Научная статья на тему 'Консолидация профессионального сообщества учителей географии как инновационный вектор развития географического образования в Нижегородском регионе'

Консолидация профессионального сообщества учителей географии как инновационный вектор развития географического образования в Нижегородском регионе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
239
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ГЕОГРАФИЯ / ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КОНСОЛИДАЦИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО / АССОЦИАЦИЯ УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ / РУССКОЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО / ПРОБЛЕМЫ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОДЕРНИЗАЦИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соткина Светлана Александровна, Кривдина Ирина Юрьевна, Бургасова Наталья Евгеньевна

В статье раскрывается роль географического образования на современном этапе, исследуются его основные проблемы. Выявлены причины недооценки географии как учебного предмета и как науки. Подчеркивается роль Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество», активная деятельность которой направлена на возрождение географического образования на всех уровнях. На основе анализа деятельности профессиональных сообществ учителей географии в регионах России, делается вывод о необходимости создания Ассоциации учителей географии Нижегородской области. Целью Ассоциации является консолидация сил учителей географии для повышения престижа педагогической профессии, повышения профессиональной квалификации, углубления межрегиональных и международных связей, повышения уровня географического образования учащихся в направлении его гуманизации, гуманитаризации, воспитания молодежи в духе приоритета общечеловеческих ценностей, патриотизма и гражданственности. Деятельность Ассоциации направлена на повышение статуса и качества географического образования в Нижегородском регионе. Раскрываются основные направления ее деятельности как образовательно-информационное, научно-методическое и научно-исследовательское.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соткина Светлана Александровна, Кривдина Ирина Юрьевна, Бургасова Наталья Евгеньевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSOLIDATION OF THE PROFESSIONAL COMMUNITY OF TEACHERS OF GEOGRAPHY AS AN INNOVATIVE VECTOR OF GEOGRAPHIC EDUCATION IN THE NIZHNY NOVGOROD REGION

The article explores the role of geographical education at the present stage, it examines the main problems. The causes underestimation of geography as a school subject and as a science. The role of the All-Russian public organization "Russian geographical society", activity which is aimed at the revival of geographical education at all levels. On the basis of analysis of the professional associations of teachers of geography in the regions of Russia, the conclusion about the need for the Association of Geography Teachers Nizhny Novgorod region. The purpose of the Association is to consolidate the forces of geography teachers to enhance the prestige of the teaching profession, professional development and deepening of inter-regional and international relations, improve geographic education of students in the direction of its humanization, humanization, education of youth in the spirit of the priority of human values, patriotism and citizenship. The Association aims to raise the status and quality of geography education in the Nizhny Novgorod region. Disclosed are the main directions of its activities as an educational and informational, scientific and methodological and research.

Текст научной работы на тему «Консолидация профессионального сообщества учителей географии как инновационный вектор развития географического образования в Нижегородском регионе»

УДК 91

С.А.СОТКИНА1, И.Ю. КРИВДИНА1, Н.Е.БУРГАСОВА2

'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация

2Московский институт открытого образования, Москва, Российская Федерация

КОНСОЛИДАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА УЧИТЕЛЕЙ ГЕОГРАФИИ КАК ИННОВАЦИОННЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НИЖЕГОРОДСКОМ РЕГИОНЕ

Аннотация. В статье раскрывается роль географического образования на современном этапе, исследуются его основные проблемы. Выявлены причины недооценки географии как учебного предмета и как науки. Подчеркивается роль Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество», активная деятельность которой направлена на возрождение географического образования на всех уровнях. На основе анализа деятельности профессиональных сообществ учителей географии в регионах России, делается вывод о необходимости создания Ассоциации учителей географии Нижегородской области. Целью Ассоциации является консолидация сил учителей географии для повышения престижа педагогической профессии, повышения профессиональной квалификации, углубления межрегиональных и международных связей, повышения уровня географического образования учащихся в направлении его гуманизации, гуманитаризации, воспитания молодежи в духе приоритета общечеловеческих ценностей, патриотизма и гражданственности. Деятельность Ассоциации направлена на повышение статуса и качества географического образования в Нижегородском регионе. Раскрываются основные направления ее деятельности как образовательно-информационное, научно-методическое и научно-исследовательское.

