УДК 316.23 Зубова О. Г., Костина Е. Ю, Машкина И. В.
География детства - новое исследовательское и образовательное направление в российской географической науке
География детства — это область, сформировавшаяся на стыке социальной и гуманитарной географии. Она включает в себя изучение мест и пространств жизни детей, характеризуемых на основе детского опыта, политики и этики [17]. География детства играет важную роль в понимании жизни детей, их социально-пространственной идентичности и повседневных практик. Гуманистическая география достигает понимания мира человека путём изучения его отношений с природой, географического поведения людей, их чувств и идей в отношении пространства и места [26]. Именно это позволило географии рассмотреть детей как отдельную социальную группу со своими собственными культурными и социальными характеристиками [17]. Географические исследования детей и методологические инновации в работе с детьми развиваются с 1970-х годов [18; 19; 20; 21]. Предпосылкой географического взгляда на детство стала глобализация, стирающая экономические, политические, социокультурные различия между регионами [15].
Исследования, проводимые в области географии детства, позволяют очертить основные проблемы, на изучение которых ориентируются современные исследователи. Так Трейси Скелтон к ним относит игру, работу, миграцию и мобильность детей [22]. Роджер Харт написал ключевую для данной области работу "Детский опыт места: развивающее исследование" [19]. В США под его руководством сложилась группа исследователей влияния окружающей среды на детей (Children's Environments Research Group). Она занимается изучением политики в отношении детей, окружающей детей среды, прав детей и вопросов улучшения качества их жизни.
На базе Королевского географического общества с Институтом британских географов создана исследовательская группа географии детей, молодежи и семей (GCYFRG). Ее задача — повышение ценности географии детей, молодежи и семей в рамках академической географии и за ее пределами. Решая эту задачу, GCYFRG организует форум для обсуждения новых исследовательских направлений в географии детей, молодежи и семей; стимулирует критические дебаты по проблемам географии детей, молодежи и семей в пределах и за пределами географии; способствует налаживанию междисциплинарных научных связей, а также связей исследователей и преподавателей курсов. Особый интерес вызывают исследования GCYFRG независимых мобильно-стей детей-мигрантов, культурных конструктов детства коренных народов, находящихся в условиях высокой бедности и неравенства, детского труда, а также вопросы вовлечения детей в совместное со взрослыми планирование городской среды [23; 24; 25; 27]. На ежегодной конференции Королевского географического общества в конце августа этого года планируется подвести
© Зубова О. Г., Костина Е. Ю., Машкина И. В., 2019
ЗУБОВА Оксана Геннадьевна, канд. полит. наук, доцент социологического факультета Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (г. Москва). E-mail: [email protected]
КОСТИНА Елена Юрьевна, канд. социол. наук, доцент департамента социальных наук Дальневосточного федерального университета (г. Владивосток). E-mail: kostinaе[email protected]
МАШКИНА Ирина Валерьевна, учитель географии МОУ СОШ № 37 (г. Комсомольск-на-Амуре). E-mail: [email protected]
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ (проекты № 18-00-00976 и № 1800-00956)
определенную черту под проведенными к настоящему времени исследованиями в области географии детства. На конференции Трейси Скелтон представит серию книг, вышедших под ее редакцией, о географии детства, которые были изданы с 2016 по 2019 год, а также даст оценку исследованиям, проведенным за годы становления и развития данной субдисциплины. Совокупность исследований представлена в 12 томах:
1. Определение географии детей и молодежи;
2. Методологические подходы;
3. Космос, ландшафт и окружающая среда;
4. География идентичностей и субъектов;
5. Семьи, отношения между поколениями и группами сверстников;
6. Передвижение, мобильность и путешествия;
7. Политика, гражданство и права;
8. География глобальных проблем: изменения и угроза;
9. Играть, отдыхать, быть здоровым и благополучным;
10. Труд и обучение;
11. Конфликт, насилие и мир;
12. Риски, защита, обеспечение и политика.
География детства на современном этапе преодолевает дисциплинарные и территориальные границы, открывая новые горизонты исследований и формируя новые исследовательские команды. Ученых интересует уже не только вопрос создания и трансформации детьми пространства, но и вопросы эмпирической, политической, эстетической оценки пространства детей в мире, а также привлечения самих детей к исследованию их миров. В настоящее время исследователи активно погружены в проблемы гендерных, расовых и классовых детерминант устремлений и мобильностей детей и молодежи, чему будут посвящены специальные секции на предстоящей 28—30 августа 2019 г. конференции, которую проводит Королевское географическое общество.
В нашей стране развитие географии детства как нового исследовательского направления связано, с одной стороны, с особенностями географического образования в целом, начиная со школьных уроков географии и заканчивая вузовской подготовкой географов, а, с другой, с отношением к детям как к специфической социально-демографической общности, как правило, это отношение к детям как к социально незрелым, не готовым принимать участие в жизни общества. В рамках данной статьи мы остановимся на первом аспекте и проанализируем его в части возможностей, которые дает географическое образование для вписывания детей и детства в пространство географической науки.
