Ю. В. Мингереш
К ВОПРОСУ ОБ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ РОССИИ ВО ФРАНЦИИ В 20—70-х годах XX в.
Изучение истории России во Франции является старинной традицией, которая уходит своими корнями в XVIII в. Изначально вызванное интересом просвещенных французов того времени к России [1], оно нашло свое выражение в трудах таких великих французских просветителей, как Вольтер и Дидро, работы которых познакомили с Россией широкий круг европейских читателей. Позднее к ним присоединяются А. Леруа-Болье [2, 1.1—2] и А. Рамбо [3]. После 1880 г. между Францией и Россией происходит сближение, завершившееся заключением союза в 1893 г., что также благотворно сказалось на развитии научных изысканий.
С этого времени начинают открываться кафедры истории славянского мира и курсы, в частности, русского языка, литературы и истории. В 1840 г. они создаются в Коллеж де Франс, в 1876 г. — при Школе живых восточных языков, в 1982 г. — в университете г. Лилля, в 1902 г. —в Сорбонне.
Первая мировая война, революция 1917 г. в России и период между двумя мировыми войнами резко сузили франко-русские научные контакты. Тем не менее до полного их замораживания дело не дошло. Это отчетливо прослеживается на примерах развития научных изысканий по истории России во французских институтах и центрах в период с 1917 г. по 70-е годы ХХ в.
Толчок к изучению русской истории во Франции дал созданный в 1920 г. Парижский институт славянских исследований, который определяет первый период по изучению истории России с 1917 г. по 1940 г. До 1952 г. именно этот институт был основным центром изучения СССР. В это же время в Сорбонне открылась кафедра истории и цивилизации славян. Изучение русской истории в Сорбонне становится одним из ведущих научных направлений и не прекращается до сегодняшнего дня. В период с 1917 по 1938 г. в новом журнале «Monde slave», выходившем почти без перерыва, появилось много статей по русской истории. В числе авторов журнала, занимающихся изучением истории России, были и русские эмигранты. Среди них выделялся Борис Нольде [4].
В межвоенный период во Франции была издан новый труд трехтомной «Истории России» [5], авторский коллектив которого возглавили П. Н. Милюков, Ш. Сеньобос и Л. Эйзенман, по ней учатся в университетах Франции до сих пор. К сожалению, талантливый авторский коллектив в дальнейшем не продолжил своих изысканий.
Второй период, определяемый нами как период затишья, был связан с событиями Второй мировой войны и оккупации Франции нацистами. Но и тогда, в сложнейших условиях, изучение России не прекращалось. Многие студенты ходили на лекции Р. Лабри, который, коментируя старые тексты о жизни крестьянства, часто использовал курс истории В. О. Ключевского [6, с. 231]. Несколько литераторов и историков-русистов сумели создать после Второй мировой войны группу исследователей переходного периода включая историю СССР. Наиболее известными этих исследователей были А. Мейе и А. Вайян [7, с. 181].
© Ю. В. Мингереш, 2010
Послевоенный период — с 1945 г. по 1970-е годы — третий период в развитии славистики во Франции. Несомненно, возобновлению интереса французских историков к истории России — СССР во многом способствовали итоги войны и тот решающий вклад, который внесли советские люди в разгром нацизма и фашизма. В послевоенный период в ряде учреждений Франции наблюдалась тенденция объединения французских специалистов-советологов в различные центры и группы. Создавались секторы и отделения, занимавшиеся историей советской России. В этот период отмечается изменение взглядов на изучение России во Франции, прослеживается стремление к проблемному и комплексному изучению истории советского общества [8].
Большое влияние на русистику1 в первые послевоенные десятилетия оказала Школа «Анналов». Ее представители Л. Февр и М. Блок создали неопозитивистское направление, призывающее рассматривать события прошлого в комплексе, с учетом не только социальной, политической и экономической обстановки, но и юридических, культурных, языковых и других отношений. Кроме того, школа «Анналов» пропагандировала независимость исторической науки от политики [9].
