УДК-378.937
ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ У БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ
Е.А. Макарова
В данной работе обосновывается необходимость формирования гражданско-патриотических ценностей у будущих педагогов, раскрывается сущность патриотизма в современном понимании. Приводятся результаты исследования, ориентированного на выявление уровня сформированности гражданско-патриотических ценностей у будущих педагогов.
Ключевые слова: воспитание, патриотизм, ценностные ориентации, гражданско-патриотические ценности
Сегодня в нашей стране снова актуализировалось осознание принципиальной невозможности развития подлинно цивилизованного общества без воспитания в людях национально-патриотических, гражданско-правовых, нравственных и общечеловеческих ценностей. О важности воспитания патриотизма говорят принятые государственные программы: «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы», «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России». Моделирование системы гражданско-патриотических ценностей не может не рассматриваться как диагностический и прогностический момент в определении ближайшего будущего России. По словам В.В. Путина, «нам необходима стратегия национальной политики, основанная на гражданском патриотизме. Любой человек, живущий в нашей стране, не должен забывать о своей вере и этнической принадлежности. Но он должен прежде всего быть гражданином России и гордиться этим...» [6, с. 1-4]
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» дается определение понятия «патриотизм» как чувства и сформировавшегося положительного отношения к своей стране. Патриотизм предполагает чувство гордости за своё Отечество, малую Родину, т.е. город или село, где гражданин родился и воспитывался. Патриотизм включает активную гражданскую позицию, готовность служения Отечеству. В данной концепции подчеркивается, что общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в поликультурном мире.
Гражданственность означает принадлежность к населению какого-либо государства; осознаваемую возможность пользоваться всеми правами гражданина, обеспеченными законами этого государства; определенный уровень сформированности актуальных гражданских качеств и гражданских отношений личности, а также осознанную степень готовности исполнять определенные гражданские обязанности, служить государству, гражданам своей страны, заботиться об общественном благе и благополучии государства [3].
Целью патриотического воспитания является развитие высокой социальной активности личности, гражданской ответственности, духовности, становление граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества, укрепления государства, обеспечения его жизненно важных интересов и устойчивого развития [5].
Известно, что любое образовательное учреждение в современных условиях выступает в качестве института социальной трансляции культурных ценностей вступающим в жизнь поколениям, передавая воспитанникам отношение к национальной культуре, формируя самобытность людей, проживающих в конкретном регионе. Для эффективной организации такой работы важным является наличие у педагога социальной компетентности. Он сам должен быть «носителем» ценностей национальной и региональной культуры, то есть знать историю России и Брянской области, уметь выделять гражданско-патриотические приоритеты в своей деятельности. Педагогу необходимо помнить о том, что патриотическое воспитание дает возможность развиваться корням и истокам, питающим и сохраняющим культуру.
Так «взаимодействие будущего специалиста со средой и содержащимися в ней ценностями приобретает двусторонний характер: не только среда оказывает формирующее влияние, но и сама она испытывает преобразующее, созидательное воздействие со стороны человека» [7, с. 46]. Гражданская задача образования, системы просвещения - дать каждому тот абсолютно обязательный объем гуманитарного знания, который составляет основу самоидентичности народа. [6]
Патриотизм представляет собой сложную систему, отражающую совокупность общечеловеческих и специфических для данного народа ценностей. Именно поэтому задача гражданско-патриотического воспитания состоит в том, чтобы организовать деятельность личности
по овладению гражданско-патриотическими ценностями, причем деятельность должна быть организована так, такими способами и средствами, которые будут способствовать превращению самой деятельности в потребность личности. Как справедливо заметил Д.С. Лихачев, «к патриотизму нельзя только призывать, его нужно заботливо воспитывать» [4, с. 224].
