Управление в современных системах №1(5) 2015
ISSN 2311-1313 29
УДК 347
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ НА КАДРЫ: НОВОЕ В НОРМАТИВНО-ПРАВОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ
А.М. Шилкин, к.и.н., зав. кафедрой «Гуманитарные и общеправовые дисциплины» ОУВО «Южно-Уральский институт управления и экономики», e-mail: [email protected]
Аннотация
В статье исследованы проблемы разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов. Определена роль Министерства труда и социальных отношений РФ в установлении перечня профессиональных стандартов, сформированным с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Указана роль профессиональных стандартов в правоприменительной практике.
Ключевые слова: квалификация работника, профессиональный стандарт, трудовая функция, должностная инструкция, Министерство труда и социальных отношений РФ, проекты профессиональных стандартов.
В соответствии со ст. 195.1. ТК РФ1 законодателем были уточнены понятия квалификации работника, профессионального стандарта:
квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника;
профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
В отличие от единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (далее - ЕКС) и единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее - ЕТКС) структура описания квалификационной характеристики в профессиональном стандарте предусматривает использование более современной конструкции в виде сочетаний требований к уровню знаний работника, его умениям, профессиональным навыкам и опыту работы.
Если содержание трудовой функции объемно и работодатель считает нецелесообразным закреплять ее в трудовом договоре полностью, необходимо составить дополнительный документ - должностную инструкцию.
В должностной инструкции указываются конкретное содержание, объем должностных обязанностей, пределов ответственности, а также квалификационные требования, предъявляемые к занимаемой должности. При разработке должностной инструкции можно взять за основу:
- квалификационные характеристики, содержащиеся в квалификационных справочниках (например, в Квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденном Постановлением Минтруда России от 21.08.1998 N 37);
- профессиональный стандарт (пп. "а" п. 25 Правил разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N 23)2.
В трудовом договоре необходимо обязательно сделать ссылку на должностную инструкцию.
Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в ЕТКС и ЕКС наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается
30 Управление в современных системах №1(5) 2015
ISSN 2311-1313
Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Правительством РФ от 22.01.2013 N 23 (ред. от 23.09.2014) утверждено
Постановление «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» . Разработку профессиональных стандартов координирует Министерство труда и социальных отношений РФ (далее - Минтруда РФ).
Проекты профессиональных стандартов могут разрабатываться объединениями работодателей, работодателями, профессиональными сообществами, саморегулируемыми организациями и иными некоммерческими организациями с участием образовательных организаций профессионального образования и других заинтересованных организаций.
Разработка проектов профессиональных стандартов осуществляется в соответствии с утверждаемыми Минтрудом РФ методическими рекомендациями по разработке профессионального стандарта (Приказ Минтруда России от 29.04.2013 N 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта»4), макетом профессионального стандарта и уровнями квалификаций.
Разработка проектов профессиональных стандартов за счет собственных средств осуществляется разработчиками в инициативном порядке.
Разработка проектов профессиональных стандартов за счет средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с утверждаемым Минтрудом РФ перечнем профессиональных стандартов, сформированным с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям, на основе государственных контрактов на выполнение работ по разработке проектов профессиональных стандартов в порядке и на условиях, которые установлены законодательством РФ о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
На данный момент утверждено 410 профессиональных стандартов (данные с сайта Минтруда РФ).
Проект профессионального стандарта после его обсуждения с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций представляется разработчиком в Минтруда РФ.
Для рассмотрения проекта профессионального стандарта разработчиком представляются в Минтруда РФ проект профессионального стандарта и следующие документы:
а) пояснительная записка к проекту профессионального стандарта;
б) сведения об организациях, принявших участие в разработке и согласовании профессионального стандарта;
в) информация о результатах обсуждения проекта профессионального стандарта с представителями работодателей, профессиональных сообществ, профессиональных союзов (их объединений) и других заинтересованных организаций.
Минтруда РФ отклоняет проект профессионального стандарта, если разработчиком представлен неполный комплект документов, а также если этот проект не соответствует методическим рекомендациям по разработке профессионального стандарта.
Минтруда РФ в течение 10 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта информирует разработчика о его отклонении или о принятии его к рассмотрению.