Ключевые слова: образование, география, географическое образование, консолидация, профессиональное сообщество, ассоциация учителей географии, русское географическое общество, проблемы географического образования, модернизация географического образования

S.A. SOTKINA1, I.Y. KRIVDINA1, N.E. BURGASOVA2

'Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation 2Moscow Institute of open education, Moscow, Russian Federation

CONSOLIDATION OF THE PROFESSIONAL COMMUNITY OF TEACHERS OF GEOGRAPHY AS AN INNOVATIVE VECTOR OF GEOGRAPHIC EDUCATION IN THE NIZHNY NOVGOROD REGION

Abstract. The article explores the role of geographical education at the present stage, it examines the main problems. The causes underestimation of geography as a school subject and as a science. The role of the All-Russian public organization "Russian geographical society", activity which is aimed at the revival of geographical education at all levels. On the basis of analysis of the professional associations of teachers of geography in the regions of Russia, the conclusion about the need for the Association of Geography Teachers Nizhny Novgorod region. The purpose of the Association is to consolidate the forces of geography teachers to enhance the prestige of the teaching profession, professional development and deepening of inter-regional and international relations, improve geographic education of students in the direction of its humanization, humanization, education of youth in the spirit of the priority of human values, patriotism and citizenship. The Association aims to raise the status and quality of geography education in the

Nizhny Novgorod region. Disclosed are the main directions of its activities as an educational and informational, scientific and methodological and research.

Keywords: education, geography, geographic education, consolidation, professional society, the association of teachers of geography, Russian geographical society, the problems of geographical education, geographical education modernization

Оценивая роль географии и географического образования в современном обществе, отечественные и зарубежные ученые географы подчеркивают, что все предметы важны, но базовое образование должно строиться на «трёх китах» - литературе, отечественной истории и географии. Только при таком комплексном подходе к образованию возможно формирование гуманистического мировоззрения, воспитания патриотизма и гражданственности, умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире.

Академик В.П. Максаковский отмечал, что география - единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей [13]. Уникальность и исключительность географии среди прочих наук объясняется следующими специфическими особенностями:

Во-первых, именно география, дает возможность формирования целостного представления об окружающем нас мире, о природных регионах, об экономическом и социальном устройстве.

Во-вторых, исключительно география позволяет учащимся связать воедино бесчисленное множество фрагментов знания о мире, получить целостное представление, т.к. осуществляет взаимосвязь естественных и общественных наук, в том числе в контексте экологической проблематики и идей устойчивого развития [7,20].

В-третьих, система географических знаний и умений позволяет подрастающему молодому поколению ориентироваться в быстроизменяющемся мире в различных жизненных ситуациях, способствует поддержанию качества окружающей среды [14].

Но, к сожалению, мы констатируем тот факт, что реальное положение географии в России далеко не соответствует значению этого предмета. Такую ее недооценку академик В.П. Максаковский объяснил тремя главными причинами:

1. Дилетантское представление о географии как о науке прошлого. Современная география давно уже не является только описательной, это комплекс фундаментальных географических наук, которые занимаются исследованием, нахождением географических законов и прогнозированием. Она основана на современных спутниковых, геоинформационных системах, системах зондировании Земли, методах анализа в природной и социальной сферах.

2. Двойственность положения географии в системе наук, находящейся на стыке естественных и общественных наук и попытки потеснить географию.

3. Менталитет значительной части современной молодежи, ее ярко выраженный прагматизм исключает географию из списка «нужных» предметов [14].

Результатом недооценки географии как школьного предмета стала массовая географическая малограмотность и даже безграмотность. Некоторые зарубежные страны, такие как Великобритания, Франция, США, на современном этапе осознали значимость географии и географического образования и включают в десятку важнейших предметов. ЮНЕСКО давно назвала географию в числе пяти важнейших предметов общего образования, наряду с историей, философией, иностранными языками и психологией.

