Научная статья на тему 'Гуманистический потенциал французской школьной географии'

Гуманистический потенциал французской школьной географии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
475
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука и школа
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ / HUMANISTIC GEOGRAPHY / КОМПЛЕКСНОЕ СТРАНОВЕДЕНИЕ / INTEGRATED CULTURE STUDIES / "ГЕОГРАФИЯ ЧЕЛОВЕКА" / "HUMAN GEOGRAPHY" / РЕФОРМИРОВАНИЕ / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / REFORMS / CURRICULUM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кошкина С. Ф.

В статье рассматриваются истоки гуманистической географии, концепции французской школы «географии человека». Автор подчеркивает, что содержание курса географии во Франции строится на гуманистическом принципе, на комплексном страноведческом подходе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HUMANISTIC POTENTIAL OF THE FRENCH SCHOOL GEOGRAPHY COURSE

The article examines the background of humanistic geography and the conceptions of the French school of «human geography». The author argues that the contents of the geography course in France are based on the humanistic principle and cross-cultural approach.

Текст научной работы на тему «Гуманистический потенциал французской школьной географии»

#

8. Kourilova M. Communicative characteristics of reviews of scientific papers written by non-native users of English // Endocrine Regulations. - 1998.

- Vol. 32. - P. 107-114.

9. Buckingham J., Nevile M. A model of citation options // ARAL. - 1997. - Vol. 20 (2). - P. 51-66.

10. Park C. New variant PhD: The changing nature of the doctorate in the UK // Journal of Higher Education Policy and Management. - 2005. - Vol. 27 (2). - P. 189-207.

11. Canagarajah A. S. Resisting linguistic imperialism.

- Oxford: Oxford University Press, 1999. - P. 216.

12. Gosden H. "Why not give us the full story?": Functions of referees' comments in peer re-

views of scientific papers // Journal of English for Academic Purposes. - 2003. - Vol. 2. -P.87-101.

13. Lee A., Kamler B. Bringing pedagogy to doctoral publishing // Teaching in Higher Education. -2008. - Vol. 13 (5).

14. Belcher D. Seeking acceptance in an English-only research world // Journal of Second Language Writing. - 2007. - Vol. 16 (1). - P. 1-22.

15. Jonsson S. On academic writing // European Business Review. - 2006. - Vol. 18 (6). P. 479490.

16. Robins L., Kanowski P. PhD by publication: A student's perspective // Journal of Research Practice. - 2008. - Vol. 4 (2). - Art. M3.

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ФРАНЦУЗСКОЙ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ

HUMANISTIC POTENTIAL OF THE FRENCH SCHOOL GEOGRAPHY COURSE

С. Ф. Кошкина

S. F. Koshkina

В статье рассматриваются истоки гуманистической географии, концепции французской школы «географии человека». Автор подчеркивает, что содержание курса географии во Франции строится на гуманистическом принципе, на комплексном страноведческом подходе.

The article examines the background of humanistic geography and the conceptions of the French school of «human geography». The author argues that the contents of the geography course in France are based on the humanistic principle and cross-cultural approach.

Ключевые слова: гуманистическая география, комплексное страноведение, «география человека», реформирование, содержание образования.

Keywords: humanistic geography, integrated culture studies, «human geography», reforms, curriculum.

География как наука и общеобразовательная дисциплина на современном этапе все больше ориентируется на человека. Такая гуманизация географии находится на магистральном направлении общеобразовательной реформы в России. Ее важной составной частью стала разработанная в 1992 г. программа «Обновление гуманитарного образования в России». Она ориентирована на ценности мировой и отечественной культуры и задачи создания подлинно гуманистического и демократического общества в России.

В контексте модернизации российского образования разработан федеральный компонент государственного стандарта общего образования с учетом воспитательного потенциала и социально-гуманитарной направленности содержания образования.

Сквозным концептуальным направлением развития «новой» географии является ее «очеловечивание», гуманизация. По мнению В. Д. Сухорукова, «суть геогуманисти-

ческих представлений заключается в том, что земная поверхность, как и все остальное в пространстве, преломляется через культурологическую и личностную сенсорику традиций и воображений» [1, с. 18].

Задача усиления гуманистической направленности школьного образования формулируется в ряде национальных и международных документов и в многочисленных публикациях. Основные положения обновления содержания общего образования изложены в книге, изданной ЮНЕСКО «Содержание образования. Мировые перспективы развития от наших дней до 2000 г.». «Образование должно быть прежде всего фактором развития сознания, а отнюдь не инструментом индоктринации. Мы имеем прежде всего осознание моральных, духовных, эстетических ценностей, составляющих цели существования человека. В числе этих ценностей - достоинство человека, любовь к ближнему, гармония с природой, то есть ценности, которые способны возрождаться и обновляться в каждую новую эпоху» [2, с. 159].

