International journal of theoretical and practical research
Scientific Journal
Year: 2022 Issue: 1 Volume: 2 Published: 31.01.2022
http://alferganus.uz
Citation:
Usmanova, Z.M. (2022). On topical issues of using the kaizen technology in improving the personnel management mechanism in the light industry. SJ
International journal of theoretical and practical research, 2 (1), 108-116.
Усманова, З.М. (2022). К актуальным вопросам использования технологии кайдзен в совершенствовании механизма управления персоналом на предприятиях лёгкой промышленности. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, 2 (1), 108-116.
Doi: https://dx.doi.org/10.5281/zenodo.6090791
DOI lQ.5Z81/zenodo.6090791
ISSN 2181-2357 T. 2. №1. 2022
ISJIF 2021:5.5
QR-Article
Усманова Зулфия Мусаевна
Старший преподаватель кафедры
"Экономика" Ферганский политехнический
институт
UDC 331.108
К АКТУАЛЬНЫМ ВОПРОСАМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КАЙДЗЕН В СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ЛЁГКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Аннотация: В данной статье рассматриваются вопросы использования технологии кайдзен в целях совершенствования механизма управления персоналом на предприятиях лёгкой промышленности. В рамках исследования изучены вопросы по эффективному использованию технологии кайдзен. Автор изучил вопросы внедрения технологии кайдзен с учётом специфики исследуемой отрасли. В ходе исследования проведён анализ и даны рекомендации по результативному управлению персоналом с точки зрения учёта зарубежного опыта.
Ключевые слова: персонал, предприятие, кайдзен, управление, стимулирование персонала, зарубежный опыт, бережливое производство.
Usmanova Zulfiya Musaevna
Iqtisodiyot kafedrasining katta o'qituvchisi Farg'ona politexnika instituti
YENGIL SANOAT KORXONALARIDA PERSONALNI BOSHQARISH MEXANIZMINI TAKOMILLASHTIRISHDA KAYDZEN TEXNOLOGIYASIDAN FOYDALANISHNING DOLZARB MASALALARI
© ®
108
Annotatsiya: Ushbu maqoladayengil sanoat korxonalarida xodimlarni boshqarish mexanizmini takomillashtirish maqsadida kaydzen texnologiyasidan foydalanish masalalari tadqiqot qilingan. Tadqiqot doirasida kaizen texnologiyasidan samarali foydalanish masalalari o'rganilgan. Muallif o'rganilayotgan sohaning o'ziga xos xususiyatlarini hisobga olgan holda kaydzen texnologiyasini joriy etish masalalarini yoritgan. Tadqiqot jarayonida xorij tajribasini hisobga olgan holda xodimlarni samarali boshqarish bo'yicha tahlillar o'tkazilib, tavsiyalar berilgan.
Kalit so'zlar: kadrlar, korxona, Kayzen, menejment, xodimlarni rag'batlantirish, xorijiy tajriba, ozg'in ishlab chiqarish.
ON TOPICAL ISSUES OF USING THE KAIZEN TECHNOLOGY IN IMPROVING THE PERSONNEL MANAGEMENT MECHANISM IN THE
LIGHT INDUSTRY
Abstract: This article discusses the use of kaizen technology in order to improve the personnel management mechanism at light industry enterprises. Within the framework of the study, the questions of the effective use of kaizen technology were studied. The author studied the issues of introducing kaizen technology, taking into account the specifics of the industry under study. In the course of the study, an analysis was carried out and recommendations were given for effective personnel management from the point of view of taking into account foreign experience.
Keywords: personnel, enterprise, kaizen, management, personnel stimulation, foreign experience, lean manufacturing.
На сегодняшний день вопросы совершенствования механизма управления персоналом на предприятиях лёгкой промышленности являются особенно актуальными. Как известно правильно организованное управление это ключ к успеху любого предприятия и предприятия лёгкой промышленности Ферганской области не являются исключением.
В своём исследовании мы бы хотели более подробно рассмотреть использование технологии кайдзен при управлении персоналом.
