Научная статья на тему 'Двигательная активность в контексте формирования физической культуры личности'

Двигательная активность в контексте формирования физической культуры личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1857
148
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / THE MOTOR ACTIVITY / THE HEALTHY LIFE STYLE / THE PHYSICAL CULTURE / THE PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Журавская Наталья Викторовна

Реализация новых требований к освоению ценностей физической культуры, внедрение новых оздоровительных технологий возможно только при адаптировании к реалиям и задачам сегодняшнего дня современных образовательных методик, в том числе и основанных на активизации двигательных режимов. В материалах статьи автором предприняты попытки рассмотрения двигательной активность как одного из факторов формирования физической культуры личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The motor activity in context of formation of physical culture of the person

The realization of new requirements for development of values of physical culture, the introduction of new improving technologies are possible only in condition of adaptation to realities and tasks of present days related to modern educational techniques, including those based on activization of motor activities. The author undertakes to consider the motor activity as one of the factors of formation of physical culture of the person.

Текст научной работы на тему «Двигательная активность в контексте формирования физической культуры личности»

5. Исаев, А.П. Стратегии адаптации человека / А.П. Исаев, С.Г. Пичагина, Т.В. Потапов. - Тюмень : [б.и.], 2003. - 248 с.

6. Коновалов, В. Изучение адаптационных реакций организма спортсменов специализирующихся в легкоатлетических видах на выносливость // Тезисы докладов международного конгресса «Человек в мире спорта : новые идеи, технологии, перспективы». - Москва, 1998. - Т. 1. - С. 84-85.

7. Павлов, С.Е. Адаптация и стресс в спорте / С.Е. Павлов, Т.Н. Кузнецова // Фундаментальная медицина. - М., 2007. - С. 198-215.

Контактная информация: chistiakov52@mail.ru

ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Наталья Викторовна Журавская, доцент, заведующая кафедрой,

Орловский государственный институт искусств и культуры (ФГОУ ВПО «ОГИИК»)

Аннотация

Реализация новых требований к освоению ценностей физической культуры, внедрение новых оздоровительных технологий возможно только при адаптировании к реалиям и задачам сегодняшнего дня современных образовательных методик, в том числе и основанных на активизации двигательных режимов. В материалах статьи автором предприняты попытки рассмотрения двигательной активность как одного из факторов формирования физической культуры личности.

Ключевые слова: двигательная активность, здоровый образ жизни, физическая культура, физическое воспитание.

THE MOTOR ACTIVITY IN CONTEXT OF FORMATION OF PHYSICAL CULTURE OF THE PERSON

Natalya Victorovna Zhuravskaya, the senior lecturer, the manager by faculty,

The Orel State Institute of Arts and Culture

Annotation

The realization of new requirements for development of values of physical culture, the introduction of new improving technologies are possible only in condition of adaptation to realities and tasks of present days related to modern educational techniques, including those based on activization of motor activities. The author undertakes to consider the motor activity as one of the factors of formation of physical culture of the person.

Key words: the motor activity, the healthy life style, the physical culture, the physical education.

Овладение профессией в условиях современного общества - важный и сложный процесс. Новое время предъявляет более высокие требования к биологическим и социальным возможностям человека. Ускорение ритма жизни и усложнение современного производства с высоким уровнем его механизации и автоматизации приводит к существенным нагрузкам на организм, при этом существенно повышается значение таких качеств личности, как быстрота реакции и скорость принятия решения, собранность, сосредоточенность и внимательность. Все они в большей мере определяются как комплекс показателей здоровья людей.

Очевидно, что в таких условиях выпускнику любого вуза, наряду с развитыми личностными и профессиональными качествами, необходимо иметь крепкое здоровье и хорошую физическую подготовку.

В последние годы в нашей стране активизировалось внимание к здоровому образу жизни (ЗОЖ) студентов. Это неразрывно связано не только с озабоченностью общества по поводу здоровья специалистов, выпускаемых высшей школой, но и как ростом заболеваемости в процессе профессиональной деятельности, так и последующим снижением работоспособности и продолжительности трудовой

деятельности.

Как никогда ранее, в настоящее время проблема сохранения здоровья студентов является актуальной, исключительно сложной и многогранной. Именно потому постоянная двигательная активность столь необходима для поддержания у них оптимальных психофизических качеств.

Как известно, двигательная активность человека напрямую зависит от ряда объективных факторов. К ним могут быть отнесены: особенности трудовой деятельности, место работы и способы передвижения к нему, график производственной деятельности, особенности организации и проведения досуга, семейное положение, вид отдыха, особенности темперамента и характера, состояние здоровья и иные факторы.

