Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
качество / система менеджмента качества / проблемы / лёгкая промышленность / политика в области качества / маркетинг / квалифицированные кадры. / quality / quality management system / problems / light industry / quality policy / marketing / qualified personnel.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Khalilov Nurullo Khamidillayevich, Safina Nafisa Talgatovna

В данной статье рассматриваются современные проблемы управления качеством на предприятиях лёгкой промышленности в Республике Узбекистан, а также возможные способы их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF QUALITY MANAGEMENT AT LIGHT INDUSTRY ENTERPRISES IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

This article discusses modern problems of quality management at light industry enterprises in the Republic of Uzbekistan, as well as possible ways to solve them.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН»

«етуушшум-шушаи» #щ1©ш, жш а economic sciences

81

territorial unit, in our research the study of innovative activities of enterprises of Andijan region, as well as the system of innovative infrastructure, production and market sphere scientific research.

The results of the research provide specific recommendations for conducting and improving a comprehensive systematic research on the current state and development of the national economy, in particular, the economy of Andijan region, and the organization of management of industrial enterprises in the context of economic reforms.

The study of improving the management system of innovative activities of enterprises has theoretical and scientific significance. It reveals the theoretical, methodological, scientific basis of management, conducts research on scientific solutions for the development of this science in Uzbekistan.

References:

1. President of the Republic of Uzbekistan "Uzbekistan in 2019-2021

Decree No. PF-5544 "On approval of the Strategy of innovative development of the Republic" // National

Database of Legislation, September 22, 2018, No. 06/18/5544/1951)

2. Decree of the President of the Republic of Uzbekistan No. PF-60 "On the Development Strategy of New Uzbekistan for 2022-2026" // National Database of Legislation, 28.01.2022, 01/28/60/547.)

3. Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan No. PP-3777 "On the implementation of the program" Every family is an entrepreneur ".// National Database of Legislation, 08.06.2018, 07/18 / 3777/1325.)

4. Resolution of the President of the Republic of Uzbekistan No. PP-4231 "On additional measures for the broad involvement of the population in entrepre-neurship and the development of family business in the regions" // National Database of Legislation, 09.03. 2019, 07/19/4231/2724)

5. Andijan regional statistical report for 2021. //www.andstat.uz.

УДК: 338.2

Халилов Нурулло Хамидиллаевич Сафина Нафиса Талгатовна Андижанский машиностроительный институт, Узбекистан РР!: 10.24412/2520-6990-2022-15138-81-83 СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Khalilov Nurullo Khamidillayevich Safina Nafisa Talgatovna

Andijan Machine-Building Institute, Uzbekistan

MODERN PROBLEMS OF QUALITY MANAGEMENT AT LIGHT INDUSTRY ENTERPRISES IN

THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Аннотация

В данной статье рассматриваются современные проблемы управления качеством на предприятиях лёгкой промышленности в Республике Узбекистан, а также возможные способы их решения.

Abstract

This article discusses modern problems of quality management at light industry enterprises in the Republic of Uzbekistan, as well as possible ways to solve them.

Ключевые слова: качество, система менеджмента качества, проблемы, лёгкая промышленность, политика в области качества, маркетинг, квалифицированные кадры.

Key words: quality, quality management system, problems, light industry, quality policy, marketing, qualified personnel.

Лёгкая промышленность Узбекистана является одной из ведущих и динамично развивающих отраслей. Она играет существенную роль в решении государственных задач и отвечает жизненно важным интересам многих регионов. Содействует гармоничному развитию регионов, обеспечению занятости населения и улучшению его благосостояния, оказывает помощь в становлении и развития малого и частного бизнеса. Важнейшим направлением наших внутренних резервов и возможностей стало поэтапное увеличение глубины переработки

отечественных сырьевых ресурсов, а также расширение объемов и номенклатуры производства продукции с высокой добавленной стоимостью [3].

