104
Пра во
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобач евского, 2019, № 6, с. 104-109
УДК 343.137.2
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЖЕНЩИН (ПО МАТЕРИАЛАМ УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ)
© 2019 г. О.К. Гончаренко
Управление информации и международного сотрудничества Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Москва Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел России, Москва
Поступила в редакцию 01.10.2019
Анализируется ситуация в сфере защиты прав женщин на современном этапе развития российского общества. Дано понятие прав женщин, названы их виды, источники и средства обеспечения. Особое внимание уделено роли Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации в деле продвижения и защиты прав женщин, его деятельности по совершенствованию законодательства в данной области. Отдельно рассмотрены вопросы по защите прав женщин в местах принудительного содержания. Сделаны выводы по улучшению правового положения женщин, а также отражена идея о создании единых стандартов и принципов защиты прав женщин.
Ключевые слова: права женщин, защита прав женщин, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, домашнее насилие, дискриминация, равенство мужчин и женщин, женское право.
В настоящее время мы наблюдаем повышение роли женщины в жизни демократического общества: их равные права закреплены в конституциях многих стран, женщины все больше участвуют в принятии решений, включены в экономическую жизнь общества, имеют право голоса и доступ к образованию.
25 сентября 2015 года страны - члены ООН приняли Повестку дня в области устойчивого развития до 2030 года [1], одной из основных целей которой является достижение совместными усилиями равенства мужчин и женщин.
Эта общая мировая тенденция осуществляется в специфическом культурно-историческом контексте каждого отдельно взятого государства, что ставит перед социумом задачу по поиску общественного консенсуса по вопросам «женского» начала в социальном мире, что является условием обеспечения стабильности и создания предпосылок для устойчивого развития.
Права женщин - это прежде всего права человека, но в силу складывающейся практики эти права имеют определенную специфику, свою расстановку акцентов. Так, право на свободу от всех видов насилия, включая домашнее насилие, является частью прав человека, равно как и право на недискриминацию. Одно из определений прав женщин характеризует эту категорию как общие права человека, а также совокупность некоторых специфических прав и свобод, обусловленных особенностями социального и семейного статуса женщин [2].
Стоит отметить, что термин «права женщин» относится к женщинам и девочкам всех возрастов. По своему составу они многообразны: право голоса; право на физическую неприкосновенность и автономию; право занимать государственные должности; право на равную оплату труда (при равном уровне компетенции) с мужчинами; право на образование; родительские права; право проходить военную службу; право на безопасность; свобода жить без сексизма и насилия; право на равенство перед законом; право на работу; право на собственность; право на брак; религиозные права; право на заключение договора; право жить свободно от стереотипной гендерной роли и другие.
Понятие и виды прав выводятся из ряда документов международных организаций, которые регулярно публикуются. Например, в 2013 году Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека опубликовало документ «Права женщин и гендерное равенство: справочник для национальных правозащитных институтов» [3], где содержатся стратегии защиты прав человека с учетом международных и национальных реалий.
В 2014 году вышла публикация Управления Верховного комиссара ООН «Права женщин -это права человека» [4], в которой отражена правовая база защиты прав женщин как на международном уровне, так и на региональном. Определена система этих прав: права женщин в общественно-политической жизни; сексуальное и репродуктивное здоровье и соответствующие
права; право женщин на достаточный жизненный уровень; насилие в отношении женщин; влияние миграции и вынужденного перемещения на реализацию прав женщин; права женщин в условиях конфликтов и кризисов; доступ женщин к правосудию.
По защите прав женщин написан ряд научных статей, которые рассматривают эти права в разных сферах. Чаще всего поднимается вопрос защиты женщин от различных форм дискриминации.
Так, Е.В. Заколдаева [5] достаточно подробно рассматривает международно-правовые проблемы и стандарты, связанные с данной тематикой.
Ю.П. Лошакова [6] обращается к практике Швеции - государства, которое преуспело в вопросах тендерного равноправия. Исследованы аспекты защиты прав мужчин и женщин в сфере трудовой деятельности, защиты неприкосновенности личности женщины, правовой защиты женщин от насилия, в том числе сексуального, защиты прав женщин в области социального обеспечения и другие.
