«Научные междисциплинарные исследования»
УДК 5527
Беланов Александр Элдарович Belanov Alexandr Eldarovich
Заведующий кафедрой физического воспитания и спорта, кандидат педагогических наук, доцент Head of the Department of physical education and sports, candidate of pedagogical
Sciences, associate Professor Федюкин Алексей Владимирович Fedyukin Aleksey Vladimirovich Старший преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Senior lecturer of the Department of physical education and sports
Федюкина Виктория Геннадьевна Fedyukina Victoria Gennadyevna Преподаватель кафедры физического воспитания и спорта Teacher of the Department of physical education and sports Воронежский Государственный Университет Voronezh State University
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗДОРОВЬЯ И ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ
MODERN PROBLEMS OF HEALTH AND HEALTHY LIFESTYLE IN
PHYSICAL EDUCATION
Аннотация: В статье приведен анализ исследования влияние спорта на студентов. Представлено влияние физкультурного образования на здоровье и общее состояние студентов.
Abstract: The article analyzes the study of the impact of sports on students. The influence of physical culture education on the health and general condition of students is presented.
Ключевые слова: Физическая подготовка, физические упражнения, студенческий спорт, здоровый образ жизни, современные проблемы здоровья
Key words: Physical fitness, exercise, student sports, healthy lifestyle, modern health problems.
Первоочередным вопросом всех существующих сегодня учебных заведений определено поддержка и усовершенствование физической подготовки обучающихся. Контролирующие мероприятия по массовому студенческому спорту, по общему физическому воспитанию и наблюдением за здоровьем студентов входит в задачи ректора, а непосредственно исполнение мероприятий
VIII Международная научно-практическая конференция поручено административным структурам и общественным объединениям
учебного заведения. Ответственность за учебный процесс по физической
культуре и спорту обучающихся на основании учебного плана и программы
возложена на кафедру физического воспитания учебного заведения. И наконец,
спортивная, физкультурная и оздоровительная работа осуществляется кафедрой
и общественными объединениями.
Исполнительный директор ассоциации студенческого баскетбола Сергей Крючков, сыгравший большую роль в развитии студенческого спорта, назвал его не только физической активностью, а нечто большим. Он уверен, что спорт это одна из лучших пиар технологий. Вместе с повышающимся имиджем, учебное заведение воссоздает вузовскую культуру. Затем учащиеся будут ассоциироваться с символом учебного заведения и продвигать патриотическое направление. Так же Сергей Крючков уверен, что занятия спортом — это хорошая реклама здорового образа жизни.
Возрастающая мода на занятия спортом и здоровый образ жизни можно увидеть по растущему количеству фитнес-центров и повышающемуся спросу на «правильные» продукты и объекты спортивного питания. Высшие учебные заведения, в которых существует какой-либо спортивный клуб, сразу становятся на порядок выше в рейтинге по отношению к другим университетам, следовательно, выглядят более привлекательными для абитуриентов. Спортивные выступления студенческой команды в значимых соревнованиях могут привести к сотрудничеству учебного заведения с фирмой спортивной одежды, которая может использовать спортсменов именно этого ВУЗа для рекламы их бренда. Безусловно, студенческий спорт - не только площадка для реализации талантливых учеников, но и одно из любимых зрелищных мероприятий, которое неоспоримо вызывает большой интерес у зрительной аудитории. А именно ВУЗовский спорт может иметь достаточную аудиторию поклонников.
По имеющимся статистическим данным отношение учащихся к спортивным занятиям и здоровому образу жизни, указываю на большой спрос
«Научные междисциплинарные исследования» студентов на занятия физической культурой и оздоровлением организма. Многие
студенты уверены, что именно здоровый образ жизни и спорт придает им
уверенность в себе, дарит хорошее настроение, и многие хотят остаться в спорте
профессионально. Студентам было предложено проанализировать высказывание
«вести здоровый образ жизни для студента почти невозможно», на что получили
37 процентов положительных ответов, однако 43 процента не согласились с
высказыванием. Интересным фактом является то, что большинство не
согласившихся с высказыванием, это студенты, проживающие в квартирах или
домах. Они уверены, что студент вполне может ориентироваться на здоровый
образ жизни (61 %). Однако, студенты, проживающие в общежитии, имеющие
определенные жизненные трудности - не согласны с ними.
