ОТРАЖЕНИЕ В СОДЕРЖАНИИ ШКОЛЬНОЙ ГЕОГРАФИИ ФРАНЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО ПРИНЦИПА ОБУЧЕНИЯ
LOCAL LORE PRINCIPLE REALIZATION IN THE SECONDARY SCHOOL OF FRANCE GEOGRAPHY CONTENT
С. Ф. Кошкина
В статье рассматривается краеведческий принцип в преподавании географии во Франции, его роль, реализация в общеобразовательных учреждениях Франции и возможности использования положительного опыта при разработке стратегических направлений развития образования в России.
Ключевые слова: краеведческий принцип обучения, компетенция, реформирование образования, знания, умения.
Всесторонний анализ накопленного опыта в области образования во многих странах мира, в том числе и во Франции, представляет для российского образования не только теоретический интерес, но и практическую ценность. Благодаря культурной, ментальной, исторической близости двух стран возникают основания для использования положительного французского опыта. Общность педагогических целей и задач, сходство решаемых проблем, поставленных обществом перед общеобразовательной школой, обуславливает необходимость углубленного изучения реформ во Франции при разработке стратегических направлений развития отечественного образования.
Обращаясь к педагогическому опыту Франции, мы ставим цель не перенять опыт как таковой, а использовать его наиболее ценные идеи, применяемые в период модернизации образования в России. Реформирование современного российского образования в наши дни направлено на согласование с западными стандартами (например, соблюдение положений Болонской конвенции) для упрочения места России в ряде ведущих стран мира, для поддержания престижа государства с высоким уровнем культуры, науки и образования.
Выпускник школы должен обладать нужными для этого знаниями, составляющими целостную картину мира, навыками и умениями осуществлять различные виды деятельности - учебную, трудовую, эстетическую, исследовательскую, он должен иметь критическое мышление, должен уметь пользоваться современными информационными технологиями, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству как в своей стране, так и на международном уровне, быть патриотом своей страны и в то же время человеком мира.
Волна реформ в области образования в странах Европы прошла во второй половине XX в. Задачи такого об-
S. F. Koshkina
The article covers the local lore principle in teaching Geography in France, its role, its realization in secondary education institutions of France and the opportunities of application of positive experience in working out the strategies of educational development in Russia.
Keywords: local lore teaching principle, competence, school education reformation, knowledge, skills.
разования были разработаны Комиссией ЮНЕСКО под руководством бывшего министра образования Франции Эдгара Фора. Они представлены в докладе «Учиться быть» в виде концепции образования. Основные положения были определены так:
1. Учить учиться и пользоваться знаниями, то есть получать образование в течение всей жизни.
2. Учить делать дело, научиться в рамках как формального, так и неформального социального опыта справляться с разными ситуациями и работать в команде.
3. Учить жить вместе, укрепляя плюрализм, взаимопонимание, мир.
4. Учиться быть, то есть развивать свои личностные качества [1, с. 32].
На современном этапе развития образования каждый школьник должен получить не только сумму знаний, но и развить свои творческие способности, чтобы не только пользоваться знаниями, но и продолжать получать и развивать их всю свою жизнь.
Все выпускники образовательных учреждений должны овладеть целым рядом компетенций:
• социально-политическими, которые позволят человеку реализовать активную позицию в жизни в многокультурном обществе;
• коммуникативными, которые дадут возможность эффективно общаться, устанавливать деловые контакты, сотрудничать, взаимодействовать в команде и т. д.;
• информационными, включающими в себя умения поиска, отбора, представления информации, решения профессиональных задач с помощью ИКТ;
• личностными, связанными с умением ставить и реализовывать жизненные цели, со способностью эффективно использовать собственные ресурсы.
Европейские интеграционные тенденции развития образования во Франции основаны на стратегии интер-
национализации, которая способствует укреплению национальных приоритетов и обеспечивает сохранение национально-культурной самобытности при соответствии наивысшим мировым образовательным стандартам.
Образовательная реформа во Франции направлена на решение таких задач, как:
• адаптация образовательной системы к постиндустриальному развитию общества;
• разработка национальных и интернациональных стандартов;
• повышения качества образования.
