Научная статья на тему 'Картографирование образа мира в представлении старшеклассника (на основе анализа текста школьного учебника географии)'

Картографирование образа мира в представлении старшеклассника (на основе анализа текста школьного учебника географии) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
353
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ МИРА / COGNITIVE IMAGE OF THE WORLD / ШКОЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ / SCHOOL GEOGRAPHY / ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ОБРАЗ / GEOGRAPHICAL IMAGE / КАРТОГРАФИЯ / CARTOGRAPHY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Грибок М. В.

При подготовке любых учебно-просветительских, в том числе музейных, проектов важно иметь представление об уже имеющихся знаниях целевой аудитории по соответствующей тематике. В частности, если речь идёт о знаниях в области социально-экономической географии мира, а целевой аудиторией являются учащиеся старших классов школ, в качестве источника информации об осведомлённости аудитории по данной теме может использоваться учебная литература по географии мира для старшеклассников. Частота упоминаний стран, городов и других топонимов в школьных учебниках может быть использована в качестве меры потенциальных знаний школьника о географических объектах, формирующих в его сознании целостный образ мира. В данной статье приводится обзор научных дисциплин и методов, которые используются для исследования образно-географических пространств (т. е. пространств, существующих в представлении людей или социальных групп). Приведены примеры исследований, в которых источником образной информации служат разного рода тексты. Автором проведён контент-анализ текста школьного учебника для 10 класса по экономической географии мира (В.П. Максаковский, 2012). На основе составленной базы данных об упоминаниях топонимов построена карта, наглядно отражающая образ мира, формирующийся в представлении старшеклассника на основе чтения данного учебника. Сделаны выводы о большей и меньшей степени осведомлённости старшеклассников о разных регионах мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAPPING OF THE WORLD IMAGE IN THE MIND OFA HIGH SCHOOL STUDENT (BASED ON THE GEOGRAPHY SCHOOL TEXTBOOK ANALYSIS)

When preparing any training and educational projects, including museum ones, it is important to have information about the existing target audience knowledge of the relevant subjects. In particular, if knowledge in the field of social and economic geography of the world is concerned, and the target audience are high school students, high school world geography textbooks can be used as a source of information about the awareness of the audience on this subject. The frequency of references to countries, cities and other place names in school textbooks can be used as a measure of the potential of student knowledge of geographic objects, forming in his/her mind the complete image of the world. This article provides an overview of the scientific disciplines and methods for studying image-bearing geographical spaces (i.e. spaces that exist in the mind of people or social groups). In particular, the author gives examples of studies in which it is different texts that are sources of cognitive information. The author of the article conducted content analysis of the text of a world economic geography textbook for grade 10 students (V.P. Maksakovsky, 2012 edition). Based on compiled database of references to place names a map was made. This map clearly reflects the world view of a high school student formed upon reading this textbook. At the end of the article the author draws conclusions about greater and lesser awareness among high school students about different regions of the world.

Текст научной работы на тему «Картографирование образа мира в представлении старшеклассника (на основе анализа текста школьного учебника географии)»

УДК 372.891+910.26

КАРТОГРАФИРОВАНИЕ ОБРАЗА МИРА В ПРЕДСТАВЛЕНИИ СТАРШЕКЛАССНИКА (НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ТЕКСТА ШКОЛЬНОГО УЧЕБНИКА ГЕОГРАФИИ)

М.В. Грибок1

При подготовке любых учебно-просветительских, в том числе музейных, проектов важно иметь представление об уже имеющихся знаниях целевой аудитории по соответствующей тематике. В частности, если речь идёт о знаниях в области социально-экономической географии мира, а целевой аудиторией являются учащиеся старших классов школ, в качестве источника информации об осведомлённости аудитории по данной теме может использоваться учебная литература по географии мира для старшеклассников. Частота упоминаний стран, городов и других топонимов в школьных учебниках может быть использована в качестве меры потенциальных знаний школьника о географических объектах, формирующих в его сознании целостный образ мира. В данной статье приводится обзор научных дисциплин и методов, которые используются для исследования образно-географических пространств (т. е. пространств, существующих в представлении людей или социальных групп). Приведены примеры исследований, в которых источником образной информации служат разного рода тексты. Автором проведён контент-анализ текста школьного учебника для 10 класса по экономической географии мира (В.П. Максаковский, 2012). На основе составленной базы данных об упоминаниях топонимов построена карта, наглядно отражающая образ мира, формирующийся в представлении старшеклассника на основе чтения данного учебника. Сделаны выводы о большей и меньшей степени осведомлённости старшеклассников о разных регионах мира.

