Научная статья на тему 'СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В РОССИИ'

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / РАЗРАБОТЧИК ПРОЕКТА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА / МЕТОДЫ РАЗРАБОТКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ / МЕТОД ФУНКЦИОНАЛЬНОГО АНАЛИЗА / РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ПО ОТРАСЛЯМ ЭКОНОМИКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Проходская О.Ю.

В статье рассматривается роль профессиональных стандартов для развития и эффективного функционирования экономики России, процедура разработки и основные этапы обсуждения профессиональных стандартов, а также проблемы, возникающие при разработке профессиональных стандартов. Произведен анализ распределения профессиональных стандартов по отраслям экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Проходская О.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL STANDARDS IN RUSSIA

In article the role of professional standards for development and effective functioning of economy of Russia, the procedure of development and the main stages of discussion of professional standards, and also the problems arising when developing professional standards is considered. The analysis of distribution of professional standards on branches of economy is made.

Текст научной работы на тему «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В РОССИИ»

не растратили собственное здоровье уже сейчас, во время учебы в высшем учебном заведении. Развитие у сегодняшней молодёжи здоровых привычек обеспечит здоровье будущих специалистов и руководителей, здоровье элиты общества, здоровье молодых семей, здоровье будущих детей, здоровье всей нации в целом.

Вопросы, связанные с формированием самосохранительного поведения студенческой молодежи нуждаются в детальном изучении и осмыслении.

Использованные источники:

1. Браун, Дж., Русинова, Н. Л. Социально-статусные группы: различия в субъективном здоровье. [Текст] / Дж. Браун, Н. Л. Русинова // Петербургская социология. -1997. - №1. - С.53 - 56.

2. Дюркгейм, Э. Самоубийство. Социологический этюд: Перевод с франц. [Текст] / Э. Дюркгейм - М., 1994. - 399 с.

3. Зиммель, Г. Об общественных силах. [Текст] / Г. Зиммель // Вестник Московского университета, серия 18, социология и политология. 2002. - №3. - С. 87 - 95.

4. Соколова, Г. Н. Поведения социальная концепция. // Экономико-социологический словарь [Текст] / Г. Н. Соколова. - Минск, 2002. -254 с.

5. Чередниченко, Г. А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования) [Текст] / Г. А. Чередниченко. - СПб: Изд-во РХГИ, 2004. - 345 с.

УДК 006.053

Проходская О.Ю. студент магистратуры Поволжский государственный университет сервиса научный руководитель: Смирнова М.Ю.

Россия, г. Тольятти СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗРАБОТКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ В РОССИИ Аннотация: в статье рассматривается роль профессиональных стандартов для развития и эффективного функционирования экономики России, процедура разработки и основные этапы обсуждения профессиональных стандартов, а также проблемы, возникающие при разработке профессиональных стандартов. Произведен анализ распределения профессиональных стандартов по отраслям экономики.

Ключевые слова: профессиональный стандарт, разработчик проекта профессионального стандарта, методы разработки профессиональных стандартов, метод функционального анализа, распределение профессиональных стандартов по отраслям экономики.

Prokhodskaya O. Yu. student of a magistracy Volga region state university of service Russia, city of Togliatti Research supervisor: Smirnova M. Yu. MODERN PROBLEMS OF DEVELOPMENT OF PROFESSIONAL

STANDARDS IN RUSSIA

Summary: in article the role of professional standards for development and effective functioning of economy of Russia, the procedure of development and the main stages of discussion ofprofessional standards, and also the problems arising when developing professional standards is considered. The analysis of distribution ofprofessional standards on branches of economy is made.

Keywords: the professional standard, the developer of the draft of the professional standard, methods of development of professional standards, a method of the functional analysis, distribution of professional standards on branches of economy.

Во всем мире не один десяток лет неизменно актуальными остаются проблемы подготовки и подбора профессиональных кадров, чей уровень квалификации наиболее точно соответствует требованиям производства. Ускорение темпа модернизации производства, появление новых профессий, быстрое «устаревание» квалификации работников, все это создает необходимость создания и внедрения в практику новых более действенных подходов и методов обеспечения, поддержания и повышения качества рабочей силы.

В основе устойчивого социально-экономического развития зарубежных стран лежит система взаимовыгодных отношений между сферой труда и сферой образования, которая обеспечивает высокий уровень эффективности процесса подготовки квалифицированных кадров и их использования. Создание подобной системы в России имеет первостепенное значение, поскольку социально-экономический и политический кризис в стране в 90-х годах XX века привел к ликвидации действующей ранее системы обеспечения качества рабочей силы. В настоящее время в условиях рыночной экономики необходимо использовать новые подходы и методы подготовки и подбора профессиональных кадров, заменить ими методы плановой экономики. Применение профессиональных стандартов в России будет способствовать созданию эффективно функционирующей системы взаимодействия сферы труда и сферы образования, обеспечит рациональное использование профессиональных кадров, внесет весомый вклад в развитие общества в целом.

