Научная статья на тему 'Организация физической культуры и спорта в классическом университете'

Организация физической культуры и спорта в классическом университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
302
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / БЛОЧНО-МОДУЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / BLOCK-MODULAR ORGANIZATION OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT / БАЛЛЬНО-РЕЙТИНГОВАЯ СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ПРОЦЕССА ОВЛАДЕНИЯ КОМПЕТЕНЦИЯМИ / SCORING-RATING SYSTEM OF COMPETENCE MANAGEMENT / СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / STUDENT SPORT / СПОРТИВНЫЙ КЛУБ / SPORTS CLUB / НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ КЛУБ / RESEARCH CLUB / EASY SPORT / ЛАЙТ-СПОРТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Намозова С.Ш., Хуббиев Ш.З.

Nowadays it is important to ensure the theoretical and technological succession between schoolchildren and university curricula physical education in the basic aspects of physical culture and sport, to increase the adaptive potential and promote health of schoolchildren. Incidentally, succession between the components of the system of physical culture and sport, associated with preschool, general secondary, secondary technical school, higher professional, additional and post graduate professional education are especially important today. The purpose of the study was to reveal the block-modular model of organization of physical culture and sport in classic university. The research methods involved theoretical analysis and generalization, questionnaire, observation, modelling and educational experiment. Proceeding from the studies, nowadays it is especially important to focus on promotion of students' health. The ideas presented in the paper do not claim to be final. Surely, more studies and profound analysis of the findings of its approval in the long-term cycle of the educational and sports activity are to be made, along with fundamental researches and detailed studies of the Russian and foreign experience and consideration of specifics of every university, its students and other factors. Regarding the suggested block-modular model of organization of physical culture and sport in St.Petersburg state university, it seems possible to consider it as some invariant to be taken as a basis when organizing physical culture and sport in the universities of Russia.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Намозова С.Ш., Хуббиев Ш.З.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Организация физической культуры и спорта в классическом университете»

УДК: 796.01+378

ОРГАНИЗАЦИЯ

физической культуры и спорта в классическом университете

Доцент С.Ш. Намозова

Доктор педагогических наук, профессор Ш.З. Хуббиев Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

£ л а

■о с

га

^

О (U ■С

Н

ORGANIZATION OF PHYSICAL CULTURE AND SPORT IN CLASSIC UNIVERSITY

S.Sh. Namozova, associate professor

Sh.Z. Khubbiev, professor, Dr.Hab. St.Petersburg state university, St.Petersburg

Key words: physical culture and sport, block-modular organization of physical culture and sport, scoring-rating system of competence management, student sport, sports club, research club, easy sport. Nowadays it is important to ensure the theoretical and technological succession between schoolchildren and university curricula physical education in the basic aspects of physical culture and sport, to increase the adaptive potential and promote health of schoolchildren. Incidentally, succession between the components of the system of physical culture and sport, associated with preschool, general secondary, secondary technical school, higher professional, additional and post graduate professional education are especially important today.

The purpose of the study was to reveal the block-modular model of organization of physical culture and sport in classic university.

The research methods involved theoretical analysis and generalization, questionnaire, observation, modelling and educational experiment.

Proceeding from the studies, nowadays it is especially important to focus on promotion of students' health. The ideas presented in the paper do not claim to be final. Surely, more studies and profound analysis of the findings of its approval in the long-term cycle of the educational and sports activity are to be made, along with fundamental researches and detailed studies of the Russian and foreign experience and consideration of specifics of every university, its students and other factors. Regarding the suggested block-modular model of organization of physical culture and sport in St.Petersburg state university, it seems possible to consider it as some invariant to be taken as a basis when organizing physical culture and sport in the universities of Russia.

Ключевые слова: физическая культура и спорт, блочно-модульная организация физической культуры и спорта, балльно-рейтинговая система контроля процесса овладения компетенциями, студенческий спорт, спортивный клуб, научно-исследовательский клуб, лайт-спорт.

Введение.В современной России приоритетом в молодежной политике является развитие физической культуры и студенческого спорта, формирование у молодежи потребностей в здоровом образе жизни. Это обозначено в «Стратегии развития физической культуры и спорта до 2020 года» [3]. В документе говорится о создании национальной системы физкультурно-спортивного воспитания. Для этого предусматривается сеть спортивных клубов по месту жительства, спортивных клубов выходного дня для самостоятельно занимающихся физической культурой и спортом, а одним из основных направлений совершенствования подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва признано развитие студенческого спорта.

