Научная статья на тему 'Конструирование памяти: можно ли забыть Наполеона, но помнить о Мономотапе'

Конструирование памяти: можно ли забыть Наполеона, но помнить о Мономотапе Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
853
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАПОЛЕОН / ШКОЛЬНЫЕ УЧЕБНИКИ / ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ / FACEBOOK / NAPOLEON / SCHOOL TEXTBOOKS / HISTORICAL MEMORY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Гладышев Андрей Владимирович

В статье рассматривается образ Наполеоновской империи во французских школьных учебниках для начальных и средних классов. Французы, формируя свой национальный миф, старались развить у школьников чувство патриотизма, соединить монархическую и республиканскую традиции, что отразилось и на образе императора Наполеона I. Собственно образ империи и императора распадается на две основные составляющие: военную Наполеон как полководец и гражданскую Наполеон как государственный деятель. Значение Наполеона для исторической памяти французов подчеркивается дискуссией, развернувшейся с осени 2010 г. на Facebook вокруг содержания школьного курса истории во Франции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEMORY DESIGNING: WHETHER IT IS POSSIBLE TO FORGET NAPOLEON, BUT TO REMEMBER ABOUT

The image of Napoleonic empire in the French school textbooks for initial and middle classes is considered in the article. Frenchmen, forming the national myth, tried to develop at pupils the feeling of patriotism, to connect monarchic and republican traditions. That was reflected in an image of emperor Napoleon I. Actually the image of empire and the emperor divides on two basic components: military Napoleon as the commander and civil Napoleon as the statesman. Napoleon's value for historical memory of Frenchmen is underlined by the discussion concerning the maintenance of a school course of history in France developed since autumn of 2010 on Facebook.

Текст научной работы на тему «Конструирование памяти: можно ли забыть Наполеона, но помнить о Мономотапе»

УДК 94(44).05+929 Наполеон I

КОНСТРУИРОВАНИЕ ПАМЯТИ:

МОЖНО ЛИ ЗАБЫТЬ НАПОЛЕОНА, НО ПОМНИТЬ О МОНОМОТАПЕ

А.В. Гладышев

Саратовский государственный университет, кафедра истории нового и новейшего времени E-mail: [email protected]

В статье рассматривается образ Наполеоновской империи во французских школьных учебниках для начальных и средних классов. Французы, формируя свой национальный миф, старались развить у школьников чувство патриотизма, соединить монархическую и республиканскую традиции, что отразилось и на образе императора Наполеона I. Собственно образ империи и императора распадается на две основные составляющие: военную - Наполеон как полководец - и гражданскую - Наполеон как государственный деятель. Значение Наполеона для исторической памяти французов подчеркивается дискуссией, развернувшейся с осени 2010 г. на Facebook вокруг содержания школьного курса истории во Франции.

Ключевые слова: Наполеон, школьные учебники, историческая память, Facebook.

MEMORY DESIGNING:

WHETHER IT IS POSSIBLE TO FORGET NAPOLEON, BUT TO REMEMBER ABOUT МОNОМОТAP

A.V. Gladishev

The image of Napoleonic empire in the French school textbooks for initial and middle classes is considered in the article. Frenchmen, forming the national myth, tried to develop at pupils the feeling of patriotism, to connect monarchic and republican traditions. That was reflected in an image of emperor Napoleon I. Actually the image of empire and the emperor divides on

two basic components: military - Napoleon as the commander - and civil -Napoleon as the statesman. Napoleon's value for historical memory of Frenchmen is underlined by the discussion concerning the maintenance of a school course of history in France developed since autumn of 2010 on Face-book.

Key words: Napoleon, school textbooks, historical memory, Facebook.

Образ наполеоновской империи занимал и занимает во французской коллективной памяти совершенно особое место. Если судить по количеству специальных веб-сайтов или произведений искусства, почтовых марок или рекламных буклетов и календарей, одеколонов или коньяков, сувенирной продукции или детских игрушек, объединений исторических реконструкторов или научных обществ, то тематика наполеоновской империи затмила по популярности даже тему Революции1. Блеск и громы эпохи побуждают энтузиастов открывать научные институты или сектора по наполеонистике от Каира до Телахаси.

Основу такой коммеморации закладывают еще в школе. Образ Наполеоновской империи во французских школьных учебниках для начальных и средних классов и стал предметом внимания в данной статье.

На страницах просмотренных (выборочно) учебников2 собственно Наполеон появляется естественно раньше империи. Образ

1 Статья логически и хронологически продолжает публикацию в предыдущем выпуске нашего сборника (см.: ГладышевА.В. Формирование исторической памяти: школьные учебники и Французская революция / / История и историческая память. Саратов, 2010. Вып. 2. С. 30-60).

2 См.: Chaulanges S., Chaulanges M. Premieres images d'histoire de France. Paris: Delagrave, 1958; Bonifacio A., Marechal P. Histoire de France. Cours moyen 1er annee. Paris: Hachette, 1964; Ballot M. Nouveau livre d'histoire de France. Paris: Colin, 1967; Grasser J., Colet R., Wadier R. Notre histoire: Cycle moyen. Paris: Hachette, 1981; Dorel-Ferre G., Chagny V. Histoire-geographie: cours elementaire 1. Paris: A. Colin, 1985; Dorel-Ferre G., Chagny V. Histoire-geographie: cours elementaire 2. Paris: A. Colin, 1985; Nembrini J.-L., Bordes J., Polivka P. Histoire CM. Paris: Hachette, 1985; Drouet J.P., Drouet M., Martinez Y., Hay R. Histoire. CM 1 -CM 2. Paris: Magnard, 1985; Belbeoch O. Histoire, geographie, education civique. CE. Paris: Belin, 1986; Bendjebbar A. Histoire de la France. Paris: Hachette, 1986; Benoit M., Charles J.-M. Histoire, geographie: au cycle elementaire. Paris: Hatier,

генерала-избавителя от несчастий революции поглощает внимание учащегося; термидорианский Конвент, Директория и, конечно, Консульство выглядят как простые исторические декорации для главного героя.

Французы, формируя, в том числе и через школьные учебники, свой национальный миф, старались развить чувство патриотизма, соединить монархическую и республиканскую традиции3. В учебниках превращение Франции из республики в империю выглядит как нечто не то чтобы само собой разумеющееся, но обусловленное обстоятельствами и обстоятельствами в первую (и единственную) очередь внешними. Это волшебное превращение проистекает из внешней опасности и «блестящих побед» генерала. «Генерал Наполеон Бонапарт после блестящих военных побед в Италии захватил власть. Затем, 2 декабря 1804 г., он был коронован в императоры»4. «В виду вражеской угрозы Французская республика окончила свое существование, передав всю власть амбициозному генералу Наполеону Бонапарту. Тот короновался императором французов в 1804 г.»5.

