Научная статья на тему 'Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в Российской Федерации'

Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
222
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ / МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / БЮДЖЕТНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гильванова Д.М.

В данной работе рассматриваются проблемы бюджетного федерализма и межбюджетные отношения в Российской Федерации. Проанализированы факторы влияющие на выстраивание эффективной модели межбюджетных отношений. В заключении представлены рекомендации по вопросу реформирования бюджетных отношений региона и центра.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения в Российской Федерации»

БЮДЖЕТНЫЙ ФЕДЕРАЛИЗМ И МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© Гильванова Д.М.

Башкирский государственный университет, г. Уфа

В данной работе рассматриваются проблемы бюджетного федерализма и межбюджетные отношения в Российской Федерации. Проанализированы факторы влияющие на выстраивание эффективной модели межбюджетных отношений. В заключении представлены рекомендации по вопросу реформирования бюджетных отношений региона и центра.

Ключевые слова бюджетный федерализм, межбюджетные отношения, бюджетная система, бюджетные полномочия.

Развитие России в условиях рыночного механизма регулирования экономики накладывает отпечаток на условия формирования и исполнения бюджетов всех уровней. Основы бюджетного устройства и бюджетной системы Российской Федерации определяются её государственным устройством, установленным Конституцией РФ, как федеративной республики, состоящей из республик, краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов - равноправных субъектов Российской Федерации [3]. В соответствии с Бюджетным кодексом РФ в бюджетную систему Российской Федерации входят:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

- бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- местные бюджеты, в том числе:

- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

- бюджеты городских и сельских поселений [4].

В данной связи большое значение приобрели вопросы связанные с понятием и сущностью бюджетного федерализма в контексте взаимоотношений между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.

В экономической и юридической литературе существует множество определений бюджетного федерализма, но единого понимания термина «бюджетный федерализм» в российской финансово-правовой науке до настоящего момента не выработано. По мнению автора наиболее ясное, лаконичное и одновременно емкое по содержанию следующее определение: «Бюджетный феде-

144 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

рализм - это форма бюджетного устройства в федеративном государстве, которая предполагает реальное участие всех звеньев бюджетной системы в едином бюджетном процессе, в равной степени ориентированном и на учет общегосударственных интересов, и на реализацию межбюджетных отношений».

Эффективная модель системы межбюджетных отношений в общем, как и бюджетный федерализм в частности, основывается на балансе интересов Федерации и ее субъектов, представляет главным образом продукт синтеза финансово-экономических интересов государства, населения и предпринимательства.

Необходимо помнить, что экономическое развитие государства - это развитие региональных экономик, поэтому проблема самодостаточности экономического и налогового потенциала регионов является главной. На решение данной проблемы должны быть ориентировано установление эффективных межбюджетных отношений и бюджетного федерализма.

Российский бюджетный федерализм можно отнести к кооперативной модели, что предполагает партнерские отношения между федеральным центром и субъектами федерации по межбюджетным взаимоотношениям. При этом федеральное бюджетное законодательство в РФ верховенствует над бюджетным законодательством субъектов федерации. Общая законодательная модель российского бюджетного федерализма представлена на рис. 1.

Основными принципами бюджетного федерализма являются:

- единство общегосударственных интересов и интересов населения как основа сбалансированности интересов всех трех уровней власти по бюджетным вопросам;

- сочетание централизма и децентрализации в разграничении бюджетно-налоговых полномочий, расходов и доходов по вертикали бюджетной системы, распределение и перераспределение их между бюджетами различных уровней на объективной основе;

- высокая степень самостоятельности бюджетов и ответственность органов власти каждого уровня за его сбалансированность, бюджетную обеспеченность исходя из налогового потенциала соответствующих территорий при наделении властных структур необходимой для этого налоговой инициативой;

- активное участие членов федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения.

Бюджетный федерализм может эффективно работать только при четком законодательном распределении бюджетных полномочий, которое должно строиться:

1. на разграничении доходных (налоговых) полномочий;

2. разграничении расходных полномочий;

3. выравнивании бюджетов.

Финансы и налоговая политика

145

Рис. 1. Конституционная модель бюджетного федерализма в Российской Федерации

В идеальном случае модель бюджетного федерализма предполагает, что объем доходных полномочий должен полностью соответствовать объему расходных полномочий, закрепленному за данным уровнем государственной власти.