Цель рассмотрения географии детства в пространстве российского географического образования распадается на две задачи: (1) анализ преемственности географического образования в системе "школа-вуз"; (2) выявление возможностей интеграции географии детства в школьные уроки географии и вузовскую образовательную подготовку.
Методы исследования
Для решения этих задач были использованы методы анализа учебных программ (школа, вуз) по географии, школьных и вузовских учебников, а также были проведены экспертные интервью с учителями-участниками IV Калининградского международного фестиваля "Балтийский регион России в XXI в.: траектория экономического, демографического и территориального развития" (N=3); групповые дискуссии с победителями конкурса географических проектов, школьниками-участниками географического фестиваля; интервью со студентами 2 курса, проходящими практику на базе музея Мирового океана; фокус-группа со студентами 1 курса, обучающимися в Российском университете дружбы народов, групповые дискуссии со студентами 4 курса, обучающимися на географических специальностях в Московском педагогическом государственном университете. Всего было опрошено 27 экспертов, среди них учителя, преподаватели вузов, ученые, организаторы международного географического фестиваля на базе БФУ имени И. Канта, проведено 6 фокус-групп со школьниками и студентами. Используемые методы позволили рассмотреть изучаемую проблему с точки зрения разных участников и решить поставленные исследовательские задачи.
Особенности географического образования в России
Основные проблемы системы географического образования в современном российском обществе связаны не только с уменьшением количества часов в школьной программе, методами преподавания [1], отставанием в возможностях привлечения и широкого использования информационных ресурсов и технологий [4], необходимостью создания условий для повышения квалификации школьных педагогов, но и недооценкой важности географических знаний и умений для общей подготовки современных специалистов, их непосредственной связи с реальными жизненными потребностями.
У современной молодежи складывается отношение к предмету географии как вторичному и архаичному, не связанному с получением необходимых практических навыков, востребованных в повседневной жизни, в частности, это умение и знание географической карты, ориентирование на местности, экологическая грамотность, системность мышления и т.д. Все это влияет на снижение уровня географической грамотности. Так, согласно данным ВЦИОМ, лишь 9 % респондентов смогли правильно ответить на тестовую часть ЕГЭ по географии, 47 % респондентов, участвовавших в опросе, не справились с данными заданиями и получили результат, приравнивающейся к неудовлетворительной оценке [3]. Образование не влияло на полученный результат, главными управляющими факторами оказались возраст и пол. Верные ответы больше давали мужчины, чем женщины, возрастная граница 35—59 лет. Возраст соотносит отвечающих с тем периодом получения географического образования, когда учащиеся еще "бредили подвигами полярников" и понимали ценность географии как науки.
Проведенные групповые дискуссии по проблеме интереса к географии и понимания важности географического образования со студенческой молодежью, закончившей недавно школу и выбравшей специальности, соотносящиеся с географией, и учащимися, участниками образовательных географических мероприятий, позволили выявить значимые проблемы, связанные с институциональными проблемами формирования естественнонаучной культуры в современной образовательной школьной системе.
Первая проблема касается того, что современные школьники не понимают, зачем им нужен такой предмет, как география. Только столкнувшись с конкретными ситуациями в реальной жизни, благодаря путешествиям (реальным и предполагаемым), они начинают осознавать важность получения элементарных географических знаний. В одном из интервью участница вспомнила следующий момент: "... У нас на курсе учится мальчик из Гватемалы. И когда мы встретились первый раз, и он сказал, что из Гватемалы, и мы такие всем курсом: "аааа... это где?". Сейчас мы знаем, что это центральная Америка. И это немножко неприятно, когда осознаешь свою глупость в таких простых вещах...". В том числе на это влияет ситуация завершенности, когда для современного человека уже открыт весь мир и кажется, что уже нет тех великих открытий, которые делали географию популярной наукой.
Второй блок проблем связан с преподаванием географии в школе, которые активно рассматриваются в научной литературе [6], а также подкрепляются полученными данными. В групповой дискуссии большинство участников, студентов первого курса РУДН, выбравших специальность, связанную непосредственно или косвенно с географией, не считали ее своим любимым школьным предметом, так же как и студенты, проходящие практику на базе Музея мирового океана. Приведем несколько наиболее ярких высказываний: "..учителя слушали 2-3 человека, а все остальные быстро делали задания из учебника и в телефонах"; "я помню, как нам преподавали географию, и, если честно, не особо любила это предмет. У нас так было, что мы приходили, нам давали какую-то работу, мы ее делали, получали оценки, уходили. У нас не было взаимодействия между учениками. Такие были работы - напишите конспект, заполните карту. Вроде знаний немножко осталось, но интереса к предмету никакого нет".
Сами учителя подчеркивают системный характер науки и ее связи с другими предметами. " География это такая наука, которая объединяет очень многое, много наук, не зря сказали, что химико-биологический профиль связан с географией, и многие другие науки, география древнейшая наука, которая создавалась не в тиши кабинета, а именно с познанием мира,
историей, начиная с первобытнообщинного человека". Это удается наглядно показать на совмещенных уроках, именно они (особенно ориентирование на местности), а также уроки, проведенные не за партой, а в музее, природных объектах, назывались как самые интересные и запоминающиеся.