Особой популярностью среди исследователей пользуется профессиональная сфера: И.М. Козина [7] отмечет гендерное неравенство в трудовой области, обращая внимание на то, что ни одно рабочее место не является «ген-дерно нейтральным»; С.В. Поленина анализирует основные столпы данной сферы (право на труд в целом, проблемы, связанные с трудоустройством женщин, право лиц обоих полов на равное вознаграждение за труд равной ценности, гендерные аспекты права на безопасные условия труда, правовая охрана материнства, женщина в предпринимательстве) [8, c. 225].
Обращаясь к иностранным публикациям M.A. Freeman [9], B.E. Hernandez-Truyol [10], D. Otto [11], можно ознакомиться с анализом положения защиты прав женщин в ряде зарубежных стран, практикой отражения прав женщин на конституционном уровне.
Регулярно на актуальные вопросы, связанные с правами женщин, обращают внимание международные организации, например Совет Европы [12].
Вопросы поощрения и защиты прав женщин занимают особое место в деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный). Используя имеющийся инструментарий в соответствии с Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года №1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» [13] Уполномоченный содействует более полной реализации женщинами своих гражданских, трудовых и социальных прав, устранению дискриминационных барьеров в достижении ра-
венства между женщинами и мужчинами в самых различных сферах общественной жизни.
В 2018 году к Уполномоченному от женщин поступило более 15 тысяч обращений по различным вопросам правозащитной тематики [14, а 201]. В защиту прав женщин было адресовано 440 обращений (в 2017 году - 616, в 2016 году -582).
Только за последнее время Уполномоченный выступила с рядом инициатив в данной области:
- по предложению Уполномоченного расширены функции материнского капитала [15];
- восстановлены родительские права женщин на воспитание малолетних детей из-за их неправомерного разлучения бывшими мужьями [16, а 169];
- предприняты усилия по отмене запретов, ограничивающих трудовые права женщин.
Например, к Уполномоченному за содействием обращались женщины-военнослужащие, которым отказывали в праве занимать летные должности в Воздушно-космических силах Российской Федерации. Благодаря оперативному вмешательству 16 августа 2017 года принята «дорожная карта» по набору граждан женского пола в Краснодарское высшее военное авиационное училище, нормативная правовая база Минобороны России переработана.
Активна деятельность Уполномоченного по теме защиты прав женщин, осуществляемая на международной арене.
Запущен совместный проект с Советом Европы и Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации «Сотрудничество в области реализации Национальной стратегии действий Российской Федерации в интересах женщин на 2017-2022 годы».
В 2018 году Уполномоченным был направлен альтернативный доклад в Комитет ООН по правам инвалидов [17] к первоначальному докладу Российской Федерации о выполнении обязательств по Конвенции о правах инвалидов. Уполномоченный приняла участие в закрытой двухсторонней встрече с представителями комитета, а также приватной встрече с докладчиками по стране, где представила основные положения альтернативного доклада и ответила на вопросы экспертов, в том числе касающиеся совершенствования механизмов защиты женщин и девочек с ограниченными возможностями.
В том же году был направлен альтернативный доклад в Комитет ООН против пыток к докладу Российской Федерации о выполнении обязательств по Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания [18], в котором обозначены лучшие практики
работы по защите прав женщин и девочек в колониях, а также высказаны рекомендации в адрес органов государственной власти по улучшению ситуации.
Один из вопросов, который был поднят, -обеспечение права осужденных женщин на информацию о своем ребенке, на общение со своим ребенком. Анализ обращений к Уполномоченному показал, что имеют место отказы должностных лиц на достоверную информацию о месте нахождения детей, которые причиняют нравственные страдания матерям. Актуальной продолжает оставаться тема организации регулярных контактов заключенных женщин и их малолетних детей, не проживающих при исправительных учреждениях.
