Научная статья на тему 'Профессионализм как главный критерий системы повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере культуры и искусства'

Профессионализм как главный критерий системы повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере культуры и искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
650
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / КУЛЬТУРА / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / СИСТЕМА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ПОДГОТОВКА КАДРОВ / УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ЦЕНТРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аракелова Александра Олеговна

Рассматривая нормативные, организационные, кадровые проблемы системы повышения квалификации в сфере культуры и искусства, автор статьи на основе профессионального опыта и статистических данных Министерства культуры РФ обосновывает модель развития системы дополнительного профессионального образования в условиях современного общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профессионализм как главный критерий системы повышения квалификации и переподготовки кадров в сфере культуры и искусства»

Культура и образование

А. О. АРАКЕЛОВА

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ КАК ГЛАВНЫЙ КРИТЕРИЙ СИСТЕМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ КАДРОВ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

Рассматривая нормативные, организационные, кадровые проблемы системы повышения квалификации в сфере культуры и искусства, автор статьи на основе профессионального опыта и статистических данных Министерства культуры РФ обосновывает модель развития системы дополнительного профессионального образования в условиях современного общества.

Ключевые слова: профессионализм, культура, повышение квалификации, система дополнительного образования, подготовка кадров, учебно-методические центры.

Профессионализм как совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда, раскрывается через компетентность, сочетание психологических качеств, позволяющих действовать самостоятельно и выполнять определенные трудовые функции. Рассматривая критерии профессионализма, важно подчеркнуть, что это не только достижение высоких профессиональных результатов и производительность труда, но и непременное наличие психологических компонентов - внутреннего отношения человека к своим служебным обязанностям, состояния его психических качеств. При анализе профессиональной стороны жизни необходимо преодолеть технократический миф, в рамках которого профессионализм рассматривается как овладение лишь новыми технологиями, средствами, различными «ноу-хау», а мотивы поведения остаются в тени. На самом деле большое значение имеет то, из каких ценностных ориентаций человек исходит, ради чего занимается данным делом, что движет им в профессии, какие внутренние ресурсы добровольно и по собственному побуждению вкладывает в свой труд.

Общие закономерности становления профессионализма по-разному преломляются в зависимости от предмета труда, его задач, средств, условий и результатов. Специфика профессионализма может быть четко представлена через профессио-грамму, эталонную модель специалиста.

Нет необходимости доказывать, что реализация курса нашей страны на модернизацию в огромной степени зависит от уровня профессионализма и квалификации кадров.

Приобретаемое гражданами среднее или высшее профессиональное образование - это база, необходимая для начала трудовой деятельности. Далее требуется своевременно реагировать на изменяющиеся условия профессиональной жизни. Возьмем простой пример. Еще 15 лет назад педагогическое сообщество почти не сталкивалось с такими понятиями, как лицензирование, аттестация, аккредитация, госстандарт; в последующие годы у тех образовательных учреждений, руководство и педагогический состав которых не смогли быстро отреагировать на новые в то время

нормативные акты, возникли серьезные проблемы.

Как осуществляются повышение квалификации и переподготовка кадров в сфере культуры? Каково нормативное, методическое, кадровое, наконец, финансовое обеспечение этого процесса? Эти вопросы касаются современного состояния отрасли.

Как известно, одним из важных условий успешности в любом виде деятельности является наличие мотива. Разберемся, есть ли у граждан мотивы для систематического повышения своего профессионального уровня. Предположим, мотив на уровне желания повысить квалификацию есть у каждого. А на законодательном и нормативно-правовом уровне? Стимулирует ли закон каждого работника нашей отрасли к непрерывному образованию? Здесь начинаются трудности. Имеющиеся нормативные акты предусматривают как необходимое условие трудовой деятельности повышение квалификации медицинских работников и государственных служащих, но для педагогических работников не позволяют трактовать повышение квалификации как обязательное; упоминание о повышении квалификации работников культуры отсутствует вообще.

