Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ РИСКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ В XXI ВЕКЕ'

СОВРЕМЕННЫЕ РИСКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ В XXI ВЕКЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
54
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическое здоровье / информационные перегрузки / интернет / факторы / стресс / тревога / психологическая помощь / глобальная проблема. / psychological health / information overload / Internet / factors / stress / anxiety / psychological help / global problem.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович, Накешев Жаслан Калелович, Кусаинова Гульшат Тулендиновна, Кайникенова Гульмира Какимовна, Доскенова Динара Айтбаевна

Статья рассматривает актуальность и приоритетность охраны психологического здоровья в мировом сообществе. Авторы анализирует факторы, способствующие увеличению проблем психологического здоровья, сосредотачивая внимание на росте информационной перегрузки, особенно с учетом влияния интернета, гаджетов и информационных потоков. В заключении статьи предлагается создание глобальной коалиции, объединяющей правительства, международные организации, академические и научные учреждения, а также общественные организации и сообщества для эффективного решения проблемы ухудшения психологического здоровья и улучшения общественного благосостояния.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович, Накешев Жаслан Калелович, Кусаинова Гульшат Тулендиновна, Кайникенова Гульмира Какимовна, Доскенова Динара Айтбаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN RISKS OF PSYCHOLOGICAL HEALTH IN THE XXI CENTURY

The article examines the relevance and priority of psychological health protection in the global community. The authors analyze the factors contributing to the increase in psychological health problems, focusing on the growth of information overload, especially taking into account the influence of the Internet, gadgets and information flows. In conclusion, the article proposes the creation of a global coalition uniting governments, international organizations, academic and scientific institutions, as well as public organizations and communities to effectively address the problem of deteriorating mental health and improve public welfare.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ РИСКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ В XXI ВЕКЕ»

ПЕДАГОГИКА. ПСИХОЛОГИЯ (PEDAGOGY. PSYCHOLOGY)

УДК 364.62 Научная статья

СОВРЕМЕННЫЕ РИСКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ В XXI ВЕКЕ

Лепешев Д.В., Накешев Ж.К., Кусаинова Г.Т., Кайникенова Г.К., Доскенова Д.А.

НАО «Кокшетауский университет им. Ш.Уалиханова» (г. Кокшетау, Республика Казахстан)

Аннотация. Статья рассматривает актуальность и приоритетность охраны психологического здоровья в мировом сообществе. Авторы анализирует факторы, способствующие увеличению проблем психологического здоровья, сосредотачивая внимание на росте информационной перегрузки, особенно с учетом влияния интернета, гаджетов и информационных потоков. В заключении статьи предлагается создание глобальной коалиции, объединяющей правительства, международные организации, академические и научные учреждения, а также общественные организации и сообщества для эффективного решения проблемы ухудшения психологического здоровья и улучшения общественного благосостояния.

Ключевые слова: психологическое здоровье, информационные перегрузки, интернет, факторы, стресс, тревога, психологическая помощь, глобальная проблема.

Для цитирования: Лепешев Д.В., Накешев Ж.К., Кусаинова Г.Т., Кайникенова Г.К., Доскенова Д.А. Современные риски психологического здоровья в XXI веке // Наука и реальность. 2024. № 1 (17). С. 6-10.

MODERN RISKS OF PSYCHOLOGICAL HEALTH IN THE XXI CENTURY

Lepeshev D.V., Nakeshev Zh.K., Kusainova G.T., Kainikenova G.K., Doskenova D.A.

Kokshetau University named after Sh.Ualikhanov (Kokshetau, Republic of Kazakhstan)

Abstract. The article examines the relevance and priority of psychological health protection in the global community. The authors analyze the factors contributing to the increase in psychological health problems, focusing on the growth of information overload, especially taking into account the influence of the Internet, gadgets and information flows. In conclusion, the article proposes the creation of a global coalition uniting governments, international organizations, academic and scientific institutions, as well as public organizations and communities to effectively address the problem of deteriorating mental health and improve public welfare.

Keywords: psychological health, information overload, Internet, factors, stress, anxiety, psychological help, global problem.

For citation: Lepeshev D.V., Nakeshev Zh.K., Kusainova G.T., Kainikenova G.K., Doskenova D.A. Modern risks of psychological health in the XXI century // Science and Reality. 2024. no. 1 (17). pp. 6-10. (in Russian).

Охрана психологического здоровья становится все более актуальной и приоритетной задачей для всего мирового сообщества. Психологическое неблагополучие оказывают значительное влияние на жизнь людей, их семей и сообществ. Они могут привести к значительному снижению качества жизни, социальной изоляции, низкой продуктивности на работе и высоким рискам самоповреждения или суицида. Борьба с глобальной проблемой психологического здоровья требует соблюдения принципов нераздельности заботы о физическом и психологическом здоровье, обеспечения доступа к качественной психологической помощи, устранения стигмы и дискриминации.

Существуют различные причины, способствующие росту проблем психологического здоровья во всем мире. Это может быть связано с социальными, экономическими, культурными и генетическими, экологическими факторами, с недостатком доступа к качественной психологической помощи и стигматизацией психических расстройств, а также информационной перегрузкой современности.