1987; Benoit M., Chauvin G., Des Deserts M.-C., Lalouette J. Images et memoires des frangais. Histoire: CM. Paris: Hatier, 1985; Combes J. (sous la dir. de). Histoire, geographie, education civique. Cours elementaire. Paris: F. Nathan, 1987; Bon F., Lacoste H., Lassere M., Belbeoch O. Histoire CM. Paris: Belin. 1987; Bastien L. (sous la dir. de). Histoire, cycle d'approfondissement 2e et 3e annee. CM. Une terre, des homes. Paris: Magnard, 1991; Baillat G., Boulmer-Nguyen J., Chevalier J.-P.,

Chossenot M., Demotier A., Field M., Gerard R., Rouffignac J., Szwarc E., Thibault J. Histoire. Geographie. Education civique. CE 2. Paris: F. Nathan, 1995; Fournier C., Mauras A. Histoire-geographie-education civique. Paris: Bordas, 1997; Clary M., Der-manjian G. Histoire-geographie. Paris: Hachette, 2006; Nemo J., Monneron Ph. Manuel d'histoire de France. Cycle 3. Paris: Libraire des ecoles, 2007.

3 Подр. см. Гладышев А.В. Конструирование исторической памяти и школьные учебники (опыт Франции) / / Европа. Тюмень, 2010. Вып. 9.

4 Combes J. Histoire. Geographie. Education civique. CE 1. Paris: F. Nathan, 1987. Ср. учебник для средних классов: «Бонапарт благодаря свои победам стал главой правительства, а затем, после 2 декабря 1804, короновался в Париже римским папой в императоры и стал именоваться Наполеоном I» (Drouet J.P., Drouet M., Martinez Y., Hay R. Histoire. CM 1 - CM 2. Paris: Magnard, 1985).

5 Bastien L. (sous la dir. de). Histoire, cycle d'approfondissement 2e et 3e annee. CM. Une terre, des homes. Paris: Magnard, 1991. Или: «При народной поддержке (курсив мой. - А. Г.) Бонапарт короновался в 1804 императором под

Итак, Бонапарт либо сам «захватывает» власть, либо это республика «передает» ему власть. В описании переворота 18 брюмера сам Наполеон может выглядеть главным действующим лицом6, либо, все же делается знаковая ссылка на «волю народа»7. Но в 1960-е годы, когда французы старались не разжигать политические страсти, а примирить общество, предпочитали более нейтральный вариант: «В 1804 он стал императором под именем Наполеона I. Он короновался в Париже, в соборе Нотр-Дам, в присутствии папы»8. Или: «В 1804 Бонапарт взял титул императора. Он принял имя Наполеона I. 2 декабря 1804 он коронован в Париже римским папой»9.

Собственно образ империи и императора распадается на две основные составляющие: военную и гражданскую. Наполеон как полководец - видение сверкающее, но временное, Наполеон как реформатор - картина на века. Исторический баланс: «Несмотря

именем Наполеона I и создал вокруг себя дворянство и двор, как во времена монархии» (Bon F., Lacoste H., Lassere M. Histoire CM. Paris: Belin, 1987).

6 Напр., в изложении Бенджеббара: «Что станет с Францией, если первый консул умрет? Бонапарт хотел управлять Францией 10 лет, всю жизнь, всегда. Он хотел, чтобы, как и во времена королей, после его смерти вскричали: "Наполеон умер, да здравствует Наполеон!"». И далее следует уже описание церемонии коронации с указанием нарядов Жозефины Богарне (Bendjebbar A. Histoire de la France. Paris: Hachette, 1986. Или: «Он провозгласил себя императором в 1804 под именем Наполеона I» (Baillat G., Boulmer-Nguyen J., Chevalier J.-P., Chossenot M., Demotier A., Field M., Gerard R., Rouffignac J., Szwarc E., Thibault J. Histoire. Geographie. Education civique. CE 2. Paris: Nathan, 1995).

7 Напр.: «В ноябре 1804 французы проголосовали за империю. Бонапарт стал Наполеоном I. Император был абсолютным сувереном, как и прежние короли. Он обладал всей исполнительной властью и контролировал законодательную власть. Создается новое имперское дворянство, которое в отношении сияния и блеска могло ничем не завидовать дворянству Старого Порядка» (Drouet J.P., Drouet M., Martinez Y., Hay R. Histoire. CM 1 - Cm 2. Paris: Magnard, 1985).

8 Ballot M. Nouveau livre d'histoire de France. Paris: Colin, 1967.

9 Bonifacio A., Marechal P. Histoire de France. Cours moyen 1er annee. Paris: Hachette, 1964. В 1950-е гг. можно было обойтись и без ссылки на римского папу. Как написали Шоланжи в своем первом учебнике: «Генерал Бонапарт стал императором французов. Он именовался Наполеоном I» (Chaulanges S., Chau-langes M. Premieres images d'histoire de France. Paris: Delagrave, 1958).

на все эти войны, Наполеон был для Франции великим организатором»10. Военная история империи рисуется как история судьбы лично Наполеона, произведенные же реформы описываются как достояние нации. Возможно, это связано с той шумной дискуссией о содержании школьных курсов истории, развернувшейся во Франции в конце 1970-х гг., которая и привела к акцентированию «национально-культурного достояния».

Начнем с образа полководца.

В 1960-е гг. военная судьба императора изображалась так. Сначала Наполеон одержал «великие победы», собрав никому доселе невиданную армию в 700000 человек. Упоминаются места побед: Аустерлиц, Иена, Ваграм... «К 1811 Наполеон стал главой империи столь же большой, как и у Карла Великого»11.

На самом начальном уровне дети должны запомнить лишь две великих битвы Аустерлиц и Ватерлоо: Наполеон «хочет доминировать во всей Европе. После ряда великих побед как при Аустерлице в 1805, он потерпел поражение при Ватерлоо в 1815 и умер далеко от Франции на английском острове Святой Елены посредине Атлантического океана»12. Можно расценить такой взвешенный дискурс как попытку демистифицировать национальную историю. В других же учебниках авторы все же не боятся вызвать у учеников эмоции. О. Бальбеош выстраивает логический и хронологический ряд событий в целом повторяющий схемы изложения этого материала в предшествующие годы, но при этом, указывая в конце на практическую возможность учащихся соприкоснуться с великим прошлым. Во-первых, воинственность Наполеона была вынужденной. Во-вторых, он (а вместе с ним и Франция) одно время все же был «хозяином Европы». В-третьих, во всем виноваты русские «ужасные морозы». В-четвертых, французы сражались против объединенной Европы. В-пятых, дети, и сейчас могут лицезреть останки этого великого человека в Доме инвалидов13.

