Научная статья на тему 'Социальная справедливость и право на труд'

Социальная справедливость и право на труд Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
738
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ / СПРАВЕДЛИВОСТЬ / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ПРАВО НА ТРУД / УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чечельницкий И.В.

Рассмотрены актуальные проблемы реализации принципа справедливости в современной России в контексте права на труд, проанализированы проблемные вопросы защиты трудовых прав граждан, сформулированы некоторые подходы к совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в области защиты трудовых прав граждан, рассмотрена деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по защите права на труд и восстановлению социальной справедливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIAL JUSTICE AND THE RIGHT TO WORK

In this article, we examine some current issues concerning the implementation of the principle of justice in modern Russia in the context of the right to work, analyze a number of problematic issues of protecting citizens’ labor rights, formulate some approaches to improving legislation and law enforcement practice in protecting citizens’ labor rights. A review is given of the activities of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation on the protection of the right to work and the restoration of social justice.

Текст научной работы на тему «Социальная справедливость и право на труд»

Право

Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2018, № 6, с. 162-168 УДК 340

СОЦИАЛЬНАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ПРАВО НА ТРУД © 2018 г. И.В. Чечельницкий

Секретариат Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Москва

iv89261863056@gmail.com

Поступила в редакцию 31.10.2018

Рассмотрены актуальные проблемы реализации принципа справедливости в современной России в контексте права на труд, проанализированы проблемные вопросы защиты трудовых прав граждан, сформулированы некоторые подходы к совершенствованию законодательства и правоприменительной практики в области защиты трудовых прав граждан, рассмотрена деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по защите права на труд и восстановлению социальной справедливости.

Ключевые слова: социальная справедливость, справедливость, права человека, право на труд, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

В настоящее время тема социальной справедливости во всем мире приобретает особую актуальность. Это связано в первую очередь с такими глобальными вызовами и угрозами современности, как все возрастающее неравенство прав и возможностей на национальном и глобальном уровнях, социальная поляризация, истощение ограниченных по своей природе ресурсов. Именно поэтому ключевыми целями в области устойчивого развития, закрепленными в стратегическом документе ООН - Повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 года [1], являются ликвидация нищеты, уменьшение неравенства, достойная работа и экономический рост.

Для современной России тема обеспечения социальной справедливости в контексте реализации права на труд также чрезвычайно актуальна, поскольку не вызывает сомнений, что по таким общепризнанным международным показателям уровня жизни, как величина прожиточного минимума, минимальный размер оплаты труда, индекс развития человеческого потенциала, соотношение уровня бедности и доходов ВВП на душу населения, в российском обществе имеется разрыв между правовыми принципами и нормами и фактическими показателями, что воспринимается гражданами как социальная несправедливость [2-4].

Анализ обращений граждан к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации (далее - Уполномоченный) также подтверждает, что сфера трудовых правоотношений, несмотря на значительные усилия государства, предпринимаемые в последние годы, остается одной из наиболее конфликтных, а право граждан на труд, к сожалению, продолжает подвергаться нарушениям.

Так, в 2016 году Уполномоченному поступила 1681 жалоба в области трудовых правоотношений, что на 10.5% больше по сравнению с 2015 годом. Основная часть обращений связана с задолженностью по заработной плате, несоответствием условий осуществления трудовой деятельности требованиям трудового и санитарного законодательства, увольнениями [5].

В 2017 году ситуация несколько улучшилась. Уполномоченному поступило 1376 обращений по вопросам трудовых правоотношений, из которых каждое десятое - коллективное. Основная часть жалоб подана в связи с увольнением или понуждением к увольнению, невыплатой задолженности по заработной плате и индивидуальными трудовыми спорами [6].

Порой добиться справедливости людям помогают только меры, принимаемые Уполномоченным совместно с компетентными государственными органами. Так, более года на контроле Уполномоченного находилась жалоба членов экипажа теплохода «Юсра» на невыплату заработной платы. Собственником судна на протяжении нескольких месяцев членам экипажа не была выплачена заработная плата. Приняв обращение к рассмотрению, Уполномоченный направил своих представителей для проведения проверки на месте в г. Астрахань. Кроме того, был направлен запрос Генеральному прокурору Российской Федерации, в результате чего вынесены решения о взыскании задолженности по заработной плате на общую сумму более 239 тысяч рублей, работодатель был привлечен к ответственности, а принудительное исполнение судебных решений позволило членам экипажа получить денежные средства в полном объеме [7].

