеме, не конкретен, что затруднило бы его чтение современным школьникам. В то же время географический текст в действующих учебниках географии сопровождается строгими научными фактами, статистическим материалом, процентами, долями, поэтому также сложен для понимания.
Другим важным дидактическим принципом, выдвинутым педагогом и нашедшим отражение в современной теории системно-деятельностного подхода, является проведение опытов при изучении природных процессов (принцип деятельности). Например, при изложении темы «Ветер» (т. 4 «Детский мир и Хрестоматия») [19] приводится описание опыта: «...отец встал, зажег свечу, приотворил немного дверь так, что образовалась узкая и длинная
щель из кабинета в переднюю, и поднес сначала свечу к низу щели; пламя свечи сильно нагнулось по направлению от передней к кабинету. ...Отец поднял свечу к верху щели, - и пламя сильно пошатнулось в противоположную сторону, по направлению из кабинета в переднюю». Далее поясняется разница температур над океаном и сушей и какой воздух приходит в Россию с запада, севера и юга.
Подобный опыт и описание даны в современном учебнике 3-го класса «Окружающий мир» [13]: «Понаблюдай за действиями учителя. Пламя свечи, помещенной в верхней части приоткрытой двери, отклоняется в сторону коридора. Значит, теплый воздух, который находился вверху, выходит из комнаты через верхнюю часть приоткрытой двери в коридор. Его вытесняет холодный воздух, который находится внизу, и входит в комнату через нижнюю часть приоткрытой двери. Поэтому пламя свечи отклоняется в сторону классной комнаты». «.. ..Человеку важно знать, откуда дует ветер. Если он дует из Арктики, то приносит холод, а если от экватора - тепло».
Таким образом, проведенный сравнительный анализ дидактической системы К. Д. Ушинского и современных нормативных документов и учебников географии позволяет сделать главный вывод: многие педагогические идеи ученого легли в основу действующей в настоящее время в России концепции образования и методики обучения географии. Также можно сформулировать следующие выводы:
1. В современном Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования отражаются основные дидактические принципы К. Д. Ушинского («родиноведческий принцип», «принцип народности в общественном воспитании», «принцип деятельности»).
2. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей обучаемых показан в курсовой структуре современной школьной географии и исходит из последовательного изложения географического материала в книгах ученого.
3. Принцип наглядности является основным принципом в современной методике обучения географии.
4. Методические приемы работы с текстом, заложенные Константином Дмитриевичем, в настоящее время относятся к приемам обучения смысловому чтению как одному из мета-предметных универсальных учебных действий.
5. Принцип деятельности, реализуемый педагогом через проведение опытов и практических работ на уроках географии, является основой системно-деятельностного подхода в современном образовании.
В статье описаны только некоторые педагогические идеи К. Д. Ушинского и их применение в современной педагогике и методике обучения географии, но его педагогическое наследие огромно и подлежит дальнейшему исследованию и изучению.
Список литературы
1. Биография К. Д . Ушинского . URL: http://biography.yaxy. ru/01200105. htm (дата обращения: 29 .03. 2018) .
2 . Ушинский К. Д . О народности в общественном воспитании . Собрание сочинений . М . : Изд-во АПН РСФСР . Т . 2:
Педагогические статьи 1857-1861 гг. , 1948. 172 с . URL: http://elib . gnpbu . ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t2_1948/ go,18;fs,1 (дата обращения: 25. 03.2018) .
3 . Федеральный государственный образовательный стандарт. URL: http://standart. edu . ru/ (дата обращения: 1.02 . 2018) .
4 . Ушинский К. Д . Педагогические сочинения . М . : Педагогика, 1988. Т . 2 . 492 с .
5 . Душина И . В . Методика и технология обучения географии: пособие для учителей и студентов педагогических
институтов и университетов М : АСТ, 2004 203 с
6 . Ушинский К. Д . Собрание сочинений . М . : Изд-во АПН РСФСР . Т . 5: Методические статьи и материалы к «Детскому
миру», 1949 . 591 с .
7 . Ушинский К. Д . Русская школа . М . : Изд-во УРАО (Новая педагогическая библиотека), 2002 . Кн . 1-2 . 416 с .
8 . Летягин А. А. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных организаций / под ред .
В . П . Дронова . М . : Вентана-Граф, 2014. 160 с .
9 . Ушинский К. Д . Собрание сочинений . М . : Изд-во АПН РСФСР, 1949 . Т . 4: Детский мир и хрестоматия . 678 с .
10 . Душина И . В . , Коринская В . А. , Щенев В . А. География . Наш дом - Земля . Материки, океаны, народы и страны . 7-й
класс: учебник для общеобразовательных учреждений . М . : Дрофа, 2012. 383 с .
11. Домогацких Е . М . , Алексеевский Н . И . География: учебник для 8-го класса общеобразовательных учреждений . М . : Русское слово - учебник, 2013. 336 с .
