УДК 331
Попов Н. А. студент 1 курса, факультет СПО Научный руководитель: Салменкова М.В., к.п.н.
преподаватель
Академия маркетинга и социально-информационных технологий
ИМСИТ Россия (г. Краснодар) СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Аннотация: Данная работа рассматривает и анализирует аспекты управления персоналом, а также выявляет существующие на сегодняшний день проблемы данной сферы деятельности и предлагает возможные варианты решения.
Ключевые слова: управление персоналом, менеджмент персонала, кадровые проблемы
Popov N. А.
1st course, faculty of SVE Scientific supervisor-M. V. Salmenkova Candidate of pedagogical Sciences, teacher Academy of marketing and social information technologies
IMSIT Russia (Krasnodar) MODERN PERSONNEL MANAGEMENT PROBLEMS
Annotation: This paper examines and analyzes aspects of personnel management, as well as identifies the existing problems of this field of activity and offers possible solutions.
Key-words: personnel management, personnel problems, management's problems
В условиях современной жесткой рыночной конкуренции между организациями появилась потребность в грамотном и эффективном использовании человеческих ресурсов, дабы не только удержать свои позиции, но и расширить их. Данное требование для поддержания стабильности и роста компании вынуждает прибегнуть к такой области знаний, как управление персоналом, призванной решить все важные проблемы в сфере менеджмента персонала.216
Понятие «управление» является широким: оно включает все действия различных лиц, направленных на постановку решений задач, в которых имеются процессы оценки, планирования и реализации проекта и контроля.
Управление персоналом - комплексная наука, занимающаяся организационно-экономическими, административно-управленческими,
технико-технологическими, правовыми, групповыми и личностными факторами, методами воздействия на персонал организации в целях повышения эффективности его работы. Объект этой науки - формальные и
216 Спивак В.А. Основы управления персоналом. Учебное пособие. Санкт-Петербург, 2005.
неформальные группы, профессионально-квалификационные и социальные группы, коллективы и организация в целом на производстве, находящиеся в взаимодействии. Предмет науки - основополагающие закономерности и движущие силы людей в совместной кооперации. Реализация организации, чья деятельность будет основываться на принципе сотрудничества и взаимопонимания, движения к сочетанию достижения коллективных и индивидуальных целей, является идеальным результатом в работе управления персоналом.217
Анализируя опыт стран с развитыми рыночными отношениями, становится понятен основной фактор конкурентоспособности организации -это отношение её персонала к работе. Именно в этом заключается особенность современного этапа научно-технической революции, где человеческий ресурс является главенствующей движущей силой производства, приносящей большое количество прибыли. Человек стал рассматриваться как важнейший элемент капитала компании, а затраты на оплату его труда, подготовку и переподготовку, повышение квалификации, создание благоприятных условий деятельности - как особый вид инвестиций. Когда материальные ресурсы находятся в изобилии и они общедоступны, то именно человеческие ресурсы выходят на передний план на пути к процветанию. Переход к рыночной экономике требует резкого поворота к интенсификации производства, переориентации предприятий на первоочередное и полное использование качественных факторов
экономического роста. Это может обеспечить только рациональная система
2 10
управления.
Одно из главных направлений улучшения качества и эффективности работы сотрудников является своевременная подготовка или переподготовка сотрудников, обучение их ноу-хау, повышение квалификации и т.п., так как в дальнейшем эти факторы будут способствовать расширению диапазону теоретических знаний и практических умений работников. Особенность содержится в том, что персонал получить возможность иметь знания больше своих предназначенных обязанностей, что во многом может определить высокую степень довольствования персонала своей работой.
Первостепенный фактор влияния на эффективность персонала в работе - приемлемое содержание труда и уровень его оплаты. Помимо этого, важное значение представляет социальный климат в коллективе, характер его отношений.
217
Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. Учебное пособие для ВУЗов / гл. Редактор В.Усманов. Издательство «Питер». Санкт-Петербург, 2007.
218
Управление персоналом организации. Учебник / под редакцией А.Я.Кибанова. Издательский Дом ИНФРА-М. Москва, 2006.
В общем все различные факторы, оказывающие воздействие на повышение квалификации сотрудников и их подготовку, можно определить в две группы: экономические и социальные.