Сложившиеся в последнее время характерные черты современного процесса жизнедеятельности в течение всей жизни, в большинстве своем, ослабляют здоровье и лишь немногие способны его укрепить. По данным Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, лишь только 15% школьников практически здоровы, 50% - имеют функциональные отклонения, а 35% -хронические заболевания.

Практика свидетельствует, что повышение уровня благосостояния населения не всегда благотворно отражается на двигательной активности. В последнее время от гиподинамии все чаще страдают люди молодого и среднего возраста. Как правило, они имеют постоянное место работы или учебы, находящееся неподалеку от дома, либо путь до него, в большинстве случаев, преодолевается на транспорте с минимальным временем хождения пешком. При этом проблема снижения двигательной активности характерна не только для крупных мегаполисов, но и для относительно небольших городов, в том числе и таких, как Орел.

При такой ситуации в помощь, как студентам-первокурсникам, так и обучающимся на последующих курсах должны прийти специалисты по физическому воспитанию, имеющие в своем арсенале достаточное количество средств и методов для совершенствования физического развития и улучшения функционального состояния занимающихся. Ведущее место в данном арсенале должно отводиться регулярным занятиям физической культурой.

Студенческая жизнь - это не только период овладения знаниями в избранной профессии и приобщения к мировым культурным ценностям, но и, прежде всего, время вступления в самостоятельную жизнь, формирования личностного мировоззрения и собственных критериев ЗОЖ.

Демократические преобразования в стране и изменения, вызванные реформированием системы российского образования в сфере довузовского, вузовского и послевузовского обучения, непосредственно касаются и преподавания физической культуры в высшей школе. Приоритетным становится не просто физическое развитие студента и приобретение им различных двигательных умений и навыков, а формирование физической культуры личности, воспитание потребности в здоровом образе жизни, ориентация на сознательное укрепление здоровья, в том числе и на основе повседневных занятий физическими упражнениями.

Составной частью здорового образа жизни является двигательная активность, которая трактуется как деятельность индивида, направленная на достижение физического совершенства, и характеризуется конкретными качественными и количественными показателями. Понятие «двигательная активность» в большей степени отражает социально мотивированное отношение человека к физической культуре. Естественно, что цель физкультурного образования выражается также в достижении определенного уровня физической активности. По мнению Ю.И. Малышева, двигательная и физическая активности человека должны рассматриваться как ключевой фактор формирования физической культуры личности [10].

Результаты проведенных как в России, так и за рубежом исследований

свидетельствуют о наличии взаимосвязи между уровнем двигательной активности, культурным развитием и состоянием здоровья студентов. В то же время, в отечественной практике осмыслению этого положения уделяется явно недостаточное внимание. Отсутствие у студентов ценностных ориентаций и сформированной потребности в физическом самосовершенствовании обусловливает низкий уровень их физической культуры и, в конечном итоге, возникновение отклонений в состоянии здоровья [3].

Поставленная нами задача по оценке двигательной активности студентов Орловского государственного института искусств и культуры решалась на основании материалов социологического исследования среди студентов дневной формы обучения. Она оценивалась по показателям, характеризующим физкультурноспортивные мотивы, потребности, типы и виды двигательной активности, вовлеченность в физкультурно-спортивную деятельность, объемы физической нагрузки.

Нам представляется, что заслуживают внимания тенденции, выявленные при оценке уровня вовлеченности студентов нашего вуза в физкультурно-спортивную деятельность. По нашему мнению, в целом его можно оценить как недостаточный, так как, например, регулярно занимаются физическими упражнениями во внеурочное время только 37,7% респондентов, а членами спортивных секций являются лишь 35,6%. Активно проводят время на свежем воздухе ежедневно 5,9% опрошенных, 2-3 раза в неделю - 26,3% учащихся, реже одного раза в неделю - 34,6%, очень редко или практически никогда - 24,6% студентов.

Также в ходе исследования была выявлена тенденция к снижению уровня двигательной активности и интереса к занятиям физической культурой у студентов различных сроков обучения, что и представлено на диаграмме 1.

