УДК 378.14
О.А. ОРЛОВА1, С.А. СОТКИНА1
'Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация
БАЗОВАЯ СТУПЕНЬ БАКАЛАВРИАТА В ВЫСШЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация. Статья посвящена вопросам модернизации педагогического образования при переходе от специалитета к многоуровневому образованию в единой европейской системе и в области проектирования ОПОП на основе профессиональных стандартов. Рассматривается опыт европейских стран в создании системы бакалавриата по педагогике в рамках Болонских реформ, анализируется возможность его переосмысления и адаптации для применения в отечественной практике. Рассмотрены основополагающие принципы построения системы бакалавриата в университетах и высших профессиональных школах Германии, а также наиболее значимые современные тренды в системе европейского образования. На опыте Мининского университета, который одним из первых внедрил инновационный для России формат уровневого бакалавриата, рассказывается о соотнесении федерального государственного образовательного стандарта с профессиональным стандартом педагога, а также о создании модульных учебных планов и рабочих программ.
Ключевые слова: бакалавриат, многоуровневое образование, высшее педагогическое образование, базовая ступень.
OA. ORLOVA1, S.A. SOTKINA1
'Minin Nizhny Novgorod Pedagogical University, Nizhny Novgorod, Russian Federation
BACCALAUREATE BASE STAGE IN THE SYSTEM OF HIGHER PEDAGOGICAL EDUCATION: EXPERIENCE, PROBLEMS AND PROSPECTS
Abstract. The article deals with the issues of modernization of pedagogical education in transition from a specialist degree to multilevel education of the unified European system as well as in the sphere of Basic Professional Educational Program development on the basis of professional standards. It concerns the European experience of developing a system of pedagogical baccalaureate within the framework of Bologna reforms, analyses the possibility of its reconsideration and adaptation for internal use. The article regards the basic principles of baccalaureate development in universities and higher professional schools of Germany and the most important modern tendencies in the system of European education. On the example of the successful experience of Minin University's implementation of multilevel education, innovative for Russia, the article relates about a merger of the Federal State Educational Standard and the Professional Standard, formation of Standard competences and professional labour operations and about development of module academic plans and work programmes. The article raises the question whether baccalaureate terms and classification are relevant to use. Keywords: Baccalaureate, multilevel education, higher pedagogical education, base stage.
Вступление России в Болонский процесс привел к развитию европейского стиля работы со студентами в высших учебных заведениях. Подразумевается, что общеевропейское образовательное пространство позволяет национальным системам образования обмениваться опытом за счет повышения мобильности студентов, преподавателей, управленческого персонала, укрепления связей и сотрудничества между вузами.
Нововведения не обошли и педагогические вузы. Наиболее перспективные, готовые оперативно реагировать на быстроизменяющиеся условия и имеющие необходимый научный, кадровый и материальный потенциал для успешного развития, высшие учебные заведения педагогической направленности перешли на двухуровневое образование, что не могло не способствовать развитию новых тенденций и созданию предпосылок для изменения подходов в подготовке учителей [6].
В 2015 году в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К.Минина была создана рабочая группа из числа научно-педагогических работников университета по решению вопросов модернизации педагогического образования в области проектирования ОПОП на основе профессиональных стандартов [5]. Основной задачей работы группы явилось создание модульных учебных планов и рабочих программ по всем профилям направления «Педагогическое образование», которые отвечают современным стандартам и позволяют эффективно создавать и успешно апробировать ступенчатую систему образования.
На первом этапе работы была проведена оценка опыта стран давно работающих по Болонской схеме.
Программа подготовки бакалавров по педагогике (Bachelor Erziehungswissenschaft) в системе высшего образования Германии была спроектирована в рамках Болонских реформ и введена во многих университетах и высших профессиональных школах. В соответствии с законодательством, принятым на федеральном и земельном уровнях, данная программа, как и все вводимые программы бакалавриата, основывается на модулях и кредитах ECTS и составляет не менее 3 и не более 4 лет обучения, или не менее 180 - не более 240 кредитов ECTS.