Благодаря интересу к России впервые в истории Министерство народного образования Франции ввело преподавание русского языка в некоторых лицеях и создало агрегацию по русскому языку (для подготовки преподавателей), одновременно увеличив число кафедр славянских (прежде всего русского) языков и литературы в университетах. Заметим, что во Франции вся система изучения русского языка и литературы образует ту необходимую базу, на основе которой только и может успешно развиваться изучение истории славянских народов и, в частности, российской истории.
Система высшего образования во Франции, направленная в основном на подготовку студентов к экзаменам и конкурсам на звание преподавателя, предоставляет возможность специализации для студентов лишь в том случае, когда у них изначально имеется знание соответствующего иностранного языка. Если студент не владеет этим языком, ему трудно выучить его одновременно с требующими много времени на подготовку историческими дисциплинами. Соответственно по русской истории можно специализироваться только после сдачи экзамена на agrëgë (агреже)2 [6, с. 232]. Таким образом, французам была дана возможность познакомиться с культурой и историей Советского Союза. Благодаря этому изменилась вся атмосфера изучения русской истории. Теперь история России становится отдельной дисциплиной на кафедрах ряда университетов.
Как говорилось выше, в новых научных учреждениях, созданием которых была отмечена культурная жизнь Франции после 1945 г., резко выросло число занимающихся изучением России. Так, рядом с Институтом славяноведения в рамках старых организаций возникли новые центры изучения СССР, формально независимые, но сохраняющие постоянную связь с головным учреждением, такие, как упоминавшиеся Школа живых
1 Русистика — комплекс наук о русском языке, русской культуре, русской литературе, русском народе, русской истории. В разговорном употреблении термин «русистика» используется как сокращенное наименование лингвистической русистики. Русистика охватывает изучение русского языка и литературы, методику преподавания этих дисциплин, изучение русской речевой культуры и коммуникации носителей русского языка с носителями других языков. Русистика как составная часть входит в славистику.
2 Агреже (франц. адтеде, буквально — принятый в общество), ученая степень, введенная во Франции в 1808 г. и дающая право преподавать в лицее (среднем учебном заведении), а также на естественнонаучных и гуманитарных факультетах университетов. Для получения степени необходимо завершить курс университетского образования (4—5 лет — в зависимости от специальности), сдать дополнительно ряд экзаменов по избранной специальности и, как правило, подготовить и защитить дипломную работу. Диплом агреже по научному уровню примерно эквивалентен диплому, который у нас в стране получают выпускники университетов после защиты дипломной работы.
восточных языков, Центр по изучению СССР и славянских стран, кафедра истории и цивилизации славян, созданная в Сорбонне.
Торжественно открытый в 1923 г. Институт Славяноведения действительно стал — в соответствии с замыслами тех, кто его создал, —центром научных исследований. Здесь специалисты разных областей славяноведения тесно сотрудничали и дополняли друг друга, молодые слависты, как французские, так и иностранные, определяли темы своих исследований, могли встречаться и обмениваться знаниями, мнениями и планами. Институт приобрел репутацию очага культурного обмена и научных исследований. Он располагает прекрасным залом для заседаний, очень богатой библиотекой, в которой имеются фонды старых книг. В Институте осуществляется публикация трудов в различных сериях (коллекциях), носящих скорее филологический, литературный характер, но и история, в частности русская, занимает в них большое место [10].
