Научная статья на тему 'Религиоведческие издания в России (2000–2013)'

Религиоведческие издания в России (2000–2013) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
749
255
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ / ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ / СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ / ПСИХОЛОГИЯ РЕЛИГИИ И ФЕНОМЕНОЛОГИЯ РЕЛИГИИ / HISTORY AND METHODOLOGY OF RELIGIOUS STUDIES / PHILOSOPHY OF RELIGION / SOCIOLOGY OF RELIGION / PSYCHOLOGY OF RELIGION / PHENOMENOLOGY OF RELIGION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Воронцова Елена Владимировна

Статья посвящена обзору религиоведческих изданий, вышедших в свет в России с 2000 по 2013 г. Помимо монографий и учебных пособий были рассмотрены также публикации по религиоведению в периодических изданиях. Обзор выполнен по следующим направлениям: история и методология религиоведения, философия религии, социология религии, психология религии и феноменология религии (публикации по истории религии не рассматриваются). Данное библиографическое обозрение может служить значительным подспорьем для дальнейшего анализа современного состояния и перспектив религиоведения как научной и учебной дисциплины в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELIGIOUS PUBLICATIONS IN RUSSIA (2000–2013)

This article presents a panoramic view of religious publications which appeared in Russia from 2000 to 2013. Aside from monographs and textbooks, publications dealing with religious studies and periodicals were also examined. The material was divided into the following categories: the history and the methodology of religious studies, the philosophy of religion, the sociology of religion, the psychology of religion, and the phenomenology of religion (publications dealing with the history of religion were not taken into account). This bibliographical collection may serve as an important incentive for further analysis of the contemporary content of and perspectives for religious studies as an academic discipline in Russia.

Текст научной работы на тему «Религиоведческие издания в России (2000–2013)»

Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия

2013. Вып. 4 (48). С. 101-119

Религиоведческие издания в России (2000—2013)1

Е. В. Воронцова

Статья посвящена обзору религиоведческих изданий, вышедших в свет в России с 2000 по 2013 г. Помимо монографий и учебных пособий были рассмотрены также публикации по религиоведению в периодических изданиях. Обзор выполнен по следующим направлениям: история и методология религиоведения, философия религии, социология религии, психология религии и феноменология религии (публикации по истории религии не рассматриваются). Данное библиографическое обозрение может служить значительным подспорьем для дальнейшего анализа современного состояния и перспектив религиоведения как научной и учебной дисциплины в России.

Введение

Для осмысления современного состояния религиоведения в России в данной статье мы предпримем попытку обозреть р е л и г и о в ед ч е с к и е издания, вышедшие в России с 2000 г. Мы постараемся выделить и охарактеризовать основные направления в религиоведении так, как они представлены в учебниках, монографиях, статьях, эссе и учебных программах.

Мы будем придерживаться разделения на следующие пять направлений в современном религиоведении: история и методология религиоведения, философия религии, социология религии, психология религии и феноменология религии. Из нашего обзора мы сознательно исключаем рассмотрение истории религий, поскольку эта тема требует отдельного кропотливого исследования. Современные издания по истории религий очень часто выходят за границы чисто религиоведческих работ и создаются историками, теологами, антропологами или филологами. Поэтому данная обширная тема, несомненно, нуждается в специальном изучении.

Задача библиографического описания многообразной литературы по религиоведению последних лет ставилась в таких работах, как небольшая брошюра А. П. Скогорева «Религиоведение. Предметно-тематический указатель литературы»2, книга А. Н. Швечикова «Религиоведение: библиография рос-

1 Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта №13-03-00497а «История отечественного религиоведения: XX — начало XXI вв.».

2 Скогорев А. П. Религиоведение: Предметно-тематический указатель литературы. М.,

2008.

сийских изданий (1990—2002)»3, а также сводный указатель работ по политологии, истории, религиоведению и философии за 1973—2004 гг.4. Вышедшая в журнале «Археус» англоязычная статья выпускников и преподавателей из МГУ им. М. В. Ломоносова «Религиоведение в России: библиографические эссе»5 также затрагивает тему религиоведческих изданий в России, однако большая часть статьи относится к обзору изданий по истории религий. Основным источником библиографических сведений по данной теме можно назвать вестник ИНИОН по религиоведению6, выходящий шесть раз в год с 1993 г. Кроме того, рецензии и аннотации к новым изданиям по религиоведению регулярно появляются на страницах периодических изданий, прежде всего здесь следует упомянуть раздел «Кругозор» в журнале «Религиоведение» (журнал основан в 2001 г., выходит 4 раза в год, входит в список изданий ВАК), раздел «Рецензии» в обновленном журнале «Государство, религия, церковь в России и за рубежом» (журнал издается с 1968 г., выходит 4 раза в год, включен в перечень ВАК).

Предваряя наш краткий обзор, хотелось бы сделать общее замечание: качественной учебной и научной религиоведческой литературы в России по-прежнему выходит крайне мало. Периодических изданий, специализирующихся исключительно на религиоведении нам известно всего три: уже упомянутые «Религиоведение», «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», а также журнал «Религиоведческие исследования»7. Для большинства издателей выпуск подобной литературы — это всегда определенный коммерческий риск (разумеется, за исключением таких модных тем, как исламизация, религиозный экстремизм и эзотерика). Тем не менее мы можем назвать целый ряд интересных работ по различным проблемам религиоведения, вышедших за последние двенадцать лет.

История и методология религиоведения в России

Постепенная институциализация религиоведения в России и расширение выпускающих университетских подразделений позволили некоторым религиоведам сосредоточиться на осмыслении проблем самой дисциплины. В 2006 г. в Санкт-Петербурге была издана небольшая книга профессора, зав. каф. философии религии и религиоведения СПбГУ, М. М. Шахнович «Очерки истории религиоведения»8. Анализ методологии религиоведения проводился в работах исследователя из МГУ А. Н. Красникова9. Эта тема отражена в серии его статей

3Швечиков А. Н. Религиоведение: Библиография российских изданий (1990—2002). СПб.,

2005.

4 Библиографический указатель. Политология, история, религиоведение и философия. Барнаул, 2006.

5Kolkunova К, Kostylev P., Miroshnikov I., SafronovR. Religious Studies in Russia: Bibliographical Essays //Archaeus: Studies in the History of Religion. 2007-2008. Vol. 11-12. P. 305-332.

6 Новая литература по социальным и гуманитарным наукам. Религиоведение: библиографический указатель. М., 1993—2009. С 60-х гг. по начало 90-х ИНИОН выпускал аналогичный указатель под заголовком «Научный атеизм».

7См.: 2009. № 1-2; 2010. № 2-3; 2011. № 5-6.

8Шахнович М. М. Очерки истории религиоведения. СПб., 2006.

9 А. Н. Красников (1949-2009) — религиовед, д. филос. н., доцент кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.

на страницах журнала «Религиоведение»10, в также в двух монографиях: «Методология классического религиоведения»11 и «Методологические проблемы религиоведения»12. Обе монографии написаны на материале западных религиоведческих работ, среди которых особое место занимает двухтомник «Классические подходы к изучению религии» под редакцией Ж. Ваарденбурга13 и двухтомник «Современные подходы к изучению религии» под редакцией Ф. Уэйлинга14. В 2006 г. под редакцией А. Н. Красникова и в сотрудничестве с А. П. Забияко и Е. С. Элбакян была издана обширная и весьма содержательная энциклопедия «Религиоведение»15. В ее создании приняли участие более ста авторов из Москвы, Санкт-Петербурга, Барнаула, Благовещенска, Тюмени, Новгорода и др. городов. Иллюстрированное и дополненное новое издание словаря вышло два года спустя под заголовком «Энциклопедия религий»16.

Истории советского религиоведения посвящены два важных издания 2009 г. Речь идет о четырехтомной «Антологии отечественного религиоведения»17 из серии «Вопросы религии и религиоведения», подготовленной кафедрой государственно-конфессиональных отношений РАГС как приложение к журналу «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», и юбилейном издании «50 лет кафедре философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова»18. В состав антологии, в частности, вошли статьи, написанные в 1961—1991 гг. сотрудниками Института научного атеизма, а также с 1994 г. по настоящее время сотрудниками кафедры государственноконфессиональных отношений РАГС. Статьи в антологии посвящены в том числе методологии религиоведения, философии, социологии и психологии религии, что позволяет составить достаточно полную картину и с с л ед о в ат ел ьс к и х тем и методов в советском религиоведении. Следует отметить, что работы советского времени, как подчеркивают составители в предисловии кантологии, из уважения к памяти авторов были подвергнуты некоторой «компенсаторной правке»19. В состав юбилейного сборника кафедры философии религии и религиоведения МГУ вошли фрагменты работ ушедших из жизни ученых кафедры. Среди них статьи по психологии и социологии религии, методологии религии и истории религий.

