Научная статья на тему 'Определение цели и результатов обучения как системообразующая основа авторской программы(на примере курса «География России» основной школы)'

Определение цели и результатов обучения как системообразующая основа авторской программы(на примере курса «География России» основной школы) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
511
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФГОС ООО / ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ / SUBJECT AND META-SUBJECT TEACHING RESULTS / ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА / AUTHOR'S PROGRAM OF THE CURRICULUM / АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО КУРСА / "ГЕОГРАФИЯ РОССИИ" / "GEOGRAPHY OF RUSSIA" / СОДЕРЖАТЕЛЬНОДЕЯТЕЛЬНОСТНАЯ МАТРИЦА / CONTENT AND ACTIVITY MATRIX / FEDERAL LEARNING STANDARDS / MODEL CURRICULUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пятунин Владимир Борисович

В статье рассматривается интерпретация целей и результатов обучения в одном из вариантов авторской программы школьного курса «География России» с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС ООО. Определена основная цель изучения курса. На примере одной из крупных тем определены и сформулированы в диагностируемом виде требования к предметным и метапредметным результатам обучения в виде содержательно-деятельностной матрицы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Definition of Teaching Goals and Results as a Core Basisof the Author’s Program (on the Example of the Course “Geography of Russia”of a Secondary School)

The article examines the interpretation of teaching goals and results in one of the versions of the original school curriculum “Geography of Russia” taking into account requirements to the mastering results of the basic Federal educational program. The article specifies essential curriculum objectives. On the example of a large topic the author defines and states requirements to subject and meta-subject teaching results in a diagnosable form of a content and activity matrix.

Текст научной работы на тему «Определение цели и результатов обучения как системообразующая основа авторской программы(на примере курса «География России» основной школы)»

1УДК 372.891 БКК 74.00.02

определение цели и результатов обучения как системообразующая основа авторской программы

(на примере курса «география россии» основной школы)

В. Б. Пятунин

В статье рассматривается интерпретация целей и результатов обучения в одном из вариантов авторской программы школьного курса «География России» с учетом требований к результатам освоения основной образовательной программы ФГОС ООО. Определена основная цель изучения курса. На примере одной из крупных тем определены и сформулированы в диагностируемом виде требования к предметным и метапредметным результатам обучения в виде содержательно-деятельностной матрицы.

Ключевые слова: ФГОС ООО, предметные и метапредметные результаты обучения, примерная программа, авторская программа учебного курса, «География России», содержательно-деятельностная матрица.

definition of teaching goals and results as a core basis of the author's program

(on the example of the course "Geography of Russia" of a secondary school)

V. B. Pyatunin

The article examines the interpretation of teaching goals and results in one of the versions of the original school curriculum "Geography of Russia" taking into account requirements to the mastering results of the basic Federal educational program. The article specifies essential curriculum objectives. On the example of a large topic the author defines and states requirements to subject and meta-subject teaching results in a diagnosable form of a content and activity matrix.

Keywords: Federal Learning Standards, subject and meta-subject teaching results, model curriculum, author's program of the curriculum, "Geography of Russia", content and activity matrix.

В настоящее время в основной школе в процессе обучения географии используются предметные учебно-методические комплексы (УМК)1. В их состав помимо учебника входят авторская программа, методическое пособие для учителя, рабочие тетради для учащихся, разнообразные дидактические материалы для подготовки к экзаменам, атласы и другие издания. При этом конструирование предметного УМК должно начинаться с разработки

учебной авторской программы соответствующего курса.

В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования сформулированы требования к структуре учебных программ [1]. Согласно этому документу, программы отдельных учебных предметов или курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного обще-

1 В настоящее время, когда речь заходит о средствах обучения на печатной основе, соответствующих одному школьному курсу, употребляются два термина - и «комплекс», и «комплект». Термин «комплект», по нашему мнению, уместнее, когда речь заходит о некоторой совокупности (например «комплект учебников для начальной школы»), а используемый автором термин «комплекс» подразумевает систему.