В практике федерального Уполномоченного и уполномоченных по правам человека в субъ-

ектах Российской Федерации возникают сотни подобных ситуаций и, к сожалению, далеко не все заканчиваются положительными результатами, что свидетельствует о наличии системных проблем в сфере защиты трудовых прав граждан, ведущих к нарушениям требований справедливости.

В истории политико-правовой мысли было предложено множество подходов к пониманию категории справедливости. Анализ некоторых представлений о справедливости, содержащихся в философских и юридических трудах, позволяет сделать вывод о том, что практически во всех случаях, когда говорят о справедливости, речь так или иначе идет о некой степени соразмерности в соотношении деяния и воздаяния, прав и обязанностей, труда и вознаграждения, преступления и наказания, взаимного предоставления благ по договору, вклада человека в общее дело и ответного распределения социальных благ в зависимости от конкретной сферы общественных отношений1.

Важнейшим аспектом справедливости с древнейших времен является установление соразмерного распределения материальных и нематериальных благ, которое всегда выступало средством оценки вклада каждого человека в развитие общества. Во все времена отсутствие справедливого вознаграждения за труд воспринималось как нарушение сторонами условий соглашения, нанесение морального и материального ущерба работнику со стороны работодателя. Другой вопрос, конечно, заключается в том, что с развитием человеческой цивилизации менялось представление общества о должном вознаграждении за труд, формах и условиях труда, нормальном режиме труда и отдыха. Претерпело значительные изменения и само понимание труда.

Так, если еще 200 лет назад человек мог трудиться без отдыха за скудную еду и под угрозой внеэкономического принуждения со стороны хозяина, то с развитием представлений о правах человека, формированием элементов правового и социального государства отношение к личности и ее труду изменилось полностью. По мере признания мировым сообществом в XX веке социальных прав человека право на труд получило закрепление в универсальных и национальных правовых актах. Создана развернутая система правовых и организационных гарантий права на труд и его справедливую оплату, права на отдых, социальное и пенсионное обеспечение работников, пособие по безработице, сформированы широкие возможности для защиты трудовых прав путем создания профсоюзов, ведения переговоров с работодателем, админи-

стративных и судебных форм защиты трудовых прав, запрещен принудительный труд.

Вместе с тем в настоящее время реализация права на труд сталкивается с новыми вызовами и угрозами: начиная от мировой тенденции к сокращению рабочих мест, связанной с развитием сферы высоких технологий, и заканчивая практикой самоубийств из-за систематических

переработок, которая существует в некоторых

2

высокоразвитых государствах .

Спустя 70 лет с момента принятия исторического по своему значению политико-правового документа - Всеобщей декларации прав человека [8] во всем мире признаются и гарантируются правовыми средствами право на труд, его справедливые и благоприятные условия, на защиту от безработицы, равную оплату за равный труд, справедливое и удовлетворительное вознаграждение, которые впервые были на универсальном уровне сформулированы и признаны данным международным актом (статья 23).

На его основании сложилась широкая система международно-правовых стандартов в данной области, выраженных в первую очередь в статьях 6-8 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах [9] и конвенциях Международной организации охраны труда. Россия является приверженцем неукоснительного выполнения норм и принципов международного права в сфере охраны труда.

25 лет назад в основополагающем политико-правовом документе Российского государства -Конституции Российской Федерации право на труд было закреплено в качестве одного из важнейших прав граждан и принципиальной основы социального государства (статья 7) [10]. Кроме того, были сформулированы такие важнейшие аспекты права на труд, как свобода труда, запрет на принудительный труд, достойные условия труда, право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы, право на трудовые споры, включая право на забастовку, право на отдых (статья 37). За это время создано также не идеальное, но достаточно широкое и полноценное национальное законодательство о труде, включающее в себя значительный спектр гарантий защиты права на труд [11].

Государством принимаются значительные меры для гарантирования права на труд и реализации на практике положений законодательства. Создание достойных условий труда, а главное - повышение производительности труда и оплаты труда являются важнейшей задачей государства, одним из главных источников роста нашей страны [12].