10 Красников А. Н. Тенденции современного религиоведения // Религиоведение. 2001. № 1. С. 5—9; Он же. Тенденции современного религиоведения // Религиоведение. 2006. № 3. С. 93— 111; Он же. Структурализм в религиоведении // Религиоведение. 2006. №3. С. 179—188.

11 Он же. Методология классического религиоведения. Благовещенск, 2004.

12 Он же. Методологические проблемы религиоведения. М., 2007.

13 Classical Approaches to the Study of Religion. Aims, Methods and Theories of Research / J. Waardenburg, ed. The Hague, 1973. Vol. 1-2.

14 Contemporary Approaches to the Study of Religion / W; F. Berlin e. a., eds. The Hague, 1984. Vol. 1-2.

15 Религиоведение: Энциклопедический словарь / А. П. Забияко, А. Н. Красников, Е. С. Элбакян, ред. М., 2006.

16Энциклопедия религий / А. П. Забияко, А. Н. Красников, Е. С. Элбакян, ред. М., 2008.

17 Вопросы религии и религиоведения / Ю. П. Зуев, В. В. Шмидт, ред. М., 2009. Вып. 1.

Ч. 1-4.

18 50 лет кафедре философии религии и религиоведения философского факультета МГУ имени М. В. Ломоносова / 3. П. Трофимова, И. Н. Яблоков, ред. М., 2009.

19 Вопросы религии и религиоведения. Вып. 1... С. 5.

В той же серии «Вопросы религии и религиоведения» вышел в свет двухтомник «Религиоведение в России в конце XX — начале XXI в.»20. В этом сборнике, помимо общетеоретических вопросов, выдвигается идея наличия в отечественном религиоведении сложившихся теоретических школ. Этот выпуск посвящен истории религиоведческих школ в РАГС и МГУ (по материалам юбилейной конференции «Власть и религия в истории России» к 45-летию кафедры государственно-конфессиональных отношений РАГС и «Религиоведение в России» к 50-летию кафедры философии религии и религиоведения МГУ). Следующий выпуск посвящен истории петербургской религиоведческой школы21 и, наконец, последний выпуск связан с историей и современным состоянием религиоведения на Украине22.

Помимо переиздания трудов советского времени, был написан ряд работ, посвященных осмыслению религиоведческого наследия прошлых лет и анализу перспектив современного состояния дисциплины. Среди них следует упомянуть полемическую статью М. Ю. Смирнова «Религиоведение в России: проблема самоидентификации»23, И. Н. Яблокова о дискуссиях вокруг истории религиоведения24, размышления Е. С. Элбакян о советском религиоведении25, статью

A. Ю. Рахманина о метатеории религиоведения26, В. Ю. Шмелева о методологических основаниях религиоведения27, П. Н. Костылева «Российское религиоведение в мировом контексте»28, а также сборник по итогам одноименной конференции «Религиоведение на постсоветском пространстве»29. Следует также отметить недавно вышедшую в свет монографию И. П. Давыдова «Эпистема мифоритуала»30, в которой автор делает попытку выстроить систему религиоведческих дисциплин и указывает на роль эпистемологии религиоведения как методологической дисциплины. Помимо работы И. П. Давыдова в 2013 г. также вышла в свет книга-размышление М. Ю. Смирнова «Религия и религиоведение

20Вопросы религии и религиоведения /В. В. Шмидт, И. Н.Яблоков, Ю. П. Зуев, 3. П. Трофимова, сост., ред.. М., 2010. Вып. 2. Кн. 1. Ч. 1—2.

21 Вопросы религии и религиоведения / М. М. Шахнович, В. В. Шмидт, сост., ред. М., 2010. Вып. 4. Кн. 1. Ч. 1; Государственный музей истории религии / Т. А. Терюкова, М. М. Шахнович, В. В. Шмидт, сост., ред. М., 2010. Кн. 2. Ч. 1.

22 Вопросы религии и религиоведения / Ю. П. Зуев, А. И. Колодный, Л. А. Филиппович,

B. В. Шмидт, П. Л. Яроцкий, сост., ред. М., 2010. Вып. 6. Ч. 1—2.

23 Смирнов М. Ю. Религиоведение в России: проблема самоидентификации // Вестник московского университета. Серия 7. Философия. 2009. № 1. С. 90—106.

24Яблоков 77. 77. К дискуссии о современном состоянии и истории отечественного религиоведения // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2011. № 1. С. 165—173.

25 Элбакян Е. С. Феномен советского религиоведения // Религиоведение. 2011. № 3.

C. 141-162.

26 Рахманин А. Ю. К метатеории религиоведения: концептуальный каркас и проблема нормативного критерия науки // Религиоведческие исследования. 2009. № 1—2. С. 7—23.

21 Шмелев В. Ю. К вопросу о методологических основаниях религиоведения как науки // Известия ИГУ. Серия «Политология. Религиоведение». 2009. № 1 (3). С. 310—316.

28 Костылев 77. 77. Российское религиоведение в мировом контексте // Сибирь на перекрестке мировых религий. Новосибирск, 2006. С. 61—65.

29 Религиоведение на постсоветском пространстве: Материалы конференции / П. Н. Костылев, К. А. Колкунова, Т. А. Фолиева, ред. М., 2011.

,0Давыдов И. 77. Эпистема мифоритуала. М., 2013.

в России»31, значительная часть которой посвящена истории отечественного религиоведения (главным образом в ракурсе социологии религии).

Дискуссия о точке отсчета религиоведения в России пока остается открытой. Среди возможных дат зарождения дисциплины в нашей стране называют и середину XVIII в., и вторую половину XIX в., и 60-е гг. XX в., и даже постперестроеч-ные 90-е гг. К настоящему времени вышел целый ряд статей, посвященных рассмотрению отдельных исследователей как основоположников религиоведения в России. Речь идет о статье А. П. Забияко по А. Н. Веселовскому32, М. С. Хотеевой по П. JI. Лаврову33, М. М. Шахнович и Т. В. Чумаковой по Н. М. Маторину34, П. Н. Костылева по М. В. Ломоносову35. Следует также упомянуть исследования по отдельным историческим периодам в истории отечественного религиоведения — это работа М. М. Шахнович по истории религиоведения в XVIII в.36, статья и кандидатская диссертация Е. В. Меньшиковой по истории отечественного религиоведения в 20—30-е гг. XX в.37

В ряде периодических религиоведческих изданий также появлялись публикации по данной тематике. Так, в журнале «Религиоведение» регулярно появляются публикации в разделе «Социология религии», «Психология религии», «Философия религии», «Религия и право» и т. п. На страницах этого журнала нашла, в частности, свое отражение популярная на Западе дискуссия о проблеме методологического атеизма (статьи М. О. Шахова38 и Б. А. Бочарова39). В рубрике «переводы» впервые на русском языке были опубликованы фрагменты работ Р. Отто40, Р. Петтацони41, В. Б. Кристенсена42 и других. Среди периодических изданий стоит также упомянуть журнал «Известия Иркутского государственного университета. Серия “Политология. Религиоведение”» (входит в список ВАК), «Ученые записки Орловского государственного университета. Серия “Гуманитарные и социальные науки”» (4 номера в год, входит в список ВАК), «Вестник Российского государственного гуманитарного университета. Серия “Философские науки. Религиоведение”» (входит в список ВАК), альманах «REEIGO»

31 Смирнов М. Ю. Религия и религиоведение в России. СПб., 2013.

32 Забияко А. П. Контуры религиоведческих разысканий А. Н. Веселовского // Религиоведение. 2005. № 1. С. 134-140.

33Хотеева М. С. П. JI. Лавров как отечественный религиовед // Религиоведение. 2011. № 4. С. 153-159.

,4Шахнович М. М., Чумакова Т. В. Н. М. Маторин и его программа изучения народной религиозности // Религиоведение. 2012. № 4. С. 191—202.

35Костылвв П. Н. М. В. Ломоносов и научное изучение религии // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 2011. № 5. С. 74—82.

36Шахнович М. М. История отечественного религиоведения: XVIII век// Религиоведение.

2005. № 1. С. 118-133.

37См., например: Меньшикова Е. В. Из истории отечественного религиоведения: осмысление предмета и методов в 20—30-е гг. XX в. // Вестник РСПР 2008. № 1. С. 70—76.

,8 Шахов М. О. Научен ли методологический атеизм // Религиоведение. 2004. № 2. С. 136-141.

39 Бочаров Б. А. Методологический атеизм научен // Религиоведение. 2004. № 2. С. 142—144.

40 Отто Р. Священное // Религиоведение. 2003. № 1. С. 113—128.