го образования с учетом специфики учебного предмета;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

5) содержание учебного предмета, курса;

6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;

7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

По мнению А. А. Журина [2], сегодня в терминологическом аппарате дидактики, касающемся предметных учебных программ, используются три понятия:

• примерная программа;

• авторская программа;

• рабочая программа.

Они различаются сферами своего применения, уровнями нормативности, а также уровнями конкретизации содержания обучения.

Основным ориентиром для иных видов учебных программ по географии является примерная программа [3], подготовленная в рамках проекта «Разработка, апробация и внедрение федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения», реализуемого Российской академией образования. Руководителями проекта являются вице-президент РАО А. А. Кузнецов, академик РАО М. В. Рыжаков, член-корреспондент РАО А. М. Кондаков.

Одним из главных концептуальных положений рассматриваемого документа является идея овладения школьниками «основами научного знания и учебной деятельностью, лежащими в основе формирования познавательной, коммуникативной, ценностно-ориентаци-онной, эстетической, технико-технологической, физической культуры, формируемой в процессе изучения совокупности учебных предметов» [3]. Учебная деятельность включает учебные действия, которые носят универсальный характер. Различные учебные предметы вносят специфический вклад в их формирование. Это вполне соответствует психологиче-

ским особенностям подросткового возраста, поскольку, согласно мнению авторов проекта, «на первый план у подростков выдвигается формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих формирование гражданской идентичности, коммуникативных, познавательных качеств личности» [3, с. 4]. Эти позиции должны отражаться в целях и результатах обучения - метапредметных, предметных и личностных.

С точки зрения содержания в примерной программе определена лишь обязательная часть учебного курса, а выбор вариативной части остается за авторскими коллективами учебников. Они могут предложить (и предлагают) собственные подходы в структурировании учебного материала, последовательности изучения отдельных тем и разделов, степени подробности изложения их содержания, а также оригинальные пути формирования систем знаний, способов деятельности, развития, воспитания и социализации школьников.

Каждый из предметных УМК, используемых в учебном процессе, сопровождается авторской программой. А. А. Журин определяет авторскую программу как нормативно-справочный документ федерального уровня с конкретизированным описанием содержания обучения, который разрабатывается методистами высшей научной квалификации на основе примерных программ [2, с. 16].

Авторские программы одинаковы для всех образовательных учреждений общего образования России, использующих УМК, в состав которых они входят. С точки зрения уровня нормативности они занимают промежуточное положение между соседними видами программ: основой для их конструирования является примерная программа, в то же время авторская программа - норматив для разработки рабочей программы учителя. Также авторская программа занимает промежуточное положение с точки зрения уровня конкретизации содержания образования.

Разумеется, авторские программы должны включать те же структурные элементы, что и примерная программа. В контексте содержания статьи наиболее актуальными являются пункты, касающиеся описания цели (п. 1), результатов (п. 4), а кроме того, тематическое пла-

Рис. 1. Цель школьного географического образования

нирование с определением основных элементов содержания (п. 5) и видов учебной деятельности (п. 6).

В рассматриваемой авторской программе [4] в качестве основной цели школьного географического образования декларируется «познание многообразия современного географического пространства, что обеспечивает возможность ориентироваться в мире, представляя его географическую картину, а кроме того, формирование у учащихся умения использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений,адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, а также экологически грамотного поведения в окружающей среде» [4].

Структурировать содержание цели географического образования возможно следующим образом (рис 1).

Иными словами, цель школьного географического образования иерархична. Ее сущностной основой является познание современного географического пространства. В результате этого формируется адекватное представление о географической картине мира, что обеспечивает возможность, используя географические знания и умения, ориентироваться в разнообразных событиях современной жизни. Содержание понятия «использование географических знаний и умений в повседневной жизни» включает следующие элементы:

• Объяснение - оценка - прогноз природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений;

• Адаптация к условиям среды и обеспечение безопасности жизни и хозяйственной деятельности;

• Экологически грамотное поведение в окружающей среде.

