XXXIII ХАРАКСКИЙ ФОРУМ «ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО И
СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ: ДИАЛОГ ЭПОХ И ЦЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ»
Бастина Т.Е.
Аспирантка I курса факультета социокультурной деятельности ГБОУВО РК «Крымскийуниверситет культуры, искусств и туризма»
СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАДРОВ В ПАТРИОТИЧЕСКОМ
ВОСПИТАНИИ
Аннотация: Ни для кого не секрет, что семя духовно-нравственных ценностей закладывается еще в раннем возрасте семьей. Однако древо, которое вскоре прорастёт и станет не столько выражением общепринятых норм, сколько доподлинной гражданской позицией, питает и другие факторы. Не ключевую, но, несомненно, значительную роль играют педагоги, занимающиеся формированием патриотических чувств и сознания у подрастающего поколения. Однако стоит заметить, что в наши дни данное направление недостаточно изучено. Педагогическое и методическое обеспечение нуждается в фундаментальной доработке, а квалификацию и методы многих педагогов можно поставить под сомнение. Данная статья рассматривает лишь часть вопросов из всего огромного пласта связанных с компетентностью кадров, прививающих патриотические ценности населению.
Ключевые слова: компетентность, квалифицированные кадры, патриотическое воспитание, гражданственность, образование.
Как ни странно, но одна из самых опасных болезней XXI в. имеет не инфекционное основание, а исконно психологические истоки. Чуму современности именуют - эгоизм. Политика средств массовой информации, кино, литературы активно пропагандирует обществу любовь к себе, подкрепляя все это такими популярными в наши дни тренингами по личностному росту. Сейчас все чаще мы хотим «иметь» и своим девизом по жизни выбираем ни «я для кого-то», а общепринятое «кто-то для меня», оправдывая это тем, что кроме себя самого никто не станет заботиться о твоих интересах. Ни для кого не секрет, что корни данной проблемы лежат в пропаганде западного образа мыслей. Отличительная от русского, западноевропейская философия ориентирована на своеобразный культ «Я», представляющаяся самодовольной и замкнутой на себе сущностью. Наше же мировоззрение испокон веков ярко акцентировало органическое целое «МЫ». Однако в последнее время усилившееся влияние заморской философии привело к тому, что проявление эгоизма стало характерной чертой нашего социума, участились прецеденты, когда человек собственные интересы ставит превыше интересов других людей, группы, коллектива, а мотивы его поведения полностью определяются личной выгодой.
Между тем данная проблема, не осталась не замечена. Что находит свое подтверждение в выборе вектора государственной культурной политики на период до 2030 г. В Стратегии Правительства Российской Федерации от 29 февраля 2016 г. № 326-р одним из приоритетных курсов, направленных на урегулирование вышеизложенной проблем, является ориентир на укрепление единства российской нации через акцент на патриотическое воспитание поколения.
Однако возникает и другая проблема. Для воспитания культурно-образованного и патриотически настроенного поколения нужны компетентные специалисты, способные не просто выдать готовую информацию, а в условиях снижения роли российского патриотизма как ценностно-смыслового ядра развития личности уметь найти и применить инновационные решения, с помощью которых вышло бы заинтересовать и увлечь молодежь. Именно эта проблематика и определяет актуальность выбранной темы.
Раскроем центральное понятие - «компетентность». Оно определяется, прежде всего, как качество человека способного при помощи своего опыта, знаний и умений эффективно реализовывать трудовую деятельность. Кроме того, характерным признаком компетентного кадра является авторитетность его мнения, а результативность работы не вызывает сомнений. Стоит отметить, что социологический опрос 2011 г. показал, что причиной, сдерживающей развитие экономики в России, является, прежде всего, именно дефицит квалифицированных кадров.
Отсутствие единой нормативно-правовой базы для эффективного воспитания объектов определяющих патриотизм как одну из первостепенных ценностей приводит к тому, что не существует и четких стандартов о квалификации прямых реализаторов данной стратегии, т.е. непосредственно самих воспитателей. Компетентность кадров является ключевым звеном для эффективного выполнения поставленной правительством цели1.
