Научная статья на тему 'О некоторых вопросах преподавания дисциплины «Современная философия религии»'

О некоторых вопросах преподавания дисциплины «Современная философия религии» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
736
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕПОДАВАНИЕ / МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ / СОВРЕМЕННАЯ ФИЛОСОФИЯ РЕЛИГИИ / ТЕОЛОГИЯ / ФИЛОСОФСКАЯ ТЕОЛОГИЯ / РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ / ИСТОРИЯ СОВРЕМЕННОЙ ФИЛОСОФИИ / TEACHING / METHODOLOGICAL PROBLEMS / MODERN PHILOSOPHY OF RELIGION / THEOLOGY / PHILOSOPHICAL THEOLOGY / RELIGIOUS STUDIES / HISTORY OF MODERN PHILOSOPHY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бокова Ольга Анатольевна, Карандашов Владимир Дмитриевич

В статье рассматриваются методологические проблемы, возникающие при построении курса «Современная философия религии». Первая из них это определение предметного поля современной философии религии, разграничение философии религии, теологии и религиоведения. В статье представлены взгляды современных отечественных и зарубежных исследователей на эти вопросы. Второй проблемой, охарактеризованной в статье, является определение хронологических и «географических» рамок дисциплины, отбор персоналий, о которых должна идти речь. Третьей проблемой, которая рассматривается в статье, является информационное обеспечение курса «Современная философия религии».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On some Issues of Teaching Modern Philosophy of Religion

The article deals with methodological problems that come up while working out the course «Modern philosophy of religion», the first of these being the definition of the subject field of contemporary philosophy of religion, the distinction between philosophy of religion, theology and religious studies. The article presents the views of modern Russian and foreign researchers on these issues. The second problem pointed out in the article is determining the chronological and «geographical» scope of the discipline, the selection of personalities to be discussed. The third problem presented in the article is the one dealing with the informational background of the course «Modern philosophy of religion».

Текст научной работы на тему «О некоторых вопросах преподавания дисциплины «Современная философия религии»»

УДК 2 - 1 : 378

О. А. Бокова, В. Д. Карандашов

О некоторых вопросах преподавания дисциплины «Современная философия религии»

В статье рассматриваются методологические проблемы, возникающие при построении курса «Современная философия религии». Первая из них - это определение предметного поля современной философии религии, разграничение философии религии, теологии и религиоведения. В статье представлены взгляды современных отечественных и зарубежных исследователей на эти вопросы. Второй проблемой, охарактеризованной в статье, является определение хронологических и «географических» рамок дисциплины, отбор персоналий, о которых должна идти речь. Третьей проблемой, которая рассматривается в статье, является информационное обеспечение курса «Современная философия религии».

The article deals with methodological problems that come up while working out the course «Modern philosophy of religion», the first of these being the definition of the subject field of contemporary philosophy of religion, the distinction between philosophy of religion, theology and religious studies. The article presents the views of modern Russian and foreign researchers on these issues. The second problem pointed out in the article is determining the chronological and «geographical» scope of the discipline, the selection of personalities to be discussed. The third problem presented in the article is the one dealing with the informational background of the course «Modern philosophy of religion».

Ключевые слова: преподавание, методологические проблемы, современная философия религии, теология, философская теология, религиоведение, история современной философии.

Key words: teaching, methodological problems, modern philosophy of religion, theology, philosophical theology, religious studies, history of modern philosophy.

Философия религии пришла в систему российского высшего образования в качестве научной специальности и совокупности учебных дисциплин вместе с религиоведением (ее историко-философские изложения: античная философия религии, философия религии Нового времени, современная философия религии и др.). В. К. Шохин подчеркивает «молодость» и популярность этой философской дисциплины в отечественном гуманитарном знании [12, с. 14-15]. В среде российских философов и религиоведов ведется полемика по поводу предметной идентичности, функций и генезиса философии религии.

© Бокова О. А., Карандашов В. Д., 2016

Она, правда, пока не носит столь напряженного характера, как дискуссии на тему истории отечественной религиоведческой науки и ее достижений. Эта полемика и ряд позиций, обозначившихся в ней, обращают на себя внимание в связи с методологическими проблемами, которые возникают в преподавании курсов по философии религии (в частности дисциплины «Современная философия религии»).