Географическое содержание должно усваиваться на основе процесса познания, включающего широкий спектр видов деятельности (учебных действий) школьников, куда входят2:

• Использование современных информационных технологий; анализ информации, ее группировка и классификация;

• Видение проблемы и постановка вопросов;

• Формулировка выводов и умозаключений, сравнение, составлений описаний и характеристик;

• Использование одного из «языков» международного общения географической карты;

• Наблюдение и исследование местности.

Далее в документе подчеркивается важная

мысль, согласно которой «освоенные в процессе обучения содержание и виды деятельности должны стать основой для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов каждым учащимся».

Поскольку согласно ФГОС личностные результаты не подлежат итоговой аттестации [1, с. 24, 25], автор ограничивается только их перечислением. Согласно рассматриваемому документу, личностными результатами являют-

Перечень учебных действий дается в авторской редакции на основании объяснительной записки программы [4].

2

ся определенные качества и свойства личности выпускника. К ним относятся:

• российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к отечеству, осознание собственной этнической принадлежности;

• уважительное отношение к другому человеку и целым народам (мнение, мировоззрение, культура, религия, язык, вера, гражданская позиция);

• коммуникативная компетентность, готовность к сотрудничеству и диалогу, в том числе с участниками образовательного процесса;

• мировоззрение, соответствующее уровню развития современной науки, с учетом многообразия современного мира;

• уважительное и ответственное отношение к труду, в том числе учебе; устойчивые познавательные интересы, способность к самообразованию и саморазвитию;

• экологическая культура, соответствующая современному уровню экологического мышления.

По мнению разработчиков программы, при наличии рассмотренных качеств и свойств будет сформирована всесторонне образованная, инициативная и успешная личность, обладающая системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориента-ций, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения.

Рассматривая метапредметные результаты обучения, автор делает попытку объединить различные учебные действия в соответ-

ствии с основными группами универсальных учебных действий (табл. 1).

Анализируя перечень учебных действий в контексте возможностей их проверки и оценивания, необходимо отметить, что не каждое из них может быть проверено и тем более оценено в рамках урока посредством традиционных процедур. Ни в коем случае не отрицая важности регулятивных УУД и их вклада в развитие личности школьника, следует оговориться, что учителя и администрацию разных уровней в подавляющем большинстве случаев в первую очередь интересует конечный результат деятельности, а не то, каким образом была организована эта деятельность. Из всего перечня учебных действий проверены и оценены могут быть познавательные и часть коммуникативных УУД. Для проверки уровня сформированности регулятивных УУД в наибольшей степени подходит проектная деятельность и защита проектной работы.

Предметные результаты основываются в первую очередь на географических знаниях и умениях. Географические знания предлагается рассматривать в качестве одного из элементов научной картины мира. В нее входят представления о целостности и неоднородности Земли как планеты людей, то есть особенности природы, культуры и хозяйственной деятельности человека на разных материках и отдельных странах, в том числе и в России. В контексте умений одной из задач является овладение методами географических исследований, в том числе использование различных приборов для определения параметров среды; а кроме того,

Таблица 1

Состав основных групп универсальных учебных действий

Группы УУД Учебные действия

Регулятивные Умение организовывать собственную учебно-познавательную деятельность, включающее определение целей и задач, планирование путей их достижения, выбор средств реализации; оценка достигнутых результатов путем соотнесения их с целями и задачами

Познавательные Общеучебные: умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебно-познавательных задач; смысловое чтение текста; использование информационно-коммуникационных технологий. Логические: умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать (в том числе самостоятельно выбирать основания и признаки для классификации), устанавливать причинно-следственные связи, формулировать умозаключения (индуктивные и дедуктивные), делать выводы

Коммуникативные Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих мыслей, чувств и потребностей, владение устной и письменной, монологической контекстной речью. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты, аргументировать и отстаивать свое мнение

владение одним из языков международного общения - географической картой. Другим важным элементом данного перечня являются умения, обеспечивающие экологически безопасное поведение в окружающей среде, в том числе во время природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Относительно самостоятельным элементом предметных результатов является использование разнообразных географических знаний и умений в повседневной жизни и понимание необходимости географических знаний для решения практических задач разного ранга, в том числе охраны окружающей среды и рационального природопользования.

