Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
13
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / ВЕРТИКАЛЬНЫЙ ДИСБАЛАНС / БЮДЖЕТНОЕ ВЫРАВНИВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Синельщикова М.Ю., Погоян Т.С., Палькова Ю.А., Дудник Т.А.

В статье рассматриваются актуальные проблемы развития бюджетного федерализма в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ»

Государственному регулированию будут подлежать цены только в двух случаях:

1) реализации тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, необходимых для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей;

2) производства тепловой энергии (мощности), теплоносителя с использованием источника тепловой энергии, установленная мощность которого составляет менее 10 Гкал./час, и (или) осуществления поставки теплоснабжающей организацией потребителю тепловой энергии в объеме менее 50 000 Гкал. за 2017 год.

Использованные источники:

1. О теплоснабжении : федер. закон от 27 июля 2010 г. № 190-ФЗ (ред. от 29 дек. 2014 г.) // СПС «КонсультантПлюс».

2. О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике : постановление Правительства РФ от 29 дек. 2011 г. № 1178 // СПС «КонсультантПлюс».

3. О ценообразовании в сфере теплоснабжения [ Электронный ресурс ] : постановление Правительства РФ от 22 окт. 2012 г. № 1075 : ( в ред. от 21 апр. 2015 г.) // СПС «Консультант Плюс».

4. Бойко Н.Д, Выбор тарифной политики на потребительском рынке электрической энергии: Методическое пособие. -М.: ИПКгосслужбы, 200544 с.

5. Михайлов В.В. Тарифы и режимы электропотребления. - 2-е из. перераб. и доп. - М.: Энергоатомиздат, 1986. - 216 с.

6. Самсонов В.С. Экономика предприятий энергетического комплекса: учеб. для вузов/ В.С. Самсонов, М.А. Вяткин. - 2-е изд. - М.: Высш. шк., 2003. -416 с.

Синельщикова М. Ю. студент 2го курса Погоян Т.С. студент 2го курса Палькова Ю.А. студент 2го курса Дудник Т.А. преподаватель

Кубанский Государственный Аграрный Университет

Россия, г. Краснодар СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ БЮДЖЕТНОГО ФЕДЕРАЛИЗМА В РОССИИ

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные проблемы развития бюджетного федерализма в России.

Ключевые слова: бюджетный федерализм, бюджетная система,

вертикальный дисбаланс, бюджетное выравнивание.

Бюджетный федерализм представляет собой систему нaлoгoвo-бюджетных взаимоотношений между органами власти и управления различных уровней на всех стадиях бюджетного процесса.

Можно выделить основные принципы бюджетного федерализма:

- равноправие субъектов Федерации в их налогово-бюджетных взаимоотношениях с федеральным центром;

- самостоятельность бюджетов разных уровней, (закрепление за каждым уровнем власти и управления собственных источников доходов, право самостоятельно определять направления их использования и расходования, недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств вышестоящих бюджетов, право на компенсацию расходов и т.д.);

- законодательное разграничение бюджетной ответственности и расходных полномочий между федеральными, региональными и местными органами власти и управления;

- соответствие финансовых ресурсов органов власти и управления выполняемым им функциям (обеспечение "вертикального" и "горизонтального" выравнивания доходов нижестоящих бюджетов);

- нормативно-расчетные (формализованные) методы регулирования межбюджетных отношений и предоставления финансовой помощи;

- наличие специальных процедур предотвращения и разрешения конфликтов между различными уровнями власти и управлениями, достижения взаимосогласованных решений по вопросам налогово-бюджетной политики.[3]

Обязанностью бюджетного федерализма является обеспечение социально-экономической эффективности, политической стабильности и территориальной справедливости. Сущность бюджетного федерализма как концепции бюджетного устройства заключается в нормативно-законодательном установлении бюджетных прав и обязанностей двух равноправных сторон - федеральных и региональных органов власти и управления, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса, методов частичного перераспределения бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы и регионами, "прозрачности" межбюджетных отношений и процедур.[1]

Идеальная схема бюджетного федерализма предполагает, что объем доходных (или налоговых) полномочий субъектов федерации полностью адекватен объему расходных полномочий, закрепленному за конкретным уровнем государственной власти. Однако идеал достижим лишь теоретически, но на практике между доходными возможностями и расходными полномочиями по реализации полномочий всегда существует разрыв. В результате этого возникает «вертикальный дисбаланс», или «вертикальный разрыв», который необходимо покрывать за счет доходных источников, находящихся в распоряжении бюджета более высокого уровня

государственной власти. Со временем каждое государство находит собственный способ корректировки обоих дисбалансов с большей или меньшей степенью эффективности.