Необходимо отметить, что Институт славяноведения не является учебным заведением как таковым. Он играл важную роль в области установления культурных связей как со славянскими странами вообще, так и с Советским Союзом в частности. Функции этого Института достаточно разнообразны. В частности, он давал рекомендации на предоставление стипендий лицам, направляющимся в СССР и бывшие страны социалистического лагеря для исследовательской и учебной работы. В связи с этим Институт находился в тесном контакте с Национальным центром научных исследований и Управлением культурных и технических связей с заграницей при МИД Франции [6, с. 233]. Институт издавал также ежегодник «Revue des etudes slaves» [11], первый номер которого вышел 26 марта 1921 г. В нем периодически публикуются библиография текущей славянской литературы и статьи по русской истории. Долгие годы это было единственное специализированное издание по истории, литературе и языку славянских стран[6, С. 235-236], работники Института занимались изучением общественной мысли славянских стран, исследованием их политической, экономической и социальной истории. С середины 70-х до конца 80-х годов XX в. Национальный институт славянских исследований постепенно входил в Международный комитет по изучению Советского Союза и Восточной Европы, деятельности которого были свойственны антисоветские и антикоммунистические тенденции.
В послевоенный период, когда в ряде учреждений Франции были основаны секторы, отделения или центры, занимающиеся историей, в одном из них — Школе живых восточных языков, в 1946 г. была открыта кафедра истории, географии и культуры стран Восточной Европы. В 1959 г. там появилась вторая кафедра под таким же названием. В 1971 г. Школа была переименована в Национальный институт восточных языков и культур. Этот Институт состоял из восьми отделений. Славистикой занималось Отделение Центральной и Восточной Европы, которое объединяло секции: польскую, чешскую, болгарскую, языков народов Югославии, украинскую, а также отделение СССР. При Отделении Центральной и Восточной Европы работал Центр балканских исследований. В 1979 г. к Институту был присоединен Центр по изучению народов и культур Центральной и Юго-Восточной Европы, созданный в 1970 г. в университете Париж-VII. Подготовка студентов и научная работа велись по лингвистике, литературоведению, истории, экономике, географии, праву, истории искусства славянских стран. Тем не менее основное внимание уделялось филологии.
Помимо Института славяноведения в конце 40-х годов при Сорбонне организуется Центр по изучению истории России. Ведущая роль в его работе принадлежит кафедре истории и цивилизации славян, которую с 1955 г. возглавляет профессор Р. Порталь. Центр входит в систему третьего цикла научных исследований, который предполага-
ет углубленное изучение избранной специальности и сопровождается самостоятельной научной работой, тему которой претенденты обязаны сформулировать до поступления на программу. Соискателям, успешно преодолевшим этот этап, выдается диплом о специальном высшем образовании (DESS) или углубленном образовании (DEA). В этот период Центр получает в Сорбонне помещение, где проходят семинары, размещается библиотека и необходимое оборудование. Центр имеет штат ассистентов и научнотехнических работников, а также секретариат, обслуживающий несколько институтов, административный аппарат. Эта новая организация облегчает широкое развитие научной и исследовательской работы.
Из других организаций, занимающихся изучением истории СССР в этот период, наиболее значительными следует признать созданный в 1957 г. Центр по изучению СССР и славянских стран при VI отделе Высшей школы практических исследований, возглавляемый известным Французским историком Ф. Броделем [9, с. 235-236], и созданный в 1952 г. Центр по изучению международных отношений Французского национального фонда политических наук, возглавляемый другим известным французским историком П. Ренувеном.
Отметим разделение хронологических рамок и характер исследований между этими двумя центрами. Если первый основное внимание обращает преимущественно на изучение социально-экономической истории СССР дооктябрьского и послеоктябрьского периода, то второй специализируется на вопросах международной политики после Первой мировой войны. Заслуживают внимания издания, осуществляемые центрами, привлечением по мере необходимости французских исследователей по внешней политики СССР из других университетов и научных центров[12, с.204-205].
Центр по изучению международных отношений первоначально имел пять секторов: СССР, Германии, Восточной Европы, Испании и стран Средиземноморья. Ввиду ограниченных финансовых возможностей до 1958 г. Центр не проявлял большой активности. С 1958 г. положение изменилось. Благодаря правительственным, а также частным субсидиям число секторов увеличилось, стало привлекаться большее количество сотрудников, увеличился объем печатной продукции. Центр возглавляли два директора— Ж.-Б. Дюрозелль и Ж. Мейрна, одновременно являющиеся (с 1961 г.) членами административного совета Национального фонда политических наук. В 1961 г. Центр имел следующие секторы: СССР и Китая, США, Центральной Африки. Кроме них существовали группы изучения международных отношений в Юго-Восточной Азии, на Среднем Востоке и две проблемные группы — теории международных отношений и идеологических факторов в современных международных отношениях [13, р. 170].
