Научная статья на тему 'Современные проблемы развития системы художественного образования'

Современные проблемы развития системы художественного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
881
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Современные проблемы развития системы художественного образования»

тельности и трансляции его в структуры университета.

Таким образом, инновационная модель развития университетского комплекса, представляющего собой масштабную региональную многоуровневую полифункциональную территориально распределенную образовательную макросистему, позволяет реализовывать интеграционные процессы инновационного развития региона.

Литература

1. Ковалевский В.П. Интегрально-целевой метод управления региональным университетским комплексом. - Оренбург, 2004.

2. Ковалевский В.П. Теоретические и методологические основы формирования университетского комплекса - М., 2004.

3. Анализ мировых тенденций развития на-

учно-образовательной деятельности: Аналитический обзор / Е.В. Вашурина, Н.В. Дрантусова, Я.Ш. Евдокимова, И.А. Майбуров. - Екатеринбург, 2006.

4. Стронгин Р., Максимов Г., Грудзинс-кий А. Университет как интегратор в обществе, основанном на знании // Высшее образование в России. - 2006. - №1.

5. Pecas P., Henriques E. Best practices of collaboration between university and industrial SMEs // Benchmarking: An

International Journal. - 2006. - Vol. 13. -№ 1/2.

6. Sporn B. Management in Higher Education:

Current Trends and Future Perspectives in European Colleges and Universities // R. Berg (ed.) Dialogue between Higher Education Research and Practice. -Kluwer Academic Publishers, 2003.

7. Управление в высшей школе: опыт, тен-

денции, перспективы: Аналитический доклад. - М., 2005.

8. Голенков В.А, Степанов Ю.С, Садков

В.Г. Стратегия инновационного развития регионов России и роль университетских комплексов в модернизации образования. - М., 2002.

9. Дворкин Б., Дружинин А. Опыт интеграции

образования,науки и производства// Высшее образование в России. - 2002. - №1.

10. Шукшунов В.Е, Левченко В.В, Третьяк А.В. Основы создания университетских комплексов. - Новочеркасск, 2002.

11. Лукашенко М. Вертикальная интеграция в системе образования // Высшее образование в России. - 2002. - №3.

12. Грудзинский А.О. Проектно-ориенти-рованный университет. Профессиональная предпринимательская организация вуза. - Н. Новгород, 2004.

13. Компьютерные учебные программы и инновации. - 2006. - №10. - http:// www.informika.ru/text/magaz/innovat/ n5_2002/n5_2002.html

Современные проблемы развития системы художественного образования

Н. КРОТОВА, ректор Московский государственный университет культуры и искусств

Нынешнее состояние системы художественного образования обусловлено противоречивыми тенденциями, складывающимися как в самом образовании, так и в российском обществе в целом. Вопросы художественного образования не раз поднимались на самом высоком ведомственном

уровне, тем не менее необходимо отметить, что до сих пор существует множество нерешенных проблем.

В «Концепции художественного образования в Российской Федерации»,утвержденной в 2001 г., отмечается: «Целями художественного образования на совре-

12

Высшее образование в России • № 4, 2007

менном этапе являются: ...повышение общего уровня значимости культуры и искусства в общем образовании;сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы учреждений художественного образования в области культуры и искусства».

Давно известно, что чем ниже социальный статус духовных ценностей, тем ярче проявляют себя феномены агрессивности, девиантности, которые представляют собой серьезную опасность для нормального функционирования всех общественных структур.

Сегодня мы живем в обществе, в котором произошла серьезная инфляция идеалов, и мы задаемся вопросами: как сделать его гуманным и толерантным, как воспитать патриотизм, как противостоять насилию, экстремизму, преступности и асоциальному поведению подрастающего поколения? Наш ответ: в значительной мере это возможно с помощью образования и искусства, приобщения людей к мировой и отечественной культуре.

Воспитательная значимость искусства и художественного творчества реально сказывается на нравственном здоровье детей и молодежи. В этом плане многое могут сделать учреждения культуры и художественного образования. Как известно, система художественного образования имеет две ведущие составляющие: художественное образование как часть общего образования и профессиональное художественное образование. При этом принципами образования являются преемственность и непрерывность всех этапов обучения.

В отличие от западной двухуровневой системы высшего образования (бакалавриат, магистратура) в России в сфере художественного образования сложилась уникальная форма четырехуровневой вертикали: художественная школа - училище - вуз - послевузовское образование, которая прошла испытание временем и зарекомендовала себя с самой положительной стороны. Об этом свидетельствует тот факт, что выпускники художественных вузов России высоко котируются и востребованы на мировом рынке труда, их приглашают на ра-

боту ведущие зарубежные оркестры, театры, учебные заведения.

Тем не менее сегодня система художественного образования в России находится в кризисной ситуации. В первую очередь это касается низового звена - детских школ искусств, художественных школ. В связи с переходом на рыночные отношения уменьшилась доступность художественного образования для малоимущих слоев населения. Слабая материально-техническая и кадровая обеспеченность учреждений художественного образования негативно сказывается на их работе. Известные недоработки налогового законодательства в данной сфере также приводят к негативным последствиям и тормозят развитие художественного образования. Недостатки реорганизации в начальном и среднем звеньях художественного образования отрицательно влияют на высшее звено - художественные вузы, вузы культуры и искусств.