24 января 2013 г. в Москве на встрече Президента с представителями студенческих спортивных клубов 40 крупнейших вузов страны было принято решение о создании Ассоциации студенческих спортивных клубов. Президент высказал желание возродить студенческое спортивное движение. Цель создания ассоциации - помочь клубам осуществлять свою деятельность.

В реализации инициатив, касающихся создания спортивных клубов и развития студенческого спорта, велика роль физической культуры и спорта в вузах, выстраиваемая согласно ФГОС ВПО третьего поколения. Однако теория и технология раздела «Физическая культура» в достаточной степени не разработаны и в нормативно-правовых документах должным образом не прописаны. Сегодня именно теоретически и технологически важно обеспечить преемственность между школьными и вузовскими программами физической культуры по основным аспектам физической культуры и спорта, чтобы происходило действительное повышение адаптационного потенциала и укрепление здоровья учащихся. Кстати, сегодня особую актуальность приобретает преемственность

между звеньями системы физической культуры и спорта, связанными с дошкольным, общим средним, средним профессиональным, высшим профессиональным, дополнительным, послевузовским профессиональным образованием.

Цель исследования - раскрыть блочно-модульную модель организации физической культуры и спорта в классическом университете.

Методика и организация исследования: теоретический анализ и обобщение, опрос, наблюдение, моделирование, педагогический эксперимент. Исследование проводится на базе СПбГУ. Апробация модели блочно-модульной организации физической культуры и спорта запланирована на четырехлетний цикл подготовки бакалавра начиная с 2011 г. На первом и втором году апробации предусмотрены мониторинг и тестирование всех студентов 1-го и 2-го курсов, в последующем предполагается выборочный мониторинг, а тестирование - с охватом всех студентов, занимающихся по новой программе физической культуры и спорта. Апробация самостоятельных занятий по видам спорта намечена со 2-го курса обучения для студентов, успешно прошедших обучение на базовом модуле. Для этого первоначально намечено привлечь ограниченное число студентов, а в дальнейшем - приобщить к занятиям по каждой из программ максимально возможного количества студентов.

Результаты исследования и их обсуждение. Проведенные исследования позволили установить, что акцент на укреплении здоровья студентов сегодня как никогда важен. Студенты в период учебы испытывают огромные эмоционально-умственные перегрузки, в особенности во время сессии; за 3-4 недели им приходится «выплескивать» все знания, приобретенные в течение 6-12 месяцев учебы. Подобные испытания в многолетнем цикле обучения, безусловно, сказываются на существенной перестройке функций организма и психики учащегося, следствием чего является приобретаемый студентами «букет болезней». Основные причины такого положения дел в период сессий - нарушение регулярности физкультурно-спортивных занятий и возрастание интеллектуальных психологических перегрузок и эмоциональных перенапряжений. Отсюда задача студенческого спорта - исключить возможность подобных негативных необратимых последствий. Здесь весьма велика компенсирующая и профилактическая роль занятий физической культурой и спортом.

В настоящее время назрела необходимость модернизации физической культуры и спорта в вузах России. Она должна происходить на новой технологической основе, связанной с преобразованием действующей в вузах системы физической культуры, заложенной ещё в советское время, с учетом вызовов сегодняшнего дня, стандартов и тенденций развития высшей школы в мире и в России.

Анализ отечественного и зарубежного опыта позволяет считать, что наиболее приемлемыми для создания системы организации физической культуры и спорта в вузе согласно требованиям ФГОС ВПО третьего поколения являются блочно-модульная и балльно-рейтинговая технологии [5].

Блочно-модульная и балльно-рейтинговая технологии. Использование данных технологий организации физической культуры и спорта пока не доведено до совершенства, достаточно полно не выявлен и не реализован их инновационный потенциал для физкультурно-спортивного развития студентов. Уровень реализации этих технологий в вузах России существенно различается. Несколько упрощенным выглядит представление в качестве блоков теоретического, практического и контрольного разделов, в виде модулей - видов спорта. Это предлагалось еще в Примерной программе по физической культуре согласно ГОС ВПО второго поколения. В некоторых вузах физическая культура представлена не разделом ФГОС ВПО, а учебной дисциплиной, что также можно считать устаревшим взглядом. Принципиальное отличие статуса физической культуры немалым числом специалистов и преподавателей должным образом пока не понято. Более удачным является построение физической культуры и спорта студентов в Красноярском ГПУ, основанное на концепции спортивно-видового подхода [2]. Однако при этом не учтены новые веяния, связанные с актуализацией проблемы оздоровления учащейся молодежи, развития студенческого спорта, спортивных клубов в вузах.

