УДК 378
Пономарев Игорь Евгеньевич
кандидат социологических наук, профессор,
Ростовский государственный экономический университет
ponomarev.igor54@gmail.com
Стриева Любовь Юрьевна
старший преподаватель,
Ростовский государственный университет путей сообщения
ponomarev.igor54@gmail.com
Igor E. Ponomarev
Candidate of sociology, professor,
Rostov State University of Economics
ponomarev.igor54@gmail.com
Lyubov Yu. Striyeva
senior lecturer, Rostov State University of Railways ponomarev.igor54@gmail.com
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ В ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
ORGANIZATION OF PHYSICAL CULTURE AND HEALTH ACTIVITIES OF YOUNG PEOPLE IN THE UNIVERSITY SPACE
Аннотация. Фундамент крепкого здоровья и полезных привычек закладывается в молодом возрасте. В связи с этим большой актуальностью обладает проблема молодежного здоровья. Продвижение идеи здорового образа жизни происходит благодаря таким агентам, как семья, государство, образование. Авторы данной статьи обращаются к рассмотрению формирования ответственного отношения к здоровью в молодежной среде посредством организации физкультурно-оздоровительной деятельности молодежи в пространстве вуза. По мнению авторов, организация физкультурно-оздоровительной деятельности в вузе включает в себя, аудиторную, внеаудиторную и факультативную работу в виде спортивных секций. Данные виды деятельности должны сопровождаться работой компетентного преподавателя по физической культуре, а также на базе вуза необходимо иметь развитую спортивную инфраструктуру, которая позволит сделать занятия физкультурой и спортом максимально комфортными. Такая организация и условия позволят студентам на занятиях физкультурой в стенах вуза сформировать культуру здоровья и выработать правильные техники физической активности.
Ключевые слова: здоровье, физическая культура, физическое воспитание, физкультурно-оздоровительная деятельность, молодежь, студенчество, высшее учебное заведение.
Abstract. The foundation for good health and good habits is laid at a young age. In this regard, the problem of youth health is of great relevance. The promotion of the idea of a healthy lifestyle is due to such agents as family, government, education. The authors of this article turn to the consideration of the formation of a responsible attitude to health in the youth environment through the organization of sports and health-improving activities of youth in the space of the university. According to the authors, the organization of physical culture and health-improving activities at the university includes classroom, extracurricular and optional work in the form of sports sections. These types of activities should be accompanied by the work of a competent teacher in physical culture, as well as the university space must have a developed sports infrastructure that will make physical education and sports as comfortable as possible. Such an organization and conditions will allow students to form a culture of health and develop the correct techniques of physical activity during physical education classes at the university.
Keywords: health, physical culture, physical education, physical culture and health activities, youth, students, higher education institution.
Здоровье выступает одной из базовых ценностей человеческой жизни [1; 2]. Однако, несмотря на ценность и большую значимость здоровья для каждого человека, большое количество современных социологических исследований и статистических данных свидетельствуют о том, что происходит ухудшение состояния здоровья населения России. В частности, увеличиваются показатели заболеваемости детей и молодежи (только 1020% из числа молодежи имеют уровень физического состояния близкий к норме), отмечается невысокий уровень физической подготовки молодежи (25-35% молодежи ведут активный образ жизни) и фиксируется недостаточная популяризация спорта среди населения России [3].
В связи с тем, что фундамент здоровья закладывается в молодом возрасте, необходимо уделять больше внимания формированию у молодого поколения более ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни (ЗОЖ), мотивировать на занятия физической культурой и спортом. Именно такая цель прописана в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [4] и Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [5].
Идея здорового и активного образа жизни продвигается такими агентами, как семья, государство, образование. В рамках данной статьи мы обратимся к такому социальному агенту, как образование и рассмотрим физкультурно-оздоровительную деятельность молодежи в пространстве вуза. Связано это с тем, что на определенном жизненном этапе молодой человек весьма активно погружается в образовательный процесс, получая высшее образование, и обладает тесной связью именно с таким социальным агентом, как высшее учебное заведение. Обращаясь к ФЗ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» перед образовательной организацией стоит задача обучения навыкам ЗОЖ, организация и создание условий для
профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом [6]. Таким образом, становится очень важно понять, каким образом организована физкультурно-оздоровительная деятельность молодежи в пространстве образовательных учреждений высшего образования.
В связи с этим целесообразно обратить внимание на работы, которые направлены на рассмотрение социального здоровья молодежи [7], механизмы повышения значимости физической культуры и спорта в массовом сознании российской молодежи [8], организацию физического воспитания молодежи в контексте реализации здоровьесберегающих технологий [9]. Особый интерес исследователей при изучении физического воспитания молодежи направлен на выявление уровня физической подготовленности и работоспособности и отмечено, что в учебных заведениях не уделяется достаточного внимания физкультурно-оздоровительной деятельности [10,11], что обуславливает цель данной публикации.