Ключевые слова: образ мира, школьная география, географический образ, картография.

mapping of the world image in the mind of

a high school student (based on the geography school textbook analysis)

M.V. Gribok, PhD Lomonosov Moscow State University (Faculty of Geography)

When preparing any training and educational projects, including museum ones, it is important to have information about the existing target audience knowledge of the relevant subjects. In particular, if knowledge in the field of social and economic geography of the world is concerned, and the target audience are high school students, high school world geography textbooks can be used as a source of information about the awareness of the audience on this subject. The frequency of references to countries, cities and other place names in school textbooks can be used as a measure of the potential of student knowledge of geographic objects, forming in his/her mind the complete image of the world. This article provides an overview of the scientific disciplines and methods for studying image-bearing geographical spaces (i.e. spaces that exist in the mind of people or social groups).

1 Грибок Марина Владимировна - к.г.н., н.с. научно-исследовательской лаборатории комплексного картографирования географического факультета МГУ, [email protected].

286 Жизнь Земли 39(3) 2017 286-295

In particular, the author gives examples of studies in which it is different texts that are sources of cognitive information. The author of the article conducted content analysis of the text of a world economic geography textbook for grade 10 students (V.P. Maksakovsky, 2012 edition). Based on compiled database of references to place names a map was made. This map clearly reflects the world view of a high school student formed upon reading this textbook. At the end of the article the author draws conclusions about greater and lesser awareness among high school students about different regions of the world.

Keywords: cognitive image of the world, school geography, geographical image, cartography.

Введение. Представления о мире начинают формироваться у ребёнка с первых лет жизни. Сначала он познает непосредственно окружающее его пространство: свою комнату, двор, места прогулок и т.д. Затем посредством общения, чтения книг, просмотра фильмов и телепередач формируется всё более сложный образ мира, состоящий из разномасштабных составляющих. Для взрослых людей, согласно опросам общественного мнения, основным источником новых знаний о мире является телевидение, на втором месте печатная пресса. Также с каждым годом растёт влияние интернета как источника формирования картины мира россиян [9]. Однако в формировании базовых географических знаний, безусловно, важна роль школьного образования.

Целью данного исследования является анализ и моделирование образного пространства мира, представленного в школьной учебной литературе на примере учебника для 10 класса «Экономическая и социальная география мира» В.П. Максаковско-го [7]. 10 класс - заключительный год изучения географии в школе, за время которого формируется основа знаний старшеклассника о социально-экономическом положении стран мира. Изучение школьной географической литературы посредством метода контент-анализа, а также картографического метода, даёт возможность наглядно представить, о характеристиках каких государств имеется наиболее высокая осведомлённость у выпускников школ, а какие, наоборот, являются «белыми пятнами» ментальной картины мира старшеклассника.

Опыт географических исследований образов территорий. Формирование образа (или «картины») мира у человека в основном изучается специалистами по психологии, реже и под другим углом - философами и социологами. В географии также есть ряд направлений, занимающихся изучением представлений людей о территориях.

Вопросы образного познания географического пространства, как предмета особого интереса исследователей-географов, стали прослеживаться ещё со второй половины XIX века в работах представителей французской страноведческой школы географии человека (géographie humaine), основоположником которой был Поль Видаль де ла Блаш. Как отмечал И.А. Витвер, «описание и характеристика пейзажа в работах французской школы географии человека - это фактически прямое выделение и структурирование образов местностей, регионов и стран» [2].

В отечественной географии точкой отсчёта в становлении идей познания образного пространства можно считать вышедшую в 1928 г. книгу В.П. Семёнова-Тян-Шан-ского «Район и страна», где впервые появляются элементы образного метода описания географического пространства: «География есть наука изобразительная, наука зрительных представлений, зрительной памяти» [10].

В зарубежной географии самостоятельное научное направление, занимающееся исследованием понимания человеком окружающего его пространства, появилось в 70-х годах XX века и получило название гуманистическая география [12, 13]. Основная

задача гуманистической географии - описать, как жизненный опыт, знания и эмоциональное состояние человека определяют его поведение в пространстве и понимание им этого пространства. В России термин «гуманистическая география» не прижился, однако идеи и разработки в этой области легли в основу ряда современных направлений образно-географических исследований.