10 Drouet J.P., Drouet M., Martinez Y., Hay R. Histoire. CM 1 - CM 2. Paris: Magnard, 1985.

11 Ballot M. Nouveau livre d'histoire de France. Paris: Colin, 1967.

12 Combes J. Histoire. Geographie. Education civique. CE 1. Paris: F. Nathan, 1987.

13 «Он ответил войной на войну и одержал серию побед, которая ему позволила увеличить свою империю: в 1811 г. он стал почти хозяином Европы. В 1812 г. он дошел со своей армией до Москвы, но позволил ужасной

Образ Наполеона-победителя (французы всегда побеждают геройски, а терпят поражение из-за погоды или коварства) дополняет образ Наполеона-отца солдат. «Наполеон был великим генералом. Он знал, что сказать своим солдатам, как заставить себя бояться и как заставить себя любить. Так ночью накануне сражения при Аустерлице он нанес визит своим солдатам на бивуаке. Те встретили его аплодисментами: «Маленький капрал!». Раздули костер, подняли факелы, чтобы осветить дорогу и оказать ему уважение»14. «Наполеон был «одним из самых великих полководцев за всю историю <...> Солдаты любили Наполеона как бога <...> Ему служили прославленные Мюрат, Массена, Ней»15. «Наполеон хотел, чтобы поэты и журналисты воспевали его славу. <...> Император не забыл, что он солдат, а война - его ремесло», - констатирует Бенджеббар и переходит к живописанию серого мундира, треуголки и тягот, которые император делил с простыми солдатами16.

Гордость юных французов за своих героических предков призваны вызывать подобранные цитаты из источников. Для начальных классов годится цитата из прокламации Наполеона солдатам после победы французов при Аустерлице: «Солдаты! Я доволен вами! <...> Армия в 100 000 человек под командованием императоров Австрии и России была рассеяна в течение четырех часов. Когда вы вернетесь во Францию, вам можно будет сказать: «Я был при Аустерлице», чтобы в ответ услышать: «Вот герой!»17.

русской зиме застать себя врасплох. Возвращение назад было катастрофой: солдаты умирали от холода и голода. Почти все страны Европы объединились против него. После многочисленных поражений Париж был оккупирован. В 1815 г. Наполеон был отправлен в изгнание. Наполеон умер на далеком острове Св. Елены. Двадцать лет спустя, его останки были перевезены в Париж и помещены в Дом инвалидов. Здесь можно увидеть его могилу» (Belbeoch O. Histoire, geographie, education civique. CE. Paris: Belin, 1986).

14 Chaulanges S., Chaulanges M. Premieres images d'histoire de France. Paris: Delagrave, 1958.

15 Ballot M. Nouveau livre d'histoire de France. Paris: Colin, 1967.

16 Bendjebbar A. Histoire de la France. Paris: Hachette, 1986.

17 Benoit M., Charles J.-M. Histoire, geographie: au cycle elementaire. Paris: Hatier, 1987. Впрочем, эта же цитата встречается и в курсе для средних классов. «В 1804 Наполеон с помощью папы, как и тысячу лет тому назад Карл Великий, короновался и установил свое господство в Европе, основанное на

Из учебника в учебник кочует образ «великого полководца», «великой армии»18. Но еще более должен впечатлить юных французов образ «великой империи»19. Среди причин ее краха иногда упоминается испанская герилья, символизирующая борьбу народа против иностранного владычества20, но главное - позиция Англии и русская кампания 1812 года21. При этом в 1980-х гг.

военных успехах: Аустерлиц 1805, Фридланд 1807, Ваграм 1809 <...> Знамениты такие его прокламации солдатам, как при Аустерлице: "Солдаты! Я доволен вами. Армия в 100000 человек под командованием императоров России и Австрии менее чем за четыре часа была либо убита, либо рассеяна. Когда вы вернетесь во Францию, вам можно будет сказать: "Я был при Аустерлице", чтобы в ответ услышать: "Вот герой!"» (Grasser J., Colet R., Wadier R. Notre histoire: Cycle moyen. Paris: Hachette, 1981).

18 «Армия Наполеона была самой сильной и многочисленной в Европе. Она называлась Великой Армией. Наполеон командовал ей сам» (Bonifacio A., Marechal P. Histoire de France. Cours moyen 1er annee. Paris: Hachette, 1964). «Наполеон располагал многочисленной армией называемой Великой армией. С 1800 по 1815 1600000 французов служили в ее рядах. Сила Наполеона основывалась на быстроте его пехоты, мощи артиллерии, напоре резервной кавалерии и личном таланте» (Nembrini J.-L., Bordes J., Polivka P. Histoire CM. Paris: Hachette, 1985).

19 После Аустерлица «французская армия каждый год брала ту или иную столицу Европы: в 1806 - Берлин, в 1807 - Лиссабон, в 1808 - Мадрид, в 1809 - Вену <...> Европа лежала у ног Наполеона, но оставалась еще Англия, которая царствовала на морях, одержав победу при Трафальгаре. Рим, Женева, Амстердам, Гамбург стали столицами французских департаментов» (Bendjebbar A. Histoire de la France. Paris: Hachette, 1986). «Он был одним из самых великих полководцев за всю историю. Царствовал Наполеон с 1804 по 1815, он одержал многочисленные победы. Он разбил австрийцев при Аустерлице, пруссаков при Иене и вошел в Берлин. Он также праздновал победу над австрийцами при Ваграме. В 1810 Великая империя простиралась от Пиренейского полуострова до Рейна, от Атлантики до Рима» (Bonifacio A., Marechal P. Histoire de France. Cours moyen 1er annee. Paris: Hachette, 1964).

20 Впрочем, не во всех случаях: Испанцы, «держа в одной руке крест, а в другой кинжал (что можно расценить и как символ фанатичного и коварного убийцы. - А. Г.), атаковали наших солдат» (Bendjebbar A. Histoire de la France. Paris: Hachette, 1986).

