Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ПАО «МЕГАФОН» НА РЫНКЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ПАО «МЕГАФОН» НА РЫНКЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
760
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / ПРИНЦИПЫ КОРПОРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОРПОРАЦИИ (ТНК) / РЫНОК ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Филатов Владимир Владимирович, Моисеева Ольга Александровна, Горин Денис Станиславович, Бугаенко Людмила Васильевна

В статье проведен анализ современных проблем развития корпоративной экосистемы ПАО «Мегафон» на рынке телекоммуникационных услуг. Установлены слабые стороны системы корпоративного управления ПАО «Мегафон», что корпоративная экосистема ПАО «Мегафон» развивается в диверсифицированных направлениях, которые не связаны напрямую с телекоммуникациями. Указано, какие меры следует предпринять с целью увеличения производительности труда, повышения деловой активности и усиления своих конкурентноспособных преимуществ на рынке телекоммуникационных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Филатов Владимир Владимирович, Моисеева Ольга Александровна, Горин Денис Станиславович, Бугаенко Людмила Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF THE CORPORATE ECOSYSTEM OF PJSC “MEGAFON” ON THE MARKET OF TELECOMMUNICATION SERVICES

The article analyzes the current problems of the development of the corporate ecosystem of PJSC “Megafon” in the telecommunications market. The weaknesses of the corporate governance system of Megafon PJSC have been identified, that the corporate ecosystem of PJSC Megafon is developing in diversified areas that are not directly related to telecommunications. It is indicated what measures should be taken in order to increase labor productivity, increase business activity and enhance its competitive advantages in the telecommunications services market.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ КОРПОРАТИВНОЙ ЭКОСИСТЕМЫ ПАО «МЕГАФОН» НА РЫНКЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ УСЛУГ»

doi 10.47576/2712-7559_2021_5_5_476 удк 316.35

Филатов Владимир Владимирович,

доктор экономических наук, доцент, профессор кафедры коммерции и сервиса, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Россия, г. Москва, e-mail: [email protected]

Моисеева Ольга Александровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры связей с общественностью и рекламных технологий, Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского (ПКУ), г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]

Горин Денис Станиславович,

кандидат экономических наук, доцент кафедры управления инновациями, МИРЭА -Российский технологический университет, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]

Бугаенко Людмила Васильевна,

Московский городской университет управления Правительства Москвы им. Ю. М. Лужкова, г. Москва, Россия, e-mail: [email protected]

современные проблемы развития корпоративной экосистемы пао «мегафон» на рынке телекоммуникационных услуг

В статье проведен анализ современных проблем развития корпоративной экосистемы ПАО «Мегафон» на рынке телекоммуникационных услуг. Установлены слабые стороны системы корпоративного управления ПАО «Мегафон», что корпоративная экосистема ПАО «Мегафон» развивается в диверсифицированных направлениях, которые не связаны напрямую с телекоммуникациями. Указано, какие меры следует предпринять с целью увеличения производительности труда, повышения деловой активности и усиления своих конкурентоспособных преимуществ на рынке телекоммуникационных услуг.

Ключевые слова: управленческий анализ; принципы корпоративного управления; транснациональные корпорации (ТНК); рынок телекоммуникационных услуг.

udc 316.35

Filatov Vladimir Vladimirovich,

Doctor of Economics, Associate Professor, Professor of the Department of Commerce and Service, Russian State University. Named after A.N. Kosygin (Technology. Design. Art), Moscow, Russia, e-mail: [email protected]

Moiseeva Olga Alexandrovna,

Candidate of Sciences (Pedagogy), Associate Professor of the Department of Public Relations and Advertising Technologies, Moscow State University of Technology and Management. Named after K.G. Razumovsky (PKU), Moscow, Russia, e-mail: [email protected]

Gorin Denis Stanislavovich,

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Innovation Management, MIREA - Russian Technological University, Moscow, Russia, e-mail: gorinds@ mail.ru