Рассмотрим каждый из этих факторов более подробно:

1. Социальные факторы. Отсутствие социальной поддержки, одиночество, семейные конфликты или социальная изоляция могут стать причиной психологических проблем.

2. Экономические факторы. Высокая нагрузка, нерегулярный график, малая оплата труда, отсюда постоянное отсутствие денежных средств, долги. Как итог финансовые проблемы могут стать источником тревоги, депрессии и нестабильности.

3. Экологические факторы. Недостаток доступа к чистой воде, пище или качественному жилью может создать стрессовую ситуацию, что может привести к психическим проблемам

4. Культурные факторы. В некоторых культурах существуют строгие нормы и ожидания относительно поведения и успеха. Это может создать давление на людей, вызывая стресс и тревогу. Например, в ортодоксальных культурах может существовать недостаток в медицинской помощи и психиатрическом лечении или же вовсе их полный запрет. Это может привести к тому, что люди не получают необходимую помощь для улучшения своего психического здоровья. Так некоторые верования могут стимулировать чувство смысла и благополучия, в то время как другие могут создавать конфликты или вызывать чувство вины и стыда. До сих пор во многих культурах существуют строгие стереотипы и ожидания относительно ролей гендера. Это может создать ощущение неполноты или неудовлетворенности у людей, что может негативно сказываться на их психологическом здоровье. Эти факторы могут различаться в зависимости от конкретной культуры и общества, но в любом случае они могут оказывать значительное влияние на психологическое здоровье людей.

5. Генетические факторы или же генетическая предрасположенность. Наследственные факторы могут играть роль в развитии психических проблем. Некоторые люди могут быть более подвержены депрессии, тревожности или другим расстройствам из-за их генетической предрасположенности. Сюда же можно отнести и слабое соматическое здоровье. Некоторые физические заболевания, такие как хроническая боль, инвалидность или онкологические заболевания, могут вызвать психологическое неблагополучие.

6. Неправильный образ жизни: нерегулярное питание, недостаток физической активности, злоупотребление наркотиками или алкоголем, плохие привычки или недостаток сна. Все это может негативно сказываться на психическом состоянии и привести к развитию психических расстройств.

7. Информационные перегрузки. Информационные перегрузки - это состояние, когда психическая нагрузка от поступающей информации превышает возможность ее переработки и усвоения. Этот феномен становится все более актуальным в современном

обществе, где доступ к информации легко получить, и она поступает из множества источников (интернет, СМИ, социальные сети, мессенджеры и т.д.).

Информационные перегрузки могут оказывать негативное влияние на психологическое здоровье людей по нескольким причинам:

- Стресс. Информационные перегрузки могут вызывать стрессовые состояния, так как постоянный поток информации требует от нас быстрой обработки и принятия решений. Это может приводить к тревожности, нарушению сна и плохому самочувствию.

- Перенапряжение мозга. Избыток информации может привести к перегрузке мозга, что затрудняет концентрацию и ухудшает память. Человек начинает испытывать затруднения в обучении и выполнении повседневных задач.

- Информационная утомляемость. Постоянная связь с информацией может привести к утомлению, как физическому, так и эмоциональному. Человек чувствует пресыщение информацией и трудности в ее переработке, что может приводить к психологическому и физическому истощению.

- Избирательность информации. Информационные перегрузки могут приводить к проблемам выбора информации, на которую обращать внимание. Человек может чувствовать себя потерянным среди обилия информации и страдать от невозможности оценить ее качество и достоверность.

Естественно факторов может быть еще больше, но мы постарались раскрыть самые распространённые. Важно отметить, что каждый человек уникален и причины психологического неблагополучия могут быть связаны с комбинацией различных факторов.

Однако самифакторы способствующие ухудшению психологического здоровья влияют дифференцированно: в зависимости от сформированности личности. Если взрослый человек будет устойчив к их влиянию, то незрелая или формирующаяся личность более подвержена негативному влиянию.

Согласно докладу, ВОЗ тревожное расстройство выявлено у 3,6% подростков 10-14 лет и у 4,6% подростков в возрасте 15-19 лет. Депрессия отмечается у 1,1% подростков в возрасте 10-14 лет и у 2,8% подростков в возрасте 15-19 лет. Поведенческие нарушения встречаются чаще у младших подростков, чем у старших. Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), характеризующийся трудностями с концентрацией внимания, чрезмерной активностью и безрассудными действиями, обнаружен у 3,1% подростков 1014 лет и у 2,4% подростков в возрасте 15-19 лет. Расстройство поведения, характеризующееся деструктивным и проблемным поведением, выявлено у 3,6% подростков 10-14 лет и у 2,4% подростков в возрасте 15-19 лет. [1].

Исследование, проведенное Carli V., Hoven C.V., Wasserman C.[2], показывает, что 29% участников исследования составляют "невидимую группу" подростков. У этой группы отсутствуют явные признаки экстернализирующих нарушений, но они выявились высокие значения патологического использования интернета и телевидения, сидячего образа жизни и снижение среднего времени сна.