Что касается балльно-рейтинговой технологии, то, несмотря на многолетний опыт ее применения, нельзя сказать, что исчерпаны резервы инновационного развития вузовской физической культуры. Основными задачами рейтинговой системы являются: обеспечение постоянного контроля и самоконтроля студентов, стимулирование их к прочным знаниям, умениям и навыкам путем ритмичного освоения рабочей программы по физической культуре и спорту, повышение ответственности преподавателя за качество проведения учебных занятий.

Итак, стоит задача разработки современной инновационной модели организации физической культуры и спорта студентов в вузе. Но сегодня в России согласно ст. 24, п. 2 нового Федерального закона «Об образовании в РФ» действуют такие категории вузов, как «федеральный университет», http://moeobrazovanie.ru/universitet. ^¡«национальный исследовательский университет», а также функционируют университеты, академии и институты. Согласно ст. 24, п. 1 этого же закона МГУ имени М. В. Ломоносова и СПбГУ - ведущие классические университеты РФ. Особенности их правового статуса определяются специальным федеральным законом [4].

Поэтому сегодня необходима разработка моделей организации физической культуры и спорта студентов в вузах разной категории, максимально соответствующих своеобразию их образовательной деятельности. Это задача другой статьи. Мы сосредоточили внимание на модели физической культуры и спорта в СПбГУ как классическом университете.

Прежде чем приступить к ее разработке, мы изучили опыт российских вузов и познакомились с организацией спортивной работы в одном из лучших по международному рейтингу Кембриджском университете. Это позволило определить опорные точки для модернизации физической культуры и спорта в СПбГУ, формирования системы его спортивных клубов и подходов к развитию студенческого

£ л а

■о с

га

^

О (и л Н

спорта. Это частично согласуется с организацией физической культуры студентов позиции ряда вузов России.

Основу модели организации физической культуры и спорта в СПбГУ составляет «Рабочая программа учебных занятий по физической культуре и спорту» в СПбГУ, разработанная в соответствии с компетентностным и дифференцированным подходами к обучению студентов. Последний предполагает учет предшествующего физкультурно-спортивного опыта студентов, состояния их здоровья, физической подготовленности и личностных предпочтений в выборе вида спорта. Модель выстроена в соответствии с положениями, определяющими блочно-модульную и балльно-рейтинговую технологии.

Рабочая программа учебных занятий по физической культуре и спорту в СПбГУ направлена на формирование у студентов готовности к правильному использованию знаний о физической культуре личности, методов физического воспитания для повышения адаптационного потенциала организма, укрепления здоровья, а после окончания вуза - к применению знаний, навыков и умений для содействия профессиональному долголетию, эффективной трудовой деятельности по профилю подготовки.

Достижение цели обеспечивается решением следующих задач, связанных с формированием понимания социальной роли физической культуры в развитии личности и подготовки ее к профессиональной деятельности; знаний научно-физиологических и практических основ физической культуры и здорового образа жизни; положительного отношения к физической культуре, установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и спортом; практических умений и навыков, связанных с сохранением и укреплением здоровья, развитием и совершенствованием психофизических способностей, качеств и свойств личности, самоопределения в физической культуре; профессионально-прикладной физической подготовленности студента к будущей профессии; передачей студентам опыта творческого использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей.

Реализация Рабочей программы по физической культуре и спорту в СПбГУ обеспечивается комплексом следующих мер: предоставление не менее 4 ч занятий (2 раза в неделю) обучающимся по программе бакалавриата и специалитета, для студентов очно-заочной и заочной формы обучения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и по окончании обучения получение «Аттестата по физической культуре СПбГУ»; применение современных информационных технологий (введение электронного журнала, создание личного кабинета преподавателя и студента, создание условий для дистанционного изучения студентами тематического (лекционного) материала; ежегодный мониторинг функционального состояния их организма; контроль освоения программы по физической культуре с использованием балльно-рейтинговой системы; допуск к итоговой государственной аттестации только тех студентов, кто набрал за весь период обучения не менее 400 баллов.

В результате успешного освоения Рабочей программы учебных занятий по физической культуре и спорту студенты СПбГУ овладевают компетенцией ОКБ-9. Ее содержание согласно Образовательному стандарту СПбГУ следующее: готов правильно использовать представления о физической культуре и методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, обеспечивающих активную профессиональную деятельность. В ходе реализации образовательной программы бакалавриата обучающимся предоставляется возможность занятий физической культурой и спортом, включая игровые виды подготовки, в объёме не менее 400 ч. Университет организует проверку формирования общих компетенций, предусмотренных настоящим образовательным стандартом, по результатам занятий физической культурой и спортом ...Успешное прохождение аттестационных испытаний является обязательным условием допуска к итоговой государственной аттестации.