12 . Ушинский К. Д . Собрание сочинений . Материалы к «Педагогической антропологии» . М . : Изд-во АПН РСФСР, 1950 .
Т . 10 .665 с .
13 . Федотова О . Н . , Трафимова Г . В . , Трафимов С . А. Окружающий мир: 3 класс: учебник: в 2 ч . М . : Академкнига/Учебник,
2013 . Ч . 1.128 с .
14 . Петрова Е . Ю . Идеи К . Д . Ушинского в современной методике обучения географии // Климатология и гляциология
Сибири: сб . материалов Второй междунар . науч . конф . (20-23 октября 2015 г. ) . Томск: Изд-во Томского гос . ун-та, 2015 . С .212-214 .
15 . Ушинский К. Д . Детский мир и хрестоматия . СПб . : Комета, 1994. 350 с .
16 . История становления и развития начального естествознания . URL: https://sites . google . com/site/estestvoznanie20102011/
home (дата обращения: 10 .04. 2018) .
17 . Леонтьев А. А. Язык, речь и речевая деятельность . М . : Просвещение, 1969 . 214 с . URL: www. booksite . ru (дата
обращения: 10 . 04.2018) .
18 Федотова О Н , Трафимова Г В , Трафимов С А Окружающий мир: 3-й класс: учебник: в 2 Ч Москва: Академкнига/ Учебник, 2013 . Ч .2 . 144 с .
19 . Ушинский К. Д . Собрание сочинений «Детский мир и хрестоматия» . М . : Просвещение, 1948. Т . 4. 678 с .
Петрова Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук, доцент, Томский государственный педагогический университет (ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061). E-mail: PetrowaEU@ yandex.ru
Материал поступил в редакцию 18.04.2018
DOI: 10.23951/2307-6127-2018-3-114-121
THE IMPLEMENTATION OF DIDACTIC SYSTEM BY K. D. USHINSKY IN THE MODERN METHODS OF TEACHING GEOGRAPHY
E. Yu. Petrova
Tomsk State Pedagogical University, Tomsk, Russian Federation
A comparative analysis of K. D. Ushinsky's methods of teaching geography and modern methods of teaching geography was held. The features of similarity in the presentation of geographical material in the textbooks on natural science of the 19th century and modern school textbooks of geography are revealed. In particular, the use of assignments for sensible perception of geographic terms and concepts; use of geographical maps, paintings, colorful stories and poems, tables, charts; demonstration experiments. The course structure of school geography, the list and content of the topics studied are similar too. The presentation of educational material in the interpretation of K. D. Ushinsky abounds with repetitions and distractions, because of what the text is significantly increased in volume, which would make the reading difficult for modern schoolchildren. At the same time, the modern geographic text is accompanied by strict scientific facts, figures, percentages, shares, and therefore also difficult for understanding. The above examples of assignments from the teacher's textbooks and examples of similar assignments in current geography textbooks confirm this similarity. The Modern Federal State Educational
Standard of basic general education also reflects the basic didactic principles of the scientist (the mother-tongue principle, the principle of visibility, the principle of nationality in public education) in the "portrait of the graduate of the main school", in the requirements for the results of mastering the basic educational program of basic general education (personal, meta-subject, subject). Thus, it is proved that the modern method of teaching geography is based on the basic pedagogical ideas of Ushinsky K. D. The scientist made a great contribution to the reform of the education of the 19th century and his didactic system, expanded and supplemented, is relevant at the present time.
Key words: methods of teaching geography, K. D. Ushinsky, didactic system, didactic principles.
References
I. Biografiya K. D. Ushinskogo [Biography Of K . D . Ushinsky] (in Russian) . URL: http://biography. yaxy. ru/01200105. htm (accessed: 29 March 2018) .
2 . Ushinskiy K . D . O narodnosti vobshchestvennom vospitanii. Sobraniye sochineniy. T. 2: Pedagogicheskiye stat'i 1857-1861 gg.
[About nationality in public education . Collected works . Vol . 2: Pedagogical articles 1857-1861] . Moscow, Izd-vo APN RSFSR Publ . , 1948. 172 p . (in Russian) . URL: http://elib . gnpbu . ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t2_1948/go,18;fs,1/ (accessed: 25 March 2018) .
3 . Federal'nyy gosudarstvennyy obrazovatel'nyy standart [Federal state educational standard] (in Russian) . URL: http://standart .
edu . ru/ (accessed 1 February 2018) .
4 . Ushinskiy K. D. Pedagogicheskiye sochineniya. T. 2 [Pedagogical works . Vol . 2] . Moscow, Pedagogika Publ . , 1988. 492 p . (in
Russian)
5 . Dushina I. V Metodika i tekhnologiya obucheniya geografii: posobiye dlya uchiteley i studentovpedagogicheskikh institutovi
universitetov [Methods and technology of teaching geography: manual for teachers and students of pedagogical institutes and universities] . Moscow, AST Publ . , 2004. 203 p . (in Russian) .