Одним из возможных решений задачи повышения статуса географии как науки, изменения общественного мнения, привлечение новой молодежной аудитории, является тесное сотрудничество школ и профильных вузов, связанное с просветительской и профориентационной работой. Задачи по популяризации географии среди молодежи успешно решает деятельность кружков и школ юного географа на базе географических факультетов и вузов. Многие из этих Школ имеют уже давние традиции существования и развития. Так на географическом факультете МГУ имени М. В. Ломоносова для старшеклассников с 1948 г. работает Школа юного географа (ЮНГ) [16].Основной задачей ЮНГ является не только углублённое изучение географии и выявление исследовательских возможностей школьников, но и формирование у них экологического сознания и культуры. Обучение, как правило, рассчитано на 2—3 года и включает расширенное изучение всех разделов географии, в том числе и социально-экономической географии России и зарубежных стран, географии мирового хозяйства. Так, ЮНГ включает лекционные занятия по различным курсам первого года обучения студентов на данном факультете, например курс "История географических открытий". Обязательным компонентом работы школьников выступает научно-исследовательская деятельность.
Деятельность в системе "школа-вуз" осуществляется практически на всех крупнейших факультетах высших учебных заведений нашей страны, осуществляющих подготовку специалистов в области географии. Преподаватели стремятся сделать эту работу более увлекательной и разнообразной. На базе Томского государственного университета проводится географический образовательный квест для учащихся 10—11 классов. Участники определяли объекты по космическим снимкам и соотносили линии поперечных профилей рельефа на карте с предложенными; определяли страну по контуру; сопоставляли страну и ее достопримечательности; расшифровывали географические объекты и др.
Специфические функции, связанные с образованием и компенсацией пробелов получаемых географических знаний, могут выполнять естественно-научные центры и музеи. Например, в Калининграде — это крупнейший в России музей Мирового океана [10]. Основной особенностью педагогической деятельности в Музее Мирового океана является ориентация на естественные науки, краеведение и водный спорт. Музей предлагает учебным заведениям целый спектр культурно-образовательных услуг и самые разные формы взаимодействия: предоставление выставок в школы и проведение занятий; разнообразные экскурсионные маршруты, в том числе и по открытой территории; ролевые игры. В рамках проекта "Один день в Музее" для учащихся начальной, основной школы и старших классов, музей предлагает возможность познакомиться с конкретными темами школьной программы в экспозициях музея. В течение одного дня можно освоить несколько тем на занятиях, включающих разные дисциплины. По географии программа проходит для 5—11 классов и включает темы великих географических открытий и исследований, взаимодействия человека и Океана, взгляд на Землю из космоса и ее строение, историю заселения, Юго-Восточную Азию, географию Калининградской области, погоду и климат, природу и человека в современном мире. Выбранные темы можно совместить с другими дисциплинами, что позволяет наглядно увидеть межпредметные пересечения и связи. Таким образом, музей помогает повышать интерес учащихся к предметам и мотивировать их к самообразованию. Для кого-то сама площадка музея становится фактором, способствующим увлечению естествознанием и оказывающим влияние на выбор будущей профессии.
Значительную роль в популяризации географии, привлечении молодежи к исследовательской деятельности, связанной с географическими знаниями, играет Русское географическое общество [12].
Совместно с Минобрнауки России и Минпросвещения России эта общественная организация по поручению В. В. Путина разрабатывает предложе-
ния по созданию при образовательных организациях высшего образования центров изучения географии в рамках реализации национального проекта "Образование", а также вносит предложения по реализации мер, направленных на повышения качества преподавания географии [11]. Таким образом, решается важная задача повышения качества и престижности географического образования в современном российском обществе, а также идет привлечение новых молодых исследователей в области географии и смежных дисциплин.
Анализ школьных и вузовских программ географического
образования
Одной из гипотез настоящего исследования стало предположение о том, что включение в учебные курсы тем, связанных с детьми и молодежью, будет способствовать повышению мотивации к изучению географии. Поэтому школьные и вузовские учебники были проанализированы на предмет наличия в географическом пространстве детей и молодежи.
В основной школе учащиеся изучают следующие курсы географии:
1) Начальный курс физической географии (5—6 класс), в котором рассматриваются такие темы, как "Развитие географических знаний о Земле", "Изображение земной поверхности", "Земля — планета Солнечной системы", "Оболочки Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера, географическая оболочка)".
2) География материков и океанов (7 класс), в которой изучаются темы: "Главные закономерности природы Земли", "Человек на планете Земля", "Многоликая планета (изучение особенностей океанов и материков)".
3) География России (8-9 классы). Основные темы: "Географическое пространство России", "Природа России", "Население России", "Хозяйство России", "Районы России".
Для рассмотрения были взяты учебные программы по географии для основной школы (5-9 классы) линии УМК "Сферы" издательства "Просвещение" (авторы В. П. Дронов и Л. Е. Савельева) [2].
На ступени среднего общего образования (10-11 классы) изучение географии предусматривает два уровня: базовый и углубленный. Для анализа этой ступени были взяты авторские программы В. П. Максаковского и В. Н. Холиной [9; 15].