Успешное освоение студентами СПбГУ компетенции ОКБ-9 обеспечивается блочно-модульной (БМС) и балльно-рейтинговой (БРС) системами организации физической культуры и спорта в СПбГУ (см. таблицу).

Основу блочно-модульной организации физической культуры и спорта в СПбГУ составляют: спортивный блок, основной блок, оздоровительный блок, дополнительный блок. Каждый из них, в свою очередь, включает соответствующие модули.

Спортивный блок содержит модули «самосовершенствование» и «совершенствование», основной блок - модули «базовый» и «совершенствование», оздоровительный блок - «базовый» и «оздоровительный» модули, дополнительный блок - основной и дополнительный модули.

Модуль «самосовершенствование» спортивного блока осваивают студенты 1-4-го курсов, имеющие I спортивный разряд и участвующие в соревнованиях среди вузов по избранному виду спорта. Им предлагаются такие виды спорта, как академическая гребля, альпинизм, аэробика, бадминтон, баскетбол, бокс, борьба, велоспорт, водное поло, волейбол, горнолыжный спорт, легкая атлетика, лыжные гонки, настольный теннис, плавание, регби, скалолазание, спортивное ориентирование, тяжелая атлетика, футбол, шахматы, шашки. Режим обучения - 6 ч в неделю, 200 ч в год (всего 400 ч).

Модуль «совершенствование» спортивного блока осваивается студентами 1-4-го курсов со спортивными навыками в избранном виде спорта. Они тренируются и участвуют в соревнованиях на первенство университета по следующим видам спорта: академическая гребля, альпинизм, аэробика, бадминтон, баскетбол, бокс, борьба, велоспорт, волейбол, восточные единоборства, легкая атлетика, лыжные гонки, настольный теннис, плавание, полиатлон, регби, скалолазание, спортивное ориентирование, туризм, тяжелая атлетика, футбол, шахматы, шашки. Режим обучения - 4 ч в неделю, 100 ч в год (всего 400 ч).

Базовый модуль основного блока осваивают студенты 1-го курса. Они могут заниматься: аэробикой, бадмин-

тоном, баскетболом, боксом, борьбой, волейболом, восточными единоборствами, легкой атлетикой, лыжными гонками, плаванием, скалолазанием, спортивным ориентированием, тяжелой атлетикой, футболом, шашками, шахматами, прикладными видами спорта (для полевых факультетов), общей физической подготовкой. Занятия по модулю проводятся по 4 ч в неделю, 100 ч в год.

Модуль «совершенствование» основного блока позволяет студентам 2-4-го курсов освоить три уровня компетенции ОКБ-9 в ходе занятий аэробикой, бадминтоном, баскетболом, боксом, борьбой, волейболом, восточными единоборствами, легкой атлетикой, лыжными гонками, плаванием, скалолазанием, спортивным ориентированием, тяжелой атлетикой, футболом, шашками, шахматами, прикладными видами спорта согласно основным образовательным программам, общей физической подготовкой, по специальным программам профессионально-прикладной подготовки в соответствии с основными образовательными программами. Занятия планируются по 4 ч в неделю, общим объемом 300 ч. При этом на овладение каждым из трех уровней компетенции отводится по 100 ч.

Базовый модуль оздоровительного блока осваивают студенты 1-го курса с ослабленным здоровьем: подготовительной медицинской группы - с незначительными отклонениями в физическом развитии и в состоянии здоровья и недостаточной физической подготовленностью; специальной медицинской подгруппы А с отклонениями в состоянии здоровья обратимого характера, которые в последующем могут быть переведены в подготовительную медицинскую группу. Содержание занятий определяется специальными программами по аэробике (фитбол, стретчинг, фитнес), восточным единоборствам (ушу), ходьбе на лыжах, легкой атлетике (оздоровительная ходьба и бег), плаванию, скандинавской ходьбе, туризму (пешеходному), а также по направлению «Оздоровительные системы» (общая физическая подготовка). Режим обучения - 4 ч в неделю, объем времени - 100 ч.