Большинство элементов, входящих в предметные результаты, могут быть проверены и оценены.

Предметные и метапредметные результаты конкретизируются применительно к различным географическим курсам.

Описание научного содержания и предметные результаты обучения представлены в табл. 2.

Как уже было отмечено, в предметные результаты обучения входят географические знания и умения, а также возможность их использования в реальной жизни. При формулировке результатов авторами сделана попытка осуществить операционализацию целей и задач обучения, то есть сформулировать последние в проверяемом виде. В отношении любого из требований возможна разработка в достаточной степени очевидных и легко контролируемых проверочных вопросов и заданий. Разнообразные примеры подобных материалов содержатся в дидактическом аппарате учебника, рабо-

Таблица 2

Описание научного содержания и предметных результатов обучения на примере темы «Климат и агроклиматические ресурсы»

Содержание раздела (темы)

Планируемые предметные результаты изучения раздела (темы)

Тема «Климат и агроклиматические ресурсы»

Факторы формирования климата на территории страны. Понятие «солнечная радиация». Радиационный баланс. Типы воздушных масс; циркуляция атмосферы. Понятия «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон». Изучение климатических явлений с помощью аэрокосмических методов. Синоптическая карта, прогнозы погоды, их значение.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Коэффициент увлажнения. Климатические пояса и типы климатов, их характеристика. Агроклиматические ресурсы страны. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов. Меры охраны атмосферного воздуха от загрязнения.

Влияние климата на хозяйственную деятельность и здоровье людей. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям (особенности быта, жилищ, питания, одежды, способов передвижения). Опасные и неблагоприятные климатические явления

— знать и понимать существенные признаки понятий: «солнечная радиация», «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон», «испаряемость», «коэффициент увлажнения»; использовать понятия для решения учебных задач;

— представлять значение терминов: «амплитуда температур», «засуха», «суховей», «заморозки», «ураган», «туман»;

— понимать и уметь объяснять главные особенности климата России;

— знать и уметь показывать по карте климатические пояса и районы распространения различных типов климатов на территории страны;

— знать и уметь объяснять зависимость климатических условий территории от климатообразующих факторов; закономерности распределения температуры воздуха и атмосферных осадков по территории страны;

— приводить примеры и объяснять влияние климата на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека;

— определять по климатическим картам величины солнечной радиации, средние и абсолютные температуры воздуха, годовое количество осадков, испаряемость; коэффициент увлажнения для различных пунктов;

— уметь читать климатические диаграммы; определять по климатическим диаграммам климатический пояс и тип климата;

— составлять краткую географическую характеристику климатических поясов и типов климата с помощью различных источников информации;

— определять по синоптическим картам погодные условия данного пункта;

— приводить примеры опасных природных явлений, связанных с атмосферой; мероприятий по охране атмосферного воздуха;

— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: для самостоятельного поиска географической информации о климатических условиях России и региона проживания; адекватного поведения в экстремальных ситуациях, связанных с грозными атмосферными явлениями природы; оценки погодно-климатических условий для различных целей; прогнозирования погодных условий на ближайшее время

Таблица 3

Форма тематического планирования примерной и авторских программ

Темы уроков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержание

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

чих тетрадях и других составных частях УМК. (Так, требование из группы умений «использовать географические знания и умения в повседневной жизни», в частности, для оценки погодно-климатических условий для различных целей проверяется следующим заданием учебника (§ 19): В каких случаях вас обрадует, а в каких огорчит известие о том, что погоду в ближайшие сутки в вашей местности будет определять а) циклон; б) антициклон? [5, с. 98]). С познавательной точки зрения данное задание основано не просто на знании, но на понимании существенных признаков соответствующих понятий.

