УДК 341.23 ; 342.7
Кабанов Владимир Львович
кандидат педагогических наук, доцент Российский университет дружбы народов, г. Москва
ВОПРОСЫ ЗАЩИТЫ ПРАВА НА ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ ИЗ ЧИСЛА ЦЫГАН (РОМА)
Современный правозащитный метод подразумевает выделение наиболее уязвимых категорий населения с тем, чтобы разработать специальные эффективные методики их защиты. Данное явление проявляется и при защите прав детей. Одной из наиболее уязвимых категорий детей являются дети из числа цыган (рома). В рамках настоящей статьи детально рассматриваются права детей из числа цыган на образование, анализируются соответствующие документы, принятые в рамках договорных органов по правам человека системы ООН и региональных европейских организаций. Особое внимание уделяется практике Российской Федерации, представляется объяснение, почему существующую в России практику в отношении детей из числа цыган нельзя считать сегрегационной.
Ключевые слова: права детей, права детей цыган (рома), международное право, права человека, ООН, Совет Европы, ЕС, ОБСЕ.
Сегодня в мире уделяется существенное внимание защите прав детей [6], особенно детей, относящихся к различным уязвимым группам населения, а именно: детей-инвалидов, детей коренных народов [5], детей-беженцев, просителей убежища (в т. ч. несопровождаемых детей) и детей-мигрантов, детей-рома. Действительно, различные категории детей требуют специально разработанных подходов при защите. В рамках настоящей научной статьи мы бы хотели проанализировать проблемы, встающие при реализации права на образование детей из числа цыган (рома) в России и других государствах, рассмотреть соответствующий международный опыт разрешения этих проблем.
Цыгане являются одним из самых многочисленных этнических меньшинств в Европе (есть они также в Северной Африке, Северной и Южной Америке и Австралии). Их называют - цыгане, рома, синти, мануш, кале. В Европе их численность составляет 10-12 млн. человек, из них в России около 220 тысяч цыган (согласно переписи 2010 г.).
В основных странах проживания цыган в Европе, включая государства-члены Евросоюза, сохраняются негативные явления в отношении представителей этой этнической группы в социально-экономической сфере, до их исключения из общественно-политической жизни общества. Цыгане по-прежнему сталкиваются с предубеждениями, нападениями и даже массовыми высылками. Сохраняются проблемы с их доступом к здравоохранению, трудоустройству и образованию [2].
Дети из числа рома, проживающие в различных европейских государствах, как развитых, так и развивающихся, очень часто либо вообще не учатся в школах, либо не заканчивают их. Таким образом, они имеют крайне ограниченные знания, что, конечно, не позволяет им поступать в университеты и устраиваться на престижную работу. Другой пласт проблемы состоит в отсутствии у них документов, удостоверяющих личность. Это также создает барьеры для поступления в школы. Другими
проблемами, препятствующими осуществлению права на образование детям из числа рома, являются: проблема общественного транспорта из места их проживания до школы, отсутствие денежных средств на оплату имеющегося общественного транспорта, недостаток учебной литературы. Более того, большинство из детей рома, которые отстают в развитии или обладают ограниченными способностями (умственными или физическими), вообще не посещают школ. В настоящем исследовании мы не поднимаем еще проблематику доступа детей из числа рома в дошкольные учреждения, которая также имеет место быть [11].
Международные организации проявляют существенный интерес к защите прав детей из числа цыган. Прежде всего этой проблемой озабочены крупнейшие региональные европейские организации - Совет Европы, Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) и ЕС [15]. Также эта проблема беспокоит правозащитных экспертов ООН, работающих в договорных органах по правам человека.
ОБСЕ была первой международной организацией, которая стала заниматься вопросами защиты прав рома еще в 1990 г. Причиной, побудившей ОБСЕ исследовать этот вопрос, стал небывалый рост проявлений расовой и этнической ненависти, ксенофобии и дискриминации. Чуть позже, в 1994 г. в структуре ОБСЕ был создан специальный орган, призванный заниматься этим вопросом - Контактный пункт по вопросам рома и синти при Бюро ОБСЕ по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ). Особо стоит отметить, что это был вообще первый в мире международный орган, учрежденный для защиты прав рома и интеграции их в общество. Помимо институционального строительства в ОБСЕ стали разрабатывать и международные документы в этой сфере. В рамках ОБСЕ в 2003 г. был выработан всеобъемлющий документ под названием «План действий по улучшению положения рома и син-ти в регионе ОБСЕ» [4], где раздел 5 полностью
266
Вестник КГУ ^ № 3. 2018
© Кабанов В.Л., 2018
посвящен вопросам улучшения доступа к образованию. В этом Плане отмечалась особая роль образования как предпосылка для интеграции рома в европейское общество, подчеркивалось, что необходимо бороться с неграмотностью, повышать посещаемость занятий в школах со стороны детей из числа рома и при этом учитывать их культурную специфику. В этом международном документе содержались следующие рекомендации: борьба с расовой сегрегацией и дискриминацией в области образования детей из числа рома; важность консультирования с представителями рома относительно разработки образовательных программ; способствование тому, чтобы представители рома сами шли преподавать в школы; уделять на уроках внимание вопросам истории и культуры цыган; бороться с фактами обучения цыган в специальных школах и специальных классах, что рассматривается как сегрегация [1].