Ф

$

В этом русле происходит процесс гуманизации школьной географии, которому в большинстве зарубежных стран уделяется повышенное внимание.

Такая тенденция характерна для периода обновления содержания школьной географии в России. По мнению И. Н. Корнева, «проектирование идей культурологической парадигмы в школьную систему обучения географии вызывает необходимость разработки ее социокультурной составляющей, которая должна пронизывать все элементы методической системы обучения, трансформируя ее цели, содержание, принципы, методы» [3, с. 39].

По словам академика В. П. Максаковского, «в последнее время школьная география вступает в эпоху своего "ренессанса". Приходит осознание того, что это единственный предмет, относящийся одновременно к естественному и гуманитарному циклам учебных дисциплин и, следовательно, охватывающий всю триаду: "природная среда - человек - общество"; что это единственный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий комплексное, системное представление о Земле как о планете людей» [4, с. 12].

По мнению профессора Я. Г. Машбица, «география -это единственная наука, имеющая два "крыла" - общественное и природное» [5, с. 20].

Одним из самых популярных направлений современной западной географической науки является «гуманистическая» география, которая стала частью общего процесса гуманизации общественной науки в Западной Европе. Этот процесс связан с пробуждением и ориентацией на донаучные и альтернативные формы познания человека, пришедшие на смену сциентистским путям. «Гуманистическое» направление убедило географов в том, что исследование человека должно быть целостным и учитывающим его внутренний мир.

Истоки «гуманистической» географии уходят своими корнями в XIX в. Особое влияние на ее развитие оказала французская географическая школа, которая отличается особым вниманием к человеку и циклам его жизнедеятельности. Недаром ее называют «география человека». Один из создателей этой школы - Видаль де ла Блаш считал ядром страноведческих характеристик так называемый «образ жизни». Французские географы традиционно отождествляют его с приспособлением людей к территории и к ее конкретным природным условиям.

По определению Видаля де ла Блаша, «география человека» предполагает «изучение взаимоотношений земли и человека и обратно, роли человека как фактора, изменяющего географическую среду» [6, с. 12].

Таким образом, признание человека географическим фактором первого порядка, одним из наиболее мощных агентов изменения поверхности земного шара ставит географию в непосредственную связь с гуманитарными науками.

В концепции французской школы современных «гуманистических» географов привлекают следующие положения:

- Антропоцентризм. Человек ставился в центре исследований французских географов.

- Холистический подход. Стремление к целостному познанию географических объектов.

- Акцентирование внимания на внешних, пейзажных особенностях географических объектов. Стремление передать непосредственное впечатление от облика местности, нарисовать «лицо» и жизнь некоторого пространства земли в региональных описаниях.

Данные черты актуальны и присущи работам современных «гуманистических» географов.

Западные географы-методисты давно в центр внимания содержания школьной географии ставят человека. Наиболее ярко эта тенденция представлена в содержании школьного географического образования во Франции.

Анализ учебных программ и учебников по географии позволяет выявить основные положения школьной географии во Франции.

География представлена на всех ступенях образования. Традиционно во Франции преподавание географии интегрируется с историей. Значение этой междисциплинарной связи обусловлено ролью историзма для географии, важностью выявления генезиса населения, хозяйства, природной среды, а также черт и традиций прошлого в настоящем.

«Очеловечивание» всего содержания школьной географии, попытку проследить весь ход географических процессов «через человека» демонстрируют многие французские учебники по географии.

Такая гуманистическая идея часто отражается уже в их заголовках. К примеру, учебник для начальной школы (1-3-й год обучения) издательства SEDRAP называется «Мир для нас!» ("A nous le monde!"). Этот курс разработан для детей в возрасте от 8 до 11 лет, включает такие дисциплины, как история, география, гражданское воспитание, в результате которого учащиеся получают гуманистическое образование (l'éducation humaine) [7].

Обучение детей географии происходит через такие понятия, как ландшафт, море, река, лес, горы, пейзаж, а также пространства города, деревни, квартала, дома, домашнего двора. Таким образом, создаются условия, обеспечивающие преподавание географии на конкретном жизненном опыте.

Особое внимание в школьной географии Франции уделяется изучению родной страны. Структура предмета сформирована так, что география Франции рассматривается на протяжении всего обучения - на младшей, средней и старшей ступенях (в начальной школе до выпускного класса лицея).