21 Эта тенденция наблюдается как в учебниках 1960-х, так и 1990-х годов. Исток всех проблем Империи заключался в Англии, которую Наполеон хотел ослабить континентальной блокадой. Для того чтобы помешать другим нациям снабжать англичан товарами, надо было стать хозяином конти-

(вероятно, в виду приближающегося 200-летнего юбилея Французской революции) акцентировался образ Наполеона - преемника и наследника завоеваний Революции: «Наполеон продолжил войны Революции. Англия была его принципиальным противником, но он не мог высадиться на ее территории. Он дрался в Европе против союзников Англии и одержал великие победы: в 1805 при Аустерлице, в 1809 при Ваграме. Но Мир не мог быть заключен потому, что суверены Европы видели в Наполеоне наследника Революции, узурпатора»22. «Франция признала Наполеона за его военный гений, работоспособность и организаторские таланты, но для абсолютистских суверенов Европы он был опасным продолжателем дела Революции. Поощряемые англичанами европейские государства образовали против Франции три коалиции. Наполеон разбил все: под Аустерлицем (1805), Иеной и Фридландом, а затем под Ваграмом. Желая ослабить Англию,

нента. Так началась «драматическая борьба с испанским народом, поддержанным англичанами». И уже совсем «безумной авантюрой» было отправляться в поход в Россию, где Великая армия потерпела тяжелое поражение (Ballot M. Nouveau livre d'histoire de France. Paris: Colin, 1967). «Но оставалось еще победить Англию. Не рискнув высадиться на островах, он тогда решил разрушить ее торговлю: введена континентальная блокада» (Nembrini J.-L., Bordes J., Polivka P. Histoire CM. Paris: Hachette, 1985). Наполеон «создал обширную империю в континентальной империи. Однако восстала Испания (1808), а мечта завоевателя о России была оставлена (1812). Англия во главе с коалицией против Республики, а затем против Империи одержала победу при Ватерлоо (1815). Она приговорила Наполеона к изгнанию и навязала французам возвращение на трон фамилии Людовика XVI» (Bastien L. (sous la dir. de). Histoire, cycle d'approfondissement 2e et 3e an- nee. CM. Une terre, des homes. Paris: Magnard, 1991). «Наполеоновский период отмечен войнами со всеми странами Европы: Англией, Пруссией, Австрией, Россией. Войска императора одержали великие победы при Аустерлице, а затем при Эйлау. Император тогда установил свою власть над большей частью континента. Но такие страны как Испания не приняли французское господство и восстали: репрессии, чинимые французской армией, были ужасными. Однако русская компания 1812 отмечает военный провал империи. Наполеон I вынужден был отречься от престола, он умер в 1821 г.» (Baillat G., Boulmer-Nguyen J., Chevalier J.-P., Chossenot M., Demotier A., Field M., Gerard R., Rouf-fignac J., Szwarc E., Thibault J. Histoire. Geographie. Education civique. CE 2. Paris: Nathan, 1995).

22 Bon F., Lacoste H., Lassere M. Histoire CM. Paris: Belin, 1987.

он ввел континентальную блокаду (экономическую войну, которая должна была уморить Англию, подорвав ее торговлю). Но европейские державы вновь объединились с Англией и разбили французов при Лейпциге, вторглись во Францию и заняли Париж (1814). Наполеон в течение года был заключенным на о. Эльба»23.

У всякого величия есть своя цена, своя оборотная сторона. Пацифистски настроенные Шоланжи в своем первом учебнике писали: «Наполеон вел войны почти непрерывно на протяжении более 10 лет. Рекруты надолго покидали свои деревни и многие, к сожалению, никогда не вернулись домой. <...> Какая душераздирающая сцена отъезда рекрутов! Многие молодые люди прятались по лесам, чтобы их не забрали в армию, а жандармерия их искала. Но крестьяне снабжали их продовольствием и вообще всячески помогали беглецам. Ни одна эпоха не была столь мучительной для материнских сердец»24. И в дальнейшем авторы, хотя и менее эмоционально ссылались на тяготы войны25. Иногда авторы даже указывают на противоречивость внешней политики Франции: «Французские армии должны были нести свободу. Но французы часто оккупировали страны, часто грабили их. Император рассматривал себя как абсолютного суверена и пренебрегал свободой народов»26. Свобода имеют абсолютную ценность, Наполеон - относительную, образ

23 Drouet J.P., Drouet M., Martinez Y., Hay R. Histoire. CM 1 - CM 2. Paris: Magnard, 1985.

24 Chaulanges S., Chaulanges M. Premieres images d'histoire de France. Paris: Delagrave, 1958.

25 «Французы платили тяжелые налоги. Все молодые французы обязаны были служить в армии» (Bonifacio A., Ma^chal P. Histoire de France. Cours moyen ^r annee. Paris: Hachette, 1964). «В течение почти 12 лет Франция вела континентальные войны, ибо Наполеон хотел стать хозяином Европы. Со своими солдатами (гренадерами) и Великой Армией он одержал заслуженные победы. Франция страдала от этих многочисленных войн, но Наполеон не останавливался» (Drouet J.P., Drouet M., Martinez Y., Hay R. Histoire. CM 1 -CM 2. Paris: Magnard, 1985). «Европа стонала и Франция также. Вот уже 20 лет как люди покинули свои деревни, 20 лет как они воюют и умирают» (Bendjebbar A. Histoire de la France. Paris: Hachette, 1986). «Войны шли беспрерывно. Чтобы обеспечить «великую армию» Наполеон должен был рекрутировать все больше и больше молодых людей. Многие умерли в сражениях» (Bon F., Lacoste H., Lassere M. Histoire CM. Paris: Belin, 1987).

26 Nembrini J.-L., Bordes J., Polivka P. Histoire CM. Paris: Hachette, 1985.

свободы выше образа императора. Война - это всегда насилие, порождающее взаимную ненависть народов. «Когда в немецких школах учитель спрашивал ученика: «Как ты расцениваешь Наполеона, корсиканца, императора французов?», то ученик отвечал: «Я рассматриваю его как отвратительное существо, как первопричину всего зла и конец всего добра»27.

Помимо прочего ссылки указание на моральную и физическую усталость французов от долгих лет непрерывных войн, на нарастание у европейских народов национально-освободительных настроений, психологически подготавливает учеников к объяснению катастрофы французской армии в России.

Иногда авторы учебников упоминают о кампании 1812 г. вскользь28, мимоходом, но, как правило, все же стараются показать школьникам всю грандиозность и невероятность задуманного императором. Это им помогают с одной стороны, сделать цифры, с другой образ ледяных равнин29. «Наполеон отправился воевать с Россией. Он вступил в Москву, находящуюся за 2500 км от Парижа. Но город загорелся, его нужно было оставить. Началась зима, шел снег. Мало пищи, мало фуража для лошадей; умирали от холода и голода. Нашим колоннам не давали покоя казаки. Какое ужасное отступление: 400 000 убитых и раненых, 100000 плен-ных!»30. «В 1812 Наполеон направился в Россию, он занял Москву, что в 2700 км от Парижа. Но его отступление зимой стало чудо-

27 Bendjebbar A. Histoire de la France. Paris: Hachette, 1986.

28 «Затем в 1812 Наполеон начал войну с Россией, Он вступил в Москву. Но вскоре должен был отдать приказ отступать. В 1814 Франция была оккупирована. В 1815 Наполеон потерпел в Бельгии при Ватерлоо окончательное поражение» (Bonifacio A., Mamchal P. Histoire de France. Cours moyen ^r annee. Paris: Hachette, 1964).

