Научная статья на тему 'Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и направления их решения'

Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и направления их решения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
7378
733
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / ПРОБЛЕМЫ / РЕФОРМИРОВАНИЕ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / HOUSING AND COMMUNAL SERVICES / PROBLEMS / REFORMING / INNOVATION ACTIVITY / EFFICIENCY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Куклина Евгения Анатольевна, Мицеловская Ольга Сергеевна

В современных условиях социально-экономического развития ЖКХ является одной из ключевых сфер жизнеобеспечения граждан, но динамика ее трансформации в Российской Федерации не соответствует темпам роста требований граждан к качеству жизни и комфортным условиям окружающей среды. В статье формулируются проблемы отрасли, которые негативно влияют на эффективность функционирования ЖКХ и качество предоставляемых услуг. Такими проблемами являются высокая степень износа основных фондов, инженерных систем и сетей; увеличение объемов аварийного жилого фонда; низкая энергоэффективность жилого фонда; непрозрачность тарифов на коммунальные услуги естественных монополий ресурсоснабжающих организаций; плохое качество коммунальных ресурсов; низкий уровень инновационной активности хозяйствующих субъектов и др. Предлагается группировка инноваций сферы ЖКХ по трем классификационным признакам. В целях комплексного реформирования жилищно-коммунальной отрасли России обосновывается необходимость разработки «Концепции развития законодательства жилищной сферы» и «Концепции государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства», системного комплексного подхода к модернизации коммунальной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Куклина Евгения Анатольевна, Мицеловская Ольга Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern problems of housing and communal services of the Russian Federation and the directions of their solutions

In the current conditions of social and economic development of the housing and utilities sector is one of the key areas of life support for citizens, but the dynamics of its transformation in the Russian Federation does not meet the rate of growth of citizens' demands for quality of life and comfortable environmental conditions. The article formulates the problems of the industry, which adversely affect the efficiency of housing and communal services and the quality of services. Such problems include high depreciation of fixed assets, engineering systems and networks; increase in the volume of emergency housing stock; low energy efficiency of housing stock; non-transparent tariffs for public utilities of natural monopolies of resource supplying organizations; poor quality of public utilities resources; low level of innovative activity of economic entities, etc. It is proposed to group innovations in the sphere of housing and communal services on three classification features. For the purpose of comprehensive reform of the housing and utilities sector in Russia, the need to develop a "Concept for the Development of Legislation in the Housing Sector" and "Concept for State Policy in the Sphere of Housing and Utilities", a systemic integrated approach to modernization of the utilities infrastructure is justified.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и направления их решения»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ:

СФЕРА УСЛУГ

УДК 338.2

Куклина Е. А., Мицеловская О. С.

Современные проблемы жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и направления их решения

В современных условиях социально-экономического развития ЖКХ является одной из ключевых сфер жизнеобеспечения граждан, но динамика ее трансформации в Российской Федерации не соответствует темпам роста требований граждан к качеству жизни и комфортным условиям окружающей среды. В статье формулируются проблемы отрасли, которые негативно влияют на эффективность функционирования ЖКХ и качество предоставляемых услуг. Такими проблемами являются высокая степень износа основных фондов, инженерных систем и сетей; увеличение объемов аварийного жилого фонда; низкая энергоэффективность жилого фонда; непрозрачность тарифов на коммунальные услуги естественных монополий ресурсоснабжающих организаций; плохое качество коммунальных ресурсов; низкий уровень инновационной активности хозяйствующих субъектов и др. Предлагается группировка инноваций сферы ЖКХ по трем классификационным признакам. В целях комплексного реформирования жилищно-коммунальной отрасли России обосновывается необходимость разработки «Концепции развития законодательства жилищной сферы» и «Концепции государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства», системного комплексного подхода к модернизации коммунальной инфраструктуры.

Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, проблемы, реформирование, инновационная деятельность, эффективность.

ГРНТИ: Экономика/Экономические науки: 06.39 Наука управления экономикой.

ВАК: 08.00.05

Kuklina E. A., Mitselovskaya O. S.