Несмотря на это, в сфере культуры все же реализуются образовательные программы дополнительного профессионального образования (далее -ОП ДНО). На рис. 1 видно, что в этом участвуют не все федеральные учебные заведения.

Рис. 1. Данные о количестве программ

ДПО в федеральных образовательных учреждениях Минкультуры России

45 -| 4035302520151050

Всего

Количество программ ДПО

№ 4 (42), 2011

жизнь Юга России"

В ведении Минкультуры России находится 45 вузов и 17 средних специальных учебных заведений (ссузов), а также Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма (АПРИКТ) - единственное в сфере культуры и искусства образовательное учреждение дополнительного образования, созданное в 1969 году для повышения квалификации и переподготовки кадров отрасли. Российская государственная библиотека (учреждение, подведомственное Министерству культуры РФ) также имеет лицензию на право ведения образовательной деятельности в области дополнительного профессионального образования.

В подчинении субъектов Федерации состоит 12 вузов (с филиалом - 13) и 247 ссузов. В ряде регионов еще остались центры по повышению квалификации работников культуры, но по сравнению с началом 1990-х их количество значительно уменьшилось: в 1992 году - 68 (без учета центров и курсов, функционировавших как структурные подразделения ссузов или вузов), в настоящее время - 48. Весьма показательным является то, что до 1992 года издавался и «Справочник учебных центров повышения квалификации работников культуры РФ» с указанием контингента, источников финансирования, количества штатных работников, сведений о материальной базе.

Итак, о системе дополнительного профессио-

нального образования можно говорить применительно к 1980-1990-м годам; теперь приходится иметь дело с ее стихийными проявлениями.

С конца 1990-х начался процесс ликвидации региональных учебно-методических центров. В ряде случаев они были присоединены к образовательным учреждениям, но при этом повышение квалификации проводилось только для педагогов, работники учреждений культуры остались за кадром. Образовательные учреждения, в том числе и федеральные, с большей или меньшей долей успешности стали заниматься, по сути, новой для них деятельностью - выполнять функции учебно-методических центров. С середины 1990-х, чтобы пройти процедуру государственной аккредитации, вузам в соответствии с Законом РФ «Об образовании» было необходимо реализовывать программы по повышению квалификации и переподготовке кадров. Но основной их массив составили разработки, сделанные на «вкус» потребителей - физических лиц, желающих удовлетворить свои, зачастую нереализованные, творческие или личностные амбиции; по заказу органов управления культуры и подведомственных им организаций программы, практически, не разрабатывались. К настоящему моменту ситуация не претерпела существенных изменений, и в целом картина по ряду федеральных округов складывается следующем образом.

Название округа Базовые города Реализуемые программы ДПО Отсутствующие программы ДПО

Центральный федеральный округ Москва, Химки, Орел, Воронеж, Ярославль театрального искусства; музыкального искусства; хореографического искусства; киноискусства; библиотечно-информационной деятельности; народного художественного творчества; социально-культурной деятельности; музейного дела изобразительного искусства; реставрации

СевероЗападный федеральный округ Санкт-Петербург, Петрозаводск, Архангельск театрального искусства; музыкального искусства; хореографического искусства; киноискусства; библи-отечно-информационной деятельности; народного художественного творчества; социально-культурной деятельности; музейного дела; реставрации изобразительного искусства

Приволжский федеральный округ Нижний Новгород, Саратов, Уфа, Казань, Пермь, Самара театрального искусства; музыкального искусства; библиотечно-информационной деятельности; народного художественного творчества; социально-культурной деятельности; музейного дела изобразительного искусства; реставрации; хореографического искусства; киноискусства

Уральский федеральный округ Екатеринбург, Челябинск, Тюмень театрального искусства; музыкального искусства; библиотечно-информационной деятельности; народного художественного творчества; социально-культурной деятельности изобразительного искусства; реставрации; хореографического искусства; киноискусства; музейного дела