Bugaenko Lyudmila Vasilievna,

Moscow City University of Management of the Moscow Government named after Y.M. Luzhkov, Moscow, Russia, e-mail: [email protected]

modern problems

of development

of the corporate ecosystem of pjsc "megafon" on the market of telecommunication services

The article analyzes the current problems of the development of the corporate ecosystem of PJSC "Megafon" in the telecommunications market. The weaknesses of the corporate governance system of Megafon PJSC have been identified, that the corporate ecosystem of PJSC Megafon is developing in diversified areas that are not directly related to telecommunications. It is indicated what measures should be taken in order to increase labor productivity, increase business activity and enhance its competitive advantages in the telecommunications services market.

Keywords: management analysis; principles of corporate governance; transnational corporations (TNCs); telecommunication services market.

В современных условиях совершенствование корпоративного управления стало одним из решающих факторов социально-экономического развития России. Надлежащий формат корпоративного управления способствует эффективному использованию корпорацией своего капитала, подотчетности органов ее управления как самой компании, так и ее акционерам. Все это помогает добиться того, чтобы корпорации действовали на благо всего общества, способствует поддержке доверия инвесторов (как иностранных, так и отечественных), привлечению долгосрочных инвестиций [5].

ПАО «МегаФон» - национальный российский оператор цифровых возможностей, занимающий лидирующие позиции на телекоммуникационном рынке в стране и мире [3]. Правление является коллегиальным исполнительным органом ПАО «МегаФон» и осуществляет текущее руководство деятельностью компании. В сферу его полномочий входят все аспекты оперативного управления компанией, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции

Общего собрания акционеров и Совета директоров. Правление также организует выполнение решений вышестоящих органов управления компанией и подотчетно им. Количественный и персональный состав Правления определяется ежегодно Общим собранием акционеров по представлению Генерального директора. Заседания Правления проходят на регулярной основе. Из устава компании известно:

1. Основной целью деятельности Общества является извлечение прибыли путем оказания услуг связи и осуществления иной хозяйственной деятельности.

2. Основными видами деятельности Общества являются: предоставление услуг подвижной радиотелефонной связи в различных диапазонах; предоставление услуг местной и внутризоновой телефонной связи; предоставление в аренду каналов связи; предоставление телематических услуг связи; предоставление услуг междугородной и международной телефонной связи; предоставление услуг связи для целей кабельного вещания; предоставление услуг связи по

передаче данных; разработка, внедрение, эксплуатация и развитие сетей связи на территории РФ, также управление сетями связи на территории РФ; проектирование, производство, эксплуатация, развитие реализация технологического оборудования информационных систем; реализация инвестиционных проектов; научные исследования в области связи, а также внедрение и использование результатов, полученных в ходе таких исследований; ремонт и техническое обслуживание оборудования связи; любые операции, связанные с недвижимостью, а также строительство, реконструкция, реставрация и эксплуатация жилых и нежилых помещений; рекламная деятельность; оптовая и розничная торговля, создание дистрибьюторских сетей; экспорт и импорт любых товаров, работ и услуг; осуществление работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну; осуществление мероприятия и (или) оказание услуг в области защиты государственной тайны.

В компании действует системный подход для управления полным жизненным циклом инициатив, от разработки до реализации. ПАО «МегаФон» стремится не только к финансовой отдаче, но и к ускорению и упрощению внутренних процессов, повышению уровня удовлетворенности сотрудников и более эффективным трудозатратам. В отчетном году в ПАО «МегаФон» действовал внутренний портал Digital Idea, где каждый сотрудник имел возможность увидеть информацию о проекте и инициативы на разной стадии реализации, а также предложить свою идею или стать участником agile-команд для реализации проектов.

Agile не включает практик, а определяет ценности и принципы, которыми руководствуются успешные команды. Примечательно, что Agile Manifesto не содержит практических советов, и каждая корпорация вправе вкладывать свой смысл в эту концепцию, согласно своим представлениям о ценностях, которые они транслируют на рынок.

