Раздел 1. «Современные проблемы издательского дела и подготовки специалистов отрасли »
Современные проблемы социологии и психологии чтения
Н.В. Чернова,
к.э.н., доцент кафедры издательского дела и книговедения
Социология и психология чтения является самостоятельной областью научного знания о книге, на стыке психологии и социологии. Предмет социологии связан с процессами и явлениями, порождаемыми человеческим обществом. Предмет психологии - с закономерностями индивидуальных психических процессов и явлений. А предметом социологии и психологии чтения является именно чтение, как социальное и психологическое явление. Чтение можно определить как индивидуальное потребление книги. Это, в первую очередь, процесс социальный, зависящий от существующего общества. Но в то же время, это процесс, зависящий от индивидуальных особенностей человека.
Становление предмета этой научной дисциплины в русском книговедении связано с именами Н.А. Рубакина (библиопсихология), А.М Ловягина и М.Н. Куфаева (библиосоциология). Основополагающая идея Н.А. Рубакина [5] о функциональной зависимости между автором, книгой и читателем, еще в начале ХХ века была дополнена положениями о коммуникативной функции чтения и обусловленности этого процесса единством ряда социальных, психологических и физиологических факторов [2]. В развитие этого направления большой вклад внесли С.Н. Плотников [4] и А.А Гречихин [1].
Хотя социология и психология чтения, как наука, имеет уже более чем вековую историю, она до сих пор переживает период своего
8
становления. Это связано с усложнением ее предмета. Те изменения, которые претерпевает современное общество, такие например, как глобализация и компьютеризация, влияют на все элементы определяющей чтение триады - и на авторов, и на книги, и на читателей. На чтение влияют и состояние книжного рынка, и экономическое положение людей, и мотивы получения информации и знаний, и роль, которую играют знания, культурные ценности, связанное с ними человеческое поведение в жизни общества.
Как точная наука, социология и психология чтения опирается на сбор и анализ достоверных фактов, относящихся к системным зависимостям, существующим между авторами, книгами и читателями. Можно дифференцировать предмет, говорить о социальных группах читателей, каждая из которых характеризуется некоторым множеством предпочитаемых авторов и книг. Каждая такая группа является пересечением множества авторов, книг, читателей.
Книги неотделимы от авторов, и говоря об авторах книг, в современных российских условиях имеет смысл различать дореволюционных авторов, авторов советского периода, и авторов, вошедших в литературу после 1989 года. При всей условности такого деления (наличии многочисленных внутрилитературных связей и традиций), такое деление имеет смысл, так как эти группы отличаются предпосылками, средой и мотивами творчества. В различные периоды существования литературы влияние на творчество оказывали существовавшие в то время социальные и психологические проблемы, социальные конфликты и кризисы, так или иначе затрагивающие авторов. В условиях кризиса, смены, слома духовных ценностей, отсутствие ценностей превращается в самостоятельную основу творчества.
В исследовательских целях необходимо отличать авторов специальной литературы (научной, учебной, справочной и т. д.) и художественной или мемуарной литературы. И те и другие создают книги, но в одних случаях это лишь элемент и результат их положения в обществе, производственного или учебного процесса, а в других - акт подлинного и вневременного творения. Книги разного назначения и читаются по разному. Применительно к художественной литературе, всегда можно представить себе своеобразный взгляд из будущего на авторов и книги. Остались ли они лишь малозначимым элементом духовной жизни прошлого, или останутся читаемыми, влияющими на творчество. Социокультурная ценность авторов, написанных ими книг, определяется не только через рыночный спрос, но и, главным образом, через передачу между поколениями, способность и возможность остаться неумирающим памятником себе и своему времени. Но для науки о чтении - это не аксиома, а совокупность получаемых фактов.
Необходимо отметить еще, что средой общения современных авторов являются интернет-сообщества, социальные группы, не
9
имеющие национальных пространственных границ, ограниченные только взаимопониманием, языком и культурой. Компьютеризация и глобализация стали неотъемлемой частью современного литературного процесса.
Вышесказанное имеет непосредственное отношение и к тому, что в наше время понимается под книгой. Книги все чаще появляются на свет с помощью компьютера, а иногда, кроме головы автора, только в компьютерах и существуют. В первую очередь, книга определяется как исторически сложившаяся и продолжающая развиваться форма закрепления семантической информации. Но в рамках социологии и психологии чтения существенным является определение книги как способа общения, ее коммуникативная функция. Чтение бумажных книг не исчезло пока из обихода, и думается, что никогда не исчезнет. Но значимой, существенной частью предмета нашего изучения становятся книги в электронном виде. И необходимо учитывать, что не любой текст на электронном носителе, и не любая коммуникация через электронное устройство является книгой. (Хотя телефонные смс-ки и компьютерные чаты уже стали частью некоторых современных книг). Дело упрощается, когда текст на экране устройства для чтения является копией книги на бумаге. Но это не является необходимым или обязательным условием. И для компьютерных книг, никогда не появлявшихся на бумаге, существует свой аналог экспертной оценки, издательской деятельности, критики и продвижения. И по нашему мнению, определяющим моментом для отнесения текста на электронном носителе к категории книг служит его социокультурная ценность, что требует определенной квалификации как читателя, так и исследователя.