41 Петтацони Р. Высшее существо: феноменологическая структура и историческое развитие // Религиоведение. 2002. № 1. С. 149—155.

42Кристенсен У. Б. Значение религии // Религиоведение. 2005. № 2. С. 115—121.

(вышел всего один номер), вестник РСПР (Российского сообщества преподавателей религиоведения; пока также вышел всего один номер журнала) и журнал «Религиоведческие исследования»43.

В конце 2000-х гг. в новом стандарте по религиоведению появляется курс «История отечественного и зарубежного религиоведения». В крупных религиоведческих центрах издаются соответствующие программы. Одна из них — программа М. М. Шахнович была опубликована на страницах журнала «Религиоведение» в 2008 г.44

Теоретические вопросы религиоведения поднимаются также в ряде ученых пособий последних лет, в том числе в учебных пособиях по религиоведению под редакцией Е. И. Аринина45, А. А. Радугина46, М. Г Писманика47, М. М. Шахнович48, И. Н. Яблокова49.

Одной из наиболее актуальных дискуссий последних лет стал вопрос о соотношении теологии и религиоведения. Часть религиоведов отказываются принимать теологию в статусе светской науки и высказывают опасения в том, что теология может подменить собой религиоведение (об этом в неоднократно писала Е. С. Элбакян50, М. Ю. Смирнов51, Ф. Г Овсиенко52, а также Е. И. Аринин53). В то же время К. М. Антонов в статье «Теология и/или религиоведение» разводит религиоведение и теологию следующим образом: «Теология рассматривает религиозный опыт в перспективе истории конкретной Церкви, религиоведение — в перспективе истории религии как таковой, не сводимой к истории конкретных

43 См.: Религиоведческие исследования. 2009. № 1—2; 2010. № 3—4; 2011. № 5—6.

44 Шахнович М. М. История отечественного и зарубежного религиоведения // Религиоведение. 2008. № 1. С. 193-200.

45Аринин Е. И. Религиоведение: Учеб. пособие для вузов: Введение в основные концепции и термины. М., 2004.

46Радугин А. А. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. М.,

2004.

47Писманик М. Г. Лекции по религиоведению: учебное пособие. Пермь, 2006.

48Шахнович М. М. Религиоведение: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности (направлению) «Религиоведение». М., 2006.

49Яблоков И. Н. Введение в общее религиоведение: Учебник. М., 2001.

50 См.: Элбакян Е. С.. Религиоведение и теология: общее и особенное // Третьи Торчиновские чтения. Религиоведение и востоковедение: Материалы научной конференции (Санкт-Петербург, 15—18 февраля 2006 г.) / С. В. Пахомов, ред. СПб., 2006. С. 291—297; Она же. Профанная теология или профанация науки? // Портал «Религиополис» 1ШЬ: ЬЦр://\¥\те.ге%юроИ8.ощ/т(}ех.р11р/ pubИcations/81-profannaja-teologija-Ш-profamtsija-muki (дата обращения: 18. 06.2013).

51 Смирнов М. Ю. Современное российское религиоведение: повседневность и «сакральное» // Религия и повседневность: прошлое, настоящее и будущее / III Международная интернет-конференция по религиоведению Московского религиоведческого общества (1 октября — 1 декабря 2009 г.) //1ЖЬ: http://www.rodon.org/relig-091007130819 (дата обращения: 18.06. 2013).

52 Овсиенко Ф. Г. Сфера изысканий религиоведения и теологии и специфика постижения ими рассматриваемых объектов // Религиоведение. 2004. № 2. С. 116—130.

53 Аринин Е. И. Религиоведение и теология: свое и чужое // Проблемы преподавания и современное состояние религиоведения в России: Материалы конференций (Москва, 2000— 2001 гг.) / И. Н. Потылицына, ред. М., 2003. С. 76—80.

отдельных “религий”», указывая также на необходимость взаимодействия и полемики этих двух дисциплин54.

Философия рел игии

Толкование философии религии в России в значительной степени отличается от европейской традиции. Философия религии зачастую рассматривается как базовая дисциплина для религиоведения. Первые кафедры, занимающиеся изучением истории и теории религии, появляются в СССР в 60-е гг. именно на философских факультетах55.

В большинстве современных учебных пособий философия религии по-прежнему рассматривается именно в этом ключе. Яркий пример — изданный в 2007 г. сборник статей зав. каф. философии религии и религиоведения МГУ И. Н. Яблокова «Философия религии»56. В этом же ряду следует назвать книгу JI. Н. Митрохина «Философские проблемы религиоведения»57, в состав которой вошли статьи о соотношении религии и науки, религии и морали, религии и политики и т. п., а также работы Д. В. Пивоварова58.

В качестве отдельного направления в отечественной религиоведческой мысли можно выделить позицию В. К. Шохина59, занимающегося разработкой проблем философии религии с привлечением значительного теологического материала. Под его редакцией вышли в свет уже три альманаха «Философия религии»60, созданные при активном участии участии зарубежных философов, теологов и религиоведов. Вокруг этих трех томов в одном из выпусков Вестника ПСТГУ развернулась интересная полемика между редактором сборника В. К. Шохиным61 и его оппонентом И. П. Давыдовым62. Суть дискуссии сводится к тому, что рецензент обнаруживает в сборниках смешение философских и тео-

54 Антонов К. М. Научность и/или профанация? Теология или/и религиоведение? //

Портал «Религиополис». URT: http://www.religiopolis.org/publications/113-nauchnost-iili-

profanatsija-teologija-ilii-religiovedenie.html (дата обращения:18. 06. 2013). Более подробно о проблеме демаркации двух дисциплин тот же автор пишет в статье: Антонов К. М. Теология как научная специальность // Вопросы философии. 2012. № 6. С. 73—84.

55 Кафедра истории и теории атеизма и религии на философском факультете МГУ была основана в 1959 г., аналогичная кафедра в ЛГУ была основана в 1960 г.

%Яблоков И. Н. Философия религии. Актуальные проблемы. М., 2007.

57Митрохин Л. Философские проблемы религиоведения. СПб., 2008.

58Пивоваров Д. Философия религии: Учебное пособие. М., 2006; Он же. Гносеология религии. Екатеринбург, 2009; Он же. Онтология религии. СПб., 2009.

59Шохин В. К. Исторический генезис философии религии: проблема и наиболее вероятное решение // Философия религии: Альманах. М., 2007. С. 15—88; Shokhin V. К. The Philosophy of Religion: A New Field for Russian Philosophy // Diogenes. 2009. Vol. 56 (125). P. 125-137; Шохин В. К. Введение в философию религии. М., 2010.

“Философия религии: Альманах 2006—2007 / В. К. Шохин, ред. М., 2007. Вып. 1; Философия религии: Альманах 2008—2009 / В. К. Шохин, ред. М., 2010. Вып. 2; Философия религии: Альманах. 2010—2011/ В. К. Шохин, ред. М., 2011. Вып. 3.

61 Шохин В. К. Рецензия? На альманах? Отзыв на рецензию И. П. Давыдова: Философия? Религии? // Вестник ПСТГУ. Серия I. Богословие. Философия. 2012. Вып. 6 (44). С. 129—137.

62 Давыдов И. П. Философия? Религии? // Вестник ПСТГУ. Серия I. Богословие. Философия. 2012. Вып. 6 (44). С. 123—128.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

логических планов, а редактор сборника в ответ со ссылкой на Р. Суинберна указывает, что «аналитическая философия религии и представляет собой ту самую философскую теологию, против которой борется рецензент»63. Таким образом, В. К. Шохин подчеркивает, что теизм занимает важное место в современной западной традиции философии религии, и поэтому в альманахе этой теме отводится значительное место.

В уже упомянутой выше монографии И. П. Давыдова «Эпистема мифо-ритуала»64 философия религии выводится за скобки религиоведческих дисциплин, автор также отказывает ей в возможности выполнения метатеоретических функций по отношению к религиоведению65.

В учебном пособии «Проблемы философии и религиоведения»66 под редакцией А. Н. Красникова, Л. М. Гаврилиной и Е. С. Элбакян авторы, вслед за Ю. А. Кимелевым67, отказывают философии религии в роли методологической базы религиоведения.

Проблемы философии религии в России поднимаются в книге О. Т. Ерми-шина «Философия религии»68 и в монографии К. М. Антонова «Философия религии в русской метафизике XIX—XX вв.»69. Ряд важных проблем, касающихся сопоставления философского и теологического осмысления религии поставлен также в монографиях Л. И. Василенко и С. А. Коначевой70.

За последние годы был издан также ряд хрестоматий, в том числе под редакцией П. С. Гуревича71 и В. Е. Данилова72. Последняя включает работы по философии религии, написанные до 1830 г. (часть из них была переведена на русский язык впервые). В журнале «Религиоведение» в 2003 г. была опубликована программа курса «Философия религии», читающегося в МГУ (составители 3. А. Та-журизина и А. Н. Красников)73.