В рамках Совета Европы в качестве приоритетных проблем выделяются следующие: борьба с языком вражды и преступлениями на почве ненависти к рома; борьба с сегрегацией в системе образования и поощрение инклюзивного образования; работа над искоренением проживания без гражданства среди рома; предотвращение принудительных выселений рома и жилищной сегрегации; устранение препятствий для свободного передвижения рома в контексте международной миграции [12, с. 12]. В 2000 г. была принята Рекомендация Комитета министров № Я (2000) 4 «Образование детей рома/цыган в Европе», где были освещены значимые проблемы при реализации права на образование цыган в европейских государствах [13].
В России, являющейся членом Совета Европы и участницей ОБСЕ, создано уникальное образование - общероссийская общественная организация «Федеральная национально-культурная автономия российских цыган», которая была провозглашена на учредительном съезде цыган России в 1999 году [9]. Среди ее основных уставных целей - сохранение языка, национальной самобытности, развитие образования и культуры цыган, расширение цыганского движения на все регионы страны. В субъектах Российской Федерации были созданы аналогичные региональные автономии цыган, способствующие росту их национального самосознания и активной позиции в отстаивании своих прав и интересов.
На универсальном уровне существует немалое количество международных соглашений, которые закрепляют права детей и устанавливают обязательства государств по осуществлению этих прав. Российская Федерация принимает участие во многих международных договорах в данной области. Для контроля выполнения положений этих международных договоров были созданы договорные органы по правам человека. Различные договорные
органы по правам человека системы ООН в своих заключительных замечаниях по докладам Российской Федерации высказали замечания применительно к существующей в России практике привлечения детей цыган (рома) к образовательному процессу, квалифицируя эту практику в качестве сегрегации [3].
При обзоре ситуации с доступом детей рома к образованию на территории Российской Федерации выявляется отсутствие официальной информации об охвате детей рома образованием.
Имеются лишь отдельные статистические данные. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 г., в Российской Федерации проживало 204958 цыган (рома), среди которых 77599 человек составляли дети в возрастной группе от рождения до 17 лет. По территориальному расселению наибольшее количество цыган проживали в следующих субъектах Российской Федерации: Ставропольский край - 30879, Ростовская область - 16657, Краснодарский край - 12920, Волгоградская область - 8216, Астраханская область - 5214, Воронежская область - 5153, Самарская область - 4875, Тверская область - 4666, Нижегородская область -4469, Челябинская область - 4266, Тамбовская область - 4120, Тульская область - 4043 [7].
Общероссийская общественная организация «Федеральная Национально-Культурная Автономия Российских Цыган» перечисляет следующие основные причины низкого уровня образования среди цыганских детей:
- отсутствие должного уровня подготовки к школе;
- отсутствие опыта восприятия информации и коммуникативного опыта, необходимого для обучения;
- родители не имеют навыков внеклассной работы с детьми;
- учителя не имеют необходимых навыков, не владеют методиками работы с детьми-цыганами.
В результате этих и других причин и обстоятельств дети-цыгане оказываются не подготовленными к обучению и после 2-3 класса теряют интерес к получению образования и покидают школу [8]. Многие из этих детей попрошайничают вместе с их родителями и не посещают школу. Для того чтобы такие дети наверстали упущенный материал, для них в соответствующих школах создают отдельные классы для адаптации к текущему учебному процессу, что оценивается договорными органами по правам человека как проявления сегрегации.
В самом деле, проблема с непрерывным привлечением к образованию детей рома является постоянной заботой государства. Как отмечено в представленном Российской Федерацией национальном докладе в рамках третьего цикла универсального периодического обзора: «С целью более успешной социализации детей-цыган в образова-
Вестник КГУ ^ № 3. 2018
267
тельное пространство школы подготовлена концепция азбуки по русскому языку для детей цыган, не владеющих им, и учебника цыганского языка для начальных классов» (п. 261).
Согласно информации, представленной в соответствии с Рамочной конвенцией о защите национальных меньшинств (2016), в четвертом государственном докладе Российской Федерации в Совете Европы Федеральным институтом развития образования были разработаны новые методики работы с детьми рома, включая привлечение в образовательный процесс представителя цыганского сообщества для улучшения коммуникации между учителями, учащимися и их родителями [14].
