Научная статья на тему 'ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ'

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
академическая подготовка / модель практического обучения / деятельностно-компетентностный подход / студенты психологи / автоматизация навыков / учебно-методический комплекс. / academic training / practical training model / activity-competence approach / psychology students / automation of skills / educational and methodological complex.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович, Доскенова Динара Айтбаевна, Ергалиева Галия Манасовна

Статья освещает растущее осознание современным обществом важности заботы о психическом здоровье и эмоциональном благополучии. Однако авторы также подчеркивают противоречие между запросами на психологическую практику и существующими методами подготовки специалистов. Поднимается вопрос о том, насколько формальные образовательные программы отражают реальные потребности практики и могут ли они полностью обеспечить необходимые навыки для успешной работы в сфере психологии. Авторы обосновывают, что применение модели Кузнецовой Е.А, включающую четыре уровня освоения практических навыков студентами-психологами, может способствовать успешному освоению практических навыков и формированию профессиональной компетенции у студентов-психологов. Статья также упоминает созданный учебно-методический комплекс MINOR, направленный на психолого-педагогическую поддержку, развитие и коррекцию детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Комплекс включает в себя пять дисциплин, предназначенных для обучения студентов по направлению "Психология" и направленных на улучшение качества работы с детьми РАС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лепешев Дмитрий Владимирович, Доскенова Динара Айтбаевна, Ергалиева Галия Манасовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF PSYCHOLOGY STUDENTS

The article highlights the growing awareness of modern society of the importance of caring for mental health and emotional well-being. However, the authors also emphasize the contradiction between requests for psychological practice and existing methods of training specialists. The question is raised as to how formal educational programs reflect the real needs of practice and whether they can fully provide the necessary skills for successful work in the field of psychology. The authors substantiate that the application of the Kuznetsova E.A. model, which includes four levels of mastering practical skills by psychology students, can contribute to the successful development of practical skills and the formation of professional competence among psychology students. The article also mentions the created educational and methodological complex MINOR, aimed at psychological and pedagogical support, development and correction of children with autism spectrum disorders (ASD). The complex includes five disciplines designed to teach students in the field of Psychology and aimed at improving the quality of work with children of ASD.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ»

УДК 371 Научная статья

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ СТУДЕНТОВ ПСИХОЛОГОВ

Лепешев Д.В., Доскенова Д.А., Ергалиева Г.М.

НАО «Кокшетауский университет им. Ш.Уалиханова»

Аннотация. Статья освещает растущее осознание современным обществом важности заботы о психическом здоровье и эмоциональном благополучии. Однако авторы также подчеркивают противоречие между запросами на психологическую практику и существующими методами подготовки специалистов. Поднимается вопрос о том, насколько формальные образовательные программы отражают реальные потребности практики и могут ли они полностью обеспечить необходимые навыки для успешной работы в сфере психологии. Авторы обосновывают, что применение модели Кузнецовой Е.А, включающую четыре уровня освоения практических навыков студентами-психологами, может способствовать успешному освоению практических навыков и формированию профессиональной компетенции у студентов-психологов. Статья также упоминает созданный учебно-методический комплекс MINOR, направленный на психолого-педагогическую поддержку, развитие и коррекцию детей с расстройствами аутистического спектра (РАС). Комплекс включает в себя пять дисциплин, предназначенных для обучения студентов по направлению "Психология" и направленных на улучшение качества работы с детьми РАС.

Ключевые слова: академическая подготовка, модель практического обучения, деятельностно-компетентностный подход, студенты - психологи, автоматизация навыков, учебно-методический комплекс.

Для цитирования: Лепешев Д.В., Доскенова Д.А., Ергалиева Г.М. Практико-ориентированное обучение студентов психологов// Наука и реальность. 2024. № 1 (17). С. 20-24.

PRACTICE-ORIENTED TRAINING OF PSYCHOLOGY STUDENTS

Lepeshev D.V., Doskenova D.A., Ergalieva G.M. Kokshetau University named after Sh.Ualikhanov (Kokshetau, Republic of Kazakhstan)

Abstract. The article highlights the growing awareness of modern society of the importance of caring for mental health and emotional well-being. However, the authors also emphasize the contradiction between requests for psychological practice and existing methods of training specialists. The question is raised as to how formal educational programs reflect the real needs of practice and whether they can fully provide the necessary skills for successful work in the field of psychology. The authors substantiate that the application of the Kuznetsova E.A. model, which includes four levels of mastering practical skills by psychology students, can contribute to the successful development of practical skills and the formation of

professional competence among psychology students. The article also mentions the created educational and methodological complex MINOR, aimed at psychological and pedagogical support, development and correction of children with autism spectrum disorders (ASD). The complex includes five disciplines designed to teach students in the field of Psychology and aimed at improving the quality of work with children of ASD.

Keywords: academic training, practical training model, activity-competence approach, psychology students, automation of skills, educational and methodological complex.