Первой и основной методологической проблемой является демаркация предметных полей. И в профессиональном исследовании религии и в практике преподавания присутствует необходимость прояснить и соотнести между собой понятия «философия религии», «религиозная философия», «теология» и «религиоведение», а также ряд других (например, «философская теология»).

Если обратиться к публикациям наиболее авторитетных отечественных ученых, которые пишут и дискутируют на эту тему, то мы увидим большой диапазон мнений. Содержание программ дисциплин и учебных пособий также свидетельствует о значительных различиях в понимании указанных выше понятий, причем не всегда их трактовки удовлетворительно обосновываются самими авторами. Порой создается впечатление методологического хаоса или же отсутствия рефлексии по этому поводу.

Например, вызывает вопросы наполнение рубрик «Философия религии» и «Религиозная философия» журнала «Религиоведение». Статьи, посвященные анализу западной теологической мысли, могут быть отнесены в раздел «Религиозная философия» (например, № 2 за 2007; № 3 за 2009), публикации, в которых рассматривается русская религиозно-философская мысль, присутствуют в обеих рубриках (например, № 4 за 2002; № 3 за 2005; № 1 за 2006; № 1 и 4 за 2007).

Описание конфессиональных теологий может соседствовать с изложением методологии и подходов, применяемых в религиоведении и рассматриваемых обычно как ядро тех или иных дисциплин религиоведческого комплекса (социологии религии, психологии религии и др.), - вкупе они нередко составляют содержание пособий по философии религии, рассматриваются как разновидности философии религии.

Учебник «Философия религии» О. Т. Ермишина толкует философию религии очень широко («беспредельно», по словам В. К. Шохина [12, с. 43]), в нем «концепции религии в зарубежной философии» включают «религиозно-философские идеи, предшествовавшие научному изучению религии» (начиная с Древнего Востока) и «философские основы науки о религии» [4, с. 19]. В числе прочего автор рассматрива-

ет прагматизм, эволюционизм, структурную антропологию, воззрения

A. Тойнби, М. Элиаде, К. Барта, Р. Бультмана, неотомизм.

Значительное внимание психологии, социологии, феноменологии религии уделено в курсе лекций Л. И. Василенко [2]. В учебнике «Философия религии» под редакцией М. М. Шахнович в главе, посвященной философии религии ХХ в., наряду с проблемами религии в прагматизме и экзистенциализме присутствуют параграфы «Философия религии и социологическая традиция: Э. Дюркгейм и М. Вебер», «Психоаналитические теории религии», «Символические концепции религии и их критика в когнитивных теориях», несмотря на то, что во введении авторы указывают, что считают философию религии частью философии, а не религиоведения [11, с. 9].

В программе занятий по философии религии кафедры философии религии и религиоведения философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова (составитель профессор К. И. Никонов) в разделе «Основные направления философии религии» в качестве направлений философии религии ХХ в. рассматриваются не только феноменология, экзистенциализм, философия жизни и другие собственно философские течения, но и функционализм, структурализм, «философско-теологические учения о религии второй половины Х1Х-ХХ в. в России», а также католическая и протестантская «философия и теология религии» [10].

В. К. Шохин предпринял попытку систематизировать подходы к философии религии, он приводит подробный аналитический обзор позиций по вопросам предметного поля, задач и генезиса философии религии, которые существуют в современной отечественной, англоамериканской и европейско-континентальной мысли. Также он излагает свое понимание указанных проблем. В российской философии

B. К. Шохин обнаружил пять концепций, в англо-американской и ев-ропейско-континентальной - тринадцать и шестнадцать соответственно. Он приходит к выводу, что в англо-американской философии преобладает программа аналитической философии религии как рациональной теологии в виде обоснования общетеистических утверждений [12, с. 122]. Шохин также обращает внимание на появление в англо-американской философии альтернатив аналитической философской теологии в виде антитеистической философской теологии, компаративной философии религии, феминистской философии религии, экзистенциально-эстетической философии религии [12, с. 103, 107]. Философия религии понимается в англоамериканской традиции в первую очередь как «философия в рамках самой религии», лишь немногие мыслят ее как философскую рефлек-

сию над религией. По мнению В. К. Шохина, в европейско-континентальной философии трактовка философии религии в качестве философского обоснования теизма является «относительно маргинальной», философия религии выступает в большей степени как метатеологический дискурс [12, с. 196]. Влиятельной в континентальной Европе также является герменевтическая программа философии религии в разных ее вариантах. Шохин отмечает, что европейско-континентальным философам в отличие от англо-американских более свойственно видеть именно религию предметом философии религии.