В начальной школе знакомство со своей страной ограничивается общим взглядом на Францию, на ее место в Европе и в мире в эпоху глобализации. На уроках по гражданскому воспитанию ученики узнают, что значит быть гражданином в своей коммуне (коммуна - низшая единица административно-территориального деления Франции) и стране в целом.

$

В курсе начальной школы изучаются развитие природной среды, заселение и хозяйственное освоение территории, изменение природных и антропогенных ландшафтов.

В коллеже (среднем учебном заведении) происходит переход к мировому масштабу: в 6-м классе (нумерация классов обратная) изучаются размещение населения мира, типы ландшафтов, в 5-м классе изучаются части света (Африка, Азия, Америка). В 4-м и 3-м классах рассматривается Европа, некоторые районы и города Франции, заморские территории и департаменты.

В лицее (вторая ступень среднего образования) учебник по географии для 2-го класса называется «Люди и Земля», в 1-м классе - «Франция в Европе и в мире» [8].

Учебники Франции учитывают возрастные особенности учеников. Для российских методистов представляет интерес познавательно-информационное содержание школьных учебников по географии.

Французские географы-методисты принимают во внимание происходящие смены познавательных интересов современных учащихся. Так, в подростковом возрасте, согласно возрастной психологии, интерес смещается на мир людей, условия их жизни в разных частях планеты, в различных природных и социально-экономических условиях. Такая страноведческая составляющая помогает дать более полную и разностороннюю географическую характеристику стран и регионов, помогая сформировать не только пространственную, но и образную картину мира.

Реализация сущности географии через комплексное страноведение представляет одну из самых важных линий развития целостной системы географических наук.

В российских учебниках географии 7-9-го классов усиливаются элементы страноведения. По мнению известного методиста В. А. Щенева, «современное страноведение рассматривается как комплексное, однако эта комплексность в учебниках и в школьной практике реализуется недостаточно отчетливо. Нуждается в дополнительном анализе и уточнении специфика способов изучения страноведческого содержания» [9, с. 28]. Поэтому опыт французской школьной географии представляет для нас интерес.

Содержание французских учебников направлено на формирование такого важного компонента, как формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности.

В рамках целостного учения об организации пространства, где протекает жизнь человека во всех ее проявлениях, география синтезирует естественно-исторический, экономический и социальный подходы.

Доказано, что наиболее благоприятные предпосылки для формирования опыта эмоционально-ценностного отношения к миру, к деятельности существуют в личностно-ориентированной системе обучения, поскольку именно она направлена на развитие ученика с учетом его жизненных ценностей, потребностей, намерений.

Современные учебники географии во Франции интересны своим оригинальным методическим аппаратом, направленным на решение важных задач - научить школьников учиться, привить им навыки самообразования, развить творческие способности, а через знания прокладывается путь к воспитанию чувства любви к своей стране, ее провинциям, ответственности за состояние окружающей природной среды и необходимости разумного рационального хозяйствования на ее территории.

В новых образовательных стандартах в российской школе предлагается усилить воспитательный аспект образования. Создается специальная программа, направленная на развитие и воспитание ученика.

Реформирование российской школы и школьной географии находится в русле тех же реформ, которые происходят во Франции. По мнению академика А. А. Кузнецова, «новыми функциями стандарта являются формирование российской (гражданской) идентичности; гуманизация образования и всей школьной деятельности; обеспечение сочетаемости, сопоставимости российской и передовых зарубежных систем общего образования» [lO, с. 5]. Это обстоятельство создает благоприятные условия для взаимного обмена опытом между Россией и Францией.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сухоруков В. Д. Гуманизация современной географии // География и экология в школе XXI века. - 2008. - № 8. - С. 18-22.

2. Вульфсон Б. Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века. - М.: УРАО, 1999.

3. Корнев И. Н. Культурологическая парадигма образования и школьная география // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2004. - № 1. - С. 37-43.

4. Максаковский В. П. Преподавание географии в зарубежной школе. - М.: Владос, 2001.

5. Машбиц Я. Г. Комплексное страноведение. -Смоленск: СГУ, 1998.

6. Vidal de la Blache P. Principes de Géographie humaine. - Paris: Colin, 1922.

7. A nous le monde! Histoire-géographie-éducation civique-sciences: Cycle 3: 1re année CE2.- Lucon: SEDRAP, 2000.

8. Histoire-géographie, éducation civique: programmes et accompagnement. - Paris: Centre national de documentaton pédagogique, 2002.

9. Щенев В. А. Цивилизационный подход в школьном курсе географии материков и океанов // География в школе. - 2009. - № 9. - С. 28-35.

10. Кузнецов А. А. О стандарте второго поколения // География в школе. - 2009. - № 3. - С. 3-6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.