Информация, представленная в альтернативных докладах Уполномоченного, ложилась в основу общей оценки договорными органами ООН по правам человека выполнения Российской Федерацией своих обязательств, а также в текст заключительных замечаний комитетов.
Анализ поступающих к Уполномоченному и в его рабочий аппарат обращений свидетельствует о наличии ряда нерешённых проблем.
К сожалению, в России до сих пор не принят закон, который обеспечивал бы профилактику и преследование за преступления в семье и в быту; не ратифицирована Конвенция Совета Европы по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье (Стамбульская конвенция) [19], которая предусматривает полный набор мер по борьбе с насилием в отношении женщин.
Отдельно остановимся на одной из наиболее острых проблем - защите прав женщин в рамках уголовно-исполнительной системы.
По состоянию на 1 июня 2019 г. в учреждениях уголовно-исполнительной системы содержалось 546 473 человека, в том числе 43 704 женщины, из которых 34 765 - в исправительных колониях, лечебных исправительных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях и 8 939 - в следственных изоляторах и помещениях, функционирующих в режиме следственного изолятора при колониях. При женских колониях имеется 13 домов ребенка, в которых проживает 455 детей [20].
При содействии Уполномоченного в России реализуются меры, направленные на улучшение условий содержания осужденных женщин, совершенствование материально-технической базы домов ребенка, повышение качества оказания им медицинской помощи, предоставление мер социальной поддержки женщинам, родившим детей в исправительных колониях и следственных изоляторах.
Так, при непосредственном участии Уполномоченного разработан Федеральный закон, который вступил в силу 26 июля 2017 года (№ 200-ФЗ) [21].
Установлена норма, предоставляющая женщинам возможность содержания детей в возрасте до 3 лет в домах ребенка при исправительных колониях, в том числе с совместным проживанием с детьми.
Однако проблемы в сфере содержания осужденных женщин в учреждениях уголовно-исполнительной системы все еще остаются.
К Уполномоченному в 2018 году по вопросу соблюдения прав женщин в местах принудительного содержания поступило 322 обращения [14]. Предметом этих обращений чаще всего являются условия содержания, медицинское обеспечение, трудоустройство, освобождение от отбывания наказания и предоставление отсрочки в его исполнении.
В соответствии с Национальной стратегией действий в интересах женщин на 201 72022 годы [22] необходимо смягчить наказание женщинам за преступления небольшой тяжести и расширить основания для освобождения от отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей.
Многие обращения, поступающие в адрес Уполномоченного, содержат просьбу о переводе в иное исправительное учреждение (ближе к семье). Не во всех субъектах Российской Федерации имеются женские колонии, в связи с чем женщины подвергаются этапированию на большие расстояния и лишаются возможности общаться с родными и близкими.
На сегодня необходимо задуматься о разработке и реализации мер, направленных на гуманизацию условий содержания женщин в местах принудительного содержания, в особенности для женщин и девочек с ограниченными возможностями.
Эти вопросы являются предметом совместной законопроектной работы Минюста России и Уполномоченного, подготавливаются изменения в законодательство Российской Федерации в части регламентации вопросов перевода и отбывания наказания в виде лишения свободы вблизи от места проживания (осуждения), урегулирования порядка освобождения осужденных, в том числе женщин, от отбывания наказания в связи с тяжелой болезнью.
По предложению Уполномоченного восстановлены права на дополнительное питание содержащимся в СИЗО беременным женщинам и женщинам, имеющим при себе детей, а также несовершеннолетним гражданам. 1 октября 2018 года вступил в силу приказ Минюста Рос-
сии от 17 сентября 2018 г. № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» [23], которым увеличены нормы питания беременным женщинам, кормящим матерям, несовершеннолетним, инвалидам и больным осуждённым, подозреваемым и обвиняемым, содержащимся в учреждениях УИС.
В целом можно сказать, что на сегодня в Российской Федерации только складываются единые стандарты и принципы защиты прав женщин, а необходимые для этого эффективные механизмы лишь формируются. Необходим хорошо продуманный и взвешенный подход к решению обозначенной проблемы. Мало дать права и предоставить определенные преференции указанной категории граждан, важно гарантировать их соблюдение и реализацию.