Сегодня и в России идет переосмысление роли географии как науки и учебной дисциплины. Происходит это во многом благодаря активной деятельности Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество», которое заявляет о проблемах географического образования как школьного, так и вузовского на самом высоком

уровне[10]. Это подтверждается выступлениями президента РФ В.В. Путина, который отметил, что «география может и должна стать одним из самых увлекательных школьных предметов»и подчеркнул необходимость разработки единого географического стандарта с последующим созданием линейки новых учебников по географии»

Решение сложившейся ситуации возможно объединением усилий профессионального сообщества педагогических вузов и средних образовательных учреждений. Консолидация профессионального сообщества возможна через создание ассоциации учителей географии.

В Нижегородском регионе Ассоциация учителей географии Нижегородской области, создана при УМО по педагогическому образованию Мининского университета, при поддержке Министерства образования Нижегородской области и Нижегородского регионального отделения РГО, целью которой является объединение учителей-географов, преподавателей НГПУ им. К. Минина, Нижегородского института развития образования. Деятельность Ассоциации направлена на решение современных задач, таких как возвращение географии статуса важнейшего учебного предмета, консолидация географического педагогического сообщества для решения современных проблем географического образования, формирование географической культуры у подрастающего поколения и повышение профессионального мастерства школьных педагогов через сетевое межрегиональное взаимодействие.

Сегодня Ассоциация учителей географии Нижегородской области уже начала активную деятельность и является инновационной площадкой для развития географического образования в Нижегородском регионе.

Идея создания Ассоциации возникла давно и одним из главных ориентиров в этом послужила Российская ассоциация учителей географии (РАУГ), созданная в 1995 году, по инициативе учителей географии, методистов и видных ученых-географов, работа которой направлена на повышение профессионального уровня учителей географии, обмен опытом между педагогами. Председатель Российской ассоциации учителей географии доктор педагогических наук, профессор А. А. Лобжанидзе заявил о необходимости создания региональных отделений ассоциации учителей географии и трансляции положительного опыта взаимодействия и сотрудничества профессионального географического педагогического сообщества. Сегодня такие ассоциации работают уже более чем в 30 регионах России (Московская, Санкт-Петербургская, Липецкая, Чувашская, Екатеринбургская, Амурская, Вологодская, Новосибирская, Саратовская, Калужская ассоциации и др.).

В настоящее время российское профессиональное сообщество педагогов, географов отмечает ряд негативных изменений в системе географического образования, и в этом отношении председателем РАУГ А.А. Лобжанидзе сформулированы главные проблемы, характерные для любого российского региона [11,12]. К этим проблемам он отнес: старение преподавательского корпуса, усиление разрыва поколений учителей, ориентированных на традиционные формы преподавания, и учеников, живущих в новом информационном пространстве, отсутствие единого государственного стандарта к учебно-методическим комплексам, проведение ЕГЭ, потеря практической значимости географии как для жизни, так и для будущей карьеры.

Эти проблемы существуют уже не первый десяток лет, но, к сожалению, сегодня они только обострились.

Для претворения в жизнь принципов качественного географического образования необходима активная поддержка деятельности ассоциации учителей географии Нижегородской области на всех уровнях управления образования.

Деятельность ассоциации осуществляется по трем направлениям.

1. Образовательно-информационное направление решает две важные задачи: развитие профессиональной компетентности учителей географии и повышение их

профессионального мастерства и повышение уровня географического образования учащихся.

Для решения первой задачи осуществляется разработка программ курсов повышения квалификации учителей географии и переподготовки учителей по специальности «география» на базе Мининского университета, разработка обучающих семинаров по актуальным проблемам географии и методики географического образования. При конструировании содержания и методики реализации таких программ учитываются, как современные квалификационные требования к учителю географии, так и уникальные особенности самой географии как интегративной науки, быстро меняющейся, особенно ее социальной и экономической составляющих. Разрабатываются инновационные формы взаимодействия, направленные на повышение квалификации учителя, например, летняя практико-ориентированная учительская школа по географии. Для активного включения педагогов в совместную деятельность формируется информационно-образовательное пространство на платформе Мининского университета, которое позволит осуществить электронную регистрацию членов ассоциации учителей географии Нижегородской области, получить доступ к банку педагогической, методической, географической и организационной информации, принять участие в обсуждении на форуме, в интересующих мероприятиях и т.д.