На ступени основного общего образования в курсах географии сведения о детстве, детях, представлены в основном в темах, раскрывающих вопросы социальной географии "Человек на планете Земля" (7 класс) и "Население России" (8 класс). В данных темах информация в основном представлена в виде статистических данных при изучении особенностей естественного движения населения и возрастного состава населения. Более разнообразно изучаются данные вопросы в 9 классе, где рассматриваются такие понятия, как качество населения, качество жизни, индекс человеческого развития, трудовые ресурсы, экономически активное население, доступность образования, доступность рабочих мест. Здесь у школьников появляется возможность соотнести свои образовательные запросы и планы с уровнем жизни населения в своем регионе. Некоторые статистические данные о численности и естественном движении населения приводятся и в темах, посвященных изучению отдельных стран. В теме "Глобальные проблемы человечества" рассматривается качество жизни человека, в т. ч. детей в различных регионах мира.
В 8 классе в теме "Природно-хозяйственные зоны" изучаются природ-но-хозяйственные зоны России (арктические пустыни, тундра, лесотундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, лесостепь, степь, полупустыни и пустыни умеренного пояса). При изучении каждой из природно-хозяйствен-ных зон предусмотрено время на знакомство с особенностями жизни населения в условиях данной зоны: численность, плотность, показатели естественного и миграционного прироста, возрастной состав, продолжительность жизни. В 9 классе в теме "Районы России" изучается 9 комплексных географических районов России: Европейский Север, Европейский Северо-Запад, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток. При этом из 32 часов девять уроков посвящены изучению населения каждого из регионов, где раскрываются особенности насе-
ления данного района: численность, плотность, показатели естественного и миграционного прироста, возрастной состав, продолжительность жизни.
К сожалению, в данных темах доминирует статистическая информация, которая не всегда позволяет составить полную характеристику особенностей жизни детей в том или ином регионах мира. Однако авторами программы продуманы практические работы и задания, носящие личностно значимый характер. Например, в теме "Часовые зоны" предлагается соотнести, виды занятий детей, живущих в разных частях России, в одно и то же время. В 8 классе школьникам предлагается дискуссия о мерах демографической политики России и т.д.
При изучении географии на ступени среднего общего образования на базовом уровне, отдельным блоком в теме "Население мира" рассматриваются важнейшие вопросы социальной географии:
♦ статистические показатели рождаемости, смертности, естественного прироста в странах и регионах мира и их динамика;
♦ причины, влияющие на рождаемость, смертность, естественный прирост;
♦ распределение населения стран мира по возрастам. Доля людей моложе 15 лет.
Данные вопросы напрямую касаются детского населения стран, т. к. устанавливается взаимосвязь между количественным показателем численности детей и типом воспроизводства населения. Кроме этого, вопросы населения (в т. ч. детского) рассматриваются в разделе "Региональная характеристика мира", в котором при изучении отдельных социально-экономических регионов мира дается характеристика населения, говорится о качестве жизни населения.
При изучении географии в 10—11 классе на углубленном уровне вопросы социальной географии вынесены в отдельную тему "Население и культура", в которой помимо основных понятий и статистических данных рассматриваются методы демографических исследований, большое внимание уделяется изучению возрастного состава регионов мира. Косвенно вопросы детства затрагиваются в темах "Политическая карта мира", "Богатство и бедность стран", "Урбанизация", "Региональное и социальное неравенство", где большое внимание уделяется изучению качества населения регионов мира, деятельности международных организаций, защищающих интересы детей и др.
Таким образом, можно заметить, что ни один курс школьной географии не рассматривает тему географии детства в полной мере. Данные вопросы "размыты" в темах, освещающих проблемы социальной географии, где в основном речь идет о населении в целом. Однако в каждом курсе школьной географии есть возможности рассматривать вопросы детства, детей через проведение практических занятий, использование проектных технологий, составление практико-ориентированных заданий с опорой на личный опыт учащихся.
Для анализа вузовских программ географической подготовки были отобраны следующие российские университеты: Московский государственный университет им. Ломоносова, Санкт-Петербургский государственный университет, Российский государственный педагогический университет им. Герцена, Воронежский государственный университет, Томский государственный университет. Исследовалась информация, размещенная на официальных сайтах вузов и их географических факультетах/институтах. В качестве ключевых позиций исследовательского поиска были выделены — название бакалаврских профилей и магистерских программ, учебные планы направления подготовки 05.03.00 и 05.04.00, рабочие планы учебных дисциплин. Данные позиции позволяли определить, в какие модули и циклы учебной подготовки могла бы вписаться география детства и молодежи.
Были выделены магистерские программы СПбГУ "Геоурбанистика", РПГУ им. Герцена "Природопользование и территориальная организация общества", "Геоэкология природной, антропогенной и социокультурной среды", "Образовательный туризм" и профиль подготовки бакалавров "Экономическая и социальная география", который реализуется почти всеми рассматриваемыми вузами.