Одним из основных требований к разработке новых европейских университетских программ является участие в данном процессе или его поддержка со стороны профессиональных кругов. Однако получение степени бакалавра должно быть не просто подготовкой к конкретной, строго очерченной профессии. По мнению исследователей, следует разрабатывать модели бакалавриата, «имеющие широкую основу», в которых должное внимание будет уделяться тем «аспектам, которые необходимы практически для всех видов будущей профессиональной деятельности» [7, c. 7]. Степень бакалавра должна стать прочным фундаментом для широкого спектра траекторий профессиональной жизни. После прохождения обучения сферой деятельности могут являться различные учреждения системы образования и воспитания, помимо средних школ и детских садов: дворовые клубы, местные управления по делам молодежи, службы опеки, вечерние общеобразовательные курсы для взрослых, в том числе интеграционные курсы для беженцев и пр.
С другой стороны, по замыслу реформаторов, степень бакалавра должна рассматриваться в качестве солидной научной базы для последующего обучения, например,
как шаг к степени магистра. Несомненно, в процессе осуществления этого замысла неизбежны трудности разной степени преодолимости: «просто невозможно в рамках трехлетнего базового образования обеспечить и фундаментальную научную, и специфическую профессиональную подготовку» («dass es schlicht unmöglich ist, in einem dreijährigen Basisstudium sowohl eine solide wissenschaftliche Grundausbildung wie auch eine spezifische Berufsbefähigung zu vermitteln») [10, c. 13]. Но поскольку специалисты справедливо полагают, что во время получения бакалаврской степени студенты могут выбрать направление дальнейшего обучения, настоятельно подчеркивается необходимость существования «менее узкоспециализированных программ <бакалавриата>, которые могли бы служить общим базисом для широкого круга последующих специализаций» [7, c. 7].
Таким образом, степень бакалавра позиционируется, прежде всего, как платформа и инструмент выбора и мобильности в европейском образовательном пространстве.
Программа бакалавриата по педагогике (БП) также призвана обеспечить широкую базовую подготовку, не только дающую навыки для многих областей профессиональной педагогической деятельности (раннее развитие и обучение взрослых, медицинская педагогика и профессиональная переподготовка и пр.), но и гарантирующую доступ к последипломному обучению в выбранном направлении.
В квалификационной характеристике программы БП отмечается, что подготовка в рамках выбранной программы предполагает (1) теоретическое обоснование сущности педагогической профессии, (2) создание условий для развития практических, методико-дидактических умений и навыков, а также (3) формирование первичных исследовательских компетенций [1 1].
Процесс обучения длится в течение 6-8 семестров и по итогам успешного завершения обучающемуся присваивается степень «бакалавра искусств» (Bachelor of Arts). Обучение осуществляется по трем основным схемам:
- однопрофильный бакалавриат по педагогике (180 кредитов ECTS);
- бакалавриат с двумя основными профилями - педагогика /*(240 кредитов ECTS);
- бакалавриат с двумя профилями: основной (педагогика) и дополнительный (*) (240 кредитов ECTS).
Основное внимание в рамках программы однопрофильного БП уделяется дисциплинам педагогического цикла. Несмотря на короткий срок обучения, в нем отчетливо прослеживаются два этапа, две фазы. В течение первых двух семестров закладывается фундамент, происходит подробное знакомство с основами теории и истории педагогики, с основополагающими понятиями системы педагогических наук. В дальнейшем предполагается углубление в одну из областей знания, таких как педагогика детства, андрогогика, эстетическая педагогика, с последующим написанием в выбранном русле дипломной работы бакалавра.
В качестве модулей по выбору предлагается обычно комплекс дисциплин из областей социологии, психологии и политологии. Обучающимся по программе необходимо также выбрать дополнительный модуль из весьма обширного списка альтернатив: социальный заказ в системе образования, медиапедагогика, образование для устойчивого развития, педагогика искусства, спортивная педагогика, образование в религиозно-педагогической перспективе, политическое образование, музыкальная педагогика, психологическая
диагностика и консультирование, философская этика, событийная педагогика, межкультурная педагогика, и др.[9].