Взгляды российских исследователей на философию религии В. К. Шохин обобщил в виде пяти позиций. Синкретический подход рассматривает философию религии как единство разнородных дискурсов. Наиболее распространенный его вариант - деление философии религии на философскую теологию и философское религиоведение. Из современных авторов В. К. Шохин обнаруживает эту идею в работах Ю. А. Кимелева, С. А. Коначевой, М. М. Шахно-вич, К. М. Антонова и некоторых других. Ряд авторов, на его взгляд, придерживаются понимания философии религии как философского богословия (Д. В. Пивоваров, В. Н. Назаров, Л. И. Василенко). Другие видят ее задачей философское изучение религии (И. Я. Кантеров, Л. Н. Митрохин). И. Н. Яблоков рассматривает философию религии как раздел религиоведения. С точки зрения самого В. К. Шохина, философия религии представляет собой метатеорию «наук о религии» [12, с. 16-35]. Единство среди отечественных авторов отсутствует также по вопросам генезиса и функций философии религии, трактовки термина «религиозная философия».

ТЛ С __С ___

В современной мысли порой тесно переплетается религиозная и философская проблематика, философия и теология, границы этих областей не всегда четко очерчены. Положение философии религии как отдельной философской дисциплины в рамках современного философского знания проблематично. Характеризуя современную философскую ситуацию, Ю. А. Кимелев пишет:

«Сейчас трудно говорить о том, что философия образует какое-то системное единство, которое задавало бы характер связи между составляющими компонентами. Затруднительно указать и фундаментальную проблематику, соотнесение с которой устанавливало бы опосредованные связи между различными отдельными философскими дисциплинами» [6, с. 11].

К. М. Антонов указывает на то, что философия религии «постоянно балансирует на грани превращения в теологию или в частное научное направление» [1, с. 9]. С первой частью этого утверждения мы склонны согласиться, если иметь в виду философскую теологию.

Сложные взаимодействия религиозной, философской и теологической мысли находят отражение, к примеру, в программах курсов «Философия религии в ХХ веке» (составитель - к.ф.н. Ф. Ю. Бородин), «Экзистенциально-антропологическая философия религии» (составитель - д.ф.н. О. В. Журавлев), «Религиозные концепции французской феноменологии» (составитель - д.ф.н. Л. Ю.Соколова) [8]. В программе Ф. Ю. Бородина серьезное внимание уделено религиозной эпистемологии, О. В. Журавлев ставит целью ознакомить студентов с созданными в ХХ в. новыми теолого-философскими системами. Л. Ю. Соколова раскрывает взаимодействие французской и немецкой феноменологической философии, религии и теологии.

Многообразие интерпретаций философии религии и пересечение философского и религиозного дискурсов наводят на мысль, что выработать единое понимание рассматриваемых терминов и обозначаемых ими явлений (и тем более сделать его всеобщим) невозможно, да в этом и нет необходимости. Но, на наш взгляд, необходимо оговаривать и обосновывать, что имеется в виду под тем или иным понятием и, определившись, необходимо следовать закону тождества в рассуждениях.

Поскольку мы придерживаемся мнения, что философия (равно как и теология) не является наукой, а может быть охарактеризована как форма духовной культуры или мировоззрение, то и философии родительного падежа, в том числе философию религии мы не относим к научному знанию. Нам представляется, что границы между философией религии и теологией более размыты, чем границы между философией религии и религиоведением.