В качестве наименования единой комплексной дисциплины, объединяющей ряд самостоятельных научных направлений по данной проблематике, в отечественной науке появился термин «гуманитарная география».

Гуманитарная география - это совокупность тесно взаимосвязанных направлений географии, изучающих закономерности формирования и развития систем представлений о географическом пространстве (в сознании отдельных людей, социальных, этнокультурных, расовых групп и др.), согласно которым человек организует свою деятельность на конкретной территории [8].

Параллельно развиваются и другие направления, связанные с изучением образов и имиджей территорий. Особая роль изучению образов территорий отведена в поведенческой географии, возникшей еще в 1950-60-х гг. XX века и утверждающей, что пространство является фактором, определяющим специфику поведения людей в тех или иных внешних условиях [3]. Кроме того, системы представлений о географическом пространстве изучаются также в рамках культурной географии, где выдвигается идея о том, что территориальными различиями качественного характера знаний и представлений о географическом пространстве формируется особое «вторичное» геокультурное пространство [6].

Основная трудность в исследованиях образов территорий заключается в том, что образ всегда удалён от «лобовой» характеристики географического объекта и доступен лишь опосредованно. При этом любой новый способ репрезентации (передачи, трансляции) образа трансформирует и сам образ [4].

Важная роль в исследованиях географических образов отведена социологическим методам, подразумевающим проведение и анализ результатов различного рода опросов, в т. ч. опросов экспертов, с целью выявления и обобщения индивидуальных или коллективных представлений об исследуемых территориях. Помимо результатов опросов для исследований образов территорий могут быть использованы текстовые источники (архивы СМИ, произведения литературы, фольклор, школьные и вузовские курсы, содержание интернет-сайтов и т. д.), реже - видео (кинофильмы, рекламные ролики и пр.) и графические материалы (фотографии, рисунки, картины). В случае исследования текстовых источников, как отмечает Н.Ю. Замятина, «географический образ представляется как некая заведомо репрезентированная субстанция, «содержащаяся» не в голове, но в тексте (текстах). Но это не содержание текста - скорее, «стоящая за текстом» совокупность представлений, делающая возможным содержание» [4].

При исследовании текстовых источников, исполняющих роль носителя образа территории, полезно применение математико-статистических методов, позволяющих проводить анализ частоты упоминаний ключевых слов или других параметров текста, а также расчёт на основе полученных статистических данных различных индексов, выявление закономерностей и т. д.

Картографические методы предполагают исследование географических образов посредством составления карт или иных геоизображений (картоидов, анаморфоз), как наглядной интерпретации, отражающей особенности восприятия пространства отдельными людьми или социальными группами. 288

Моделирование образов территорий. Одним из основных носителей географического образа в сознании человека является мысленная карта (mental map, cognitive map) [1]. Данное понятие было впервые введено Е.С. Толманом в 1948 г. [15]. А.М. Бер-лянт определяет понятие «мысленная карта» как идеальный образ местности (объекта), сформировавшийся в представлении отдельного человека или группы лиц. Также получил распространение термин «познавательные карты», подчёркивающий, что мысленный образ территории создаётся в процессе познания действительности. Предполагается, что изучение мысленных (познавательных) карт способно дать ответы на вопросы о том, как у людей формируются пространственные представления о местности, насколько устойчивы эти представления, как велики «искажения» у тех или иных лиц или групп лиц, в какой мере мысленные карты определяют поведение людей по отношению к окружающей среде [1].

Исследования мысленных карт, т. е. карт, существующих лишь в голове человека, обычно реализуются экспериментально, посредством сравнения с настоящими, реальными картографическими изображениями или снимками местности. В основном применяются два способа. В первом группам испытуемых предлагается оценить какую-либо сравнительно простую пространственную ситуацию, например, расстояние между заданными объектами, площадь хорошо известной территории, определить направление маршрутов, положение населенных пунктов в той или иной части страны и т. п., а затем полученные данные сравниваются с результатами точных картометрических определений [1].

