Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА'

ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
88
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КРИЗИСНАЯ СИТУАЦИЯ / CRISIS SITUATION / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА / PERSONNEL MANAGEMENT IN CRISIS CONDITIONS / ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА / ПРОБЛЕМЫ ВОЗНИКАЮЩИЕ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА / PROBLEMS ARISING IN PERSONNEL MANAGEMENT IN CRISIS CONDITIONS / OBJECTIVES OF PERSONNEL MANAGEMENT IN THE CONDITIONS OF CRISIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Луферова А.Д., Мазаева М.Р., Лунев В.В.

В статье рассматривается процесс управление персоналом организации в период кризиса. Нами было проанализировано понятие кризисной ситуации, понятие управление персоналом, задачи управления персоналом в условиях кризиса. Также нами был проведен анализ нескольких классификаций наиболее часто встречающихся проблем в системе управления персоналом в период финансового кризиса, а также проанализированы причины конфликтных ситуаций в коллективе в кризисной ситуации.The article examines the process of managing staff in times of crisis. We have analyzed the concept of crisis the concept of personnel management, objectives of personnel management in crisis conditions. Also, we have conducted analysis of several classifications of the most common problems in the personnel management system during the financial crisis, but also analyzed the causes of conflicts in the team in a crisis situation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА»

22.00.00. Социологические науки

А.Д. Луферова

Магистрант кафедры «Экономика и управление бизнес-процессами», Институт управления бизнес-процессами и экономики, Сибирский Федеральный Университет.

A.D. Luferova

Master of Department of Economics and management of business processes, Institute of management business-processes and Economics,

Siberian Federal University.

М.Р. Мазаев

Магистрант кафедры «Общей и социальной педагогики», Институт педагогики, психологии и социологии, Сибирский Федеральный Университет.

M.R. Mazaev

Master of Department of General and social pedagogy, Institute of pedagogy, psychology and sociology, Siberian Federal University.

В.В. Лунев

Научный руководитель, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Экономика и управление бизнес-процессами».

V.V. Lunev

Scientific supervisor, candidate of sociological Sciences, associate Professor of Department of Economics and management

of business processes

ПРОБЛЕМЫ, ВОЗНИКАЮЩИЕ В УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ

ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИЯХ ФИНАНСОВОГО КРИЗИСА

Аннотация. В статье рассматривается процесс управление персоналом организации в период кризиса. Нами было проанализировано понятие кризисной ситуации, понятие управление персоналом, задачи управления персоналом в условиях кризиса. Также нами был проведен анализ нескольких классификаций наиболее часто встречающихся проблем в системе управления персоналом в период финансового кризиса, а также проанализированы причины конфликтных ситуаций в коллективе в кризисной ситуации.

Annotation. The article examines the process of managing staff in times of crisis. We have analyzed the concept of crisis the concept of personnel management, objectives of personnel management in crisis conditions. Also, we have conducted analysis of several classifications of the most common problems in the personnel management system during the financial crisis, but also analyzed the causes of conflicts in the team in a crisis situation. Ключевые слова: кризисная ситуация, управление персоналом в условиях кризиса, задачи управления персоналом в условиях кризиса, проблемы возникающие в управлении персоналом в условиях кризиса. Key words: crisis situation, personnel management in crisis conditions, objectives of personnel management in the conditions of crisis, problems aris-

ing in personnel management in crisis conditions.

В настоящее время экономический кризис стал одним из главных факторов, влияющих на развитие предприятий, и поэтому управление персоналом имеет огромное значение. Кризисная ситуация грозит компании не только финансовыми проблемами и утратой своих позиций на рынке, но и потерей квалифицированных кадров, без которых преодолеть кризис невозможно. В компаниях принимают важные решения, организуют кадровые перестановки, сокращают свободные вакансии, снижают затраты на персонал, увольняют людей. Как следствие, рынок насыщается большим количеством свободных специалистов, многие из которых ищут работу уже довольно долго [1].