Основные идеи Agile: личности и их взаимодействие важнее, чем процессы и инструменты; работающее программное обеспечение важнее, чем полная документация; сотрудничество с заказчиком важнее, чем контрактные обязательства; реакция на изменения важнее, чем следование плану.

Корпоративные принципы, которые разъясняет Agile Manifesto: удовлетворение клиента за счет ранней и бесперебойной поставки ценного программного обеспечения (ПО) и телекоммуникационных услуг; приветствие изменений требований, даже в конце разработки (это может повысить конкурентоспособность полученного продукта); частая поставка рабочего ПО (каждый месяц или неделю или еще чаще) и телекоммуникационных услуг; тесное, ежедневное общение заказчика с разработчиками на протяжении всего проекта; проектом занимаются мотивированные личности, которые обеспечены нужными условиями работы, поддержкой и доверием; рекомендуемый метод передачи информации - личный разговор; работающее ПО и качественные телекоммуникационные услуги - лучший измеритель прогресса; спонсоры, разработчики и пользователи должны иметь возможность поддерживать постоянный темп на неопределенный срок; постоянное внимание на улучшение технического мастерства и удобный дизайн; простота - искусство не делать лишней работы; лучшие технические требования, дизайн и архитектура получаются у самоорганизованной команды; постоянная адаптация к изменяющимся обстоятельствам.

В ПАО «МегаФон» разработан «Кодекс этики и корпоративного поведения». Он содержит в себе принятые стандарты, которые соответствуют ценностям и миссии компании. Принципы, которые содержатся в Кодексе, распространяются на всех сотрудников вне зависимости от их должности. В дополнение к Кодексу в компании утверждена Политика противодействия взяточничеству и коррупции, которую должен знать и применять каждый сотрудник компании, ее соблюдения ПАО «МегаФон» ожидает также и от своих партнеров.

Миссия ПАО «МегаФон» сформулирована следующим образом: «Подключаем возможности». Миссия ПАО «МегаФон» устанавливает главную цель - стать выбором №1 и главным партнером для жизни. «Мы меняем мир и жизнь людей к лучшему, а свое призва -ние видим в том, чтобы наши клиенты были счастливы. Именно поэтому наша компания стремится стать лидером цифрового рынка».

Формулировка главной стратегической установкой ПАО «МегаФон» выглядит следу-

ющим образом: «Развиваем цифровой мир и рынок телекоммуникационных услуг». Ключевые элементы данной стратегии: в центре внимания - цифровые клиенты; продукт и услуги; большие данные; сеть продаж и обслуживания; ИКТ и 1оТ. Под этой стратегической установкой ПАО «МегаФон» понимает следующее: «Мы создали значительный фундамент в корпоративном сегменте, показывая рост быстрее рынка и в мобильном и фиксированном бизнесе. Дальнейший рост в корпоративном сегменте будет поддерживаться выводом на рынок ценных комплексных предложений и реализации проектов в сфере информационно-коммуникационных технологий. Создавая экосистему партнерств, мы предложим нашим корпоративным Клиентам комплексные отраслевые решения» [15].

В годовом отчете за 2019 год подробно описаны принципы корпоративного управления компании: «Кадровая политика МегаФона направлена на привлечение лучших специалистов и обеспечение их профессионального развития. В компании выстроена система взаимоотношений, способствующая достижению стратегических целей МегаФона». Все эти принципы соответствуют целевой подсистеме компании [16].

Все сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, предварительно рассматриваются Комитетом по финансам и стратегии Совета директоров ПАО «МегаФон». После консолидации 100% акций ПАО «МегаФон» внутри одной группы акционеров количество подобных сделок значительно сократилось. В 2019 году Совет директоров дал согласие на три такие сделки [1].

Эффективность и контроль лежат в основе принципов корпоративного управления ПАО «МегаФон». Совет директоров, внутренний и внешний аудит и Ревизионная комиссия являются важными элементами системы внутреннего контроля. Для контроля над финансово-хозяйственной деятельностью ПАО «МегаФон» Общим собранием акционеров ежегодно избирается Ревизионная комиссия. Члены Ревизионной комиссии не могут входить в состав Совета директоров или иных руководящих органов компании. Ревизионная комиссия избирается в составе трех членов [7].