Значительным шагом в этом направлении стал принятый в 2017 году Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» [13], реализация которого уже принесла определенные позитивные результаты.

По официальной статистике Минтруда России и Росстата, в 2018 году «заработные платы растут и в реальном, и в номинальном выражении беспрецедентными темпами - практически на 11% увеличилась заработная плата, реальные доходы россиян в январе - сентябре 2018 года увеличились на 1.7%, рост реальной заработной платы за январь - сентябрь составил 8.4%» [14].

Вместе с тем до настоящего времени остаются нерешенными значительное количество проблем, связанных с гарантированием трудовых прав граждан. К системным проблемам современных трудовых правоотношений следует отнести в первую очередь низкий уровень оплаты труда подавляющей части граждан России и, как следствие, высокие показатели бедности среди трудящихся, безработицу и отсутствие широких возможностей трудоустройства для наименее социально защищенных групп населения, в том числе молодежи и граждан старшего возраста, невыплату заработной платы трудящимся, особенно при банкротстве предприятий, незаконные увольнения и дискриминацию при приеме на работу, постоянные неоплачиваемые переработки, ставшие нормой труда в современной России, как и в большинстве развитых государств мира.

Как показывают исследования Института социологии РАН, в настоящее время существует тенденция к системному изменению «взаимоотношений работников и работодателей со смещением акцента в этих отношениях в сторону углубления бесправного положения работающих, наращивания объемов их трудовых нагрузок с одновременным снижением их социальной защищенности» [2].

В настоящее время как перед мировым сообществом, так и перед Российским государством наиболее остро стоят проблемы бедности и растущего социального расслоения общества. Неравенство приобретает колоссальные масштабы: «10 лет назад 335 богатейших людей мира владели половиной богатств. Сегодня половиной богатств владеют 8 семей. Это 1% населения Земли. Никогда ножницы не были столь велики» [15]. При этом за чертой бедности в России в 2018 году, по официальным данным, находятся около 20 млн человек, а так называемый децильный коэффициент (соотноше-

ние доходов 10% наиболее бедных и 10% наиболее богатых граждан) является одним из самых высоких в мире и превышает 15 единиц [16]. При этом более 7% населения России живут на 10 долларов в день и меньше, что выходит за границы бедности, установленные на международном уровне [17].

К сожалению, продолжает стоять в полный рост проблема «работающих бедных» граждан России, которые формально реализуют свое право на труд, однако добиться справедливого вознаграждения за него и достойных условий существования не могут. Особенно актуальна данная проблема для семей, имеющих детей.

При этом необходимо отметить, что для граждан России право на труд имеет приоритетное значение по сравнению с иными правами и свободами. Так, социологические исследования Фонда общественного мнения (далее -ФОМ), проведенные по заказу Уполномоченного в 2015-2017 годах, традиционно позволяющие сформировать рейтинг значимости прав и свобод человека и гражданина, показали, что право на труд на протяжении последних лет сохраняет лидирующие позиции по своему значению для граждан России наряду с правом на образование, медицинскую помощь и жилище.

При этом значимость права на труд и его справедливую оплату выросла с 48% в 2016 году до 52% в 2017 году. Более всего вопросы защиты трудовых прав волновали жителей Волгоградской области (76%), Хабаровского края (69%), Чувашской Республики (67%). Особую обеспокоенность низким уровнем заработной платы отмечают респонденты в Республике Ингушетия (63.6%), Алтайском крае (61.9%), Кабардино-Балкарской Республике (59.8%), Республике Мордовия (59.5%), Ставропольском крае (57.6%) [6].

Важнейшей проблемой в сфере защиты трудовых прав остается обеспечение справедливости и законности при оплате труда, о чем свидетельствует официальная статистика. Так, за 2017 год, по данным Генеральной прокуратуры Российской Федерации, возбуждено свыше 1 тыс. уголовных дел, около 50 тыс. виновных в задержках зарплаты привлечены к дисциплинарной и административной ответственности [18]. Вместе с тем долги по заработной плате на российских предприятиях, по данным Росстата, составляют более 3 млрд рублей [19].