При решении второй задачи - повышение уровня географического образования учащихся - необходимо направить усилия профессионального сообщества учителей географии на поддержание талантливых школьников, стремящихся связать свою жизнь с географическими профессиями. В этой связи актуально проведение различных творческих конкурсов и проектов, а также участие одаренных детей в олимпиадах по географии. Такие мероприятия, как географические олимпиады и географические марафоны, каникулярные школы по географии, курсы подготовки учащихся к итоговой аттестации по географии, географические лектории для школьников становятся для нас уже традиционными.

2. Научно-методическое направление связано с решением следующих задач:

- Содействие в учебно-методической деятельности учителей географии;

- Консультирование и сотрудничество в разработке инновационных уроков, помощь творчески работающим учителям в подготовке материалов к изданию и издание учебно-методических и других материалов, содержащих инновации в области географического образования;

- Содействие в организации полевых практикумов и экспедиций со школьниками по Нижегородской области. В рамках реализации положений ФГОС нового поколения необходимо усилить практическую направленность в преподавании географии. И здесь существенную роль в организации полевых практикумов, походов и экспедиций учеников и учителей могла бы сыграть совместная деятельность ассоциации и Нижегородского отделения РГО. В решении этой задачи тоже имеется очень хороший положительный опыт. Так, в 2014 году состоялись экспедиция «Под флагом России», пресс-тур на озеро Светлояр и др.

Что касается освещения и распространения инновационного педагогического опыта учителей географии, следует отметить, что богатейший передовой опыт учителей-членов ассоциации еще не стал массовым, требуется более широкое вовлечение учителей в эту деятельность. Сегодня участие в конференциях — это личная инициатива учителя, которая должна всячески поддерживаться как на уровне администрации образовательных учреждений, так и на уровне местных и региональных органов управления образования. Необходимо предоставить возможность учителям участвовать в научно-практических конференциях, форумах, конкурсах педагогического мастерства и других мероприятиях. Прошедшие в 2014 году такие масштабные мероприятия, как международный форум «Великие реки», всероссийская научно-практическая конференция «Орфановские чтения»,

показали большую профессиональную заинтересованность и активность учителей географии.

3. Научно-исследовательское направление деятельности ассоциации реализуется посредством привлечения школьных учителей к методическим и географическим исследованиям. В Нижегородской области много талантливых, творчески работающих учителей, стремящихся к внедрению инноваций в образовательный процесс; совместно с такими педагогами - исследователями созданы экспериментальные площадки на базе их образовательных учреждений. На основании такой совместной экспериментальной деятельности Ассоциация дает рекомендации к обучению в магистратуре и аспирантуре.

Таким образом, на сегодняшний день для продуктивной работы Ассоциация учителей географии, и у кафедры географии, географического и геоэкологического образования университета есть все возможности в реализации важнейших стратегических целей современного географического образования. Это и научный потенциал профессорско-преподавательского коллектива кафедры, высококвалифицированные специалисты -географы и методисты, а также сложившийся многолетний опыт плодотворного профессионального взаимодействия со многими учителями географами и школьниками Нижнего Новгорода и области.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахтин Ю. К., Соловьев К. А. Географическое образование: история и современность // Молодой ученый. 2014. №21. С. 53-55.

2. Беляева Т.К., Кривдина И.Ю. Реализация компетентностного подхода к организации педагогической практики по географии в Мининском университете // Вестник Мининского университета. 2014. № 2. URL: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/ files/Nauch_deyat/Vestnik/2014-08%202/Belyaeva.pdf (дата обращения:13.03.2015).

3. Беркин Н., Ивенина В., Монжиевская В. О проблемах географического образования // Высшее образование в России. 2006. № 6.

4. Богучарсков В.Т. Интересная книга по проблемам географического образования. Размышление о географическом образовании. Ростов-на-Дону: Терра, 2000. 80 с.

5. Винокурова Н.Ф. Геоэкологическое образование: преемственность и инновации // География в школе. 2012. №3. С.21-26.

6. Винокурова Н.Ф. Общекультурная компетентность: теоретико-концептуальные аспекты и методика развития в профильном географическом образовании // Вестник Мининского университета. 2013. № 2. URL: http://www.mmmuniver.ru/mediafiles/u/files/ Nauch_deyat/Vestnik/2013-06%202/vmokurova.pdf (дата обращения:13.03.2015).