В июле 2018 года Совет директоров опре-

делил, что сохранение статуса публичной компании для ПАО «МегаФон» не является приоритетной стратегической задачей, и принял решение аннулировать листинг глобальных депозитарных расписок на Лондонской фондовой бирже и одобрить программу приобретения обыкновенных акций и глобальных депозитарных расписок (Global Depositary Receipt - GDR) [2].

В рамках программы приобретения, которая успешно завершилась в августе 2018 года, ПАО «МегаФон» предоставил возможность своим акционерам продать обыкновенные акции и глобальные депозитарные расписки с премией к рыночной цене. Цена покупки была установлена в размере 9,75 долл. США за одну глобальную депозитарную расписку и за одну обыкновенную акцию (659,26 руб. по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату объявления результатов тендерного предложения). Начиная с 5 октября 2018 года глобальные депозитарные расписки ПАО «МегаФон» больше не обращаются на Лондонской фондовой бирже. Тендерное предложение ПАО «МегаФон» стало одним из наиболее успешных на рынке телекоммуникационных услуг: было приобретено 18,6% общего количества размещенных обыкновенных акций, в результате чего доля акций в свободном обращении снизилась с 20,8 до 2,2 % [3].

Несмотря на состоявшееся приобретение акций и глобальных депозитарных расписок, находившихся в свободном обращении, ПАО «МегаФон» сохраняет свою приверженность принципам открытости и прозрачности. Предоставление актуальной и своевременной информации заинтересованным сторонам остается приоритетной задачей компании. ПАО «МегаФон» не изменил принципов раскрытия информации и продолжает практику ежеквартального объявления операционных и финансовых результатов деятельности компании, а также публикации годовых отчетов. ПАО «МегаФон» продолжает регулярно общаться с представителями инвестиционного сообщества, принимать участие в различных инвестиционных и отраслевых конференциях в России и за рубежом [9].

Своевременное выявление рисков и управление ими является необходимым условием поддержания устойчивого роста и достижения стратегических и операцион-

ных целей. Применяемый в ПАО «МегаФон» подход к управлению рисками опирается на лучшие международные и национальные стандарты и практики. Компания стремится постоянно совершенствовать свою систему управления рисками и внутреннего контроля, чтобы, с одной стороны, способствовать успешной реализации стратегии, а с другой -обеспечивать основу для стабильного и непрерывного функционирования бизнеса [4].

Управление рисками и внутренний контроль осуществляются во всех подразделениях и на всех уровнях управления ПАО «МегаФон». Особое внимание уделяется обучению сотрудников ПАО «МегаФон» по теме риск-менеджмента. ПАО «МегаФон» не стоит на месте и всегда развивается.

Далее, для выделения проблем в системе корпоративного управления необходимо обратить внимание на слабые стороны в деятельности ПАО «МегаФон». Проанализировав существующую систему обучения в компании ПАО «МегаФон», можно сказать, что персонал имеет дефицит в обучении.

У компании нет своего учебного центра, хотя количество сотрудников на январь 2016 года составило более 100 человек. В компании в основном обучение проходит дистанционным методом в виде теста на рабочем компьютере в рабочее время [6]. Таким образом, нехватка знаний у молодых специали -стов сказывается на росте прибыли предприятия, а также текучести кадров. Поскольку в компании очень высокий темп карьерного роста, к сожалению, молодых специалистов не готовят к новым должностным обязанностям, то есть они не получают должного обучения, а сразу приступают к работе [10].

Помимо слабых сторон, то есть существующих проблем в деятельности ПАО «МегаФон», также имеется ряд угроз, которые в дальнейшем могут принести в деятельности компании существенные проблемы: высокая конкуренция по ряду сегментов в отрасли; неблагоприятная геополитическая и макроэкономическая ситуация; изменение законодательной базы в телекоммуникационной отрасли.