Нам бы хотелось совершить небольшой экскурс в историю, чтобы понять суть данной системы. Пионерами и изобретателями вышеназванной технологии являются Гомер Сарасон и Чарльз Протцман, дело которых продолжил Вильям Эдвардс Деминг. Развитием управленческих навыков занимался Лоувел Меллен. После второй мировой войны американские специалисты были направлены в
Usmanova Zulfiya Musaevna
Senior Lecturer of the Department of Economics Fergana Polytechnic Institute
Введение
© ®
Японию в целях проведения тренингов с использованием статистических методов в контроле производства для улучшения процессов управления.
Первоочередным заданием групп на обучении был просмотр учебного фильма про рабочие инструкции, рабочие методы и отношения на рабочем места. Фильм носил название «Улучшения в четыре шага» (англ. — Improvement in four Steps, яп. — Kaizen eno Yon Dankai). Это были первые зерна, из которых позже развивалась система кайдзен [1].
Впоследствии система кайдзен была пояснена и распространена во многих развивающихся странах.
В чём суть системы кайдзен? Основное внимание эта система уделяет персоналу, так как именно от персонала зависит практически всё. Качественно подобранный персонал может стать фишкой любого предприятия. В центре внимания этой системы индивидуальный вклад каждого работника в конечные результаты производства.
Главная цель внедрения «кайдзен» заключается в повышении качества исходной продукции, а в итоге - удовлетворение потребителей.
Эта цель достигается с помощью оптимизации размеров заказов, уровня запасов, а также постоянным повышением навыков сотрудников. Каким же образом повышаются навыки сотрудников? Это прежде всего связано с эффективным управлением, с совершенствованием механизма управления в том числе и на предприятиях лёгкой промышленности.
Анализ литературы
С теоретической точки зрения базой исследования эффективности совершенствования механизма управления персоналом с использованием методологии кайдзен можно привести работы таких зарубежных учёных как Масааки Имаи, Вумек Дж.П., Джонс Д.Т., Гайнев Э.Р., Гомер Сарасон, Чарльз Протцман, Вильям Эдвардс Деминг, Мартынюк А.В. и другие.
В книге Масааки Имаи "Кайдзен - ключ к успеху японских компаний" даны чёткие рекомендации по использованию методологии кайдзен, найму и управлению персоналом. В направлении совершенствования механизма управления персоналом имеется большое количество работ, рекомендации в которых необходимо использовать в настоящее время.
Анализ и результаты
Управление в случае использования технологии «кайдзен» подразумевает стимулирование персонала в разрезе подачи рационализаторских предложений. Предположим, в процессе производства текстильной продукции работники определённого предприятия, которые относятся к данной отрасли подают свои идеи по улучшению производственного процесса или его отдельных стадий. Предложения могут носить локальный характер, улучшать какие-либо операции, главная цель - это в совокупности улучшить конечный результат.
сс
®
110
INTERNATIONAL JOURNAL OF THEORETICAL AND PRACTI RESEARCH ^
Совершенствование достигается применением разных технологий, принципов бережливого производства, позволяющих интегрировать производственную цель предприятия с целями партнеров и поставщиков.
Почему же так важно предприятиям внедрять бережливое производство? Какова же цель внедрения проекта по бережливому производству?
Согласно «кайдзен» каждый сотрудник регулярно вносит определённые предложения, касательно, предположим сферы производства, в совокупности все внесённые предложения каждым членом персонала приводят к желаемому результату. Эти предложения несут в себе определённые усовершенствования, они подаются в большом количестве, то есть всеми сотрудниками независимо от занимаемой должности, начиная с высшего звена управления и заканчивая низшим звеном. В менеджменте качества персонал рассматривается как стержень всех ресурсов. Персонал предприятия используется во всех процессах - от простейших до самых сложных. Если результативно работает система управления персоналом, то высокого эффекта достигнет само предприятие.
Совершенствование механизма управления персоналом может включать следующее:
Во первых - выявление уровня компетентности персонала
Во вторых - своевременная подготовка и обучение персонала
В третьих - оценка эффективности принимаемых мер для обучения и подготовки сотрудников
В четвёртых - мобилизация персонала для достижения целей в области качества
В пятых - фиксирование данных об образовательном уровне, подготовленности и опыте сотрудников.