Таким образом, за счет концентрации различных дисциплин педагогического цикла реализуется идея бакалавриата как прочного фундамента, как некой «широкой» основы, о которой речь шла выше, а многообразие предлагаемых модулей по выбору и предполагаемая специализация обеспечивают возможность формирования индивидуальной образовательной траектории.
Однако наряду с очевидными сильными сторонами существующая система бакалавриата нуждается в систематической доработке. Так, Конференция ректоров вузов Германии последовательно критикует узкую специализацию бакалаврских программ, существенно затрудняющую «вертикальную мобильность», т.е. приводящую зачастую к отсутствию альтернативы в выборе магистратуры как последующего «образовательного шага». В связи с этим настоятельно подчеркивается необходимость развития у обучающихся не только специфических и предметноориентированных компетенций, но и, прежде всего, надпредметных метакомпетенций [8].
Проводя обзор современных трендов и направлений реформ в системе европейского образования, призванных скорректировать существующие недостатки, специалисты выделяют также следующие:
- «дигитализация» образовательной системы: создание стройной концепции MOOCs („Massiv Open Online Courses"), создание и применение новых форм организации учебных занятий (в т.ч. на основе современных информационно-коммуникационных технологий) [12];
- включение в образовательный процесс обязательное изучение иностранных языков и дисциплин культурологического цикла;
- включение в образовательный процесс междисциплинарной и экологической перспективы;
- создание условий для развития общекультурных компетенций;
- развитие у обучающихся универсальных, в т.ч. социально-личностных и инструментальных компетенций и пр.[10].
В отличии от зарубежного опыта в Нижегородском государственном педагогическом университете им. К. Минина на многих направлениях педагогического образования функционирует двухпрофильный бакалавриат с пятилетним сроком обучения, который включает в себя 2 ступени (1-2 курс - первая ступень и 3-5 курсы - вторая ступень обучения). Первая или базовая ступень, также как и в европейской системе, является «входом в профессию» и основана на едином психолого-педагогическом подходе. Первые два года являются основой для дальнейшего обучения и формирования общепрофессиональных компетенций. Они обеспечивают основополагающую подготовку к процессу профессионального становления будущего педагога [1].
При формировании основных профессиональных образовательных программ мы опирались на такие документы, как федеральный государственный образовательный стандарт о высшем педагогическом образовании и профессиональный стандарт педагога. На основе сопоставления компетенций из стандарта и профессиональных действий были сформированы образовательные результаты, что привело к необходимости выделения обязательных модулей [4]:
1. Модуль «Человек, общество, культура» (22 з.е.), включающий в себя такие дисциплины, как история, культурология, социология и политология, русский язык и
культура речи, правоведение, безопасность жизнедеятельности, основы медицинских знаний и здорового образа жизни, возрастная анатомия и физиология.
2. Модуль «Основы научных знаний» (18 з.е.) - философия, концепции современного естествознания, математика и математические методы, логика, основы научно-исследовательской деятельности.
3. Модуль «Иностранные языки» (20 з.е.) - английский язык, второй иностранный язык, практика перевода иностранных источников.
4. Модуль «Основы управленческой культуры» (6 з.е.) - экономика, основы менеджмента, искусство маркетинга, управление проектами, рекламные технологии.
5. Модуль «Информационные технологии» (9 з.е.) - информатика, информационные и коммуникативные технологии, мультимедиа технологии, интернет-технологии, компьютерная графика.
6. Модуль «Физическая культура» (2 з.е.) - прикладная физическая культура.
7. Модуль «Психология и педагогика» (30 з.е.) - история педагогики, педагогическая дискуссионная площадка, проектирование образовательного пространства, общая психология, социальная психология, психология развития, педагогическая психология.
8. Модуль предметной подготовки, включает в себя дисциплины профиля, выбранного студентом (12 з.е.).