For citation: Lepeshev D.V., Doskenova D.A., Ergalieva G.M. Practice-oriented training of psychology students // Science and Reality. 2024. no. 1 (17). pp. 20-24. (in Russian).

Для удовлетворения потребности производства и приобщения будущих специалистов к процессу социального преобразования общества необходимо уделить особое внимание профессиональному становлению студентов. Это означает, что профессиональное образование должно включать в себя практико-ориентированные технологии обучения и воспитания студентов.

Мы согласны с мнениями многих современныгх исследователей, что для построения практико-ориентированного образования необходим деятельностно-компетентностный подход. Этот подход предполагает активное вовлечение студентов в практические задания, проектную и исследовательскую деятельность, работу с реальными проблемами и ситуациями, а также использование современных технологий и инструментов. Для успешной реализации практико-ориентированного образования необходимо также непрерывное и систематическое обновление содержания программ, внедрение инноваций, а также развитие критического мышления и самостоятельности у студентов. Такой подход позволит выпускникам приобрести не только теоретические знания, но и практические навыки, что сделает их конкурентоспособными на рынке труда и готовыми к решению профессиональный: задач.

Современное общество все больше начинает осознавать важность заботы о психическом здоровье и эмоциональном благополучии. Психологи играют важную роль в помощи людям разобраться с собственными эмоциями, отношениями и проблемами, а также находить способы решения и развития. Психологи часто работают в различных сферах, таких как образование, здравоохранение, бизнес и социальная помощь. Они помогают людям развивать навыки эмоционального интеллекта улучшать коммуникацию, решать конфликты и справляться с трудностями. Также психологи играют важную роль в предотвращении и лечении психических заболеваний, снижении уровня стресса и тревожности в обществе. Они проводят психологические консультации, диагностируют и помогают людям преодолевать различные психологические проблемы.

Сегодня все больше людей обращаются к психологам для получения помощи и поддержки. Востребованность профессии психолога связана с изменениями в нашей жизни и с увеличением стрессовыгх ситуаций. Также снятие социального стигмата и популяризация психологии в СМИ способствуют росту интереса к этой профессии. Общество все больше осознает, что забота о психическом здоровье и помощь психолога — это не показатель слабости, а знак зрелости и ответственности за свою жизнь. Более того, психологи имеют знания и инструменты, которые помогают людям улучшать качество жизни, достигать своих

целей и находить смысл в себе и своих отношениях. Поэтому профессия психолога все более признается как необходимая и общественно полезная.

Однако, по мнению М.Д. Рабесона [1], существует явное противоречие между запросом на психологическую практику и наличными способами и средствами подготовки специалистов. Это связано с тем, что на практике часто требуются конкретные навыки и умения, которые не всегда могут быть эффективно освоены во время формального образования. С другой стороны, существуют определенные стандарты и образовательные программы, которые определяют, как должен быть подготовлен специалист-психолог. Однако эти программы часто не отражают реальных потребностей практики, и некоторые навыки и компетенции могут быть недостаточно развиты, чтобы успешно работать в психологической практике.

Таким образом, существует диссонанс между требованиями практики и академической подготовкой специалистов. Для решения этого противоречия, по мнению .Д. Рабесона, необходимо обновление образовательных программ, введение практических компонентов в обучение и более тесное взаимодействие между учебными заведениями и работодателями в сфере психологии. Только так можно обеспечить более эффективную подготовку специалистов и удовлетворить потребности.

Кузнецова Е.А. [2] предлагает применить подобную модель в психологическом образовании. Это означает, что студенты-психологи также должны пройти несколько этапов освоения практических навыков.

На нулевом уровне студенты формируют интерес и веру в то, что смогут успешно освоить конкретную практическую задачу. Они еще не обладают необходимыми знаниями и умениями.

На первом уровне студенты знакомятся с характеристиками и особенностями

практических действий и понимают, как правильно их выполнять. Они могут описать все

it it

этапы действия, что означает достижение уровня знания .

На втором уровне студенты способны выполнять практические действия только в типичных ситуациях, подражая опытным практикующим психологам или преподавателям.

На третьем уровне студенты могут выполнять действия самостоятельно в любой ситуации, поэтапно и внимательно контролируя каждый этап. Они могут применять свои знания и навыки с полной самостоятельностью. Эти два уровня можно отнести к умению.

Четвертый уровень означает, что действие стало автоматическим и выполняется без ошибок, без необходимости осознанного контроля. Это уже сформированный навык психолога.

Таким образом, применение модели практического обучения студентов-медиков в образовании студентов-психологов может способствовать успешному освоению практических навыков и формированию профессиональной компетенции.

Учитывая мнения современных исследователей, а также непосредственно свой опыт нами был разработан Учебно-методический комплекс MINOR. Данный комплекс направлен на психолого-педагогическую поддержку, развитие и коррекцию детей с РАС. Комплекс состоит из пяти дисциплин:

1. «MINOR Коррекционно-развивающая работа поведенческого психолога с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)».