Другой способ предполагает наглядную интерпретацию представлений человека об окружающем пространстве в графической форме - в виде карты или схематичного рисунка, который в научной литературе также обозначается термином mental map («мысленная карта» или «ментальная карта»). Б.Б. Серапинас [11] подчёркивает целесообразность развести и обобщить эти понятия, представив мысленную карту разновидностью только мысленных геообразов, а ментальную карту - разновидностью ментальных геоизображений, под которыми понимается иконическое отображение на плоскости (бумаге, экране) познавательных или эмоциональных представлений об окружающем пространстве отдельных лиц или их групп.

Ментальные карты, составленные посредством изучения текстовых источников, в научной литературе встречаются нечасто. В качестве примера можно привести работу Джона О'Лоулина и Ричарда Гранта [14], методом контент-анализа исследовавших 42 выступления президентов США за период с 1946 по 1987 гг. По данным о количестве упоминаний стран составлены карты, отражающие динамику внешнеполитических интересов и «акцентов» международных связей (рис. 1). Карты демонстрируют существенные различия в географии речей американских президентов, причем как в пространственном отношении, так и в количественном. По ним можно судить об особенностях международной деятельности президентов, а также, опосредованно, о приоритетности внешней или внутренней политики государства.

Другой пример - набор карт географического пространства в творчестве русских поэтов XVIII - начала XX вв., составленных О.А. Лавреновой [6]. Согласно методике исследования, из поэтических произведений выписывались употребляемые в них топонимы и контекст их упоминания, а также поэтические описания. Для каждого автора составлялись частотные словари топонимов (в пределах рассматриваемого объема избранных произведений). На основе выявленных количественных показателей и составлялись карты отражённого в поэзии геокультурного пространства (рис. 2). Густота

Рис 1. Упоминания стран мира в речах президентов США Дж. Картера и Р. Рейгана [14].

штриховки, размер пунсонов городов и толщина линий рек показаны пропорционально количеству упоминаний в выбранном ряде произведений соответствующего автора. Таким образом, на картах представлен только количественный аспект - частота упоминаний географических объектов в поэтических произведениях разных авторов. Картографическая интерпретация такого рода целесообразна, т. к. именно количественный показатель отражает степень значимости географического объекта в системе пространственных представлений [6].

Моделирование образа мира в представлении старшеклассника. География -один из основных школьных предметов, формирующих у учащихся комплексное представление о мире. Она знакомит школьников с территориальным подходом как особым методом научного познания, а также как инструментом воздействия на природные и социально-экономические процессы [5]. Курс «Экономическая география мира» завершает базовую общеобразовательную программу по географии, аккумулируя знания, полученные в предыдущие годы: физическую географию мира, физическую и экономическую географию России и ближнего зарубежья.

Рис. 2. Образное пространство России в поэзии Есенина [6].

Для анализа частоты упоминаний географических названий в учебнике «Экономическая география мира» [7] была составлена база данных по упоминаниям всех топонимов в данном источнике. Всего на 372 страницы учебника (без учёта подписей к рисункам и блоков самоконтроля) приходится более 4700 упоминаний топонимов. Около 2500 из них - это названия государств. Всего в учебнике упоминаются 155 стран мира. 10 наиболее часто упоминаемых стран представлены в табл. 1. На эти страны приходится более половины всех упоминаний государств.

Таблица 1. Наиболее часто упоминаемые страны в учебнике «Экономическая география мира» [7].

Страна Число упоминаний

США 317

Китай 178

Япония 155

Индия 148

Германия 134

Россия 127

Канада 106

Франция 90

Великобритания 74

Австралия 70

Как мы видим, с большим отрывом по частоте упоминаний лидируют США. С Соединёнными Штатами постоянно идут сравнения других государств практически по всем показателям, которые описаны в учебнике. США - мировой лидер по объёму ВВП и в тройке лидеров по населению. Другие страны в десятке самых упоминаемых также среди мировых лидеров по объёму ВВП.

Рассмотрим также список 10 наиболее упоминаемых городов (табл. 2).

Таблица 2. Наиболее часто упоминаемые города в учебнике «Экономическая география мира» [7].

