Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ'

СОВРЕМЕННЫЕ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
80
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ / ТЕОЛОГИЯ / ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ / ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕЛИГИИ / ИССЛЕДОВАНИЕ / МИССИОНЕР

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Полетаева Татьяна Александровна

В статье приведен обзор религиоведческих научных работ, трудов, учебников и учебных пособий в области философии религии, феноменологии религии, конфессионального религиоведения, а также в области исследования учений и практик отдельных нехристианских религий, изданных в последние 40 лет в России и за рубежом. Подчеркивается, что православную миссию в среде нехристианских религий в настоящее время невозможно проводить компетентно и грамотно без учета того большого багажа научных результатов, которые накопило к настоящему времени религиоведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN RELIGION STUDIES IN RUSSIA AND ABROAD

The article contains an overview of religion studies scientific publications, works, textbooks and tutorials in the sphere of philosophy of religion, phenomenology of religion, confessional religion studies, as well as in the study of the doctrines and practices of distinct non-Christian religions published in Russia and abroad over the past 40 years. It is emphasized that the modern Orthodox mission among non-Christian religions is impossible to carry out competently without taking into account the large luggage of scientific results that religion studies have accumulated by nowadays.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ РЕЛИГИОВЕДЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ»

УДК 08-204

Полетаева Татьяна Александровна кандидат философских наук, заведующая учебно-методическим отделом и доцент кафедры социально-теологических дисциплин Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), Россия, г. Белгород доцент кафедры новых технологий в гуманитарном образовании Института дистанционного образования ПСТГУ

Россия, г.Москва bpds_umo@mail.ru

Современные религиоведческие исследования в России и за рубежом

Аннотация: В статье приведен обзор религиоведческих научных работ, трудов, учебников и учебных пособий в области философии религии, феноменологии религии, конфессионального религиоведения, а также в области исследования учений и практик отдельных нехристианских религий, изданных в последние 40 лет в России и за рубежом. Подчеркивается, что православную миссию в среде нехристианских религий в настоящее время невозможно проводить компетентно и грамотно без учета того большого багажа научных результатов, которые накопило к настоящему времени религиоведение.

Ключевые слова: религия, религиоведение, теология, философия религии, феноменология религии, исследование, миссионер.

Раздел I

Научные статьи и исследования

Poletaeva Tatiana A., PhD,

head of educational and methodical department, assistant professor of the department of social and

humanitarian disciplines of the Belgorod Theological seminary (with missionary orientation), Russia, Belgorod, bpds_umo@mail.ru assistant professor of the department of new technologies in Humanitarian education, Institution of Distance Learning, Orthodox theological St.Tikhon University,

Russia, Moscow, polet_ta@mail.ru

Modern religion studies in Russia and abroad

Abstract: The article contains an overview of religion studies scientific publications, works, textbooks and tutorials in the sphere of philosophy of religion, phenomenology of religion, confessional religion studies, as well as in the study of the doctrines and practices of distinct non-Christian religions published in Russia and abroad over the past 40 years. It is emphasized that the modern Orthodox mission among non-Christian religions is impossible to carry out competently without taking into account the large luggage of scientific results that religion studies have accumulated by nowadays.

Keywords: a religion, religion studies, theology, philosophy of religion, phenomenology of religion, research, a missionary.

Религиоведение - междисциплинарная наука. Как известно, оно включает в себя такие направления, как социология религии, психология религии, история религии, философия религии, эволюция религии, феноменология религии. Некоторые современные отечественные исследователи предлагают также выделять в религиоведении научные типы: атеистическое, антропологическое, феноменологическое, сравнительно- историческое, социологическое, системно-структурное

и конфессиональное [8]. Результаты современных религиоведческих исследований в области философии религии, феноменологии религии, а также конфессионального религиоведения, наравне с результатами сравнительно-теологических исследований должны тщательно изучаться православным миссионером, готовящимся к проведению миссии в среде нехристианских религий.