Социология религии

Современная социология религии в России во многом продолжает традиции советской науки. За последние годы вышел в свет целый ряд обзоров, посвященных эмпирическим исследованиям, однако теоретических работ в этой области по-прежнему недостаточно.

63Шохин В. К Рецензия? На альманах?... С. 133.

64Давыдов И. П. Эпистема мифоритуала. М., 2013.

65Там же. С. 25.

“Проблемы философии религии и религиоведения: Учебное пособие / А. Н. Красников, Л. М. Гаврилина, Е. С. Элбакян, ред. Калининград, 2003.

67Кимелёв Ю. А. Философия религии: Систематический очерк. М., 1998. С. 31—32.

68 Ермишин О. Философия религии: концепции религии в зарубежной и русской философии. М., 2008.

69Антонов К М. Философия религии в русской метафизике XIX — начала XX века. М.,

2009.

70Василенко Л. И. Философия религии. М., 2009; Коначева С. А. Бытие. Священное. Бог. Хайдеггер и философская теология XX века. М., 2010.

71 Философия религии: Хрестоматия / П. С. Гуревич, ред. М., 2008.

72 Философия религии: Хрестоматия / В. Е. Данилова, ред. М., 2009.

13 Красников А. П., Тажуризина 3. А. Программа дисциплины «Философия религии» // Религиоведение. 2003. № 4. С. 147—156.

Эмпирические исследования современной религиозной ситуации в России отражены в целой серии книг. Среди них следует упомянуть результаты проекта «Энциклопедия современной религиозной жизни России», реализованного отечественными социологами в сотрудничестве с Кестонским институтом по итогам полевых исследований, проведенных в 1994—2001 гг. в 78 субъектах РФ, опубликованные сначала в виде однотомного издания «Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России»74, а позднее вышедшие в виде масштабного трехтомного исследования «Современная религиозная жизнь России. Опыт систематического описания»75. Этот же исследовательский коллектив (под руководством М. Бурдо и С. Б. Филатова) подготовил чуть позже и трехтомный «Атлас современной религиозной жизни в России»76. Результатом другого совместного проекта, на этот раз предпринятого Академией наук России и Финляндии, включавшего данные четырех всероссийских опросов, проведенных в 90-е гг., а также в 2002 и 2005 гг., стали два издания: «Старые церкви, новые верующие»77, «Новые церкви, старые верующие — старые церкви, новые верующие: Религия в постсоветской России»78.

Тема религиозности и религиозных практик в России может быть названа одной из наиболее изученных и популярных. Среди работ по данной теме следует назвать сборник по материалам конференции 2002 г. «Исследования по народной религиозности: современное состояние и перспективы развития»79, совместный русско-французский сборник «Религиозные практики в современной России»80, сборник «Приход и община в современном православии: Корневая система российской религиозности»81. В работах В. Ф. Чесноковой82 была предложена методика расчета индекса воцерковленности для православных верующих, которая впоследствии была использована в книгах ее ученицы, Ю. Ю. Синелиной83. Кро-

74 Религия и общество: Очерки религиозной жизни современной России / С. Б. Филатов, ред. СПб., 2002.

75 Современная религиозная жизнь в России. Опыт систематического описания / М. Бурдо, С. Б. Филатов, ред. М., 2003. Т. 1; 2004. Т. 2; 2005. Т. 3.

76 Атлас современной религиозной жизни России / М. Бурдо, С. Филатов, ред. М., 2005—

2006. Т. 1-3.

77 Старые церкви, новые верующие. Религия в массовом сознании постсоветской России / К. Каариайнен, Д. Фурман, ред. М.; СПб., 2000.

78 Новые церкви, старые верующие — старые церкви, новые верующие. Религия в постсоветской России / К. Каариайнен, Д. Фурман, ред. М.; СПб., 2007.

79 Сны Богородицы. Исследования по антропологии религии // Ж. В. Кормилина, А. А. Панченко, С. А. Штырков, ред. СПб., 2006.

80 Религиозные практики в современной России: Сб. статей / К. Русселе, А. Агаджанян, ред. М., 2006.

81 Приход и община в современном православии: Корневая система российской религиозности / К. Русселе, А. Агарджанян, ред. М., 2011.

82 Чеснокова В. Ф. Процесс воцерковления населения России (Сравнение двух исследований 1992 и 2000 гг.). М., 2000; Она же. Тесным путем: процесс воцерковления населения России в конце XX в. М., 2005.

83 См., например: Синелина Ю. Ю. Изменение религиозности населения России: православные и мусульмане. М., 2006; Она же. Концепции секуляризации в социологической теории. Теоретические аспекты изучения религиозности населения в социологии религии. М., 2009.

ме того, следует указать на статьи В. Я. Бранденбурга84, Е. С. Элбакян и С. В. Мед-ведко по современной религиозной ситуации в России85; статью Т. А. Фолиевой86 по религиозной социализации, а также тематический номер журнала «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», посвященный теме религиозных практик в СССР87.

По истории социологии религии в России и современному состоянию следует назвать статьи М. Ю. Смирнова88, а также его «Очерк истории российской социологии и религии»89. Кроме того, в 2011 г. М. Ю. Смирнов подготовил первый в своем роде тематический словарь по социологии религии90. Кроме собственно словаря, данная работа включает краткий обзор истории социологии религии в качестве введения, а также достаточно обширную библиографию отечественной и зарубежной литературы по социологии религии. Словарь состоит из более чем трехсот словарных статей.

По современным западным подходам в социологии религии публикаций все еще крайне мало — назовем только статью Р. О. Сафронова по современным западным социологическим теориям91, С. А. Опалева — по теории рационального выбора92, а также Д. А. Узланера — по неклассической модели секуляризации93.

Среди учебно-методических материалов упомянем об учебных пособиях

В. И. Гараджи94, В. И. Веремчука95, Б. А. Смагина96, Э. Ю. Майковой97, а также опубликованных в журнале «Религиоведение» программах курса «Социология

84 Бранденбург В. Я. К размышлениям над религиозной ситуацией в современной России (на материалах православия) // Известия ИГУ. Серия «Политология. Религиоведение». 2012. № 2 (9). Ч. 1. С. 165-172.

85Медведко С. В., Элбакян Е. С. Верующие в России: социально-экономическая ситуация и отношение к рыночным реформам // Религиоведение. 2001. № 1. С. 90-100; Они же. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения верующих россиян // Социоло-гичские исследования. 2001. № 8 С. 103—111; Они же. О религиозной ситуации в современной России // Религиоведение. № 2. 2002. С. 104—110.

86 Фолиева Т. А. Религиозная социализация: понятия и проблемы // Известия ИГУ. Серия «Политология. Религиоведение». 2012. № 2 (9). Ч. 1. С. 205—212.

87Государство, религия, церковь в России и за рубежом. М., 2012. № 3—4 (30).

88 Смирнов М Ю. Современная российская социология религии: откуда и зачем? // Религиоведение. №1. 2007. С. 154—163; Он же. Современная российская социология религии: откуда и зачем? Часть вторая // Религиоведение. № 2. 2007. С. 145—154.

89 Он же. Очерк истории российской социологии и религии. СПб., 2008.

90 Он же. Социология религии: Словарь. СПб., 2011.

91 Сафронов Р. О. Современные социологические теории религии в США и Европе // Религиоведческие исследования. 2009. № 1—2. С. 24—44.

92 Опалев С. А. Критика теории секуляризации в теории рационального выбора // Религиоведческие исследования. 2010. № 3—4. С. 170—189.

93 Узланер Д. А. Становление неоклассической модели секуляризации в западной социологии религии 2-й пол. XX в. // Религиоведение. № 2. 2008. С. 135—148.

9АГараджа В. И. Социология религии. М., 2007.

95Веремчук В. И. Социология религии. М., 2004.

96 Смагин Б. А. Социология религии // Религиоведение: Учебное пособие. СПб., 20034.

91 Майкова Э. Ю. Социология религии: Учебное пособие. Тверь, 2004.

религии и секуляризации», подготовленной для соцфака НИУ ВШЭ Ж. В. Кор-миной98 и «Социология религии» В. И. Гараджи и Е. В. Гараджи".

Психология рел игии

Наряду с социологией религии психология религии была одной из самых значимых областей в советском религиоведении. Несмотря на то что данное направление переживает сегодня как в России, таки на Западе серьезный кризис, некоторые работы в этой области все же были написаны за последнее десятилетие.