Предложения с целью улучшения сотрудники могут вносить в различные области - главная цель достижение успехов.
Основными элементами системы кайдзен являются такие как:
- работа в команде, то есть все работники работают в качестве единого целого, постоянно помогая и выручая друг друга, так как основная цель - это достижение улучшений;
- соблюдение личной дисциплины, которая предполагает строгое соблюдение определённых норм, касающихся расходования материальных, финансовых ресурсов;
- моральное состояние, предполагающее поддержание высокого морального духа независимо от того, удаётся достичь успеха или нет
В общей сложности система «Кайдзен» - это результат развития концепции «точно в срок» (just-in-time) - JIT. Предлагаемая система (JIT) выглядит в качестве взаимосвязанных подходов и методов, которые направлены на достижение эффективности производственного процесса с использованием минимального количества производственных запасов материалов, комплектующих, деталей, полуфабрикатов и готовой продукции путём их изготовления и поставки точно в определённое время и в требуемом количестве.
© ®
ISSN 2181-2357 T. 2. №1. 2022
ISJIF 2021:5.5
Аспект функционирования системы J IT состоит из того, что страховые запасы рассматриваются в ней как средство решения проблем, возникающих в процессе производства продукции (повышение спроса, срывы поставок материала и комплектующих, простой оборудования, превышение времени ожидания и выполнения операций, запоздания в оформлении документации, просчёты конструкторского и технологического характера, несвоевременный учет изменений, недочёты и задержки в принятии решений и др.). В системе JIT вышеназванные проблемы уточняются и устраняются.
На наш взгляд совершенствование системы управления персоналом с использованием технологии «кайдзен» даст свои положительные результаты так же и на предприятиях лёгкой промышленности нашего региона.
Представим себе ситуацию на предприятии, производящем женское пальто, если принимать во внимание предложения всех сотрудников, которые заняты в данном производстве, в конечном счёте можно достигнуть повышения эффективности всего производственного процесса.
Постоянными предложениями можно достигнуть совершенствования процессов производства.
Можно представить план внедрения технологии «кайдзен» Фаза 1 Внедрение кайдзен на производстве Подготовительный этап
• Во-первых, подбор всей актуальной информации
• Во- вторых, отбор наиболее активных работников в команду
• В-третьих, заблаговременное изучение процесса
• В-четвёртых, предшествующее обучение выбранных сотрудников
• В-пятых, представление и объяснение проекта руководителям
• В-шестых, определение вероятных причин сложностей при внедрении кайдзен
Таблица 1 - Виды Кайдзен - групп
непрерывного
Вид группы Функции Состав группы
Постоянные Повседневная работа Специалисты (рабочие, служащие), занятые выполнением работ на местах
по решению возникаюших проблем Решение выявленной проблемы. После принятия решения расформировывается. Члены нескольких постоянных групп (от шести до восьми человек).
Кроссфункцио-нальные Определение существующих процессов в организации и выявление возможностей по их улучшению. Рядовые специалисты и руководители подразделения
По реализации решений Внедрение разрабатываемых рационализаторских предложений. Участники постоянных групп, групп по решению возникших проблем и кроссфункциональных групп.
© ®
112
Малые группы Освоение, внедрение и Эксперты низшего звена (рабочие,
применение специфических исполнители) и руководители
или новых процессов. подразделении из постоянных групп
и групп по решению возникших
проблем.
Группы (помимо регулярно действующих) функционируют в течении Кайдзен - сессии (от 2 до 5 дней), которая нацелена на решение поставленной бизнес - задачи. В рамках Кайдзен - сессии деятельность организуется по принципу цикла PDCA.
Практическое использование технологии Кайдзен вбирает 2 подхода: активный и пассивный. В соответствии с этими инструментами реализации Кайдзен могут быть активными и пассивными [12]:
а) активные инструменты Кайдзен - регулируемые инструменты, которые направлены на совершенствования в выбранных областях и направлениях. Прежде всего, это Kaizen blitz и Воркшоп (Workshop).