Исследовательская работа Центра по изучению международных отношений велась в двух основных направлениях: изучение внешней политики отдельных государств и изучение теории международных отношений. С 1950-х годов в центре внимания сотрудников сектора внешней политики СССР находился период между двумя мировыми войнами. Среди широкого круга проблем этого периода привлекали три основных направления: германо-советские отношения 1933-1939 гг., политика СССР в отношении своих западных пограничных соседей (1917-1941 гг.), франко-советские отношения (1917-1941 гг.) [14, 15]. С 1959 г. основное внимание уделяется изучению международных отношений после Второй мировой войны, в особенности взаимоотношениям стран третьего мира и бывших колоний с СССР, США, Англией, Францией и Общим рынком. В конце ноября 1960 г. состоялась специальная сессия, на которой было заслушано 16 докладов французских и иностранных исследователей [12, с. 205].
Несмотря на то, что Центр не имел собственного печатного органа, его персонал
активно сотрудничал в ряде периодических изданий. К их числу относятся «Bulletin Analytique de documentation politique, economique et sociale contemporaine» (выходит ежемесячно), трехмесячник «Revue francaise de science politique», «Cahiers du monde russe et sovietique». В серии «Саhiers de la Fondation National de science politique» [15] выходят монографические исследования, а также сборники статей по отдельным проблемам, подготовленные сотрудниками Центра.
В 1960 г. в Сорбонне был открыт Центр по изучению истории славян, выделившийся из кафедры истории и культуры славян имени Э. Дени. Большое число работ по истории, социологии и экономике готовилось в Центре по изучению СССР и Восточной Европы при Школе высших исследований по социальным наукам. С начала 60-х годов этот Центр издавал журнал «Cahiers du monde russe et sovietique», в котором нередко публиковались работы по истории и экономике восточноевропейских стран. В 1959 г. при Страсбургском университете был создан Центр по изучению СССР и восточноевропейских стран, который занимается подготовкой кадров славистов[7].
Остановимся на еще одном источнике пополнения группы историков — специалистов по истории СССР —во Франции. Это семинар профессора П.Паскаля, в недавнем прошлом одного из ведущих французских славистов, который возглавлял кафедру истории и цивилизации славянских народов Сорбонны, где преподавал в 1955-1975 гг. Паскаль охотно предоставлял своим студентам-дипломникам возможность писать выпускные работы на исторические темы.
Характеризуя деятельность общих курсов лекций в Сорбонне, отметим, что они строились с учетом развития интереса к СССР. Например, три таких курса читались профессорами кафедры истории и цивилизации славян, причем большая их часть была посвящена России. Один из этих курсов входил в программу обязательного для сдачи экзамена как на первую (лиценциат), так и на вторую (агреже) ученую степень.
Что касается Высшей школы практических исследований, то благодаря усилиям профессора Ф. Броделя (F. Braudel) из Коллеж де Франс VI отдел школы занимался исключительно научными изысканиями по истории советского периода. В 1967 г. VI отдел обогатился четырьмя новыми секторами, которые возглавили слависты. Первый сектор занимался вопросами библиографии и объяснением древних рукописей; второй (заведующий Р. Порталь) — экономическим развитием России и рабочим движением в XIX — начале XX в. Особое внимание привлекали два сектора — (заведующие А. Шамбр (A. Chambre) и Б.Керблай (B.^rblay), которые занимались изучением современного Советского Союза (экономическое и финансовое положение, деятельность колхозов и совхозов, экономическое развитие отдельных районов). Основным принципом работы Высшей школы была свобода секторов в выборе тем и специализации научных исследований. Необходимость и целесообразность рационального ведения практических занятий привела к созданию отдельных подсекторов, руководители которых вырабатывали планы совместных изысканий.