Был издан ряд учебных пособий по психологии религии, среди них назовем учебное пособие «Психология религии» под редакцией Е. И. Аринина и И. Д. Нефедовой100, «Религиозное сознание» под редакцией А. И. Яковлева101, главу Е. В. Рязановой по психологии религии в учебнике «Введение в общее религиоведение»102, а также учебник А. А. Белика «Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии»103. Последнее издание целиком посвящено такой малоизученной в отечественной науке области как этнопсихология.

В журнале «Религиоведение» в рубрике «психология религии» был опубликован ряд статей по методологии в психологии религии104, а также по отдельным направлениям в психологии религии. Это работа по К. Г Юнгу В. М. Сторча-ка105, по О. Ранку А. А. Робозеевой106, по Э. Фромму А. Бочанова107, по постклас-сическому психоанализу Е. А. Горяченко108, по толкованию религиозного текста в психоанализе А. Н. Коваль, Н. Н. Мусхелишвили, В. М. Сергеева и Д. Л. Спи-

щКормина Ж. В. Социология религии и секуляризации: Программа учебной дисциплины // Религиоведение. 2012. № 2. С. 195—201.

99Гараджа В. И., Гараджа Е. В. Программа дисциплины «Социология религии» // Религиоведение. 2002. № 1. С. 180—190.

100Аринин Е. И., Нефедова И. Д. Психология религии: Учебное пособие для студентов специальности «Религиоведение». Владимир, 2005. Ч. 1—2.

т Яковлев А. И. Религиозное сознание: Учебное пособие. М., 2004.

102Рязанова Е. В. Психология религии // Введение в общее религиоведение / И. Н. Ябло-ков, ред. М., 2007. С. 255-328.

103 Белик А. А. Культура и личность. Психологическая антропология. Этнопсихология. Психология религии. М., 2001.

104 Безрогое В. Г, Пушкарева Н> Л. Некоторые результаты и методы исследования психологии и социологии религии в работах зарубежных исследователей // Религиоведение. 2002. № 1. С. 119-136.

105 Сторчак В. М. Психоаналитическая концепция религии К. Юнга и современность // Религиоведение. 2006. № 1. С. 138—151.

106 Робозеева А. А. Психоаналитическая концепция мифа Отто Ранка // Религиоведение. 2011. № 2. С. 122-129.

107Бочанов А. Кризис религии в контексте психоанализа Э. Фромма // Бренное и вечное: идеология и мифология социальных кризисов. Новгород, 2009. С. 259—261.

108Горяченко Е. А. Методология исследования религии и религиозного опыта в постклас-сическом психоанализе // Религиоведение. 2010. № 1. С. 150—156.

вака109, по Я-концепции религиозной личности Д. С. Крюкова110, по теориям религиозного обращения JI. П. Ипатовой111. Кроме того, стоит назвать статью Р. В. Маркина по истории психологии религии112.

В альманахе «RELIGO» в 2008 г. были переизданы переводы классиков психологии религии П. Жане113, Т. Флурнуа114 и В. Мак-Дуголла115.

Получило развитие и такое направление как православная психология религии, ярким примером работ в этой области могут служить работы Ю. М. Зень-ко116, в том числе его монографии «Психология и религия»117 (2002) и «Психология религии»118 (2009).

В России появились также работы, посвященные когнитивным исследованиям. Первой публикацией на эту тему можно считать небольшую главу в «Очерках по истории религиоведения» М. М. Шахнович119. Также следует отметить статью П. Н. Костылева «Когнитивное религиоведение: современное состояние исследований»120. Важным источником по теме когнитивного религиоведения может служить также электронный тематический ресурс — портал «Религиозная жизнь», на котором в разделе «Переводы» в настоящее время можно найти статьи западных авторов по когнитивным исследованиям религии — речь идет о статьях И. Пюсиайнена121, Й. Сёренсена122, Д. Андерсен123.

109Коваль А. Н., Мусхелишвили Н. Н., Сергеев В. М., Спивак Д. Л. От проблемы истолкования в психоанализе к проблеме истолкования религиозного текста // Религиоведение. 2005. № 2. С. 88-97.

110 Крюков Д. С. Структура и динамика Я-концепции религиозной личности // Религиоведение. 2009. № 2. С. 132—145; Он же. Экзистенциальные факторы динамики самосознания и Я-концепции верующего // Религиоведение. 2012. № 3. С. 152—163.

111 Ипатова И. П. Теории религиозного обращения // Религиоведение. 2006. № 4. С. 88—

101.

ш Маркин Р. В. Психология религии и некоторые аспекты проблемы изучения религиозности человека // Актуальные проблемы социо-гуманитарного знания. М., 2010. Вып. 42. С. 154—160.

шЖане П. Случай одержания бесом и современное заклинание бесов // RETIGO: Альманах МРО. 2004-2007. М., 2008. Вып. 1. С. 179-202.

114 Флурнуа Т. Принципы религиозной психологии // RELIGO... С. 203—222.

115 Мак-Дуголл В. Инстинкты, через которые религиозные концепции влияют на социальную жизнь // RELIGO... С. 223—235.

ибЗенько Ю. М. Психология религии: основные проблемы и перспективы развития // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2009. № 3. С. 196—210.

117 Он же. Психология и религия. СПб., 2002.

118 Он же. Психология религии. СПб., 2009.

119Шахнович М. М. Очерки по истории религиоведения. СПб., 2006. С. 161—166.

т Костылев П. Н. Когнитивное религиоведение: современное состояние исследований // Дни науки философского факультета: Сб. К., 2008. Ч. 5. С. 15-16.

121 Пюсиайнен И. Как работает религия: на пути к новому когнитивному религиоведению [ФРАГМЕНТ] / Т. Малевич, К. Дараган, пер., И. Анофриева, ред. // Портал «Религиозная жизнь». URL: http://religious-life.ru/2013/04/pyysiainen/ (дата обращения: 08. 06. 2013).

122 Сёренсен Й. Религия в сознании: обзорная статья о когнитивном религиоведении / К. Дараган, Т. Малевич, пер., И. Анофриева, ред. Ч. 1—2 // Портал «Религиозная жизнь». URL: http://religious-life.ru/2013/04/sorensen-religion-in-mind-partl/ URL: http://religious-life. ru/2013/04/sorensen-religion-in-mind-part2/ (дата обращения: 8. 06. 2013).

Андерсен Д. Религия во плоти: религиоведение в поисках новых методологий / Т. Малевич, пер. Ч. 1—2 // Портал «Религиозная жизнь». URL: http://religious-life.ru/2013/04/religia-

Феноменология религии

Тема истории феноменологии религии впервые была подробно рассмотрена в статьях А. Н. Красникова124 и А. П. Забияко125, а также в ряде работ М. А. Пылае-ва. Особо следует отметить монографию М. А. Пылаева «Категория “священное” в феноменологии религии, теологии и философии XX века»126. Эта книга стала логическим продолжением работ «Феноменология религии Рудольфа Отто» (2000) и «Западная феноменология религии. Теоретико-методологические основания и перспективы построения религиоведения как науки о святом» (2006), а также ряда статей автора127. В работе подробно освящено содержание дискуссий о священном в феноменологии религии, теологии и философии религии в XX в. Выход книги предварил появление докторской диссертации М. А. Пылаева128, защита которой состоялась в марте 2012 г.

В 2011 г. темой 5—6 номера журнала «Религиоведческие исследования» была феноменология религии. Помимо статей отечественных авторов по феноменологии религии (К. М. Антонов129, М. А. Пылаев, Е. С. Соколов), в журнале также опубликован перевод статьи современного западного феноменолога религии А. Шармы о природе различий между историей религии и феноменологией религии130.

В рубрике «Классика мирового религиоведения» журнала «Религиоведение» были опубликованы переводы статей Р. Петтацони131, У. Б. Кристенсена132, а также фрагменты работы Р. Отто «Священное»133, некоторые письма и материалы к

уо-р1ой-раП1/ и 1ШЬ: http://religious-life.ru/2013/04/religiya-vo-ploti-part2/ (дата обращения:

08. 06. 2013).

124 Красников А. Н. Становление классической феноменологии религии // Религиоведение. № 1. 2002. С. 96—104; Он же. Современная феноменология религии // Религиоведение. №2. 2002. С. 96-103.

125 Забияко А. И Феноменология религии (статья первая) // Религиоведение. 2010. № 4. С. 152—164. Он же. Феноменология религии (статья вторая) // Религиоведение. 2011. № 1. С. 114—126; Он же. Феноменология религии (статья третья) // Религиоведение. 2011. №3. С. 88-94.

126 Пылаев М. А. Категория «священное» в феноменологии религии, теологии и философии XX века. М., 2011.

