Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ КРЕДИТНОМОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ВУЗАХ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ КРЕДИТНОМОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ВУЗАХ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Fan-Sportga
Область наук
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ИНТЕГРАЦИЯ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ / КРЕДИТНО МОДУЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПРОБЛЕМЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эрдонов О.Л., Махмудов В.В.

Мақолада олий ўқув юртларида жисмоний тарбиянинг асосий замонавий муаммолари кўриб чиқилиб, дунёнинг етакчи хорижий давлатлари ва мамлакатимизнинг кредит модулли таълим тизимининг моҳияти солиштирилиб таҳлил этилган.Рассматриваются основные современные проблемы физического воспитания ВУЗах, а также сопоставляются и раскрываются сущность кредитно модульной системы образования ведущих зарубежных стран мира и Республики Узбекистан.The main modern problems of physical education in universities are considered, as well as the essence of the credit modular education system of the leading foreign countries of the world and the Republic of Uzbekistan is compared and revealed.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Эрдонов О.Л., Махмудов В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ КРЕДИТНОМОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ВУЗАХ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН»

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

богликлик хакидаги бошка адабий манбаларда мавжуд маълумотларни тасдиклади. Шу билан бирга, хоккейда жисмоний тайёргарлик мавзуси одатда фитнес залида умумий жисмоний тайёргарлик ёки муз устидаги мах-сус жисмоний тайёргарлик сифатида куриб чикилади. Ушбу булимда тавсифланган тадкикот давомида олинган натижалар спортчининг музда ва муздан ташкарида курсатадиган тезкорлик кобилиятлари уртасида хеч кан-дай богликлик йуклигини таъкидлаган нуфузли хоккей мутахассиси фикрига мос келмайди. Шунга карамай, тадкикотда катнашган иштирокчиларнинг саралаш ва замонавий электрон руйхатга олиш воситалари тезкорлик ва тезкор-куч кобилиятлари турли хил намоён булиш шароитларида сезиларли утиш даражасига эга эканлигини ишонч билан айтишга имкон берди. Утиш даражаси, албатта, машгулот даври ва спортчининг тайёргарлик даражасига боглик. Шуни хам таъкидлаш керакки, "мушаклар кучлирок, лекин тезрок эмас" [6] деган мавжуд фикр бироз нотугри, чунки мушаклар кискаришининг бошка усуллари мавжуд булиб, уларда куч тулик намоён булади.

Натижаларни тахлил килиш спортчиларнинг музда ва ердаги машкларда курсатадиган тезкорлик ва тез-кор-куч кобилиятлари уртасидаги юкори богликлик-ни, шунингдек, хоккейчиларнинг статик (мутлок) куч

ва тезкорлик кобилиятлари уртасидаги богликликнинг уртача даражасини аниклади.

Адабиётлар:

1. Davletmuratov, Sultanbek Ruzimovich (2021) "The use of specialized exercises in the preparatory period of ice-hockey players", Eurasian Journal of Sport Science: Vol. 1 : Iss. 1, Articlye 11.

2. Давлетмуратов С.Р. Тренировочные нагрузки хоккеистов в подготовительном периоде. Фан-спортга. Илмий-амалий журнал. - 2020/4. 33-35 б.

3. Занковец В. Э. Энциклопедия тестирований. М.: Спорт, 2016. - 456 с.

4. Курьянова, Н.И. Информационные технологии: Учебно-методическое пособие / Н.И. Курьянова, Ю.О. Волков, В.К. Пономаренко. - Бел. гос. ун-т физ. культуры. - Мн.:БГУФК, 2013. - 37 с.

5. Макарова, Н.В. Статистика в Ехcел: Учебное пособие / Н.В. Макарова, В.Я. Трофимец. - М.: Финансы и статистика, 2002. - 368 с.

6. Никонов, Ю.В. Физическая подготовка хоккеистов: методическое пособие / Ю.В. Никонов. - Минск: Витпостер, 2014. - 576 с.

7. Савин, В.П. Теория методика хоккея: Учебник для студ. высш. учеб.заведений /В.П. Савин. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 400 с.

8. Сарсания, С.К. Показатель специальной подготовленности хоккеистов и методика его оценки / С.К. Сарсания, В.Н. Селуянов // М.: Хоккей. Ежегодник. - 1986. - С. 50-53.

9. Смит, Майкл А. Хоккей. Настольная книга тренера / Майкл А. Смит; пер. с англ. Н.А. Чупеева. - М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010. - 219 с.: ил.

10. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.:Издательский центр «Академия», 2003. - 480 с.