Modern problems of housing and communal services of the Russian Federation and the directions of their solutions

In the current conditions of social and economic development of the housing and utilities sector is one of the key areas of life support for citizens, but the dynamics of its transformation in the Russian Federation does not meet the rate of growth of citizens' demands for quality of life and comfortable environmental conditions. The article formulates the problems of the industry, which adversely affect the efficiency of housing and

© Куклина Е. А., Мицеловская О. С., 2019 © Kuklina E. A., Mitselovskaya O. S., 2019

communal services and the quality of services. Such problems include high depreciation of fixed assets, engineering systems and networks; increase in the volume of emergency housing stock; low energy efficiency of housing stock; non-transparent tariffs for public utilities of natural monopolies of resource supplying organizations; poor quality of public utilities resources; low level of innovative activity of economic entities, etc. It is proposed to group innovations in the sphere of housing and communal services on three classification features. For the purpose of comprehensive reform of the housing and utilities sector in Russia, the need to develop a "Concept for the Development of Legislation in the Housing Sector" and "Concept for State Policy in the Sphere of Housing and Utilities", a systemic integrated approach to modernization of the utilities infrastructure is justified.

Key words: housing and communal services, problems, reforming, innovation activity, efficiency.

JEL classifications: О13, Q16

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является одной из ключевых сфер жизнеобеспечения граждан, что актуализирует исследования проблем разработки и внедрения новых подходов в управлении и оценке результатов инновационной деятельности ЖКХ, направленных на обеспечение высокого качества жизни населения.

Разработка новых подходов в управлении ЖКХ объективно предполагает выявление основных проблем функционирования отрасли и определение направлений их решения. Таким образом, тема исследования, результаты которого представлены в настоящей статье, является актуальной.

ЖКХ в настоящее время можно рассматривать в качестве одной из базовых отраслей экономики России, которая обеспечивает население жизненно важными услугами, а промышленность - необходимой инженерной инфраструктурой. Годовой оборот в сфере ЖКХ превышает 4,1 трлн р. или 5,7 % ВВП [7].

Масштаб экономической деятельности ЖКХ характеризуют следующие показатели (по состоянию на 01.01.2016 г.):

• потребителями услуг ЖКХ (без учета промышленного сектора) являются 146,8 млн. чел.;

• в сфере ЖКХ работает 38 тыс. организаций (более 2 млн чел.);

• протяженность сетей составляет (тыс. км): водоснабжения - 577; водоотведения - 194; теплоснабжения - 173;

• объем жилищного фонда - 3,6 млрд м2.

Динамика трансформации системы ЖКХ в Российской Федерации не соответствует темпам роста требований граждан к качеству жизни и комфортным условиям окружающей среды. Соответствующие изменения потребительских стандартов, тенденция цифровизации всех направлений жизнедеятельности общества не находят отражения в изменениях в сфере предоставления жилищных и коммунальных услуг населению.

В настоящее время ЖКХ представляет собой достаточно сложную социально-экономическую систему, состоящую из множества взаимосвязанных элементов, каждый из которых функционирует в своем поле деятельности и решает определенные задачи.

В силу совокупности различных причин как экономического, так и управленческого характера (которые являются предметом отдельного исследования и в данной статье не анализируются в силу ограниченности ее формата) функционирование системы ЖКХ Российской Федерации далеко от совершенства.

Сфера ЖКХ предоставляет населению два вида услуг - жилищные и коммунальные услуги. Жилищные услуги включают в себя всё то, что необходимо для надлежащего содержания общего имущества

собственников помещений в многоквартирном доме. К жилищным услугам, например, относятся: содержание и текущий ремонт общего имущества (осмотры общего имущества, выявление и устранение повреждений и нарушений), санитарное содержание общего имущества (услуги дворника, услуги по уборке подъездов, их дезинсекции и дератизации, услуги по прочистке мусоропроводов); услуги по управлению общим имуществом и общими денежными средствами (прием, хранение и передача технической документации, ведение электронного паспорта многоквартирного дома и т. д.).