В работе с патриотическим воспитанием компетентность преподавателя определяется, как умение организовать среду и условия для духовно-нравственного развития подростков, результатом которого станет не только формирование подлинных патриотических ценностей, но и самоотверженная готовность послужить на благо своей страны и народа.
Следует обратить внимание и на возраст педагогов, занимающихся патриотическим воспитанием. Как отметил глава нашего государства в ходе встречи с победителями всероссийского конкурса «Учитель года России - 2016» за последнюю пятилетку средний возраст преподавателей снизился на 15 лет, по сравнению с данными на 2011 - 2015 гг. И это шаг в верную сторону, так как диспропорция рождает проблему болезненной смены поколений в будущем. Разрыв в мировосприятии педагогов и школьников с каждым годом растет по естественным причинам, поэтому крайне необходимо, чтобы в коллективе был молодой специалист, который мог бы перекрыть этот просвет. Однако не стоит забывать, что исключительно в совокупности получается наилучший эффект и каждый возраст обладает своим, эксклюзивным педагогическим даром.
Проанализировав руководящий и инструкторский состав как общественных, так и государственных патриотических организаций на территории Российской Федерации (более 100 учреждений)2 вышеизложенная проблема нашла предметное подтверждение:
- значительная часть наставников не имеют никакого педагогического образования, не говоря уже о специальности, обучение которой проводят в рамках воспитательной программы клуба. В процессе исследования выявлено, что среди руководителей встречаются люди с неоконченным высшим образованием, кроме всего прочего не имеющие опыта работы с детьми. Также зафиксирован факт, когда организацию возглавлял человек, компетентность которого имела место лишь в охранных организациях. Сомнения вызывают и руководители закончившие факультеты правоведения, физико-математики, музыкального искусства.
- кроме того непременным критерием для работы с молодежью является знание их психологии поведения и мышления. Некомпетентный преподаватель рискует сориентировать неустойчивую и незрелую психику подростков не в том направлении, потеряв за внешними атрибутами, учебным оружием, нашивками, татуировками главный смысл патриотического воспитания.
- зачастую руководящую должность занимают офицеры запаса или же активисты из общественных организаций ветеранов. Так же как более половины учителей в школах не имеют представления о военной службе, так и некоторые вышеописанные энтузиасты работают по своим методикам и планам, не вырабатывая никакой системности и комплексности к деятельности по патриотическому воспитанию. Поверхностное отношение
1 Иванова Н.В. Компетенция или компетентность?// Интернет-журнал "Науковедение", 2012. № 4 (13).
2Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Ребенок и компьютер. Клин: Изд-во "Христианская жизнь", 2007.
к данному вопросу может привести к повторению инцидента в мае 2016 г. в Сургуте, когда на телевидение попали кадры применения насилия в отношении детей в ходе марш-броска региональной общественной организации «Союз морских пехотинцев». На шокирующей записи запечатлено как несколько мужчин в камуфляжной одежде ногами набрасывают грязь на головы и так уже ползущих в жидкой грязи подростков. Проводя проверку, выяснилось, что предводитель данного клуба уже неоднократно нарушал условия техники безопасности при работе с детьми. Ранее известен случай несогласованной экспедиции по реке группы подростков под его руководством, в ходе которой лодки попали в шторм и перевернулись. К счастью, детей удалось спасти1. Однако такие случаи показательны в вопросе подбора компетентных специалистов, которые будут заниматься не только военно-патриотической подготовкой, но и воспитанием детей в целом.