При составлении перечня требований учитывались и многолетние традиции изучения данной темы в отечественной школьной практике. Это касается не только проверяемого содержания, но и места, где данные требования представлены в авторской программе. Напомним, что в традиционной школьной программе по географии, действовавшей до начала 1990-х гг., требования к результатам («учащиеся должны знать»; «учащиеся должны уметь») помещались непосредственно после описания содержания изучения темы. В нормативных документах более позднего времени требования к результатам изучения отдельных тем и разделов включались в общий перечень требований по изучению целого курса. С позиции действующего учителя это было не вполне целесообразно. В рассматриваемой авторской программе результаты представлены параллельно с описанием содержания изучаемой темы или раздела. В этом случае результаты обучения возможно, с одной стороны, рассматривать как основное содержание контрольно-оценочной деятельности учителя; а с другой - в качестве основных, а возможно, и главных критериев усвоения данной темы. Руководство данными требованиями и их учет помогут сделать работу, как учителя, так и учащихся, более результативной.

В нашем случае это, по сути, синонимы.

Еще одним фактором, обусловившим формулировку результатов обучения, было содержание контрольно-измерительных материалов ЕГЭ и ГИА. Это относится к знанию основных закономерностей распределения температур и осадков по территории страны; умению определять по климатическим картам температуры воздуха; определять по климатическим диаграммам типы климатов; определять по синоптическим картам погодные условия данного пункта, а также прогнозировать по ним погоду на ближайшие сутки и др.

Метапредметные результаты «заложены» в тематическом планировании применительно к отдельным урокам. Форма тематического планирования определена примерной программой (табл. 3).

Принципиальным отличием новой формы тематического планирования является последняя графа, где представлены виды деятельности учащихся, которые они должны осуществить при изучении того или иного вопроса содержания урока. Таким образом, реализуется деятель-ностный подход в обучении, декларируемый ФГОС. Всего в планировании содержится несколько десятков разнообразных видов деятельности школьников. Применительно к курсу «География России. 8 класс» перечень учебных действий включает следующие элементы:

• определять;

• выявлять (устанавливать)1;

• анализировать;

• объяснять;

• приводить примеры;

• сравнивать и заполнять сравнительные таблицы;

• формулировать выводы;

• характеризовать;

• обсуждать (в том числе презентации, выполненные школьниками);

• дискутировать;

• оценивать;

• прогнозировать.

Объекты контроля

Научное содержание главных тем и разделов курса: «Рельеф..», «Климат...», «Внутренние воды» и др.

Предметные результаты

Результаты обучения географии

Виды деятельности: «объяснять», «выявлять», «сравнивать», «делать выводы», «дискутировать» и др.

Метапредметные результаты

Рис. 2. Результаты обучения географии в качестве объектов контроля

Очевидно, что перечисленные виды учебных действий представлены в планировании с неодинаковой частотой. Наиболее распространенными из них являются первые четыре. При этом, как правило, указывается источник информации, на основании которого учащиеся должны что-то определять, выявлять (устанавливать), объяснять. В этом качестве может быть использовано и объяснение учителя, которое школьники должны выслушать4, текст, иллюстративный (в том числе статистический) материал учебника и, конечно же, географическая карта.

Осуществление данных действий, выполняемых учащимися без непосредственного руководства со стороны учителя, способствуют формированию познавательных («определять», «анализировать», «сравнивать», «формулировать выводы», «характеризовать», «прогнозировать») и коммуникативных («объяснять», «дискутировать», «обсуждать») универсальных учебных действий. Важно и то, что результаты деятельности школьников могут быть проверены и оценены учителем. Соответствующие задания для учащихся присутствуют в дидактическом аппарате учебника и рабочих тетрадях.