Коммунальные услуги включают услуги по горячему и холодному водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению. Необходимо отметить, что коммунальные услуги, предоставляемые населению отраслью ЖКХ, являются услугами естественной монополии, т.е. согласно экономической науке являются «квазиобщественным» благом - исключаемым благом совместного потребления. Отличительная черта естественной монополии в сфере ЖКХ -наличие сетевых структур, которые имеют локально-ограниченное применение и не могут быть легко переориентированы на другие рынки [11].

Специалистами [1; 2; 8; 11 и др.] отмечается следующие проблемы общего характера, которые негативно влияют на эффективность функционирования ЖКХ и качество предоставляемых услуг:

• низкая энергоэффективность жилищного фонда и коммунальных сетей;

• непрозрачность тарифов на услуги ЖКХ;

• низкая конкуренция на рынке управляющих организаций;

• практическое отсутствие у населения необходимой информации;

• нарушение норм действующего законодательства;

• слабое взаимодействие организаций ЖКХ с органами местного самоуправления;

• недостаточный уровень информатизации и др.

По мнению граждан России, ЖКХ занимает первое место в рейтинге проблем, т.е. является лидером «антирейтинга». Так, например, в 2013 г. 58 % населения страны считало главной проблемой экономики именно ЖКХ; при этом отмечались следующие главные проблемы отрасли:

• высокий износ сетей и аварийность (60-80 %, объем частных инвестиций минимален);

• хаос в управлении жилищным фондом (двойные квитанции, дома без управляющих компаний, неисполненные предписания);

• износ жилищного фонда (медленное расселение аварийного фонда, отсутствие системы регулярного капитального ремонта домов);

• рост коммунальных платежей (в 2013 г. при уровне инфляции в 6,45 %, рост платежей превысил 12 %).

Выполненный анализ функционирования ЖКХ Санкт-Петербурга за период пятого этапа развития ЖКХ (по периодизации [4], который начался 01.11.2013 г. с момента образования Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ) показал, что основными проблемами являются:

• высокая степень износа основных фондов и инженерных систем и сетей;

• угрожающее нарастание объемов аварийного жилого фонда;

• низкая энергоэффективность жилого фонда;

• технологическое отставание систем и объектов коммунальной инфраструктуры;

• неэффективная деятельность ресурсоснабжающих организаций в связи с отсутствием конкуренции, отсутствие экономических стимулов для снижения издержек на производство и поставку коммунальных ресурсов;

•невысокий уровень инвестиций в техническую модернизацию коммунальных сетей и объектов коммунального хозяйства (по разным причинам инвестиции невыгодны как естественным монополиям, так и частным инвесторам);

• отсутствие системного комплексного подхода к модернизации коммунальной инфраструктуры;

• низкий уровень инновационной активности хозяйствующих субъектов отрасли;

• отсутствие законодательно урегулированного единого порядка взаимодействия всех участников реализации проектов жилищного строительства - государственных и муниципальных регулирующих и надзорных органов, ресурсоснабжающих организаций, предприятий строительного комплекса, организаций сферы ЖКХ, конечных потребителей (граждан РФ).

В соответствии со «Стратегией развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года» [7], приоритетами государственной политики в жилищно-коммунальной сфере являются:

• повышение комфортности условий проживания;

• модернизация и повышение энергоэффективности объектов ЖКХ;

• переход на принцип использования наиболее эффективных технологий, применяемых при модернизации (строительстве) объектов коммунальной инфраструктуры жилищного фонда.

Для реализации этих стратегических приоритетов необходимо применять инновационные решения, внедрять инновационные проекты и осуществлять программы инновационного развития ЖКХ, т. е. повышать инновационную активность субъектов хозяйствования отрасли.

По мнению некоторых исследователей [10, с. 91], инновации в сфере ЖКХ подразделяются следующим образом:

• инновации в жилищные услуги - содержание и уборка мест общего пользования; уборка придомовой территории; текущий ремонт; техническое обслуживание инженерных систем и сетей; вывоз мусора, сбор и сортировка, переработка и утилизация мусора (в ближайшее время переводится из жилищных в коммунальные услуги); лифтовое хозяйство; услуги консьержа; домофон, видеонаблюдение, системы контроля доступа и т. д.;

• инновации в коммунальные услуги - горячее водоснабжение; холодное водоснабжение; водоотведение; электроснабжение; газоснабжение; отопление;

• инновации в прочие услуги - общественный транспорт; уличное освещение; контроль за текущим состоянием улиц; уличный ремонт дорог; благоустройство, озеленение и др.