Отдельно на сайтах осуществлялся поиск информации, направленной на популяризацию географических знаний среди школьников. Стоит отметить, что сайты высших образовательных учреждений ориентированы, главным образом, на абитуриентов и студентов. Первая группа потребителей может найти информацию о поступлении. Для студентов разных уровней подготовки размещена информация об организационных моментах обучения (расписание, практики и т.д.).
Изучение сайтов географических факультетов/институтов обнаружило две проблемы. Первая проблема — проблема скрытости образовательных ресурсов. На большинстве сайтов найти учебные планы у нас не получилось, хотя по требованиям, которые предъявляются вузам, они должны быть там представлены. Вторая проблема (особенность) сайтов — их ориентация на поступление, а не на популяризацию географии и географического образования.
При подготовке студентов географических специальностей в зависимости от направления для изучения предлагается несколько дисциплин, затрагивающих вопросы населения, — это география населения, экономическая и социальная география России, экономическая и социальная география мира, экономическая и социальная география зарубежных стран. В этом прослеживается преемственность школьного и вузовского образования.
Для анализа обратимся к следующим учебным пособиям и учебникам для вузов: Максаковский В. П. Географическая картина мира. Кн. I: Общая характеристика мира [9]; Максаковский В. П. Географическая картина мира. Кн. II: Региональная характеристика мира [8]; Исаченко А. Г. Теория и методология географической науки: Учеб. для студ. Вузов [4]. В таблице 1 представлены результаты анализа этих трех учебников.
Таблица 1
Информация о детстве (детях) в учебниках и пособиях для вузов
№ № п/п Проблема/ вопрос Максаковский Владимир Павлович, Географическая картина мира. Пособие для вузов Кн. I: Общая характеристика мира. Глобальные проблемы человечества [9] Максаковский Владимир Павлович, Географическая картина мира. Пособие для вузов Кн. II: Региональная характеристика мира [8] Исаченко Анатолий Григорьевич, Теория и методология географической науки [4]
1 Дети в структуре населения Раскрываются вопросы географии населения. Приведены статистические данные естественного движения населения, динамика численности населения, подробно описан возрастной состав населения, особенности демографических процессов, демографической политики. Отдельно автор дает прогноз изменения численности населения Земли (будущее демографического взрыва) Дается характеристика населения (в том числе детского), приводятся статистические данные в различных регионах мира Приводятся статистические данные динамики численности населения мира в XX-XXI веке, устанавливается связь между ростом численности населения Земли и глобальными проблемами человечества, в т.ч. демографической
2 Качество жизни детей Рассматривается, качество жизни человека, в т.ч. детей в различных регионах мира, как на них влияют глобальные проблемы. Говорится о качестве жизни населения, в том числе и детского, в различных регионах мира. Данные отсутствуют
Источник: составлено авторами.
Таким образом, вузовские пособия и учебники географии (так же, как и учебники школьного курса) не содержат отдельных глав, разделов, которые были бы посвящены детству (детям). Информация о детях и молодежи, как правило, представлена в теме "География населения", где приводятся статистические данные естественного движения населения, структура возрастного состава и особенности демографической политики стран/регионов. При изучении США отдельно выделен параграф "География науки", в котором имеются сведения о крупнейших университетах США
География детства и школьные уроки географии
По результатам групповых дискуссий со студентами 4 курса, обучающимися на географических специальностях в Московском педагогическом государственном университете, и фокус-группы со студентами 1 курса, обучающимися в Российском университете дружбы народов, эмпирические данные были объединены в следующие блоки: "география детства — это.", "значение географии детства для взрослого и для ребенка", "темы по географии детства в школьных программах".
Ответы первого блока позволяют обозначить два основных подхода к пониманию географии детства. Первый связан с преподаванием географии в школе, повышением мотивации школьников к получению географических знаний. Второй — с миром детства, его картированием, вписанностью мира детства в мир взрослых.
География детства — это..:
— "исследование, направленное на повышение интереса у детей к предмету география";
— "изучение потребности детей в географических знаниях";
— "процесс познания своего происхождения, окружающей местности (родины, места, где ты провел детство)";
— "мир, окружающий ребенка, который он познает каждый день; мир, в котором он должен ориентироваться, существовать и развиваться";
— "комплекс знаний об окружающем мире, который получают дети в раннем возрасте, и это способствует развитию в ребенке любопытства";
— "адаптированное для детей изучение окружающего мира";
— "для каждой страны география детства должна быть своя, основанная на особенностях страны (менталитет, природные условия, географическое положение)";
— "география детства не имеет отношения к географии, это путь становления, развития ребенка".
Значение географии детства для взрослого и для ребенка несет разные смыслы. В первом приближении, география детства помогает ребенку развиваться, а взрослый способствует этому развитию, направляет и координирует действия ребенка. Если же двигаться дальше, то география детства дает возможность для "преодоления разрывов детского и взрослого миров"[11], помогает детям и взрослым понять друг друга, выработать общий язык в географическом пространстве:
— "ребенку — для расширения кругозора, взрослому — в качестве предмета исследования";
— "ребенку — для саморазвития. Каждый человек должен знать свои корни. Все эти знания закладываются в детстве и пригодятся для того, чтобы их потом передать будущему поколению".