Обучение в высшем учебном заведении требует от современной студенческой молодежи усидчивости, ответственности, большой концентрации ресурсов и максимальной работоспособности. Благодаря этим качествам современный обучающийся сможет овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, приобрести универсальные и профессиональные компетенции, которые в будущем помогут ему сложиться как высококвалифицированному специалисту.
Необходимо подчеркнуть, что помимо перечисленных качеств, современный студент должен поддерживать свое психологическое, социальное и физическое состояние, которые помогут ему выдержать учебные нагрузки при выполнении различных видов образовательных работ, а также позволят студенту иметь возможность принимать участие в научной, общественной и спортивной деятельности, реализуемых в пространстве учебного заведения.
То есть учебная и внеучебная деятельность современной студенческой молодежи в настоящее время настолько активна, что включает в себя длительные занятия в аудитории, большое количество времени, которое студент проводит за монитором компьютера или другого гаджета, что увеличивает нагрузку на костно-мышечный и зрительный аппарат, а также приводит к нервно-психическому напряжению обучающихся. Помимо этого, при обучении на многих направлениях подготовки, связанных с художественной направленностью или химической областью, студенты часто вступают в контакт с вредными компонентами материалов (фенол, кобальт, ацетон и др.), что в свою очередь, влияет на снижение показателей физического развития, а также может вызывать развитие некоторых заболеваний, куда можно отнести и профессиональные, появляющиеся уже во время обучения в вузе.
Обращая внимание на такие нагрузки, мы хотим отметить, что особо важно со стороны высшего учебного заведения уделять внимание на то, чтобы молодые люди заботились о своем здоровье и поддерживали свой иммунитет. Поддерживать, укреплять свой уровень здоровья и мотивировать
обучающихся заниматься физическим развитием учебное заведение может через грамотно организованную физкультурно-оздоровительную деятельность.
Физкультурно-оздоровительная деятельность вуза должна включать такие виды физических упражнений, которые направлены на развитие выносливости, дополненные оздоровительным комплексом упражнений, а также профилактическими формами физкультурно-оздоровительной деятельности, которые помогут студенческой молодежи поддерживать свое тело в тонусе, а психологическое состояние в стабильности. В настоящее время это не просто занятие физкультурой и сдача определенных нормативов, а интересное и увлекательное занятие, которое погружает студента и дает ему возможность познать себя и возможности своего тела.
В рамках занятий по физической культуре студенты должны понять социальную значимость занятий спортом, установить взаимосвязь между физическими упражнениями и гармоничным становлением личности как высококвалифицированного специалиста, выработать установки на здоровый образ жизни, научиться осознанно развивать свои физические навыки, которые помогут в рамках выполнения профессиональной деятельности.
Физкультурно-оздоровительная деятельность в пространстве вуза организована при помощи таких форм работы, как аудиторные занятия, куда входят лекции и учебно-тренировочные занятия, а также внеаудиторные занятия, к которым можно отнести спортивные мероприятия: например, соревнования, спартакиады, турниры, марафоны, велопробеги среди преподавателей и студентов.
Аудиторные занятия призваны сформировать необходимые компетенции здоровьесберегающего характера, а внеаудиторная работа направлена на выполнение оздоровительной и воспитательной деятельности. Например, в рамках внеаудиторной работы студенты, при использовании преподавателем игрового или соревновательного методов, смогут проработать свою чувственно-эмоциональную сферу, попробовать себя в командной работе, сформировать общую выносливость и снять умственное и психологическое напряжение. То есть при внеаудиторной работе обучающиеся получают профессионально-прикладную физическую подготовку, узнают адаптационные резервы своего организма, а также получают оздоровительный эффект от регулярных занятий физической культурой, которые благотворно сказываются на организме человека.
Помимо обязательных занятий по физическому воспитанию, которые закреплены ФГОС по различным направлениям обучения, физкультурно-оздоровительная деятельность в пространстве вуза также организовывается путем проведения специализированных факультативов в виде секций, наиболее подходящих студенту, которые он может посещать дополнительно по желанию. Сюда можно отнести плавание, фитнес, йогу, танцы, легкую атлетику и др. Интерес к дополнительным занятиям не только способствует развитию физических навыков, но и в целом популяризирует занятие спортом среди молодежи.
Занятия физической культурой и спортом должны быть не только интересными, но и комфортными для обучающихся. Комфорт обеспечивается за счет развитой спортивной инфраструктуры. Например, у вуза на территории кампуса имеется свой бассейн, тренажёрный зал, оборудованный современными беговыми дорожками и различными тренажёрами для укрепления различных групп мышц, имеется теннисный корт для занятия большим теннисом и свое футбольное поле. Хорошо развитая спортивная инфраструктура вуза, которой студенты могут пользоваться безвозмездно или за умеренную плату, позволяет поддерживать интерес обучающихся к спорту и вызывает потребность к физическому совершенствованию, так как в таком случае заниматься спортом становится не только полезно, но и комфортно.