По нашему мнению, наиболее актуальной классификацией инноваций в ЖКХ для разработки и реализации управленческих решений инновационного характера является их группировка не по виду услуг

(жилищные, коммунальные, прочие), а на основании трех ключевых признаков: вид; содержание; уровень принятия решения (см. рис.).

Рисунок. Классификация инноваций в сфере ЖКХ

Примерами институциональных инноваций являются: «Жилищный кодекс Российской Федерации» и Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [9], запускающий механизм государственно-частного партнерства в инфраструктурных отраслях. Примером управленческих инноваций является, например, проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на основе стандартов управления [6], а примером технологических инноваций - технология «умный дом» и информационная модель «умный город» [3; 5].

Как нам представляется, для комплексного реформирования жилищно-коммунальной отрасли России необходимо реализовать системный подход к разработке стратегических документов - «Концеп-«Концепции развития законодательства жилищной сферы» (с учетом имеющихся противоречий в действующем законодательстве), «Концепции государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства» (с определением четких приоритетов, не декларативных, а конкретных целей и задач).

В рамках вышеуказанных концепций следует, на наш взгляд:

1) разработать и внедрить работающие механизмы государственной поддержки инвестиций и инноваций со стороны бизнеса в сферу ЖКХ, государственно-частного партнерства. Это могут быть как способы косвенной поддержки (налоговые стимулы), так и прямая финансовая поддержка (субсидии, гранты, кредиты, государственные кредитные гарантии, программы венчурного инвестирования).

2) повышать «прозрачность» деятельности ресурсоснабжающих организаций и добиваться экономической обоснованности принятия тарифных решений путем закрепления в законодательстве обязанности по принятию тарифных решений с использованием информационных технологий, установлению и раскрытию информации по каждому этапу прохождения тарифной заявки от ее поступления до принятия и публикации тарифного решения;

3) унифицировать и систематизировать стандарты раскрытия информации, предусмотреть установление единообразных механизмов и форм раскрытия информации в целях обеспечения понятности и прозрачности деятельности регулируемых организаций в сферах теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, а также в области обращения с твердыми коммунальными отходами, а также открытости данных о деятельности таких организаций;

4) внедрять «эталонный» подход для ресурсоснабжающих организаций - нормирование затрат организаций теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, основанное на определении эталонных расходов регулируемых организаций исходя из операционных затрат, которые не включают в себя инвестиционные расходы и расходы на капитальные вложения.

5) популяризировать сферу ЖКХ, улучшать имидж отрасли, проводить просвещение потребителей жилищно-коммунальных услуг, несмотря на социальную ориентацию отрасли и политизацию отдельных направлений;

6) улучшать качество и престиж образования специалистов, в том числе в сферах строительства и эксплуатации, внедрять профессиональные стандарты, разрабатывать новые учебные курсы в профильных вузах;

7) изучать опыт стран с развитой экономикой, различные подходы к модернизации сферы, внедрять современный научный подход к инвестиционной и инновационной деятельности;

8) стимулировать предприятия сферы ЖКХ разрабатывать и внедрять новые информационные технологии, а потребителей жилищно-коммунальных услуг - активно их использовать.

Активизация инновационного процесса в сфере ЖКХ предполагает совершенствование методов оценки экономической эффективности инновационной деятельности в отрасли. В настоящее время отсутствует единая методика оценки экономической эффективности результатов инновационной деятельности в сфере ЖКХ, что связано как с многообразием объектов оценки (инновационное решение, инновационный проект, программа инновационного развития), так и содержанием самих инноваций (институциональные, управленческие, технологические).

Ввиду важности обозначенной проблемы считаем, что задача совершенствования методов оценки экономической эффективности инновационной деятельности в сфере ЖКХ является одной их приоритетных.