Современное состояние художественного образования во многом обусловлено теми проблемами, которые стоят перед всей социально-культурной сферой России, учреждениями образования и культуры. В результате перераспределения полномочий и ответственности за финансирование культуры и искусства вопросы культурной политики вышли в последнее время на передний план.

В последнее время широко обсуждается вопрос о передаче школ художественного образования в ведение Министерства образования и науки. Мы уверены - это создаст еще больше проблем. Школьное образование сегодня нередко не справляется со своими прямыми функциями и само нуждается в серьезной модернизации.

На наш взгляд, необходимы координационные центры с целью создания креативной основы образовательного процесса, а также законодательное закрепление за Минкультуры ведомственной принадлежности системы художественного образования.

Весьма непростая ситуация в системе художественного образования сложилась в результате введения Федерального закона № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправле-

ния в Российской Федерации», главным нововведением которого стало установление двух видов (уровней) муниципальных образований: муниципальных районов и городских округов и сельских и городских поселений.

Разграничение полномочий между органами местного самоуправления различных видов муниципальных образований предполагает реструктуризацию муниципальной сети организаций культуры, передачу большей их части в управление поселений и, соответственно, ликвидацию районных органов управления культурой. Последнее повлечет радикальное изменение системы организации управления культурной деятельностью на уровне муниципальных районов и распад сложившейся за это время сети учреждений культуры. Это сопряжено не только с необходимостью создания ликвидационных комиссий и проведением ликвидационных процедур, но и с решением проблем по передаче имущества, значительными дополнительными финансовыми затратами, связанными с выплатой выходных пособий и оплатой за неиспользованные отпуска.

Благодаря активной законотворческой деятельности Министерства культуры и массовых коммуникаций и Министерства культуры Московской области вышеназванным и последующими законотворческими актами были расширены полномочия муниципальных районов и уравнены с полномочиями поселений.

Как и в предыдущей редакции Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», за муниципальными районами закреплено полномочие организации предоставления дополнительного образования на территории муниципального района (включая территории поселений, входящих в их состав).

В соответствии со статистикой («Свод годовых сведений о детских музыкальных, художественных, хореографических школах и школах искусств системы Минкуль-туры России») количество учреждений дополнительного образования в период с 2002 по 2006 гг. сократилось на 4% (с 268 до 258 ед.).

Сокращение численности детских музыкальных, художественных, хореографических школ и школ искусств в том числе связано с передачей их в 2005 г. в управление от муниципальных органов управления культурой - органам образования (7 ед.). Решение обосновано тем, что раздел «Образование» Закона Московской области «О консолидированном бюджете Московской области» финансируется значительно лучше раздела «Культура, искусство и кинематография». Такая, казалось бы, оправданная с точки зрения финансирования передача привела к существенному разрыву организаций дополнительного образования со сферой культуры и искусства. В настоящий момент эти организации лишены возможности бесплатного участия в областных художественно-творческих конкурсах, фестивалях, выставках, традиционно проводимых Министерством культуры Московской области. Педагоги учреждений дополнительного образования утратили возможность прохождения курсов повышения квалификации, участия в конкурсах профессионального мастерства. Специалисты оценивают такой шаг со стороны местных властей весьма пессимистично, так как дополнительное образование основано на приобретении знаний и навыков художественно-творческой деятельности, облаченных в учебный процесс.

Активная деятельность Министерства культуры Московской области по работе с муниципальными образованиями приносит положительные результаты: в 2006 г. ни одного учреждения дополнительного образования не было передано из управления органов культуры органам образования.

Другая сторона вопроса: остро ощущается нехватка музыкальных школ в столице и крупных городах. Так, например, в Москве в новую музыкальную школу в Бутове конкурс составил 16 человек на место. Необходимо расширять сеть художественного образования в соответствии с потребностями населения, принимать меры по социальной защите педагогов этого звена.

Одним из учебных заведений системы художественного образования является Московский государственный универси-

14

Высшее образование в России • № 4, 2007

тет культуры и искусств. Его цель - обеспечение единства, непрерывности и качества художественного образования. Осуществление этой цели возможно на пути интеграции художественных учебных заведений всех уровней.

Первые кафедры художественных специализаций в вузе были открыты почти 50 лет назад. Нацеленность на высокий уровень исполнительского искусства была присуща МГУКИ с первых дней работы художественных кафедр. Мы были убеждены, что руководить любительским самодеятельным коллективом, хором, театром должен профессионал, обладающий высокой исполнительской культурой, навыками педагогической работы с детьми и взрослыми, хорошими организаторскими способностями.

Наши выпускники востребованы по всей стране. Они работают не только в самодеятельных, но и в ведущих профессиональных коллективах. И все-таки вуз культуры и искусств имеет свою нишу - это работа с любительскими, самодеятельными коллективами. В отличие от консерваторий и других творческих вузов, мы готовим профессионалов, которые несут искусство всем без исключения слоям населения, прежде всего - детям и юношеству. Наши питомцы осознают свою ответственность за их будущее, социальную значимость своей работы. Именно любительское народное творчество подпитывает и высокое элитарное искусство. Первые шаги в искусстве многие выдающиеся певцы, музыканты, артисты, режиссеры делали именно в самодеятельных коллективах.