Какие же исследования были проведены религиоведами, начиная с конца XX века по настоящее время, которые могли бы быть полезны православному миссионеру, желающему научные результаты соединить с миссией Церкви? Обратимся к обзору современных зарубежных и отечественных исследований в общетеоретическом религиоведении и в выделенных выше областях религиоведения.

В современном западном религиоведении, прежде всего, надо назвать имя Н. Смарта, благодаря которому с 70-х гг. XX в. в британских школах начали преподаваться религии мира «без смешения с вопросами веры» [6]. Интересно, что в его понимании философия религия мыслилась подобием внеконфессиональной теологии, «растягиванием» теологии до нехристианских религий [1]. Среди работ западных философов религии показательна статья Суинбёрна Р. «Философия религии в англо-американской традиции» (2007). Автор отмечает в ней, что в контексте «метафизического переворота» в британо-американской философии, который начал развиваться во второй половине XX в., британо-американские философы религии в последнее время занимались вопросами переоценки традиционных доказательств и контраргументов существования Бога и переоценкой не только самых общих религиозных утверждений о существовании Бога, но и утверждений, которые являются ключевыми для отдельных религий [11]. Примерами таких работ в британо-американской философии религии является книга Томпсона М. «Философия религии», перевод которой на русский язык появился в 2001 г., и книга Мюррея М. и Рея М. «Введение в философию религии», перевод которой на русский язык был издан в 2010 году. Томпсон М. поднимал общетеоретические вопросы философии религии, обращаясь к темам религиозного опыта, языка религии, концепциям теизма, проблемам личности, чуда, страдания и зла, религии и науки, религии и этики, и в контексте рассмотрения этих вопросов писал о мировых и национальных религиях [12]. Десятилетие спустя Мюррей М. и Рей М. в упомянутой выше работе развивали дискурс обсуждения общетеоретических проблем, таких как божественные атрибуты, вопросы чуда, соотношения веры и рациональности, религии и науки, религии, морали и политики, аргументы за и против теизма, проблемы души, тела и бессмертия. Американ-

ский антрополог К. Гирц в своей работе «Интерпретация культур» (2004) писал о религии как культурной системе [5]. Американский религиовед Энн Тейвз в книге «Пересмотренный религиозный опыт» (2009) предлагала изучение религии проводить в междисциплинарном дискурсе с неврологией, антропологией, социологией и психологией [2].

Питер Антес, исследователь из Ганноверского университета (Германия) в своей статье «Обзор новых подходов в европейском религиоведении» отмечает две ориентации религиоведческих исследований в современной Европе в первом десятилетии XXI века: строго академическую (что характерно для Франции и Италии), предполагающую концентрацию внимания исследователя на исторической стороне изучения религий, и ориентацию с широким пониманием задач (свойственную для Германии, а также северных и восточных европейских стран), что означает приемлемость междисциплинарных подходов к изучению религии [3, с.55]. По ключевой проблеме религиоведения - то есть по проблеме ее взаимоотношения с теологией (а уходит эта проблема корнями в эпоху возникновения религиоведения как науки в западной Европе в 60-х гг. XIX в., когда западные теологи, за исключением германских, с неприязнью отнеслись к религиоведению, и религиоведы ответили тем же; так возникло историческое противостояние теологии и религиоведения, которое на какое-то время в первой половине XX века смогли сгладить феноменологи религии - классики, но в 70-х гг. XX века западные религиоведы вновь вышли на позиции размежевания с теологией, из- за чего, с нашей точки зрения, в конце XX века в западном религиоведении стал намечаться кризис, на который указывал А.Н. Красников [7, с.165]) - итак, по проблеме взаимоотношения религиоведения с теологией в настоящее время Германия отличается долгосрочными дискуссиями по вопросам методологии, т.к. «религиоведение и теология начали пересекаться и вторгаться в области друг друга» [3, с.55]. В странах северной Европы, Голландии, Бельгии и Великобритании религиоведение и теология согласно Питеру Антесу сосуществуют бесконфликтно, без четкого разграничения - здесь в университетах работают кафедры теологии и религиоведения, на которых происходит объединение дисциплин теологической и религиоведческой направленности. Во Франции, Италии и Испании религиоведение рассматривается независимо от теологии, а религиоведческие исследования здесь развиваются в междисциплинарном ключе, сочетаясь с исследованиями по социологии, политологии, лингвистике, психологии религии и историческим дисциплинам (там же). Среди современных работ