Система корпоративного управления позволяет ПАО «МегаФон» строить и укреплять доверительные отношения с контрагентами, инвесторами, сотрудниками и другими заинтересованными сторонами.

В 2018 году важными решениями в отношении корпоративного управления стали: решение Совета директоров 15 июля 2018 года о делистинге глобальных депозитарных расписок ПАО «МегаФон» с Лондонской фондовой биржи и одобрении программы выкупа обыкновенных акций и глобальных депозитарных расписок у миноритарных акционеров; решение Общего собрания акционеров от 13 ноября 2018 года об избрании Вермишяна Геворка Арутюновича Генеральным директором [11].

Принципы корпоративного управления, применяемые для развития корпоративной экосистемы ПАО «МегаФон»: принцип обеспечения реальной возможности для акционеров осуществлять свои права; принцип осуществления советом директоров стратегического управления деятельностью и эффективного контроля за деятельностью исполнительных органов, а также подотчетности совета директоров общему собранию акционеров; принцип добросовестного и надлежащего руководства текущей деятельностью исполнительными органами мегафона и подотчетности исполнительных органов совету директоров и его акционерам; принцип своевременного раскрытия полной и достоверной информации о компании, в том числе о ее финансовом положении, экономических показателях, структуре собственности и органах управления; принцип эффективного контроля за финансово-хозяйственной деятельностью; принцип соблюдения интересов и предусмотренных законодательством прав акционеров, инвесторов, кредиторов, иных заинтересованных лиц; принцип соблюдения высоких стандартов социальной ответственности [8].

В своей деятельности ПАО «МегаФон» руководствуется требованиями Кодекса корпоративного управления, одобренного Советом директоров Банка России 21 марта 2014 года. Отчет о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления представлен в Приложении к настоящему Годовому отчету [13].

Основными органами корпоративного управления ПАО «МегаФон» являются Общее собрание акционеров, Совет директоров, Правление (коллегиальный исполнительный орган), Генеральный директор и Исполнительный директор (единолич-

ные исполнительные органы) (рис. 1). В 2019 году изменений в структуре корпоративного управления не было.

Общее собрание акционеров является высшим органом управления ПАО «МегаФон». В 2018 году годовое Общее собрание акционеров было проведено 29 июня в форме совместного присутствия акционеров. Общее количество голосов, которыми обладали лица, принявшие участие в годовом Общем собрании, составило 508 442 909 голосов, что соответствует около 82,0% общего количества голосов.

Решения, принятые на годовом Общем собрании акционеров в 2018 году: утверждение Годового отчета ПАО «МегаФон» за 2017 год; утверждение годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности МегаФона за 2017 год; распределение прибыли, в том числе выплата (объявление) дивидендов, и убытков ПАО «МегаФон» по результатам 2017 финансового года; избрание Совета директоров ПАО «МегаФон»; утверждение количественного состава Правления и избрание Правления ПАО «МегаФон»; утверждение аудитора ПАО «МегаФон»; избрание Ревизионной комиссии ПАО «МегаФон».

Рисунок 1 - Основные органы корпоративного управления ПАО «МегаФон» [16]

В 2018 году ПАО «МегаФон» провел семь внеочередных общих собраний акционеров -19 января, 12 марта, 17 августа, 19 сентября, 13 ноября, 6 декабря и 21 декабря. Основные решения, принятые на внеочередных Общих собраниях акционеров: избрание Совета директоров ПАО «МегаФон»; утверждение количественного состава Правления и избрание Правления ПАО «МегаФон»; избрание Ревизионной комиссии ПАО «МегаФон»; избрание Генерального директора ПАО «МегаФон»; изменение размера и порядка выплаты вознаграждений членам Совета директоров ПАО «МегаФон»; решение об участии в ассоциациях НАПИ и ФинТех; одобрение ряда крупных сделок и сделок с заинтересованностью в рамках мероприятий по выкупу обыкновенных акций и глобальных депозитарных расписок [12].