По каждому модулю разработана программа, включающая в себя: назначение модуля, характеристику, структуру, методические указания по освоению модуля и программы дисциплин, входящие в состав модуля. Далее проведены общественные презентации модулей и экспертная оценка каждого модуля, проводимая по разработанным критериям (таблица 1).
Таблица 1 - Критерии экспертизы программы модуля бакалавриата
Критерий Индикаторы
0 - не 1 - 2 -
соотв частич полно
етств но стью
ует соотв. соотв.
Соответствие программы модуля «Макету программы модуля»
Универсальность для всех профилей направления подготовки
Инновационность содержания модуля: взаимосвязь учебных
дисциплин модуля; включение в структуру модуля не только
дисциплин, но и практик, НИР, учебных событий и т.п.;
современное звучание наименования модуля, дисциплин
Формулировка образовательных результатов: доступность,
логичность, достижимость, соответствие ФГОС
Формулировка цели модуля с позиции действий преподавателя
Формулировка целей и задач учебных дисциплин, практик и др.
с позиции действий преподавателя
Соответствие средств оценивания образовательным результатам:
адекватность, вариативность
Схема освоения модуля ОПОП: логичность, последовательность
изучения дисциплин, практик и др.
Схема освоения модуля ОПОП: возможность выбора индивидуальной образовательной траектории
Адекватность выбора методов обучения планируемым образовательным результатам: предусмотрено применение активных методов обучения, дистанционных образовательных технологий, формирование образовательных результатов в идеологии деятельностного подхода, целесообразность выбора методов в логике адекватного сочетания знаниевой и компетентностной парадигм обучения
Вариативность видов учебной деятельности обучающихся
Соответствие перечня учебно-методического и информационного обеспечения модуля требованиям ФГОС (год издания)
В результате работы группы сформирован портфель, включающий в себя рабочие программы модулей базовой ступени бакалавриата (1-2 курс), отвечающие современным требованиям инновационного педагогического образования в высшей школе.
Таким образом, по окончании базовой ступени (1-2 курс) студент обладает образовательными компетенциями, позволяющими определить уровень готовности к профессиональной педагогической деятельности. По итогам двухгодичного обучения студентов ожидает комплексный экзамен на профпригодность профессии учителя. Но говорить о предметной области подготовки на данном этапе, при малом количестве зачетных единиц, совершенно неправомерно. И цель базовой ступени сформировать общепрофессиональные компетенции психолого-педагогического направления. Предметные компетенции начнут формироваться на второй ступени бакалавриата (3-5 курс), как мы считаем, именно к третьему курсу у студентов происходит окончательное формирование образа учителя и мотивационная готовность к работе в школе.
При формировании модульного учебного плана основной проблемой является выстраивание линии индивидуальной образовательной траектории профессионального становления как внутри одной программы, так и между образовательными программами. И, если выстраивание индивидуальной траектории внутри одной программы не вызывает особых трудностей, то переход из одной образовательной программы в другую пока не представляется возможным.
ЛИТЕРАТУРА
1. Болотов В.А. К вопросам о реформе педагогического образования // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. №3. С. 32-40.
2. Каспржак А.Г., Калашников С.П. Приоритет образовательных результатов как инструмент модернизации программ подготовки учителей // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. №3. С.88-106.
3. Концепция «Комплексная проблема повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций» // Психологическая наука и образование. 2014. Т.19. №3. С.5-10.
4. Каштанова С.Н., Белинова Н.В., Воробьев Н.Б., Илалтдинова Е.Ю., Орлова О.А., Пыжьянова М.А., Соткина С.А. Модернизация образовательного процесса: проектирование модулей основной профессиональной образовательной программы учебно-методическое пособие. Нижний Новгород. Мининский университет, 2016. 65 с.
5. Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: педагогика и психология потенциальных возможностей: коллективная монография / под. ред. А.А. Федорова. Нижний Новгород: ООО «Кириллица», 2015. 296 с.