В этой связи необходим целенаправленный поиск эффективных стратегий и выстраивание глобальных и национальных механизмов (институтов), которые позволили бы реально изменить роль женщин в современном мире, превратить их опыт, знания и возможности в источник социально-экономического развития.
Важнейшей задачей на сегодня является упрочение гуманитарного пространства и обеспечение прав женщин с учетом социально-политических и экономических особенностей Российской Федерации, многообразия национальных, религиозных и культурных традиций. Целесообразным представляется дальнейшее совершенствование и либерализация трудового, жилищного, уголовного и иного законодательства в отношении женщин, а возможно, и становление идеи «женского права».
Во все указанные процессы сегодня активно вовлечен российский Уполномоченный, который принимает все возможные меры в рамках своего высокого конституционного и независимого мандата по продвижению и защите прав женщин.
Список литературы
1. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Принята Резолюцией Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 25 сентября 2015 г. // Официальный сайт Организации Объединённых Наций. URL: https://www.un.org/sustainabledevelop ment/ru/ (дата обращения: 25.06.2019).
2. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_econo mic_law/11464/%D0%9F%D0%A0%D0%90%D0%92 %D0%90 (дата обращения: 25.06.2019).
3. URL: https://www.osce.org/ru/odihr/1028727dow nload=true (дата обращения: 26.06.2019).
4. URL: https://www.ohchr.org/Documents/Publication s/HR-PUB-14-2_ru.pdf (дата обращения: 26.06.2019).
5. Заколдаева Е.В. Права женщин на защиту от различных форм дискриминации // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Юридические науки. 2011. (1) С. 156-163.
6. Лошакова Ю.П. Защита прав женщин в контексте гендерного равноправия (На материалах законодательства Швеции) // Женщина в российском обществе. 2011. № 2. С. 53-61.
7. Козина И.М. Профессиональная сегрегация: гендерные стереотипы на рынке труда // Социологический журнал. 2002. № 3. С. 126-136.
8. Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект / Ин-т государства и права РАН. М.: 200, c. 225.
9. Freeman M.A. Measuring Equality: A Comparative Perspective on Women's Legal Capacity and Constitutional Rights in Five Commonwealth Countries // Berkeley Journal of Gender. Law & Justice. Dec. 1990. P. 110-138.
10. Esperanza B. Hernandez-Truyol. Women's Rights as Human Rights - Rules, Realities and the Role of Culture: A Formula for Reform // Brooklyn Journal of International Law. Dec. 1996. P. 605.
11. Otto D.L. Women's Rights. U of Melbourne Legal Studies Research Paper No. 459. 22 March, 2010.
12. Муйжниекс Н. Защита сексуального и репродуктивного здоровья и прав женщин. URL: https:// www.coe.int/ru/web/commissioner/-/protect-women-s-se xual-and-reproductive-health-and-rights (дата обращения: 26.06.2019).
13. Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 9. Ст. 1011.
14. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2018 год // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. URL: http://om budsmanrf.org/upload/files/docs/lib/doclad_2018.pdf (дата обращения: 27.06.2019).
15. Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. № 432-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей"» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 1. Ст. 16.
16. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 год // Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. URL: http://ombud smanrf.org/upload/files/docs/lib/lite2-doclad_20.04.18.pdf (дата обращения: 27.06.2019).
17. URL: http://ombudsmanrf.org/news/novosti_upol nomochennogo/view/vstrecha_s_komitetom_oon_po_ pravam_invalidov (дата обращения: 26.06.2019).
18. URL: http://ombudsmanrf.org/news/novosti_upol nomochennogo/view/alternativnyj_doklad_upolnomoc hennogo_predstavlen_komitetu_oon_protiv_pytok (дата обращения: 27.06.2019).