Город Число упоминаний

Нью-Йорк 35

Лондон 26

Москва 25

Париж 23

Токио 15

Вашингтон 15

Лос-Анджелес 13

Рио-де-Жанейро 11

Чикаго 10

Рим 9

Упоминаемость городов, в отличие от стран, не коррелирует ни с объёмом доходов, ни с численностью населения. В десятке самых упоминаемых представлены мировые финансовые, транспортные и культурные центры - города, о которых старшеклассник не может не знать хотя бы отдалённо. Курс географии зарубежного мира дополняет эти знания, наполняет их новой качественной и количественной информацией, ассоциациями, сравнениями.

Для наглядного представления общей картины по количеству упоминаний стран и городов, а значит и визуальной интерпретации представлений старшеклассника о географии мира, транслируемых через текст учебника, автором построена карта (рис. 3). Способом количественного фона на ней показана частота упоминания стран (число упоминаний на 100 страниц), а при помощи пунсонов разного размера показаны города с наибольшим количеством упоминаний.

Можно выделить несколько групп стран, наиболее подробно описанных в учебнике. Это Северная Америка (США и Канада), Азиатские страны-гиганты (Китай, Индия, Япония), страны Европы. Отдельно отметим Россию, которая часто упоминается с целью сравнения с другими странами, несмотря на то, что учебник посвящён странам дальнего зарубежья.

Менее подробно представлены такие регионы мира как Латинская Америка, Ближний Восток, Юго-Восточная Азия, Австралия и Океания. Среди стран Африки подробно описана фактически только ЮАР, остальные государства на карте показаны в виде большого ареала пониженной осведомлённости школьников.

Выводы. Контент-анализ упоминаний слов в тексте - эффективный инструмент для проведения исследований образных географических пространств. Он может быть

Упомннасмость городов (число упоминаний)

О более 20

О 10-20

О 5-9

Упомннасмость стран

(число упоминаний на 100 страниц учебника)

| более 25,0 Щ 6,1-25.0 □ 2,6-6,0 1,1-2,5 1,0 и менее не упоминаются

■е-3

ы ю и>

Рис. 3. Частота упоминаний названий стран и городов в учебнике [7].

использован для анализа разнообразных текстов, являющихся носителями образов территорий для определённых социальных и культурных групп. Это могут быть литературные тексты, материалы СМИ, интернет-ресурсы, а также учебная литература.

Результатом проведённого анализа является база данных об упоминаниях названий стран, городов и других топонимов в выбранном для примера учебнике за 10 класс по экономической географии мира. Выделены наиболее часто упоминаемые группы стран и городов, а также регионы, которым уделено меньшее внимание.

Также результатом исследования стала карта мира, являющаяся наглядной визуальной интерпретацией образа мира в представлении старшеклассника. Картографические методы в исследованиях представлений о территориях пока ещё используются незаслуженно редко, тогда как карта может являться не только результатом моделирования, но также и инструментом для дальнейшего визуального анализа.

В дальнейшем планируется продолжить исследования по данной тематике в следующих направлениях:

1. Сравнение образов мира в разных типах учебной географической литературы (разных авторов, разных программ обучения, разной аудитории учащихся), в т. ч. сравнение российских и зарубежных учебников.

2. Более обширное внедрение ГИС-технологий при работе с данными, полученными по результатам контент-анализа; расширение возможностей геопространственного анализа и визуализации.

Результаты подобных исследований могут использоваться для разработки концепций новых учебных или просветительских проектов. Например, при выборе стран или городов в качестве «эталонов», с которыми можно наглядно проводить сравнения.

Методика данного исследования может быть использована в различных отраслях, занимающихся исследованием образов территорий. Карты, а в дальнейшем и ГИС-тех-нологии, - удобные, наглядные и многофункциональные аналитические инструменты, которые необходимо внедрять в эти научные области и использовать в музейной практике.

ЛИТЕРАТУРА

1. Берлянт А.М. Геоиконика. М.: Астрея, 1996. 208 с.

2. Витвер И.А. Французская школа географии человека // Витвер И.А. Избранные сочинения. М.: Изд-во Моск. ун-та , 1998. С. 513-546.

3. Голд Д. Основы поведенческой географии. М.: Прогресс, 1990. 302 с.

4. Замятина Н.Ю. Когнитивные пространственные сочетания как предмет географических исследований // Известия РАН. Сер. геогр. 2002. №5. С. 32-37.

5. Казанцев И.В. Школьный курс географии: неутешительные итоги реформ // Структурно-функциональная организация и динамика растительного покрова. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, посвящённой 80-летию со дня рождения д.б.н., проф. В.И. Матвеева. Самара, 2015. С. 263-266.