7. Винокурова Н.Ф., Соткина С.А. Сохраняя и развивая традиции: к 75-летнему юбилею кафедры физической географии и геоэкологического образования НГПУ им. К.Минина // География в школе. 2012. №5. С. 29-33.

8. Винокурова Н.Ф., Мартилова Н.В., Соткина С.А., Ефимова О.Е. Формирование культуры природопользования школьников как фактора устойчивого развития территории средствами элективных курсов // Современные проблемы науки и образования. 2014. №4.

9. Кривдина И.Ю. Компетентностная модель педагогической практики по географии // География в школе. 2012. №5. С. 34-36.

10. Лобжанидзе А.А. Проблемы современного школьного географического образования // География в школе. 2013. № 3. С.29-36.

11. Лобжанидзе А.А. РГО и школьное географическое образование // География в школе. 2015. № 1. С. 3-7.

12. Лобжанидзе А.А. Роль профессионального сообщества в реализации задач географического образования // Всероссийский съезд учителей географии в МГУ: матер.съезда. М., 2011. С.11-13.

13. Максаковский В.П. Географическая культура: учеб.для вузов. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС,1998. 416 с.

14. Максаковский В.П. Школьная география на фоне Российских образовательных реформ // Всероссийский съезд учителей географии в МГУ: матер.съезда. М., 2011. С.14-16.

15. Михайловский О.С. Современные проблемы образования и географическая культура личности //Человек и образование. 2006. № 5.

16. Сиротин В.И. Преподавание географии в соответствии с требованиями нового стандарта образования // Учитель географии. 2012. №2. С.3-5.

17. Смирнова О.В. Методологические основы изучения природного и культурного наследия в школьном геоэкологическом образовании в контексте устойчивого развития // Вест. Минин.ун-та. 2014. № 2.

18. Соткина С.А., Никитина О.А., Кривдина И.Ю. Комфортность проживания населения на территории городских агломераций с точки зрения оценки эколого-геохимической ситуации (на примере нижегородской) // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 6.

19. Сухоруков В.Д. Географическое образование и общественные интересы России // География в школе. 2012. № 2. С. 43-47.

20. Хлебосолова О.А. Качество школьного географического образования и способы его оценки : монография //Ряз. гос. ун-т им. С.А. Есенина. Рязань, 2007. 152 с.

21. Винокурова Н. Ф., Глебова О. В., Глинкина Н. Ю. Городские ландшафты как средство формирования экологической культуры в контексте идей устойчивого развития. // 7-я Международная научно-практическая конференция «Наука и общество». Лондон 23-30 марта 2015 года, с. 218-225.

22. Грибанов С.В., Смирнова О.В., Шевченко И.А. Философские и психолого-педагогические основы реализации культурно-экологического подхода в современном образовании // 5-я Международная конференция по науке и технике. 22-28 июня 2015 -Международная научно-практическая конференция ( МНПК ) в Лондоне.

23. Шевченко И.А., Винокурова Н.Ф. Коэволюционная модель развития экологического сознания школьников на основе Концепции устойчивого развития // Канадский центр науки и образования, международных исследований образования / Торонто, 2015 , № 2. С. 11-16 . ISSN 1913-9039 .

REFERENCES

1. Bakhtin Yu. K., Solov'ev K. A. Geograficheskoe obrazovanie: istoriya i sovremennost' [Geographic Education: past and present]. Molodoy uchenyy, 2014, no. 21, pp. 53-55 (in Russian).

2. Belyaeva T.K., Krivdina I.Yu. Realizatsiya kompetentnostnogo podkhoda k organizatsii pedagogicheskoy praktiki po geografii v Mininskom universitete [The implementation of competence approach to the organization of teaching practice in geography at the University of Mininskom]. VestnikMininskogo universiteta, 2014, no. 2.