На сегодняшний день большинство российских предприятий функционируют в условиях экономической нестабильности. Следовательно, обострение кризиса в России предполагает потребность в эффективном антикризисном управлении. Главным фактором, который сможет содействовать осуществлению эффективного антикризисного управления, является правильно подобранный и управляемый персонал.

В науке относительно исследования управления персоналом в условиях кризиса существует ряд фундаментальных разработок таких ученых как: Пушкарь А.И., Колос А.Л., Коротков Э.М., Базаров Т.Ю., Малиновский П.В., Шепеленко Г.И., Баринов В.А., Колик А., Дорофеев В.Д., Левин Д.Н., Сенаторов Д.В., Чернецов А.В., Паршин М., Чистякова Е., Кошкин В.И., Белых Л.П., Беляев С.Г., Култышкина В.Н., Шагиахмедова Л.А., Ермаков В.В., Бирюкова О.Ю., Верещагина Л.С.

В настоящее время в связи с обострившимся финансовым кризисом предприятий целых регионов особенно возрастает актуальность управления персоналом. В условиях нестабильной работы предприятия заметно снижается производительность труда, возрастает текучесть кадров и социальная напряженность. Поэтому управлению персоналом необходимо уделять пристальное внимание, так как перечисленные негативные тенденции могут значительно усугубить и без того непростое положение предприятия.

В научной литературе, как было сказано выше, существует большое количество работ, направленных на управления персоналом предприятия в кризисной ситуации. По мнению Поляка Г.Б. кризисная ситуация - это особая ситуация, которая характеризуется повышенным риском банкротства,

U С» U 1 U U

слабой конкурентной позицией, финансовой неустойчивостью предприятия [2, с. 527].

Управление персоналом в условиях кризисного состояния организации представляет собой разностороннюю, тщательно спланированную и продуманную деятельность. В связи с этим, И.Д. Кузнецова, Е.А. Земскова выделяют следующие задачи управления персоналом в условиях кризиса

[3]:

- формирование команды менеджеров, способных разработать и реализовать программу выживания и развития предприятия;

- сохранение ядра кадрового потенциала организации: менеджеров, специалистов, рабочих, представляющих особую ценность для предприятия;

- реструктуризация кадрового потенциала предприятия в связи с ор-

ганизационными преобразованиями в ходе реструктуризации, реализацией инновационных инвестиционных проектов, диверсификацией производства и реорганизацией предприятия;

- снижение социально-психологической напряженности в коллективе;

- обеспечение социальной защиты и трудоустройства высвобождаемых работников.

В случае когда предприятие находится в условиях кризиса в отношении персонала, как правило, проводится единственное мероприятие - сокращение штата с целью уменьшения затрат на персонал. С другой стороны, практика показывает, что часто, когда организация находится в тяжелых условиях финансовой нестабильности, вопросы управления персоналом в системе приоритетов выбора действующих антикризисных механизмов уходят на последние места. В особенности страдают вопросы контроля за системой управления персоналом. Как показывает практика, предприятие, находящееся в условиях кризиса, чаще всего сталкивается не только с проблемами технологического или финансового характера, но и с проблемами в сфере управления персоналом [4].

По мнению Николаева Д.О. и Политова В., исследование данной проблемы на предприятиях позволяет выделить ряд наиболее часто встречающихся проблем в системе управления персоналом [5, с. 114-115]:

- низкая производительность труда;

- высокая текучесть кадров;

- дефицит квалифицированного персонала;

- уход сотрудников из компании;

- отсутствие четкого, рационального распределения функций между работниками, дублирование работ;

- избыточная численность персонала, несоответствие его квалификационной структуры потребностям предприятия;

- отсутствие мотивации персонала;

- отсутствие инициативы работников;

- напряженная эмоциональная атмосфера в коллективе, связанная с критической массой демотивирующих факторов на предприятии и высоким числом конфликтных ситуаций.