К концу 2021 года текстильные предприятия переработали в общей сложности 1 млн 5 тысяч тонн хлопкового волокна. Объем промышленного производства составил 31,8 трлн сумов (темп роста - 140,7 процента), в том числе 19 видов товаров народного потребления на 8 трлн сумов (133 процента). В частности, по объемам производства пряжи - 747 тысяч тонн (рост - 118,6 процента), трикотажного полотна - 175 тысяч тонн (146,3), чулочно-носочных изделий - 293,1 млн пар (114),

ЕСОШМГС 8С1Е1ЧСЕ8 / «еОУУШУУМ-ШУШаИ» 2022

82

швейных изделий - 571 млрд сумов (143,4). В рамках программы локализации произведено готовой продукции и комплектующих на 566,8 млрд сумов по 36 проектам [3].

К концу 2021 года 1250 предприятий экспортировали продукцию примерно в 70 стран на общую сумму 3035,3 млн долларов (рост - 162,4 процента). По итогам доля пряжи в общем объеме экспорта составила 55,4 процента, а готовой продукции с добавленной стоимостью и высокой добавленной стоимостью - 44,6, темпы роста по сравнению с 2020-м - 141 процент [3].

В условиях динамичного развития международных рыночных отношений и ориентации на внешние рынки сбыта товаров, качество и конкурентоспособность продукции становятся важнейшими факторами эффективности деятельности предприятий легкой промышленности

В рыночной экономике проблема качества является важнейшим фактором повышения уровня жизни, экономической, социальной и экологической безопасности. Именно повышение технического уровня и качества продукции определяет степень выживаемости предприятий в условиях рынка. Темпы научно-технического прогресса, рост эффективности производства, экономия всех видов ресурсов, используемых на предприятии, оказывает существенное влияние на конкурентоспособность отечественных товаров и жизненный уровень населения страны [5].

Современное управление качеством исходит из того, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после завершения процесса производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства. Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима эффективная система управления качеством. При этом нужны не разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества [2].

Основными проблемами, стоящими перед отечественными производителями в направлении совершенствования управления качеством продукции, являются:

• усиление механизма воздействия систем управления качеством на все этапы жизненного цикла продукции;

• включение в систему управления качеством продукции механизма маркетинговой деятельности;

• ориентация систем управления качеством, как и всей производственной деятельности, на потребителя.

.Современные проблемы ограниченности их внедрения носят уже не методологический, а чисто практический характер, причинами которых являются отсутствие квалифицированных кадров, особенно в сфере маркетинга, ограниченность органи-

зационно-технической и материальной базы предприятия, недостаточный опыт массового использования статистических методов, отставание в автоматизации и цифровизации технологических и управленческих процессов [1].

Опыт показывает, что внедрение международных стандартов ограничивается не только высокими требованиями к организации материально-технического снабжения, финансирования, программного обеспечения, но и препятствиями социально-психологического характера, вызванными стереотипами старого мышления. Предприятия, внедряющие стандарты, сталкиваются с непониманием необходимости осуществления этой работы в существующих условиях. Условия, принципы и требования, закрепленные в уже переработанных стандартах, на практике выполняются не в полном объеме, что противоречит системному подходу в решении задач качества. Причины невыполнения состоят в нестабильности производственных, сбытовых процессов, происходящих на предприятии [4]..

Большую трудность представляет организация маркетинговой деятельности и осуществление прогноза необходимого уровня качества. Поэтому решить задачу достижения и поддержания качества продукции на уровне, обеспечивающем постоянное удовлетворение установленных или предлагаемых требований потребителя на внутреннем рынке, пока достаточно сложно. Кроме того, большинство промышленных предприятий Республики Узбекистан на сегодняшний момент не могут обеспечить потребителю уверенность в том, что намеченное качество поставляемой продукции достигается или будет достигнуто [5].

Политика в области качества является основой для постановки долгосрочных целей развития компании, а, следовательно, и для выработки стратегии, ориентированной на будущее. Политика в области качества, ее цели и принципы должны быть связаны между собой.