Available at: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/Nauch_deyat/Vestnik/2014-08%202/ Belyaeva.pdf (accessed 13.03.2015). (In Russian)

3. Berkin N., Ivenina V., Monzhievskaya V. O problemakh geograficheskogo obrazovaniya [On the problems of geographical education]. Vysshee obrazovanie v Rossii, 2006, no. 6. (In Russian)

4. Bogucharskov V.T. Interesnaya kniga po problemam geograficheskogo obrazovaniya. Razmyshlenie o geograficheskom obrazovanii [An interesting book on the problems of geographical education. Thinking of geographic education]. Rostov-on-Don: Terra Publ., 2000. 80 p. (In Russian)

5. Vinokurova N.F. Geoekologicheskoe obrazovanie: preemstvennost' i innovatsii [Geoecological education: continuity and innovation]. Geografiya v shkole. 2012, no.3, pp. 21-26 (in Russian).

6. Vinokurova N.F. Obshchekul'turnaya kompetentnost': teoretiko-kontseptual'nye aspekty i metodika razvitiya v profil'nom geograficheskom obrazovanii [Common cultural competence:

theoretical and conceptual aspects and methods of geographic education in the profile]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2013, no. 2. Available at: http://www.mininuniver.ru/mediafiles/u/files/ Nauch_deyat/Vestnik/2013-06%202/vinokurova.pdf (accessed 13.03.2015). (In Russian)

7. Vinokurova N.F., Sotkina S.A. Sokhranyaya i razvivaya traditsii: k 75-letnemuyubileyu kafedry fizicheskoy geografii i geoekologicheskogo obrazovaniya NGPU im. K.Minina [Preserving and developing the tradition of the 75th anniversary of the department of physical geography and geo-environmental education NSPU them. K.Minina]. Geografiya v shkole, 2012, no. 5, pp. 29-33 (in Russian).

8. Vinokurova N.F., Martilova N.V., Sotkina S.A., Efimova O.E. Formirovanie kul'tury prirodopol'zovaniya shkol'nikov kak faktora ustoychivogo razvitiya territorii sredstvami elektivnykh kursov [Building a culture of nature school as a factor for sustainable development of the territory by means of elective courses]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya, 2014, no. 4. (In Russian)

9. Krivdina I.Yu. Kompetentnostnaya model'pedagogicheskoy praktiki po geografii [Competence model of student teaching of geography]. Geografiya v shkole, 2012, no. 5, pp. 34-36 (in Russian).

10. Lobzhanidze A.A. Problemy sovremennogo shkol'nogo geograficheskogo obrazovaniya [The problems of modern school geographical education]. Geografiya v shkole, 2013, no. 3, pp. 29-36 (in Russian).

11. Lobzhanidze A.A. RGO i shkol'noe geograficheskoe obrazovanie [RGS and school geographical education]. Geografiya v shkole, 2015, no. 1, pp. 3-7 (in Russian).

12. Lobzhanidze A.A. Rol' professional'nogo soobshchestva v realizatsii zadach geograficheskogo obrazovaniya [The role of the professional community in achieving the goals of geographical education]. Vserossiyskiy s"ezd uchiteley geografii v MGU: mater.s"ezda [All-Russian Congress of Teachers of Geography at Moscow State University: mater.sezda]. Moscow, 2011, pp.11-13 (in Russian).

13. Maksakovskiy V.P. Geograficheskaya kul'tura: ucheb.dlya vuzov [Provenance: ucheb.dlya universities]. Moscow, humanity. ed. center VLADOS,1998. 416 p. (In Russian)

14. Maksakovskiy V.P. Shkol'naya geografiya na fone Rossiyskikh obrazovatel'nykh reform [School Geography on the background of Russian educational reforms]. Vserossiyskiy s"ezd uchiteley geografii v MGU: mater.s"ezda [All-Russian Congress of Teachers of Geography at Moscow State University: mater.sezda]. Moscow, 2011, pp.14-16 (in Russian).

15. Mikhaylovskiy O.S. Sovremennye problemy obrazovaniya i geograficheskaya kul'tura lichnosti [Modern problems of education and geographical culture of personality]. Chelovek i obrazovanie, 2006, no. 5 (in Russian).

16. Sirotin V.I. Prepodavanie geografii v sootvetstvii s trebovaniyami novogo standarta obrazovaniya [The teaching of geography in accordance with the requirements of the new standard of education]. Uchitel'geografii, 2012, no. 2, pp. 3-5 (in Russian).