западных религиоведов, рассматривающих отдельные нехристианские религии, и прежде всего, ислам, распространение которого в Западной Европе и Америке, причем в последние десятилетия - в большей степени по причине миграции мусульман из-за войн, развязанных США, вызывает большое беспокойство у британо-американского мира, можно назвать труд Билла Уорнера «Шариат для немусульман» (2015); работу Вильяма Кембелла (Campbell) «Коран и Библия в свете истории и науки» (1986) , миссионерскую брошюру Патрика Сукдео «Ислам» (2005) и многие другие работы.

Серьезные религиоведческие исследования проводились и в России последние 40 лет. До этого в советскую эпоху характер исследований религий был обусловлен тем, что тогда религиоведение преподавалось в рамках советского научного атеизма, и только с 1980 х гг. в нем стали развиваться направления социологии религии, психологии религии и истории религии. Среди учебных пособий и исследований советской эпохи показательными являются труд Д.М. Угриновича «Введение в религиоведение» 1985 года издания и С. А. Токарева «Религия в истории народов мира» 1986 года, в которых в отношении религий и вопросов их изучения преобладают марксистские общетеоретические установки. Однако в советскую эпоху были написаны также и крупные исследовательские работы, посвященные изучению отдельных религиозных традиций, например, «Культы, религии, традиции в Китае» 1970 г. востоковеда Л.С. Васильева, «Дхаммапада и буддийская литература» 1986 г. лингвиста В.Н. Топорова и др.

Что касается постсоветской эпохи, то в это время появилось большое количество исследовательских работ, учебных пособий и энциклопедических словарей ученых-религиоведов. В последние 30 лет, т.е. в период, когда деятельность Русской Православной Церкви интенсивно развивалась, в том числе и в сфере высшего образования, завоевывая место для теологии, религиоведение также активно развивалось в научно-академическом ключе, этими учеными были написаны и изданы многочисленные учебники и учебные пособия. Среди таких работ конца XX в.: «Философия религии» (1998) Ю.М. Кимелева, ряд работ И.Н.Яблокова «Основы теоретического религиоведения» (1994), учебный словарь «Религиоведение» (2000), труд В.И. Гараджи «Религиоведение» (1995), курс А.В. Щипкова по социологии религии «Во что верит Россия. Религиозные процессы в постперестроечной России» (1998). В 2006 г. появилось учебное пособие под редакцией М.М. Шахнович «Религии мира», затем в 2007 году - авторский учебник М.М. Шахнович «Религиоведение» (переизданный в 2019 для религиоведов бакалав-

риата). Необходимо среди крупных работ по религиоведению начала XXI в. назвать труд Е.С. Элбакян «Религиоведение. Словарь» (2000); коллективный труд А.П. Забияко, А.Е. Красникова и Е.С. Элбакян: «Энциклопедия религий» (2008), работу А.А. Радугина «Введение в религиоведение» (2004). Среди религиоведческих изданий последних лет можно отметить также учебное пособие профессора д.ист.н. В.А. Ливцова в соавторстве с П.А. Меркуловым, А.Л. Елисеевым, Е.А. Тюриным, Е.С. Матвеевой «Религиоведение» (2016) и пособие П.С. Гуревича «Религиоведение» (2019) .