Проанализированный нами материал позволяет отметить, что одним из агентов трансляции идей о здоровом образе жизни для молодежи является высшее учебное заведение. Хорошо организованная физкультурно-оздоровительная деятельность в пространстве вуза позволит молодым людям поддерживать уровень своего здоровья и овладеть необходимыми навыками, которые помогут молодому человеку в профессиональной деятельности.
Организация физкультурно-оздоровительной деятельности в вузе включает в себя, аудиторную, внеаудиторную и факультативную работу. Все виды перечисленной деятельности должны сопровождаться работой компетентного преподавателя по физической культуре, а также пространству вуза необходимо иметь развитую спортивную инфраструктуру, которая позволит сделать занятия физкультурой и спортом максимально комфортными.
Сформировав культуру здоровья и выработав правильные техники физической активности на занятиях физкультурой в стенах вуза, обучающиеся пронесут эти знания через всю жизнь, а также будут транслировать такое осознанное отношение к своему здоровью будущим поколениям.
Литература:
1. Мавропуло О.С. Культура здоровья в современной России и факторы ее трансформации в культуру нездоровья // Социально-гуманитарные знания. 2016. №12-2.
2. Лядова А.В., Лядова М.В. Ценность здоровья в современном обществе // XX Международная конференция памяти профессора Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования». Екатеринбург, 2017. С. 1506-1512.
3. Скажем спорту «да»?! Пресс-выпуск №2837 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115256.
4. Распоряжение Правительства РФ № 996-р от 29 мая 2015 г. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года». URL:http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBi twN4gB.pdf
5. Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 «Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г.». URL: https://base.garant.ru/191961/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends
6. ФЗ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_140174/
7. Касьянов В.В., Гафиатулина Н.Х., Пономарев И.Е. Социологическая диагностика как метод измерения социального здоровья молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 3. С. 28-32.
8. Пономарев И.Е., Барсуков С.В. Организация спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в студенческой среде // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 2. С. 225-229.
9. Ивахненко Г.А. Здоровьесберегающие технологии в российских вузах // Вестник института социологии. 2013. № 6. С. 100-111.
10. Руденко З.Х., Долганов В. Роль физического воспитания в профессиональной подготовке студента // Современные проблемы физической культуры, спорта и туризма: инновации и перспективы развития: сб. мат-лов III Всерос. научно-практич. конф. 2015. С. 84-95.
11. Ponomarev I.E., Gafiatulina N.K., et al. The influence of social justice crisis on social health and spiritual security of young students (a case study of the south of Russia) // International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019. Т. 8. № 2.1. С. 250-257.
Literature:
1. Mavropulo O.S. Health culture in modern Russia and factors of its transformation into the culture of ill health // Social and humanitarian knowledge. 2016. No. 12-2.
2. Lyadova A.V., Lyadova M. V. The value of health in modern society / / XX International Conference in memory of Professor L.N. Kogan «Culture, personality, society in the modern world», Yekaterinburg, 2017. pp. 1506-1512.
3. Let's say "yes" to sports?! Press release No. 2837 [Electronic resource]. - Access mode: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115256.
4. Decree of the Government of the Russian Federation No. 996-r of May 29, 2015 «Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025».URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.p
5. Decree of the President of the Russian Federation No. 1351 of October 9, 2007 «The concept of demographic policy of the Russian Federation for the period up to 2025». URL: https://base.garant.ru/191961/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends
6. Federal Law No. 273-FZ of29.12.2012 «On Education in the Russian Federation». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_140174/
7. Kasyanov V.V., Gafiatulina N.Kh., Ponomarev I.E. Sociological diagnostics as a method for measuring the social health of young people // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2020. No. 3. Pp. 28-32.
8. Ponomarev I. E., Butenko T. V. Mechanisms of popularization of physical culture and sports in the consciousness of Russian youth // Humanities, socio-economic and social sciences. 2020. No. 1. Pp. 35-38.
9. Ivakhnenko G.A. Health-saving technologies in Russian universities // Bulletin of the Institute of Sociology. 2013. No. 6. Pp. 100-111.
10. Rudenko Z.Kh., Dolganov V. The role of physical education in the professional training of a student // Modern problems of physical culture, sports and tourism: innovations and development prospects: collection of articles. materials III All-Russia. scientific and practical conf. 2015. Pp. 84-95.
11. Ponomarev I.E., Gafiatulina N.K., et al. The influence of social justice crisis on social health and spiritual security of young students (a case study of the south of Russia) // International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019. T. 8. № 2.1. C. 250-257.