Религиоведение руководствуется научной методологией, и знание, которое при этом приобретается, должно отвечать критериям научности с учетом их особенностей для социогуманитарных дисциплин. При этом никоим образом не подвергается сомнению сложное взаимодействие областей философии, философии религии, теологии и религиоведения, существование «пограничных форм», наличие которых затрудняет их демаркацию. Понимание нами содержания философии религии предполагает дистанцирование от тематики, которая является традиционной для курсов по религиоведению и соответствующих учебных пособий (в противном случае философия религии отождествляется с религиоведением). Сложнее обстоит дело с размежеванием философии религии и теологии. Исследователи отмечают, что в ХХ в. теологическая мысль все более тяготеет к рациональным построениям, сближаясь с философией и образуя различные формы философской теологии [3, с. 9].

Предпринимаемые исследователями попытки прояснить предмет философии религии, безусловно, необходимы для выявления и анализа ее современных форм. От ответа на вопрос, что считать философией религии, непосредственно зависит наполнение курса «Современная философия религии». Самый очевидный, наименее рефлексивный и наиболее интуитивный вариант - сделав в словосочетании «философия религии» акцент на понятии «философия», ориентироваться на общее понимание философии религии как философского дискурса о религии. Такое содержание подсказывается имплицитным историко-философским характером дисциплины, а также необходимостью учитывать современный философский контекст, в котором существует философия религии. В данном случае высказывания философов о религии (в том числе всевозможные суждения о мистическом, трансценденции, языке религии и проч.) и целостные философские концепции будут составлять содержание курса «Современная философия религии». Критериями отбора материала при этом становятся принадлежность философа к современности и наличие проблематики религии в его работах. Речь идет в первую очередь о ключевых направлениях и именах в истории современной философии (прагматизм, экзистенциализм, философская феноменология и др.). В то же время любой перечень имен всегда будет вызывать вопросы: почему одни персоналии в нем присутствуют, а другие исключены. Примеры такого изложения можно обнаружить в русскоязычной учебной и научной литературе (правда, не всегда дело ограничивается взглядами именно философов). Сложность в данном случае состоит, во-первых, в том, что не у всех выдающихся философов современности можно обнаружить целостные концептуальные построения в области философии религии. Во-вторых, историко-философские изложения современной философии не всегда включают в ряд хрестоматийных имен тех мыслителей, которые как раз такие концепции создали. Например, взгляды корифеев философской теологии А. Плантинги и Р. Суинберна обычно не рассматриваются в курсах современной философии. Среди западных философов религии, работы и концепции которых рассматривает В. К. Шохин, многие не входят в число тех, о ком идет речь в историко-философских курсах по современной философии.

В определенной степени проблематичными являются хронологические и «географические» рамки дисциплины «Современная философия религии». Если мы обратимся к учебной и справочной литературе, то обнаружим, что под современной философией обычно понимается философия ХХ в. Но человечество почти два десятилетия

живет в ХХ1 в. и этот период также требует осмысления. В учебных изданиях по истории философии понятие «современная философия» фигурирует не так часто, заменяется словосочетаниям «философия от... до наших дней», «философия ХХ века» и др. В некоторых изданиях это понятие выносится в название и авторы разъясняют, что они под ним подразумевают. Так, в учебнике А.Ф. Зотова «современной философией» назван период примерно с середины Х1Х в., это, на его взгляд, «послегегелевская философия» [5, с. 11]. В энциклопедическом словаре «Современная западная философия» статьи о мыслителях Х1Х в. отсутствуют, речь идет лишь о тех философах, годы жизни которых преодолели порог ХХ в. [9]. Редакторы словаря оговаривают, что не включили в него статьи о П. Наторпе и В. Дильтее, поскольку эти философы, по их мнению, принадлежат скорее Х1Х в., а не ХХ и ХХ1 [9, с. 4]. В «Новой философской энциклопедии» периодизацию истории западной философии завершает «новейшая» философия, при этом уточняется, что это современная западная философия ХХ в. [7, с. 198].

Что касается «географических» контуров современной философии религии, то в свете монографии К. М. Антонова и мнения Ю. А. Кимелева о принадлежности русской религиозно-философской мысли к западноевропейской философии религии правомерен вопрос о включении ее в курс «Современной философии религии», если в названии дисциплины нет уточнения «западная».

Третьей проблемой, относящейся к информационному и методологическому обеспечению курса «Современная философия религии», является подбор учебной и научной литературы, а также источников. Непосредственно проблематика современной философии религии рассматривается в немногочисленных обобщающих работах отечественных авторов, которые различаются концептуально и по фактическому содержанию (особенно в части современной философии религии).