Оздоровительным модулем оздоровительного блока предусматривается 3 уровня освоения компетенции

ОКБ-9 студентами 2-4-го курсов с ослабленным здоровьем. С ними проводятся занятия по разноуровневым оздоровительным программам: по аэробике (фитбол, стретчинг, фитнес), восточным единоборствам (ушу), ходьбе на лыжах, легкой атлетике (оздоровительная ходьба и бег), плаванию, туризму, скандинавской ходьбе, специальным программам по направлению «Оздоровительные системы» (общая физическая подготовка). Занятия проводятся по 4 ч в неделю; на овладение каждым уровнем компетенции отводится по 50 ч в каждом семестре (всего 100 ч).

По программе основного модуля дополнительного блока занимаются студенты 1-4-го курсов специальной медицинской подгруппы Б с органическими необратимыми изменениями в состоянии органов и систем (органические поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной систем, печени, высокая степень миопии с изменением глазного дна и др.). Они освобождены от практических занятий, и для них главная цель - перейти к занятиям в составе подгруппы А. С ними также занимаются студенты, обучающиеся по специальности «Актерское искусство» (пластическое воспитание), студенты очно-заочной и заочной форм обучения. В рамках модуля проводятся индивидуальные консультации, методико-практические занятия, занятия по оздоровительным программам и по пластическому воспитанию. Рекомендуемые виды спорта: шашки, шахматы. На занятия отводится 400 ч.

Дополнительный модуль дополнительного блока рекомендуется студентам 1-4-го курсов, осваивающим модули первых трех блоков и желающим получить дополнительные баллы. Это - пропустившие занятия по болезни, вышедшие из академического отпуска, восстановленные в учебе. Для проведения с ними занятий по мере необходимости формируются группы, объем времени - не более 100 ч в год. Текущий контроль - в конце каждого из 7 семестров и итоговая аттестация - в 8-м семестре по балльно-рейтинговой системе. Исключение составляет лишь второй модуль дополнительного блока. Результаты текущего контроля фиксируются в электронном журнале, а данные итоговой аттестации вносятся в «Аттестат по физической

Модель блочно-модульной организации физической культуры и спорта в СПбГУ

Разделы Спортивный блок Основной блок Оздоровительный блок Дополнительный блок*

Студенты Имеющие спортивный разряд или достаточные навыки 1.Основная медицинская группа. 2.Подготовительная медицинская группа без существенных ограничений нагрузки ^Подготовительная медицинская группа с ограничением нагрузки. 2.Специальная медицинская группа (не освобожденные от практических занятий) 1.Специальная медицинская группа (освобожденные от практических занятий). 2.Пропустившие занятия по болезни в семестре. 3.Студенты, вернувшиеся из академического отпуска. 4.Восстановленные студенты. 5.Актерское мастерство

Количество часов 400 400 400 400

Курсы 1-4 1 2-4 1 2-4 1-4

Модули 1 .Самосовершенствование. 2.Совершенствование 1.Базовый 2.Совершенствование. 3.Профессионально-прикладной * (для полевых факультетов) 1. Базовый. 2.Оздоровительный 1.Основной. 2.Дополнительный

Пороговый рейтинг 400 баллов 400 баллов 400 баллов 400 баллов *** (100 баллов)

£ л а

■о с

га

^

О (и л Н

культуре выпускника СПбГУ»). В конце семестров студент знакомится с количеством набранных баллов и подтверждает это своей подписью.

Образовательная деятельность по модели блочно-модульной организации физической культуры и спорта соответствует принципу постепенности высвобождения студентов и перевода их на самостоятельные занятия физической культурой и спортом по схеме: под руководством преподавателя - под наблюдением преподавателя, при его консультирующей роли - самостоятельные занятия.

Блочно-модульная организация физической культуры и спорта в СПбГУ предполагает два уровня занятий со студентами: базовый уровень - преподаватели обучают студентов по Рабочей программе физической культуры и спорта и одновременно готовят их к занятиям в группах «лайт-спорта» - к самостоятельным занятиям спортом в учебных группах с консультацией преподавателя. студент выбирает преподавателя. место и время занятий в соответствии с расписанием. получает возможность заниматься не одним. а несколькими видами спорта в течение недели. месяца. семестра. года. трех лет; уровень совершенствования - занятия в группах «лайт-спорта» студентов. освоивших базовый уровень. способных к самостоятельным занятиям спортом. набравших необходимое число баллов. прошедших мониторинг и тестирование и на основании этого получивших «Паспорт компетенции» - пропуск в группы «лайт-спорта». документ. в котором отражаются результаты занятий в этих группах. При формировании групп «лайт-спорта» учитываются следующие требования: од-

Рис. 1. Модель студенческого спорта СПбГУ

нородность по показателям физкультурно-спортивной подготовленности и уровню готовности к самостоятельным занятиям при консультации преподавателя; отсутствие ограничений по половому признаку. С переходом к занятиям в группах «лайт-спорта» степень свободы студентов расширяется благодаря предоставлению им возможности выбрать образовательный маршрут: продолжить занятия в учебной группе под руководством преподавателя (паспорт компетенций не выдается); перейти в группы «лайт-спорта» и набирать за год требуемую сумму баллов; заниматься по оздоровительным программам (студенты основной и специальной медицинской групп); заниматься на одном или нескольких «этажах» пирамиды спортивного клуба в качестве его активного члена (рис. 1).

