ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА В СОХРАНЕНИИ И УЛУЧШЕНИИ
ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ
Парфенов Александр Сергеевич кандидат педагогических наук, доцент кафедры
«Физической культуры» Орловский государственный университет им. И.С. Тургенева, г. Орел, Россия
THE MAIN DIRECTIONS OF THE TEACHER IN PRESERVATION AND IMPROVEMENT OF HEALTH OF STUDENTS
Parfenov Aleksandr Sergeevich Ph.D, associate professor department of «Physical culture»
Orel State University, Orel, Russia
Аннотация. В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Проблема сохранения здоровья студентов, как никогда, является актуальной, исключительно сложной и многогранной.
Summary. In recent years the attention to a healthy lifestyle of students became more active, it is connected with concern of society concerning health of the experts released by the higher school, growth of incidence in the course of vocational training, the subsequent decrease in working capacity. The problem of preservation of health of students, more than ever, is actual, exclusively difficult and many-sided.
Ключевые слова. Спорт, образ жизни, здоровье, физическая культура, студенческая жизнь, студент.
Keywords. Sport, way of life, health, physical culture, student's life, student.
Овладение профессией в условиях современного общества - важный и сложный процесс. Новое время предъявляет более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Ускорение ритма жизни и усложнение современного производства с высоким уровнем его механизации и автоматизации определяет значительные нагрузки на организм, повышается значение таких качеств личности, как быстрота реакции, скорость принятия решения, собранность, сосредоточенность, внимательность, которые в большей
мере определяются всем комплексом показателей здоровья людей.
Очевидно, что в современных условиях выпускнику вуза, наряду с развитыми личностными и профессиональными качествами, необходимо иметь крепкое здоровье и хорошую физическую подготовку.
В последние годы активизировалось внимание к здоровому образу жизни студентов, это связано с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, роста заболеваемости в процессе профессиональной подготовки, последующим снижением работоспособности. Проблема сохранения здоровья студентов, как никогда, является актуальной, исключительно сложной и многогранной.
Перед вузами России стоят исключительно важные и одновременно очень трудные задачи по приобщению всех студентов к нормам и правилам здорового образа жизни (ЗОЖ) как в период обучения в вузе, так и в последующей профессиональной деятельности как специалиста с высшим образованием.
Студенческая жизнь - не только время овладения знаниями в избранной профессии, приобщения к мировым культурным ценностям, это и время вступления в самостоятельную жизнь, формирования мировоззрения и установления собственного ЗОЖ. Именно в эти годы будущий специалист высшей квалификации должен глубоко осознать, что ЗОЖ - это:
- ежедневная, напряженная жизнедеятельность, наполненная творческим трудом на благо и во имя собственного будущего, семьи, всего общества;
- гармоничное сочетание умственной и физической деятельности, учебы и науки, физической культуры и спорта;
- активное использование свободного времени для самосовершенствования;
- активная, целеустремленная оздоровительно-физкультурная спортивная жизнедеятельность, дополненная осознанным отказом от табакокурения, алкоголя, наркотиков, токсикомании и так далее.
Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.
Итак, под здоровым образом жизни понимают типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально - психологических ситуаций. Для чего нужен ЗОЖ?:
1) для выполнения всех бытовых и общественных функций в оптимальном режиме для человека;
2) для сохранения и укрепления здоровья;
3) для воплощения социальных, психологических и физических возможностей, раскрытия потенциала личности;
4) для продления рода и достижения активного долголетия.
К сожалению, в иерархии потребности, удовлетворение которых лежит в основе человеческого поведения, здоровье находится далеко не на первом плане, а по сути своей именно оно должно стать первейшей потребностью. Особенно это
касается молодых людей, которые, пока еще здоровы, о здоровье не думают (нет потребности в его сохранении и укреплении) и лишь потом, растратив его, начинают ощущать выраженную потребность в нем. Отсюда понятно, насколько важно, начиная с самого раннего возраста, воспитывать у детей активное отношение к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - самая величайшая ценность, дарованная человеку природой.
В условиях напряженной умственной деятельности студентов, высоких психических нагрузок и недостаточной двигательной активности невозможно сохранить на долгие годы крепкое здоровье без использования различных физических упражнений. Поэтому ведущая роль по оздоровлению обучающейся молодежи принадлежит кафедрам физического воспитания. Приобщение студенческой молодежи к физической культуре - важное слагаемое в формировании здорового образа жизни, направленного на формирование, сохранение и укрепление здоровья.
Здоровье и учеба студентов взаимосвязаны и взаимообусловлены. Чем крепче здоровье студента, тем продуктивнее обучение, иначе конечная цель обучения утрачивает подлинный смысл и ценность. Чтобы студенты успешно адаптировались к условиям обучения в вузе, сохранили и укрепили здоровье за время обучения, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность.
Здоровье сегодня выступает как одно из необходимых условий активной, творческой, полноценной жизни человека. Только здоровый человек, обладая хорошим самочувствием, оптимизмом, психологической устойчивостью, высокой умственной и физической работоспособностью, способен активно жить, преодолевать профессиональные и бытовые трудности, добиваться успеха в современном динамичном мире.