100

90

80

70

60

50

40

30

20

10

0

занятие значение учебной положительная физическими дисциплины оценка занятий упражнениями во "физическая физической

внеучебное время культура" культурой

студенты первого курса

студенты второго курса

студенты третьего курса

Диаграмма 1

Регулярно занимаются физическими упражнениями вне учебных занятий («так, чтобы почувствовать одышку или вспотеть») 47,5% студентов первого курса, 41,8% -студентов второго курса и 36,5% - студентов третьего курса. Отметили, что считают очень важным для себя учебным предметом физическую культуру 48,1% первокурсников, 36,5% второкурсников и 32,1% третьекурсников. Вузовские занятия по физической культуре очень нравятся 43,3% учащихся первого курса, 41,9% студентов второго курса и лишь 34,4% третьекурсников.

Важным направлением гуманизации физического воспитания является формирование физкультурно-спортивных интересов личности. Для достижения положительных результатов в этом процессе студент должен быть как можно более

информированным о видах и содержании физкультурно-спортивной деятельности и ее влиянии на организм занимающихся. И, как следствие, физическое воспитание должно быть эмоционально насыщенным, давать полезные результаты, побуждать и удовлетворять потребность в самопознании и, конечно же, вызывать чувство естественного удовлетворения от двигательной деятельности [5].

По данным нашего исследования, современные студенты для получения необходимых знаний в области физической культуры и спорта пользуются, в основном, различными источниками информации, перечень которых приведен на диаграмме 2.

Тот факт, что студенты получают соответствующие знания на теоретических занятиях по физической культуре в недостаточном объеме (всего лишь 31%), может свидетельствовать о недооценке важности теоретического раздела программы учебной дисциплины «Физическая культура», а также о недостаточном объеме часов, отведенных на лекционный курс. Одним из вариантов решения этой проблемы, на наш взгляд, является расширение вузовской программы по физической культуре за счет факультативных курсов и предметов по выбору.

Вузовской программой предусматриваются и методико-практические занятия, на которых студенты смогли бы существенно пополнить свои знания и умения в области физической культуры и спорта. Однако планируются и проводятся они далеко не в каждом вузе, в том числе и по причине неготовности преподавателей физической культуры к реализации данного раздела программы.

Результаты наших исследований позволили сделать вывод, что многие проблемы физкультурного образования студентов могли быть решены, если бы на сегодняшний день существовала преемственность физического воспитания в общеобразовательной школе, средних профессиональных, специальных и высших учебных заведениях.

Следующее анкетирование было ориентировано на установление взаимосвязи и уровня знаний студентов в области физической культуры и организации личностносамостоятельной работы по ее совершенствованию. Большая часть респондентов (75,3%) считает себя достаточно осведомленной в области физической культуры, однако, при этом 64,2% отметили, что мало знакомы с требованиями к двигательному режиму студентов, 48,4% - с методами самоконтроля состояния и регулирования нагрузок, 46,2% - с влиянием занятий физическими упражнениями на

функциональные системы организма. Таким образом, наблюдается несоответствие

11% -

посещение

13% -

38% - газеты журналы

60% - теле- и радиопередачи

15% - при

общении с 31% - от

друзьями

преподавателей

физической

культуры

Диаграмма 2

между высокой самооценкой студентами своих знаний в области физической культуры и низкой степенью осведомленности в основных вопросах организации самостоятельных занятий физическими упражнениями.

Проведенные опросы среди студентов нашего института позволяют сделать вывод, что ведущим мотивом физкультурно-спортивной активности студентов, независимо от возраста и пола, является улучшение здоровья (78,5%). Далее следуют желания научиться управлять своим телом (66,5%) и приобрести красивую фигуру (64,8%). Наиболее предпочитаемыми видами двигательной активности для девушек, независимо от срока обучения в институте, являются разновидности оздоровительной аэробики, танцы, теннис и плавание, а для юношей - баскетбол, футбол, волейбол, различные виды единоборств и плавание.

Следует отметить, что обобщенные показатели, характеризующие уровень двигательной активности студентов, полученные в результате анкетного опроса, являются следствием целого ряда объективных и субъективных особенностей. В первую очередь, это - социально-экономические характеристики страны и региона, во-вторых, условия обучения в вузе и, наконец, сложившиеся семейные традиции в области физической культуры.

Естественно, совокупность этих особенностей не может ни оказывать влияния на методику преподавания физической культуры, содержательность внеурочных форм физкультурно-оздоровительных занятий, наличие возможности заниматься различными видами спорта и, в конечном счете, самого отношения к физической культуре. В то же время значительная часть студентов не имеет сформированной потребности в физической активности. Разработка и совершенствование программ по физическому образованию могут быть обеспечены только на основе анализа объективных показателей, характеризующих уровень физической активности учащихся в различных регионах [7].