2. «MINOR Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра (РАС) в организациях образования».

3. «MINOR Психофизиологические и возрастные особенности детей с расстройствами аутистического спектра (РАС)».

4. «MINOR. Психодиагностическая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)».

5. «MINOR Основы поведенческой психотерапии в работе поведенческого психолога с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС)».

Учебно-методический комплекс разработан авторским коллективом для обучающихся по ОП 6В03101 «Психология» и направлен на расширение качества знаний в области организации работы с детьми РАС, а также в представленном материале полностью представлены все лекции, семинарские занятия, список использованных современных источников для усоврешенствования теоретических знаний по поведенческой психотерапии в работе поведенческого психолога с детьми с расстройствами аутистического спектра.

В представленном пособии представлены базы пратики и задания для самостоятельного оценивания качества знаний по теории в практике и сопровождению данной категории детей.

В целом, кафедрой Педагогики и психологии НАО «Кокшетаускиого университета им. Ш. Уалиханова» осуществляется работа по практико-ориентированному обучению студентов. Так, студенты первокурсники проходят дуальное обучение для погружения в профессию с привлечением общественных фондов и центр коррекции поведения для детей и подростков.

Семинарско-практические занятия наших студентов , начиная со 2 курса проводятся в филиалах кафедры:

1. КГУ «Областная психолого-медико-педагогическая консультация» управления образования Акмолинской области.

2. Учреждение «Центр социально-психологической, правовой поддержки несовершеннолетних лиц «Шанс» Акмолинской области».

3. КГУ «Общеобразовательная школа № 4 города Кокшетау отдела образования по городу Кокшетау управления образования Акмолинской области»

4. КГУ «Школа-лицей № 6 города Кокшетау отдела образования по городу Кокшетау управления образования Акмолинской области».

5. ГКП на ПХВ «Многопрофильная областная больница при управлении здравоохранения Акмолинсой области».

6. РГУ "Воинская часть 5510 Национальной гвардии РК".

7. ГКП на ПХВ "Bolashaq Saraiy" при управлении образования Акмолинской области.

В КГУ «Общеобразовательная школа № 4 города Кокшетау отдела образования по

городу Кокшетау управления образования Акмолинской области» по программе МИНОР проводятся семинарско-практические занятия . В данной школе студенты наблюдают за работой коррекционных педагогов (педагогов-психологов, логопедов, дефектологов, тьютеров), проводят анализ тех или иныгх действий педагогов, учатся диагносцировать, составлять план коррекционно-развивающих занятий, оказывать психолого-педагогическую поддержку,и все эт непосредственно под руководством преподавателя и коррекционного педагога школы.

Таким образом они не только учать теорию, но и параллельно взаимодействуя с детьми с РАС отрабатывают свои умени и навыки формируя компетенции в области специальной педагогики и психологии.

Список источников

1.Рабесон М.Д. Профессиональная подготовка психологов в системе высшего образования: проблемы и перспективы // Вестник МГЛУ. 2010. № 586. С. 93-104.

2. Кузнецова Е.А. Практико-ориентированный образовательный процесс в рамках обучения студентов-психологов // Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве. 2015. № 2. С. 109-113.

Лепешев Дмитрий Владимирович, кандидат педагогических наук, академик АПН РК, ассоциированный профессор, заведующий кафедрой педагогики и психологии, НАО «Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова» (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Lepeshev Dmitry Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, academician of the academy of pedagogical sciences of Kazakhstan, head of the department of pedagogy and psychology, Kokshetau University named after Sh. Ualikhanov (Kokshetau, Kazakhstan). ORCID 0000-0002-9899-2831

: d_Lepeshev@mail.ru

Доскенова Динара Айтбаевна, магистр педагогических наук, ассистент лектора кафедры Педагогики и психологии, НАО «Кокшетауский университет им. Ш. Уалиханова» (г. Кокшетау, Республика Казахстан).

Doskenova Dinara Aitbaevna, master of pedagogical sciences, assistant lecturer at the department of pedagogy and psychology, Kokshetau University named after Sh. Ualikhanov (Kokshetau, Kazakhstan).

: dkakimova@inbox.ru

Ергалиева Галия Манасовна, магистр педагогических наук, ассистент лектора кафедры Педагогики и психологии НАО «Кокшетауский университет им. Ш.Уалиханова» (Казахстан, г.Кокшетау).

Ergalieva Galiya Manasovna, master of pedagogical sciences, assistant lecturer at the department of pedagogy and psychology, Kokshetau University named after Sh. Ualikhanov (Kokshetau, Kazakhstan).

: ergalievagm@mail.ru Дата поступления: 07.03.2024

© Лепешев Д.В., Доскенова Д. А., Ергалиева Г.М., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.