Общая черта перечисленных словарей, энциклопедий и учебных пособий заключается в том, что наряду с общетеоретическими вопросами религиоведения они рассматривают весь спектр религий, включая христианство в его конфессиональных разновидностях. Для позиции ученых, написавших эти работы, характерно соблюдение нейтралитета в отношении какой-либо религии, обеспечение мировоззренческого дискурса, не предполагающего апологетики какого-либо религиозного выбора. Эта позиция современного отечественного религиоведения выражена профессором Е.С. Элбакян, которая подчеркивает, что ключевая основа науки о религии - это беспристрастное исследование религий «как социокультурного духовного феномена», а задачами современного российского религиоведения являются интеграция его с мировым религиоведением, развитие практической значимости, обуславливающей необходимость религиоведческой подготовки для людей, работающих в государственном аппарате, силовых структурах и СМИ, формирование академического религиоведения и размежевание с теологией [13].

Как же в свою очередь Православная Церковь, отстаивающая научную значимость православной теологии, относится в настоящее время к религиоведению? В церковном сообществе в России в последние десятилетия оно в основном является негативным, на что обращает внимание профессор ПСТГУ д. филос. н. К.М. Антонов, который считает, что взаимоотношения религиоведения и теологии в нашем отечестве усложнились в связи «с признанием теологии как направления подготовки и научной специальности» [4, с.577]. Негативное восприятие религиоведения в Церкви происходит по причине того, что его подходы к изучению религий являются светскими, предполагающими «внешнее» изучение религий, религиоведение мыслится своеобразным конкурентом теологии, работающим «на одном и том же предметном поле» [там же]. Другими словами, ситуация размежевания религиоведения с теологией в отечественной науке в настоящее

время остается непреложным фактом. В то же время профессор СПДА д. филос. н. Р.В. Светлов отмечает, что проблематика современного российского религиоведения в последние 15 лет значительно изменилась и стоящие перед этой наукой задачи уже нельзя решать по-старому, т.е. в рамках имеющегося опыта и методик, т.к. проблема этого предмета приобрела «и философско-антропологическое, и философско-историческое и даже богословское звучание» [10, с.19].

Об этом свидетельствует, на наш взгляд, тот факт, что при преобладании официального дискурса неприятия религиоведением теологии и, наоборот, в последние десятилетия в российском научном пространстве появилось много работ, в которых исследователи пытаются преодолеть это размежевание. К таким публикациям можно отнести следующие труды: «Методологические проблемы религиоведения» (2007) А.Н. Красникова, в котором автор делает исторический и систематический обзор методологии западного религиоведения, обращаясь к трудам западных религиоведов Мюллера, Маретта, феноменологов религии - классиков Р. Отто, М. Шелера, Герардуса ван дер Леува, М. Элиаде, а также других феноменологов религии, раскрывает сущность религиоведческих проблем в западном религиоведении конца XX в. [7]; ряд работ по философии и феноменологии религии, среди которых - изданный в 2013 году «Краткий религиозно-философский словарь» Л.И. Василенко, интересный тем, что при толковании философских идей и религиозных представлений автор цитирует русских религиозных философов XIX - XX вв. и западных философов и теологов; труды М.А. Пылаева: «Западная феноменология религии» (2006), в которой рассматриваются этапы истории и современное состояние феноменологии религии на западе, приводятся примеры компаративистских описаний форм священного, монография «Категория «священное» в феноменологии религии, теологии и философии XX века» (2011) и докторская диссертация «Категория «священное» в феноменологии религии, теологии и континентальной философии XX века» (2012), в которых автор обращается к концепциям о священном западных феноменологов религии и философско-теологическим моделям «священного» в русской философии. Ценный материал содержит докторская диссертация «Философия религии в русской метафизике XIX - XX вв.» (2008) К.М. Антонова, в которой сделан анализ оригинальных идей и концепций русских религиозных философов XIX - начала XX вв. в области философии и феноменологии религии; учебное пособие для студентов православных вузов «Введение в философию религии» (2009) Л.И.Василенко, в котором автор систематично излагает концепции западных феноменологов и