6. Соткина С.А., Кривдина И.Ю., Бургасова Н.Е. Консолидация профессионального сообщества учителей географии как инновационный вектор развития географического образования в нижегородском регионе // Вестник Мининского университета. 2015. №3(11). 22 с.
7. Хауг Г., Таух К. К европейскому пространству высшего образования: перемены и реформы от Болоньи к Праге [Электронный ресурс]. URL: http://psihdocs.ru/k-evropeiskomu-prostranstvu-visshego-obrazovaniya-peremeni-i-r.html (дата обращения 28.10.2016)
8. Empfehlung der 15. Mitgliederversammlung der Hochschulrektorenkonferenz. Karlsruhe, 2013. Europäische Studienreform. 28 p. [Электронный ресурс] URL: https://www.hrk.de/uploads/media/Empfehlung_Europaeische_Studienreform_finale_19.11.2013.p df (дата обращения 28.10.2016)
9. Modulhandbuch Bachelor Erziehungswissenschaft, Philosophisch-Sozialwissenschaftliche Fakultät, Universität Augsburg, Wintersemester 2015/2016 [Электронный ресурс]. URL: http://www.uni-augsburg.de/de/einrichtungen/pruefungsamt/Modulhandbuecher/phil soz/ Erziehungswissenschaft/Bachelor_Erziehungswissenschaft/P0_2013/20150930-MHB-BAchelor-neu.pdf (дата обращения 28.10.2016)
10. Nägeli R. Ein Lagebericht zuhanden der Schweizerischen Hochschulrektorenkonferenz, SZfH und SHRK. - April 2000, 20 p. [Электронный ресурс]. URL: https://www.swissuniversities.ch/fileadmin/swissuniversities/Dokumente/Kammern/Kammer_UH/ Referenzdokumente/2001 Zentrale Dokumente D.pdf (дата обращения 28.10.2016)
11. Qualifikationsprofil „Bachelor Erziehungswissenschaft" [Электронный ресурс]. URL: https://www.philso.uni-augsburg.de/lehrstuehle/paedagogik/dateien/Qualifikationsprofil 30 1
.pdf#hier (дата обращения 28.10.2016)
12. Tätigkeitsbericht 2014. Hochschulrektorenkonferenz, Bonn, 2015. 76 p. [Электронный ресурс]. URL: https://www.hrk.de/fileadmin/redaktion/hrk/02-Dokumente/02-10-Publikationsdatenbank/Arbeitsbericht_2014.pdf (дата обращения 28.10.2016)
REFERENCES
1. Bolotov V.A. K voprosam o reforme pedagogicheskogo obrazovanija [To the Questionson the Reform of Pedagogcal Education]. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie, 2014, t. 19, no. 3, pp. 32-40 (in Russian).
2. Kasprzhak A.G., Kalashnikov S.P. Prioritet obrazovatel'nyh rezul'tatov kak instrument modernizacii programm podgotovki uchitelej [The Priority of Education Outcomes as a Tool for Modernisation of Teacher Training Programs]. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie, 2014, t. 19, no. 3, pp. 88-106 (in Russian).
3. Koncepcija «Kompleksnaja problema povyshenija professional'nogo urovnja pedagogicheskih rabotnikov obshheobrazovatel'nyh organizacij» [Comprehemsive programm of professional
development of teachers of educational institutions]. Psihologicheskaja nauka i obrazovanie, 2014, t. 19, no. 3, pp. 5-10 (in Russian).