В заключение необходимо отметить следующее. Социальная дестабилизация в современном российском обществе, экономический кризис, недостаточная эффективность отечественной системы здравоохранения обусловливают ухудшение состояния здоровья, повышение заболеваемости, снижение физического и психического потенциала практически всех половозрастных групп населения России, в том числе и в студенческой среде. На наш взгляд, медицина не способна переломить сложившиеся негативные тенденции, и, следовательно, в одиночку она практически бессильна в борьбе за здоровье нации. В связи с этим ведущее место в решении вопросов оздоровления населения страны и сохранения здоровья будущих поколений должно отводиться комплексному подходу в реализации современных педагогических технологий, ориентированных на освоение учащимися основ валеологических знаний и безопасности жизнедеятельности, формирование здорового образа жизни и воспитание физической культуры личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Богатырев, В.С. Исследование состояния здоровья студентов / В.С. Богатырев // Материалы Сателлитного симпозиума XX Съезда физиологов России «Экология и здоровье». - М., 2007. - С. 14-17.

2. Виленский, М.Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента : учеб. пособие / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков. - М. : Гардарики, 2007. - 218 с.

3. Дорофеева, Н.В. Влияние двигательных режимов на здоровье студентов / Н.В. Дорофеева, Н.В. Минченкова, И.В. Овечкина // Материалы международной IX Межуниверситетской научно-методической конференции «Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы» : в 2 ч. Ч. 1.

- М., 2006. - С. 210-211.

4. Евсеев, Ю.И. Физическая культура : учеб. пособие / Ю.И. Евсеев. - 3-е изд.

- Ростов-на-Дону : Феникс, 2005. - 382 с. - (Высшее образование).

5. Егорычев, А.О. Мониторинг здоровья студентов в процессе

профессионального образования / А.О. Егорычев, Н.В. Титушина, Ю.А. Смирнова // Материалы 2-го Всероссийского форума «Здоровье нации - основа процветания России» : в 2 ч. Ч. 2. - М., 2006. - С. 79-80.

6. Ильинич, В.И. Физическая культура студентов и жизнь : учебник / В.И. Ильинич. - М. : Гардарики, 2005. - 366 с.

7. Калашников, А.Ф. Физическая культура: социологические аспекты : учеб. пособие / А.Ф. Калашников. - Орел : ОРАГС, 2002. - 178 с.

8. Кислицын, Ю.Л. Физиологическое обоснование учебного процесса по физическому воспитанию учащейся молодежи : теоретические и методикопрактические аспекты : учеб. пособие / Ю.Л. Кислицын, Л.Ю. Кислицына, И.А. Пермяков. - М. : Изд-во Рос. ун-та дружбы народов, 2006. - 169 с.

9. Кобяков, Ю.П. Двигательная активность студентов : структура, нормы, содержание / Ю.П. Кобяков // Теория и практика физической культуры. - 2004. - № 5.

- С. 44-46.

10. Малышев, Ю.И. Двигательная активность как фактор повышения здоровья и умственной работоспособности учащегося / Ю.И. Малышев // Материалы 3-й науч.-практ. конф. - Самара, 2002. - С. 63-65.

Контактная информация: kitd@orel.ru

ВОСПРОИЗВОДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА В УНИВЕРСИТЕТАХ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Наталья Григорьевна Закревская, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург,

(НГУ им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург)

Аннотация

Подготовка преподавателей-исследователей рассматривается как форма воспроизводства в научном сообществе университета физической культуры. Качества личности преподавателя формируются при условиях и факторах, которые обусловливают развитие способностей.

Ключевые слова: интеллектуальный потенциал, преподаватель-исследователь,

личность.

THE INTELECTUAL POTENTIAL'S REPRODUCTION IN UNIVERSITIES OF

PHYSICAL EDUCATION

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Natalia Grigorevna Zakrevsky, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer,

The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health,

St. -Petersburg

Annotation

The training of teachers-researchers is considered as the form of reproduction in scientific community of university of physical education. The qualities of the teacher’s person are formed under conditions and factors which cause development of abilities.

Keywords: the mental potential, the teacher-researcher, the person.

Проблемы подготовки специалистов, востребованных в современном информационном обществе, становятся наиболее актуальными в связи с ухудшением здоровья населения, что, в свою очередь, сказывается на воспроизводстве социально здорового поколения. Сфера физической культуры является тем социокультурным пространством, в котором синтезируются интеллект и физическое совершенствование. Процессы образования и проведения научных исследований в современном университете физической культуры направлены на решение задач по подготовке специалистов, обладающих знаниями, умениями, навыками по формированию

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.