Только благодаря вмешательству Уполномоченного в 2017 году совместно с органами государственной власти, особенно с органами прокуратуры, удалось оказать содействие в защите трудовых прав более чем 13.4 тыс. граждан, в том числе удалось добиться ликвидации

задолженности по заработной плате для 12.5 тыс. работников, включая строителей космодрома «Восточный» (6000 человек), работников ПАО «Сибнефтегеофизика» в Новосибирской области (1088 человек), ГК «Кингкоул» в Ростовской области (более 2400 человек), ООО «БТС-Гидрострой» (783 человека) в Республике Северная Осетия - Алания, и других [6].

Одной из системных проблем существующей правовой базы в области трудовых отношений и правоприменительной практики является невыплата заработной платы работникам обанкротившихся предприятий и привлечение к ответственности работодателей (собственников) предприятий-банкротов.

Действующая система правового регулирования в данной области позволяет взыскивать в пользу работников обанкротившихся предприятий денежные средства в оплату долга по заработной плате в рамках имущества и денежных средств, находящихся на счетах обанкротившегося предприятия. Вместе с тем в соответствии с пунктом 9 статьи 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» [20] требования кредиторов, не удовлетворенные по причине недостаточности имущества должника, считаются погашенными. Таким образом, после завершения процедуры банкротства оставшаяся задолженность по заработной плате работникам не выплачивается и какие-либо механизмы ее выплаты на законодательном уровне отсутствуют.

В этой связи Президентом Российской Федерации В.В. Путиным в апреле 2017 г. поддержана инициатива Уполномоченного о повышении ответственности работодателей и собственников обанкротившихся предприятий перед трудовыми коллективами [21]. Однако до настоящего времени выработка законодательного механизма решения данного вопроса Правительством Российской Федерации не завершена. Представляется, что справедливым было бы обращать взыскание дополнительно на иное имущество собственника предприятия при банкротстве, когда есть основания полагать, что им предпринимались недобросовестные действия с целью избежать уплаты положенного работникам вознаграждения за труд. Конечно, с целью соблюдения баланса интересов целесообразно в каждом конкретном случае учитывать объективные данные о наличии у собственника необходимых денежных средств для погашения долга.

Кроме того, позитивный эффект могло бы дать совершенствование правового регулирования ответственности за преднамеренное (статья 196 УК РФ) либо фиктивное банкротство (статья 197 УК РФ) [22] предприятия, поскольку по данным статьям за первое полугодие 2018 г.

были осуждены всего 14 и 1 гражданин, в 2017 г. - 25 и 2 гражданина соответственно [23]. Таким образом, данные статьи носят фактически спящий характер.

Видимо, необходимо корректировать диспозицию статей 196-197 УК РФ, вводя более приемлемое с точки зрения правоприменительной практики описание данных составов преступлений, которое позволит эффективно привлекать к ответственности недобросовестных работодателей. Так, в настоящее время лицо, допустившее преднамеренное либо фиктивное банкротство, можно привлечь к ответственности только при наличии крупного ущерба, что существенно ограничивает возможности защиты прав трудящихся уголовно-правовыми средствами.

Еще одним мощным фактором, оказывающим влияние на возможности гарантирования и защиты прав человека в трудовой сфере, выступает массированное внедрение в сферы государственного управления, социальной организации и общественного сознания инновационных компьютерных технологий. Открывая, на первый взгляд, практически безграничные возможности для самореализации и развития личности, высокие технологии, последовательно занимая важнейшие сектора общественных отношений, могут оказывать негативное воздействие на уровень защищенности прав и свобод человека и гражданина.

Так, масштабная автоматизация, роботизация и компьютеризация производства в современной России, приводящая к повышению производительности и эффективности труда, удешевлению стоимости продукции, развитию новых сфер промышленности, может в скором будущем способствовать развитию процессов лишения возможностей для реализации права на труд для многих граждан, которые потеряют работу из-за замены их трудовых функций новыми компьютерными технологиями и системами. Другая важная тенденция в области защиты трудовых прав связана с появлением новых секторов трудовых правоотношений, профессий и направлений трудовой деятельности, которых не существовало ранее, требующих порой совершенно новых подходов к правовому регулированию. Например, сегодня сложился целый спектр трудовой деятельности в сети Интернет, который может быть связан с фрилан-сингом, коммерцией, творчеством, распространением информации и многими другими аспектами, которые требуют регулирования с позиции цифровой экономики и цифрового права.