Что касается занятий студентов по оздоровительным программам. то группы комплектуются с учетом критериев: ограничение по половому признаку; только представители специальной медицинской группы без полного ограничения физических нагрузок; однотипность отклонений в состоянии здоровья.

Избрав занятия в группе «лайт-спорта». студент может выбрать одно из направлений: физические нагрузки в той или иной зоне мощности мышечной работы; совершенствование техники избранного вида спорта; круговая тренировка - комплексное развитие физических качеств; совершенствование в избранном виде спорта или в нескольких видах.

Отметим. что полноценная реализация Рабочей программы учебных занятий по физической культуре и спорту в конечном итоге должна создать предпосылки для перехода к клубной системе современного студенческого спорта и к занятиям по индивидуальным оздоровительным программам для здоровых студентов и тех из них. у кого ослаблено здоровье. Развитие студенческого спорта - одна из задач данной Рабочей программы. Спортивный клуб в сотрудничестве с отечественными и зарубежными студенческими организациями призван обеспечить развитие студенческого спорта в классическом университете.

Чтобы воспринять студенческий спорт вуза как явление. обратимся к его организационным особенностям. Они связаны с доступностью и возможностью заниматься спортом в часы учебных занятий по физической культуре и спорту; заниматься спортом в свободное от академических занятий время в спортивных секциях и группах. а также самостоятельно; систематически участвовать в студенческих спортивных соревнованиях (в учебных зачетных соревнованиях. во внутри- и вневузовских соревнованиях по избранному виду спорта). Вся эта система дает каждому практически здоровому студенту возможность сначала познакомиться с видом спорта. а затем выбрать его для регулярных занятий [5].

Балльно-рейтинговая система (БРС). Положение о ней соответствует методическим рекомендациям по разработке рейтинговой системы оценки успеваемости студентов вузов. утвержденной приказом Минобразования РФ от 11.07.2002 № 2654. приказом Минобрнауки РФ от 15.02.2005 № 40 «О реализации положений Болонской

декларации в системе высшего профессионального образования РФ».

БРС контроля освоения компетенции ОКБ-9 предполагает комплексный подход к реализации принципов, методов обучения студентов, регулярную физкультурно-спортивную деятельность, творческую активность, самостоятельную работу на протяжении учебного года (всего периода обучения), контроль и самоконтроль при физкультурно-спортивных занятиях и стимулирование индивидуальной двигательной и познавательной активности. Она позволяет оценивать учебно-тренировочные и методико-практические занятия под руководством преподавателя; контрольное тестирование (теория); мониторинг; участие в соревнованиях; выполнение функций судьи-общественника; спортивно-организационную деятельность; занятия по оздоровительной программе; участие в спортивных занятиях на базах; занятия профессионально-прикладной физической культурой в период практик; участие в оздоровительных акциях, Днях здоровья; освоение навыков плавания студентами полевых факультетов, не умеющими плавать; освоение программы профессионально-прикладной физической подготовки; сдачу контрольных нормативов по плаванию; пластическое воспитание - для студентов факультета искусств. По каждому разделу представлено количество обязательных и дополнительных баллов, которые может набрать студент. В БРС показано число баллов, начисляемых за посещение занятий и участие в них, за участие в их проведении, освоение различных программ и участие в физкультурно-спортивной работе во время практик. Все это прописано в основных разделах БРС.

Процесс формирования у студентов компетенции ОКБ-9 (рис. 2) представлен в виде нескольких этапов.

Это определяется тем, что студент, занимаясь в спортивном, основном или оздоровительном блоке, последовательно осваивает программы базового модуля и модуля «совершенствование», включается во внепрограммные занятия по закреплению компетенции. Внепрограммную деятельность составляют самостоятельные занятия студентов вне кафедрального расписания, в физкультурно-спортивных организациях и учреждениях вне объектов учебно-спортивной базы СПбГУ и др.

