УДК 378
Пономарев Игорь Евгеньевич
кандидат социологических наук, профессор,
Ростовский государственный экономический университет
Стриева Любовь Юрьевна
старший преподаватель,
Ростовский государственный университет путей сообщения
Igor E. Ponomarev
Candidate of sociology, professor,
Rostov State University of Economics
Lyubov Yu. Striyeva
senior lecturer, Rostov State University of Railways [email protected]
ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОЛОДЕЖИ В ПРОСТРАНСТВЕ ВУЗА
ORGANIZATION OF PHYSICAL CULTURE AND HEALTH ACTIVITIES OF YOUNG PEOPLE IN THE UNIVERSITY SPACE
Аннотация. Фундамент крепкого здоровья и полезных привычек закладывается в молодом возрасте. В связи с этим большой актуальностью обладает проблема молодежного здоровья. Продвижение идеи здорового образа жизни происходит благодаря таким агентам, как семья, государство, образование. Авторы данной статьи обращаются к рассмотрению формирования ответственного отношения к здоровью в молодежной среде посредством организации физкультурно-оздоровительной деятельности молодежи в пространстве вуза. По мнению авторов, организация физкультурно-оздоровительной деятельности в вузе включает в себя, аудиторную, внеаудиторную и факультативную работу в виде спортивных секций. Данные виды деятельности должны сопровождаться работой компетентного преподавателя по физической культуре, а также на базе вуза необходимо иметь развитую спортивную инфраструктуру, которая позволит сделать занятия физкультурой и спортом максимально комфортными. Такая организация и условия позволят студентам на занятиях физкультурой в стенах вуза сформировать культуру здоровья и выработать правильные техники физической активности.
Ключевые слова: здоровье, физическая культура, физическое воспитание, физкультурно-оздоровительная деятельность, молодежь, студенчество, высшее учебное заведение.
Abstract. The foundation for good health and good habits is laid at a young age. In this regard, the problem of youth health is of great relevance. The promotion of the idea of a healthy lifestyle is due to such agents as family, government, education. The authors of this article turn to the consideration of the formation of a responsible attitude to health in the youth environment through the organization of sports and health-improving activities of youth in the space of the university. According to the authors, the organization of physical culture and health-improving activities at the university includes classroom, extracurricular and optional work in the form of sports sections. These types of activities should be accompanied by the work of a competent teacher in physical culture, as well as the university space must have a developed sports infrastructure that will make physical education and sports as comfortable as possible. Such an organization and conditions will allow students to form a culture of health and develop the correct techniques of physical activity during physical education classes at the university.
Keywords: health, physical culture, physical education, physical culture and health activities, youth, students, higher education institution.
Здоровье выступает одной из базовых ценностей человеческой жизни [1; 2]. Однако, несмотря на ценность и большую значимость здоровья для каждого человека, большое количество современных социологических исследований и статистических данных свидетельствуют о том, что происходит ухудшение состояния здоровья населения России. В частности, увеличиваются показатели заболеваемости детей и молодежи (только 1020% из числа молодежи имеют уровень физического состояния близкий к норме), отмечается невысокий уровень физической подготовки молодежи (25-35% молодежи ведут активный образ жизни) и фиксируется недостаточная популяризация спорта среди населения России [3].
В связи с тем, что фундамент здоровья закладывается в молодом возрасте, необходимо уделять больше внимания формированию у молодого поколения более ответственного отношения к своему здоровью и потребности в здоровом образе жизни (ЗОЖ), мотивировать на занятия физической культурой и спортом. Именно такая цель прописана в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года [4] и Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года [5].
Идея здорового и активного образа жизни продвигается такими агентами, как семья, государство, образование. В рамках данной статьи мы обратимся к такому социальному агенту, как образование и рассмотрим физкультурно-оздоровительную деятельность молодежи в пространстве вуза. Связано это с тем, что на определенном жизненном этапе молодой человек весьма активно погружается в образовательный процесс, получая высшее образование, и обладает тесной связью именно с таким социальным агентом, как высшее учебное заведение. Обращаясь к ФЗ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» перед образовательной организацией стоит задача обучения навыкам ЗОЖ, организация и создание условий для
профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятия ими физической культурой и спортом [6]. Таким образом, становится очень важно понять, каким образом организована физкультурно-оздоровительная деятельность молодежи в пространстве образовательных учреждений высшего образования.
В связи с этим целесообразно обратить внимание на работы, которые направлены на рассмотрение социального здоровья молодежи [7], механизмы повышения значимости физической культуры и спорта в массовом сознании российской молодежи [8], организацию физического воспитания молодежи в контексте реализации здоровьесберегающих технологий [9]. Особый интерес исследователей при изучении физического воспитания молодежи направлен на выявление уровня физической подготовленности и работоспособности и отмечено, что в учебных заведениях не уделяется достаточного внимания физкультурно-оздоровительной деятельности [10,11], что обуславливает цель данной публикации.