Вовсе не все молодые люди имеют возможность заниматься физкультурой и спортом, у многих из них имеются освобождения по медицинским показаниям. В настоящее время в нашем обществе имеется не одна проблема, связанная с состоянием здоровья детей и молодых людей. Не все из них умеют и имеют возможность целенаправленно, осознанно и добровольно вести здоровый образ жизни. Организм человека, а особенно молодой организм - сложная биологическая система, имеющая способности к саморегуляции и саморазвитию. Она находящаяся в непосредственном взаимодействии с динамическими условиями жизни и окружающей внешней среды.
Здоровье можно рассматривать в широком смысле этого слова. Безусловно это не только отсутствие какой-либо болезни, но и физическое, морально-нравственное, психоэмоциональное, социальное, интеллектуальное благополучие.
Единственным возможным способом сохранения и укрепления здоровья человека можно обозначить здоровый образ жизни (ЗОЖ). Рассмотрим, что составляет ЗОЖ: первым параметром хочу обозначить - режим дня, затем -рациональное питание и личная гигиена, немаловажную роль играют закаливание и двигательная активность, а также положительные эмоции и позитивность мышления. Безусловно все они очень важны, но здорового образа
VIII Международная научно-практическая конференция жизни не будет, если отсутствует трезвость и присутствуют другие вредные
привычки.
Оздоровление организма — это совместная работа студента - спортсмена и преподавателя - тренера. Она направлена на само оздоровление личности, а также на изменение личного отношения к собственному здоровью и изучение методов его сохранения.
Человек чаще всего ощущает потребность в здоровом организме, когда здоровья уже почти не осталось. Всем известная истина в том, что для сохранения здоровья, активной жизни трудового и социального долголетия, особую роль имеют потребности в самовоспитании и самосовершенствовании.
В системе образования основным направлением развития и усовершенствования физической культуры и спорта определено создание условий и возможностей для подрастающего поколения заниматься физкультурой и спортом и вести здоровый образ жизни.
Наиболее важным направлением в решении данной задачи определяется развитие и усовершенствование принципов и методов подачи учебного предмета «физическая культура» в учебных заведениях всех уровней образования, наполнение его новаторским содержанием, которое будет интересно и позволит кардинально поменять отношение к занятиям физкультурой и спортом, а также развитию у молодежи устойчивой мотивации к здоровому образу жизни.
Существующие не одно десятилетие программы по предмету «физическая культура», нельзя назвать плохими. На них выращено не одно здоровое поколение. Люди могли решать задачи страны и были физически развиты и дееспособны. Но жизнь не стоит на месте, все изменяется, в том числе изменились дети. Потребности молодого поколения стали немного другими. В настоящее время появляются новые виды спорта, увлечения, в том числе и экстримальные. Это должно учитываться. Преподавая физкультуру, учитель представляет возможность победы ученика в соревновании. Однако, многим учащимся не интересен дух состязания и спортивного азарта. Некоторые, теряя интерес к урокам, всячески от них отлынивают. Другие выполняют упражнения
«Научные междисциплинарные исследования» спустя рукава. Следовательно, уроки физкультуры становятся не нужными ни
ученикам, ни учителям. Поэтому возникла срочная необходимость помимо
традиционных программ искать новые инновационные, которые стали бы
востребованы и интересны обоим субъектам, а также чтобы разнообразить и дать
возможность ученику свободу спортивного выбора. В первую очередь новые
учебные программы должны стать опорой для сохранения и улучшения
здоровья, в том числе и для современной жизни. Каждая из них должна пройти
медико-гигиенические, психолого-педагогические исследования, которые
позволят адаптировать учеников к спорту и помогут оздоравливать молодежь в
рамках образовательного процесса.