Наиболее сложной задачей является обеспечение вертикального выравнивания, которое происходит за счет дотаций, субсидий, субвенций, бюджетной ссуды, и бюджетного кредита. Данная сложность состоит в том, что даже в случае равенства совокупных доходов и расходов бюджетов разных уровней имеются существенные различия в бюджетном положении отдельных территорий и регионов, обусловленные различиями в уровне экономического развития территории, численностью и плотностью населения, природно-климатическими особенностями и др.

Сама система бюджетного выравнивания определяет такое взаимодействие между федеральным бюджетом и субъектами федерации, которое позволяет любому гражданину, проживающему в России, получать определенный уровень государственных услуг, независимо от того, на территории какого региона он проживает.

Организация вертикального бюджетного регулирования сопряжена со значительными трудностями. Так на сегодняшний день в ее основу положены такие принципы, которые в определенной мере стимулируют субъекты Федерации к повышению дефицита своего бюджета. Яркий тому пример - существующая методика распределения средств Федерального фонда финансовой поддержки регионов (трансфертов). Первая его часть направляется в адрес так называемых "нуждающихся" регионов, вторая - в адрес "особо нуждающихся". "Нуждающимся" считается регион, среднедушевые доходы которого ниже, чем в среднем по России, "особо нуждающимся" - регион, бюджетные расходы которого выше его доходов, то есть бюджет с дефицитом. Перерасход средств региональных бюджетов на основе данной методики будет автоматически покрыт из федерального бюджета. Естественным результатом этого является то, что стремление федерального Правительства снизить дефицит бюджета, что наталкивается на экономически обусловленное противостояние регионов. [2]

Из этого следует, что для нормального развития системы бюджетного федерализма способы и приемы бюджетного выравнивания нуждаются в серьезных переменах.

В настоящее время судьба бюджетного федерализма в России зависит от способности государства как единого целого преодолеть разрушительный экономический кризис, спад производства, осуществить переход в масштабах страны к иной рыночной стратегии финансовой стабилизации. Нельзя допустить ситуации, когда развитие бюджетного федерализма само превратится в фактор усиления экономического и политического кризиса: и еще более ослабит федеральный бюджет, вместо борьбы за оздоровление реального сектора экономики активизирует борьбу за дележ федеральных налогов, что приведет к кризису общероссийского рынка ценных бумаг из-за конкуренции федеральных и региональных государственных облигаций, а

так же заблокирует усилия центра в проведении единой эмиссионной, кредитной и процентной политики и политики сокращения бюджетного дефицита.

Бюджетный федерализм необходимо все более осознанно сближать с общей макроэкономической политикой рыночных реформ. Решение проблем бюджетного федерализма в конечном итоге позволит стабилизировать российскую государственность, повысить управляемость и объективность нашей рыночной экономической системы.

Использованные источники:

1. Александров И.М. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. 2-е изд. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2007. - 486 с.

2. Изабакаров И.Г. Бюджетная система Российской Федерации : Учебное пособие / И.Г. Изабакаров, Ф.И.Ниналалова. - М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013. - 272 с.

3. Лавров А.М. Проблемы становления и развития бюджетного федерализма в России // Становление рыночной экономики в России: Сб. науч. проектов. -М., 1997. Вып. 10. С. 5-6.

Синчилова А. С. студент 4ого курса Тимофеева К.Б. студент 4ого курса Томский Политехнический Университет

Россия, г. Томск МЕТОДЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ

ПЕРСОНАЛОМ

В статье освещается роль методов построения системы управления персоналом. В ней рассматриваются классификация методов анализа и построения системы управления персоналом организации. В ходе написания статьи были сделаны следующие выводы: высокий результат и наивысшее качество системы управления персоналом бывает тогда, когда вся система методов построения системы управления персоналом реализуется совместно.

Ключевые слова: персонал, управление, система, управление персоналом, методы построения системы.

Успех развития любой организации, независимо от рода и масштабов ее деятельности, напрямую зависит от эффективности работы сотрудников. Высококвалифицированный и компетентный персонал, удовлетворенный условиями и оплатой своей работы, демонстрирует высокую производительность труда. Поэтому грамотно организованный процесс набора, оценки, распределения и мотивации сотрудников позволяет достигать поставленных руководством организации целей.

Как понять, что совершенствование системы управления персоналом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.