Однако это возможно только теоретически, а на практике между расходными полномочиями и доходными возможностями существует разрыв. В результате возникает «вертикальный дисбаланс» или «вертикальный финансовый разрыв». Существует также и «горизонтальный финансовый дисбаланс», который заключается в неравномерном распределении доходной базы по регионам. Вследствие этого бюджетный федерализм и предполагает вертикальное и горизонтальное выравнивание бюджетных систем.

Наиболее сложной задачей является обеспечение вертикального выравнивания. Сложность заключается в том, что даже в случае равенства совокупных доходов и расходов бюджетов разных уровней имеются существенные различия в бюджетном положении отдельных территорий и регионов, обусловлен-

146 ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ В XXI ВЕКЕ: ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

ные различиями в уровне экономического развития территории, численностью и плотностью населения, природно-климатическими особенностями и др.

Вертикальное выравнивание происходит за счет дотаций, субсидий, субвенций, бюджетной ссуды, бюджетного кредита.

Фундаментом построения указанных межбюджетных отношений и обеспечения сбалансированности бюджетов при этом является законодательное разграничение расходных обязательств между федеральным и региональными уровнями власти и закрепление за соответствующими бюджетами субъектов РФ собственных налоговых и неналоговых доходов [1].

Поэтому одним из важных способов регулирования межбюджетных отношений федерального бюджета с бюджетами субъектов РФ и обеспечения сбалансированности последних является поступление средств в виде отчислений от федеральных налогов и доходов (налога на прибыль, налога на доходы от физических лиц, некоторых видов акцизов и др.). Для бюджетов субъектов РФ (также для местных бюджетов) указанные отчисляемые доходы принято называть регулирующими или перераспределяемыми доходами. Перечень и нормативы (в процентах) отчислений от конкретных видов федеральных налогов и доходов в бюджеты субъектов РФ на постоянной основе определяются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, а конкретные пропорции их распределения между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ утверждаются ежегодным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

На сегодняшний день около 65 % бюджетных средств сконцентрированы в федеральном бюджете. В то время как мировой практикой доказано, что если пропорции распределения бюджетных средств между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации составляют 60 и 40 % соответственно, то бюджетная система данной страны считается функционирующей как бюджет унитарного государства [2].

В настоящее время в России сложилась централизованная система межбюджетных отношений в ущерб интересам регионов. В результате их финансовая зависимость от федерального центра является высокой. Получается, что принцип самостоятельности бюджетов субъектов РФ носит декларированный характер, поскольку указанные бюджеты на деле формируются в недрах Министерства финансов РФ (в процессе формирования федерального бюджета). Именно там происходит определение аккумулированной субъектами доходной части своих бюджетов и определяется их расходная часть. Провозглашённый как построенная на принципе бюджетного федерализма бюджетная система РФ, на практике федеральный бюджет РФ по существу функционирует как централизованный бюджет унитарного государства.

В связи с этим необходимо совершенствование законодательной основы и механизмов повышения эффективности межбюджетных отношений и формирования реального бюджетного федерализма в современной России.

Финансы и налоговая политика

147

При этом основой полномасштабной бюджетной реформы в части межбюджетных отношений, способствующей развитию и укреплению бюджетного федерализма в стране, является Концепция повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в РФ. Реализация указанной Концепции призвана решить следующие основные задачи:

- укрепление финансовой самостоятельности субъектов РФ и муниципальных образований;

- создание стимулов для увеличения поступлений доходов в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты;

- формирование стимулов для улучшения качества управления государственными и муниципальными финансами;

- повышение прозрачности региональных и муниципальных финансов;

- оказание методологической и консультационной помощи субъектам РФ с целью повышения эффективности и качества управления государственными и муниципальными финансами, а также реализации реформы местного самоуправления.

Список литературы:

1. Коваленко Е., Зинчук Г., Кочеткова С. Региональная экономика и управление: учеб. пособие. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб., 2008. - 288 с.

2. Арыкбаев Р.К., Набиев Р.А. Бюджетный федерализм и межбюджетные отношения [Текст] / Р.К. Арыкбаев, Р.А. Набиев // Вестник Астраханского государственного технического университета: журнал. - 2008. - № 1.

3. Конституция Российской Федерации.

4. Бюджетный кодекс Российской Федерации.

ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

© Никитчин К.М.*

Молдавский государственный университет, Республика Молдова, г. Кишинев

Развитие экономической деятельности предприятия возможно при реализации эффективной программы инвестиций, а выполнение этой задачи подразумевает наличие финансовых ресурсов, необходимых для финансирования инвестиционной деятельности. Увеличению экономи-

* Преподаватель кафедры Экономических наук Бельцкого государственного университета им. Алеку Руссо, докторант Молдавского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.