Kaizen blitz (оперативные улучшения) - несколько последовательных и интенсивных проектов по улучшению в конкретной области.
Kaizen workshop (воркшоп). Воркшоп обычно длится около пяти дней. За этот промежуток времени Кайдзен - группа уточняет пути реализации улучшений в процессах. Изначально исследуются принципы процесса, потом работа продолжается в гемба (на производстве). По итогам деятельности группа предоставляет план мероприятий по внедрению. Результат воркшопа подводится после претворения предлагаемых мероприятий, потому что эффект происходит через длительный промежуток времени (от нескольких месяцев до года).
Таблица 2 - Затраты на мероприятия по внедрению системы предложений
№ Мероприятие Количество Стоимость
1 Печать Кайдзен - карт (формат А4) 5000 шт. 500000 сум
2 Ватман для Кайдзен - листа (формат А0) 5 шт. 100000 сум
3. Журнал учета Кайдзен - предложений 3 шт. 50000 сум
Итого: 650000 сум
Помимо получения экономической выгоды при внедрении элементов Кайдзен достигается рост уровня квалификации персонала, стимулирования творческой активности работников, улучшение морально-психологического климата в коллективе, таким образом происходит создание необходимого образовательного и квалификационного фундамента для творческой деятельности.
С внедрением Кайдзен на предприятиях произойдёт улучшение решение конкретных задач, повышение качества и снижение затрат на устранение неполадок. Главные результаты ожидаются от последующей деятельности сотрудников, от их творческого отношения к своим
©
113
ISSN 2181-2357 T. 2. №1. 2022
SJIF 2021:5.5
обязанностям и заинтересованности не только в личном, но и в общем для предприятия успехе.
Заключения и предложения
Анализ деятельности предприятий показывает, что причинами выпуска бракованной продукции на предприятиях в основном является человеческий фактор: недостаточная квалификация персонала, его невнимательность и некачественная работа.
С целью устранения этого негативного фактора и повышения мотивации персонала, автор предлагает внедрение такого элемента Кайдзен, как система предложений.
Система подачи предложений является частью ориентированной на личность концепции Кайдзен, направленной на поощрение участия работников в процессе непрерывного улучшения. Главная задача менеджеров - это формирование у сотрудников интереса к Кайдзен, стимулирование их на подачу наибольшего числа предложений, независимо от их важности. Главная цель - это воспитание людей, рассуждающих в духе Кайдзен.
Для системной организации работы с Кайдзен - предложениями рекомендуется разработка Кайдзен - карты, К этой карте будет иметь доступ каждый работник на сервере, а для работников, не имеющих доступ к компьютеру, распечатанный бланк Кайдзен - карты можно разместить вблизи определённого участка производства. Каждый работник сможет посредством её заполнения подать заявку на рассмотрение его предложения по улучшению.
Список использованной литературы:
1. Имаи, М. (2004). Кайдзен: ключ к успеху японских компаний. М.: Альпина Бизнес Букс, 346, 2.
2. Gurung, R., Sarason, B., & Sarason, I. (1997). Close personal relationships and health outcomes: A key to the role of social support. Handbook of personal relationships: Theory, research and interventions (2nd ed) Chichester, UK: Wiley, 547-573.
3. Жмайло, Ю. С. (2010). Деминг, Уильям Эдвардс (1900-1993). Методы менеджмента качества, (1), 46-48.
4. Курпаяниди, К. И., & Муминова, Э. А. (2019). К проблеме активизации инновационных процессов в Узбекистане. Известия Ошского технологического университета, (3), 261-265.
5. Муминова Э. А. Молиявий технология (fintex) лар ва уларни жорий этиш истикболлари: Япония тажрибаси //Экономика и финансы (Узбекистан). - 2020. - №. 3 (135).
6. Курпаяниди, К. И., Муминова, Э. А., & Бузни, А. Н. (2019). Вопросы оценки предпринимательской среды для успешного ведения бизнеса. In Фундаментальные основы инновационного развития науки и образования (pp. 28-41).