29 После взятия Москвы армия была вынуждена отступать с боями через «обширные снежные равнины». Более 500000 солдат умерло «от холода и болезней» (Ballot M. Nouveau livre d'histoire de France. Paris: Colin, 1967). «В ходе одной из войн Великая Армия была вынуждена вернуться во Францию из ледяных равнин России. Отступление из России стало смертью для тысяч солдат. Наполеон был окончательно побежден. Он закончил свою жизнь заключенным на о. Святой Елены» (Drouet J.P., Drouet M., Martinez Y., Hay R. Histoire. CM 1 - CM 2. Paris: Magnard, 1985).

30 Chaulanges S., Chaulanges M. Premieres images d'histoire de France. Paris: Delagrave, 1958.

вищной катастрофой. Побежденная страна извлекла пользу из этой ситуации. За два года Наполеон был разбит»31. «В 1812 Наполеон захотел подчинить русского царя, но потерпел крах: из 750000 человек, брошенных на огромные просторы России, 450000 исчезли. Это был сигнал для общего восстания Европы. Франция была побеждена, Париж в 1814 оккупирован»32. «Наполеон не останавливается, он идет на Россию. "А, где эта Россия?" - спрашивали французские генералы, рассматривая свои карты Европы. "Там, дальше!" - отвечали им. Наконец французы вступили в оставленную жителями Москву <...> Москва загорелась <...> Русские подожгли Москву, чтобы Наполеон остался хозяином только кучи пепла. Оставалось только отступать. Но отступать далеко, лошади вымерли, а русские непрерывно атакуют. Наступили ужасные холода. 5 ноября было еще минус 10 по Цельсию, а 29 ноября - уже минус 30. Россия стала могилой для 500000 солдат»33. «В 1812 он напал на Россию и вошел в Москву. Пожар разрушил город, и в условиях зимы французская армия должна была отступать. Отступление из России было ужасным»34.

«Ужас», «катастрофа», «могила», «крах», «кучи пепла». Иногда для усиления эффекта привлекают классиков литературы. Так, для описания отступления французов из России используется отрывок из Гюго35. И комментарии собственно самих авторов: «Диктатор в 30 лет, Наполеон стал императором в 35. Он мечтал реорганизовать Францию и завоевать Европу, чтобы распростра-

31 Grasser J., Colet R., Wadier R. Notre histoire: Cycle moyen. Paris: Hachette, 1981.

32 Nembrini J.-L., Bordes J., Polivka P. Histoire CM. Paris: Hachette, 1985.

33 Bendjebbar A. Histoire de la France. Paris: Hachette, 1986.

34 Bon F., Lacoste H., Lassere M. Histoire CM. Paris: Belin, 1987.

35 «Идет снег. Наполеон был побежден завоеванной страной. В первый раз орел ранен в голову. Печальные дни! Наполеон медленно возвращается, оставив позади дымящуюся Москву. Идет снег. Суровая зима намела кучи снега. На белой равнине не видно больше ни командующего, ни знамени вчера еще великой армии, а сегодня просто толпы. Нет более ни флангов, ни центра. Идет снег. Раненые прячутся в утробах павших лошадей: этот унылый бивуак их единственное укрытие. Видно замерзших на своем посту горнистов: <.. .> белый иней намертво приклеив их губы к медным трубам. Ядра, картечь, шрапнель, -смешались с хлопьями снега...» (Bon F., Lacoste H., Lassere M. Histoire CM. Paris: Belin, 1987).

нить в ней принципы Революции: свободу, равенство, порядок. Его аппетит завоевателя спровоцировал образование против него коалиции. Военный гений позволил ему одержать оглушительные победы (при Аустерлице) и дойти до Москвы (1812). Но «генерал зима» лишил сил великую армию»36.

Это был переломный момент. Последующие события 18131815 гг. авторы учебников излагают скупо: как будто итак все понятно37.

Используемый иллюстративный ряд отражает величие событий и людей: сцены коронации, сцены баталий (Аустерлиц, Эй-лау, Ваграм), Наполеон (беседует с солдатами, ужинает, осматривает раненых). Отдельная тема - иллюстрации к походу в Россию. Московский пожар, переправа через Березину, разнообразные изображения замерзающей (и отступающей) армии. Венчает этот иллюстративный ряд прощание Наполеона с гвардией в Фонтенбло.

Образ Наполеона не полководца, а человека и государственного реформатора до поры до времени еле просматривается за штандартами и пороховым дымом. Это может быть вскользь брошенное замечание при описании завоевания Европы38 или общие указания на «модернизацию» страны39. Иногда подчеркиваются его личные качества: «Он окружил себя двором столь же

36 Bon F., Lacoste H., Lassere M. Histoire CM. Paris: Belin, 1987.

37 Все короли Европы вновь поднялись против Наполеона. Победив в битве при Лейпциге, они вторглись во Францию. Наполеон в Фонтенбло отрекся от трона. Он сослан на о. Эльба в то время как Людовик XVIII при поддержке «трех иностранных королей» восстановил монархию (1814) (см.: Ballot M. Nouveau livre d'histoire de France. Paris: Colin, 1967). Наполеон «говорил только о реванше». Тогда Англия, Россия, Австрия и Пруссия создали союз, чтобы этот человек не смог больше торжествовать победу. В апреле 1814 г. русские вошли в Париж, и «стук копыт украинских лошадей разносился по Елисейским полям». Наполеон отправлен на Эльбу, «он вернулся к точке отсчета» (Bendjebbar A. Histoire de la France. Paris: Hachette, 1986).

38 «Всюду установлены французские законы...» (Bendjebbar A. Histoire de la France. Paris: Hachette, 1986).

39 Может быть названа и только одна реформа: «Наполеон модернизирует Францию. Создаются лицеи» (Combes J. Histoire. Geographie. Education civique. CE 1. Paris: F. Nathan, 1987). Так школьники, как бы попутно, узнают, что лицеи, в которых многим из них предстоит учиться, придуманы великим и прославленным человеком.