127 Он же. Модели «священного» в классической феноменологии религии // Религиоведение. 2003. № 1. С. 63—72; Он же. Феноменология религии как герменевтика «священного» (к методологии неофеноменологии религии) // Религиоведение. 2005. № 2. С. 69—78; Пылаев М. А., Антонов К М. Святое в русской философской мысли и в западной феноменологии религии // Религиоведение. 2008. № 3. С. 118—127; Пылаев М. А. Категория «священное» в современной западной философии религии // Религиоведческие исследования. 2011. № 5—6. С. 22—35.

128 Он же. Категория «священное» в феноменологии религии, теологии и континентальной философии XX века. [Дисс.] М., 2012.

129 Антонов К М. Русская религиозная философия и феноменология религии: точки со-

прикосновения // Религиоведческие исследования. 2011. № 5—6. С. 7—21.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1,0Шарма А. Исследование природы различий между историей религии и феноменологи-

ей религии // Религиоведческие исследования. 2011. № 5—6. С. 44—54.

1,1 Петтацони Р. Высшее существо: феноменологическая структура и историческое раз-

витие /А. П. Забияко, пер. // Религиоведение. 2002. № 1. С. 149—155.

122Кристенсен У. Б. Значение религии // Религиоведение. 2005. № 2. С. 115—121.

ш Отто Р. Священное // Религиоведение. 2003. № 1. С. 113—128.

биографии Р. Отто134. Одной из самых востребованных фигур в отечественных исследованиях феноменологии религии стал М. Элиаде, о котором вышли статьи А. П. Забияко135, О. К. Михельсон136, А. А. Горохова137. В 2004 г. в том же журнале была опубликована программа М. М. Шахнович по курсу «Феноменология религии» и комментарии к ней138.

В 2008 г. вышел полный перевод работы Р. Отто «Священное», выполненный А. Руткевичем139. Тему священного в работах Г. ван дер Леу и Й. Ваха анализирует также в одной из своих статей М. А. Пылаев140.

Заключение

Подводя итоги нашего небольшого обзора, следует отметить, что современное религиоведение в России все еще находится в состоянии становления и поиска путей внутренней самоидентификации. Несмотря на значительный объем публикаций во всех рассмотренных областях этой науки (история и методология религиоведения, философия религии, социология религии, психология религии и феноменология религии), единого взгляда ни на структуру дисциплины, ни на ее методологию пока не существует. Многие теоретические и практические вопросы нуждаются в дальнейшем рассмотрении исследователей. При этом знакомство с опытом западных коллег-религиоведов все еще является в лучшем случае поверхностным для большинства исследователей. Центры, где религиоведение в той или иной форме начало развиваться еще в советскую эпоху, сегодня заявляют о себе как о сложившихся религиоведческих школах141. Однако говорить о наличии научных школ в религиоведении в России сегодня, на наш взгляд, пока преждевременно. Хотя процесс институционализации религиоведения как научной и учебной дисциплины в России уже идет полным ходом.

Ключевые слова', история и методология религиоведения, философия религии, социология религии, психология религии и феноменология религии.

1.4 Он же. Автобиографические материалы // Религиоведение. 2004. № 3. С. 125—132; На пути к «Святому»: письма Р. Отто // Религиоведение. 2004. № 4. С. 140—145; 2005. № 1. С. 141-144.

1.5 Забияко А. П. Мирча Элиаде: методология в контексте индивидуально-психологических и религиозных особенностей личности // Религиоведение. 2008. № 1. С. 180—186; Он же. Сакральное как категория феноменологии религии М. Элиаде // Религиоведение. 2002. № 3. С. 133-137.

1.6 Михельсон О. К. История религий и новый гуманизм М. Элиаде // Религиоведение.

2002. № 4. С. 52-71.

1.7 Горохов А. А. Мирча Элиаде как феноменолог религиозного опыта // Религиоведение. 2009. № 4. С. 103—113. См. также: Горохов А. А. Феноменология религии Мирчи Элиаде. СПб., 2011.

1.8 Шахнович М. М. Программа и методические рекомендации по дисциплине «Феноменология религии» // Религиоведение. 2004. № 1. С. 117—128.

119 Отто Р. Священное /А. Руткевич, пер. СПб., 2008.

140 Пылаев М. А. Концепции понимания священного в феноменологии религии (Г. вандер Леу, Й. Вах) // ВестникПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. 2008. Вып. 4 (24).

С. 84-102.

141 Самый яркий пример — сборник РАГС «Религиоведение в России в конце XX — начале XXI в.», о котором речь шла выше.

Religious Publications in Russia (2000-2013)

E. Vorontsova

This article presents a panoramic view of religious publications which appeared in Russia from 2000 to 2013. Aside from monographs and textbooks, publications dealing with religious studies and periodicals were also examined. The material was divided into the following categories: the history and the methodology of religious studies, the philosophy of religion, the sociology of religion, the psychology of religion, and the phenomenology of religion (publications dealing with the history of religion were not taken into account). This bibliographical collection may serve as an important incentive for further analysis of the contemporary content of and perspectives for religious studies as an academic discipline in Russia.

Keywords', history and methodology of religious studies, philosophy of religion, sociology of religion, psychology of religion, phenomenology of religion.

Список литературы

1. Andresen D. Portal «Religiozndja zhizn ’» (Portal «Religious Life») (URL: http://religious-life. ru/2013/04/religia-vo-ploti-partl/ и URL: http://religious-life.ru/2013/04/religiya-vo-ploti-part2/).

2. Antonov К. M. Filosoflja religii v russkoj metafizike XIX — nachala rXX veka (Philosophy of Religion in the Russian Metaphysics XIX — beg. XX cc.). Moscow, 2009.

3. Antonov К. M. 2011. Religiovedcheskie issledovanija, vol. 5—6, pp. 7—21.

4. Antonov К. M. Portal «Religiopolis» (URL: http://www.religiopolis.org/publications/113-nauchnost-iili-profanatsija-teologija-ilii-religiovedenie.html).

5. Arinin E. I. 2003. Potylicyna I. N. (ed.) Problemy prepodavanija i sovremennoe sostojanie reli-giovedenija v Rossii (Problem of Teaching and Modern Religious Studies an Russia). Moscow, 2003. C. 76-80.

6. Arinin E. I. Religiovedenie (Religious Studies). Moscow, 2004.

7. Arinin E. I., Nefedova I. D. Psihologija religii (Psychology of Religion). Wladimir, 2005. Vol. 1-2.

8. Belik A. A. KuPtura i lichnost’. Psihologicheskdja antropologija. Jetnopsihologja. Psihologija religii (Psychological Anthropology. Ethnopsychology. Psychology of Religion). Moscow, 2001.

9. Berlin W. F. e. a. (eds.) Contemporary Approaches to the Study of Religion. The Hague, 1984.

10. Bezrogov V. G., Pushkareva N. L. 2002. Religiovedenie, vol. 1, pp. 119—136.

11. Bibliograflcheskij ukazateV. Politologija, istorija, religiovedenie i filosoflja (Bibliographical Index. Political science. History, Religious Studies and Philosophy). Barnaul, 2006.

12. Bocharov B. A. 2004. Religiovedenie, vol. 2, pp. 142—144.

13. Bochanov A. 2009. Brennoe i vechnoe: ideologija i mifologija social’nyh krizisov (Perishable and Eternal: Ideology and Mythology of Social Crisises). Novgorod, 2009. P. 259-261.

14. Brandenburg V. Ja. 2012. Izyestija IGU. Serija «Politologija. Religiovedenie», vol. 2 (9), pt. 1, pp. 165-172.

15. Burdo М., Filatov S. В. (eds.) Sowemenndjareligioznajazhizn’vRossii. Opytsistematicheskogo opisanija (Modern Religious Life in Russia. Experience of Systematic Description). Moscow,

2003. Vol. 1; 2004. Vol. 2; 2005. Vol. 3.

16. Burdo М., Filatov S. (eds.) Atlas sovremennoj religioznoj zhizni Rossii (Atlas of Modern Religious Life in Russia). Moscow, 2005-2006. Vol. 1-3.

17. Chesnokova V. F. Process vocerkovlenija naselenija Rossii (Process of Russian Populations’ Churching). Moscow, 2000.

18. Chesnokova V. F. Tesnym putem: process vocerkovlenija naselenija Rossii v konce XX. v. (In a Narrow Way: Process of Russian Populations’ Churching in the End of XX cen.). Moscow,

2005.

19. Danilova V. E. (ed.) Filosoflja religii: hrestomatija (Philosophy of Religion: Reading Book). Moscow, 2009.

20. Davydov I. P. 2012. VestnikPSTGU. Serija I. Bogoslovie. Filosoflja, vol. 6 (44), pp. 123—128.

21. Davydov I. P. Jepistema miforituala (Epistema and Mytho-Ritual). Moscow, 2013.

22. Ermishin O. Filosoflja religii: koncepcii religii v zarubezhnoj i russkojfljosofli (Philosophy of Religion: Religious Conceptions in Foreign and Russian Philosophy). Moscow, 2008.