Совет директоров является коллегиальным органом управления и осуществляет общий контроль за деятельностью Компании. В числе основных задач Совета директоров - повышение эффективности и прозрачности механизмов внутреннего контроля Компании, усовершенствование системы мониторинга и отчетности органов управления, защита и содействие реализации прав всех акционеров.

Состав Совета директоров сбалансирован и отвечает масштабам деятельности, применимым требованиям законодательства Российской Федерации и правилам листинга Московской биржи. Кандидаты в состав Совета директоров избираются с учетом их личных и деловых качеств, а также соответствия критериям независимости, предусмотренным правилами листинга Московской биржи. В 2018 году состав Совета директоров ПАО «МегаФон» менялся несколько раз по инициативе его акционеров. По состоянию на 31 декабря 2018 года все члены Совета директоров имели стаж непрерывной работы менее года [14].

После проведенного анализа можно сделать вывод, что развитие корпоративной экосистемы ПАО «МегаФон» на рынке телекоммуникационных услуг идет достаточно эффективно, несмотря на проблемы текучести кадров в салонах связи. Реализация функций и основ коллективного управления выступает гарантией предоставления ба-

ланса интересов членов коллективных отношений. Вместе с тем необходимо отметить, что для того чтобы эффективно развивать корпоративную экосистему, необходимо непрерывно совершенствовать экосистему коллективного управления с целью увеличения производительности труда, повышения деловой активности и усиления своих конкурентоспособных преимуществ на рынке телекоммуникационных услуг.

Список литературы

1. Безпалов, В.В. Большие данные и возможности их использования при разработке коммуникативной стратегии предприятий регионального промышленного комплекса / В.В. Безпалов, С.А. Лочан, Д.В. Федюнин, А.В. Иванов, С.А. Автономова // Вестник Алтайской академииэкономики и права.-2020.- № 1-2.-С. 28-34.

2. Голованов, К.В. Стратегическое планирование развития малого и среднего бизнеса медиаиндустрии / К.В. Голованов, В.Ю. Мишаков // Экономика сегодня: современное состояние и перспективы развития (Век-тор-2018): материалы Всероссийской научной конференции молодых исследователей / Министерство образования и науки Российской Федерации; Российский государственный университет им. А.Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство). - Москва, 2018. -С. 106-108.

3. Зайцева, Н.А. Оценка конкурентоспособности субъектов рынка телекоммуникационных услуг / Н.А. Зайцева, Л.М. Макарова, А.А. Ларионова,

B.В. Филатов, Д.В. Окунев, И.В. Положенцева, Н.О. Вихрова // Dilemas contemporáneos: Educación, Política y Valores. - 2019. - Том 6. - № S3. - С. 60.

4. Ильина, С.И. Реализация оптимальной коммуникационной стратегии в условиях информационно-сетевой экономики. В сборнике: Актуальные проблемы экономики, коммерции и сервиса. Сборник научных трудов кафедры Коммерции и сервиса, посвященный Юбилейному году РГУ им. А.Н. Косыгина. Под редакцией В.Ю. Мишакова, Л.Е. Зерновой. Москва, 2020.

C. 86-89.

5. Князев, В.В. Сущность и методологические основы менеджмента глобальных корпораций / В.В. Князев, В.В. Филатов // Образование-экономика-право: процессы трансформации и критерии эффективности: материалы VII Международной научной конференции. - Москва, 2011. - С. 290-292.

6. Кобулов, Б.А. Особенности мотивации труда сотрудников инновационной компании, работающей на рынке телекоммуникационных услуг / Б.А. Кобулов, Н.А. Кобиашвили, О.А. Бирюкова // Инновации в условиях развития информационно-коммуникационных технологий. - 2008. - № 1. - С. 427-428.

7. Моисеева, О.А. Современный диалог государства с молодежью: трансформация площадки коммуникации / О.А. Моисеева // Теоретические и методические проблемы современного образования: материалы международной научно-практической конференции. -2016. - С. 63-66.