Сибирский федеральный округ Новосибирск, Барнаул, Красноярск, Кемерово, Улан-Удэ театрального искусства; музыкального искусства; хореографического искусства; библиотечно-информационной деятельности; народного художественного творчества; социально-культурной деятельности; музейного дела; изобразительного искусства реставрации; киноискусства

Дальневосточный федеральный округ Хабаровск, Владивосток, Якутск театрального искусства; музыкального искусства; хореографического искусства; библиотечно-информационной деятельности; народного художественного творчества; социально-культурной деятельности киноискусства; музейного дела; изобразительного искусства; реставрации

СевероКавказский федеральный округ Нальчик музыкального искусства театрального искусства; изобразительного искусства; реставрации; хореографического искусства; киноискусства; библиотечно-информационной деятельности; народного художественного творчества; социально-культурной деятельности; музейного дела

Табл. 1. Данные о федеральных вузах искусства и культуры по федеральным округам

Рис. 2. Реализация направлений в области искусства и культуры по федеральным округам

7 -6 -5 -43 -2 -

0

В табл. 1 обозначены программы, которые реализуются только в вузах Минкультуры России.

Однако картина будет еще более тревожной, если вычленить какую-то специальность в том или ином виде искусства (см. рис. 2). Если подготовка по специальностям в области музыкального искусства производится во всех федеральных округах, то, скажем, по специальности «Музыкальная звукорежиссура» она наличествует всего в четырех округах (на базе восьми вузов). Аналогична ситуация и в ряде других специальностей. Наиболее острые проблемы возникли в области музейного дела, киноискусства, изобразительного искусства, реставрации, хореографического искусства (имеется в виду искусство балета, а не народного танца).

Скажем несколько слов о реставраторах. В основном повышением их квалификации занимаются учебные заведения, подведомственные Минобрнауки России. В ведении Минкультуры России имеются: НИИ реставрации, Московское академическое художественное училище памяти 1905 года, Суздальское художественно-реставрационное училище и один вуз - Санкт-Петербургский госуниверситет культуры и искусств.

Кроме проблем, связанных с неравномерностью реализации образовательных программ повышения квалификации и переподготовки кадров, на сегодняшний день существует и проблема ка-

Музыкальное искусство Театральное искусство

Библиотечно-информационная деятельность Социально-культурная деятельность Народное художественное творчество Хореографическое искусство Музейное дело Изобразительное искусство Киноискусство Реставрация

чества образования (содержания образовательных программ, а значит, в какой-то степени - и их востребованности).

Например, в творческих вузах, не имеющих ни оперной студии, ни договорных отношений с оперным театром как с базой практики, повышают квалификацию оперных певцов, или еще хуже - дают диплом государственного образца о переподготовке, например, музыканта-инструменталиста на оперного певца. А некоторые вузы культуры повышают квалификацию работников таможни и юристов.

В проекте решения Координационного совета по культуре имеется пункт о необходимости совместных действий образовательных учреждений (Минкультуры России) с органами управления культуры субъектов РФ по разработке программ с учетом потребности того или иного региона. Кроме того, разработка программ должна основываться на целевом заказе со стороны органов управления культуры или самих учреждений.

Если в каком-то регионе отсутствует реализация той или иной образовательной программы, а посылать работников в другой регион затратно, то должна быть предусмотрена возможность организации выездных сессий с предоставлением материально-технической базы.

Как видно из данных, приведенных на диаграмме (рис. 3), повышение квалификации в основном обеспечивается средствами физических лиц. Объем региональных и муниципальных средств минимален - в диапазоне от 3,5% (ЦФО) до 20% (ЮФО).