Уже сегодня ведущие мировые специалисты указывают, что работа становится привилегией. И если пару сот лет назад станки и машины вы-

теснили рабочих, то в настоящее время компьютер отбирает работу у служащих, а искусственный интеллект уже вступает в конкуренцию с представителями творческих профессий [15]. Это приводит к сокращению возможностей для самореализации личности, сворачиванию социальных лифтов, сложностям у многих граждан с поиском достойной работы по специальности после окончания высшего учебного заведения. В данном контексте проблема социальной справедливости применительно к трудовой сфере приобретает новое звучание, поскольку сама возможность трудиться становится благом, которое требует справедливого распределения между членами общества. Подтверждением тому выступают звучащие в последнее время предложения на высшем уровне о необходимости предлагать гражданам работу по невысоким ставкам, так называемые социальные контракты для того, «чтобы люди что-то делали, а не сидели дома, получая пособия по безработице» [3].

В этой связи представляется, что пришло время по-новому посмотреть на проблемы справедливости в контексте реализации права на труд. С одной стороны, очевидно, что России требуется глобальное повышение производительности труда, и добиться его необходимо за счет консолидации усилий всего гражданского общества. С другой стороны, невозможно достигнуть принципиально новых целей, опираясь на традиционные механизмы и средства. Россия замыкает пятерку самых трудолюбивых стран - следом за Грецией, Южной Кореей, Коста-Рикой и Мексикой, россияне проводят на работе значительную часть своей жизни, постоянные переработки и сверхурочные стали нормой, а производительность труда остается на прежнем уровне, в то время как в крупнейшей экономике Европы - германской официально трудятся 35 часов в неделю, а профсоюзы успешно борются за сокращение продолжительности труда до 28 часов в неделю [24]. Таким образом, решение амбициозных задач, поставленных руководством государства, требует не просто увеличения количества времени труда, но качественного прорыва в производстве, экономике, юридических механизмах обеспечения бизнеса и промышленности.

Значительное падение уровня и качества жизни большого числа граждан, в том числе работающих, требует поиска новых эффективных путей поддержки социально незащищенных категорий населения. Конечно, значительный потенциал кроется в программах переподготовки и повышения квалификации для специалистов, которые потеряли работу или хотят перепрофилироваться с целью повышения уровня своего достатка. Вместе с тем обращают на себя вни-

мание и более кардинальные меры, которые вводятся в развитых государствах, например введенный в Финляндии в 2017 году всеобщий базовый доход или предлагаемый к введению в Италии «доход по гражданству» [15].

Таким образом, реализация требований справедливости в области трудовых правоотношений должна достигаться путем поиска баланса интересов работников и работодателей, различных механизмов и средств защиты прав трудящихся с учетом национальных российских традиций и инновационных тенденций в данной области.

Примечания

1. См.: Сен А. Идея справедливости. М., 2016; Сэндел М. Справедливость. Как поступать правильно? М., 2013; Перельман Х. Три аспекта справедливости // Правоведение. 2013. № 2 (307); Ролз Дж. Теория справедливости. М., 2010; Ллойд Д. Идея права. М., 2009; Фуллер Л.Л. Мораль права. М., 2007.

2. Попыхтел и умер. Японцы убивают себя из-за работы. Уволиться нельзя. URL: https://news. mail.ru/society/33082949/ (дата обращения: 19.11.2018).

Список литературы

1. Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. URL: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/about/de velopment-agenda/ (дата обращения: 18.11.2018).

2. Зорькин В.Д. Буква и дух Конституции. URL: https://rg.ru/2018/10/09/zorkin-nedostatki-v-konstitucii-mozhno-ustranit-tochechnymi-izmeneniiami.html (дата обращения: 18.11.2018).

3. Кудрин А.Л. Названа цена борьбы с бедностью в России. URL: https://news.mail.ru/society/35488951 /?frommail=1 (дата обращения: 28.11.2018).

4. Голикова сообщила о нехватке мер для выполнения плана Путина по бедности. URL: https://www.rbc.ru/society/27/09/2018/5bacd4099a7947 0656ccc3d3 (дата обращения: 27.11.2018).

5. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2016 год // Российская газета. 2017. № 104.

6. Доклад о деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2017 год // Российская газета. 2018. № 81.

7. Уполномоченный защитил трудовые права моряков. URL: http://ombudsmanrf.org/news/done/view /udalos_upolnomochennyj_zashhitil_trudovye_prava_m orjakov (дата обращения: 28.11.2018).

8. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948). Режим доступа из СПС «КонсультантПлюс».

9. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (принят 16.12.1966 г. Резолюцией 2200 (XXI) на 1496-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН). Режим доступа из СПС «КонсультантПлюс».

10. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // Собрание законодательства РФ. 2014. № 31. Ст. 4398.

11. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 3.

12. Послание Президента Федеральному Собранию 01.03.2018. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/ transcripts/messages/56957 (дата обращения: 03.08.2018).

13. Федеральный закон от 28.12.2017 г. № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части повышения минимального размера оплаты труда до прожиточного минимума трудоспособного населения» // Собрание законодательства РФ. 2018. № 1 (Ч. I). Ст. 5.

14. Глава Минтруда назвал темпы роста зарплат беспрецедентными. URL: https://ria.ru/economy/ 20181024/1531376504.html?utm_source=yxnews&utm_ medium=desktop (дата обращения: 14.11.2018).

15. Работа становится привилегией. URL: https://news.mail.ru/society/33252459/?frommail=1 (дата обращения: 01.05.2018).

16. Росстат: доходы самых богатых россиян в 15 раз выше доходов самых бедных. URL: https://news.mail.ru/economics/34037315/?frommail=1 (дата обращения: 08.07.2018).

17. Неравенство и бедность // Официальный сайт Росстата. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/

rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/poverty/# (дата обращения: 14.11.2018).

18. Выступление Генерального прокурора Российской Федерации Юрия Чайки. URL: https:// genproc.gov.ru/smi/news/news-1333942/ (дата обращения: 16.10.2018).

19. Долги по зарплате в России к маю выросли до 3 миллиардов рублей. URL: https://www.kp.ru/ daily/26831.5/3871259/ (дата обращения: 16.10.2018).

20.Федеральный закон от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.

21. Встреча с Уполномоченным по правам человека Татьяной Москальковой. URL: http://www. kremlin.ru/events/president/news/57265 (дата обращения: 17.10.2018).

22. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954.

23. Данные судебной статистики Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id=79& item=4572 (дата обращения: 17.10.2018).

24. От зари до зари: когда в России сократят рабочую неделю. URL: https://ria.ru/economy/20180 202/1513727809.html (дата обращения: 18.11.2018).

SOCIAL JUSTICE AND THE RIGHT TO WORK I.V. Chechelnitsky

In this article, we examine some current issues concerning the implementation of the principle of justice in modern Russia in the context of the right to work, analyze a number of problematic issues of protecting citizens' labor rights, formulate some approaches to improving legislation and law enforcement practice in protecting citizens' labor rights. A review is given of the activities of the Commissioner for Human Rights in the Russian Federation on the protection of the right to work and the restoration of social justice.

Keywords: social justice, justice, human rights, right to work, Commissioner for Human Rights in the Russian Federation.

References

1. Povestka dnya v oblasti ustojchivogo razvitiya na period do 2030 goda. URL: https://www.un.org/sustain nabledevelopment/ru/about/development-agenda/ (data obrashcheniya: 18.11.2018).

2. Zor'kin V.D. Bukva i duh Konstitucii. URL: https://rg.ru/2018/10/09/zorkin-nedostatki-v-konstitucii-mozhno-ustranit-tochechnymi-izmeneniia mi.html (data obrashcheniya: 18.11.2018);

3. Kudrin A.L. Nazvana cena bor'by s bednost'yu v Rossii. URL: https://news.mail.ru/society/35488951 /?frommail=1 (data obrashcheniya: 28.11.2018).

4. Golikova soobshchila o nekhvatke mer dlya vy-polneniya plana Putina po bednosti. URL: https://www.rbc.ru/society/27/09/2018/5bacd4099a7947 0656ccc3d3 (data obrashcheniya: 27.11.2018).