23. Filatov S. B. (ed.) Religija i obshhesTvo: Ocherki religioznoj zhizni sovremennoj Rossii (Religion and Society: Outline of Religious Life in Modern Russia). Saint-Petersburg, 2002.

24. Flurnua T. 2008. RELIGO, vol. 1, pp. 203-222.

25. Folieva T. A. 2012. Izyestija IGU. Serija «Politologija. Religiovedenie», vol. 2 (9), pt. 1, pp. 205— 212.

26. Gosudarstvo, religija, cerkov’ v Rossii i za rubezhom (State, Religion, Church in Russia and Abroad). Moscow, 2012. Vol. 3-4 (30).

27. Garadzha V. I., Garadzha E. V. 2002. Religiovedenie, vol. 1, pp. 180—190.

28. Garadzha V. I. Sociologija religii (Sociology of Religion). Moscow, 2007.

29. Gorjachenko E. A. 2010. Religiovedenie, vol. 1, pp. 150—156.

30. Gorohov A. A. 2009. Religiovedenie, vol. 4, pp. 103—113.

31. Gorohov A. A. Fenomenologija religii Mirchi Jeliade (M. Elia de’s Phenomenology of religion). Saint-Petersburg, 2011.

32. Gurevich P. S. (ed.) Filosoflja religii: hrestomatija (Philosophy of Religion: Reading Book). Moscow, 2008.

33. Hoteeva M. S. 2011. Religiovedenie, vol. 4, pp. 153—159.

34. Ipatova I. P. 2006. Religiovedenie, vol. 4, pp. 88—101.

35. Jablokov I. N. Vvedenie v obshhee religiovedenie (Introduction to General Religious Studies). Moscow, 2001.

36. Jablokov I. N. Filosoflja religii. Aktual’nye problemy (Philosophy of Religion. Actual Problems). Moscow, 2007.

37. Mitrohin L. Filosofskie problemy religiovedenija (Philosophical Problems of Religious Studies). Saint-Petersburg, 2008.

38. Jablokov I. N. 2011. Gosudarstvo, religija, Cerkov’ v Rossii i za rubezhom, vol. 1, pp.165—173.

39. Jakovlev A. I. Religioznoe soznanie (Religious Consciousness). Moscow, 2004.

40. Jelbakjan E. S. 2006. Pahomov S. V. (ed.) Tret’i Torchinovskie chtenija. Religiovedenie i vostokovedenie (III Readings in Hounor of Torchin. Religious Studies and Oriental Studies). Saint-Petersburg, 2006. P. 291-297.

41. Jelbakjan E. S. 2011. Religiovedenie, vol. 3, pp. 141—162.

42. JelbakjanE.S.Po/-to/«fe%/o^o/№>(URL:http://www.religiopolis.org/index.php/publications/ 81-profannaja-teologija-ili-profanatsija-nauki).

43. KaariajnenK., FurmanD. (eds.) Staryecerkvi, novyevenijushhie. Religijavmassovomsoznanii postsovetskoj Rossii (Old Churches, New Believers. Religion in Mass Consciousness of PostSoviet Russia). Moscow, 2000.

44. Kaariajnen К., Furman D. (eds.) Novye cerkvi, starye venijushhie — staiye cerkvi, novye venijushhie. Religija v postsovetskoj Rossii (New Churches, Old Believers — Old Churches, New Believers. Religion in Mass Consciousness of Post-Soviet Russia). Moscow, 2007.

45. Kimeljov Ju. A. Filosoflja religii (Philosophy of Religion). Moscow, 1998.

46. Kolkunova K., Kostylev P., Miroshnikov I., Safronov R. 2007—2008. Archaeus: Studies in the History of Religion, vol. 11—12, pp. 305—332.

47. Kormilina Zh. V., Panchenko A. A., Shtyrkov S. A. (eds.) Sny Bogorodicy. Issledovanija po antropologii religii (Theotokos’ Dreams. Studies on Anthropology of Religion). Saint-Petersburg, 2006.

48. Kormilina Zh. V. 2012. Religiovedenie, vol. 2, pp 195—201.

49. Kostylev P. N. 2006. Sibir’ na perekrestke mirovyh religij (Siberia on Crossroads of World Religions). Novosibirsk, 2006. P. 61-65.

50. Kostylev P. N. 2008. Sbornik «Dni naukifllosofskogo fakul’teta», vol. 5, pp. 16—17.

51. Kostylev P. N. 2011. Vestnik Moskovskogo universiteta. Serija 7. Filosoflja, vol. 5, pp. 74—82.

52. Kostylev P. N., Kolkunova K. A., Folieva T. A. (eds.) Religiovedenie na postsovetskom prostranstve (Religious Studies in Post-Soviet Space). Moscow, 2011.

53. Koval’ A. N, Mushelishvili N. N., Sergeev V. М., Spivak D. L. 2005. Religiovedenie, vol. 2, pp. 88-97.

54. KrasnikovA. N., Gavrilina L. М., JelbakjanE. S. (eds.) Problemyfllosoflireligiiireligiovedenija (Problems of Philosophy of Religion and Religious Studies). Kaliningrad, 2003.

55. Krasnikov A. N. 2001. Religiovedenie, vol. 1, pp. 5—9.

56. Krasnikov A. N. 2002. Religiovedenie, vol. 1, pp. 96—104;

57. Krasnikov A. N. 2002. Religiovedenie, vol. 2, pp. 96—103.

58. Krasnikov A. N., Tazhurizina Z. A. 2003. Religiovedenie, vol. 4, pp. 147—156.

59. Krasnikov A. N. 2006. Religiovedenie, vol. 3, pp. 93—111.

60. Krasnikov A. N. 2006. Religiovedenie, vol. 3, pp. 179—188.

61. Krasnikov A. N. Metodologija klassicheskogo religiovedenija (Methodology of Classical Religious Studies). Blagoveshchensk, 2004.

62. Krasnikov A. N. Metodologicheskie problemy religiovedenija (Methodological Problems of Religious Studies). Moscow, 2007.

63. Krjukov D. S. 2009. Religiovedenie, vol. 2, pp. 132—145;

64. Krjukov D. S. 2012. Religiovedenie, vol. 3, pp.152—163.

65. Kristensen U. B. 2005. Religiovedenie, vol. 2, pp. 115—121.

66. Majkova Je. Ju. Sociologija religii (Sociology of Religion). Tver, 2004.

67. Mak-Dugoll V. 2008. RELIGO, vol. 1, pp. 223-235.

68. Markin R. V. 2010. Aktual’nye problemy socio-gumanitarnogo znanija, vol. 42, pp. 154—160.

69. Medvedko S. V., Jelbakjan E. S. 2001. Religiovedenie, vol. 1, pp. 90-100.

70. Medvedko S. V., Jelbakjan E. S. 2001. Sociologichski issledovanija, vol. 8, pp. 103—111.

71. Medvedko S. V., Jelbakjan E. S. 2002. Religiovedenie, vol. 2, pp. 104—110.

72. Men’shikova E. V. 2008. VestnikRSPR, vol. 1, pp. 70-76.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

73. Mihel’son О. K. 2002. Religiovedenie, vol. 4, pp. 52—71.

74. Novaja literatura po social’nym i gumanitarnym naukam. Religiovedenie: bibliograflcheskij ukazatel' (New Publications in Sociology and Humanity Studies. Religious Studies: index). Moscow, 1993-2009.

75. Opalev S. A. 2010. Religiovedcheskie issledovanija, vol. 3—4, pp. 170—189.

76. Otto R. 2003. Religiovedenie, vol. 1, pp. 113—128.

77. Otto R. 2004. Religiovedenie, vol. 3, pp. 125—132.

78. Otto R. 2004. Religiovedenie, vol. 4, pp. 140—145; 2005. Vol. 1, pp. 141—144.

79. Otto R. Svjashhennoe (The Holy). Saint-Petersburg, 2008.

80. Ovsienko F. G. 2004. Religiovedenie, vol. 2, pp. 116—130.

81. Pettaconi R. 2002. Religiovedenie, vol. 1, pp. 149—155.

82. Pismanik M. G. Lekciipo religiovedeniju (Lections on Religious Studies). Perm, 2006.

83. Pivovarov D. Filosoflja religii (Philosophy of Religion). Moscow, 2006.

84. Pivovarov D. Gnoseologija religii (Gnosiology of Religion). Yekaterinburg, 2009.

85. Pivovarov D. Ontologija religii (Ontology of Religion). Saint-Petersburg, 2009.

86. Pjusiajnen I. Portal «Religiozndja zhizn ’» (Portal «Religious Life») (URL: http://religious-life. ru/2013/04/pyysiainen/).