6. Лавренова О.А. Географическое пространство в русской поэзии XVIII - начала XX вв. М.: Институт Наследия, 1998. 128 с.

7. Максаковский В.П. География. Экономическая и социальная география мира: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2012. 397 с.

8. Митин И.И, Замятина Н.Ю. Гуманитарная география [Материалы к словарю по гуманитарной географии] // Гуманитарная география: Научный и культурно-просветительский альманах. Вып. 4. М.: Институт Наследия, 2007. С. 282-288.

9. Опрос населения от 12.05.2017: Какими источниками информации люди пользуются, и каким - доверяют? // Фонд «Общественное мнение» (http://fom.ru/SMI-i-internet/13323).

10. Семёнов-Тян-Шанский В.П. Район и страна. М. -Л.: Госиздат, 1928. 311 с.

11. Серапинас Б.Б. Мысленные геообразы и ментальные геоизображения // Вестник Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2007. № 1. С. 8-12.

12. Hall R. Teaching humanistic geography // Australian geographer. 1978. Vol. 14, No 1. P. 7-14.

13. Humanistic geography: Prospects & problems / Ed. by D. Ley & M.S. Samuels. LondonChicago: Croom Helm; Maaroufa Press, 1978. 337 p.

14. O'Loughlin J., GrantR. The Political Geography of Presidential Speeches, 1946-1987 // Annals of the Association of American Geographers. 1990. V. 80 (4). P. 504-530.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Tolman E.C. Cognitive Maps in Rats and Men // Psychological Rev. 1948. Р. 189-208.

REFERENCES

1. Berlyant A.M. Geoikonics. 208 p. (Moscow: Astreya, 1996) (in Russian).

2. Vitver I.A. French school of human geography. Izbrannye sochineniya. P. 513-546 (Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo universiteta, 1998) (in Russian).

3. Gold D. Foundations of behavioral geography. 302 p. (Moscow: Progress, 1990) (in Russian).

4. Zamyatina N.Yu. Cognitive spatial combinations as an object of geographical research. Izvestiya RAN. Ser. geogr. 5, 32-37 (2002) (in Russian).

5. Kazancev I.V. School course of geography: the disappointing results of reforms. Structural-functional organization and dynamics of vegetation. Proceedings of the II all-Russian scientific-practical conference, dedicated to the 80th anniversary of the birthday of Prof. V.I. Matveev P. 263-266 (Samara, 2015) (in Russian).

6. Lavrenova O.A Geographical space in the Russian poetry of XVIII - early XX century. Moscow. Institut Naslediya, 1998. 128 p. (in Russian).

7. Maksakovskiy V.P. Geography. Economic and social geography of the world. Textbook for 10th grade of secondary school. 20th ed. 397 p. (Moscow: Prosveshchenie, 2012) (in Russian).

8. Mitin I.I, Zamyatina N.YU. Humanitarian geography [materials for the dictionary of human geography] // Gumanitarnaya geografiya: Nauchnyy i kul'turno-prosvetitel'skiy al'manah. 4, 282-288 (Moscow: Institut Naslediya, 2007) (in Russian).

9. Population survey from 12.05.2017: What sources of information people use and trust? Fond «Obshchestvennoe mnenie» (http://fom.ru/SMI-i-internet/13323) (in Russian).

10. Semenov-Tyan-Shanskiy V.P. District and the country. 311 p. (Moscow-Leningrad: Gosizdat, 1928) (in Russian).

11. Serapinas B.B. Mental geo-images and mental geo-imagery. Vestnik Mosk. un-ta. Ser. 5. Geografiya. № 1, 8-12 (2007) (in Russian).

12. Hall R. Teaching humanistic geography. Australian geographer. 14 (1), 7-14 (1978).

13. Humanistic geography: Prospects & problems / Ed. by D. Ley & M.S. Samuels. 337 p. (LondonChicago: Croom Helm; Maaroufa Press, 1978).

14. O'Loughlin J., Grant R. The Political Geography of Presidential Speeches, 1946-1987. Annals of the Association of American Geographers. 80 (4), 504-530 (1990).

15. Tolman E.C. Cognitive Maps in Rats and Men. Psychological Rev. Р. 189-208 (1948).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.