8. Моисеева, О.А. О стратегиях развития современного коммуникационного поля / О.А. Моисеева // Конференциум АСОУ: сборник научных трудов и материалов научно-практических конференций. - 2016. -№ 3. - С. 532-535.

9. Моисеева, О.А. Трансформация площадки коммуникации в современном диалоге государства с молодежью / О.А. Моисеева // Роль современной коммуникации между обществом и государством: материалы Международной научно-практической конференции. -2015. - С. 85-87.

10. Радько, С.П Коммуникативная деятельность в процедурах управления кадрами / С.П Радько, В.Ю. Мишаков // Экономика, менеджмент и сервис: современный взгляд на актуальные проблемы: сборник научных трудов / под редакцией В.ю. Мишакова, Л.Е. Зерновой. - Москва, 2018. - С. 169-179.

11. Рамазанов, И.А. Информационно-коммуникационная глобализация российской экономики / И.А. Рамазанов, А.Н. Струнгар // Креативная экономика. - 2018. - Том 12. - № 10.- С. 1549-1568.

12. Рамазанов, И.А. Интегрированные коммуникации как основа современного подхода предприятий к планированию и рациональному использованию медиаресурсов / И.А. Рамазанов, л.Е. Кравежина // Российское предпринимательство. - 2015. - Том 16. -№ 21. - С. 3885-3894.

13. Moiseeva O.A., Filippova O.A., Polozhentseva I.V., Ponomarev V.G., Rabadanova R.S. Employee image in social media as a promotion tool // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Bataev Dena Karim-Sultanovich - Doctor of Engineering Sciences, Professor, Director of the Complex Scientific Research Institute n. a. H.I. Ibragimov of the Russian Academy of Sciences, 2021, рр. 2575-2581.

14. Nosov V.V., Moiseeva O., Kiseleva N.P., Glotova N., Fasenko T., Tuchkina L. The role of the resource factor in the socio-economic development of the eco-system // International Journal of Recent Technology and Engineerin, 2019, t. 8, Nо 4, рр. 3638-3644.

15. ПАО «МегаФон»: официальный сайт. -URL https:// megafon.ru/(дата обращения: 10.10.2021).

16. Подовой отчет и Отчет об устойчивом развитии ПАО «МегаФон». - URL: https://corp.megafon.ru/ investoram/shareholder/year_report/ (дата обращения: 10.10.2021 г.).

References

1. Bezpalov, V.V. Bol'shie danny'e i vozmozhnosti ix ispol'zovaniya pri razrabotke kommunikativnoj strategii predpriyatij regional'nogo promy'shlennogo kompleksa / V.V. Bezpalov, S.A. Lochan, D.V. Fedyunin, A.V. Ivanov, S.A. Avtonomova // Vestnik Altajskoj akademii e'konomiki i prava. 2020. № 1-2. S. 28-34.

2. Golovanov, K.V. Strategicheskoe planirovanie razvitiya malogo i srednego biznesa mediaindustrii / K.V. Golovanov, V.Yu. Mishakov // E'konomika segodnya: sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya (Vektor-2018): materialy' Vserossijskoj nauchnoj konferencii molodyx issledovatelej / Ministerstvo obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii; Rossijskij gosudarstvennyj universitet im. A.N. Kosygina (Texnologii. Dizajn. Iskusstvo). Moskva, 2018. S. 106-108.

3. Zajceva, N.A. Ocenka konkurentosposobnosti sub''ektov ry'nka telekommunikacionny'x uslug / N.A. Zajceva, L.M. Makarova, A.A. Larionova, V.V. Filatov, D.V. Okunev, I.V. Polozhenceva, N.O. Vixrova // Dilemas contemporáneos: Educación, Política y Valores. 2019. Tom 6. № S3. S. 60.