87. Pylaev M. A. 2003. Religiovedenie, vol. 1, pp. 63—72.

88. Pylaev M. A. 2005. Religiovedenie, vol. 2, pp. 69—78.

89. Pylaev M. A. 2008. Religiovedenie, vol. 1, pp. 118—127.

90. Pylaev M. A. 2009. Vestnik Rossijskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. Serija

«Filosofskie nauki.

91. Religiovedenie», vol. 12, pp. 149—167.

92. Pylaev M. A. 2011. Religiovedcheskie issledovanija, vol. 5—6, pp. 22—35. Shahnovich М. M.

2004. Religiovedenie, vol. 1, pp. 117—128.

93. Pylaev M. A. Kategorija «svjashhennoe» v fenomenologii religii, teologii i fljosoflj XX veka (Category of «Holy» in XX century’s Phenomenology of Religion, Theology and Philosophy). Moscow, 2011.

94. Radugin A. A. Vvedenie v religiovedenie: teorija, istorija i sovremennye religii (Introduction to Religious Studies: Theory, History and Modern Religions). Moscow, 2004.

95. Rahmanin A. Ju. 2009. Religiovedcheskie issledovanija, vol. 1—2, pp. 7—23.

96. Rjazanova E. V. 2007. Jablokov I. N. (ed.) Vvedenie v obshhee religiovedenie (Introduction to General Religious Studies). Moscow, 2007. P. 255-328.

97. Robozeeva A. A. 2011. Religiovedenie, vol. 2, pp. 122—129.

98. Russele K., AgadzhanjanA. (eds.) Religioznye praktikiv sovremennoj Rossii (Religious Practices in Modern Russia). Moscow, 2006.

99. Russele K., Agardzhanjan A. (eds.) Prihod i obshhina v sovremennom pravoslavii: Kornevaja sistema rossijskoj religioznosti (Parish and Community in Modern Orthodoxy: Root System of Russian Religiosity). Moscow, 2011.

100. Safronov R. O. 2009. Religiovedcheskie issledovanija, vol. 1—2, pp. 24—44.

101. Shahnovich М. M. 2005. Religiovedenie, vol. 1, pp. 118—133.

102. Shahnovich М. M. Ocherki po istorii religiovedenija (Essays on History of Religious Studies). Saint-Petersburg, 2006.

103. Shahnovich М. M. Religiovedenie (Religious Studies). Moscow, 2006.

104. Shahnovich М. M. 2008. Religiovedenie, vol. 1, pp. 193—200.

105. Shahnovich М. М., Chumakova Т. V. 2012. Religiovedenie, vol. 4, pp. 191—202.

106. Shahov M. O. 2004. Religiovedenie, vol. 2, pp. 136—141.

107. Sharma A. 2011. Religiovedcheskie issledovanija, vol. 5—6, pp. 44—54.

108. Shmelev V. Ju. 2009. Izyestija IGU. Serija «Politologija. Religiovedenie», vol. 1 (3), pp. 310— 316.

109. Shokhin V. K. 2009. Diogenes, vol. 56 (125), pp. 125-137.

110. Shohin V. K. 2007. Filosoflja religii: al'manah 2006—2007, vol. 1, pp. 15—88.

111. Shohin V. K. Vvedenie vfljosoflju religii (Introduction to Philosophy of Religion). Moscow, 2010.

112. Shohin V. K. (ed.) Filosoflja religii: Al’manah 2006—2007. Moscow, 2007. Vol. 1.

113. Shohin V. K. (ed.) Filosoflja religii: Al’manah 2008—2009. Moscow, 2010. Vol. 2.

114. Shohin V. K. (ed.) Filosoflja religii: Al’manah 2010—2011. Moscow, 2011. Vol. 3.

115. Shohin V. K. 2012. Vestnik PSTGU. Serija I. Bogoslovie. Filosoflja, vol. 6 (44), pp. 129—137.

116. Shvechikov A. Religiovedenie: bibliograflja rossijskih izdanij (1990—2002) (Religious Studies: Index of Russian Publications). Saint-Petersburg, 2005.

117. Sinelina Ju. Ju. Izmenenie religioznosti naselenija Rossii:pravoslavnye i musul’mane (Change of Russian Populations’ Religiosity: Orthodox and Muslims). Moscow, 2006.

118. Sinelina Ju. Ju. Koncepciisekuljarizaciivsociologicheskoj teorii. Teoreticheskie aspekty izuchenija religioznosti naselenija vsociologii religii (Conceptions of Secularization in Sociological Theory. Theoretical Aspects of Religiosity’s Research in Sociology of Religion). Moscow, 2009.

119. Sjorensen J. Portal «Religioznaja zhizn’» (Portal «Religious Life») (URL: http://religious-life.ru/2013/04/sorensen-religion-in-mind-partl/ URL: http://religious-life.ru/2013/04/ sorensen-religion-in-mind-part2/).

120. Skogorev A. P. «Religiovedenie». Predmetno-tematicheskij ukazatel’ literatury («Religious Studies». Object-subject index). Moscow, 2008.

121. Smagin B. A. Religiovedenie (Religious Studies). Saint-Petersburg, 20034.

122. Smirnov M. Ju. 2007. Religiovedenie, vol. 1, pp. 154—163.

123. Smirnov M. Ju. 2007. Religiovedenie, vol. 2. pp. 145—154.

124. Smirnov M. Ju. Ocherk istorii rossijskoj sociologii i religii (History of Russian Sociology and Religion). Saint-Petersburg, 2008.

125. Smirnov M. Ju. 2009. Vestnik moskovskogo universiteta. Serija 7. Filosoflja, vol. 1, pp. 90—106.

126. Smirnov M. Ju. Sociologija religii: Slovar’ (Sociology of Religion: Dictionary). Saint-Petersburg, 2011.

127. Smirnov M. Ju. Religija ipovsednevnost’:proshloe, nastojashhee i budushhee (Religion and Every Day Life: Past, Present and Future) (URL: http://www.rodon.org/relig-091007130819).

128. Smirnov M. Ju. Religija i religiovedenie v Rossii (Religion and Religious Studies in Russia). Saint-Petersburg, 2013.

129. StorchakV. M. 2006. Religiovedenie, vol. 1, pp. 138—151.

130. Trofimova Z. P., Jablokov I. N. (eds.) 50let kafedrefllosoflj religii i religiovedenijafllosofskogo fakul’teta MGU imeni M>. V. Lomonosova (50 Anniversary to Philosophy of Religion and Religious Studies Department at Philosophical Faculty of Moscow State Lomonosov’s University). Moscow, 2009.

131. Uzlaner D. A. 2008. Religiovedenie, vol. 2, pp. 135—148.

132. Waardenburg J. (ed.) Classical Approaches to the Study of Religion. Aims, Methods and Theories of Research. The Hague, 1973.

133. VeremchukV. I. Sociologija religii (Sociology of Religion). Moscow, 2004.

134. Zabijako A. P. 2002. Religiovedenie, vol. 3, pp. 133—137.

135. Zabijako A. P. 2005. Religiovedenie, vol. 1, pp. 134—140.

136. Zabijako A. P. 2008. Religiovedenie, vol. 1, pp. 180—186.

137. Zabijako A. P. 2010. Religiovedenie, vol. 4, pp. 152—164.

138. Zabijako A. P. 2011. Religiovedenie, vol. 1, pp. 114—126.

139. Zabijako A. P. 2011. Religiovedenie, vol. 3, pp. 88—94.

140. Zabijako A. P., Krasnikov A. N., Jelbakjan E. S. (ed.) Religiovedenie. Jenciklopedicheskij slovar’ (Religious Studies. Dictionary). Moscow, 2006.

141. Zabijako A. P., Krasnikov A. N., Jelbakjan E. S. (ed.) Jenciklopedija religii (Dictionary of Religions). Moscow, 2008.

142. Zen’ko Ju. M. Psihologija i religija (Psychology and Religion). Saint-Petersburg, 2002.

143. Zen’ko Ju. M. Psihologija religii (Psychology of Religion). Saint-Petersburg, 2009.

144. Zen’ko Ju. M. 2009. Gosudarstvo, religija, cerkov’v Rossii i za rubezhom, vol. 3, pp. 196—210.

145. Zhane P. 2008. RELIGO, vol. 1, pp. 179-202.

146. Zuev Ju. P., Shmidt V. V. (eds.) 2009. Voprosy religii i religiovedenija. Moscow, 2009. Vol. 1.

147. Zuev Ju. P., Shmidt V V (eds.) 2010. Voprosy religii i religiovedenija. Moscow, 2010. Vol. 2,4, 6.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.