17. Smirnova O.V. Metodologicheskie osnovy izucheniya prirodnogo i kul'turnogo naslediya v shkol'nom geoekologicheskom obrazovanii v kontekste ustoychivogo razvitiya [The methodological foundations for the study of natural and cultural heritage in the school geoecological formation in the context of sustainable development]. Vest. Minin.un-ta, 2014, no. 2 (in Russian).

18. Sotkina S.A., Nikitina O.A., Krivdina I.Yu. Komfortnost'prozhivaniya naseleniya na territorii gorodskikh aglomeratsiy s tochki zreniya otsenki ekologo-geokhimicheskoy situatsii (na primere nizhegorodskoy) [Comfortable living population in the urban centers in terms of the assessment of environmental and geochemical situation (for example, Nizhny Novgorod)]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2014, no. 6 (in Russian).

19. Sukhorukov V.D. Geograficheskoe obrazovanie i obshchestvennye interesy Rossii [Geographical education and social interests of Russia]. Geografiya v shkole. 2012, no. 2, pp. 43-47 (in Russian).

20. Khlebosolova O.A. Kachestvo shkol'nogo geograficheskogo obrazovaniya i sposoby ego otsenki : monografiya [The quality of school geography education and ways of assessment:

monograph]. Ryaz. gos. un-t im. S.A. Esenina [Ryaz. state. Univ them. SA Esenina[. Ryazan, 2007. 152 p. (In Russian)

21. Vinokurova N. F., Glebova O. V., Glinkina N. Yu. Gorodskie landshafty kak sredstvo formirovaniya ekologicheskoy kul'tury v kontekste idey ustoychivogo razvitiya [The urban landscape as a means of forming the ecological culture in the context of sustainable development ideas]. 7-ya Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya «Nauka i obshchestvo» [7th International Scientific Conference "Science and Society"]. London 23-30 March 2015, pp. 218-225 (in Russian).

22. Gribanov S.V., Smirnova O.V., Shevchenko I.A. Filosofskie i psikhologo-pedagogicheskie osnovy realizatsii kul'turno-ekologicheskogo podkhoda v sovremennom obrazovanii [The philosophical and psycho-pedagogical bases of realization of cultural and ecological approach in modern education]. 5-ya Mezhdunarodnaya konferentsiya po nauke i tekhnike. 22-28 iyunya 2015 -Mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferentsiya ( MNPK ) v Londone [5th International Conference on Science and Technology. 22-28 June 2015 - The International Scientific and Practical Conference (ISPC) in London]. (In Russian)

23. Shevchenko I.A., Vinokurova N.F. Koevolyutsionnaya model' razvitiya ekologicheskogo soznaniya shkol'nikov na osnove Kontseptsii ustoychivogo razvitiya [Co-evolutionary model of development of ecological consciousness of schoolboys on the basis of the Concept of sustainable development]. Kanadskiy tsentr nauki i obrazovaniya, mezhdunarodnykh issledovaniy obrazovaniya, Toronto, 2015 , no. 2, pp. 11-16 . ISSN 1913-9039. (In Russian)

© СоткинаС.А., КривдинаИ.Ю., БургасоваН.Е., 2015

ИНФОРМАЦИЯОБАВТОРАХ

Соткина Светлана Александровна - кандидат географических наук, доцент, заведующая кафедрой географии, географического и геоэкологического образования, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected] Кривдина Ирина Юрьевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры географии, географического и геоэкологического образования Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация; e-mail: krivdinairina@mail. ru Бургасова Наталья Евгеньевна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры географического образования, инновационных и космических технологий Московского института открытого образования, Москва,

Российская Федерация; e-mail: [email protected]

INFORMATION ABOUT AUTHORS

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Sotkina Svetlana Aleksandrovna - candidate of geographical Sciences, Associate Professor, head of Department of geography, geographical and geo-ecological education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]

Krivdina Irina Yurievna - candidate of pedagogical Sciences, associate Professor, Department of geography, geographical and geo-ecological education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation; e-mail: krivdinairina@mail. ru

Burgasova Natalia Evgenievna - candidate of pedagogical Sciences, associate Professor in the Department of geographical education, innovation and space technology, Moscow Institute of open education, Moscow, Russian Federation; e-mail: burgasova@yandex. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.