Пожалуй, на русском языке лучшими (по объему представленного материала и глубине его анализа) на настоящий момент следует признать работы В. К. Шохина по философии религии. Они в первую очередь могут быть рекомендованы учащимся. С 2007 г. усилиями В. К. Шохина как ответственного редактора издается учрежденный Институтом философии РАН альманах по философии религии, также весьма полезный при изучении философии религии, в том числе современной. Проблематике современной философии религии посвящено несколько диссертаций (например, Ф. Ю. Бородина, Л. А. Китаевой, М. Р. Торбург) и ряд статей. Проблемы религии в фи-

лософии тех или иных современных авторов попадают в поле зрения историков философии, занимающихся изучением определенных направлений и персоналий в современной философии (например, публикации С. А. Коначевой о философии религии М. Хайдеггера). Существует ряд работ, изданных в позднесоветский период, в которых с марксистских позиций оцениваются воззрения на религию некоторых философов ХХ в. К ним относятся, например, монографии А. Н. Типсиной «Философия религии К. Ясперса» (1982) и «Немецкий экзистенциализм и религия» (1990), «Современная буржуазная философия и религия» (под ред. А. С. Богомолова, 1977), монография Н. А. Лисовенко «Философия религии Марбургской школы неокантианства» (1983). Пополняется ряд переводных изданий (источников и исследований), в определенной степени позволяющих составить представление о современной зарубежной философии религии (Том-сон М. Философия религии, 2001; Айер А. Дж. Язык, истина и логика, 2010; Мюррей М., Рей М. Введение в философию религии, 2010; Оксфордское руководство по философской теологии, 2013; Та-лиаферро Ч. Доказательство и вера: философия и религия с XVII в. до наших дней, 2014 и др.). Однако число переводов продолжает оставаться небольшим. Не переведены на русский язык некоторые классические работы, в частности: Dewey G. A Common Faith; Whitehead A. N. Process and Reality; Flew A., MacIntyre A. (eds.) New Essays in Philosophical Theology. Определенные сведения о проблематике религии в современной философии могут быть почерпнуты из историко-философской литературы.

Однако в учебных пособиях по истории западной философии во многих случаях тема религии в трудах того или иного известного мыслителя современности подробно не рассматривается, если, конечно, она не является определяющей в его творчестве. В целом же качественных работ по современной философии религии на русском языке немного.

Список литературы

1. Антонов К. М. Философия религии в русской метафизике ХГХ - начала ХХ века. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2013.

2. Василенко Л. И. Введение в философию религии: курс лекций. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2009.

3. Гаврилина Л. М. Предмет, статус философии религии. Философия религии и религиоведение // Проблемы философии религии и религиоведения: учеб. пособие / А.Н. Красников, Л.М. Гаврилина, Е.С. Элбакян. - Калининград: Изд-во КГУ, 2003.

4. Ермишин О. Т. Философия религии: Концепции религии в зарубежной и русской философии: учеб. пособие. - М.: Изд-во ПСТГУ, 2009.

5. Зотов А. Ф. Современная западная философия: учеб. - 2-е изд., испр. -М.: Высш. шк., 2005.

6. Кимелев Ю. А. Философия религии: систематический очерк. - М.: Издательский Дом «Nota Bene», 1998.

7. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии Рос. акад. наук, Нац. обществ.-науч. фонд; науч.-ред. совет.: акад. РАН В.С. Степин - пред. и др. - М.: Мысль, 2009. Т. 4.

8. Программы учебных дисциплин по направлению 031800 - Религиоведение / под ред. М. М. Шахнович. - СПб., 2008. Ч. 1, 2.

9. Современная западная философия. Энциклопедический словарь / под ред. О. Хеффе, В. С. Малахова, В. П. Филатова, при участии Т. А. Дмитриева. -М.: Культурная революция, 2009.

10. Философия религии. План занятий для студентов IV курса отделения философии. - М., 2011.

11. Философия религии: учеб. / под ред. М. М. Шахнович. - М.: Юрайт,

2016.

12. Шохин В. К. Философия религии и ее исторические формы (античность - конец XVIII в.). - М.: Альфа-М, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.