А "к

Информация для связи с автором:

orif_erdonov@mail.ru

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВНЕДРЕНИЯ КРЕДИТНО-МОДУЛЬНОЙ СИСТЕМЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В ВУЗАХ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Доктор педагогических наук, доцент

О.Л. ЭРДОНОВ1

1 Ташкентский университет информационных технологий имени Мухаммада аль-Хорезми, город Ташкент, Узбекистан

Ассистент

В.В. МАХМУДОВ2

^Национальный исследовательский университет "Ташкентский институт инженеров ирригации и механизации сельского хозяйства" город Ташкент, Узбекистан

Аннотация

Annotation

Рассматриваются основные современные проблемы физического воспитания ВУЗах, а также сопоставляются и раскрываются сущность кредитно-модульной системы образования ведущих зарубежных стран мира и Республики Узбекистан.

Ключевые слова: болонский процесс, интеграция высшей школы, кредитно-мо-дульная система, проблемы физического воспитания.

Маколада олий укув юртларида жисмоний тарбиянинг асосий замонавий муаммолари куриб чикилиб, дунёнинг етакчи хорижий давлатлари ва мамлакатимизнинг кредит-модулли таълим тизимининг мо^ияти солиштирилиб тахлил этилган.

Калит сузлар: Болония жараёни, олий таълим интеграцияси, кредит-модул тизими, жисмоний тарбия муаммолари.

The main modern problems of physical education in universities are considered, as well as the essence of the credit-modular education system of the leading foreign countries of the world and the Republic of Uzbekistan is compared and revealed.

Key words: bologna process, integration of higher education, credit-module system, problems of physical education.

Уже второе десятилетие европейское образовательное сообщество живет под знаком, так называемого Болонского процесса. С момента, как открыты в г.Ташкенте филиалы международных вузов Великобритании (Вестминстерский университет),

Федеративной Республики Германии (институт им. И.В.Гёте), Республики Италии (Туринский университет), Российской Федерации (университеты им. Г.В.Плеханова и им. М.В.Ломоносова), Белорусский университет и интегрированные вузы Кореи, Японии,

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

см см о см

го га

0

ю

1

Индии, Сингапура, т.д., которые подписывались, или интегрировались в Болонское соглашение, на сегодняшний день ряд национальных вузов Республики Узбекистан, а их сегодня более 30 начали реализацию комплекса мероприятий, обеспечивающих интеграцию высшей школы в международное образовательное пространство.

Конечная цель прозрачна: дать возможность учащейся молодёжи получать образование там, где это им по тем или иным причинам более удобно, и может быть проходить образовательную программу не в одном вузе, а по частям - в разных. Возможно это в том случае, если в разных вузах не только программы и учебные планы, но и схемы обучения будут схожими. Пока такой глобальной схожести в мире нет нигде. Сегодня попытку устранить «университетские границы», обеспечить «образовательную прозрачность» предпринимают страны Европы [1].

Сознавая важность и значимость проблемы всестороннего воспитания студентов, кафедра физической культуры Ташкентского университета информационных технологий имени Мухаммада аль-Хоразмий большое внимание уделяет организации практических занятиях спортивной направленности на основе технологии использования мини-футбола, волейбола, гандбола внеучебной спортивно-массовой и физкультурно-оздоровительной деятельности студентов как важнейшему фактору духовно-нравственного развития, восстановления, реабилитации физического состояния, снятия нервно-эмоционального напряжения. Так спортивно-массовая и физкультурно-оздоровительная работа проводится вне сетки расписания учебных занятий и ведется по трем направлениям: работа отделений спортивного совершенствования (по видам спорта), организация и проведение спортивно-массовых общеуниверситетских мероприятий; широкая пропаганда здорового образа жизни, привлечение учащейся молодежи к занятиям физической культурой и спортом [8].

Ташкентский университет информационных технологий им. Мухаммада ал-Хоразмий в соответствии с постановлением Кабинета Министров Узбекистана «О мерах по коренному совершенствованию и повышению эффективности системы подготовки кадров в Ташкентском университете информационных технологий имени Мухаммада ал-Хоразмий» от 24 июля 2018 года дано право осуществить переход на кредитно-модульную систему образования. В этом же году начат полномасштабный эксперимент в рамках интеграции целей Болонской декларации на всех факультетах, начиная с первого курса, по всем направлениям подготовки.