Отечественными и зарубежными исследователями были предприняты попытки классифицировать ценности по различным основаниям (Н.А. Бердяев, В.П. Тугаринов, Д.А. Леонтьев, Ш. Шварц, А. Маслоу, В. Франкл, Э. Фромм). Многие из них отдельно выделяли ценности гражданско-патриотической направленности. Например, В.П. Тугаринов выделял общественнополитические ценности, такие, как свобода, братство, равенство, справедливость. В.А. Сухомлинский среди других аксиологических основ педагогической деятельности, необходимых современному учителю, выделял политические ценности (патриотизм, гражданственность, действенное служение Родине и др.). Н.А. Асташова, исследуя аксиосферу современного педагога, относит политические ценности (патриотизм и гражданственность) к категории социальных ценностей [1, с.238] и определяет ценностные доминанты гражданско-патриотического воспитания: Родина, мир, природа, национальная культура, родной язык, труд и др.
Наше исследование посвящено изучению уровня сформированности гражданско-патриотических ценностей у будущих педагогов, так как на основе полученных данных можно определить аксиосферу личности. Анализ содержательной стороны иерархической структуры ценностных ориентаций может также показать, в какой степени выявленные ценностные ориентации будущих педагогов соответствуют общественному эталону, насколько они адекватны цели воспитания.
Комплексный характер исследования, в котором для сбора первичной информации использовались четыре диагностические методики, позволил получить объективные данные о системе ценностных ориентаций личности. В частности, для исследования уровня сформированности гражданско-патриотических ценностей у студентов-будущих педагогов нами был использован модифицированный вариант методики М. Рокича.
Обследование проведено на выборке студентов социально-педагогического факультета Брянского государственного университета (45 человек). Средние баллы по результатам проведенного исследования представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты исследования ценностных ориентаций будущих педагогов по методике М. Рокича
№ Терминальные ценности Балл Ранг Инструментальные ценности Балл Ранг
1 активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни) 9 11 аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах 11 14
2 жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом) 8,6 9 воспитанность (хорошие манеры) 6,3 3
3 здоровье (физическое и психическое) 5,1 1 высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания) 15,5 17
4 интересная работа 6,5 2 жизнерадостность (чувство юмора) 10 13
5 красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве) 14,8 18 исполнительность (дисциплинированность) 8 5
6 любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком) 7,3 4 независимость (способность действовать самостоятельно, решительно) 11 16
7 материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений) 10,8 13 непримиримость к недостаткам в себе и других 16 18
8 наличие хороших и верных друзей 9,9 12 образованность (широта знаний, высокая общая культура) 4,8 1
9 общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе) 7,5 5 ответственность (чувство долга, умение держать свое слово) 6 2
10 познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное 8,4 8 рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения) 8 6
развитие)
11 продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей) 8,8 10 самоконтроль (сдержанность, самодисциплина) 7 4
12 развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование) 7,6 6 смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов 11 15
13 развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей) 15 17 твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями) 9,7 11
14 свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках) 11 14 терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения) 8,5 7
15 счастливая семейная жизнь 8 7 широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) 9,4 9
16 счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом) 13 16 честность (правдивость, искренность) 9,6 10
17 творчество (возможность творческой деятельности) 12 15 эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе) 8,7 8
18 уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений) 7 3 чуткость(заботливость) 9,9 12
Как видно из представленных данных, среди терминальных ценностей у будущих педагогов лидирующее место занимают личностные ценности: здоровье, интересная работа, любовь и уверенность в себе. Менее существенными студенты считают ценности свободы (14 место) и счастья других (16 место). Последнее ранговое место занимает ценность эстетического характера «красота природы и искусства» (18 место).
В списке инструментальных ценностей, представляющих перечень личностных качеств, лидирует образованность (1 место), а также, хотя и с разным уровнем значимости, присутствуют ответственность, воспитанность и самоконтроль (2,3 и 4 места соответственно). То есть в данной выборке отчетливо прослеживается доминирование личностно значимых ценностей, имеющих принципиальное значение для взаимодействия с окружающими людьми. Замыкают ценностный ряд аксиологические позиции чуткости и жизнерадостности (12 и 13 места соответственно), а также смелость и независимость (15 и 16 места).