Политика в области качества может быть обеспечена за счет:

• разработки, внедрения и сертификации системы менеджмента качества на предприятиях лёгкой промышленности в соответствии с принципами и требованиями стандартов ИСО серии 9000;

• постоянного анализа современных и перспективных требований к защищенной продукции, тенденций и достижений в области защитных технологий;

• технического перевооружения фабрики, применения новейшего оборудования;

• осуществления современных маркетинговых исследований;

• выбора надежных поставщиков качественного сырья, материалов, комплектующих изделий и развития творческого сотрудничества с основными поставщиками на взаимовыгодной основе;

• рациональной расстановки кадрового потенциала предприятия и непрерывного повышения квалификации работников;

«етуушшим-шишаи» #щ1©ш, жш / economic sciences

83

• стабильного качества продукции путем предупреждения и выявления несоответствий с устранением причин их возникновения;

• конфиденциальности информации, безопасности производства и сохранности продукции;

• непрерывного совершенствования системы менеджмента качества с учетом рекомендаций стандартов ИСО серии 9000 и особенностей производства.

Список литературы:

1. Гродзенский С. Я. Управление качеством : учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Проспект, 2021. — 368 с.

2. Жирнова, Е. А. :"Менеджмент качества : учеб. пособие / Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. - Красноярск, 2014. - 144 с.

3. А.Камалов. «Текстильщики Узбекистана нацелены на освоение рынков Европы и США». https://yuz.uz/ru/news/tekstiliki-uzbekistana-natselen-na-osvoenie-rnkov-evrop-i-ssha.

4. Н.Халилов. Methodological aspects of development of quality management system in an industrial plant as a basis for increasing its competitiveness. Journal of Management Value & Ethics. 2017 March. Vol. 7 № 1. ISSN-2249-9512. GIF 0.565.

5. Н.Халилов, Н.Сафина «Цифровизация - как основной фактор развития системы менеджмента качества текстильной промышленности в Республике Узбекистан. «Colloquium-journal», №13 (136) 2022, Польша, Варшава.

УДК: 338.22

Халилов Нурулло Хамидиллаевич Сафина Нафиса Талгатовна Андижанский машиностроительный институт, Узбекистан РО!: 10.24412/2520-6990-2022-15138-83-85 РОЛЬ ЦИФРОВИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ В

РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН

Khalilov Nurullo Khamidillayevich Safina Nafisa Talgatovna

Andijan Machine-Building Institute, Uzbekistan

THE ROLE OF DIGITALIZATION IN THE DEVELOPMENT OF SOCIO-ECONOMIC SYSTEMS IN

THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Аннотация

В данной статье рассматривается роль цифровизации в развитии социально-экономических систем в Республике Узбекистан.

Abstract

This article discusses the role of digitalization in the development of socio-economic systems in the Republic of Uzbekistan.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая экономика, социально-экономические системы, «Индустрия 4.0».

Key words: digitalization, digital economy, socio-economic systems, Industry 4.0.

Сегодня в научных кругах, среде представителей бизнеса и на уровне правительства все чаще можно услышать высказывание «цифровая экономика». В научной среде бытует мнение, что явление, описываемое понятием «цифровая экономика» начало формироваться в 90-е годы XX века. Сам термин «цифровая экономика» был введен в употребление в 1995 году американским информа-тиком Николасом Негропонте. В 1995 году Негро-понте опубликовал свою книгу Being Digital, в которой высказал предположение, что цифровые медиа займут существенное место и станут неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Обработка данных станет определять нашу жизнь, не замыкаясь только на компьютерах. Именно Негропонте заявил, что параллельность между органическим миром и миром, созданным человеком, стирается, и они взаимопроникают друг в друга, становясь единой средой существования человека [2].

Цифровая экономика - это виртуальная среда, дополняющая нашу реальность; это не создание новой экономики, а переход на новую технологическую базу, которая в свою очередь открывает новые возможности. Иначе ее принято называть экономикой информационного типа.

Информация - это особый товар (экономическое благо), приобретающее форму информационных продуктов и услуг. В условиях экономики цифрового типа информация, выступая ценнейшим ресурсом, формируется, хранится, передается и обрабатывается посредством информационно-коммуникационных технологий.

Цифровизация - это внедрение современных цифровых технологий в различные сферы жизни и производства, перевод или переход на цифровой способ связи, записи и передачи данных с помощью цифровых устройств. Цифровизация - это длительный процесс, связанный не только с приобретением

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.