Научная статья на тему 'О разработке профессиональных стандартов'

О разработке профессиональных стандартов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
213
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ / ПРАВИЛА РАЗРАБОТКИ И УТВЕРЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Алексеевичева Юлия Владимировна, Переведенцева Елена Сергеевна

В статье описываются цели, задачи, принципы и особенности разработки профессиональных стандартов, нормативно-правовая база для их разработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Алексеевичева Юлия Владимировна, Переведенцева Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «О разработке профессиональных стандартов»

О разработке профессиональных стандартов

1 2 Алексеевичева Ю. В. , Переведенцева Е. С.

'Алексеевичева Юлия Владимировна /Alekseevicheva Yulya Vladimirovna - кандидат экономических наук, начальник отдела, отдел разработки, экспертизы нормативной документации и работы с вузами;

2Переведенцева Елена Сергеевна /Perevedentseva Elena Sergeevna - ведущий специалист

сектора,

сектор по разработке, экспертизе нормативной документации и оценки квалификаций, ООО Научно-исследовательский институт транспорта нефти и нефтепродуктов

«Транснефть», г. Москва

Аннотация: в статье описываются цели, задачи, принципы и особенности разработки профессиональных стандартов, нормативно-правовая база для их разработки.

Ключевые слова: профессиональные стандарты, правила разработки и утверждения профессиональных стандартов.

Понятие «профессиональный стандарт» появилось в Российском законодательстве сравнительно недавно - в конце 2012 г. и сразу же вызвало большой интерес у специалистов различных отраслей, у которых появилась возможность не только обновить действующий перечень профессий, но и сформулировать современные и актуальные требования к ним, используя наработанный опыт действующих профессиональных сообществ.

Профессиональные стандарты применяются:

а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;

б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;

в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования [1, с. 4-5].

В Трудовом кодексе РФ профессиональный стандарт определяется как «...характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности». В ст. 195.1. закреплено, что порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, устанавливается Правительством РФ.

Практически сразу после внесения изменений в Трудовой кодекс РФ вышло постановление Правительства РФ от 22 января 2013 г. N 23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов», которое определило процедуру разработки и утверждения профессиональных стандартов, общий порядок их применения и разработчиков». Координирующим органом власти стало Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, которое разработало необходимую нормативную и методическую основу для создания системы новых квалификационных документов. В функции Министерства труда и социальной защиты РФ вошли также организация экспертизы проектов профессиональных стандартов и ведение реестра принятых профессиональных стандартов.

Помимо вопросов разработки и принятия профессиональных стандартов в данном постановлении был четко определен порядок применения новых квалификационных документов. Установлено, что профессиональные стандарты должны применяться «работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления».

Это положение свидетельствует о том, что кадровые службы организаций и работодатели при установлении квалификационных и профессиональных требований к соискателям и работникам должны будут, прежде всего, ориентироваться на действующие профессиональные стандарты, которые постепенно заменят систему квалификационных справочников.

Далее распоряжением Правительства РФ от 29 ноября 2012 г. № 2204-р был утвержден план разработки профессиональных стандартов на 2012-2015 гг., который предусматривал разработку не менее 400 профессиональных стандартов в 2013 г. и не менее 400 профессиональных стандартов в 2014 г.

Министерство труда и социальной защиты РФ достаточно быстро разработало ряд нормативных правовых актов, определивших сам процесс создания профессиональных стандартов. Базовыми документами являются: приказ Минтруда России от 29 апреля 2013 г. № 170н «Об утверждении методических рекомендаций по разработке профессионального стандарта»; приказ Минтруда России от 12 апреля 2013 г. № 147н «Об утверждении макета профессионального стандарта» [2].