— "Ребенку нужна для того, чтобы разбираться в местности, не теряться в лесу, с компасом, движухи всякие делать, взрослому — чтобы знать, где отдыхать".
— "Сравнение географической картины мира ребенка и взрослого".
— "Чтобы ребенок и взрослый могли говорить на одном языке".
— "Ребенку — для познания мира, взрослому — чтобы направлять ребенка в его процессе познания мира интересными и разнообразными способами (путешествия, работа с приборами, проведение экспериментов)".
— "Для познания ребенком окружающего мира с помощью собственного опыта".
Интересные ответы были получены на вопрос о том, какие темы, связанные с географией детства, можно было бы добавить в школьные учебники
географии. Помимо тем студенты-участники исследования говорили также о способах работы с материалом на школьных уроках, новых форматах работы, приводили примеры конкретных заданий и пр.:
— "урок, посвященный изучению родных городов детей";
— "география парков, аттракционов (любых других мест, интересных детям)";
— "мультфильмы на географические темы";
— "как проходит детство в других странах мира (например, от рождения до школы, как воспитывают детей, методы, которые используют родители; как дети проводят свободное время в школе)";
— "рубрика "Учимся исследовать" с маленькими географами";
— "нужно менять не темы, а построение урока, урок должен проходить интересно";
— "походы и географические фильмы";
— "больше визуализации";
— "больше творческих и практических работ";
— "вносить только современные и актуальные данные и знания";
— "восприятие мира глазами ребенка";
— "география на бытовом уровне";
— "нарисуй карту/схему того, каким ты видел мир в детстве?";
— "география в моей жизни, география моего двора";
— "в курс 7-го класса — темы, связанные с воспитанием, развитием детей в разных странах, в курс "География России" (8—9 кл.) — аналогичные темы, связанные с воспитанием в России, проблемами воспитания".
Студенты, в особенности студенты из МПГУ, имеющие опыт преподавания в школах, открыли разные смыслы географии детства. Преимущественно эти смыслы группируются вокруг трех тем: "дети и взрослые", "школьные уроки географии" и "особый взгляд на мир ребенка". Темы, связанные с географией детства, интегрированные в школьные и вузовские учебники по географии, могли бы помочь "взглянуть на мир глазами ребенка", сделать школьные уроки географии более интересными, практико-ориентированными.
Заключение
Изучение перспектив географического образования в нашей стране с точки зрения развития нового исследовательского и образовательного направления — география детства (география детей и молодежи) — позволило обозначить ресурсы и риски системы "школа-вуз".
Риски географического образования на сегодняшний день связаны с оторванностью географических знаний от практики, от повседневной жизни детей и молодежи. Также они связаны с устаревшими форматами работы в рамках школьно-урочной системы, сложностью организации занятий вне школы. Вузы слабо ориентированы на популяризацию географических знаний среди населения в целом и среди детской аудитории в частности.
География детства дает ресурс для преемственности географического образования в системе "школа-вуз" через выделение тем, связанных с детьми и молодежью, формирование новых исследовательских/образовательных направлений для школ юного географа, исследовательских лабораторий. Также география детства — это ресурс для междисциплинарной интеграции знаний, в т. ч. через совмещенные уроки в школе (география — обществознание, география — литература и пр.). География детства также может способствовать повышению заинтересованности детей в школьных уроках географии, поскольку предполагает включение тем повседневности детей, тем мест и объектов, интересных детям. На макросоциальном уровне география детства дает ресурс для преобразования картины мира детства, преодоления разрывов между мирами детей и взрослых, формирования отношения общества к детям как к акторам, со-конструкторам социальной реальности.
Анализ школьных и вузовских учебников и учебных пособий по географии показал включение тем, связанных с детьми/детством разных стран, разных народов и т.п. через статистические данные. Эти данные можно разнообразить за счет нового материала, собранного с участием детей (география двора, география детского досуга).
В российской географической науке на данный момент можно констатировать невидимость детей, отсутствие интереса к детям как специфической социально-демографической общности.
Литература
1. Аникина В. П. Актуальные проблемы преподавания географии при переходе на ФГОС // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2017. Т. 30. С. 9-11. [Электронный ресурс]. URL: http://e-koncept.ru/2017/770953.htm. (дата обращения 03.07.2019).
2. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Сферы". 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. П. Дронов, Л. Е. Савельева. М.: Просвещение, 2011. 176 с.
3. ЕГЭ по географии, тестируем россиян. [Электронный ресурс]. URL: https:// wciom. ru/index.php?id=236&uid=2312 (дата обращения 04.07.2019).
4. Исаченко А. Г. Теория и методология географической науки: Учеб. для студ. вузов. М.: Издательский центр "Академия", 2004. 400 с.
5. Камерилова Г. С., Картавых М. А. Информатизация географического образования как ведущий вектор его развития // География в школе 2018. № 5. С. 26-32.
6. Лобжанидзе А. А. Проблемы современного школьного географического образования // География в школе. 2013. № 3. С. 29-36.
7. Максаковский В. П. География. Учебник для общеобразовательных организаций. Базовый уровень. 10-11 классы. М.: Просвещение, 2018. 416 с.