Рис. 3. Источники финансирования программ ДПО по федеральным округам

1101009080 706050403020 10 0

J Региональный муниципальный заказ I Средства физлиц ] Иные средства

ИттлИггл! XI Дп^ч I

^еверо- Уральский Сибирский Приволж- Дальне- Южный Северо-шадный ский восточный Кавказский

I

Центральный

Северо- Уральский Сибирский Приволж- Дальне- Южный

Западный ский восточный

8

1

Табл. 2. Средства, предусмотренные на командировочные расходы и повышение квалификации для ДШИ

Наименование региона Объем бюджетных ассигнований в 2010 г. (на 1 школу, тыс. руб.)

Командировочные расходы Повышение квалификации

Центральный федеральный округ 8.7 2.7

Северо-Западный федеральный округ 8.8 3.3

Северо-Кавказский федеральный округ 2 0.95

Южный федеральный округ 10.7 0.6

Приволжский федеральный округ 3.4 2.4

Уральский федеральный округ 13.4 5.4

Сибирский федеральный округ 30.3 9.4

Дальневосточный федеральный округ 36.3 4.8

В среднем по России 14.2 3.7

Наиболее сложна ситуация в детских школах искусств (ДШИ). В среднем командировочные расходы одной ДШИ в год составляют около 2 тыс. руб. (СКФО), а в целом по России на повышение квалификации одна школа может потратить 3,7 тыс. руб. в год. Более подробные данные приведены в табл. 2.

На диаграмме (рис. 4) сопоставлен объем средств, предусмотренных в ДШИ на командировочные расходы и повышение квалификации.

Однако нельзя не упомянуть, что в ряде регионов ДШИ получают не средства на повышение квалификации по необходимым для них программам, а возможность направить преподавателей в региональные центры, которым и перечисляются

предназначенные суммы. В среднем по России (см. табл. 3) в год проходят повышение квалификации до 24% педагогов. Благополучный, на первый взгляд, количественный показатель имеет обратную сторону - проблему качества образования. Не имея собственных средств, а потому и права выбора образовательных программ, ДШИ вынуждены получать те программы, которые предлагают им учебно-методические центры. Если бы у ДШИ право выбора было, тогда, скорее всего, не возник бы дефицит кадров (см. рис. 5), поскольку преподаватели могли бы пройти не только повышение квалификации, но и профессиональную переподготовку с целью приобретения навыков по другой трудовой функции.

Рис. 4. Средства на командировочные расходы и повышение квалификации для ДШИ

40 35 30 25 20 15 10 5 0

■ Командировочные расходы □ Повышение квалификации -

■г, ■ ■ ■ ■ ■___■

Центральный СевероЗападный Уральский Сибирский Приволжский Дальневосточный Южный СевероКавказский В среднем по России

"Культурная жизнь Юга России" 68 ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^

Табл. 3. Повышение квалификации педагогических работников ДШИ

Наименование федерального округа Число школ Кол-во преподавателей (чел.) Среднее кол-во преподавателей на 1 школу, прошедших повышение квалификации за 3 года (чел.) Доля педагогических работников ДШИ, ежегодно повышающих квалификацию (%)

Центральный 1241 33 669 13 16

Северо-Западный 503 12 058 15.5 21.5

Северо-Кавказский 340 7263 13.4 20.9

Южный 470 12 110 23.5 30.4

Приволжский 1145 26 343 18.3 26.5

Уральский 465 11 479 15 20.2

Сибирский 902 16 708 17.8 32

Дальневосточный 336 4924 10.1 22.9

В среднем по России 5402 12 4554 15.8 23.8

Москва 129 7468 47 27.1

Рис. 5. Потребность ДШИ в кадрах

Цент- Северо- Уральский Сибирский Приволж- Дальне- Южный Северо- В среднем

ральный Западный ский восточный Кавказский по России

3

2,5 -2

1,5 -1

0,5 -0

Впрочем, истоки сложившейся ситуации следует искать также и в проблемах демографии, и в упадке престижности профессии (в ряде регионов заработная плата работника культуры хоть с багажом дополнительного образования, хоть без него составляет 6-7 тыс. руб.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Чтобы охватить вопрос полностью, необходимо затронуть количественный и качественный состав работников культуры, прошедших повышение квалификации (из общего числа по каждой категории).