В рамках интеграции вузов Узбекистана в международное образовательное пространство ключевое значение имеет внедрение системы переноса и накопления кредитов - системы ЕСТS. Именно система ЕСТS является основным инструментом обеспечения академической мобильности преподавателей и студентов вузов, гарантирующий сопоставимость учебных программ, признание квалификации и применение их

для образования в течение всей жизни.

Кардинальным отличием кредитной системы от традиционной является отказ от традиционной оценки уровня образованности в количестве времени, затраченного на образование (часы, семестры, годы). В кредитной системе делается попытка учитывать «количество образования», полученного студентом, мерой которого и является зачетная единица кредит

[4].

Подготовка студентов осуществляется таким образом, чтобы выпускники технического вуза, начиная трудовую деятельность, могли быстро приспособиться к производственным условиям, овладеть новейшей технологией. Это становится возможным лишь в том случае, если выпускники обладают определенным уровнем развития профессионально важных физических качеств, способны управлять своими движениями и совершать их экономно, без затрат лишней энергии. На выполнение этой комплексной задачи должны быть направлены занятия в вузе физическими упражнениями с профессиональной и оздоровительной направленностью. Причем профессиональная подготовка не может быть изолированной, оторванной от общей физической подготовки [5]. Наоборот, её эффективность возможна только на базе ОФП, и их тесная взаимосвязь позволит осуществлять подлинно разностороннее физическое воспитание студентов. Реформа высшего образования РУз., внедрение кре-дитно-модульной системы ВУЗ в нашей республике, а также интеграция в Болонский процесс ставит перед национальными вузами множество новых задач, в том числе проблему адаптации физического воспитания студентов к современным реалиям.

В совместном заявлении 29 министров образования европейских стран «Зона европейского высшего образования», сделанном 19 июня 1999 года на совещании в итальянском городе Болонья, записано, что в течение первого десятилетия нового тысячелетия в Европе должно быть создано единое образовательное пространство. Основные цели этого процесса следующие:

принятие системы легко понимаемых и сопоставимых степеней, в том числе, через внедрение Приложения к диплому, для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования;

принятие системы, основанной, по существу, на двух основных циклах - достепенного и послесте-пенного. Доступ ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первого цикла, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня. Второй цикл должен вести к получению степени магистра и/или степени доктора, как это принято во многих европейских странах;

внедрение системы кредитов по типу ЕСТ^ - европейской системы перезачёта зачетных единиц трудо-

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

емкости, как надлежащего средства поддержки крупномасштабной студенческой мобильности. Кредиты могут быть получены также и в рамках образования, не являющегося высшим, включая обучение в течение всей жизни, если они признаются принимающими заинтересованными университетами;

содействие мобильности путем преодоления препятствий эффективному осуществлению свободного передвижения, обращая внимание на следующее: учащимся должен быть, обеспечен доступ к возможности получения образования и практической подготовки, а также к сопутствующим услугам; преподавателям, исследователям и административному персоналу должны быть обеспечены признание и зачет периодов времени, затраченного на проведение исследований, преподавание и стажировку в европейском регионе, без нанесения ущерба их правам, установленным законом;

содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества образования с целью разработки сопоставимых критериев и методологий;

содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно относительно развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, мобильности, совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований [2].

В Республике Узбекистан созданы предпосылки для полномасштабного интегрирования и вхождения системы высшего профессионального образования в Болонский процесс. Действующее законодательство предусматривает возможность реализации многоступенчатой структуры высшего профессионального образования. В ряде вузов уже функционирует многоступенчатая структура основных образовательных программ. Действующие государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования создали возможность сопряжения на первых-третьих курсах программ подготовки бакалавров, дипломированных специалистов и магистров с последующим выбором студентом траектории обучения. Развернуты эксперименты по организации образовательного процесса в вузах на основе зачетных единиц. Их внедрению в учебный процесс способствует расширение дистанционного обучения, стимулирование самостоятельной работы студентов. В республике активно совершенствуется государственная система оценки качества высшего профессионального образования, а также формируются внутривузовские системы управления качеством образования.

Вопрос о роли физического воспитания в вузе в свете требований Болонского процесса довольно сложен. Физическая культура не является теоретической дисциплиной в принципе и никогда в вузах в качестве таковой не преподавалась. Она была присоединена к циклу гуманитарных и социально-экономических (ГСЭ) дисциплин по остаточному

принципу, поскольку считать ее дисциплиной цикла естественно-научных (ЕН), ОПД или СД было бы еще большей нелепостью. Физическая культура как таковая не является обязательной дисциплиной в высшей школе европейских стран, ее невозможно определить в единицах «трудоемкости освоения» (в кредитах), наличие данной дисциплины в учебных планах вузов как предмета, за который начисляются «кредиты», будет порождать трудности для академической мобильности студентов [6]. В кредитной системе принято, что дисциплина осваивается в течение семестра. Отечественная практика преподавания физической культуры в вузах предполагает ее наличие в течение четырех семестров. Невозможно считать, что в течение четырех семестров студент занимается «оздоровительной» физической культурой [3].