В группу экономических факторов попадают следующие показатели: рост производительности труда, качество продукции, экономия материальных ресурсов и т.д. Группа социальных факторов будет характеризоваться уровнем удовлетворенности трудом, его содержанием и условиями, формами и системами оплат.
Подготовка персонала представляет процесс приобретения теоретических знаний, практических умений и навыков в объеме требований квалификационной характеристики начального уровня квалификации.
В рабочем коллективе неизбежны и такие ситуации, которые могут привести к конфликтам или даже открытой конфронтации. Есть несколько видов конфликтов, возникающих в коллективе: межличностный, внутригрупповой, межгрупповой и внешний (когда причина конфликта вне организации, к примеру, конкуренты или профсоюз). Конфликт может идти по горизонтали, когда в нем будут участвовать в основном сотрудники одного служебного уровня, а может идти по вертикали, где конфликт будет происходит между начальством и подчиненными. Конфронтация между персоналом является опасным и разрушительным фактором для деятельности организации, она сопровождается сложными эмоциональными обстановками, искажением информации, а также агрессивными действиями.
Однако, случаются ситуации, где конфликт появляется из-за аморальных, безнравственных отношений в коллективе (воровство, взяточничество, злоупотребление алкоголем и т.п.). В этом случае очень сложно избежать открытой борьбы за свои принципы, упорного отстаивания своей позиции. Высокая нравственность руководителя, его несомненная правота и авторитет помогут справедливо, и к общей пользе разрешить конфликтную ситуацию 219
Всё же конфликтные ситуации имеют разную специфику, а потому каждому выбору метода их преодоления должен предшествовать тщательный исчерпывающий анализ, где невозможно обойтись краткими советами. В сфере разрешения конфликтных ситуаций менеджеру может помочь знание психологии и опыт.
Таким образом, важнейшую современную проблему управления персоналом можно обозначить, как неверное построение и совершенствование системы управления человеческими ресурсами. В то же время, при наличии множества методов решения данной проблемы, отсутствует какой-либо универсальный метод, подходящий под все условия, ведь каждая организация будет иметь индивидуальные особенности. Управление персоналом должно заключаться не только лишь в контроле его
219
Кнорринг В. Теория, практика и искуство управления. Издательство НОРМА - ИНФРА-М. Москва. 2006.
деятельности, но также стимулировать его, вдохновлять и придавать новые силы.
Использованные источники:
1. Спивак В.А. Основы управления персоналом. Учебное пособие. Санкт-Петербург, 2005.
2. Спивак В.А. Организационное поведение и управление персоналом. Учебное пособие для ВУЗов / гл. Редактор В.Усманов. Издательство «Питер». Санкт-Петербург, 2007.
3. Управление персоналом организации. Учебник / под редакцией А.Я.Кибанова. Издательский Дом ИНФРА-М. Москва, 2006.
4. Кнорринг В. Теория, практика и искуство управления. Издательство НОРМА - ИНФРА-М. Москва, 2006.
УДК 330.131.7
Попович А.В. студент 4 курс
специальность «Коммерческая деятельность»
Дорошев Д.В.
Учреждение образования «Гомельский государственный университет им. Ф. Скорины»
Гомель, Республика Беларусь ВОЗМОЖНОСТЬ АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Аннотация: В статье рассмотрены группы рисков, которым подвергается коммерческое предприятие, дается понятие экономического риска, описаны автоматизации управления рисками, показаны составные части автоматизированной системы управления рисками.
Ключевые слова: риск, управление, автоматизация, коммерческая деятельность.
Alexander Popovish Student 4year, Ccommercial activity.»
Dmitry Doroshev Gomel State University of Francisk Skorina Gomel, Republic of Belarus POSSIBILITY OF RISK MANAGEMENT AUTOMATION IN COMMERCIAL ACTIVITY Annotation: The article describes the groups of risks faced by commercial enterprises; there is given the concept of economic risk as well as the possibilities of risk management automation; there are shown the components of the automated risk management system.
Keywords: risk, management, automation, commercial activity.
На сегодняшний день практически не встретишь предприятий, которые не сталкивались в своей деятельности с понятием «риск». В случае