8. Максаковский В. П. Географическая картина мира. Кн. II: Региональная характеристика мира. М.: Дрофа, 2009. 480 с.
9. Максаковский В. П. Географическая картина мира. Кн.1: Общая характеристика мира. М.: Дрофа, 2008. 495 с.
10. Музей Мирового океана. [Электронный ресурс]. URL: http://www.world-ocean. ru/ (дата обращения: 2.07.2019 г\).
11. Перечень поручений Президента В. В. Путина по вопросам популяризации географии от 15 мая 2019. [Электронный ресурс]. URL: http://kremlin.ru/acts/ assignments/orders/60537 (дата обращения 17.08.2019).
12. Русское географическое общество. [Электронный ресурс]. URL: https://www. rgo.ru/ru (дата обращения 17.08.2019).
13. Филипова А. Г. Социальная защита детства в современной России. Монография. СПб.: Астерлин, 2012, 280 с.
14. Филипова А. Г., Ракитина Н. Э., Купряшкина Е. А. Новые исследовательские ориентации в социологии детства // Социологические исследования. 2018. № 3. С. 86-93.
15. Холина В. Н. География. Профильный уровень. 10-11кл. Книга для учителя. М.: Дрофа, 2015. 320 с.
16. Школа юного географа. [Электронный ресурс] URL: http://www.youngeo.ru/ (дата обращения: 2.07.2019 г.).
17. Aitken S. C. Children's geographies: tracing the evolution and involution of a concept // Geographical Review. January 2018. № 108 (1). P. 3-23.
18. Golledge R. G., Smith T. R., Pellegrino J. W., Doherty S., Marshall S. P. A conceptual model and empirical analysis of children's acquisition of spatial knowledge// Journal of Environmentalrsychology. 1985 № 5. P. 125-152.
19. Hart R. Children's experience of place. NY: Irvington Publishers, 1979. 518 p.
20. Katz C., Monk, J. Full circles: geographies of women over the life course. London: Routledge, 1993. 332 р.
21. Katz C. Textures of global changes: eroding ecologies of childhood in New York and Sudan. // Childhood. 1994. № 2. P. 103-110.
22. Skelton T. Geographies of Children: Play, Work, Mobilities and Migration // Geography Compass. 2009. № 3. P. 1430-1448.
23. Skelton T. Geographies of children, young people and families in Asia // Children's Geographies. 2012. Volume 10. Issue 4.. P. 473-479.
24. Skelton T. Young People, Children, Politics and Space: A Decade of Youthful Political Geography Scholarship 2003-13 // Space and Polity. 2013. Volume 17. Issue 1. P. 123-136.
25. Skelton T. Youthful geographies: from Cool Places to hyper-dynamic Asia // Children's Geographies. 2019. Volume 17. Issue 1. P. 24-27.
26. Tuan Y.-F. Humanistic geography // Annals of the Association of American Geographers. 1976. Volume 66. № 2. P. 266.
27. Ward C. The Child in the City. London: Architectural Press, 1978. 221 р.
Транслитерация по ГОСТ 7.79-2000 Система Б
1. Anikina V. P. Aktual'nye problemy prepodavaniya geografii pri perekhode na FGOS // Nauchno-metodicheskij ehlektronnyj zhurnal "Kontsept". 2017. T. 30. S. 9-11. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://e-koncept.ru/2017/770953.htm. (data obrashheniya 03.07.2019).
2. Geografiya. Rabochie programmy. Predmetnaya liniya uchebnikov "Sfery". 5-9 klassy: posobie dlya uchitelej obshheobrazovat. uchrezhdenij / V. P. Dronov, L. E. Sav-el'eva. M.: Prosvesnhenie, 2011. 176 s.
3. EGEH po geografii, testiruem rossiyan. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://wci-om.ru/index.php?id=236&uid=2312 (data obrashheniya 04.07.2019).
4. Isachenko A. G. Teoriya i metodologiya geograficheskoj nauki: Ucheb. dlya stud. vuzov. M.: Izdatel'skij tsentr "Akademiya", 2004. 400 s.
5. Kamerilova G. S., Kartavykh M. A. Informatizatsiya geograficheskogo obra-zovaniya kak vedushhij vektor ego razvitiya // Geografiya v shkole 2018. № 5. S. 26-32.
6. Lobzhanidze A. A. Problemy sovremennogo shkol'nogo geograficheskogo obra-zovaniya // Geografiya v shkole. 2013. № 3. S. 29-36.
7. Maksakovskij V. P. Geografiya. Uchebnik dlya obshheobrazovatel'nykh organi-zatsij. Bazovyj uroven '. 10-11 klassy. M.: Prosveshhenie, 2018. 416 s.
8. Maksakovskij V. P. Geograficheskaya kartina mira. Kn. II: Regional'naya khar-akteristika mira. M.: Drofa, 2009. 480 s.
9. Maksakovskij V. P. Geograficheskaya kartina mira. Kn.I: Obshhaya kharakteris-tika mira. M.: Drofa, 2008. 495 s.
10. Muzej Mirovogo okeana. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://www.world-ocean.ru/ (data obrashheniya: 2.07.2019 g.).