4. IPina, S.I. Realizaciya optimal'noj kommunikacionnoj strategii v usloviyax informacionno-setevoj e'konomiki. V sbornike: Aktual'ny'e problemy' e'konomiki, kommercii i servisa. Sbornik nauchnyx trudov kafedry Kommercii i servisa, posvyashhennyj Yubilejnomu godu RGU im. A.N. Kosygina. Pod redakciej V.Yu. Mishakova, L.E. Zernovoj. Moskva, 2020. S. 86-89.

5. Knyazev, V.V. Sushhnost' i metodologicheskie osnovy' menedzhmenta global'ny'x korporacij / V.V. Knyazev, V.V. Filatov // Obrazovanie-e'konomika-pravo: processy transformacii i kriterii e'ffektivnosti: materialy' VII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva, 2011. S. 290-292.

6. Kobulov, B.A. Osobennosti motivacii truda sotrudnikov innovacionnoj kompanii, rabotayushhej na ry'nke telekommunikacionny'x uslug / B.A. Kobulov, N.A. Kobiashvili, O.A. Biryukova // Innovacii v usloviyax razvitiya informacionno-kommunikacionnyx texnologij. 2008. № 1. S. 427-428.

7. Moiseeva, O.A. Sovremenny'j dialog gosudarstva s molodezh'yu: transformaciya ploshhadki kommunikacii /

0.A. Moiseeva // Teoreticheskie i metodicheskie problemy' sovremennogo obrazovaniya: materialy' mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2016. S. 63-66.

8. Moiseeva, O.A. O strategiyax razvitiya sovremennogo kommunikacionnogo polya / O.A. Moiseeva // Konferencium ASOU: sbornik nauchnyx trudov i materialov nauchno-prakticheskix konferencij. 2016. № 3. S. 532-535.

9. Moiseeva, O.A. Transformaciya ploshhadki kommunikacii v sovremennom dialoge gosudarstva s molodezh'yu / O.A. Moiseeva // Rol' sovremennoj kommunikacii mezhdu obshhestvom i gosudarstvom: materialy' Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. 2015. S. 85-87.

10. Rad'ko, S.G. Kommunikativnaya deyatel'nost' v procedurax upravleniya kadrami / S.G. Rad'ko, V.Yu. Mishakov // E'konomika, menedzhment i servis: sovremenny'j vzglyad na aktual'ny'e problemy': sbornik nauchnyx trudov / pod redakciej V.Yu. Mishakova, L.E. Zernovoj. Moskva, 2018. S. 169-179.

11.Ramazanov,I.A. Informacionno-kommunikacionnaya globalizaciya rossijskoj e'konomiki / I.A. Ramazanov, A.N. Strungar // Kreativnaya e'konomika. 2018. Tom 12. № 10.- S. 1549-1568.

12. Ramazanov, I.A. Integrirovanny'e kommunikacii kak osnova sovremennogo podxoda predpriyatij k planirovaniyu i racional'nomu ispol'zovaniyu mediaresursov /

1.A. Ramazanov, L.E. Kravezhina // Rossijskoe predprinimatel'stvo. 2015. Tom 16. № 21. S. 3885-3894.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Moiseeva O.A., Filippova O.A., Polozhentseva I.V., Ponomarev V.G., Rabadanova R.S. Employee image in social media as a promotion tool // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences EpSBS. Bataev Dena Karim-Sultanovich Doctor of Engineering Sciences, Professor, Director of the Complex Scientific Research Institute n. a. H.I. Ibragimov of the Russian Academy of Sciences, 2021, rr. 2575-2581.

14. Nosov V.V., Moiseeva O., Kiseleva N.P., Glotova N., Fasenko T., Tuchkina L. The role of the resource factor in the socio-economic development of the eco-system // International Journal of Recent Technology and Engineerin, 2019, t. 8, No 4, rr. 3638-3644.

15. PAO «MegaFon»: oficiarnyj sajt. URL https:// megafon.ru/(data obrashheniya: 10.10.2021).

16. Godovoj otchet i Otchet ob ustojchivom razvitii PAO «MegaFon». URL: https://corp.megafon.ru/investoram/ shareholder/year_report/ (data obrashheniya: 10.10. 2021 g.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.