В странах Европы, США, Канады, Австралии намечена тенденция по формированию общенациональных систем профессиональных стандартов, в состав которых входят локальные, отраслевые профессиональные стандарты. Между странами расширен обмен опытом по вопросам разработки и

применения профессиональных стандартов, поддержания их в актуальном состоянии. Профессиональные стандарты применяются в сфере труда, способствуя профессиональному развитию и карьерному росту работников, и в сфере образования, являясь основой для разработки программ профессионального обучения в строгом соответствии с требованиями экономики. Таким образом, профессиональные стандарты охватывают широкий круг субъектов, их использующих. Это и сотрудники кадровых служб, работодатели и работники, и преподаватели, студенты учебных заведений.

В 2013 году в своей речи Президент России В.В. Путин обозначил направление в работе государства по созданию системы профессиональных стандартов как главного инструмента модернизации экономики. Профессиональные стандарты в России должны стать частью целостной системы национальных квалификаций, в которую также будут входить отраслевые квалификационные требования, а также образовательные стандарты.

Профессиональный стандарт представляет собой документ, содержащий описание трудовых функций (трудовые действия, необходимые знания, умения), условия и уровень сложности их выполнения в рамках определенного вида профессиональной деятельности, а также устанавливает требования к квалификации работников, необходимой для выполнения трудовых функций по конкретной должности, профессии.

Работодатель применяет профессиональный стандарт для определения требований к работникам и эффективной оценки квалификации работников при найме, аттестации, при выборе форм и методов внутрикорпоративного обучения работников, создания кадрового резерва.

Работнику профессиональный стандарт поможет при оценке соответствия имеющихся у него компетенций требованиям рынка труда и конкретного работодателя; при планировании дальнейшего профессионального роста, определении необходимости в профессиональной переподготовке и повышении квалификации.

Профессиональный стандарт необходимо использовать в качестве основы для разработки корпоративных стандартов с уточнением и (или) расширением трудовых функций работников с учетом особенностей организации.

К настоящему времени в России разработаны и утверждены 1017 профессиональных стандартов.

Распределение профессиональных стандартов по отраслям экономики

3

■ образование, наука

■ финансы, экономика

■ здравоохранение

■ социальное обслуживание

■ физкультура, спорт

■ связь, информационные технологии, СМИ

■ сельское и лесно хозяйство, рыбоводство

■ транспорт

■ строительство, ЖКХ

■ добыча и переработка полезных ископаемых, нефти, гада

■ электроэнергетика

■ легкая и текстильная промышленность

■ пищевая промышленность

■ атомная промышленность

■ металлургическое производство

■ автомобилестроение

■ свквозные виды профессиональной деятельности в промышленности

Рисунок 1. Распределение профессиональных стандартов по отраслям экономики.

Как видно на рисунке 1, профессиональные стандарты распределены по отраслям экономики неравномерно. Большее количество профессиональных стандартов разработано и утверждено по сквозным видам профессиональной деятельности в промышленности (их количество - 181). В

отрасли строительства и ЖКХ действует 130 профессиональных стандартов, в металлургическом производстве - 95, атомной промышленности - 72, транспорт (в основном железнодорожный) - 50 и так далее. Несмотря на фундаментальную важность, менее всего подверглись стандартизации сферы: юриспруденции - 1 профессиональный стандарт, обеспечения безопасности - 2, образования и науки - 5, здравоохранения - 8.

Разработчиками проекта профессионального стандарта могут выступать работодатели, объединения работодателей, профессиональные сообщества, организации с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций. В настоящее время существует проблема недостаточной вовлеченности работодателей в процесс разработки профессиональных стандартов.

С целью разработки проекта профессионального стандарта разработчик проводит анализ трудовой деятельности работников определенной профессии с целью выявления трудовых функций и требований к качеству их выполнения. В ходе данного анализа используются различные методы: наблюдение, фотография и хронометраж рабочего дня, опрос и анкетирование большого количества респондентов, представляющих работников определенной профессии в соответствующей отрасли. На основе полученных данных составляется проект профессионального стандарта, содержащий совокупность значимых функций по профессии и требуемый уровень квалификации для их выполнения.

Разработчик вносит проект профессионального стандарта на обсуждение представителей работодателей, профессиональных сообществ, профсоюзов, иных заинтересованных организаций. С учетом результатов обсуждения производится доработка проекта профессионального стандарта, после чего проект передается в Минтруд России.