Таким образом, сложившаяся практика обучения части детей рома в специальных классах обусловлена мерами по их адаптации к текущему образовательному процессу. Следовательно, специальные классы, создаваемые для детей рома, являются адаптационными, направленными на решение проблем, указанных выше, и не имеют ничего общего с проявлениями сегрегации.
Целесообразность и правомерность российской практики подтверждается Европейским Судом по правам человека (ЕСПЧ) [10] по делу Оршуш и другие против Хорватии. Хотя Суд по данному делу отметил, что зачисление цыганских детей в отдельные классы не имело под собой четких правовых оснований, однако при этом Суд призвал правительство Хорватии принять позитивные меры с целью оказания помощи заявителям в приобретении необходимых лингвистических навыков в максимально короткие сроки, в частности, по организации специальных уроков по языку.
Именно этой цели служит российская практика.
Примечательно, что договорными органами по правам человека системы ООН были сделаны аналогичные замечания по национальным докладам других государств со значительным цыганским населением:
- Комитетом по правам ребенка по объединенным третьему-пятому периодическим докладам Болгарии;
- Комитетом по правам ребенка по объединенным третьему и четвертому периодическим докладам Хорватии;
- Комитетом по правам человека по второму периодическому докладу Греции.
Для дальнейшего прогресса в этом направлении возникает необходимость наличия полной информации о преимущественном проживании цыган на территории Российской Федерации в разбивке по различным показателям, в том числе по положению с образованием детей рома.
Библиографический список
1. БДИПЧ и вопросы рома и синти [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.osce.
org/ru/odihr/104117?download=true (дата обращения 20.08.2018).
2. Выступление Постоянного представителя Российской Федерации А.К. Лукашевича на заседании Постоянного совета ОБСЕ 6 апреля 2017 года по случаю Международного дня цыган [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.osce. org/ru/permanent-council/313291?download=true (дата обращения 20.08.2018).
3. Док. ООН CRC/C/RUS/CO/4-5, para. 59.; UN Committee on the Elimination of Racial Discrimination. Concluding observations on the twenty-third and twenty fourth periodic reports of the Russian Federation [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tbinternet. ohchr.org/_layouts/treatybodyexternal/Download.as px?symbolno=CERD%2fC%2fRUS%2fCO%2f23-24&Lang=ru (дата обращения 06.05.2018).
4. Документ ОБСЕ MC.DEC/3/03, 2 декабря 2003 г. «План действий по улучшению положения рома и синти в регионе ОБСЕ» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.osce. org/ru/odihr/17558?download=true (дата обращения 20.08.2018).
5. Кабанов В.Л. Вопросы защиты прав детей из числа коренных народов по международному праву // Евразийский юридический журнал. - 2016. -№ 7. - С. 91-94
6. Международная защита прав детей: программа курса / А.Х. Абашидзе, Д.А. Гугунский, В.Л. Кабанов, А.Е. Конева, К.О. Кебурия, М.А. Симонова, А.М. Солнцев. - М.: РУДН, 2017.
7. Население по национальности и владению русским языком по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/ croc/Documents/Vol4/pub-04-04.pdf (дата обращения; 06.05.2018).
8. Образование как способ адаптации цыган в российское общество [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://xn--80afhma1aipka1c6c.xn--p1ai/fnka/proekti/obrazovanie-kak-sposob-adaptatsii-cigan/ (дата обращения: 06.05.2018).
9. Официальный сайт «Федеральная национально-культурная автономия российских цыган» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: цыгане-россии.рф (дата обращения 20.08.2018).
10. Официальный сайт Европейского Суда по правам человека [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://hudoc.echr. coe.int/eng#{ "documente ollectionid2":["GRANDCHAMBER","CHAMBER"] (дата обращения: 20.08.2018).
11. Права народа рома и тревеллеров. Выдержки из основного доклада [Электронный ресурс]. - Страсбург, 2012. - С. 12. - Режим доступа: https://rm.coe.int/-/16807971b9 (дата обращения: 20.08.2018).
12. Права народностей рома и лиц, ведущих кочевой образ жизни [Электронный ресурс]. - Режим
268
Вестник КГУ ^ № 3. 2018
доступа: https://www.coe.int/ru/web/commissioner/ thematic-work/roma-and-travellers (дата обращения: 20.08.2018).
13. Рекомендации Комитета министров № R (2000) 4 «Образование детей рома/цыган в Европе». - 03.02.2000 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://search.coe.int/cm/Pages/ result_details.aspx?0bjectID=09000016805e2e91 (дата обращения: 20.08.2018).