Основные результаты этого исследования сводятся к следующему: в числе доминирующих ценностей студентов-будущих педагогов лидируют личностно значимые ценности, что немаловажно, так как эти качества составляют ядро аксиосферы будущего учителя. Однако эмоциональные свойства (оптимизм, жизнерадостность), а также качества, обеспечивающие гуманистическую направленность жизнедеятельности (чуткость, терпимость, честность), будущие педагоги не считают значимыми, хотя именно эти качества личности определяют ее социальную компетентность.
Также в числе невостребованных оказались такие ценности, как свобода и независимость. Вероятно, это можно объяснить, обратившись к «гипотезе недостаточности» Р. Инглехарта, суть которой заключается в том, что «наибольшая субъективная ценность придается тем вещам, обеспеченность которыми наименьшая» [2]. Данная гипотеза верна для гражданско-патриотических ценностей, к числу которых относятся «свобода» и «независимость», поэтому в нашем случае есть основания предполагать, что эти ценности являются реализованными и не актуальны в качестве доминирующих.
Таким образом, результаты исследования ценностной парадигмы студентов социальнопедагогического факультета достаточно полно отражают процессы, происходящие в общественном сознании граждан России, психологических настроениях различных социальных групп и мотивационно-ценностных сферах отдельных людей. Разумеется, ранжирование ценностей проходило под влиянием жизненных предпочтений, поэтому в отдельных случаях налицо взаимопроникновение личностных позиций конкретного студента и установок общественного сознания. Однако в целом очевидно, что гражданско-патриотическая сфера ценностной парадигмы занимает периферийное положение. Более того, в ней не находят своего отражения такие ценностные
идеалы, как свобода, независимость, народ (соотечественники), культура.
Исследование проблемы гражданско-правового образования может стать логическим центром совершенствования всего образовательного процесса в целом. При этом следует напомнить слова Н.И. Пирогова, который утверждал, что все готовящиеся быть полезными гражданами должны сначала научиться быть людьми. Таким образом, возникает аксиолого-педагогический круг: «человек - гражданин - человек». Поэтому развитие человека как высшей ценности общества: воспитание "вечных" добродетелей, формирование эмоционально-чувственной сферы, развитие способностей к творчеству, организация правовой деятельности - фундамент гражданственности отдельной личности и гражданского общества в целом.
Полученные данные свидетельствуют о необходимости уделять большее внимание гражданско-патриотическому воспитанию будущих педагогов путем внедрения ценностноразвивающих педагогических технологий и включения студентов в активные формы и методы работы гражданско-патриотической направленности.
The summary: Necessity of formation of civil-patriotic values at the future teachers is proved n this article, the essence of patriotism in modern understanding reveals. Results of the research focused on revealing of level forming of civil-patriotic values of the future teachers are resulted
The key words: education, patriotism, valuable orientations, civil-patriotic values
Список литературы
1. Асташова Н.А. Учитель: проблема выбора и формирование ценностей. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2000. 272 с.
2. Вардомацкий А.П. Сдвиг в ценностном измерении //СОЦИС. 1993. N4. C. 48.
3. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001 г. № 122// Собрание законодательства Российской Федерации. 26 февраля 2001 г., № 9, ст. 862.25, 47с.
4. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Дет. лит., 1985. С.224.
5. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Вестник образования. № 17, сентябрь 2009.
6. Путин В. В. Россия: национальный вопрос // Независимая газета. 2012. № 7. 23 января. С.
1-4.
7. Репринцев А.В. Региональная культура как фактор профессионального воспитания // Alma mater. 2003. №5. С.46-58.
Об авторе
Макарова Е.А. -аспирант, ассистент Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected].
Research of level forming civil-patriotic values of the future teachers
E.A. Makarova