Проект профессионального стандарта размещается Министерством труда и социальной защиты РФ на официальном сайте (www.regulation.gov.ru) в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» в течение 10 календарных дней со дня его поступления для проведения общественного обсуждения. Информация о размещении направляется координаторам сторон, представляющих общероссийские объединения профессиональных союзов и общероссийские объединения работодателей, Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, а также в
Управление в современных системах №1(5) 2015
ISSN 2311-1313 31
государственные компании и государственные корпорации, образованные в соответствии с федеральными законами. Срок общественного обсуждения составляет 15 календарных дней со дня размещения проекта.
Одновременно проект профессионального стандарта направляется Минтрудом РФ в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности (Федеральное Министерство), который направляет в течение 15 календарных дней со дня поступления проекта профессионального стандарта в Минтруда РФ свои замечания и предложения.
Информация о результатах общественного обсуждения проекта профессионального стандарта и его рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативноправовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, направляется Министерством труда и социальной защиты РФ разработчику в течение 7 календарных дней со дня поступления в Министерство такой информации.
Проект профессионального стандарта, информация о результатах общественного обсуждения проекта профессионального стандарта и его рассмотрения федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, направляются Минтрудом РФ в Национальный совет для проведения экспертизы.
Минтруда РФ на основании экспертного заключения Национального совета в течение 7 календарных дней со дня его получения принимает решение об утверждении проекта профессионального стандарта либо отклонении проекта профессионального стандарта и информирует разработчика о принятом решении.
Сведения о профессиональном стандарте вносятся в реестр профессиональных стандартов, создание и ведение которого осуществляется Минтрудом РФ в установленном этим органом порядке.
Информация об утвержденных Минтрудом РФ профессиональных стандартах и внесенных в них изменениях направляется в Министерство образования и науки РФ в течение 10 дней со дня их вступления в силу для учета при формировании федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
Профессиональные стандарты применяются:
- работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
- образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
- при разработке в установленном порядке федеральных государственных
образовательных стандартов профессионального образования в соответствии с
Постановлением Правительства РФ от 05.08.2013 N 661 (ред. от 12.09.2014) «Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений»5. При этом возникает вопрос о том, как разрабатывать федеральные государственные образовательные стандарты профессионального образования, если отсутствуют профессиональные стандарты, соответствующие направлению подготовки.
На сайте Минтруда РФ можно найти ссылки на следующие информационные ресурсы:
1. Базу данных методических рекомендаций;
2. Документы Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям;
3. НПА Правительства РФ;
32 Управление в современных системах №1(5) 2015
ISSN 2311-1313
4. План разработки профессиональных стандартов;
5. Федеральные законы.
Они обеспечивают открытость информации о порядке формирования профессиональных стандартов.
Профессиональные стандарты выступают своеобразной правовой категорией, имеющей больше теоретическое значение, чем практическое. Работодателю часто безразлично, что прописано в нормативных требованиях к квалификации работника. Во многих организациях востребованы универсальные специалисты, навыки которых не вписываются в шаблоны профессиональных стандартов. Реальное правоприменительное значение профессиональные стандарты имеют лишь в качестве набора слов, юридических категорий, определяющих требования в федеральных государственных образовательных стандартах профессионального образования по направлениям подготовки и специальностям.
Примечания
1 "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.
2 Постановление Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 "О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов" // "Собрание законодательства РФ", 28.01.2013, N 4, ст. 293.
3 Там же
4 Приказ Минтруда России от 29.04.2013 № 170н "Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта" // "Бюллетень трудового и социального законодательства РФ", N 8, 2013
5 Постановление Правительства РФ от 05.08.2013 N 661 "Об утверждении Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений" // " Собрание законодательства РФ", 19.08.2013, N 33, ст. 4377.
THE STATE AND SOCIAL ORDER ON THE STAFF: THE NEW REGULATORY
LEGAL SPACE
A. M. Shilkin, head of the chair of «Humanitarian and general disciplines»
«South Ural Institute of Management andMconomics», e-mail: [email protected]
Abstract
The article examines the problems of development, adoption and application of professional standards. The role of the Ministry of labour and social relations of the RF to establish a list of professional standards, formed taking into account priority areas for development of the economy and proposals of the National Council of the President of the Russian Federation for professional qualifications. The role of professional standards in practice.
Keywords: qualifications, professional standard, work function, instruction, the Ministry of labour and social relations of the RF, the draft occupational standards.