19. Конвенция Совета Европы по предотвращению и борьбе с насилием в отношении женщин и насилием в семье (CETS N 210) (заключена в г. Стамбуле 11.05.2011) // Официальный сайт Совета Европы. URL: https://www.coe.int/en/web/conventions/full-list/-/conventi ons/ims/09000016806b0687 (дата обращения: 27.06.2019).
20. Краткая характеристика уголовно-исполнительной системы // Официальный сайт ФСИН России. // URL: http://xn--h1akkl.xn--p1ai/structure/inspector/ iao/statistika/Kratkaya%20har-ka%20UIS/ (дата обращения: 27.06.2019).
21. Федеральный закон Российской Федерации от 26.07.2017 № 200-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в целях защиты прав детей, родители которых отбывают наказание в виде лишения свободы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 31 (Часть I). Ст. 4749.
22. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 08.03.2017 № 410-р «Об утверждении Национальной стратегии действий в интересах женщин на 2017 - 2022 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2017. № 11. Ст. 1618.
23. Приказ Минюста России от 17.09.2018 № 189 «Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время» (Зарегистрировано в Минюсте России 19.09.2018 № 52188) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www. pravo.gov.ru (дата обращения: 27.06.2019).
TODAY'S CHALLENGES TO THE PROTECTION OF WOMEN'S RIGHTS (BASED ON THE EXPERIENCE OF THE HIGH COMMISSIONER FOR HUMAN RIGHTS IN THE RUSSIAN FEDERATION)
O.K. Goncharenko
The article presents an analysis of the current situation with the protection of women's rights in Russia. The definition of women's rights, their types and means of ensuring them is given. Special attention is paid to the role of the High Commissioner for human rights in the Russian Federation in the promotion and protection of women's rights, particularly, to the efforts to improve legislation in this area. Separately, issues of protection of women's rights in places of detention are considered. Conclusions regarding the improvement of the legal status of women are proposed, reflecting the idea of creating unified standards and principles for the protection of women's rights.
Keywords: women's rights, protection of women's rights, High Commissioner for human rights in the Russian Federation, domestic violence, discrimination, equality of men and women, women's law.
References
1. Preobrazovanie nashego mira: Povestka dnya v oblasti ustojchivogo razvitiya na period do 2030 goda. Prinyata Rezolyuciej General'noj Assambleej Organi-zacii Ob"edinennyh Nacij 25 sentyabrya 2015 g. // Ofi-cial'nyj sajt Organizacii Ob"edinyonnyh Nacij. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/ (data obrashcheniya: 25.06.2019).
2. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_econo mic_law/11464/%D0%9F%D0%A0%D0%90%D0%92 %D0%90 (data obrashcheniya: 25.06.2019).
3. URL: https://www.osce.org/ru/odihr/1028727dow nload=true (data obrashcheniya: 26.06.2019).
4. URL: https://www.ohchr.org/Documents/Publica tions/HR-PUB-14-2_ru.pdf (data obrashcheniya: 26.06.2019).
5. Zakoldaeva E.V. Prava zhenshchin na zashchitu ot razlichnyh form diskriminacii // Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Yuridicheskie nauki. 2011. (1) S. 156-163.
6. Loshakova Yu.P. Zashchita prav zhenshchin v kontekste gendernogo ravnopraviya (Na materialah za-konodatel'stva Shvecii) // Zhenshchina v rossijskom ob-shchestve. 2011. № 2. S. 53-61.
7. Kozina I.M. Professional'naya segregaciya: gen-dernye stereotipy na rynke truda // Sociologicheskij zhurnal. 2002. № 3. S. 126-136.
8. Polenina S.V. Prava zhenshchin v sisteme prav cheloveka: mezhdunarodnyj i nacional'nyj aspekt / In-t gosudarstva i prava RAN. M.: 200, c. 225.
9. Freeman M.A. Measuring Equality: A Comparative Perspective on Women's Legal Capacity and Constitutional Rights in Five Commonwealth Countries // Berkeley Journal of Gender. Law & Justice. Dec 1990. P. 110-138.