Оказалось, что у представителей этой "невидимой" группы частота клинически выраженной тревоги, подпороговой депрессии, выраженной депрессии и суицидальных мыслей были очень близки к таким показателям в уязвимой группе. Это указывает на то, что подростки школьного возраста имеют большой потенциал для увеличения зарегистрированных нарушений, связанных с некоторыми современными особенностями их среды и субкультуры, по традиционным критериям нарушений.

В США обращения подростков к врачам, в ходе которых были выявлены признаки депрессии, с 1995 по 2002 год выросли с 1,4 млн в год до 3,2 млн в год [3].

Резкое увеличение случаев ухудшения психологического здоровья подростков, мы связываем в большей степени с развитием интернета и его доступности, технологическим скачком в области создания компьютерной техники, гаджетов и их повсеместное использование как для работы(обучения), так и для проведения досуга. Все это приводит к тому, что увеличивается информационная нагрузка на организм подростка и в первую очередь на его мозг.

Естественно мы не исключаем влияние и других факторов, однако учитывая статистку резкого и явного ухудшения психологического здоровья за последние годы и в то же время увеличение масштабов влияния интернета (в том числе информационные потоки, гаджеты и т.д.) на повседневную жизнь позволяют нам сделать вывод, что основным риском психологического здоровья в XXI веке является информационная перегрузка. Данный риск отчётливо просматривается в ухудшении психологического здоровья у подростков, так как они более подвержены влиянию различных факторов в силу того, что они находятся в процессе формирования личности.

Борьба с глобальной проблемой ухудшения психологического здоровья требует соблюдения принципов нераздельности заботы о физическом и психическом здоровье, обеспечения доступа к качественной психологической помощи, устранения стигмы и дискриминации. Также необходимо увеличить финансирование и проводить исследования в области психического здоровья, чтобы разработать эффективные стратегии предупреждения и лечения психических расстройств. Создание глобальной коалиции, объединяющей правительства, международные организации, академические и научные учреждения, а также общественные организации и сообщества, поможет справиться с данной проблемой и улучшить состояние психологического здоровья людей.

Список источников

1. Всемирная организация здравоохранения. Психическое здоровье подростков. URL: https:IIwww.who.intIruInews-roomIfact-sheetsIdetailIadolescent-mental-health

2. Carli V., Hoven C.V., Wasserman C. et al. A newly identifi ed group of adolescents at "invisible" risk for psychopathology and suicidal behavior: fi ndings from the SEYLE study // World Psychiatry. 2014. Vol. 13. P. l8-86

3.Ma J., Lee K.V., Stafford R.S. Depression treatment during outpatient visits by US children and adolescents II J. Adolesc. Health. 2005. Vol. 3l. P. 434-442.

Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, академик АПН РК, ассоциированный профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии, НАО «Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова» (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Lepeshev Dmitry Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, academician of the academy of pedagogical sciences of Kazakhstan, head of the department of pedagogy and psychology, Kokshetau University named after Sh. Ualikhanov (Kokshetau, Kazakhstan). ORCID 0000-0002-9899-2831

: d_Lepeshev@mail.ru

Накешев Жаслан Калелович, доктор PhD, лектор кафедры педагогики и психологии, НАО «Кокшетауский университет им. Ш.Уалиханова» (г.Кокшетау, Казахстан).

Nakeshev Jaslan Kalelovich, PhD, lecturer at the department of pedagogy and psychology, Kokshetau University named after Sh.Ualikhanov (Kokshetau, Kazakhstan).

: nakeshevl969@mail.ru

Кусаинова Гульшат Тулендиновна, магистр педагогических наук, лектор кафедры Педагогики и психологии, НАО «Кокшетауский университет им. Ш.Уалиханова» (г.Кокшетау, Казахстан).

Kusainova Gulshat Tulendinovna, master of pedagogical sciences, lecturer at the department of pedagogy and psychology, Kokshetau University named after Sh.Ualikhanov (Kokshetau, Kazakhstan).

: gulshat_k79@mail.ru

Кайникенова Гульмира Какимовна, магистр педагогических наук, лектор кафедры Педагогики и психологии НАО «Кокшетауский университет им. Ш.Уалиханова» (г.Кокшетау, Казахстан).

Kainikenova Gulmira Kakimovna, master of pedagogical sciences, lecturer at the department of pedagogy and psychology, Kokshetau University named after Sh.Ualikhanov (Kokshetau, Kazakhstan).

: kainikenova@mail.ru

Доскенова Динара Айтбаевна, магистр педагогических наук, ассистент лектора кафедры Педагогики и психологии, НАО «Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова» (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Doskenova Dinara Aitbaevna, master of pedagogical sciences, assistant lecturer at the department of pedagogy and psychology, Kokshetau University named after Sh. Ualikhanov (Kokshetau, Kazakhstan).

: dkakimova@inbox.ru

Дата поступления: 05.03.2024

© Лепешев Д.В., Накешев Ж.К., Кусаинова Г.Т., Кайникенова Г.К., Доскенова Д.А., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.