По состоянию на 2010 год в отрасли культуры работало 468 990 руководителей и специалистов. За два года повышение квалификации (с выдачей документов гособразца) в федеральных образо-

Москва

вательных учреждениях прошли 18 627 чел. (менее 4% общего числа работников культуры). При таких темпах (около 2% в год), чтобы охватить только федеральные образовательные учреждения отрасли, потребуется 50 лет. Статистические данные (рис. 6) позволяют выявить весьма безрадостные перспективы. Чтобы все педагогические работники прошли повышение квалификации, необходимо 40 лет (при общем количестве 159 796 чел. в год повышают квалификации 8721).

На рис. 6 представлены (по убывающей) те категории слушателей и подразделения, в которых на долю ДШИ приходится самое большое количество специалистов, прошедших повышение квалификации.

500 450 400 350 300 250 200 150 100 50 0

Рис. 6. Количественный состав специалистов учреждений культуры России, в том числе прошедших повышение квалификации в образовательных учреждениях Минкультуры России за 2 года

1/4 чо 00

00 ТГ т Г<1 чо о г- т

■ ® ® <ч ®

Специалисты учреждений культуры по России в целом

Преподаватели детских школ искусств

Музыканты, исполнители,

артисты концертных организаций и творческих коллективов

Музейные специалисты

Вызывает огорчение малое количество музейных работников, прошедших повышение квалификации, - всего 0,6% от общего числа.

Каковы пути и способы преодоления проблем? Представленные нами материалы показывают, что главная проблема - финансовая. Как известно, средства на повышение квалификации не выделяются отдельной строкой; организации имеют право тратить их по статье 226 или брать из внебюджетных источников. В ФЦП «Культура России на 2006-2011 годы» данная позиция также отсутствует.

Если рассматривать вопрос с точки зрения государственной политики, то можно найти выход из сложившейся ситуации как для федеральных и региональных, так и муниципальных организаций. Однако решение, устраивающее всех, должно содержать следующие компоненты:

- увеличение объема финансирования по 226-й статье;

- реализацию ведомственных программ;

- выделение Минобрнауки России контрольных цифр приема по программам ДПО для Мин-культуры России.

Со своей стороны, Минкультуры России в проекте ФЦП «Культура России на 2012-2016 годы» уже предусмотрело отдельную позицию по повышению квалификации и переподготовке кадров работников культуры. Но предугадать, каким будет результат «на выходе», при утверждении программы развития отрасли, все-таки сложно.

Хотелось бы отметить: если данная позиция будет сохранена в будущей ФЦП, Минкультуры России планирует в первую очередь повышать квалификацию руководящих работников, поскольку этого требует интенсивно обновляющаяся законодательная база. Кроме того, в проекте ФЦП предусмотрен раздел, посвященный инновационным проектам, а также учебно-методическому обеспечению отрасли, что также будет способствовать развитию системы ДПО.

Сделаем выводы из сказанного. В настоящее время целостной системы повышения квалифи-

кации в отрасли культуры и искусства не существует. В очень редких случаях учебные заведения взаимодействуют с органами управления культуры и учреждениями культуры и получают от них целевой заказ.

Хотя региональные учебно-методические центры ведут значимую работу по повышению квалификации работников отрасли, они не всегда имеют возможность выдавать документ государственного образца, действующий на территории всей России, а также предоставлять возможность выбора образовательной программы. Например, в Воронеже работают два уникальных образовательных учреждения для одаренных детей - Воронежский музыкальный колледж (дети обучаются с 1 по 11 класс, выдается диплом о среднем профессиональном образовании) и хореографическое училище (реализуются образовательные программы с присвоением квалификации «Артист балета»). В России 16 таких учреждений; их преподавателям следует повышать квалификацию в столичных учебных заведениях.