В России даже в рамках модернизации образования сохраняется традиционный краеведческий принцип обучения. Однако этот принцип требует дальнейшего развития. А для этого важен опыт других стран, в частности Франции.
Для понимания сущности краеведения обратимся к общепризнанному его определению как изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов с их ближайшим окружением [2, с. 12].
Региональному компоненту образования во Франции уделяется особое внимание, в его составе лидирующее положение занимает география региона (la géographie régionale) и школьный компонент (la géographie locale).
Специфика предмета «География» выражается в пространственной, страноведческой и регионоведческой направленности.
География представлена на всех ступенях образования, но неодинаково.
Краеведческий принцип достаточно полно отражен во французских школьных учебниках.
Изучению родной страны во Франции уделяется особое внимание, рассматривается на протяжении всего обучения.
Именно на краеведческий принцип в преподавании географии делают акцент особенно в начальной школе.
Обучение детей географии происходит через такие понятия, как ландшафт, пейзаж, море, река, лес, горы, а также пространства города, деревни, квартала, дома, домашнего двора. Таким образом, создаются условия, обеспечивающие преподавание географии на конкретном жизненном материале.
При изучении «своего края», «своей местности» у учащихся формируются правильные представления о многих объектах, явлениях, процессах, которые в свою очередь служат основой для формирования понятий, недоступных для непосредственного наблюдения. Тем самым краеведческий принцип дает возможность строить преподавание географии согласно дидактическому правилу: «От известного к неизвестному, от близкого к далекому».
Благодаря краеведению в географии решается важная педагогическая проблема - соединение обучения с жизнью. Изучая свой край, учащиеся видят природную среду, жизнь людей, наблюдают процессы развития и взаимосвязи компонентов природы, результаты хозяйствен-
ной деятельности человека, то есть происходит комплексное изучение территории на географической основе.
Таким образом, обучение в школе проходит с позиций комплексного географического краеведения, изучающего взаимосвязи природных и социальных явлений.
Основными наиболее действенными и распространенными формами школьного краеведения являются экскурсии и походы в природу, на производство, к памятным историческим, архитектурным и литературным местам, что свидетельствует об усилении культурологической составляющей в обучении географии.
Таким образом, краеведение, являясь одним из средств осуществления метапредметных связей в преподавании, способствует преемственности в знаниях, которые важны не только как возможность познакомить учащихся с разными результатами связей явлений в природе и событий в обществе, но и расширить их страноведческую компетенцию.
Через знания прокладывается путь к воспитанию чувства любви к родному краю, «малой родине», чувства ответственности за состояние окружающей природной среды и необходимости разумного рационального хозяйствования на ее территории.
Таким образом, основными чертами краеведческого курса в начальной школе являются:
• интегративность, формирующая у учащихся целостное восприятие региона на основе более глубоких представлений, полученных ими при изучении географии, истории;
• воспитательное значение;
• выбор деятельностного подхода в качестве ведущего начала, что способствует самостоятельной или групповой исследовательской деятельности учащихся.
Дальнейшая реализация краеведческого принципа во французской школе происходит при изучении родной страны в средней школе, включающей два цикла: коллеж и лицей.
Анализ общеобразовательной программы по географии свидетельствует о различных подходах к структуре и содержанию этого курса.