блистательным, что и у королей, раздавая титулы принцев, герцогов, или графов членам своей семьи или же самым прославленным своим генералам. Он женился на австрийской принцессе Марии-Луизе, от которой у него в 1811 родился сын. Наполеон мог надеяться передать корону этому ребенку, которого он сделал королем Рима. Наполеон I хотел видеть Францию хорошо организованной и процветающей. Он хотел везде навести поря-док»40. «Наполеон - прежде всего солдат, алчный до военной славы, во времена его царствования в Париж украсился монументами, которые были посвящены его победам: триумфальными арками, мостами, колонами. Наполеон доверился одному из своих министров: "Я постоянно работаю, я много размышляю. <...> Я предвижу, что может произойти. Я работаю и ужиная, и в театре. Ночь пробуждает меня работе"»41. Обращается внимание на авторитарный характер власти императора (будущим республи-канцам-борцам с тоталитаризмом это необходимо знать), тем больше юные французы должны ценить нынешние свободы. «Наполеон I управлял один. "Власть ведет наверх, доверие в сторону", - говорил он. Газеты были поставлены под контроль, полиция была повсюду. Все дети учили императорский катехизис: «Мы должны проявлять в отношении нашего императора Наполеона I любовь, уважение, преданность, верность, готовность служить в ар-мии»42. «Но хозяин Франции желал властвовать и над умами. Полиция повсюду имела своих агентов. Оппозиционеры были депортированы или расстреляны»43. «Но остается очень мало свобод, завоеванных в 1789. Полиция помещает протестующих под арест. Закрыты почти все газеты. Авторитарный и амбициозный Наполеон правил как абсолютный монарх»44.

Но образ Наполеона-реформатора формируется главным образом в отдельных обобщающих параграфах по истории Революции и Империи (там, где они есть). Когда подводятся итоги эпо-

40 Ballot M. Nouveau livre d'histoire de France. Paris: Colin, 1967.

41 Bon F., Lacoste H., Lassere M. Histoire CM. Paris: Belin, 1987.

42 Nembrini J.-L., Bordes J., Polivka P. Histoire CM. Paris: Hachette, 1985.

43 Bendjebbar A. Histoire de la France. Paris: Hachette, 1986.

44 Ballot M. Nouveau livre d'histoire de France. Paris: Colin, 1967.

хи, выясняется, что современная Франция (да и Европа тоже!) многим обязаны этому человеку.

Авторы учебников используют практически один и тот же перечень реформ, но с различными акцентами и нюансами. «Он назначал префектов, су-префектов и мэров во главе департаментов, округов и коммун. Все должны были его слушаться. Он составил <...> Кодекс Наполеона (свод правил и законов). Он создал Банк Франции: его казначейские билеты заменили ассигнаты. Он заключил соглашение с папой - Конкордат - по условиям которого, сам назначал священников. Катехизис предписывал детям Франции послушание Наполеону как их религиозный долг. Чтобы поощрить отличившихся своими военными или гражданскими заслугами он в 1802 ввел Почетный легион. <...> Он поощрял развитие промышленности и новых культур в области сельского хозяйства (картошки, табака, сахарной свеклы)»45. Учебник под общей редакцией Л. Бастейна оценивает совместный вклад Революции и империи в модернизацию Франции. Из реформ Наполеона обращается внимание, в частности, на создание Банка Франции, введение Гражданского кодекса (по которому, кстати, сообщается ученикам, что «основа общества - это семья», а «глава семьи - отец»), введение системы префектов и су-префектов -«представителей государства», наблюдающих за исполнением законов (а исполнять их, дети, надо!). С сожалением старого профсоюзного работника отмечается, что «корпорации регламентирующие труд и наем на работу были упразднены, как и само право трудящихся на ассоциации. Рабочие оставались изолированными и беззащитными. Более того, они должны были представлять от своего хозяина специальные удостоверения, свидетельствующие об их хорошем поведении»46 (а, поведение, дети, должно быть хорошее!). Чуть более расширенный перечень исторических заслуг императора дается в учебнике Ж.-Л. Нембрини: «Наполеон модернизировал Францию; он создал систему департаментских префектов, банк Франции, франк, государственные

45 Ballot M. Nouveau livre d'histoire de France. Paris: Colin, 1967.

46 Bastien L. (sous la dir. de). Histoire, cycle d'approfondissement 2e et 3e an-nee. CM. Une terre, des homes. Paris: Magnard, 1991.

лицеи, Гражданский кодекс, Почетный легион и кадастр»47. Другой учебник с участием того же автора вписывает фигуру Наполеона в долговременную историческую перспективу, представляет его как продолжателя дела Революции и одновременно указывает юным французам основные точки системы ценностных координат (уважение к закону и почитание родительского авторитета): «Император завершил объединение Франции. В каждом департаменте государство представлял префект. Гражданский кодекс зафиксировал правила, которые все французы должны были уважать. В семье он закрепил власть отца как ее главы: жена и дети должны были быть ему всецело обязаны. Здесь закреплены все великие реформы Революции: отмена привилегий, гражданский брак и т. д. Были открыты лицеи. Здесь могли учиться только дети буржуа и дворян; им здесь было предназначено стать верными слугами государства. Буржуазия и все собственники извлекали пользу из наполеоновского порядка. Они сохранили приобретенные ими в годы Революции земли дворян и церкви. Кадастр, который начал составляться, устанавливал границы каждого землевладения. Твердая монета - франк и создание Банка Франции способствовали предпринимательству. С наступлением Империи буржуазия становилась все более и более мощной: в стране доминировали банкиры и деловые люди»48.

Тот же список важнейших реформ, но с акцентом на личный вклад императора и аллюзией на уроки природоведения мы находим у А. Бенджеббара: «Наполеон Бонапарт беспрестанно публиковал новые регламенты и новые законы. <...> В каждый департамент он назначил префектов, чтобы управлять

администрацией. Он основал Банк Франции, реформировал налоги, отчеканил франк в пять грамм серебра. Он организовал лицеи и создал в 1802 Почетный легион». Детям разъясняется значение Почетного легиона: теперь отмеченные храбростью или трудолюбием солдаты и государственные функционеры могли получить вознаграждение за свои заслуги перед государством. «Наполеон Бонапарт покровительствовал индустрии и ученым. Он основал Консерваторию наук и ремесел, в которой теснились новые

47 См.: Nembrini J.-L L'Histoire. Paris: Hachette. 1995.