В Институте политических исследований на улице св. Гийома в это же время специальный сектор международных отношений занимался изучением истории СССР в контексте международных отношений. Институт готовил своих студентов для поступления в Высшую школу администрации, выпускающую дипломатов и высших чиновников. Главным редактором работ по истории Восточной Европы был профессор Ж. Дюрозелль (G. B. Duroselle). Институт выпустил в свет два сборники статей о советско-германских отношениях в 1933-1930 гг. и об образовании границ Советского Союза (1917-1941 гг.). В Национальной школе живых восточных языков, одном из центров подготовки переводчиков русского языка, работала кафедра истории Центральной и
Восточной Европы, возглавляемая Альфредом Фишелем, в число ее исследовательских направлений входило и изучение истории СССР.
Итак, в 20-70 годах ХХ в. историко-славистической проблематикой занимались во многих научных учреждениях и учебных заведениях Франции. В эти годы наблюдались определенные изменения в ориентации историко-славистических исследований, увеличивался интерес к истории СССР. Сфера интересов ученых перемещалась из области политической истории в область социальной психологии, общественной мысли, массовых движений. Однако, несмотря на заметный рост числа специалистов и на увеличение печатной продукции, во Франции преобладали работы по отдельным проблемам истории славянских народов.
Литература
1. Lortholary A. Le mirage russe en France aux XVII siècle. Paris: Boivin, 1951. 408 p.
2. Leroy-Beaulieu A. L’Empire des Tsars et les Russes. 3 vols., Paris: Hachette, 1881-1889. 1392 p.
3. Rambaud A. Nicolas Histoire de la Russie depuis les origines jusqu’à l’annee 1877. Paris: Hachette, 1878. 238 p.
4. Nolde В. L‘Ancien Regime et la Revolution, Paris: Librairie Armand Colin, 1928. 214 p.
5. Milioukov P., Seignobos Ch., Eisenman L. Histoire de Russie: In 3 vol. Paris: Librairie Ernest Lerroux, 1932-1933.
6. Порталь Р. Изучение истории СССР во Франции // История СССР. 1959. №1. С. 229239.
7. Бовуа Д. О периодизации истории французской славистики // Методологические проблемы истории славистики. М.: Наука, 1978. С. 174-190.
8. Mazon A. Slavonic Studies in France // The slavonic review. 1946. Vol. 25. №64. P. 206-213.
9. Историография. История южных и западных славян: Сб. статей. М.: Изд-во Моск. гос. ун-та, 1987 // URL: http://historik.ru/books/item/f00/s00/z0000061/st024.shtml (дата обращения: 17.01.2008).
10. Валева Е. Л. Институт славянских исследований в Париже // Славяноведение и балканистика в зарубежных странах. М.: Наука, 1983. С. 125-146.
11. Соколова М. Н. Современные французские исторические журналы // Французский ежегодник. 1970(1972). С. 244-265.
12. Сироткин В. Г. Французский «Центр по изучению международных отношений» и его издания по вопросам внешней политики СССР // История СССР. 1964. №2. С. 204-212.
13. Мейриа Ж. О деятельности Центра за 1952-1961 гг. // Revue historique. 1961. №1. Р. 168-177.
14. Les Relations germano-sovietiques de 1933-1939 / Recueil d’etudes sous la direction de J.-B. Duroselle // Cahiers de la Fondation nationale des sciences politiques. Paris: A. Colin, 1954. 279 p.
15. Les Frontieres européennes de I’URSS 1917-1941 / recueil d’etudes sous la direction de J.-B. Duroselle // Cahiers de la Fondation nationale des sciences politiques. Paris: A. Colin, 1957, 354 p.
16. Shram St., Guillaumet J. Le communisme et le nationalisme aux pays sous-developpes. Certaines differences regionales, Paris: Hachette. 1960. 385 р.
Статья поступила в редакцию 25 марта 2010 г.