В 6-м классе коллежа (нумерация классов обратная, чем в России, соответствует 5-му классу в отечественной школе) рассматривается территория, где расположено учебное заведение (в городе, сельской местности), затем квартал, где живут учащиеся. Далее составляется маршрут, как добраться до школы. Учащийся должен составить план-схему. Для выполнения задания ученикам предлагаются ссылки на интернет-ресурсы, где можно увидеть аэрокосмические снимки местности, транспортную схему квартала и т. п. Далее представлена коммуна, департамент и, наконец, регион, где находится учебное заведение, согласно административно-территориальному делению Франции. Учащемуся предлагается пошаговое самостоятельное «открытие» для себя местности, где он живет. Такой подход показывает органичную связь образования и жизни. Доказано, что обучение достигает своих образовательных и воспитательных целей при условии, что оно от-
ражает реальную действительность, учит школьника находить занимательное в том, что его окружает, показывая на практике связь науки с жизнью. Далее перед взором учащихся представлены космические снимки Франции, Европы, континентов и океанов и, наконец, планета Земля [3]. Такая поэтапная «игра масштабов» позволяет учащимся самим сделать открытие, совершив виртуальное путешествие в пространстве. Данная технология строится на превращении информации в знания благодаря личному опыту ученика по исследованию территории под руководством учителя. Яркими иллюстрациями современных школьников уже не удивишь, поэтому важно найти им оптимальное место на уроке для повышения мотивации к изучению географии, для расширения их кругозора. Таким образом, создается основа системы географического образования, которая охватывает микроуровень (свою местность), мезоуровень (территорию региона) и макроуровень (территорию страны, мира) восприятия окружающей действительности.
Таким образом, краеведческий подход позволяет воспитать у учащихся коллежа своеобразное «чувство территории», которое впоследствии расширяется для восприятия многоликого мира.
В 5-м классе рассматриваются проблемы современности, такие как ресурсообеспеченность, демографическая политика, экологические проблемы в мире и во Франции [4]. В наше время информацию человек получает из разных источников. На урок ученики приходят с собственными представлениями, часто с неполными или даже неправильными. Задача учителя состоит в упорядочивании и систематизации обрывочных сведений. Именно в процессе обучения в современном обществе основной функцией учителя становится обучение детей работать с информацией: ориентироваться в информационном пространстве, искать, получать ее, критически оценивать, перерабатывать, использовать для решения поставленных познавательных задач как на глобальном уровне, так и в масштабе своей страны, региона.
Изучение Франции в 4-м классе коллежа происходит с позиции комплексного страноведения, решая три задачи: выявление фактов, их объяснение, прогнозирование.
В этом курсе подробно рассматривается административно-территориальное деление Франции, роль местных, региональных властей и государства. Особое внимание уделяется Парижскому региону и региону, где находится данное учебное заведение [5].
Наиболее детальное, подробное изучение страны, ее регионов, региональной политики, устройства территории предусмотрено в 1-м классе лицея.
На завершающем этапе обучения географии (в 1-м и выпускном классе лицея) на передний план выходит проблемное страноведение, когда прослеживаются связи между регионом, страной и миром [6]. Лицеисты уже готовы к исследованиям и глобальным выводам по поставленным проблемам. На этом этапе проводятся регионально-краеведческие уроки сопоставляющего характера, дискуссии, диспуты, круглые столы, «деловые, социальные» игры. В этом случае закрепляются общетеоретические знания, появляется понимание практической значимости рассматриваемой проблемы.
Таким образом, в содержании школьного географического образования во Франции краеведческий принцип отражен наиболее полно. Французский школьник на протяжении всех лет обучения осознает свою позицию гражданина в своей местности, в масштабе страны, Европы и мира в целом.
Сохранение, развитие, обогащение национальных традиций и ценностей во всех сферах общества, но особенно в сфере образования и воспитания подрастающего поколения, являются очень актуальными в период реформирования отечественной школы с ориентацией на укрепление ее самобытности на основе единства национальных и мировых идеалов и ценностей. Этот фактор создает благоприятные условия для обмена опытом между Россией и Францией.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Делор Ж. Образование: необходимая утопия // Педагогика. 1998. №. С. 32-47.
2. Большая энциклопедия. Т. 24. М.: ТЕРРА, 2006. С. 12.
3. Histoire-Géographie 6. Sous la direction de A.-M. Hazard-Tourillon, Nathan, Paris, 2009.
4. Histoire-Géographie 5. Sous la direction de Vincent Adoumié, Hachette, Paris, 2010.
5. Histoire-Géographie 4. Sous la direction de Sandrine Lemaire, Hachette, Paris, 2011.
6. Géographie 1L/ES/S. C.Lienhardt, J.Picollier. France et Europe dynamiques des territoires dans la mondialisation, Hachette, Paris, 2011.