11. Perechen' poruchenij Prezidenta V. V. Putina po voprosam populyarizatsii geografii ot 15 maya 2019. [EHlektronnyj resurs]. URL: http://kremlin.ru/acts/assignments/ orders/60537 (data obrashheniya 17.08.2019).
12. Russkoe geograficheskoe obshhestvo. [EHlektronnyj resurs]. URL: https://www. rgo.ru/ru (data obrashheniya 17.08.2019).
13. Filipova A. G. Sotsial'naya zashhita detstva v sovremennoj Rossii. Monografiya. SPb.: Asterlin, 2012, 280 s.
14. Filipova A. G., Rakitina N. EH., Kupryashkina E. A. Novye issledovatel'skie ori-entatsii v sotsiologii detstva // Sotsiologicheskie issledovaniya. 2018. № 3. S. 86-93.
15. KHolina v. N. Geografiya. Profil'nyj uroven'. 10-11kl. Kniga dlya uchitelya. M.: Drofa, 2015. 320 s.
16. SHkola yunogo geografa. [EHlektronnyj resurs] URL: http://www.youngeo.ru/ (data obrashheniya: 2.07.2019 g.).
17. Aitken S. C. Children s geographies: tracing the evolution and involution of a concept // Geographical Review. January 2018. № 108 (1). P. 3-23.
18. Golledge R. G., Smith T. R., Pellegrino J. W., Doherty S., Marshall S. P. A conceptual model and empirical analysis of children's acquisition of spatial knowledge// Journal of Environmental Psychology. 1985 № 5. P. 125-152.
19. Hart R. Children's experience of place. NY: Irvington Publishers, 1979. 518 p.
20. Katz C., Monk, J. Full circles: geographies of women over the life course. London: Routledge, 1993. 332 r.
21. Katz C. Textures of global changes: eroding ecologies of childhood in New York and Sudan. // Childhood. 1994. № 2. P. 103-110.
22. Skelton T. Geographies of Children: Play, Work, Mobilities and Migration // Geography Compass. 2009. № 3. P. 1430-1448.
23. Skelton T. Geographies of children, young people and families in Asia // Children's Geographies. 2012. Volume 10. Issue ^ 4. P. 473-479.
24. Skelton T. Young People, Children, Politics and Space: A Decade of Youthful Political Geography Scholarship 2003-13 // Space and Polity. 2013. Volume 17. Issue 1. P. 123136.
25. Skelton T. Youthful geographies: from Cool Places to hyper-dynamic Asia // Children's Geographies. 2019. Volume 17. Issue 1. P. 24-27.
26. Tuan Y.-F. Humanistic geography // Annals of the Association of American Geographers. 1976. Volume 66. № 2. P. 266.
27. Ward C. The Child in the City. London: Architectural Press, 1978. 221 r.
Зубова О. Г., Костина Е. Ю., Машкина И. В. География детства - новое исследовательское и образовательное направление в российской географической науке.
В статье представлены результаты эмпирического исследования географии детства как нового исследовательского и образовательного направления в нашей стране. Статья структурирована в соответствии с задачами анализа преемственности географического образования в системе "школа-вуз" и выявления возможностей интеграции географии детства в школьные уроки географии и вузовскую образовательную подготовку. Методами сбора данных стали метод анализа учебных программ (школа, вуз) по географии, школьных и вузовских учебников, серия экспертных интервью, фокус-групп и групповых дискуссий. Изучение перспектив географического образования в нашей стране с точки зрения развития нового исследовательского и образовательного направления — география детства (география детей и молодежи) — позволило обозначить ресурсы и риски в этой области.
Ключевые слова: география, география детства, дети в фокусе географической науки, популяризация географии, география детям
Zubova O. G., Kostina E.YU., Mashkina I. V. Geography of Childhood - a New Research and Educational Direction in Russian Geographical Science.
The article presents the results of empirical research of the geography of childhood as a new research and educational direction in our country. The article is structured in accordance with the tasks of analyzing the continuity of geographical education in the system of "school-university" and identifying opportunities for the integration of geography of childhood in school geography lessons and university education.The methods of data collection were the method of analysis of curricula (school, university) on geography, school and university textbooks, a series of expert interviews, focus groups and group discussions. Studying the prospects of geographical education in our country from the point of view of development of a new research and educational direction - geography of childhood (geography of children and youth) allowed to identify resources and risks in this area.
Key words: geography, geography of childhood, children in the focus of geographical science, popularization of geography, geography of children
Для цитирования: Зубова О. Г., Костина Е. Ю., Машкина И. В. География детства - новое исследовательское и образовательное направление в российской географической науке // Ойкумена. Регионоведческие исследования. 2019. № 3. С. 38-49. DOI: 10.24866/19986785/2019-3/38-49
For citation: Zubova O. G., Kostina E. Yu., Mashkina I. V. Geography of Childhood - a New Research and Educational Direction in Russian Geographical Science // Ojkumena. Regional researches. 2019. № 3. P. 38-49. DOI: 10.24866/1998-6785/2019-3/38-49
♦