Обучение в высшем учебном заведении требует от современной студенческой молодежи усидчивости, ответственности, большой концентрации ресурсов и максимальной работоспособности. Благодаря этим качествам современный обучающийся сможет овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, приобрести универсальные и профессиональные компетенции, которые в будущем помогут ему сложиться как высококвалифицированному специалисту.
Необходимо подчеркнуть, что помимо перечисленных качеств, современный студент должен поддерживать свое психологическое, социальное и физическое состояние, которые помогут ему выдержать учебные нагрузки при выполнении различных видов образовательных работ, а также позволят студенту иметь возможность принимать участие в научной, общественной и спортивной деятельности, реализуемых в пространстве учебного заведения.
То есть учебная и внеучебная деятельность современной студенческой молодежи в настоящее время настолько активна, что включает в себя длительные занятия в аудитории, большое количество времени, которое студент проводит за монитором компьютера или другого гаджета, что увеличивает нагрузку на костно-мышечный и зрительный аппарат, а также приводит к нервно-психическому напряжению обучающихся. Помимо этого, при обучении на многих направлениях подготовки, связанных с художественной направленностью или химической областью, студенты часто вступают в контакт с вредными компонентами материалов (фенол, кобальт, ацетон и др.), что в свою очередь, влияет на снижение показателей физического развития, а также может вызывать развитие некоторых заболеваний, куда можно отнести и профессиональные, появляющиеся уже во время обучения в вузе.
Обращая внимание на такие нагрузки, мы хотим отметить, что особо важно со стороны высшего учебного заведения уделять внимание на то, чтобы молодые люди заботились о своем здоровье и поддерживали свой иммунитет. Поддерживать, укреплять свой уровень здоровья и мотивировать
обучающихся заниматься физическим развитием учебное заведение может через грамотно организованную физкультурно-оздоровительную деятельность.
Физкультурно-оздоровительная деятельность вуза должна включать такие виды физических упражнений, которые направлены на развитие выносливости, дополненные оздоровительным комплексом упражнений, а также профилактическими формами физкультурно-оздоровительной деятельности, которые помогут студенческой молодежи поддерживать свое тело в тонусе, а психологическое состояние в стабильности. В настоящее время это не просто занятие физкультурой и сдача определенных нормативов, а интересное и увлекательное занятие, которое погружает студента и дает ему возможность познать себя и возможности своего тела.
В рамках занятий по физической культуре студенты должны понять социальную значимость занятий спортом, установить взаимосвязь между физическими упражнениями и гармоничным становлением личности как высококвалифицированного специалиста, выработать установки на здоровый образ жизни, научиться осознанно развивать свои физические навыки, которые помогут в рамках выполнения профессиональной деятельности.
Физкультурно-оздоровительная деятельность в пространстве вуза организована при помощи таких форм работы, как аудиторные занятия, куда входят лекции и учебно-тренировочные занятия, а также внеаудиторные занятия, к которым можно отнести спортивные мероприятия: например, соревнования, спартакиады, турниры, марафоны, велопробеги среди преподавателей и студентов.
Аудиторные занятия призваны сформировать необходимые компетенции здоровьесберегающего характера, а внеаудиторная работа направлена на выполнение оздоровительной и воспитательной деятельности. Например, в рамках внеаудиторной работы студенты, при использовании преподавателем игрового или соревновательного методов, смогут проработать свою чувственно-эмоциональную сферу, попробовать себя в командной работе, сформировать общую выносливость и снять умственное и психологическое напряжение. То есть при внеаудиторной работе обучающиеся получают профессионально-прикладную физическую подготовку, узнают адаптационные резервы своего организма, а также получают оздоровительный эффект от регулярных занятий физической культурой, которые благотворно сказываются на организме человека.
Помимо обязательных занятий по физическому воспитанию, которые закреплены ФГОС по различным направлениям обучения, физкультурно-оздоровительная деятельность в пространстве вуза также организовывается путем проведения специализированных факультативов в виде секций, наиболее подходящих студенту, которые он может посещать дополнительно по желанию. Сюда можно отнести плавание, фитнес, йогу, танцы, легкую атлетику и др. Интерес к дополнительным занятиям не только способствует развитию физических навыков, но и в целом популяризирует занятие спортом среди молодежи.
Занятия физической культурой и спортом должны быть не только интересными, но и комфортными для обучающихся. Комфорт обеспечивается за счет развитой спортивной инфраструктуры. Например, у вуза на территории кампуса имеется свой бассейн, тренажёрный зал, оборудованный современными беговыми дорожками и различными тренажёрами для укрепления различных групп мышц, имеется теннисный корт для занятия большим теннисом и свое футбольное поле. Хорошо развитая спортивная инфраструктура вуза, которой студенты могут пользоваться безвозмездно или за умеренную плату, позволяет поддерживать интерес обучающихся к спорту и вызывает потребность к физическому совершенствованию, так как в таком случае заниматься спортом становится не только полезно, но и комфортно.