Подводя итог вышеуказанному, необходимо сделать следующие выводы.

1. В современных условиях социально-экономического развития ЖКХ является одной из ключевых сфер жизнеобеспечения граждан, но динамика ее трансформации в Российской Федерации не соответствует темпам роста требований граждан к качеству жизни и комфортным условиям окружающей среды.

2. Основными проблемами, которые негативно влияют на эффективность функционирования ЖКХ и качество предоставляемых услуг, в настоящее время являются: низкая энергоэффективность жилого фонда; непрозрачность тарифов на коммунальные услуги естественных монополий ресурсоснабжающих организаций; неудовлетворительное качество коммунальных ресурсов; низкий уровень инновационной активности хозяйствующих субъектов; практическое отсутствие у населения необходимой информации; нарушение норм действующего законодательства; слабое взаимодействие организаций ЖКХ с органами местного самоуправления; недостаточный уровень информатизации и цифровизации.

3. Ключевые проблемы функционирования сферы ЖКХ Санкт-Петербурга обусловлены высокой степенью износа основных фондов и инженерных систем и сетей; угрожающим нарастанием объемов аварийного жилого фонда; низкой энергоэффективностью жилого фонда; технологическим отставанием систем и объектов коммунальной инфраструктуры; неэффективной деятельностью ресурсоснабжа-ющих организаций; невысоким уровнем инвестиций в техническую

модернизацию коммунальных сетей и объектов коммунального хозяйства; отсутствием системного комплексного подхода к модернизации коммунальной инфраструктуры; низким уровнем инновационной активности хозяйствующих субъектов; отсутствием законодательно урегулированного единого порядка взаимодействия всех участников реализации проектов жилищного строительства.

4. Для разработки и реализации управленческих решений инновационного характера актуальной является группировка инноваций сферы ЖКХ по трем классификационным признакам: вид; уровень принятия решения; содержание.

5. В целях комплексного реформирования жилищно-коммунальной отрасли России необходимо реализовать системный подход к разработке «Концепции развития законодательства жилищной сферы» и «Концепции государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства».

6. Одной из приоритетных задач в сфере ЖКХ является совершенствование методов оценки экономической эффективности инновационной деятельности в данной сфере.

Список литературы

1. Белова А.А. ИКТ в госсекторе: информатизация в сфере ЖКХ // Электронный вестник Ростовского социально-экономического института. - № 3-4 (июль -декабрь). - 2015. - URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ikt-v-gossektore-informatizatsiya-v-sfere-zhkh

2. Бобровская Н.И. Российская государственная политика в области жилищно-коммунального хозяйства: теоретические аспекты и проблемы // Государственное и муниципальное управление: ученые записки СКАГС. - 2013. - № 3. -С. 31-40.

3. Водянова С.А. Механизмы развития и внедрения технологии «умный дом» / С. А. Водянова, С. В. Пупенцова, В. В. Пупенцова // Инновации. - 2018. - № 7. -С. 83-90.

4. Кузнецова А.И., Долматова А.В. Инновационные технологии в системе ЖКХ // Вестник Московского университета им. С.Ю. Витте. Серия 1: Экономика и управление. - № 3 (18). - 2016. - С. 42-49.

5. Курчеева Г.И., Алетдинова А.А. Совершенствование бизнес-процессов на основе информационной модели «умный город» // Цифровая экономика и «Индустрия 4.0»: проблемы и перспективы: труды научно-практической конференции с

международным участием / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. - С. 69-73.

6. Руткаускас Т.К., Афонин Е.К. Проведение капитального ремонта общего имущества многоквартирных домов на основе стандартов управления // Цифровая экономика и «Индустрия 4.0»: проблемы и перспективы: труды научно -практической конференции с международным участием / под ред. д-ра экон. наук, проф. А.В. Бабкина. - СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2017. - С. 211-217.

7. Стратегия развития жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на период до 2020 года (в редакции Распоряжения Правительства Российской Федерации от 18.10.2018г. № 2253-р), утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 января 2016 г. № 80-р. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_192971/

8. Тимчук О.К., Никитюк Л.Г. К вопросу о классификации жилищно-коммунального хозяйства РФ // Вестник Иркутского государственного технического университета. - № 1 (96). - 2015. - С. 174-179.