Дело осложняется еще и тем, что свободно распространяемые в компьютерных сетях тексты могут быть незаконченным или не отредактированным вариантом книги. И говорить о передаче и трансформации смыслов между поколениями, то есть о социокультурном процессе, для большинства современных текстов еще преждевременно. Но, все-таки, различие в форме носителя книги не так существенно как семантическое содержание и возможность коммуникации с автором, то есть понимания и развития смыслов. И изучение различий в чтении электронных и бумажных книг является одной из современных проблем для исследования, при изучении которой можно выявить интересные социологические и психологические особенности авторов, книг, читателей.
Публикация текстов в Интернете не встречает существенных препятствий, что приводит к быстрому увеличению, если не книг, то объема чтения. А производство книг на бумаге дорожает, обходится на порядок, а то и два порядка дороже публикации в Интернете. При этом возможны 3 модели читательского поведения по отношению к электронным книгам:
10
1 - поиск уже прочитанной книги или книги известного автора в Интернете для чтения его на любимом устройстве, в удобное время и в удобном месте.
2 - чтение на экране книг, которых бы этот читатель никогда не стал бы читать в бумажном виде, не купил бы даже по самой бросовой цене.
3 - книга, автор, прочитанные ранее в Интернете, отыскиваются, покупаются потом в бумажном виде, для более внимательного, комфортного чтения, и даже хранятся в домашней библиотеке в числе любимых.
Все это может рассматриваться как один из критериев ценности или своеобразия, специфики книги.
После всего сказанного не приходится удивляться, что и само понятие «чтение» не имеет однозначного определения, остается дискуссионным. В книговедении часто употребляется термин «культура чтения», в содержание которого входит определенный уровень умения читать, работать с книгой, а также поиск и выбор книг. А собственно чтение определяется и как феномен культуры, выполняющий жизнеохраняющую культурную функцию (С.Н. Плотников), и как технология интеллектуального воспроизводства, и как живой диалог с предшественниками и современниками. То есть чтение - это процесс формирующийся, непрерывный, развивающийся всю жизнь, и никогда полностью не завершающийся. В область предмета социологии и психологии чтения входят также такие понятия, как читательская активность, читательское поведение, правильная и неправильная читательская деятельность, читательская самостоятельность. Исходя из этого и следует рассматривать такую важнейшую современную проблему, как снижение интереса к чтению.
СССР считался самой читающей страной мира. Начало 90-х годов было отмечено подъемом чтения, затем последовал спад с неясными перспективами, характеризуемый и как кризис книжного рынка. Удельный вес чтения уменьшается, увеличивается число людей, не покупающих книги, не имеющих домашних библиотек. Но по мнению С.Н. Плотникова, радикальные изменения в чтении в начале 90-х годов ХХ века являлись признаком преодоления кризиса, возвращения общества к нормальному состоянию. Чтение освобождалось от несвойственных ему политизированных функций, в сторону своего истинного назначения: опосредования интеллектуального развития, обретения культуры в рамках свободного времени. Динамика читательской активности в России имела много общих черт с процессами, наблюдаемыми в странах, опоздавших с модернизацией. А в настоящее время приближается к состоянию, наблюдаемому в развитых странах Запада, становится более гедонистической [4].
11
Как и в других странах, результаты исследований показывают уменьшение зависимости чтения от пола, и несомненную зависимость его от возраста и образования (то есть, в сущности, от самого чтения). При этом, в балансе свободного времени, чтение находится на 5-6 месте, занимая пятую долю времени у людей в возрасте до 24 лет, и еще больше у пенсионеров. Наибольшую долю свободного времени россиян занимает просмотр телевидения и прослушивание радио. После 24-х лет (по данным за 2005 год) популярность телевидения и радио, а также чтения газет и журналов, у молодежи падает даже в большей мере, чем популярность чтения книг. Увеличивается время, расходуемое на общение с друзьями, а также на прослушивание музыки и просмотр видео [1].