Проанализированный нами материал позволяет отметить, что одним из агентов трансляции идей о здоровом образе жизни для молодежи является высшее учебное заведение. Хорошо организованная физкультурно-оздоровительная деятельность в пространстве вуза позволит молодым людям поддерживать уровень своего здоровья и овладеть необходимыми навыками, которые помогут молодому человеку в профессиональной деятельности.
Организация физкультурно-оздоровительной деятельности в вузе включает в себя, аудиторную, внеаудиторную и факультативную работу. Все виды перечисленной деятельности должны сопровождаться работой компетентного преподавателя по физической культуре, а также пространству вуза необходимо иметь развитую спортивную инфраструктуру, которая позволит сделать занятия физкультурой и спортом максимально комфортными.
Сформировав культуру здоровья и выработав правильные техники физической активности на занятиях физкультурой в стенах вуза, обучающиеся пронесут эти знания через всю жизнь, а также будут транслировать такое осознанное отношение к своему здоровью будущим поколениям.
Литература:
1. Мавропуло О.С. Культура здоровья в современной России и факторы ее трансформации в культуру нездоровья // Социально-гуманитарные знания. 2016. №12-2.
2. Лядова А.В., Лядова М.В. Ценность здоровья в современном обществе // XX Международная конференция памяти профессора Л.Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: Методология, опыт эмпирического исследования». Екатеринбург, 2017. С. 1506-1512.
3. Скажем спорту «да»?! Пресс-выпуск №2837 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115256.
4. Распоряжение Правительства РФ № 996-р от 29 мая 2015 г. «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года». URL:http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBi twN4gB.pdf
5. Указ Президента РФ от 9 октября 2007 г. N 1351 «Концепция демографической политики РФ на период до 2025 г.». URL: https://base.garant.ru/191961/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends
6. ФЗ от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_140174/
7. Касьянов В.В., Гафиатулина Н.Х., Пономарев И.Е. Социологическая диагностика как метод измерения социального здоровья молодежи // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2020. № 3. С. 28-32.
8. Пономарев И.Е., Барсуков С.В. Организация спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы в студенческой среде // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2019. № 2. С. 225-229.
9. Ивахненко Г.А. Здоровьесберегающие технологии в российских вузах // Вестник института социологии. 2013. № 6. С. 100-111.
10. Руденко З.Х., Долганов В. Роль физического воспитания в профессиональной подготовке студента // Современные проблемы физической культуры, спорта и туризма: инновации и перспективы развития: сб. мат-лов III Всерос. научно-практич. конф. 2015. С. 84-95.
11. Ponomarev I.E., Gafiatulina N.K., et al. The influence of social justice crisis on social health and spiritual security of young students (a case study of the south of Russia) // International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019. Т. 8. № 2.1. С. 250-257.
Literature:
1. Mavropulo O.S. Health culture in modern Russia and factors of its transformation into the culture of ill health // Social and humanitarian knowledge. 2016. No. 12-2.
2. Lyadova A.V., Lyadova M. V. The value of health in modern society / / XX International Conference in memory of Professor L.N. Kogan «Culture, personality, society in the modern world», Yekaterinburg, 2017. pp. 1506-1512.
3. Let's say "yes" to sports?! Press release No. 2837 [Electronic resource]. - Access mode: http://wciom.ru/index.php?id=236&uid=115256.
4. Decree of the Government of the Russian Federation No. 996-r of May 29, 2015 «Strategy for the development of education in the Russian Federation for the period up to 2025».URL: http://static.government.ru/media/files/f5Z8H9tgUK5Y9qtJ0tEFnyHlBitwN4gB.p
5. Decree of the President of the Russian Federation No. 1351 of October 9, 2007 «The concept of demographic policy of the Russian Federation for the period up to 2025». URL: https://base.garant.ru/191961/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/#friends
6. Federal Law No. 273-FZ of29.12.2012 «On Education in the Russian Federation». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_140174/
7. Kasyanov V.V., Gafiatulina N.Kh., Ponomarev I.E. Sociological diagnostics as a method for measuring the social health of young people // Humanitarian, socio-economic and social sciences. 2020. No. 3. Pp. 28-32.
8. Ponomarev I. E., Butenko T. V. Mechanisms of popularization of physical culture and sports in the consciousness of Russian youth // Humanities, socio-economic and social sciences. 2020. No. 1. Pp. 35-38.
9. Ivakhnenko G.A. Health-saving technologies in Russian universities // Bulletin of the Institute of Sociology. 2013. No. 6. Pp. 100-111.
10. Rudenko Z.Kh., Dolganov V. The role of physical education in the professional training of a student // Modern problems of physical culture, sports and tourism: innovations and development prospects: collection of articles. materials III All-Russia. scientific and practical conf. 2015. Pp. 84-95.
11. Ponomarev I.E., Gafiatulina N.K., et al. The influence of social justice crisis on social health and spiritual security of young students (a case study of the south of Russia) // International Journal of Applied Exercise Physiology. 2019. T. 8. № 2.1. C. 250-257.