Все это привело, на сегодняшний день, выведения физической культуры не только за рамки дисциплин цикла ГСЭ, но и за рамки кредитной системы вообще. Но, учитывая важность в условиях нашей республики сохранения и приумножения у студенческой молодежи навыков здорового образа жизни (овладение компетенцией «здоровьесбережения» в рамках ком-петентностного подхода) проект предлагает считать преподавание физической культуры «национальной особенностью» узбекской системы высшего образования (что согласуется с принципами Болонской декларации) и сохранить ее преподавание в полном объеме не удалось в том виде, в каком оно фактически проходило изначально: в течение четырех семестров, но за пределами общей аудиторной нагрузки студентов, и не считалась затраченное на занятие физической культурой время рабочим временем студента.

Особый интерес представляет организация физического воспитания в различных странах. Специалисты [7] изучив состояние проблемы, опубликовали научную статью «Системы физического воспитания в высших образовательных учреждениях передовых стран мира» в журнале «Фан-спортга» в 2015 году №4 (С.9-16), где приводятся содержание предмета, «Физическое воспитание» (таблица). Важно отметить, что 75% национальных олимпийских сборных США, Китайской Народной Республики, Японии, Южной Кореи состоят из студентов образовательных учреждений. А олимпийские игры, которые проводились в Китайской Народной Республики, осуществлялись в основном в спортивных залах высших образовательных учреждений.

В США физическое воспитание может быть выбрано как факультативный предмет для любой специализации, но в диплом могут войти не более двух кредитов [7].

В Китайской Народной Республике предмет «Физическая культура» является обязательной дисциплиной, которая включает футбол, ушу, баскетбол, волейбол. Студент, пропустивший 2 занятия исключается из университета.

В Российском государственном университете нефти и газа имени Г.М.Губкина проводятся учебно-тренировочные занятия по 35 видам спорта. А в Националь-

см см о см

го га

0 ^

ю

1

с го

Техника, тактика и методика спортивной тренировки

ном минерально-сырьевом университете «Горный» являющийся одним из лидеров студенческого спорта в Российской Федерации культивируется 70 видов спорта.

Следует отметить, что ежегодно среди кафедр физического воспитания филиалов Вузов Российской Федерации и иностранных вузов проводится спартакиады по восьми видам спорта. Какое-то однозначная позиция спортивного клуба при МинВУЗе РУз. которая таких соревнований не проводит. То-есть практически не выполняется Постановление правительства о формировании здорового образа жизни средствами занятий учащейся молодёжи видами спорта по желанию и внедрению спортивно ориентированного подхода к физическому воспитанию студентов.

Таблица

Страны Обязательные занятия Факультативные занятия (с обязательным посещением) Соревнования по календарю

США 4 ч. в неделю - 144 часа на 1-2 курсах 72 часа в год плавание, теннис, каратэ, баскетбол, легкая атлетика, гимнастика Плавание, теннис, баскетбол, легкая атлетика, футбол, волейбол, гимнастика

Китайская Народная Республика 4 ч. в неделю - 144 часа на 1-2 курсах Футбол, ушу, баскетбол, волейбол. Плавание, футбол, теннис, ушу, баскетбол, легкая атлетика, гимнастика, цигун, бадминтон, волейбол, культуризм Плавание, футбол, теннис, ушу, баскетбол, легкая атлетика, настольный теннис

Российская Федерация 4 ч. в неделю - 144 часа на 1-4 курсах Плавание, мини-футбол, баскетбол, легкая атлетика, гимнастика, волейбол, ОФП Студенческая лига: мини-футбол, волейбол, баскетбол, легкая атлетика

Республика Узбекистан 2 ч. в неделю - 36 часов Кураш, баскетбол, легкая атлетика, футбол, волейбол Таэквандо, кураш, мини-футбол Каждый год проводится Республиканская студенческая спартакиада

На уровне вуза введение зачетных единиц для предмета оздоровительная физическая культура требует пересмотра всех элементов сложившейся образовательной системы и, прежде всего, традиционной организации учебного процесса. Введение зачетных единиц в то же

время предоставляет вузу возможности по введению новых технологий обучения, направленных на его индивидуализацию спортизированного подхода.