48 Nembrini J.-L., Bordes J., Polivka P. Histoire CM. Paris: Hachette, 1985.

машины. Изобретатели демонстрировали ему свои достижения: пароход, газовое освещение, электрическую пилу. Музей естественной истории наполнился леопардами, ибисами, альбатросами, пингвинами. Метр и килограмм окончательно заменили локоть и сетье49 -старинные меры прежней Франции»50.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«С 1799 по 1815 над всей историей Франции и даже Европы возвышалась могущественная персона Наполеона Бонапарта сначала как главы правительства, затем как императора. Большая часть созданных им институтов и сегодня существует в нашей стране. Наполеон не только сохранил принятое в годы Революции деление Франции на департаменты, округа и коммуны, но и поставил во главе их префектов, су-префектов и мэров. Наполеон восстановил финансы. Он создал корпус назначаемых им специальных функционеров для взимания налогов и Банк Франции, который выпустил новые казначейские билеты, чтобы заменить ассигнаты (франк заменил собой ливр). Что касается юриспруденции, то в кантонах появились мировые судьи, заработал апелляционный суд, а все законы объединены в кодекс, получивший название Гражданский кодекс (один и тот же для всей Фран-ции)»51.

Сто дней и Вторая реставрация вызвали у французских авторов школьных учебников середины 1980-х гг. прямо-таки философическое настроение. В наиболее краткой форме события изложены следующим образом: «Наполеон в течение года был заключенным на о. Эльба. Вернувшись во Францию, он вынудил Людовика XVIII бежать. Тогда новая коалиция образовалась против Франции, и Наполеон I был снова разбит при Ватерлоо (1815). Его возвращение длилось только 100 дней»52. Но уже чуть более развернутый вариант изложения заставляет Бенджеббара закончить такой «недетской» сентенцией: «В марте 1815 Наполеон снова вернулся и говорил только

49 Сетье - старинная мера жидкостей (150-300 литров), сыпучих тел (8 пинт), площади.

50 Bendjebbar A. Histoire de la France. Paris: Hachette, 1986.

51 Drouet J.P., Drouet M., Martinez Y, Hay R. Histoire. CM 1 - CM 2. Paris: Magnard, 1985.

52 Drouet J.P., Drouet M., Martinez Y., Hay R. Histoire. CM 1 - CM 2. Paris: Magnard, 1985.

о войне. Он направился к Брюсселю со своими старыми солдатами, которые любили его как отца. Но там его поджидали хорошо укрепившиеся враги. При Ватерлоо 15 июня 1815 английская шрапнель сокрушила героических французских солдат. Наполеон I взят в плен англичанами и вскоре отправлен на остров Святой Елены посредине Атлантики, чтобы французы его забыли, как забывают потерпевших кораблекрушение. Тогда Людовик XVIII, брат свергнутого Людовика XVI, вновь взошел на трон Франции. Говорят, что все возобновляется»53. Здесь сквозь текст просматривается призыв к юным французам не забывать, хранить в памяти и в сердце образ «отца солдат», поверженного коварными англичанами. Не менее философские рассуждения навевает изложение событий в версии Намбрини и К. Конечно, Франция побита, но не в честном бою один на один, а проанг-лийской «группировкой». И нечего страшного, ибо в конечном итоге побеждают не армии, а принципы. Французские же «принципы 1789 года» как раз и победили во всей Европе54.

.Казалось бы, образ наполеоновской империи как сплава героизма французского народа и удивительной мудрости его вождя вечен и непоколебим. Но мамелюки, кажется, берут реванш. С лета 2010 года во Франции развернулась дискуссия, в которую были втянуты, естественно, и политики, вокруг содержания школьного курса истории. Одно из первых мест в этой дискуссии занял как раз вопрос о Наполеоне и его Империи. Еще в августе 2008 г. в официальном бюллетене министерства образования Франции была опубликована программа по истории для шестого-третьего классов школы55. Положения ее вступают в силу поэтапно: для шестого класса - в 2009-

53 Bendjebbar A. Histoire de la France. Paris: Hachette, 1986.

54 Дословно же это выглядит так: «Отправленный в изгнание на о. Эльба император вернулся во Францию в 1815: это были "Сто дней". Он пытался сохранить империю, но в июне 1815 при Ватерлоо проиграл свою последнюю битву врагам, сгруппировавшимся вокруг Англии. Франция была побеждена, но реставрированная монархия не могла игнорировать принципы 1789 года, которые завоевали Европу» (Nembrini J.-L., Bordes J., Polivka P. Histoire CM. Paris: Hachette, 1985).

55 Programme d'enseignement d'histoire-geographie-education civique pour les classes de sixieme, de cinquieme, de quatrieme et de troisieme du du college. См.: URL: http://www.education.gouv.fr/cid22116/mene0817481a.html (дата обращения: 21.09.2010).

2010, для пятого - в 2010-2011, для четвертого - 2011-2012, для третьего - в 2012-2013. 1 июля 2010 г. Эрик Брюне опубликовал в своем блоге56 заметку историка Димитри Казали, «автора тридцати работ», «Наполеон, выкинутый из школьных учебников». Дело в том, что прочтение 116 страниц последней официальной инструкции по составлению программ школьных учебников по истории (такие инструкции издаются ежегодно) вызвало у Казали чувство сюрреали-стичности и печали. Историк скорбит, что Франциск I, Генрих IV, Людовик XIV и Наполеон уступили место на страницах учебниках описанию африканских цивилизаций. Новая программа отводит 3 часа только на изучение одной работорговли, в то время как на изучение всей Революции и Империи вместе взятых отводится 8 часов (ранее отводилось 12). Д. Казали кажется абсурдным, что программа предписывает школьникам освоить только пять дидактических единиц, три из которых полностью игнорируют период Империи: «Новации в политической жизни», «Народ в Революции», «Революция и женщины», «Революция, Империя и религия», «Великие люди Революции и империи». Д. Казали восклицает: «Кажется, что нить нашей национальной памяти - от Вальми до Ватерлоо, через Аустерлиц - будет, начиная с 2011 г., оборвана молчанием!» «Наполеон как император из программы фактически исключен. Наполеон Бонапарт как Первый консул французской республики в программе присутствует, это период с 1799 по 1804 год. Изучаются в основном его достижения в области создания гражданских институтов, например Гражданский кодекс Наполеона. Но исключен весь период, благодаря которому Франция прославилась во всем мире, ведь Наполеон был самым великим стратегом всех времен и народов. Наполеон выиграл больше битв, чем Александр Македонский, Цезарь и Ганнибал вместе взятые. Он выиграл больше 40 битв подряд. Нет ни одного слова о битвах под Аустерлицем, при Йене, под Фридлан-дом, при Ваграме, Бородинском сражении. Все великие победы замалчивают, чтобы никак не задеть никого, чтобы угодить интересам некоторых слоев населения. <...> В учебниках для пятого класса, около 19-20 страниц посвящены африканской империи Мономота-

56 См.: и^: http://www.ericbrunet.fr/?p=179 (дата обращения:

21.09.2010).