14. Четвертый государственный доклад Российской Федерации в Совет Европы в соответствии с Рамочной конвенцией о защите национальных меньшинств (2016). The fourth state report submitted by the Russian Federation (ACFC/SR/ IV(2016)006) to the Council of Europe (2016) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rm.coe. int/16806fd935 (дата обращения: 06.05.2018).
15. Roma integration in EU countries [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://ec.europa. eu/info/policies/justice-and-fundamental-rights/ combatting-discrimination/roma-and-eu/roma-integration-eu-countries_en (дата обращения: 20.08.2018).
References
1. BDIPCH i voprosy roma i sinti [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.osce.org/ru/ odihr/104117?download=true (data obrashcheniya 20.08.2018).
2. Vystuplenie Postoyannogo predstavitelya Rossijskoj Federacii A.K. Lukashevicha na zasedanii Postoyannogo soveta OBSE 6 aprelya 2017 goda po sluchayu Mezhdunarodnogo dnya cygan [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.osce.org/ ru/permanent-council/313291 ?download=true (data obrashcheniya 20.08.2018).
3. Dok. OON CRC/C/RUS/CO/4-5, para. 59.; UN Committee on the Elimination of Racial Discrimination. Concluding observations on the twenty-third and twenty fourth periodic reports of the Russian Federation [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://tbinternet.ohchr.org/_layouts/ treatybodyexternal/Download.aspx?symbolno=CE RD%2fC%2fRUS%2fCO%2f23 -24&Lang=ru (data obrashcheniya 06.05.2018).
4. Dokument OBSE MC.DEC/3/03, 2 dekabrya 2003 g. «Plan dejstvij po uluchsheniyu polozheniya roma i sinti v regione OBSE» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://www.osce.org/ ru/odihr/17558?download=true (data obrashcheniya 20.08.2018).
5. Kabanov V.L. Voprosy zashchity prav detej iz chisla korennyh narodov po mezhdunarodnomu
pravu // Evrazijskij yuridicheskij zhurnal. - 2016. -№ 7. - S. 91-94
6. Mezhdunarodnaya zashchita prav detej: programma kursa / A.H. Abashidze, D.A. Gugunskij, V.L. Kabanov, A.E. Koneva, K.O. Keburiya, M.A. Simonova, A.M. Solncev. - M.: RUDN, 2017.
7. Naselenie po nacional'nosti i vladeniyu russkim yazykom po sub"ektam Rossijskoj Federacii [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: http://www. gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/Documents/ Vol4/pub-04-04.pdf (data obrashcheniya; 06.05.2018).
8. Obrazovanie kak sposob adaptacii cygan v rossijskoe obshchestvo [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: http://xn--80afhma1aipka1c6c.xn--p1ai/fnka/proekti/obrazovanie-kak-sposob-adaptatsii-cigan/ (data obrashcheniya: 06.05.2018).
9. Oficial'nyj sajt «Federal'naya nacional'no-kul'turnaya avtonomiya rossijskih cygan» [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: cyganerossii. rf (data obrashcheniya 20.08.2018).
10. Oficial'nyj sajt Evropejskogo Suda po pravam cheloveka [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://hudoc.echr.coe.int/eng#{"documentcollectio nid2" : ["GRANDCHAMBER","CHAMBER"] (data obrashcheniya: 20.08.2018).
11. Prava naroda roma i trevellerov. Vyderzhki iz osnovnogo doklada [EHlektronnyj resurs]. - Strasburg, 2012. - S. 12. - Rezhim dostupa: https://rm.coe.int/-/16807971b9 (data obrashcheniya: 20.08.2018).
12. Prava narodnostej roma i lic, vedushchih kochevoj obraz zhizni [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://www.coe.int/ru/web/ commissioner/thematic-work/roma-and-travellers (data obrashcheniya: 20.08.2018).
13. Rekomendacii Komiteta ministrov № R (2000) 4 «Obrazovanie detej roma/cygan v Evrope». - 03.02.2000 [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://search.coe.int/cm/Pages/ result_details.aspx?ObjectID=09000016805e2e91 (data obrashcheniya: 20.08.2018).
14. CHetvertyj gosudarstvennyj doklad Rossijskoj Federacii v Sovet Evropy v sootvetstvii s Ramochnoj konvenciej o zashchite nacional'nyh men'shinstv (2016). The fourth state report submitted by the Russian Federation (ACFC/SR/IV(2016)006) to the Council of Europe (2016) [EHlektronnyj resurs]. -Rezhim dostupa: https://rm.coe.int/16806fd935 (data obrashcheniya: 06.05.2018).
15. Roma integration in EU countries [EHlektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://ec.europa.eu/info/ policies/justice-and-fundamental-rights/combatting-discrimination/roma-and-eu/roma-integration-eu-countries_en (data obrashcheniya: 20.08.2018).
Вестник КГУ _J № 3. 2018
269