Данная классификация, по представленным в ней проблемам, схожа с классификацией, которую выделяет Гукова И.А.. Однако, существует ряд проблем, не раскрытых в предыдущей классификации, таких как [6, с.19; 37]:

- чрезмерная жесткость и иерархичность организационных структур;

- монополизация информации, полномочий и ответственности в рамках руководства предприятия;

- отсутствие общих для всего персонала традиций и норм поведения;

- низкая трудовая дисциплина.

Все вышеуказанные проблемы обусловлены, в первую очередь, недостатками существующих на предприятии элементов системы управления персоналом. Следовательно, совершенствование элементов системы управления персоналом является одним из направлений, которое должно быть отражено в антикризисной программе [7, с. 93; 44].

Кризисные явления на предприятии так же отражаются на морально-психологическом климате, как в подразделениях, так и в целом в организации. При этом отмечаются депрессивные состояния у рядовых работников и руководителей разных уровней, повышается степень конфликтности в трудовых коллективах [8, с. 115].

К наиболее частым причинам конфликтов в трудовых коллективах предприятий, находящихся в состоянии системного кризиса, можно отнести

[9]:

- отсутствие, как в подразделениях, так и в масштабах всего предприятия четкого распределения функций, полномочий и ответственности;

- неразработанность четких критериев результативности деятельности работников - это создает условия для произвола руководителей, порождая «вертикальные» конфликты между работниками разных уровней, одновременно снижая мотивацию к высокопроизводительному труду;

- недостаточная информированность работников не позволяет им эффективно выполнять должностные обязанности, одновременно способствуя росту слухов, что влечет за собой стрессовые состояния у персонала;

- нерациональное распределение работ в подразделениях. Это порождает хронические стрессовые состояния, как у руководителей, так и у рядовых работников;

- необоснованное нормирование, неритмичное снабжение производства комплектующими, несоответствие технической базы, нерациональность графиков рабочего времени, плохие условия труда и т.д. также порождают конфликты между рядовыми работниками и администрацией предприятия.

В заключении можно сделать вывод, о том, что был проведен анализ существующих проблем управление персоналом в условиях кризиса предприятия или организации. На основании проведенного анализа можно сделать вывод о том, что управление персоналом в условиях кризисного состояния организации представляет собой разностороннюю, многогранную, тщательно спланированную и продуманную деятельность, которая базируется на системе научных знаний и положений. На момент, когда предприятие находится в тяжелых финансовых условиях, с персоналом может возникать множество проблем, которые обусловлены, в первую очередь, недостатками существующих на предприятии элементов системы управления персоналом. Источники:

1. Политов В. Управление персоналом в период кризиса // «Умное производство» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.umpro.ru/index.php?page_id=17&art_id_1=139&group_id_

2. Коротков Э.М. Антикризисное управление: Учебник / ред. Э.М. Корот-ков - Москва: Инфра-М, 2003. - 432 с.

3. Кузнецова, И.Д. Разработка кадровой стратегии организации в антикризисном менеджменте [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://main.isuct.ru/files/publ/snt/2006 /02/HTM/50.htm

4. Варваштян, С.О. Социально-педагогическое управление человеческими ресурсами организации: дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Варваштян Сетрак Овна-нович. - Санкт-Петербург, 2006.

5. Злобин, Р.Р. Социальная защита наёмных работников в условиях гибкого

рынка труда: дис. канд. социол. наук: 22.00.03 / Злобин Руслан Рашидович. - Саратов, 2013.

6. Сидунова, Г.И. Инновационная стратегия формирования кадровой политики социально-экономических систем: дис. д-ра экон. наук: 08.00.05 / Сидунова Галина Ивановна. - Волгоград, 2004.

7. Тишкина, Н.П. Формирование и реализация антикризисной кадровой политики: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Тишкина Надежда Павловна. - Москва, 2011.

8. Урывская, Л.В. Повышение антикризисной устойчивости сельскохозяйственных предприятий в системе государственного регулирования АПК: дис. канд. экон. наук: 08.00.05 / Урывская Любовь Васильевна. - Воронеж, 2010.

9. Антикризисное управление персоналом: принципы и модели [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wiseowl.ru/works/KUR00 1198.doc

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.