Безусловно, прекрасно, когда руководитель подобных организаций разносторонне развитый человек, однако воспитанием детей должны заниматься люди, прошедшие подготовку, поэтому считаю, что целесообразнее стало бы открытие специально организованных общедоступных курсов повышения квалификации для преподавателей, занимающихся патриотическим воспитанием. Ведь, кроме того, что наставник должен уметь находить взаимопонимание с детьми, существует и ряд профессиональных обязательных факторов. В этом вопросе существенным будет указать ряд новопринятых профессиональных стандартов России с 2018 г. которые непременно обязаны соблюдаться и специалистами в области патриотического воспитания. В соответствии с пунктом 16 Правил разработки и утверждения профессиональных стандартов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 января 2013 г. № 23 приказом Министерства труда России от 10.01.2017 № 10н «Об утверждении профессионального стандарта» специалист в области воспитания должен обладать такими навыками и умениями:
1. Быть широкопрофильным специалистом.
2. Уметь выявлять и развивать способности ребенка.
3. Достигать взаимопонимания с учениками различного пола, возраста, уровня образованности, финансового положения.
4. Быть способным взаимодействовать с детьми с физическими или другими особенностями.
5. Уметь организовать комфортные и безопасные условия для обучения.
6. Ориентироваться в информационных технологиях и использовать их на практике.
7. Знать специфику психологического и физического развития детей различного возраста.
8. Уметь совместно с родителями использовать педагогическо-психологические инструменты в обучающем процессе.
9. Рационально и последовательно выстраивать учебный план.
10. Быть внимательным и любящим к ученикам2.
Причем данные стандарты относятся, как и к преподавателям дошкольных, средне образовательных и высших учреждений, так и к руководителям центров, занимающихся нравственно-патриотическим воспитаниям детей и подростков.
1 Диалог.иА. URL: https://www.dialog.ua/news/85314_1462488459, 2016. 6 мая (дата обращения: 10.08.2017).
2 Приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания". СПС КонсультантПлюс. Дата сохранения: 10.02.2017.
Литература:
1. Иванова Н.В. Компетенция или компетентность? Интернет-журнал "Науковедение", 2012. № 4 (13).
2. Медведева И.Я., Шишова Т.Л. Ребенок и компьютер. Клин: Изд-во "Христианская жизнь", 2007.
3. Диалог.иА. URL: https://www.dialog.ua/news/85314_1462488459, 2016. 6 мая (дата обращения: 10.08.2017).
4. Приказ Минтруда России от 10.01.2017 № 10н "Об утверждении профессионального стандарта "Специалист в области воспитания". СПС КонсультантПлюс. Дата сохранения: 10.02.2017.
References:
1. Ivanova N.V. Kompetenciya ili kompetentnost'? Internet-zhurnal "Naukovedenie", 2012. № 4 (13).
2. Medvedeva I.YA., SHishova T.L. Rebenok i komp'yuter. Klin: Izd-vo "Hristianskaya zhizn'", 2007.
3. Dialog.UA. URL: https://www.dialog.ua/news/85314_1462488459, 2016. 6 maya (data obrashcheniya: 10.08.2017).
4. Prikaz Mintruda Rossii ot 10.01.2017 № 10n "Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "Specialist v oblasti vospitaniya". SPS Konsul'tantPlyus. Data sohraneniya: 10.02.2017.
MODERN REALITIES COMPETENCE OF STAFF IN THE MILITARY-PATRIOTIC
EDUCATION
Bastina T.E.
Crimean University of culture, arts and tourism [email protected]
Abstract: It's not a secret to anybody that the seed of spiritual and moral values is laid at an early age by the family. However, a tree that will grow soon and it will not be only an expression of the generally accepted norms as it is for a certain citizenship is nourished by other factors. Not the key, but, of course, have an important role teacher that form the patriotic feelings and consciousness of the younger generation. However, it should be noted that today this direction has not been sufficiently exploring. Pedagogical and methodological support needs a fundamental improvement, and the qualifications and methods of many educators can be questioned. This article deals only a part of the questions from the entire huge layer about the competence of the personnel who impart patriotic values to the population.
Keywords: competence, qualified staff, patriotic education, citizenship, education.
Для цитирования: Бастина Т.Е. Современные реалии компетентности кадров в патриотическом воспитании// Архонт, 2018. № 2(5). С. 29-32.