Процесс рассмотрения и обсуждения проекта профессионального стандарта проходит в несколько этапов (представлены на Рисунке 2).

Рисунок 2. Процесс рассмотрения и обсуждения проекта профессионального стандарта.

Минтруд России выступает в качестве координатора в процессе рассмотрения и обсуждения проекта профессионального стандарта различными инстанциями. Минтруд России направляет проект профессионального стандарта на рассмотрение в Российскую трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений, в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности (например, Минтранс России), а также размещает проект профессионального стандарта на официальном сайте для общественного обсуждения.

Проведение экспертизы в Национальном совете при Президенте РФ по

профессиональным квалификациям (далее - Национальный совет) -заключительный этап согласования, на котором проект профессионального стандарта с информаций о результатах общественного обсуждения на предыдущих этапах, получает рекомендации об утверждении или отклонении в Национальном совете.

Утверждение проекта профессионального стандарта осуществляется Минтрудом России на основании экспертного заключения Национального совета. Информация об утвержденном профессиональном стандарте вносится в реестр профессиональных стандартов, создание и ведение которого осуществляется Минтрудом России, а также направляется в Министерство образования и науки России для учета при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

С целью создания качественных профессиональных стандартов и их своевременного обновления необходимо решить ряд проблем:

1) необходимо привлечь всех заинтересованных сторон процесса создания, обновления и использования профессиональных стандартов (особенно работодателей и их объединений), рационально распределить между ними полномочия;

2) с целью своевременного и качественного обновления профессиональных стандартов необходимо создать эффективные механизмы их разработки и поддержания актуальности.

Для решения обозначенных проблем целесообразно создать отраслевые советы, в состав которых будут входить представители работодателей и их объединений по отраслям экономики. Отраслевые советы должны осуществлять следующие полномочия:

- анализ и оценка уровня квалификации работников и его соответствие требованиям отрасли;

- определение направлений развития уровня квалификации работников;

- разработка квалификационных требований, определение сути работы работников по профессиям, особенно новым;

- предоставление информации, отражающую позицию и потребности работодателей по проблемам подготовки квалифицированных кадров, органам исполнительной власти, осуществляющим координацию и контроль за разработкой профессиональных стандартов, организациям профессионального образования, другим заинтересованным организациям.

При разработке профессионального стандарта следует использовать метод функционального анализа, который предполагает составление функциональной карты профессиональной деятельности. Функциональная карта содержит основную цель и главные функции профессиональной деятельности, а также анализ и описание взаимосвязанных подфункций и результатов действий по данным подфункциям, которые должны быть достигнуты работниками в процессе их выполнения. Метод

функционального анализа позволит подробно рассмотреть профессии различных отраслей экономики, отдельной отрасли или конкретной организации, и разработать стандарты профессиональной деятельности, а также выявить потребности работодателей в необходимых навыках и умениях работников.

Для того, чтобы упорядочить действующую систему профессиональных стандартов, избежать дублирования профессиональными стандартами одной и той же профессии, а также охватить большее количество профессий в различных отраслях экономики нужно провести углубленный сравнительный анализ утвержденных профессиональных стандартов, создать плановые основы по разработке профессиональных стандартов по отраслям экономики. Разработку профессиональных стандартов необходимо начинать с наиболее востребованных профессий, а также профессий, имеющих особую социальную значимость (например, в сфере здравоохранения, образования и науки, других). Также законодателю предстоит укрепить нормативную базу по вопросам разработки и применения профессиональных стандартов путем принятия и обновления нормативно-правовых актов в данной области.

Использованные источники:

1. Драчук М.А. Роль профессиональных стандартов в построении современной нормативной модели рынка труда // Трудовое право в России и за рубежом. 2016. № 3. С. 55-61.

2. Егоров С.А. Законодательные новации в сфере разработки и применения профессиональных стандартов // Актуальные проблемы российского права. 2016. № 4. С. 101-109.

3. Маркова О.В., Смирнова М.Ю. Инновационный подход к управлению человеческим капиталом в антикризисном менеджменте // Вестник Поволжского государственного университета сервиса. Серия: Экономика. 2013. № 1 (27). С. 161-166.

4. Свирин Ю.А., Титор С.Е. Профессиональные стандарты и независимая оценка квалификации работников: проблемы теории и практики // Современное право. 2016. № 11. С. 32-37.

5. Сметанина Е.Е. Соотношение терминов «профессиональные стандарты» и «стандарты профессиональной деятельности»: сферы применения и нормативное содержание // Трудовое право в России и за рубежом. 2016. № 4. С. 33-39.

6. Щепанский И.С. О необходимости и направлениях разработки профессиональных стандартов в юридической области // Актуальные проблемы российского права. 2014. № 5. С. 55-63.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.