Таким образом, проделанная работа показала, нововведение в высшем профессиональном образовании и требует на уровне МинВУЗа большой работы по серьёзному пересмотру методических подходов к формированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования по дисциплине физическое воспитание.

Литература:

1. Болонский процесс и его значение для России. Интеграция высшего образования в Европе. - Москва: РЕЦЭП, 2005. - 199 с.

2. Болонская декларация: Европейское пространство высшего образования: Совместное заявление европейских Министров образования, подписанное в Болонье 19 июня 1999 года // Вестник Рос.филос. о-ва. - Москва, 2005. - № 1 (33). - С.74-77.

3. Закиров Т.Р. Современные проблемы физического воспитания в технических вузах // Вестник Каз.техно.ун-та. - Казань, 2007. - С. 280-282.

4. Каримов З. Белобородова Н. Болонский процесс и региональные вузе // Alma mater. - Москва, 2006. - № 6. - С. 48-49

5. Кудашова Л.Т., Назаренко М.В. Пути совершенствования процесса физического воспитания в вузе // Проблемы и перспективы физического воспитания и студенческого спорта в условиях модернизации высшей школы: Мат. конф. - Казань, 2007. - С. 24.

6. Кирабаев Н.С., Петров В.Б. О структуре цикла ГСЭ по системе зачетных единиц на основе компетентностного подхода для гуманитарных, естественнонаучных и технических специальностей // Вестник Рос. ун-та дружбы народов. Сер. Информатизация образования. - Москва, 2005. - № 1. - С. 42-52.

7. Кошбахтиев И.А., Исмагилов Д.К. Системы физического воспитания в высших образовательных учреждениях передовых стран мира // Журнал. «Фан-спортга». - Ташкент, 2015. - № 4 - С. 9-16.

8. Эрдонов О.Л. Воспитание студенческой молодёжи средствами физической культуры во внеучебное время // «Женский спорт на современном этапе: проблемы и перспективы»: Материалы международной научно-практической онлайн конференции. - Бухара, 2020. - С. 520-524.

Педагогика фанлари номзоди, доцент Ш.А. ПУЛАТОВ1

1Узбекистон давлат жисмоний тарбия ва спорт университети Чирчик шахри, Узбекистан

Муаллиф билан богланиш учун:

pulatov8283@mail.ru

ТЕННИСДА ВАЦТ-ОРАЛИЦНИ ФАРКДАШ РЕАКЦИЯСИ

Аннотация

Annotation

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

eg eg о eg

m œ t

0 a.

со

1

В статье на примере теннисистов-студентов изучены показатели реакции слежения за объектом и дифферецировки необходимых пространственно-временых отношений. Установлено, что у студентов-тенниситов 1 и 4-го боскичов данные способности оказались слабо развитыми и даже после 7 месячных традиционных тренировочных занятий покаазатели этих способностей возросли незначительно. В этой связи даны рекомендации по совершенствованию этих способностей.

Ключевые слова: теннис, пространственно-временное отношения, объект, слежение, преждевременная, запаздывающая и точная реакция.

Мацолада замонавий теннисда объектни (рациб-туп) кузатиш ва зарур булган вацт-о-ралицни фарцлаш реакцияси теннисчи-талабалар мисолида урганилган. Аницланганки, 1 ва 4 босцич теннисчи-талабаларда царакатланаётган объектни кузатиш ва белгиланган вацт-оралицни фарцлаш аницлиги суст шаклланган булиб, ушбу курсаткич 7 ойлик анъанавий машFулотлар таъсиридацам етарлича усмаган. Мацоладамазкур муцим цобилиятни самарали шакллантириш йуллари тавсия этилган.

Калит сузлар: теннис, вацт-оралиц, объект, кузатиш, "барвацт", "кечиккан", "аниц" фарцлаш реакцияси.

In the article, using the example of tennis players-students, the indicators of the reaction of tracking the object and differentiating the necessary spatio-temporal relations are studied. It has been established that in 1st and 4th year tennis students these abilities turned out to be poorly perfected, and even after 7 months of traditional training sessions, the indicators of these abilities increased slightly. In this regard, recommendations are given for improving these abilities.

Key words: tennis, spatio-temporal relations, object, addition, premature, delayed and exact reaction.

Кириш. Замонавий теннисда уйинчи фаолият курсатувчи субъект сифатида "ракиб+тупдан" ибо-

рат икки объектнинг харакатланиш тезлигини хамда йуналишини доимо кузатиб боради, зарур ёки фойда

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.