Многоуровневая система высшего профессионального образования по художественной культуре включает подготовку следующих кадров:

• руководитель этнокультурного центра, преподаватель;

• художественный руководитель студии декоративно-прикладного творчества, преподаватель;

• художественный руководитель музыкально-инструментального коллектива, преподаватель;

• художественный руководитель вокально-хорового коллектива, преподаватель;

• художественный руководитель хореографического коллектива, преподаватель;

• художественный руководитель кино-видеостудии, преподаватель;

• режиссер любительского театра, преподаватель.

Данная система позволяет обеспечить потребности в квалифицированных кадрах по всему спектру традиционных видов и жанров художественно-творческой деятельности народа, а также выстроить преемственную цепочку этнокультурного образования: дошкольные учреждения - школы - учреждения дополнительного образования - училища и колледжи культуры - вузы.

Активизировавшиеся в современной России и во всем мире процессы сохранения и развития традиционной народной культуры делают как никогда востребованной инициированную впервые в МГУКИ профессиональную подготовку кадров по специальности «Народное художественное творчество» (введена в 1994 г.) и по направлению «Народная художественная культура» (введено в 2002 г.).

Деканом факультета народной художественной культуры и музейного дела, доктором педагогических наук, профессором Татьяной Ивановной Баклановой создана научная школа по этнохудожественному образованию. Всего за эти годы выпущено около 300 специалистов в данной области. Под руководством Т.И. Баклановой осуществляется большая работа по сохранению и развитию народного декоративно-прикладного творчества, народных ремесел различных регионов России.

В целом профессиональная подготовка специалистов ведется в рамках сохранения и развития традиций народного искусства на соответствующей материальной базе (мастерская художественной керамики, мастерская росписи по дереву, мастерская но народному костюму). Через студентов, приехавших учиться в наш вуз из центров народных художественных промыслов, происходит знакомство с потомственными мастерами и приобретение от них опыта в различных видах художественного ремес-

ла. Таким образом, можно проследить нить преемственности.

В системе послевузовского образования МГУКИ большое внимание уделяется научным исследованиям. Из 31 потенциально возможной научной специальности у нас открыто 13. В среднем за год по 3 научным специальностям защищается около 40 диссертационных работ на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук по проблемам художественного образования и творчества. В университете издается научный журнал «Вестник МГУКИ» - один из немногих журналов отрасли культуры и искусств, который включен ВАК РФ в перечень ведущих изданий для публикации результатов кандидатских и докторских исследований.

Разработана комплексная программа научных исследований «Преемственная система этнохудожественного образования». В системе новых квалификаций кадров в ИДПО МГУКИ разработана инновационная программа переподготовки специалистов по художественному образованию с целью создания инновационных проектов. В 1999 г. на Коллегии Минкультуры РФ была принята Программа инновационной образовательной деятельности по переподготовке специалистов социально-культурной сферы, разработанная нашими экспертами.

Мы поддерживаем позицию Минкуль-туры в том, что следует инициировать поправки в законодательство об образовании, затрагивающие правовое регулирование в области художественного образования. Необходимо внести изменения в действующее законодательство в части уточнения компетенции по вопросам управления системой художественного образования, в том числе по вопросам высшего и послевузовского профессионального образования, социальной защиты преподавателей учреждений художественного образования.

Считаем обоснованным мнение о том, что основы законодательства РФ о культу-

ре на современном этапе перестали выполнять возлагаемые на них функции, в связи с чем было принято решение о целесообразности разработки проекта Федерального закона «О культуре», который заменит устаревшие основы законодательства Российской Федерации о культуре.

Вызывают уважение принимаемые Минкультуры России неотложные меры по законодательному урегулированию ситуации, складывающейся вокруг детских школ искусств, которые занимают особое место в системе российского образования. Очень важно разработать типовое положение об образовательном учреждении художественного образования. Нормативно-правовое регулирование в сфере культуры нуждается в существенном и незамедлительном совершенствовании и приведении в соответствие с существующими реалиями и интересами отрасли.

Мы предлагаем пойти дальше и инициировать Федеральный закон о художественном образовании. Для России с ее традициями наиболее приемлемой остается национальная модель государственной поддержки культуры в лице Министерства культуры как побуждающей и координирующей силы в развитии культуры.

Уникальность нашей системы образования была отмечена на международной конференции в Оксфорде, в международном гуманитарном центре образования, где автор выступала с докладом о вузах культуры и искусств. Наша задача - сохранить качество и уникальность системы художественного образования, которые приводят в восторг наших зарубежных коллег.

Московский государственный университет культуры и искусств удовлетворяет сегодня высокую общественную потребность в профессионально подготовленных кадрах, которые бы выступали как хранители и трансляторы традиционной народной культуры, культурного наследия, решая задачи современной государственной образовательной и культурной политики России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.