4. Kashtanova S.N., Belinova N.V., Vorob'ev N.B., Ilaltdinova E.Ju., Orlova O.A., Pyzh'janova M.A., Sotkina S.A. Modernizacija obrazovatel'nogo processa: proektirovanie modulej osnovnoj professional'noj obrazovatel'noj programmy: uchebno-metodicheskoe posobie [The modernization of the educational process: the design of the modules of the basic professional educational program: a teaching aid]. Nizhny Novgorod. Mininsky University, 2016. 65 p. (In Russian)
5. Modernizacija pedagogicheskogo obrazovanija v kontekste global'noj obrazovatel'noj povestki: pedagogika ipsihologijapotencial'nyh vozmozhnostej: kollektivnaja monografja [Modernization of teacher education in the context of the global education agenda: Pedagogy and Psychology potential: collective monograph]. Edited. Ed. AA Fedorova. Nizhny Novgorod, "Cyrillic" LLC, 2015. 296 p. (In Russian)
6. Sotkina S.A., Krivdina I.Ju., Burgasova N.E. Konsolidacija professional'nogo soobshhestva uchitelej geografii kak innovacionnyj vektor razvitija geograficheskogo obrazovanija v nizhegorodskom regione [Consolidation of the professional community of teachers of geography asaninnovative vector if geographic education in the Nizhny Novgorod region]. Vestnik Mininskogo universiteta, 2015, no. 3(11) , pp. 22 (in Russian).
7. Haug G., Tauh K. K evropejskomu prostranstvu vysshego obrazovanija: peremeny i reformy ot Bolon'i k Prage [Progress towards the European Higher Education Area: Trends from Bologna to Prague]. Avalibal at: http://psihdocs.ru/k-evropejskomu-prostranstvu-visshego-obrazovaniya-peremeni-i-r.html (accessed 28.10.2016) (in Russian).
8. Empfehlung der 15. Mitgliederversammlung der Hochschulrektorenkonferenz. Karlsruhe, 2013. Europäische Studienreform. 28 p. [Electronic resource] URL: https://www.hrk.de/uploads/media/Empfehlung_Europaeische_Studienreform_finale_19.11.2013.p df (accessed 28.10.2016).
9. Modulhandbuch Bachelor Erziehungswissenschaft, Philosophisch-Sozialwissenschaftliche Fakultät, Universität Augsburg, Wintersemester 2015/2016 [Electronic resource]. URL: http://www.uni-augsburg.de/de/einrichtungen/pruefungsamt/Modulhandbuecher/phil soz/ Erziehungswissenschaft/Bachelor Erziehungswissenschaft/PO 2013/20150930-MHB-BAchelor-neu.pdf (accessed 28.10.2016).
10. Nägeli R. Ein Lagebericht zuhanden der Schweizerischen Hochschulrektorenkonferenz, SZfH und SHRK. - April 2000, 20 p. [Electronic resource]. URL: https://www.swissuniversities.ch/fileadmin/swissuniversities/Dokumente/Kammern/Kammer_UH/ Referenzdokumente/2001_Zentrale_Dokumente D.pdf (accessed 28.10.2016).
11. Qualifikationsprofil „Bachelor Erziehungswissenschaft" [Electronic resource]. URL: https://www.philso.uniaugsburg.de/lehrstuehle/paedagogik/dateien/Qualifikationsprofil 30 1
.pdf#hier (accessed 28.10.2016).
12. Tätigkeitsbericht 2014. Hochschulrektorenkonferenz, Bonn, 2015. 76 p. [Electronic resource]. URL: https://www.hrk.de/fileadmin/redaktion/hrk/02-Dokumente/02-10-Publikationsdatenbank/Arbeitsbericht 2014.pdf (accessed 28.10.2016).
© Орлова О.А., Соткина С.А., 2016
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Орлова Ольга Алексеевна - кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой иноязычной профессиональной коммуникации, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT AUTHORS
Orlova Olga Alexeevna - PhD (Philology), Associate Professor, Head of the Department of Foreign Language Professional Communication, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhni Novgorod, Russian Federation, e-mail: [email protected]
Соткина Светлана Александровна - кандидат географических наук, заведующий кафедрой географии, географического и геоэкологического образования, Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, Российская Федерация, e-mail: [email protected]
Sotkina Svetlana Alexandrovna - PhD (Geography), Associate Professor, Head of the Department of Geography, Geographical and Geo-environmental Education, Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University, Nizhni Novgorod, Russian Federation, email: [email protected]