философов религии. Иеромонах Василий (Горохов) в своей монографии «Феноменология религии Мирчи Элиаде» (2011) анализирует философию и феноменологию М.Элиаде с методологической и теоретической точек зрения, обращаясь к вопросам апологетики христианства в работах этого феноменолога религии -классика. Учебное пособие В.П. Леги «Современные проблемы философии религии» (2012) интересно тем, что рассматривает общетеоретические вопросы сущности и происхождения религии, отношения веры и разума, доказательств бытия Бога, отношений науки и религии. В учебном пособии О.Т. Ермишина «Философия религии» (2009) кратко изложены концепции философии религии в зарубежной философии от древних представлений до настоящего времени, а также в русской философии. Учебное пособие С.К. Соловьева «Религиоведение» (2016) отличается тем, что история мировых религий в нем изложена в контексте их связи с мировой и национальной культурой. Необходимо также назвать учебник В. Лебедева, А. Прилуцкого, В. Викторова «Религиоведение» (2013), написанный в научно-популярном стиле и рассчитанный на студентов негуманитарной специализации; в нем изложены взгляды на основные проблемы религиоведения представителей наиболее авторитетных школ и направлений в религиоведении, включая и традиционные, и новейшие.

Еще одна категория научно-исследовательских работ в современном религиоведении - это исследование отдельных религиозных вопросов или изучение отдельных нехристианских религий. Так, например, труд Е.А. Торчинова «Религии мира. Опыт запредельного. Психотехника и трансперсональные состояния» (1998) содержит описание мистических практик в даосизме, индуизме, буддизме, исламе, иудаизме. Большой интерес представляют труды Аникеевой Е.Н. по исследованию теизма в индуизме «Границы языческого теизма (на примере традиционных индийских религий)» (1997), «Проблемы индийского теизма: философско-компаративный анализ» (2013) и докторская диссертация «Теизм (ишвара-вада) в классической индийской философии и его предпосылки: соотношение личного и безличного» (2014), а также ряд работ этого же автора по сравнительному анализу индуизма и христианства «К вопросу об инклюзивизме индийских религий и эксклюзивизме христианства» (1998), «Основные черты индийских космогоний и их антикреационистский характер» (2000). Интересные и глубокие исследования по даосизму и буддизму изложены востоковедом Е.А. Торчиновым в его книгах «Религии Китая: хрестоматия» (2001), «Введение в буд-дологию» (2000), А.Н. Лукьяновым - по конфуцианству и даосизму в труде «Лао-

Цзы и Конфуций. Философия Дао» (2000), Бигиевым М. - по исламу в работе «История Корана и его сводов» (2016), Вихновичем В.Л. - по иудаизму в труде «Иудаизм» (2006) и др.

Учебниками по истории нехристианских религий, в которых ясно прослеживается позиция конфессионального (православного) религиоведения, являются книга Ю.Максимова и К.Смоляра «Ислам. Буддизм. Иудаизм» (2008), учебные пособия прот. О. Корытко для духовных школ Русской Православной Церкви «Homo religiosus: на путях поиска истины» (2017) и «История нехристианских религий» (2017). Специальными работами, в которых дается оценка отдельных нехристианских религий с точки зрения конфессионального православного религиоведения и православной теологии, и поэтому представляющими интерес для православного миссионера, являются также труды по сравнительному религиоведению: ряд книг свящ. Георгия Максимова «Православие и буддизм» (2014), «Религия Креста и религия полумесяца» (2008), книга «Православный взгляд на йогу» (2012) в соавторстве свящ. Георгия Максимова со схиархим. Софронием (Сахаровым), статья И.В. Рынкового «Особенности аскетизма в индуизме и православии» (2011), книга «Православие и религия будущего» иером. Серафима Роуза, изданная на русском языке в 2016 году (в которой ряд разделов посвящен анализу индийских практик с точки зрения православной теологии), магистерская диссертация свящ. Антония Готмана «История православной миссии среди буддистов-ламаистов», защищенная в 2017 году в Белгородской Православной Духовной семинарии (с миссионерской направленностью), статья «Православная «умная молитва» и йогическая медитация» (2022) Д.В.Дружинина и другие работы.