6 . Ushinskiy K . D . Sobraniye sochineniy. T. 5: Metodicheskiey stat'i i materialy k «Detskomu miru» [Collected works . Vol . 5: Me-
thodical articles and materials to" Children's world»] . Moscow, Izd-vo APN RSFSR Publ . , 1949 . 591 p . (in Russian) .
7 . Ushinskiy K . D . Russkaya shkola. Kn. 1-2 [Russian school . Vol . 1-2] . Moscow, Izd-vo URAO (Novaya pedagogicheskaya
biblioteka) Publ . , 2002 . 416 p . (in Russian) .
8 . Letyagin A. A. Nachal'nyy kurs: 5 klass: uchebnik dlya uchashchikhsya obshcheobrazovatel'nykh organizatsiy. Pod red .
V. P. Dronova [Basic course: grade 5: textbook for students of educational institutions . Ed . by V. P. Dronov] . Moscow, Ventana-Graf Publ . , 2014. 160 p . (in Russian) .
9 . Ushinskiy K . D . Sobraniye sochineniy. T. 4: Detskiy mir i krestomatiya [Collected works . Vol . 4: Children's world and reader] .
Moscow, Izd-vo APN RSFSR Publ . , 1949 . 678 p . (in Russian) .
10 . Dushina I. V. , Korinskaya V. A . , Shchenyov V. A . Geografiya. Nash dom - Zemlya. Materiki, okeany, narody i strany. 7 klass:
uchebnik dlya obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy [Geography. Our home is Earth . Continents, oceans, Nations and countries . Class 7: textbook for general education institutions] . Moscow: Drofa Publ . , 2012. 383 p . (in Russian) .
II. Domogatskikh E . M . , Alekseevskiy N .I . Geografiya: uchebnik dlya 8 klassa obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy [Geography: textbook for 8th grade of general education institutions] . Moscow, Russkoye slovo - uchebnik Publ . , 2013. 336 p . (in Russian)
12 . Ushinskiy K . D . Sobraniye sochineniy. T. 10: Materialy k «Pedagogicheskoy antropologii» [Collected works .Vol . 10: Materials
to "Pedagogical anthropology"] . Moscow, Izd-vo APN RSFSR Publ . , 1950 . 665 p . (in Russian) . 13. Fedotova O. N . , Trafimova G .V. , Trafimov S .A. Okruzhayushchiymir:3klass:uchebnik:v2chastyakh. Ch. 1 [The surrounding world: 3rd grade: textbook: in 2 parts . Part 1] . Moscow, Akademkniga/Uchebnik Publ . , 2013. 128 p . (in Russian) .
14 . Petrova E . Yu . Idei K . D . Ushinskogo v sovremennoy metodike obucheniya geografii [K . D . Ushinsky's ideas in modern meth-
ods of teaching geography] . Klimatologiya i glyatsiologiya Sibiri: sbornik materialov Vtoroy mezhdunarodnoy nauchnoy konfer-entsii (20-23 oktyabrya 2015 g.) [Climatology and glaciology of Siberia: proceedings of the Second international scientific conference (20-23 October 2015)] . Tomsk, Tomsk State University Publ . , 2015 . Pp . 212-214 (in Russian) .
15 . Ushinskiy K . D . Detskiy mir i krestomatiya [Children's world and reader] . Saint Petersburg, Kometa Publ . , 1994. 350 p . (in Rus-
sian)
Е. №. nempoea. Peanma^n dudaKmmecrnu cucmeMu K. ff. Умmского...
16 . Istoriya stanovleniya i razvitiya nachal'nogo estestvoznaniya [History of formation and development of initial natural Sciences]
(in Russian) . URL: https://sites . google . com/site/estestvoznanie20102011/home (accessed: 10 April 2018) .
17 . Leont'ev A. A . Yazyk, rech' i rechevaya deyatel'nost' [Language, speech and speech activities], Moscow, Prosveshcheniye
Publ. , 1969 . 214 p . (in Russian) . URL: www. booksite . ru (accessed: 10 April 2018) .
18 . Fedotova O . N . , Trafimova G . V. , Trafimov S . A. Okruzhayushchiy mir: 3 klass: uchebnik: v2 chastyakh. Ch. 2 [The surrounding
world: 3rd grade: textbook: in 2 parts . Part 2] . Moscow, Akademkniga/Uchebnik Publ . , 2013. 144 p . (in Russian) .
19 . Ushinskiy K . D . Sobraniye sochineniy. T. 4: «Detskiy mir i khrestomatiya» [Collected works . Vol . 4: the "Children's world and
the reader"] . Moscow, Prosveshcheniye Publ . , 1948. 678 p . (in Russian) .
Petrova E. Yu., Tomsk State Pedagogical University (ul. Kievskaya 60, Tomsk, Russian Federation, 634041). E-mail: PetrowaEU@yandex.ru