па57. А Людовику XIV посвящено всего 5-6 страниц. Я с этим не согласен»58. Ситуацию в которой Людовик XIV вообще рискует быть полностью «забытым» Д. Казали называет настоящей «деконструкцией истории» Франции, подчеркивая при этом, что «народ забывший свою историю - потерянный народ».

16 июля 2010 г. на сайте новостей «24 часа» появилась заметка «Скандал: Наполеон выкинут из учебников истории»59. В заметке повторяются сетования Д. Казали на то, что в целях «открыть программы по истории для других мировых цивилизаций» фигуры Франциска I, Генриха IV, Людовика XIV и Наполеона заменяются «элементами контекстуального понимания». 4 августа на сайте пе-тиций-онлайн созданная в сети Facebook инициативная группа «Наша история - наше будущее» разместила обращение к министру образования Франции, собравшее более 8000 подписей «В поддержку Людовика XIV и Наполеона в программах по истории в колледжах».

И вот уже 29 августа 2010 г. Жан-Мари Ле Пен в своем выступлении перед молодежью Национального фронта утверждает, что: «школьная система позволяет украсть у молодежи их культуру и их историю», брошенную и оставленною «в пользу таких далеких цивилизаций, как африканская Мономотапа».

10 сентября 2010 г. на том же сайте появилась новая заметка Д. Казали, который60 вынужден оправдываться: он де - убежденный республиканец, антирасист и автор монографии «Великие эмигранты, которые сотворили Францию» (2007). Но он по-прежнему настроен решительно: отказ он «некоторых великих персонажей истории Франции» - акт «почти суицидальный». Задвижка царствования Людовика XIV - наиболее знаменитого из

57 Мономотапа или Монопотапа (правильнее - Мвене Мутапа) - государственное образование народов банту (нач. II тыс. н. э. - кон. XVII в. н. э.), занимавшее территорию современного Зимбабве и отчасти Мозамбика.

58 Алисова Е. Битва Наполеона и Людовика XIV за место в учебниках

(«Radio France Internationale», Франция. URL:

http://rus.ruvr.ru/2010/09/07/19092930.html; дата обращения: 21.09.2010).

59 URL: http://24heuresactu.com/blog/2010/ 07/16/ scandale-napoleon-vire-des-manuels-dhistoire/ (дата обращения: 21.09.2010).

60 См.: URL: http://www.ericbrunet.fr/?p=248 (дата обращения:

21.09.2010).

наших королей - в конец программы, охватывающей историю мира более чем за тысячелетний период, делает весьма вероятным, что этот король никогда не будет изучен двенадцатилетними французами: во-первых, в конце июня в классах уже почти никого нет, а, во-вторых, учителя успевают пройти только 70-80% программы. Таким образом, из коллективной памяти рискуют исчезнуть Мольер, Корнейль, Расин, Вобан, Лафонтен, Боссюэ, Фенелон и др., «поглощенные навек в подземных казематах забвения Истории». «Такое ощущение, что министр образования испытывает стыд за то, что учеников обучают тому, что составляет славу Франции и чему завидует весь мир». Понятно, что это делается в целях социальной адаптации нового поколения эмигрантов, но ведь именно история формирует гражданственность. Д. Казали утверждает: «история не белая и не черная: она общая, полная кровавого пота и слез, но также полная храбрости, отваги и проявлений чистого гения». «Именно история учит нас гражданственности, уважению к законам, авторитетности Государства, моральным ценностям, старательности и напряжению сил, силе воли, верности данному слову, почитанию предков, понятию чести». Впрочем, сегодня во французских колледжах история имеет право только на 45 минут в неделю, в то время как в соседних странах - от 2 до 3 часов. «Вот уже около тридцати лет как мы позволили Национальному фронту фактически приватизировать общие национальные символы, от триколора до Жанны д'Арк. Уже невозможно стало поднять трехцветный флаг, чтобы не быть заподозренным в симпатиях к экстремистам. Весь мир знает «Марсельезу» как гимн свободного народа, а сами французы ищут в ее тексте исторические несоответствия и противоречия. Французы словно забыли, что общая культура - основа совместной жизни, что хорошее знание истории - гарантия успешной интеграции, ибо это история дает понимание механизмов функционирования нашего общества», - пишет автор.

Казали выступает против такого положения, когда в учебниках 20 страниц отводится на африканские империи, против 12 страниц - на период правления короля-солнца: «Людовик XIV -да! Мономотапа - нет!» Дискуссия в сети Facebook продолжилась.

Сам ее ход61 показывает, что в общем-то никто и не планировал отказаться от услуг Революции62 или Империи в обучении детей. Оправдывающаяся сторона в лице Лорана Вирта лишь констатирует, в каких разделах программы речь идет (или может идти) о Наполеоне: «Среди основных изучаемых периодов фигурирует «Консулат и империя: 1799-1815. Наполеон-император Франции». В следующей теме «Формирование новой Франции во время революции и империи» написано следующее: политические, экономические, социальные и культурные основы, и, само собой разумеется, среди всего этого - Гражданский кодекс и остальные реформы Наполеона. И среди тем, которые даются на выбор, либо тема «Революция, империя и религия. Конкордат Наполеона». Либо «Революция, империя и война», так что если преподаватели захотят рассказать о битве под Аустерлицем, при Ватерлоо или о русской кампании Наполеона, то им ничто не мешает»63. Итак - факультативно. Конечно, взаимное лукавство.

61 Аналогичная дискуссия относительно содержания и значения исторического образования в средней школе в свое время прошла в Канаде, в Квебеке. Начало ей положила статья 2006 г. Феликса Бувье и Лорен Ламон-тань «Когда история сделалась полезной пропаганде». Статья эта породила многочисленные отклики не только среди публики, но и среди специалистов. Дискуссию подхлестнула полемическая статья Мишель Дагене и Кристианы Лавиль «Крушение проекта «национальной» программы истории». Отклики см.: Bouvier F. Retour sur le projet de programme d'histoire «nationale» et son education a la citoyennite / / Revue d'histoire de l'Amerique francaise. 2007. V. 60. № 2.

62 Образовательные программы вообще довольно лаконичны. Так указания программы 1980-х гг. сводились в изучении Французской революции к следующему: «События и принципы 1789 года, основные фазы Революции и утверждение Республики» (Цит. по: Baldner J.-M, Feuillet J.-P. A l'ecole primaire // Manuels scolaires et Revolution frangaise. Colloque de Creteil, 7 juin 1989. Val de Marne. 1989).

63 Алисова Е. Указ соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.