Обзор религиоведческих работ, трудов, учебников и учебных пособий, изданных в последних 40 лет, показывает широкое развитие религиоведческих исследований в России и за рубежом. В XXI веке, когда наряду с процессами секуляризации и глобализации в мировом обществе развиваются встречные процессы де-секуляризации и возрождения традиционных религий, во-первых, необходимо осознавать, что общества, в которых сильны позиции традиционных религий, вместе противостоят натиску секуляризации в самых предельных ее вариантах (как это мы можем наблюдать сейчас, когда буквально на наших глазах разворачиваются действия беспрецедентной войны, развязанной НАТО, в которой финансово взращенный и поддерживаемый олигархией США и обмирщенной элитой европейских стран украинский нацизм в смеси с мифологией в стиле фэнтези и сатанизмом, ведет бесчеловечную атаку на Россию, религиозные ценности которой определяются,

- современные религиоведческие исследования в россии

и за рубежом

в первую очередь, православием), во-вторых, необходимо развивать возможности компетентного межрелигиозного диалога с уважением иного, иной религиозной традиции в многоконфессиональных обществах современного мира, в-третьих, важно правильно оценивать границы миссионерской деятельности православных миссионеров в нехристианской религиозной среде. Все это невозможно сделать компетентно и грамотно без учета того большого багажа научных результатов, которые накопило религиоведение к настоящему времени.

Библиография

1. Smart N. The uniqueness of Christianity // Learning for Living. 1364 (1974). Pp. 136 - 138.

2. Taves A. Religious experience reconsidered: A building - block approach to the study of religion and other special things. Princeton University Press, 2009.

3. Антес П. Обзор новых подходов в европейском религиоведении // Религиоведческие исследования. № 1 - 2 (1 - 2). - М.: Русское религиоведческое общество, 2009. - С.53 - 56.

4. Антонов К.М. Зачем церкви религиоведение? // Вопросы теологии. 2020. Т. 2, No 4. С. 576-602.

5. Гирц К. Интерпретация культур / Пер. с англ. - М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. - 560 с.

6. Колкунова К.А. Ниниан Смарт и современное религиоведение. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ninian - smart - i - sovremennoe - religiovedenie/ viewer (дата обращения 10.09.2022).

7. Красников А.Н. Методологические проблемы религиоведения. - М.: Академический проект, 2007. - 240 с. - С.165.

8. Лебедев В., Прилуцкий А., Викторов В. Религиоведение: учебник для бакалавров / 2 - е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2013. - 629 с. - URL: https://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie/religiovedenie/1_4 (дата обращения 10.09.2022).

9. Мюррей М., Рей М. Введение в философию религии / пер. с англ. - М.: Би-блейско - богословский институт св. апостола Андрея, 2010. - 410 с.

10. Светлов Р.В. Религиоведение в современной России. Взгляд из соседней аудитории // Труды кафедры богословия Санкт - Петербургской Духовной Академии. 2020. № 1(5). - С.7 - 21.

11. Суинбёрн Р. Философия религии в англо-американской традиции / пер. с англ. // Философия религии: альманах. - М.: Наука, 2007. - С. 89-136.

12. Томпсон М. Философия религии / пер. с англ. - М.: ФАИР - ПРЕСС, 2001. - 384 с.

13. Элбакян Е. Феномен советского религиоведения // Религиоведение. №3. -Благовещенск: Амурский Государственный Университет, 2011. - С. 141 - 161.

образы блаженных, юродивых и праведных как составляющая русского национального характера в литературе русского зарубежья

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.