В современных условиях здоровый образ жизни молодежи включает в себя четыре основных компонента:
Информационно-пропагандистская работа, направленная на повышение уровня знаний о негативном влиянии факторов риска на здоровье, а также о возможностях снижения этого влияния.
В настоящее время, в век информационных технологий, человек получает необходимые знания, которые в той или иной степени могут повилять на поведение, а как следствие, и на образ жизни человека.
Безусловно эта информация должна учитывать состав целевой аудитории и ее заинтересованность. Так, если тема лекции вызывает живой интерес у части слушателей, то усвояемость материала остальными слушателями значительно повышается.
Непосредственно само формирование здорового образа жизни, то есть «обучение здоровью».
В данном контексте это комплекс просветительской, обучающей и воспитательной деятельности. Она нацелена на повышение информированности аудитории по вопросам, касающимся здоровья и его охраны, формирования методов и специальных навыков укрепления здоровья, создания мотивации для ведения здорового образа жизни. Здесь стоит обратить внимание на то, что никакая информация не будет значима для человека, если она не подкреплена
VIII Международная научно-практическая конференция его личной заинтересованностью. Сегодня это очень значимо в отношении
молодых людей, ведь они находящейся в зоне риска. Каждое учебное заведение
становится для учащегося основным центром формирования его мировоззрения
и интеллектуального развития. Учебное заведение во время всего периода
обучения может дать возможность усвоить необходимые знания о психическом
и физическом здоровье, в доступной и достаточной форме определить причины
его нарушений, научить специальным навыкам его восстановления и
укрепления.
Активная борьба с вредными привычками: усиление борьбы с распространенностью курения и потребления табачных изделий, алкоголя, а также профилактическая работа, направленная на снижение потребления наркотических средств и психотропных веществ.
Физически активный образ жизни, занятия спортом, физкультурой, туризмом, повышение доступности этих видов оздоровления.
В современном обществе коммерциализация спорта препятствует его развитию. Однако, не стоит говорить только об отсутствии доступности спортивных сооружений для большинства молодых людей. Речь нужно вести о борьбе всеми возможными способами с гиподинамией - проблемой современности. Кроме традиционных уроков физкультуры можно использовать физкультминутки на уроках, организовывать экскурсии, походы и другие формы, доступные для массового использования.
Хочу напомнить знаменитое высказывание Остапа Бендера, из романа Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Двенадцать стульев»: «Спасение утопающих -дело рук самих утопающих!». Таким образом, укрепление и сохранение здоровья человека - дело рук самого человека!
Тот, кто ведет здоровый образ жизни и снижает количество неблагоприятных факторов, остается здоровым до глубокой старости, но и имеет возможность восстановить хотя бы часть утраченного здоровья.
Главными составляющими здорового образа жизни состоит являются -здоровое питание, высокая двигательная, в том числе и физическая активность,
«Научные междисциплинарные исследования» а также психоэмоциональное равновесие. Весь этот комплект составляет в человеке огромные потенциальные возможности к повышению качества и количества жизни, плодотворному созиданию, активной самореализации. Существует некая типовая модель под названием «Семь факторов ЗОЖ». Она состоит из семи важных пунктов, каждый из которых является целым рядом определенных правил или мероприятий, позволяющих человеку сохранить и укрепить свое здоровье.
Рациональное питание.
Необходимо придерживаться умеренности, регулярности и своевременности в питании. Своевременно восполнять недостаток макро- и микронутриентов с помощью обогащенных продуктов питания, специализированных продуктов питания и биологически активных добавок. Не нарушать правильный баланс в рационе питания растительной и животной пищи, употреблять в достаточном количестве пищевые волокна. Пища должна быть сбалансированная по макро- и микроэлементам;
Высокая двигательная активность.