Чтобы подобная система была создана и действовала эффективно, можно предложить следующие меры, обозначенные в проекте решения Координационного совета:

1. Рассмотреть вопрос о внесении в проект федерального закона «О культуре в Российской Федерации» раздела о правах и обязанностях работников отрасли по повышению квалификации и профессиональной переподготовке.

2. Минкультуры России предусмотреть в проекте Концепции ФЦП «Культура России на 2012-2016 годы» раздел «Повышение квалификации и переподготовка кадров в сфере культуры и искусства».

3. Органам управления культуры субъектов Российской Федерации обеспечить включение раздела «Повышение квалификации и переподготовка кадров в сфере культуры и искусства» в региональные программы.

4. Минкультуры России создать банк данных по реализации образовательных программ по по-

Рис. 7. Перспективы развития системы ДПО

Минкультуры России

«Геополитика в области подготовки кадров»

- формирование банка образовательных программ (ОП ДПО)

- разработка федеральных требований к ОП ДПО по просьбе регионов и образовательных учреждений

Органы управления культуры субъектов Российской Федерации

- осуществление заказа и совместная с вузами и ссузами разработка ОП ДПО

- финансирование повышения квалификации и переподготовки кадров путем выделения бюджетных средств подведомственным учреждениям, а также через региональные программы

- предоставление площадок для выездных сессий

Образовательные учреждения

- разработка ОП по заказу регионов, в т. ч. с использованием новых форм их реализации

- развитие материально-технической, информационной, методической базы для реализации ОП ДПО

- повышение квалификации педагогического состава, занятого в области ДПО

вышению квалификации и переподготовке кадров в сфере культуры и искусства.

5. Высшим и средним учебным заведениям Минкультуры России совместно с органами управления культуры субъектов Российской Федерации разработать образовательные программы по повышению квалификации и переподготовке кадров в сфере культуры и искусства в соответствии с потребностями рынка труда и направить их на согласование в Минкультуры России.

В целом административная структурная вертикаль, которая могла бы обеспечить создание системы ДПО и стать гарантом постоянного развития, видится следующим образом (рис. 7).

В целом по России, согласно проекту нового закона об образовании, по программам ДПО предусматриваются программы повышения квалификации (не менее 18 ч. аудиторных занятий) и переподготовки кадров (не менее 250 ч.). Обучение по программам повышения квалификации, разрабатываемым федеральными органами исполнительной власти с учетом отраслевых потребностей и утверждаемым Минобрнауки России, будет заканчиваться государственной аттестацией с выдачей документа государственного образца.

Разработка программ позволит установить определенные параметры и требования к профессиональной компетенции работников, в том числе и для работников отрасли культуры (прежде всего -педагогов, музейных работников, реставраторов, специалистов библиотечно-информационной сферы). Для творческих работников (музыкантов-исполнителей, актеров театра и кино, режиссеров, художников, дизайнеров, артистов балета и др.) проект закона предусматривает различные программы послевузовского специализированного профессионального образования в форме ассистентуры-стажировки.

Законопроект устанавливает и новые виды образовательных учреждений ДПО: академия, институт, центр (специализирующийся на повышении квалификации только высвобождаемых работников).

С целью обеспечения государственной политики в области культуры по подготовке кадров Минкультуры России готово рассмотреть все предложения органов культуры субъектов РФ по разработке ОП ДПО, отвечающих современным социально-экономическим условиям и требованиям рынка труда.

А. o. arakelova. professionalism as a main criterion of professional development AND retraining SYSTEM IN THE FIELD of ART AND cuLTuRE

Considering the regulatory, organizational and personnel problems of professional development system in the field of culture and art, the author of the article substantiates development model of the system of supplementary vocational education in modern society on the basis of professional experience and statistical data of the Ministry of Culture of the Russian Federation.

Key words: professionalism, culture, professional development, system of supplementary education, personnel training, educational centers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.