9. Федеральный закон «О концессионных соглашениях» от 21.07.2005 № 115-ФЗ. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/

10. Эпштейн А. Д. Классификация инноваций в ЖКХ. Особенности инноваций в коммунальном и в жилищном хозяйстве // Экономические науки. - 2007. -№ 2(27) - С. 87-91.

11. Яновский В.В. Жилищно-коммунальная сфера региона: проблемы регулирования естественной монополии и повышение ее эффективности / Коммунальная сфера региона: проблемы регулирования // Личность. Культура. Общество. - 2005. -Т. 7. - № 3 (27). - С. 312-323.

References

1. Belova A.A. IKT v gossektore: informatizaciya v sfere ZHKKH. EHlektronnyj vestnik Rostovskogo socialno-ehkonomicheskogo instituta. Vyp. № 3-4 (iyul' - dekabr').

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2015. URL: https://cyberleninka.ru/article/v/ikt-v-gossektore-informatizatsiya-v-sfere-zhkh

2. Bobrovskaya N.I. Rossijskaya gosudarstvennaya politika v oblasti zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva: teoreticheskie aspekty i problem. Gosudarstvennoe i munic-ipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS. 2013. № 3. РР. 31-40.

3. Vodyanova S.A., Pupencova S. V., Pupencova V. V. Mekhanizmy razvitiya i vnedreniya tekhnologii «umnyj dom». Innovacii. 2018. № 7. P. 83-90.

4. Kuznecova A.I., Dolmatova A.V. Innovacionnye tekhnologii v sisteme ZHKKH. Vestnik Moskovskogo universiteta im. S.YU. Vitte. Seriya 1: EHkonomika i upravlenie.

2016. № 3 (18). РР. 42-49.

5. Kurcheeva G.I., Aletdinova A.A. Sovershenstvovanie biznes-processov na os-nove informacionnoj modeli «umnyj gorod». Cifrovaya ehkonomika i «Industriya 4.0»: problemy i perspektivy: trudy nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. St. Petersburg: Izd-vo Politekhn. un-ta, 2017. P. 69-73.

6. Rutkauskas T.K., Afonin E.K. Provedenie kapital'nogo remonta obshchego imushchestva mnogokvartirnyh domov na osnove standartov upravleniya. Cifrovaya ehkonomika i «Industriya 4.0»: problemy i perspektivy: trudy nauchno-prakticheskoj konferencii s mezhdunarodnym uchastiem. St. Petersburg: Izd-vo Politekhn. un-ta, 2017. РP. 211-217.

7. Strategiya razvitiya zhilishchno-kommunal'nogo hozyajstva Rossijskoj Federacii na period do 2020 goda (v redakcii Rasporyazheniya Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 18.10.2018g. № 2253-r), utverzhdennaya rasporyazheniem Pravitel'stva Rossijskoj

Federacii ot 26 yanvarya 2016 д. № 80-г. URL: http://www.consultant.ru/ docu-ment/cons_doc_LAW_192971/

8. Timchuk O.K., Nikityuk L.G. K voprosu o klassifikacii zhШshchno-kommunal'nogo hozyajstva RF. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta. - № 1(96). - 2015. - РP. 174-179.

9. Federal'nyj zakon «О koncessionnyh soglasheniyah» ot 21.07.2005 № 115-FZ. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54572/

10. EHpshtejn A. D. Klassifikaciya innovadj v ZHKKH. Osobennosti innovadj v kommunal'nom \ v zhШshchnom hozyajstve. EHkonomicheskie nauki. 2007. № 2(27). РP. 87-91.

11. YAnovskij V.V. ZHШshchno-kommunal'naya sfera regiona: problemy reguliro-vaniya estestvennoj monopoШ \ povyshenie ee ehffektivnosti. Kommunal'naya sfera ге-giona: problemy regulirovaniya. Lichnost'. Kul'tura. Obshchestvo. 2005. Т 7. № 3 (27). РP. 312-323.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.