10. Esperanza B. Hernandez-Truyol. Women's Rights as Human Rights - Rules, Realities and the Role of Culture: A Formula for Reform // Brooklyn Journal of International Law. Dec 1996. P. 605.
11. Otto D.L. Women's Rights. U of Melbourne Legal Studies Research Paper No. 459. 22 March, 2010.
12. Mujzhnieks N. Zashchita seksual'nogo i re-produktivnogo zdorov'ya i prav zhenshchin. URL: https://www.coe.int/ru/web/commissioner/-/protect-wo men-s-sexual-and-reproductive-health-and-rights (data obrashcheniya: 26.06.2019).
13. Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 1997. № 9. St. 1011.
14. Doklad o deyatel'nosti Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii za 2018 god // Oficial'nyj sajt Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii. URL: http://ombuds-manrf.org/upload/files/docs/lib/doclad_2018.pdf (data obrashcheniya: 27.06.2019).
15. Federal'nyj zakon ot 28 dekabrya 2017 g. № 432-FZ «O vnesenii izmenenij v Federal'nyj zakon "O dopolnitel'nyh merah gosudarstvennoj podderzhki semej, imeyushchih detej"» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2018. № 1. St. 16.
16. Doklad o deyatel'nosti Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii za 2017 god //
Oficial'nyj sajt Upolnomochennogo po pravam chelove-ka v Rossijskoj Federacii. URL: http://ombud smanrf.org/upload/files/docs/lib/lite2-doclad_20.04.18.pdf (data obrashcheniya: 27.06.2019).
17. URL: http://ombudsmanrf.org/news/novosti_upol no-mochennogo/view/vstrecha_s_komitetom_oon_po_ pravam_invalidov (data obrashcheniya: 26.06.2019).
18. URL: http://ombudsmanrf.org/news/novosti_upol no-mochennogo/view/alternativnyj_doklad_upolnomoc hennogo_predstavlen_komitetu_oon_protiv_pytok (data obrashcheniya: 27.06.2019).
19. Konvenciya Soveta Evropy po predotvra-shcheniyu i bor'be s nasiliem v otnoshenii zhenshchin i nasiliem v sem'e (CETS N 210) (zaklyuchena v g. Stam-bule 11.05.2011) // Oficial'nyj sajt Soveta Evropy. URL: https://www.coe.int/en/web/conventions/full-list/-/conve ntions/rms/09000016806b0687 (data obrashcheniya: 27.06.2019).
20. Kratkaya harakteristika ugolovno-ispolnitel'noj sistemy // Oficial'nyj sajt FSIN Rossii. URL: http://xn--h1akkl.xn--p1ai/structure/inspector/iao/statistika/Kratka ya%20har-ka%20UIS/ (data obrashcheniya: 27.06.2019).
21. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 26.07.2017 № 200-FZ «O vnesenii izmenenij v Ugolov-no-ispolnitel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii v celyah zashchity prav detej, roditeli kotoryh otbyvayut nakaza-nie v vide lisheniya svobody» // Sobranie zakonodatel'st-va Rossijskoj Federacii. 2017. № 31 (Chast' I). St. 4749.
22. Rasporyazhenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 08.03.2017 № 410-r «Ob utverzhdenii Nacional'noj strategii dejstvij v interesah zhenshchin na 2017 - 2022 gody» // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii. 2017. № 11. St. 1618.
23. Prikaz Minyusta Rossii ot 17.09.2018 № 189 «Ob ustanovlenii povyshennyh norm pitaniya, racionov pitaniya i norm zameny odnih produktov pitaniya drugi-mi, primenyaemyh pri organizacii pitaniya osuzhdennyh, a takzhe podozrevaemyh i obvinyaemyh v sovershenii prestuplenij, nahodyashchihsya v uchrezhdeniyah Feder-al'noj sluzhby ispolneniya nakazanij, na mirnoe vremya» (Zaregistrirovano v Minyuste Rossii 19.09.2018 № 52188) // Oficial'nyj internet-portal pravovoj infor-macii. URL: http://www.pravo.gov.ru (data obrashcheniya: 27.06.2019).