5. Doklad o deyatel'nosti Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii za 2016 god // Rossijskaya gazeta. 2017. № 104.

6. Doklad o deyatel'nosti Upolnomochennogo po pravam cheloveka v Rossijskoj Federacii za 2017 god // Rossijskaya gazeta. 2018. № 81.

7. Upolnomochennyj zashchitil trudovye prava mo-ryakov. URL: http://ombudsmanrf.org/news/done/ view/udalos_upolnomochennyj_zashhitil_trudovye_prav a_morjakov (data obrashcheniya: 28.11.2018).

8. Vseobshchaya deklaraciya prav cheloveka (prinya-ta General'noj Assambleej OON 10.12.1948). Rezhim dostupa iz SPS «Konsul'tantPlyus».

9. Mezhdunarodnyj pakt ob ehkonomicheskih, so-cial'nyh i kul'turnyh pravah (prinyat 16.12.1966 g. Rezo-lyuciej 2200 (XXI) na 1496-m plenarnom zasedanii General'noj Assamblei OON). Rezhim dostupa iz SPS «Konsul'tantPlyus».

10. Konstituciya Rossijskoj Federacii (prinyata vse-narodnym golosovaniem 12.12.1993) // Sobranie zako-nodatel'stva RF. 2014. № 31. St. 4398.

11. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii ot 30.12.2001 g. № 197-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2002. № 1 (ch. 1). St. 3.

12. Poslanie Prezidenta Federal'nomu Sobraniyu 01.03.2018. URL: http://www.kremlin.ru/events/presi dent/transcripts/messages/56957 (data obrashcheniya: 03.08.2018).

168

H.B. ^euenbmqKuü

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Federal'nyj zakon ot 28.12.2017 g. № 421-FZ «O vnesenii izmenenij v otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossijskoj Federacii v chasti povysheniya minimal'nogo razmera oplaty truda do prozhitochnogo minimuma tru-dosposobnogo naseleniya» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2018. № 1 (Ch. I). St. 5.

14. Glava Mintruda nazval tempy rosta zarplat be-sprecedentnymi. URL: https://ria.ru/economy/201810 24/1531376504.html?utm source=yxnews&utm_mediu m=desktop (data obrashcheniya: 14.11.2018).

15. Rabota stanovitsya privilegiej. URL: https://news.maiLru/society/33252459/?frommaü=1 (data obrashcheniya: 01.05.2018).

16. Rosstat: dohody samyh bogatyh rossiyan v 15 raz vyshe dohodov samyh bednyh. URL: https://news. mail.ru/economics/34037315/?frommail=1 (data obrash-cheniya: 08.07.2018).

17. Neravenstvo i bednost' // Oficial'nyj sajt Rosstata. URL: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main /rosstat/ru/statistics/population/poverty/# (data obrash-cheniya: 14.11.2018).

18. Vystuplenie General'nogo prokurora Rossijskoj Federacii Yuriya Chajki. URL: https://genproc.gov.ru/

smi/news/news-1333942/ (data obrashcheniya: 16.10.2018).

19. Dolgi po zarplate v Rossii k mayu vyrosli do 3 milliardov rublej. URL: https://www.kp.ru/daily/ 26831.5/3871259/ (data obrashcheniya: 16.10.2018).

20.Federal'nyj zakon ot 26.10.2002 g. № 127-FZ «O nesostoyatel'nosti (bankrotstve)» // Sobranie zakonodatel'stva RF. 2002. № 43. St. 4190.

21. Vstrecha s Upolnomochennym po pravam chelo-veka Tat'yanoj Moskal'kovoj. URL: http://www.krem lin.ru/events/president/news/57265 (data obrashcheniya: 17.10.2018).

22. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 g. № 63-FZ // Sobranie zakonodatel'stva RF. 1996. № 25. St. 2954.

23. Dannye sudebnoj statistiki Sudebnogo departa-menta pri Verhovnom Sude Rossijskoj Federacii. URL: http://www.cdep.ru/index.php?id =79&item=4572 (data obrashcheniya: 17.10.2018).

24. Ot zari do zari: kogda v Rossii sokratyat rabo-chuyu nedelyu. URL: https://ria.ru/economy/20180202/ 1513727809.html (data obrashcheniya: 18.11.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.