Согласно расчетам при успешном освоении Рабочей программы учебных занятий по физической культуре

Рис. 2. Модель этапного формирования компетенции ОКБ-9

и спорту ожидается включение в образовательную деятельность по различным программам освоения компетенции ОКБ-9 следующего числа студентов: базовый модуль (1-й курс) - до 4-5 человек; модуль совершенствования (2-4-й курсы) - до 12 тыс., из них занимающихся под руководством преподавателя - до 15 %; в группах «лайт-спорта» - до 49 %%; по оздоровительным программам - до 10 о%; в спортивных клубах - до 25 %%, в научно-исследовательском студенческом клубе (НИКа) - до 1 %%.

Повышение адаптационных резервов и укрепление здоровья студентов СПбГУ на основе внедрения оздоровительных программ и в целом реализации Рабочей программы учебных занятий по физической культуре и спорту при благоприятных условиях может обеспечиваться последовательным переходом в соответствующие группы занятий физической культурой и спортом по схеме: специальная медицинская группа освобожденных от практических занятий - специальная медицинская группа с ограничением физических нагрузок - подготовительная медицинская группа - основная медицинская группа -группа «лайт-спорта» - спортивная группа - сборная команда университета.

Освоение компетенции ОКБ-9 происходит в психолого-педагогических условиях, предполагающих учет интересов, потребностей и запросов студентов, расширение их возможностей в выборе привлекательных форм и видов физкультурно-спортивной деятельности, ориентация преподавателей на постоянное изучение индивидуальности учащихся, изучение преподавателями отечественного и мирового опыта в физкультурном образовании и спорте; формирование у преподавателей готовности к инновационной деятельности в области физической культуры и спорта.

В условиях блочно-модульной (БМС) и блочно-рейтинговой систем организации физической культуры и спорта к преподавателю классического университета предъявляются следующие требования: соответствие содержания и стиля научно-педагогической деятельности преподавателя уровню вуза; выстраивание научно-педагогической деятельности с направленностью на достижение конечных и промежуточных результатов, на которые ориентированы БМС и БРС организации физической культуры и спорта студентов университета; разъяснение студентам порядка их учебы в условиях БМС и БРС организации физической культуры и спорта в вузе, формирование их готовности к занятиям в группах «лайт-спорта», по оздоровительным программам, а также их деятельности в системе студенческого спорта, в статусе активного члена клубного комплекса факультета, вуза; научная организация своего труда; стремление к профессионально-личностному самосовершенствованию; качественное обучение, всестороннее воспитание и оздоровление студентов; формирование у студентов способности самостоятельно заниматься спортом; владение информационными технологиями, умениями и навыками организации физкультурно-спортивной деятельности.

Ожидаемые результаты как итог внедрения Рабочей программы учебных занятий по физической культуре

£ л а

■о с

га

^

О (U ■С

Н

и спорту в образовательный процесс в СПбГУ: высокий уровень профессиональной и личностной компетентности преподавателей кафедры физической культуры и спорта; должная активность студентов в физкультурно-спортивной деятельности; повышенная эффективность образовательной и спортивно-педагогической деятельности кафедры физической культуры и спорта; полноценное овладение студентами компетенцией ОКБ-9; проявление тенденции в оздоровлении студентов и росте их общей успеваемости; создание предпосылок для перехода к клубной системе функционирования и развития студенческого спорта; рост спортивного мастерства членов сборных команд университета и уровня спортивных достижений на общероссийском и международном уровнях.

Риски при реализации Рабочей программы в СПбГУ возможны в связи с недостаточностью объектов учебно-спортивной базы университета и их несоответствием современным требованиям; с неготовностью к инновациям, недостаточной компетентностью преподавателей кафедры физической культуры и спорта; с непониманием должностными лицами в администрации университета и факультетов, а также студентами задач, связанных с организацией и осуществлением образовательной деятельности по физической культуре и спорту; с недолжным качеством образовательной и спортивно-педагогической деятельности со стороны персонала кафедры физической культуры и спорта; с недостаточностью поддержки физкультурно-спортивной общественностью и соответствующими структурами администрации города направлений инновационной деятельности в сфере физической культуры и спорта в СПбГУ.

Таким образом, в современных условиях для улучшения ситуации требуются активное внедрение в образовательный процесс по физической культуре и спорту инновационных информационно-коммуникационных технологий, высокий профессионализм преподавательского состава и современная учебно-спортивная база. Эти направления совершенствования физической культуры и спорта студентов в значительном числе вузов России наметились и реализуются.