Таким образом, в контексте проблемы проверки и оценки результатов обучения материалы авторской программы дают ответ на вопрос «Что оценивать?». С известной степенью допущения возможно утверждать, что авторская

программа по географии в рассматриваемом контексте представляет содержательно-дея-тельностную матрицу. Предметные результаты являются контролируемым содержанием, а различные проверяемые учебные действия входят в метапредметные результаты (рис. 2).

Задания, контролирующие тот или иной вид деятельности применительно к различным элементам содержания, содержатся в дидактическом аппарате учебника, рабочих тетрадях и иных составных частях УМК.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) [Электронный ресурс].

- Режим доступа: http://www.fgos-kurgan. narod.ru/norm_federal.htm (дата обращения: 26.03.2015).

2. Журин, А. А. Рабочая программа по учебному предмету: разработка, экспертиза, утверждение: пособие для учителей и руководителей образовательных учреждений общего образования [Текст] / А. А. Журин. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 160 с. - (Современное образование).

3. Примерные программы по учебным предметам [Текст]. География. 5-9 классы: проект.

- 2-е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2011.

- 75 с.

4. География: программа: 5-9 классы [Текст] / [А. А. Летягин, И. В. Душина, В. Б. Пяту-

4 То, что раньше называлось «прослушать объяснение учителя о ...», теперь в рамках деятельностного подхода может называться «выявить на основании объяснения учителя ...».

нин, Е. А. Таможняя]. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 328 с.

5. Пятунин, В. Б. География России. Природа. Население: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений [Текст] / В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя; под общ. ред. чл.-корр. РАО В. П. Дронова. - 3-е изд., дораб. и доп. - М.: Вентана-Граф, 2013. - 320 с. : ил.

6. Пятунин, В. Б. География: 8 класс: рабочая тетрадь № 1 к учебнику В. Б. Пятунина, Е. А. Таможней «География России. Природа. Население» [Текст] / В. Б. Пятунин, Е. А. Таможняя. - М.: Вентана-Граф, 2013. -96 с.: ил.

REFERENCES

1. Federalnyy gosudarstvennyy obrazovatelnyy standart osnovnogo obshchego obrazovaniya (FGOS OOO). Available at: http://www.fgos-kurgan.narod. ru/norm_federal.htm (accessed: 26.03.2015).

2. Zhurin A. A. Rabochaya programma po ucheb-nomu predmetu: razrabotka, ekspertiza, utver-zhdenie: posobie dlya uchiteley i rukovoditeley obrazovatelnykh uchrezhdeniy obshchego obrazovaniya. Moscow: Ventana-Graf, 2013. 160 p. - (Sovremennoe obrazovanie).

3. Primernye programmy po uchebnym predme-tam. Geografiya. 5-9 klassy: proekt. Moscow: Prosveshchenie, 2011. 75 p.

4. Geografiya: programma: 5-9 klassy. Moscow: Ventana-Graf, 2012. 328 p.

5. Pyatunin V. B., Tamozhnyaya E. A. Geografiya Rossii. Priroda. Naselenie: 8 klass: uchebnik dlya uchashchikhsya obshcheobrazovatelnykh uchrezh-deniy. Moscow: Ventana-Graf, 2013. 320 p., il.

6. Pyatunin V. B., Tamozhnyaya E. A. Geografiya: 8 klass: rabochaya tetrad No. 1 k uchebniku V. B. Pyatunin, E. A. Tamozhnyaya "Geografiya Rossii. Priroda. Naselenie". Moscow: Ventana Graf, 2013. 96 p.: il.

Пятунин Владимир Борисович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики преподавания географии Московского педагогического государственного университета e-mail: vbpyatunin@yandex.ru

Pyatunin Vladimir B., PhD in Education, Associate Professor, Methods of teaching Geography Department, Moscow State Pedagogical University e-mail: vbpyatunin@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.