Профессиональные стандарты основаны на анализе трудовой деятельности и требований к ее результатам и подлежат постоянному мониторингу и обновлению по мере изменений в содержании трудовой деятельности. Помимо кадровых служб работодателей профессиональные стандарты должны обязательно применяться «образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ и при разработке федеральных государственных образовательных стандартов». Данное положение свидетельствует о том, что профессиональные стандарты должны оказать существенное влияние на образовательные программы и федеральные государственные образовательные стандарты и наладить взаимодействие между образовательными организациями и работодателями.

Предлагаемая процедура разработки профессионального стандарта базируется на методе функционального анализа, а именно, на выявлении функций, которые должны выполняться в конкретной области профессиональной деятельности, а не на описании того, кто их выполняет. Другими словами, отправная точка формирования стандарта -анализ трудовой деятельности. Профессиональный стандарт разрабатывается самим профессиональным сообществом (отраслевыми ассоциациями и объединениями работодателей). Разработанный стандарт подается на утверждение в уполномоченный орган.

В целом процесс разработки и обновления каждого профессионального стандарта включает в себя следующие этапы:

Этап 1

• формирование рабочей группы;

• обучение рабочей группы методике разработки функциональной карты, проведения опросов предприятий и разработке единиц профессионального стандарта;

• разработка проекта функциональной карты и первичного списка знаний, умений и ключевых компетенций, необходимых для последующего опроса/анкетирования;

• разработка анкеты для опроса предприятий отрасли, включающей в себя проект функциональной карты, а также первичный список знаний, умений и

138

ключевых компетенций. Этап 2

• организация и проведение опроса предприятий (опрос проводится в очной форме в рамках интервью);

• обобщение данных анкетирования для разработки проекта профессиональных стандартов;

• разработка проекта профессиональных стандартов (титула, паспорта профессионального стандарта, карточек, единиц профессионального стандарта).

Этап 3

• обсуждение проекта профессиональных стандартов в широком профессиональном сообществе (конференции; электронный форум и т.д.);

• доработка проекта профессиональных стандартов с учетом результатов обсуждения;

• представление проекта профессиональных стандартов на утверждении. Структурно профессиональные стандарты состоят из единиц, каждая из которых

соотносится с конкретной трудовой функцией. Каждая единица описывается по параметрам, указанным выше, к которым добавляется еще один важный параметр, а именно требования к содержанию трудовой функции, сформулированные как необходимые действия, или трудовые роли, формирующие идентичность этой трудовой функции. Эти действия, или трудовые роли, позволяют сформировать единство понимания содержания трудовой функции и оценить качество ее выполнения. А также более четко определить требования к знаниям и умениям, необходимым для ее выполнения. И, следовательно, определить необходимый объем содержания обучения, что принципиально важно для формирования образовательных программ [3, с.2].

Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский институт транспорта нефти и нефтепродуктов Транснефть» (ООО «НИИ Транснефть») впервые будет принимать участие в разработке профессиональных стандартов. В 2016 году к разработке по договору с ООР «Российский союз промышленников и предпринимателей» запланированы следующие документы:

- «Машинист оборудования распределительных нефтебаз»;

- «Машинист паровой передвижной депарафинизационной установки»;

- «Приборист нефтегазовой отрасли»;

- «Электромеханик по средствам автоматики и приборам технологического оборудования в нефтегазовой отрасли». К профессионально-общественному обсуждению профессиональных стандартов приглашаются все заинтересованные организации. Завершить разработку планируется в текущем году.

Литература

1. Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов. -М. 2013. 5 с.

2. Профессиональные и Федеральные государственные образовательные стандарты: вопросы разработки, взаимодействия и применения URL: http://www.top-personal.ru/officeworkissue.html?360 (дата обращения 26.03.2016).

3. Олейникова О. Н., Муравьева А. А. «Роль профессиональных стандартов в модернизации системы профессионального образования», М. 2009. 7с.

4. Пахомов К. В., Алексеевичева Ю. В. «О системе сертификации квалификаций специалистов», Academy, М.2015 № 3 (3), с.25-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.