Что касается СПбГУ, то в нем разработана и внедрена в учебно-воспитательный процесс БМС и БРС организации и контроля учебных занятий по физической культуре. Это позволило улучшить ситуацию с физической культурой и спортом студенческой молодежи. Об этом свидетельствуют данные проведенного нами опроса студентов. Так, на вопрос: «Какова Ваша мотивация к занятиям физической культурой и спортом?» 35 % студентов ответили «Укрепить здоровье», 39 % - «Реализовать потребность в занятиях физической культурой и спортом» и 15 % -«Получить необходимое количество баллов», т. е. около 74 % студентов достаточно четко определились со своими мотивами относительно занятий физической культурой и спортом. Относительно отношения к занятиям спортом 57 % студентов считают его средством физического развития. По вопросу: «Каковы критерии выбора Вами вида спорта?», мнения студентов таковы: 15 % выделили личностные и профессиональные качества педагога, 44 % -

условия занятий спортом и 20 % - месторасположение спортивного объекта. То есть для большинства четко мотивированных студентов важны условия занятий спортом. Отвечая на вопрос: «В настоящий момент Вы готовы ...», 67 % студентов предпочли продолжить занятия избранным видом спорта в группе у своего преподавателя. На вопрос: «Готовы ли Вы участвовать в организации и проведении соревнований с целью сделать их более интересными?» 55 % ответили положительно, при этом 32 % респондентов готовы, потому что это интересно, а 23 % - потому что будут добавочные баллы. Весьма интересно мнение студентов по вопросу: «Как Вы считаете, время занятий физической культурой и спортом должно быть ...». 70 % из них полагают, что время занятий должно быть выбрано студентом. Здесь прослеживается ориентация студентов на самостоятельные занятия спортом.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Заключение. Представленные в статье взгляды не претендует на законченность. Безусловно, необходимы дальнейшие исследования и глубокий анализ материалов ее апробации в многолетнем цикле образовательной и спортивно-педагогической деятельности, нужны фундаментальные исследования, глубокое изучение отечественного и зарубежного опыта и учет особенностей каждого вуза, его студенческого контингента и других факторов. Что касается представленной модели блочно-модульной организации физической культуры и спорта в СПбГУ, то ее, по-видимому, можно рассматривать как некий инвариант, который можно взять за основу при построении физической культуры и спорта в вузах России.

Литература

1. Васенёв Ю.Б. Применение компетентностного подхода и кредитно-модульного принципа для создания рабочих программ учебных дисциплин: учебно-метод. пособие / Ю.Б. Васенёв. - СПб., 2011. - 170 с.

2. Дорошенко С.А. Спортивно-видовой подход в физическом воспитании студентов в вузе: дис. ... канд. пед. наук / С.А. Дорошенко. - Малаховка, 2011. - 168 с.

3. Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года. Распоряжение Правительства РФ от 07.08 2009 г. № 1101-р.

4. Федеральный закон Российской Федерации от 10 ноября 2009 г. № 259-ФЗ «О Московском государственном университете и Санкт-Петербургском государственном университете».

5. Физическая культура студента: учебник / Под ред. В.И. Ильинича. - М.: Гардарики, 2000. - 448 с.

6. Шилько В.Г. Модернизация системы физического воспитания студентов на основе личностно-ориентированного содержания физкультурно-спортивной деятельности: дис. ... докт. пед. наук / В.Г. Шилько. - Томск, 2003. - 488 с.

References

1. Vasenev, Yu.B. The use of the competency approach and the credit-modular approach to design work programs of educational subjects: guidance / Yu.B. Vasenev. - St.Petersburg, 2011. - 170 P. (In Russian)

2. Doroshenko, S.A. The specific sports approach in physical education of university students: Ph.D. / S.A. Doroshenko. - Malakhovka, 2011. - 168 P. (In Russian)

3. The strategy of development of physical culture and sport in the Russian Federation for the period till 2020. Order of the government RF 07.08 2009 № 1101-р. (In Russian)

4. Federal law of the Russian Federation, November, 10 2009 № 259-FL "On Moscow state university and St.Petersburg state university. (In Russian)

5. Student's physical culture: textbook / Ed. by I. Il'inich. - Moscow: Gardariki, 2000. - 448 P. (In Russian)

6. Shil'ko, V.G. Modernization of the system of physical education of students based on the personality-centered physical training and sports activity: doctoral thesis (Hab.) / V.G. Shil'ko. - Tomsk, 2003. - 488 P. (In Russian)

Информация для связи с автором:

khubbiev@gmail.com

Поступила в редакцию 25.05.2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.