То есть, можно сказать, что чтение является некоторым инвариантом поведения, занимающим достаточно большую долю свободного времени в любом возрасте. Можно выделить несколько видов чтения в завимости от его целей и мотивов. Гедонистическое чтение направлено, в первую очередь, на получение удовольствия, развлечение, отдых. Здесь важно вовлечение личности, сопереживание, память работает в непроизвольном режиме. А читатель в наибольшей мере свободен в своем выборе. Современные развлекательные продукты конкурируют в первую очередь именно с этим видом чтения. В то же время, это единственный вид чтения, возможный для детей
Чтение для получения образования и чтение как компонент профессиональной деятельности требуют больших волевых усилий, произвольного запоминания, серии принятия решений, иногда и принуждения. Также и чтение для приобретения или поддержания социального статуса, зачастую самопринудительно и ориентировано на внешнюю для индивида среду, его социальное положение. Такой вид чтения может быть и следствием значимости чтения в обществе, межличностных коммуникациях.
Чтение в рамках творческого процесса может быть как социально значимым, так и субьективно личностным, но в любом случае -не принудительным. То же самое можно сказать про чтение в целях саморазвития. На субъективном уровне такое чтение характеризуется потребностью в углубленном изучении некоторой сферы знаний, мира в целом, самого себя. На социальном уровне признаком этого вида чтения может выступать и убежденность в необходимости и возможности личного участия в общественных процессах.
Таким образом, изучение чтения и читателей является сложной и недостаточно исследованной проблемой, требующей большого внимания социологов, психологов, культурологов, книговедов.
К числу важных проблем нужно также отнести роль государства, общества в формировании, развитии чтения. Все развитые го-
12
сударства считают своей обязанностью следить за уровнем чтения, поддерживать, гарантировать необходимые предпосылки, условия сохранения и развития чтения. Такая деятельность имеет две опасные грани: от полного самоустранения до диктата, закостенелого нормирования. И то и другое противоречит двум основным законам чтения, сформулированным еще в 70-е годы прошлого века. Первый закон определяет связь читательской деятельности и читательской самостоятельности. Читательская деятельность определяется как цель и результат обучения чтению. Но обучение может и провоцировать нежелание читать. Правильный тип читательской деятельности - обязательное условие формирования читательской самостоятельности, а читательская самостоятельность - гарантированный результат правильной читательской деятельности. Формулировка первого закона чтения: «Знание книг всегда и безусловно есть полноценная основа, надежная гарантия и объективный показатель читательской самостоятельности». А второй закон: «Нежелание читать есть объективное следствие обучения младших школьников отдельным читательским умениям без одновременной реализации установки на пробуждение и формирование читательской самостоятельности» [1, с. 55-56].
Следовательно, можно утверждать, что задача обучения чтению - это задача всего общества в целом, и ее решение не должно зависеть от отдельных общественных течений, сиюминутных интересов. И необходимо подчеркнуть, что социологические и психологические исследования чтения, мониторинг чтения у различных социальных групп и поколений предоставляет научную основу решения вышеперечисленных задач. Одной статистики издательской и книготорговой деятельности недостаточно. Необходимо учитывать и домашнее, библиотечное чтение, и чтение через Интернет с электронных устройств.
Методологические основы таких исследований достаточно разработаны в социологии и психологии и опираются на принципы достоверности и репрезентативности, то есть возможность распространить выводы, полученные при сборе данных от относительно небольшого количества объектов исследования, на большие социальные группы и общество в целом.
Таким образом, социология и психология чтения является развивающейся научной дисциплиной, имеющей большую теоретическую и практическую ценность. Состояние общества влияет на процессы чтения, но верно и обратное. Через процессы чтения можно влиять на состояние общества, и не будет преувеличением сказать, что развитие и само существование общества зависит от того, что и как читают.
13
Библиографический список
1. Гречихин А.А. Социология и психология чтения : учеб. пособие для вузов / А.А. Гречихин. - М. : МГУП, 2007. - 383 с.
2. Куфаев М.Н. Книга в процессе общения / М.Н. Куфаев. -Л., 1927. - 108 с.
3. Наука о книге. Традиции и инновации. - М. : Наука, 2009. -
464 с.
4. Плотников С.Н. Читательская культура в России: социологический очерк // Homo Legens: памяти С.Н. Плотникова (1929-1995). -М., 1999. - С. 17-62.
5. Рубакин Н.А. Психология читателя и книги: крат. введ. в библиол. психологию / Н.А. Рубакин. - М., 1977. - 264 с.
6. Чернова Н.В. Социология книжного рынка / Н.В. Чернова. -М. : МГУП, 2005. - 91 с.
7. Чтение как стратегия жизни. - М. : Наука, 2006. - 213 с.
14