7. Муминова, Э. А. (2020). Цифровая экономика как основной фактор
@ ®
114
привлечения инвестиции в основной капитал в социально-экономическом развитии регионов. In Минтаца ицтисодиётини инвестициялашнинг молиявий-ууцуций ва инновацион жщатлари (pp. 259-264).
8. Муминова, Э. А. (2018). Повышение конкурентоспособности национальной экономики Узбекистана с опытом Японии. Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов, (7), 5-7.
9. Муминова, Э. А., & Умаралиев, З. Б. (2018). Новая веха в отношениях центрально азиатских государств. In Научно-технический прогресс: социальные, технические и общественные факторы (pp. 203-206).
10. Асракулов, А. С., Ханкелдиева, Г. Ш., Муминова, Э. А., & Мирзаев, А. Т. (2020). Эконометрическое исследование занятости в Узбекистане: изменения и перспективы.
11. Musaevna, U. Z. (2021). To Improve The Approaches Of The Personnel Management Mechanism In The Light Industry. International Journal of Progressive Sciences and Technologies, 24(1), 296-299.
12. Усманова, З. М. (2021). К вопросам совершенствования подходов механизма управления персоналом на предприятиях лёгкой промышленности. Наука сегодня: теория и практика [Текст]: материалы между, 18.
13. Usmanova, Z. M., & Khudoyberganova, D. A. (2021). To improvement of existing personnel management mechanisms in light industry enterprises. Frontline Marketing, Management and Economics Journal, 1(08), 41-46. DOI: https://doi.org/10.37547/marketing-fmmej-01-08-06
14. Turgunov, M. (2021). Issues of innovative approach and financing of innovative projects in rapid economic development. Экономика и социум, (7), 151-159.
15. Turgunov, M. (2019). Mechanisms of effective management of corporations in the republic of Uzbekistan. In Теория и практика корпоративного менеджмента (pp. 123-124).
16. Kodirov, S. (2021). Issues of business cooperation in the national economy of Uzbekistan. Экономика и социум, (7), 79-88.
17. Kodirov, S. (2020). Some issues of digitalization in the industrial sector of the economy. ISJ Theoretical & Applied Science, 12 (92), 377-384.
18. Рахмоназаров, П. Й. (2020). Ways to improve the management of economic and environmental systems. Экономика и предпринимательство, (7), 442-446.
19. Rakhmonazarov, P., & Akhunova, M. (2019). Theoretical aspects of sustainable development of regional economic ecosystems and assessment methods. Scientific Bulletin of Namangan State University, 1(8), 136-1
20. Усмонов, М. М. (2021). К актуальным вопросам совершенствования экономических моделей управления предприятием. Наука сегодня: проблемы и перспективы развития [Текст], 47.
21. Rakhmonazarov, P. Y., & Usmonov, A. A. (2021). Analysis of ecological indicators of territories. Innovative Technologica: Methodical Research Journal, 2(10), 6-14., https://doi.org/10.17605/0SF.I0/NYU4S
cc
®
115
22. Kurpayanidi, K. (2021). Analysis of scientific and theoretical ideas about entrepreneurship. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, 1 (1), 50-59. Doi: https://dx.doi.org/10.5281/zenodo.5731500
23. Nishonov, F.M., & Urmonov, A.A. (2021). Issues of technological and innovative development of industry. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali, 1 (1), 69-75. Doi: https://dx.doi.org/10.5281/zenodo.5731634
24. Урмонов, А. А., Акрамов, И. (2021). Проблемы и перспективы цифровизации банковского сектора экономики Узбекистана. Cognitio rerum. 12. 20-31.
25. Kurpayanidi, K. (2021). Analysis of scientific and theoretical ideas about entrepreneurship. Nazariy va amaliy tadqiqotlar xalqaro jurnali. 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analysis-of-scientific-and-theoretical-ideas-about-entrepreneurship (дата обращения: 12.02.2022).
26. Kurpayanidi, K. I., Abdullaev, A. M., & Khudaykulov, A. S. (2021). Institutional transformation of the business sector. AL-FERGANUS, Doi: https://doi.org/10.5281/zenodo.5457089
CC
®
116