Охрана и укрепление здоровья студенчества в основном определяется образом жизни. Анализ жизнедеятельности студентов свидетельствует о ее неупорядоченности и хаотичной организации, об отсутствии валеологического мышления и поведения у большинства студентов. Чтобы студенты успешно адаптировались к условиям вузовского обучения и в его процессе сохранили и укрепили свое здоровье, необходимы здоровый образ жизни и регулярная оптимальная двигательная активность.
Образ жизни студента есть не что иное, как определенный способ интеграции его потребностей и соответствующей им деятельности, сопровождающих ее переживаний. Здоровый образ жизни обладает широким позитивным спектром воздействия на различные стороны проявлений организма и личности человека.
В поведении это проявляется в большей жизненной энергии, собранности, хорошей коммуникабельности ощущении своей физической и психоэмоциональной привлекательности, целостной культуры жизнедеятельности.
В психологическом аспекте достоинства здорового образа жизни обнаруживаются в качестве психического здоровья, хорошем самочувствии, в нервно-психической устойчивости, способности успешно переносить последствия психических стрессов, уверенности в своих силах, меньшей подверженности депрессии. В функциональном проявлении можно отметить:
- более высокое качество здоровья, улучшение адаптационных процессов, повышение работоспособности и тренированности;
- снижение заболеваемости и болезненных ощущений;
- более быстрое и полноценное течение процессов восстановления после физической и умственной деятельности;
- усиление иммунных механизмов защиты организма;
- активность обменных процессов в организме;
- усиление половой активности;
- потенции, нормализация соотношения массы тела и роста;
- хорошую осанку и легкость походки и так далее.
Каждый человек в значительной степени отвечает за состояние собственного здоровья. Важны собственные установки и стереотипы по реальному отношению к своему здоровью как к непреходящей ценности. Только проникшись этой идеей, человек приходит к необходимости вести здоровый образ жизни.
Реализация медико-биологических и социальных аспектов проблемы охраны здоровья является исключительно сложным и многогранным процессом. Цель этого - привить осознанное отношение к профилактике и лечению заболеваний, к организации правильного режима труда и отдыха, рационального питания, а также к занятиям лечебной физкультурой.
Только сознательная потребность в физических упражнениях, их необходимость помогут овладеть специальностью, улучшат и укрепят состояние здоровья, опорно-двигательный и нервно - мышечный аппарат, мышечную, дыхательную и сердечно - сосудистую систему.
Одним из важных направлений перестройки физического воспитания в высшей школе является не только увеличение часов обязательных занятий, но и поиск реальных путей, побуждающих студентов к самостоятельным занятиям физической культурой.
Студент должен стать не просто носителем знаний о ЗОЖ. Этого мало. Нынешний студент, а завтра - будущий специалист высшей квалификации -должен быть и носителем, и поклонником, и проповедником ЗОЖ, и воинствующим борцом за ЗОЖ.
Мировая практика системного формирования здорового стиля жизни граждан, анализ причинно-следственных связей в макроструктуре «индивид - общество» обобщаются выводом: чем в большей степени удовлетворяются потребности индивида в сохранении и укреплении здоровья, тем существеннее и значимее его вклад в развитие и совершенствование общественных и государственных структур и институтов - в экономику и социальную сферу, в науку и технику, в образование, культуру и искусство.
_Й
гп
Список литературы
1. Богатырев. В. С. Исследование состояния здоровья студентов / В. С. Богатырев // Материалы Сателлитного симпозиума XX Съезда физиологов России «(Экология и здоровье». - Москва, 2007. - С. 14-17.
2. Виленский, М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб.пособие / М. Я. Виленский. А. Г. Горшков. - Москва: Гардарики, 2007. - 218 с.
3. Дорофеева, Н. В. Влияние двигательных режимов на здоровье студентов / Н. В. Дорофеева, Н. В. Минченкова. И. В. Овечкина // Материалы международной IX Межуниверситетской научно-методической конференции «Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»: в 2 ч. Ч. 1. - Москва, 2006. - С. 210-211.
4. Егорычев. А. О. Мониторинг здоровья студентов в процессе профессионального образования / А. О. Егорычев. Н. В. Титушина. Ю. А. Смирнова // Материалы 2-го Всероссийского форума «(Здоровье нации -основа процветания России»: в 2 ч. Ч. 2. - Москва, 2006. - С. 79-80.
_а
References
1. Bogatyrev. V. S. the Study of health status of students / V. S. Bogatyrev// proceedings of the Satellite Symposium of the XX Congress of physiologists of Russia "Ecology and health". - Moscow: 2007. - P. 14-17.
2. Vilenskij, M. Y. Physical culture and healthy lifestyle of the student: proc.manual /. M. Y. Vilenskij, A. G. Gorshkov. - Moscow: Gardariki, 2007. - 218 p.
3. Dorofeeva, N. In. The influence of the motor modes for the health of students / N. In. Dorofeeva, N. In. Minchenkova. I. V. Ovechkin // Proceedings of the IX international Interuniversity scientific-methodical conference "Organization and methods of the educational process, sports and improving and sports work": in 2 parts part 1. - Moscow, 2006. - P. 210-211.
4. Egorychev. A. O. Monitoring the health of students in the process of professional education /A. O. Egorychev. N. In. Titushina. Y. A. Smirnova //Materials of the 2nd all-Russia forum "nation Health - a basis of prosperity of Russia": in 2 CH. 2. - Moscow, 2006. - P. 79-80.