В повседневной жизни должны присутствовать: утренняя гигиеническая гимнастика, дыхательная гимнастика, подвижные, спортивные игры, аэробика, активный отдых, прогулки и ближний туризм.
Благоприятный психоэмоциональный климат.
Необходимо развивать в себе любовь к людям и к себе, положительный настрой на жизнь. Ставить перед собой разумные жизненные и повседневные цели. Жить в гармонии с природой. Рационально организовывать рабочее и свободное время, полноценный отдых. Использовать возможности психотерапии, медитации, аутотренинга. Не зацикливаться на материальном благополучии. Соблюдать правила и нравственные ценности в обществе.
Снижение влияния неблагоприятных факторов жизни.
Правильно выбирать продукты питания, бытовые средства очистки воды и воздуха. Использовать доступные системы и методы очистки организма от различных токсинов, солей тяжелых металлов, радионуклидов путем
VIII Международная научно-практическая конференция применения научно-обоснованных средств и методов очищения организма,
энтеросорбентов.
Повышение защитных сил своего организма.
Систематически закаливать организм: принимать солнечные ванны, водные процедуры, воздушные процедуры, посещать сауну (если нет противопоказаний). Делать массаж. Совмещать прогулки на природе с физическими тренировками. Принимать витамины, адаптогены, иммуномодуляторы (по назначению).
Преодоление вредных привычек.
Отказаться раз и навсегда от алкоголя, наркотических и психотропных веществ, курения, азартных и компьютерных игр.
Организация быта.
Важную роль играют: разумный выбор места жительства, экология жилища, положительный микроклимат в семье, культурный досуг.
Гармоничное развитие физических и духовных качеств человека в плане создания и совершенствования физической культуры личности, реализации духовных и физических способностей с использованием физкультурной деятельности - это основная цель физкультурного образования.
Физически развитые молодые люди, которые активны и здоровы, как правило, успешно воспринимают любой учебный материал, значительно меньше устают на занятиях, не имеют пропусков из-за простудных заболеваний.
Точность, внимание, острота восприятия, качество запоминания, способность воспроизведения, сила воображения и мышления, умственная работоспособность - развитию всех этих интеллектуальных процессов способствует физическая культура. Таким образом, это существенное средство формирования личности человека. Занятия физическими упражнениями неоспоримо влияют на черты характера, сознание, а также моральный облик. Они вызывают не только положительные биологические изменения в организме, но в способствуют выработке нравственных убеждений, «хороших» привычек и других граней личности, характеризующих духовный мир человека.
«Научные междисциплинарные исследования»
Крепкое здоровье - это самая первая потребность человека, определяющая способность его к созидательному труду и обеспечивающая гармоничное развитие личности. Поэтому значение физкультуры в развитии здорового образа жизни очень велико.
Библиографический список:
1. Давыденко Л.А. Обоснование дифференцированного подхода к формированию здорового образа жизни / Л.А. Давыденко / Гигиена и санитария. - 2010. - С. 80-82.
2. Шубочкина Е. И., Молчанова С. С., Куликова А. В. / Здоровье, обучение, воспитание детей и молодежи в XXI веке: Материалы Международного конгресса. - 2004. - С. 371-373.
3. Путров С.Ю. Проблема здоровья человека как глобальная проблема современной науки / С.Ю. Путров / Электронный научно-практический журнал культура и образование. - 2014. - №11(15) - С. 40
4. Неклиенко А.А., Коробейникова Е.И. Формирование здорового образа жизни / А.А. Неклиенко, Е.И. Коробейникова / Автономия личности. - 2020. - С. 39-43.
5. Лунин Н.Н. Формирование здорового образа жизни - приоритетная социальная задача / Н.Н. Лунин / Высшее образование сегодня. - 2009. - №26 - С. 76-79.